Почему формационный подход к анализу общества сегодня воспринимается многими критически кратко

Обновлено: 05.07.2024

Все мыслимое и реальное многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, социологи разделяют на определенные типы. Несколько типов общества, объединенных сходными признаками, или критериями, составляют типологию. В социологии принято выделять несколько типологий.

Если в качестве главного признака выбирается письменность, то все общества делятся на дописьменные, т.е. умеющие говорить, но не умеющие писать, и письменные, владеющие алфавитом и фиксирующие звуки в материальных носителях: клинописных таблицах, берестяных грамотах, книгах и газетах или компьютерах. Хотя письменность возникла около 10 тыс. лет назад, до сих пор некоторые племена, затерянные где-нибудь в джунглях Амазонки или Аравийской пустыне, незнакомы с ней. Не знающие письменности народы называются доцивилизационными.

Согласно второй типологии, общества также делятся на два класса – простые и сложные. Критерием выступает число уровней управления и степень социального расслоения. В простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных. Таковы первобытные племена. В сложных обществах несколько уровней управления, несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов. Возникшее стихийно социальное неравенство теперь закрепляется юридически, экономически, религиозно и политически.

Помимо рассмотренных социологи выделяют еще ряд других типов общества. По демократичности социально-политических отношений и открытости внешнему миру – открытые и закрытые. По виду господствующей религии – общества исламские, православные, католические и т.д. Однако наибольший интерес социологов вызывает различение обществ по социально-экономическим признакам. Здесь популярны два подхода, или две системы: марксистская (так называемый формационный подход) и теория трех стадий современных западных социологов (цивилизационный подход).

Формационная модель всемирной истории разработана К. Марксом. Согласно ей, человечество от одной стадии, по марксистской терминологии – формации, движется к другой, более высокой и, таким образом, как бы поднимается по лестнице прогресса. Общественно-экономическая формация – это совокупность всех сторон жизни общества на соответствующей ступени развития.

Решающую роль в развитии общества, согласно марксистской теории, играют производственные (экономические) отношения. Они выступают базисом формации, определяющим надстройку общества, т.е. господствующие идеи и взгляды и соответствующие им организации. Переход от одной формации к другой вызывается противоречиями, возникающими в способе производства: развившиеся производительные силы требуют изменений в сложившихся экономических отношениях, а затем и во всей надстройке. Это противоречие в обществе, основанном на частной собственности, принимает форму классовой борьбы, где одни классы стремятся сохранить прежний порядок вещей, другие стремятся к решительным преобразованиям. Высшей формой классовой борьбы является социальная революция. Ее победой и знаменуется переход к новой, коммунистической формации. Ключевые критерии формационной системы марксистов – формы собственности на средства производства и классовая структура общества. По ним выделяются пять исторических ступеней развития общества – пять общественно-экономических формаций, или типов общества: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. При этом рабовладельческое, феодальное и капиталистическое общества рассматриваются как классово-антагонистические, эксплуататорские и кризисные, враждебные человеку труда. А коммунистическое (на первой фазе – социалистическое) – как наиболее справедливое и гармоничное, в котором нет разделяющей людей частной собственности, все равны, в меру сил и охотно трудятся и в котором трудящиеся имеют подлинную свободу, демократию и высокий уровень благосостояния. Однако реальный опыт развития обществ в XX в., когда капитализм и социализм оказались конкурирующими современниками, подобные выводы не подтвердил.

Формационный подход, еще недавно рассматривавшийся в отечественном обществознании как единственно верный, сегодня воспринимается многими критически. Прежде всего подвергается сомнению его универсальность, применимость ко всем странам и эпохам. Далеко не все исторические факты "укладываются" в формационную схему. Например, одновременно с рабовладельческими государствами Средиземноморья существовали племена, находившиеся на стадии первобытного, архаического строя, а также общества восточного типа. Теоретически рабовладельческий строй представляет собой следующую за родовым строем ступень развития, в реальной же истории оба они существовали в одну историческую эпоху. При этом гибель рабовладельческим государствам принесли народы и племена, находившиеся на более примитивной ступени развития.

Не вписываются в рамки формационного подхода и многие современные явления. Представления о достижимости в обозримом будущем коммунистической фазы развития многие считают утопичными.

Критикуя марксистскую теорию формации, ряд исследователей тем не менее поддерживают саму идею выделения стадий в мировом историческим процессе.

Теория трех стадий выдвинута на рубеже 1950-60-х гг. такими западными социологами, как американцы Д. Белл и У. Ростоу, француз Р. Арон и др. Эта концепция отражает смену технологических эпох (цивилизаций) во всемирной истории и отталкивается прежде всего от характера и уровня развития экономики (какая из сфер является ведущей, каковы техника, технология и организация производства, роль науки и знаний в жизни людей и т.д.). Согласно ей, в глобальном развитии человечества выделяются три типа общества: 1) доиндустриальное, или аграрное, традиционное (преимущественно с добывающей экономикой); 2) индустриальное (с развитием прежде всего обрабатывающей промышленности) и 3) постиндустриальное, в основе которого интеллектуальные, информационно-компьютерные технологии.

10 тысяч лет назад началась первая волна крупных изменений. Она преобразовала племена кочевников в оседлых крестьян. Эта аграрная революция положила начало цивилизационному этапу человеческой истории. Таким образом, первой стадией мировой цивилизации стало аграрное, или традиционное общество. Затем, приблизительно 300 лет назад, в Западной Европе началась промышленная революция. Ее результатом явилось превращение аграрного общества в индустриальное. И вновь существенно изменился образ жизни людей. Сегодня мы наблюдаем третью волну изменений, которая не менее глубока, чем промышленная революция, но протекает значительно быстрее. Мир вступает в постиндустриальное информационное общество.

Наиболее продолжительной в человеческой истории была доиндустриальная стадия – несколько тысячелетий. В этот бесконечно долгий период одни и те же орудия и методы производства существовали веками. Позднее же историческое время как бы сжимается, особенно в XX в., когда на протяжении жизни даже одного поколения людей техника и технологии обновляются многократно. Среди причин этого рост численности мирового населения, его образованности и активности; накопление человечеством научных знаний и широкий обмен ими; бурное развитие международного сотрудничества; научно-технический прогресс, рост производительности труда и т.д.

Вопросы и задания

1. Как соотносятся понятия "цивилизация" и "культура"?

2. Объясните термин "типология". Назовите известные вам типологии общества.

3. Кем разработана формационная модель всемирной истории? Дайте определение общественно-экономической формации.

4. Почему формационный подход к анализу общества сегодня воспринимается многими критически?

5. Что представляет собой теория трех стадий?

6. Для традиционного общества характерно (-а):

А) ценность человеческой личности;

Б) динамичное развитие;

В) высокая роль религии;

Г) индустриальное производство.

7. В чем состоят основные различия между теорией формаций и теорией цивилизационных вол развития общества?

8. Что такое цивилизация?

9. Для современного постиндустриального общества характерна ведущая роль:

Почему формационный подход к анализу сообщества сегодня воспринимается многими критически?

  • Галина Лавреньтьева
  • Обществознание
  • 2019-04-11 19:26:29
  • 2
  • 1

, формационный подход в русское время рассматривающийся в российском обществознании как единственно верный, сейчас воспринимается многими критически. До этого всего, подвергается сомнению его универсальность, применимость ко всем ко всем странам и эпохам. Далековато не все исторические факты укладываются в формационную схему. Например, сразу с рабовладельческими государствами Средиземноморья существовали племена, находившиеся на стадии первобытного, архаичного строя, а также общества восточного типа. На теоретическом уровне рабовладельческий строй представляет собой последующую за родовым строем ступень развития, в реальной же истории оба они существовали в одну историческую эру. При этом погибель рабовладельческим государствам принесли народы и племена, находившиеся на более примитивной ступени развития. Не вписываются в рамки формационного подхода и многие современные явления. Представления о достижимости в обозримом будущем коммунистической фазы развития многие считают утопичными.

Почему формационный подход к анализу общества сегодня воспринимается многими критически?


, формационный подходв советское время рассматривающийся в отечественном обществознании как единственно верный, сегоднявоспринимается многими критически.

Прежде всего, подвергается сомнению его универсальность, применимость ко всем ко всем странам и эпохам.

Например, одновременно с рабовладельческими государствами Средиземноморья существовали племена, находившиеся на стадии первобытного, архаичного строя, а также общества восточного типа.

Теоретически рабовладельческий строй представляет собой следующую за родовым строем ступень развития, в реальной же истории оба они существовали в одну историческую эпоху.

При этом гибель рабовладельческим государствам принесли народы и племена, находившиеся на более примитивной ступени развития.

Не вписываются в рамки формационного подхода и многие современные явления.

Представления о достижимости в обозримом будущем коммунистической фазы развития многие считают утопичными.

Наиболее разработанными в отечественной исторической и философской науке подходами к объяснению сущности и особенностей исторического процесса являются формационный и цивилизационный.

Под формацией понимался исторически определенный тип общества, рассмотренный в органической взаимосвязи всех его сторон и сфер, возникающий на основе определенного способа производства мате­риальных благ. В структуре каждой формации вы­делялись экономический базис и надстройка. Базис (иначе он назывался производственными отношения ми) — совокупность общественных отношений, скла­дывающихся между людьми в процессе производст­ва, распределения, обмена и потребления материаль­ных благ (главными среди них являются отношения собственности на средства производства). Надстрой­ка понималась как совокупность политических, пра­вовых, идеологических, религиозных, культурных и иных взглядов, учреждений и отношений, не охваты­ваемых базисом. Несмотря на относительную само­стоятельность, тип надстройки определялся характе­ром базиса. Он же представлял собой основу форма­ции, определяя формационную принадлежность того или иного общества. Таким образом, марксизм понимает исторический процесс как закономерную, объективно обусловленную, ес-тественноисторическую смену общественно-экономи­ческих формаций.

v первобытную,

v рабовладельческую,

v феодальную,

v капиталистическую

v и коммунистическую, первой фазой которой является социализм.

Формационный подход основывается на нескольких постулатах:

1) представление об истории как о закономерном, внутренне обусловленном, прогрессивно-поступа­тельном, всемирно-историческом и телеологическом (направленном к цели — строительству коммунизма) процессе. Формационный подход практически отри цал национальную специфику и своеобразие отдель­ных государств, акцентируя внимание на том общем, что было характерно для всех обществ;

2) решающая роль материального производства в жизни общества, представление об экономических факторах как базисных для других общественных от­ношений;

3) необходимость соответствия производственных отношений производительным силам;

4) неизбежность перехода от одной общественно-экономической формации к другой.

На современном этапе развития обществознания в нашей стране теория общественно-экономических формаций переживает очевидный кризис, многие ав­торы выдвинули на первый план цивилизационныйподход к анализу исторического процесса.

Цивилизационныйподход к изучению общества

На современном этапе развития обществознания в нашей стране теория общественно-экономических формаций переживает очевидный кризис, многие ав­торы выдвинули на первый план цивилизационныйподход к анализу исторического процесса.




Таким образом, если формация концентрирует внимание на универсальном, общем, повторяющем­ся, то цивилизация — на локально-региональном, уникальном, своеобразном. Эти подходы не исключа­ют друг друга. В современном обществознании идут поиски в направлении их взаимного синтеза.

Общественный прогресс и его критерии

Принципиально важно выяснить, в каком направ­лении движется общество, находящееся в состоянии непрерывного развития и изменения.

Под прогрессом понимается направление разви­тия, для которого характерно поступательное движение общества от низших и простых форм общественной организации к более высоким и слож­ным.

Понятию прогресса противоположно понятие регресс, для которого характерно обратное движениеот высшего к низшему, деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям.

Марксизм усматривает прогресс в переходе от одной общественно-экономической формации к другой, более высокой. Некоторые социологи сутью прогресса считали усложнение социальной структуры, рост социальной неоднородности. В современной социологии исторический прогресс связывается с процессом модернизации, т. е. переходом от аграрного общест­ва к индустриальному, а затем и к постиндустриаль­ному-

В этой связи актуален вопрос о критериях про­гресса. Различают две формы социального прогресса: ре­волюцияи реформа.

Революцияэто полное или комплексное изме­нение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего со­циального строя.

Наиболее разработанными в отечественной исторической и философской науке подходами к объяснению сущности и особенностей исторического процесса являются формационный и цивилизационный.

Под формацией понимался исторически определенный тип общества, рассмотренный в органической взаимосвязи всех его сторон и сфер, возникающий на основе определенного способа производства мате­риальных благ. В структуре каждой формации вы­делялись экономический базис и надстройка. Базис (иначе он назывался производственными отношения ми) — совокупность общественных отношений, скла­дывающихся между людьми в процессе производст­ва, распределения, обмена и потребления материаль­ных благ (главными среди них являются отношения собственности на средства производства). Надстрой­ка понималась как совокупность политических, пра­вовых, идеологических, религиозных, культурных и иных взглядов, учреждений и отношений, не охваты­ваемых базисом. Несмотря на относительную само­стоятельность, тип надстройки определялся характе­ром базиса. Он же представлял собой основу форма­ции, определяя формационную принадлежность того или иного общества. Таким образом, марксизм понимает исторический процесс как закономерную, объективно обусловленную, ес-тественноисторическую смену общественно-экономи­ческих формаций.

v первобытную,

v рабовладельческую,

v феодальную,

v капиталистическую

v и коммунистическую, первой фазой которой является социализм.

Формационный подход основывается на нескольких постулатах:

1) представление об истории как о закономерном, внутренне обусловленном, прогрессивно-поступа­тельном, всемирно-историческом и телеологическом (направленном к цели — строительству коммунизма) процессе. Формационный подход практически отри цал национальную специфику и своеобразие отдель­ных государств, акцентируя внимание на том общем, что было характерно для всех обществ;

2) решающая роль материального производства в жизни общества, представление об экономических факторах как базисных для других общественных от­ношений;

3) необходимость соответствия производственных отношений производительным силам;

4) неизбежность перехода от одной общественно-экономической формации к другой.

На современном этапе развития обществознания в нашей стране теория общественно-экономических формаций переживает очевидный кризис, многие ав­торы выдвинули на первый план цивилизационныйподход к анализу исторического процесса.

Цивилизационныйподход к изучению общества

На современном этапе развития обществознания в нашей стране теория общественно-экономических формаций переживает очевидный кризис, многие ав­торы выдвинули на первый план цивилизационныйподход к анализу исторического процесса.

Таким образом, если формация концентрирует внимание на универсальном, общем, повторяющем­ся, то цивилизация — на локально-региональном, уникальном, своеобразном. Эти подходы не исключа­ют друг друга. В современном обществознании идут поиски в направлении их взаимного синтеза.

Общественный прогресс и его критерии

Принципиально важно выяснить, в каком направ­лении движется общество, находящееся в состоянии непрерывного развития и изменения.

Под прогрессом понимается направление разви­тия, для которого характерно поступательное движение общества от низших и простых форм общественной организации к более высоким и слож­ным.

Понятию прогресса противоположно понятие регресс, для которого характерно обратное движениеот высшего к низшему, деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям.

Марксизм усматривает прогресс в переходе от одной общественно-экономической формации к другой, более высокой. Некоторые социологи сутью прогресса считали усложнение социальной структуры, рост социальной неоднородности. В современной социологии исторический прогресс связывается с процессом модернизации, т. е. переходом от аграрного общест­ва к индустриальному, а затем и к постиндустриаль­ному-

В этой связи актуален вопрос о критериях про­гресса. Различают две формы социального прогресса: ре­волюцияи реформа.

Революцияэто полное или комплексное изме­нение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего со­циального строя.

Формационный подход к обществу связывают с известной марксистской концепцией общественно-экономической формации. К. Маркс исходит из того, что " в общественном производстве своей жизни, люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества. Формационный подход предполагает скачкообразное революционное движение общества от одной общественно-экономической формации к другой. Источником движения являются изменение в способе производства материальных условий жизни.

Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание.

Эволюция человеческого общества рассматривается как последовательная смена основных формаций: первобытно — общинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической.

В основе формационной теории развития общества лежат: 1 ) деления общества на классы, 2) развития производительных сил, 3) отношения собственности.

14. Цивилизационный подход к анализу общества (н,я,Данилевский, о.Шпенглер, а.Тойнби).

Указанные социологи обратили внимание на то, что уже в ранней истории возникли крупные социокультурные общности — цивилизации, в состав которых входили многие государства. В цивилизации принято выделять четыре подсистемы: биосоциальную (воспроизводство населения, здоровье, одежда и т. д.); экономическую; политическую; культурную.

Прогресс цивилизации у него не в том, чтобы идти в одном направлении, а чтобы проходить равные расстояния. Любая цивилизация имеет право на существование, независимо от вклада в мировую историю, и ценна своим своеобразием. Решающим фактором для Данилевского является динамика социально-экономических процессов.

2)Шпенглер. Поставил проблему глубинного проникновения в чужую культуру, тем самым сделав важный шаг в изучении локальных цивилизаций. Он выделял восемь "организмов", выражающих коллективную "душу" народа и проходящих определённый жизненный цикл, длящийся около тысячелетия.

А. Тойнби основным критерием выделения цивилизаций называл религию и выделял в истории человечества 21цивилизацию, 17из которых уже мертвы. Прогресс человечества А.Тойнби усматривал в духовном совершенствовании, эволюции от примитивных верований через универсальные мировые религии к единой религии будущего.

Читайте также: