Что является формой предметов при изображении плоскостного рисунка у ребенка в доу ответ
Обновлено: 07.07.2024
Ожидайте
Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Ожидайте
Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК
Перезвоните мне
В процессе игр со строительным материалом, конструкторами, геометрической мозаикой у детей происходит накапливание опыта, обогащение материала.
Бесплатные занятия с логопедом
Бесплатный курс ИКТ для детей
Анализ программных задач
1. Учить различать и называть плоские геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Учить приемам обследования их осязательно-двигательным путем.
2. Познакомить с признаками плоских геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника, прямоугольника, овала.
3. Учить различать и называть объемные геометрические фигуры: шар, куб, цилиндр, конус, пирамиду, призму, параллелепипед.
4. Познакомить с различными видами:
5. Учить определять форму окружающих предметов.
6. Учить моделировать геометрические фигуры, узоры, картинки (рисовать, выкладывать из палочек, составлять из других геометрических фигур).
Методика формирования умения различать и называть плоские геометрические фигуры (задача 1)
Предварительная работа
В процессе игр со строительным материалом, конструкторами, геометрической мозаикой у детей происходит накапливание опыта, обогащение восприятия. Под руководством взрослых они овладевают способами обследования предметов осязательно-двигательным путем, учатся правильно называть некоторые формы фигуры.
Модели геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника (демонстрационные и раздаточные).
Строительный материал, конструкторы, геометрическая мозаика.
Плоские предметы с ярко выраженной формой: круглой — пуговица, монета, блин; квадратной — платок, салфетка; треугольной — косынка и др.
Методика обучения
Начинаем работу во II младшей группе.
Последовательность изучения геометрических фигур:
1. Визуальное узнавание и называние.
2. Обследование осязательно-двигательным путем.
3. Взаимное наложение.
4. Выделение некоторых элементов (стороны, углы) и свойств.
5. Словесное описание.
6. Разнообразная деятельность с фигурами.
Фрагмент 1:
— Это квадрат. Повторите.
— Положите перед собой. Что это?
— У квадрата есть стороны.
— Что вы показываете?
— Сколько сторон у квадрата? (Много или четыре.)
— У квадрата есть углы.
— Покажите углы. Что вы показываете?
— Сколько углов у квадрата? (Много или четыре.)
Замечание: при показе стороны надо проводить пальцем вдоль ее протяженности (это отрезок). При показе углов проводим пальцем, обозначая стороны угла. В старшей группе можно познакомить с вершинами, показав на них пальцем (это точка).
Фрагмент 2:
— Это круг. Повторите.
— Положите перед собой. Что это?
— У круга есть углы и стороны? (Нет.)
Замечание: с кругом и квадратом лучше знакомить в сравнении. Постоянно меняем наглядный материал, чтобы ребенок не воспринял математический термин как название показанной игрушки.
Фрагмент 3:
— Это треугольник. Повторите.
— Положите перед собой. Что это?
— У треугольника есть стороны.
— Что вы показываете?
— Сколько сторон у треугольника? (Много или три.)
— У треугольника есть углы.
— Покажите углы. Что вы показываете?
- Сколько углов у треугольника? (Много или три.)
Замечание: вначале лучше использовать равносторонние треугольники.
Усложнения
1. Сначала рассматриваем фигуры одного цвета и величины, отличающиеся только по форме.
2. Рассматриваем фигуры разные по форме, цвету, величине, учим их группировать по указанному признаку.
3. Определяем форму плоских предметов с ярко выраженной конфигурацией.
4. Выкладываем сериационные ряды из трех фигур.
Дидактические игры
- мышка обежала полянку и вернулась домой (круг)
- мышка взобралась на стол, побежала по столу, упала на пол и вернулась домой (квадрат)
- мышка взобралась на горку, скатилась с горки и вернулась домой (треугольник)
Задание для студентов: придумать по три фрагмента занятий на развитие представлений дошкольников о геометрических фигурах.
Данные тестовые задания могут быть использованы для проверки знаний воспитателей при подготовке к проведению семинара, педсовета по изобразительному творчеству в детском саду, для составления справки о результатах проверки планирования и организации работы по изобразительной деятельности.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕОРИИ И МЕТОДИКЕ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА
1. Целью обучения изобразительной деятельности детей является.
а) формирование знаний;
б) формирование навыков;
в) формирование умений;
г) содействие развитию творческой личности;
д) подготовка к школе.
2. Какой прием обучения используется на I этапе работы с детьми?
а) прием мысленного создания собственной картины по названию, данному художником;
б) вопросы конкретного характера, направленные на формирование эмоционально-личностного отношения к картине
в) прием сравнения;
г) рассказ-образец, раскрывающий эмоционально-личнное отношение педагога к картине;
д) поиск композиционных и колористических вариантов решения
3.Выразительным средством в изобразительной деятельности является.
в) передача пространственных отношений;
г) активизация волевых усилий;
д) степень грамотности изображения.
4.Какое произведение написано В. В. Васнецовым?
5.Определите показатели, характерные для детского восприятия в доизобразительном периоде;
в) расчлененность;
г) аналитичность;
6.Какие изобразительные движения осваивает ребенок в течение 2 года жизни?
а) основные формообразующие движения;
б) не осваивает никакие движения;
в) разнообразные рисовальные движения орудийного характера;
г) вариативное использование формообразующих движений;
д) все ответы неверны.
7.Какие качества характеризуют детские работы в изобразительном периоде?
а) выразительность образов;
б) высокая степень грамотности;
в) глубина мысли;
г) широта общения;
д) увлеченность, захваченность деятельностью.
8. Что можно отнести к одному из этапов
творческого акта в изобразительной деятельности?
а) подбор материала для художественной деятельности детей;
б) создание условий для изобразительной деятельности;
в) исполнение замысла;
г) осознание необходимости создания произведения;
д) увлеченность, захваченность деятельностью
9. Наблюдение в изобразительной деятельности является.
а) способом обучения детей изобразительным навыкам и умениям;
б) задачей обучения;
в) наглядным методом;
г) видом деятельности;
д) приемом обучения изобразительных умений и навыков.
10. Что не рассматривается учёными как вид изобразительной деятельности?
а) рисование;
в) аппликация;
г) конструирование;
11. Средством художественной выразительности в предметной лепке является.
а) пластичность, передача формы и движения;
в) акцентирование на отдельных признаках предмета;
д) части предмета.
12. Структура, взаимосвязь важнейших элементов художественного произведения, от которой зависит весь его смысл, — это.
г) композиция;
13. Дети первой младшей группы передают в рисунках изображения предметов:
а) треугольной формы;
б) прямоугольной формы;
в) округлой формы;
г) любой формы;
д) квадратной формы.
14. В какой группе учат приклеивать детали к основной форме?
а) второй младшей;
в) подготовительной;
д) первой младшей.
15. Создавать общие сюжетные композиции из природного материала дети начинают в группе .
г) первой младшей;
д) второй младшей.
16. Дети средней группы составляют узоры по мотивам росписи.
г) дымковской;
д) в средней группе эти росписи не используют.
17. Какая техника не используется в аппликации?
Варианты ответа:
а) приклеивание деталей к основе;
д) рисование по мокрому.
18. Интегрированные занятия по изобразительной деятельности направлены на.
а) ознакомление с новым материалом;
г) предоставление детям большей самостоятельности в
выборе техник и материалов;
д) диагностику ручной умелости.
19. Какая деятельность не относится к формам организации работы по развитию художественного творчества с детьми в группе ДОУ?
20. В содержание предметно-развивающей среды для изоб-
разительной деятельности воспитанников входит.
а) оборудование и мебель группы;
б) наличие актового зала;
в) наличие разнообразных художественных материалов, их сменяемость, качество, внешний вид;
г) количество игрушек в группе;
д) разнообразие детской литературы.
Как научить ребенка восприятию формы, величины, цвета предметов
Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств . (Маклаков А.Г.)
ВОСПРИЯТИЕ ФОРМЫ, ВЕЛИЧИНЫ, ЦВЕТА.
Использованная литература:
1. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей – форма, цвет, звук. – Яро-славль: Академия развития, 1999.
2. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. – М.: Владос, 2001.
3. Лебедева А.Н. Развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста. – М., 2004.
4. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и игровых упражнений. – М.: Книголюб, 2008.
5. Печора К.Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи. – М.: Скрипторий 2003, 2006.
Готовимся к школе
Вхождение детей в мир математики начинается в дошкольном возрасте, они сравнивают предметы по величине, устанавливают количественные и пространственные отношения, устанавливают геометрические эталоны, овладевают моделирующей деятельностью.
В процессе ознакомления дошкольников с началами геометрии можно выделить два аспекта: формирование представления о форме предметов и геометрических фигур на сенсорной основе о формирование представлений о геометрических фигурах, их элементов и свойствах.
Чем раньше мы начинаем знакомить ребенка с геометрическими формами, тем легче и быстрее он сможет освоить эту не простую науку.
Восприятие конкретной предметной формы очень рано доступно ребенку. Уже во втором году можно констатировать у детей узнавание знакомых предметов по контору. В дальнейшем в дошкольном возрасте даже довольно сложные контурные силуэты , рисунки легко узнаются детьми.
На основании исследований, проведенными педагогом-психологом Шабалиным можно утверждать, что у дошкольников форма является одним из основным признаков распознания предметов.
Вопросами формирования у детей представления о геометрической форме занимались такие известные педагоги-исследователи: А.М. Леушина, В.Г. Житомирский, А.А. Столяр, О.А. Смоленцева, А.А. Венгер и др.
Опираясь на анализ общеобразовательных программ и ФГОС, были определены цели и задачи по ознакомлению с геометрическими фигурами с детьми 5-7 лет.
Цель: развитие представления о геометрической форме у детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
1. Знакомство с особенностями круга, овала, квадрата, прямоугольника( старшая группа)
Подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются четырехугольниками
2.Дать представление о многоугольниках ( подготовительная группа)
3. Закрепление умения моделировать геометрические фигуры( подготовительная группа)
1. Развитие действия наглядного моделирования.
2. Развитие умения выявлять объективные связи между предметами и формой, их частями.
3. Развитие логического мышления, сообразительности , внимания.
4. Развитие смекалки, зрительной памяти, воображения.
5. Закрепления умения с помощью измерения, выкладывания, построения определять свойства предметов.
6.Формирование мыслительных операций, умение аргументировать свои высказывания.
7.Применение познавательных и речевых умений при ознакомлении с формой.
8. Проявление интереса к окружающему миру, к геометрической форме в пространстве.
1. Воспитание дружеских взаимоотношений, умение работать в коллективе.
2. Воспитание чувства взаимовыручки, желание придти на помощь.
3. Развитие интереса к математическим занятиям, умение доводить начатое до конца.
Создавая систему работы с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с геометрическими формами необходимо знать и учитывать их возрастные особенности:
- Способность мысленно находить часть от целой фигуры, достраивать фигуры по схеме, конструировать фигуры, способность срисовывать плоскостные геометрические фигуры.
- Способность к выполнению простых графических движений (линий, овалов, кругов)
- Дети, способные к произвольному запоминанию (умение принять и самостоятельно поставить задачу и проконтролировать её выполнение при запоминании как словесного, так и наглядного), зрительно легче запоминает наглядные образы, чем словесные.
- Способны овладеть приемами логического запоминания( смысловые отношения и смысловые группировки, но еще не способны быстро и четко переключить внимание с одного объекта, вида деятельности на другой), мышлению
- Дети старшего дошкольного возраста способны к систематизации, классификации и группировки процессов, явлений, предметов, к анализу простых причинно-следственных связей
- Повышается активность, усиливается его целенаправленность.
- Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия, переходят к сенсорным эталонам — культурно-выбранными средствами восприятия.
Итак, мы видим, что достижения в психологическом развитии ребенка создают благоприятные условия для ознакомление с геометрическими формами и их разновидностями
Изложенные задачи и возрастные особенности детей старшего возраста послужили основой для разработки системы заданий, которые я использую при организации образовательной деятельности, режимных моментах, в самостоятельной деятельности детей.
Вначале были выработаны 2 этапа знакомства детей с геометрическими формами.
1 этап — сенсорное восприятие формы предметов и геометрических форм.
1 этап
Первоначальным звеном этого этапа являются представление о некоторых признаках геометрических форм, умение обобщать их на основе общих признаков.
Приведу несколько примеров:
Цель: сравнение двух геометрических форм, определяя их основные признаки.
Цель : Умение соотносить предмет и геометрическую форму( в игре используется набор карточек с изображением геометрических форм)
Содержание: показывается какой-либо предмет окружающей обстановки, ребенок находит карточку с изображением геометрической формы, соответствующей форме названного предмета: косынка- треугольник, яйцо- овал, коврик-квадрат, блюдце-круг.
Цель: Развитие умения группировать различные предметы, имеющие определенную геометрическую форму
Содержание: ребенок находит в мешочке предмет и описывает его словами, не называя другие детали. Задача ровесников: отгадать о какой геометрической форме идет речь.
Следующее звено этого этапа заключается в формировании у детей умения на основе непосредственного сопоставления с геометрической фигурой давать словесные определения с геометрической формой предметов.
Для игр и упражнений подбираются предметы с четко выраженной основной формой без каких-либо деталей( блюдце, обруч, тарелка- круглая; платок, лист бумаги, коробка -квадратные и т.п.)
Можно использовать следующие дидактические игры и упражнения:
Следующим звеном предусматривается знакомство с четырехугольниками: группировка фигур по признаку количества углов, вершин, сторон, абстрагирует мысль детей от других, несущественных признаков.
В дальнейшем в закреплении представлений детей о четырехугольниках используя в работе упражнения на классификацию фигур разного размера и цвета, зарисовка четырехугольника разного вида на бумаге.
Варианты упражнений на группировку четырехугольников:
— отобрать все разные четырехугольники ( назвать фигуры данной группы);
-отобрать четырехугольники с равными сторонами и назвать их;
-отобрать все большие четырехугольники, назвать цвета и формы;
-слева расположить все четырехугольники, справа -не четырехугольники: назвать их форму, цвет, величину.
Можно использовать и такой прием: детям раздаются фигуры разного размера с контурным изображением по форме и размеру, нужно наложить их на контурное изображение. Выполнено правильно- когда фигура совпадает по контуру.
Важной задачей является формирование умение детей сравнивать форму предметов с геометрическими фигурами, как эталонами предметной формы. Хорошо усвоив геометрические фигуры, ребенок всегда успешно справляется с обследованием предметов, выделяя в каждом из них общую, основную форму и форму деталей.
Можно предложить детям заштриховать красным карандашом внутреннюю область фигуры, а синим обвести границы, стороны. Это помогает показать отдельные элементы фигуры, но и отметить вершины, стороны и углы разных форм.
Чтобы убедить детей, что выделенные ими признаки являются характерными свойствами, проанализировать фигуру, предлагаются те же фигуры, но больших размеров. Обследуя их, дети подсчитывают вершины, углы, и стороны у квадрата, прямоугольника, ромба, трапеции ( четырехугольника) и приходит к общему выводу, что все эти фигуры независимо от размера имеют 4 вершины, 4 стороны, 4 угла и т.д.
В подобных заданиях важно ставить самих детей в положение ищущих ответа, умение делать свои заключения, уточнять и обобщать ответы.
2 этап
Следующая задача этого этапа: научить детей составлять плоские геометрические фигуры путем преобразования разных фигур.
Например: из двух треугольников сложить квадрат, из 2-3 квадратов, сгибая их разными способами, получить новые фигуры( треугольники, маленькие квадраты, прямоугольники, ромбы).
Цель: составление геометрических фигур из частей
Содержание: детям дается большой круг, квадрат, прямоугольник, которые делятся на четыре части, все фигуры с одно стороны окрашены в одинаковый цвет, а с другой — каждая фигура имеет свой цвет. Такой набор дается каждому ребенку.
Вначале дети смешивают части всех фигур, каждая из которых разделены пополам, сортируют их по цвету и в соответствии с образцом составляют целое. Дети вновь смешивают части и дополняют их элементами тех же фигур, разделенных на четыре части, снова сортируют и снова составляют целые фигуры. Затем все фигуры и их части поворачивают другой стороной, имеющий одинаковый цвет, и из смешанного множества разных частей выбирают те, что нужны для составления круга, квадрата, прямоугольника. Последняя задача является более сложной для детей, т.к. все части одноцветные, приходится делать выбор по размеру и форме.
Очень важно упражнять детей в комбинировании геометрических фигур, в составлении разных комбинаций из одних и тех же форм.
Варианты конструктивных заданий (построение фигур из палочек и преобразование одной фигуры в другую путем удаления нескольких палочек) углубляются и систематизируются:
- сложить два квадрата из семи палочек
- сложить три треугольника из семи палочек
- сложить прямоугольник из шести палочек
- из пяти палочек сложить два разных треугольника
- из девяти палочек составить четыре разных треугольника
- можно ли из одной палочки на столе построить треугольник
- можно ли из двух палочек построить на столе квадрат
Эти упражнения способствуют развитию сообразительности, памяти, мышления.
Одной из задач в подготовительной к школе группе — познакомить с многоугольником, его признаками.
Решение этой задачи позволяет подвести детей к обобщению: все фигуры, имеющие три и более угла, вершины, стороны, относятся к группе многоугольников.
В начале работы детям показываю модель круга и новую фигуру — пятиугольник. Предлагаю сравнить их и выяснить, чем отличаются эти фигуры. Предлагаю детям показать круг и попытаться прокатить многоугольник, он не катится по столу. Дети считают углы, стороны, вершины и устанавливают, почему это многоугольники. Затем показываю картинку с изображением различных многоугольников. Как можно назвать фигуры одним словом? Для уточнения знаний о многоугольнике даю задание по зарисовке фигур на листке в клеточку. Затем показываю разные способы преобразования фигур: обрезать ли отогнуть углы у квадрата- получится восьмиугольник, накладывая два квадрата друг на друга получишь восьмиконечную звезду.
Основная задача всей работы — наполнить повседневную жизнь детей интересными идеями, делами, способствующая развитию мыслительной деятельности.
Формирование у детей представления о геометрической форме развивается и закрепляется в процессе организации образовательной деятельности: формирование элементарных математических представлений, рисование, лепке, аппликации, развитие речи, физическая культура.
В обогащение личного опыта, в развитии интеллектуальных способностей и логического мышления важно взаимодействия с родителями. Поэтому задача нашей работы заключается в том, что мы должны нацелить их на то, чтобы они закрепляли умения и знания в играх дома, что помогает детям подготовиться к обучению в школе
Автор: Буева Алла Григорьевна, воспитатель МБДОУ детский сад №3 д. Ясенцы, Нижегородской области, Россия.
Читайте также: