Что влияет на успешность педагогического взаимодействия субъектов в современной школе

Обновлено: 02.07.2024

Регуляторами взаимодействия людей друг на друга являются механизмы внушения, конформности и убеждения, когда под действием мнений, отношений одного партнера изменяются мнения, отношения другого партнера. Они формируются на базе более глубокого свойства живых, систем – подражания. В отличие от последнего, внушение, конформность и убеждение регулируют межличностные нормы мыслей и чувств.

Внушение – это такое влияние на других людей, которое они воспринимают неосознанно. Конформность – в отличие от внушения представляет собой явление сознательного изменения мнений, оценок [23, с. 253].

Универсальным механизмом регуляции поведения является установка, пронизывающая все уровни функционирования человека и его психики. Под установкой понимается готовность реагировать определенным образом в однотипной ситуации. Самому носителю его установки в большинстве случаев представляются абсолютно правильными, поэтому они чрезвычайно устойчивы и с трудом поддаются изменению через внешние воздействия. Консерватизм и ригидность установок усиливаются с возрастом.

Партнеры с разными установками не всегда понимают друг друга, плохо сотрудничают. Благоприятному развитию взаимоотношений способствует совместимость установок партнеров.

Установки, потребности, интересы, отношения в целом, выступают как мотивы, определяют перспективные направления взаимодействия партнеров, в то время как тактика общения регулируется еще и взаимным пониманием личностных особенностей людей, их образами-представлениями друг о друге и о себе [54, с. 426].

В процессе общения как взаимодействии (вербальном, физическом, невербальном) индивид может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие решения, на выполнение и контроль действий, т. е. на все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения. Другими словами – не бывает общения без воздействия и регуляции, так же как взаимодействия без общения [53, с. 242].

Основными факторами эффективного социально-педагогического взаимодействия являются: идентификация, эмпатия, аттракция и рефлексия.

Под идентификацией понимается мысленный процесс уподобления себя партнеру по взаимодействию с целью познать и понять его мысли и представления.

Эмпатия – способность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми его мыслями и чувствами. Способность к эмоциональному отражению у разных людей неодинакова [55, с. 427].

Аттракция как аспект общения связана с эмоциями, чувствами и настроением в личных контактах партнеров. Появляются последние в выразительных движениях субъектов общения, их действия, поступков, поведении. В них находят выражения отношения, которое становится своеобразным социально-психологическим фоном взаимодействия, предопределяя больший или меньший успех в совместной деятельности. Когнитивная сторона общения как раз и служит целям согласования внутренних и внешних противоречий в позициях партнеров [53, с. 475].




Можно разделить процесс взаимодействия людей на три этапа (уровня): начальный, средний и заключительный.

Главное в успехе первичных контактов заключается в приятии или неприятии партнерами по взаимодействию друг друга. При этом они не составляют простой суммы индивидов, а являются некоторым совершенно новым и специфическим образованием связей и отношений, которое регулируется реальным или воображаемым (представляемым) различием – сходством, подобием-контрастом людей, включенных в совместную деятельность (практическую или умственную). Различия между индивидами – одно из основных условий развития их взаимодействий (общения, отношений, совместимости, срабатываемости), а также их самих как личностей.

На среднем уровне взаимодействия людей, который получил название продуктивной совместной деятельности, постепенно развивающееся активное сотрудничество находит все большее выражение в эффективном решении проблемы соединения взаимных усилий партнеров.

На высшем уровне взаимодействия всегда выступает исключительно эффективная совместная деятельность людей, сопровождающаяся взаимопониманием. Взаимопонимание людей – это такой уровень их взаимодействия, при котором они осознают содержание и структуру настоящего и возможного очередного действия партнера, а также взаимно содействуют Достижению единой цели. Для взаимопонимания недостаточно совместной деятельности, нужно взаимосодействие. Оно исключает свой антипод – взаимопротиводействие, с появлением которого возникают недопонимание, а потом и непонимание человека человеком. В то же самое время взаимное непонимание – одна из существенных предпосылок распада взаимодействия людей или причина самых разнообразных межличностных затруднений, конфликтов [23, с. 242].

Условия эффективности социально-педагогического взаимодействия.

Используя общение, при социально-педагогическом взаимодействии, изменяя его содержание, тон, стиль, варьируя соотношение функций, можно изменять настроение клиента, его отношение к предметам и явлениям, обогащать его знания, развивать мышление, изменять предметную и духовную деятельность. Тем самым можно целенаправленно развивать определенные черты характера, качества личности.

К, примеру, успех использования общения при взаимодействии в воспитании зависит от выполнения определенных требований (условий). В самом общем виде они сформулированы А. А. Бодалевым:

1) общение становится педагогически эффективным, если оно осуществляется в соответствии с единым гуманистическим принципом во всех сферах жизни воспитанника – в семье, в школе, во внешкольных учреждениях и др.;

2) если общение сопровождается воспитанием отношения к человеку как высшей ценности;

3) если обеспечивается усвоение необходимых психолого-педагогических знаний, умений и навыков познания других людей и обращения с ними [4, с. 88].

В своих работах Н. Е. Щуркова формулирует следующие общие правила плодотворного общения:

1) формирование чувства Мы с воспитанниками;

2) установление личностного контакта с детьми;

3) демонстрация им собственной расположенности;

4) показ ярких целей совместной деятельности;

5) подчеркивание положительного в поведении и характере воспитанника;

6) постоянное проявление интереса к своим ученикам;

7) оказание и просьба помощи [61, с. 248].

Условия, при которых социально-педагогическое взаимодействие развивается плохо:

1) наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека;

2) наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории и формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт;

3) безотчетное структурирование личности другого человека проявляется в том, что логически объединяются в целостный образ только строго определенные личностные черты, и тогда всякое понятие, которое не вписывается в этот образ, отбрасывается;

7) отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться на собственное впечатление о человеке, отстаивать его;

8) отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, происходящих со временем по естественным причинам. Имеется в виду тот случай, когда однажды высказанные суждения и мнение о человеке не меняются, несмотря на то, что накапливается новая информация о нем;

Таким образом, сделаем вывод, что при соблюдении факторов и условий формирования эффективного взаимодействия и избежание условий, при которых взаимодействие невозможно, есть возможность построить эффективное взаимодействие, при котором взаимодействующие стороны будут в согласии.

Регуляторами взаимодействия людей друг на друга являются механизмы внушения, конформности и убеждения, когда под действием мнений, отношений одного партнера изменяются мнения, отношения другого партнера. Они формируются на базе более глубокого свойства живых, систем – подражания. В отличие от последнего, внушение, конформность и убеждение регулируют межличностные нормы мыслей и чувств.

Внушение – это такое влияние на других людей, которое они воспринимают неосознанно. Конформность – в отличие от внушения представляет собой явление сознательного изменения мнений, оценок [23, с. 253].

Универсальным механизмом регуляции поведения является установка, пронизывающая все уровни функционирования человека и его психики. Под установкой понимается готовность реагировать определенным образом в однотипной ситуации. Самому носителю его установки в большинстве случаев представляются абсолютно правильными, поэтому они чрезвычайно устойчивы и с трудом поддаются изменению через внешние воздействия. Консерватизм и ригидность установок усиливаются с возрастом.

Партнеры с разными установками не всегда понимают друг друга, плохо сотрудничают. Благоприятному развитию взаимоотношений способствует совместимость установок партнеров.

Установки, потребности, интересы, отношения в целом, выступают как мотивы, определяют перспективные направления взаимодействия партнеров, в то время как тактика общения регулируется еще и взаимным пониманием личностных особенностей людей, их образами-представлениями друг о друге и о себе [54, с. 426].

В процессе общения как взаимодействии (вербальном, физическом, невербальном) индивид может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие решения, на выполнение и контроль действий, т. е. на все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения. Другими словами – не бывает общения без воздействия и регуляции, так же как взаимодействия без общения [53, с. 242].

Основными факторами эффективного социально-педагогического взаимодействия являются: идентификация, эмпатия, аттракция и рефлексия.

Под идентификацией понимается мысленный процесс уподобления себя партнеру по взаимодействию с целью познать и понять его мысли и представления.

Эмпатия – способность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми его мыслями и чувствами. Способность к эмоциональному отражению у разных людей неодинакова [55, с. 427].

Аттракция как аспект общения связана с эмоциями, чувствами и настроением в личных контактах партнеров. Появляются последние в выразительных движениях субъектов общения, их действия, поступков, поведении. В них находят выражения отношения, которое становится своеобразным социально-психологическим фоном взаимодействия, предопределяя больший или меньший успех в совместной деятельности. Когнитивная сторона общения как раз и служит целям согласования внутренних и внешних противоречий в позициях партнеров [53, с. 475].

Можно разделить процесс взаимодействия людей на три этапа (уровня): начальный, средний и заключительный.

Главное в успехе первичных контактов заключается в приятии или неприятии партнерами по взаимодействию друг друга. При этом они не составляют простой суммы индивидов, а являются некоторым совершенно новым и специфическим образованием связей и отношений, которое регулируется реальным или воображаемым (представляемым) различием – сходством, подобием-контрастом людей, включенных в совместную деятельность (практическую или умственную). Различия между индивидами – одно из основных условий развития их взаимодействий (общения, отношений, совместимости, срабатываемости), а также их самих как личностей.

На среднем уровне взаимодействия людей, который получил название продуктивной совместной деятельности, постепенно развивающееся активное сотрудничество находит все большее выражение в эффективном решении проблемы соединения взаимных усилий партнеров.

На высшем уровне взаимодействия всегда выступает исключительно эффективная совместная деятельность людей, сопровождающаяся взаимопониманием. Взаимопонимание людей – это такой уровень их взаимодействия, при котором они осознают содержание и структуру настоящего и возможного очередного действия партнера, а также взаимно содействуют Достижению единой цели. Для взаимопонимания недостаточно совместной деятельности, нужно взаимосодействие. Оно исключает свой антипод – взаимопротиводействие, с появлением которого возникают недопонимание, а потом и непонимание человека человеком. В то же самое время взаимное непонимание – одна из существенных предпосылок распада взаимодействия людей или причина самых разнообразных межличностных затруднений, конфликтов [23, с. 242].

Условия эффективности социально-педагогического взаимодействия.

Используя общение, при социально-педагогическом взаимодействии, изменяя его содержание, тон, стиль, варьируя соотношение функций, можно изменять настроение клиента, его отношение к предметам и явлениям, обогащать его знания, развивать мышление, изменять предметную и духовную деятельность. Тем самым можно целенаправленно развивать определенные черты характера, качества личности.

К, примеру, успех использования общения при взаимодействии в воспитании зависит от выполнения определенных требований (условий). В самом общем виде они сформулированы А. А. Бодалевым:

1) общение становится педагогически эффективным, если оно осуществляется в соответствии с единым гуманистическим принципом во всех сферах жизни воспитанника – в семье, в школе, во внешкольных учреждениях и др.;

2) если общение сопровождается воспитанием отношения к человеку как высшей ценности;

3) если обеспечивается усвоение необходимых психолого-педагогических знаний, умений и навыков познания других людей и обращения с ними [4, с. 88].

В своих работах Н. Е. Щуркова формулирует следующие общие правила плодотворного общения:

1) формирование чувства Мы с воспитанниками;

2) установление личностного контакта с детьми;

3) демонстрация им собственной расположенности;

4) показ ярких целей совместной деятельности;

5) подчеркивание положительного в поведении и характере воспитанника;

6) постоянное проявление интереса к своим ученикам;

7) оказание и просьба помощи [61, с. 248].

Условия, при которых социально-педагогическое взаимодействие развивается плохо:

1) наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека;

2) наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории и формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт;

3) безотчетное структурирование личности другого человека проявляется в том, что логически объединяются в целостный образ только строго определенные личностные черты, и тогда всякое понятие, которое не вписывается в этот образ, отбрасывается;

7) отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться на собственное впечатление о человеке, отстаивать его;

8) отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, происходящих со временем по естественным причинам. Имеется в виду тот случай, когда однажды высказанные суждения и мнение о человеке не меняются, несмотря на то, что накапливается новая информация о нем;

Таким образом, сделаем вывод, что при соблюдении факторов и условий формирования эффективного взаимодействия и избежание условий, при которых взаимодействие невозможно, есть возможность построить эффективное взаимодействие, при котором взаимодействующие стороны будут в согласии.

никогда не выйдет высококвалифицированный специалист.

Одной из важнейших задач школьной администрации является организация профессиональной адаптации молодого педагога к учебно-­воспитательной среде. Руководство профессиональным ростом молодого педагога, формированием личной творческой индивидуальности, имеет большое значение для педагогического коллектива, так как это создает предпосылки к объединению всех его членов, к созданию единой педагогической платформы, к повышению творческого потенциала педагогов и развитию учащихся.

Современной школе нужен профессионально ­компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психически и технологически способный к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы.

Профессиональная деятельность учителя имеет характерные особенности:

- педагогическая деятельность не допускает скидок на недостаточную квалификацию: высокие и жёсткие требования к профессиональной компетентности со стороны образовательной среды действуют с первого и до последнего дня работы.

- педагог не имеет возможности остановить педагогический процесс, отсрочить его для того, чтобы, например, получить консультацию; в связи с большой изменчивостью образовательной среды, наличием в ней большого числа учитываемых функций в деятельности педагога не бывает значительных повторений;

-педагогическая деятельность требует зачастую мгновенной, но профессионально точной реакции;

- учитель постоянно работает в условиях высокого уровня неопределённости и др.

Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. А указанные выше особенности придают значение быстрой адаптации учителя к профессии. От того, как пройдёт этот период, зависит, состоится ли новоявленный педагог как профессионал, останется ли он в сфере образования или найдёт себя в другом деле.

Решить эту стратегическую задачу поможет создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого учителя, сформировать у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации.

В последнее время все чаще наставничество подменяют другими понятиями: "тьюторство", "коучинг", "менторинг".

Когда молодой учитель приступает к профессиональной деятельности, он, конечно же, нуждается в поддержке других участников образовательного процесса.

Поэтому , администрации необходимо о беспечить поддержку молодым педагогам в области:

· практического и теоретического освоения основ педагогической деятельности (подготовка, проведение и анализ урока; формы, методы и приемы обучения; основы управления уроком и др.);

· разработки программы собственного профессионального роста;

· выбора приоритетной методической темы для самообразования;

· подготовки к первичному повышению квалификации;

· освоения инновационных тенденций в отечественной педагогике и образовании;

· подготовки к предстоящей аттестации на подтверждение или повышение разряда.

Руководитель образовательного учреждения совместно с заместителями, руководителями ШМО, выстраивая систему работы с молодыми специалистами, должен осуществлять учет различных траекторий профессионального роста молодого педагога.

Неоднократные исследования, проведенные на базе МОУ "СОШ№11" г. Балаково, показали, что молодые учителя испытывают ряд серьезных затруднений в своей деятельности. При этом они не совсем удовлетворены полученной профессиональной подготовкой, хотели бы углубить свои профессиональные знания, совершенствовать умения и испытывают потребность в педагогической поддержке.

Проблема, связанная с профессиональным развитием молодого педагога определила необходимость создания "Школы молодого учителя", которая функционирует в нашей школе с 1999 года.

В течение учебного года проводится 5-6 заседаний школы, где молодые педагоги получают практические задания, представляют промежуточные и итоговые результаты своей деятельности. Для них проводится ежемесячное соконсультирование, обеспечивается их участие в работе учительских объединений, профессиональных конкурсах, фестивалях и др.

Вступление в "Школу молодого учителя" проходит на школьном августовском совещании педколлектива, где торжественно чествуют молодых специалистов.

На первом заседании проводится диагностика (микроисследование) с целью выявления успехов и затруднений, профессиональных предпочтений молодых специалистов.

Существенную помощь в адаптации начинающему педагогу оказывает психолог. В ходе личной беседы он выясняет, кто из предполагаемых наставников психологически совместим с молодым специалистом, проводит психологические тренинги. Руководители ШМО проводят знакомство с учебно-методическим обеспечением образовательного процесса по предметам, председатель профсоюза работников образования разъясняет права и обязанности педагогических работников. Затем определяется совместная программа работы начинающего учителя с наставником. Организация наставничества – это одно из важных направлений деятельности любого руководителя. Каждый руководитель образовательного учреждения должен стремиться к неформальному подходу в обучении педагогической молодежи: обучаюсь – делая; делаю – обучаясь; формировать общественную активность молодых учителей, обучать их объективному анализу и самоанализу.

Задачи психологической службы в работе с молодыми специалистами можно сформулировать так:

— через использование методов самодиагностики помочь молодому учителю осмыслить, от каких факторов зависит его профессиональный статус в школе;

— научить молодого коллегу выполнять свою статусную роль при максимально комфортных социально-психологических условиях;

— создание среды для общения и единения молодых специалистов между собой и с их наставниками; — создание открытой и безопасной среды для раскрытия молодыми специалистами своего творческого потенциала;

— помощь в развитии культуры, профессионального мышления и конструктивного анализа;

— формирование реалистической самооценки и уровня притязаний;

— построение адаптивной модели включения в коллектив молодого специалиста.

Работу с молодым специалистом начинается с выявления адекватности его профессионального самоопределения. К сожалению, многие выпускники педагогических вузов совершают ошибку, думая, что профессию учителя освоят легко. В дальнейшем им приходится всю жизнь заниматься делом, к которому нет призвания. Кроме того, в начале самостоятельной трудовой деятельности подобного рода диагностика также должна быть осуществлена. Это необходимо как для психолога, который будет работать с молодым специалистом, так и для самого учителя. Для выявления профессиональных предпочтений можно рекомендовать дифференциально — диагностический опросник Е.А. Климова. Эта методика поможет выявить профессиональные интересы и склонности путем оценки действий, выполняемых в различных сферах профессиональной деятельности.

Следующий вопрос — проблема самооценки педагога. Она оказывает влияние на уровень активности личности и ее стремление к самосовершенствованию.

Так, заниженная самооценка проявляется в повышенной тревожности, низком уровне самовосприятия, повышенной ранимости педагога. Люди с пониженной самооценкой склонны к колебаниям настроения, острее реагируют на критику, зависят от мнения окружающих.

Завышенная самооценка проявляется в том, что педагог руководствуется своими принципами независимо от окружающих. Если уровень притязаний педагога существенно превосходит его возможности, то он самоуверенно берется за работу, не всегда верно рассчитав свои силы. Такой педагог может перекладывать ответственность за неудачи на обстоятельства или других людей.

Процесс самосовершенствования учителя происходит в тесной связи с формированием имиджа. Внешний облик педагога помогает привлечь к себе внимание учеников, создать положительный образ, показать себя не только симпатичным человеком, но прекрасным учителем, в котором гармонично должны сочетаться богатый внутренний мир, любовь к детям и забота о них

Большую эффективность по сравнению с традиционными формами работы (беседами, консультациями, посещением и обсуждением уроков) имеют новые нетрадиционные или модернизированные: психологические тренинги, творческие лаборатории, психолого­педагогические деловые игры, диспуты, конкурсы, круглые столы совместно с родителями и учениками, "мозговые штурмы", разработка и презентация моделей уроков, презентация себя как учителя, классного руководителя, защита творческих работ, передача педагогического опыта от поколения к поколению учителями ­мастерами. Именно они ускоряют процесс вхождения молодого учителя в образовательную, педагогическую среду. Он чувствует себя увереннее, закрепляется его убеждение в правильном выборе профессии. В результате молодые коллеги смело идут на аттестацию на более высокую квалификационную категорию, растет их профессионализм.

Положительно себя зарекомендовала такая нетрадиционная форма работы с молодыми учителями, как проведение мастерских педагогических идей, методических разработок уроков, внеклассных мероприятий, которые за недостатком практического опыта представляют только теоретический материал. В процессе такого общения учителя отмечают для себя все интересное, что они хотели бы применить в своей работе, но у них возникают вопросы, на которые пока нет ответа. Вот тут- то и происходит объединение опытных учителей­ наставников и молодых педагогов, которые помогают друг другу.

Работа с молодыми специалистами более эффективной, когда администрация школы и наставники разрабатывают им различные "памятки":

· обязанности классного руководителя ;

· организация работы с неуспевающими учащимися;

· анализ и самоанализ урока;

· как правильно организовать работу с родителями;

· методические рекомендации по проведению родительского собрания, внеклассных мероприятий и др.

Администрация школы или учитель-­наставник могут создать портфолио молодого специалиста, куда вносятся педагогические находки, достижения, анкеты с отзывами на проведенные уроки и т. д. Это дает возможность увидеть динамику в профессиональном становлении молодого учителя в процессе наставнической деятельности. Портфолио – своеобразный паспорт повышения профессионального уровня педагога, свидетельствующий о его способностях, коммуникативных навыках, отвечающий его потребности в практической самореализации. Кроме того, портфолио может быть использован и как форма полного и разностороннего представления молодого специалиста к аттестации на повышение квалификационного разряда. Создание такого документа позволяет избежать формализма в деятельности наставника, целенаправленно и системно подходить к отбору форм и методов работы с начинающим учителем, адекватно оценивать результаты профессионального роста и позитивных изменений в его профессиональной деятельности. Портфолио может вести и сам молодой учитель, отмечая в нем повышение своей профессиональной компетентности и достижения в личностном росте.

"Школа молодого учителя" позволяет нам реализовать идею непрерывного образования педагогов на уровне образовательного учреждения; осуществить адресную педагогическую поддержку педагогов.

Главным результатом деятельности мы определили закрепление молодых перспективных, творческих педагогов в нашем образовательном учреждении. За десять лет существования "Школы молодого учителя" многие её участники стали призёрами конкурсов и муниципальных, и региональных, руководителя ШМО учителей - предметников, заместителями директоров школ города.

Для того чтобы понять сущность педагогической деятельности, необходимо выделить ее объект и субъект. Субъектом принято называть того, кто совершает какое-либо действие, а объектом – того, на кого это действие направлено.

Последние десятилетия 20 века и начало 21 века принесли в школу множество изменений. Активно стали появляться новые типы образовательных учреждений, разрабатываться новые технологии обучения и воспитания, стали применяться другие системы оценки результатов учебно-познавательной деятельности обучающихся.

В результате школа стала возвращаться к своей первоначальной цели – развитие и сохранение личностного потенциала человека. Постепенно в обществе возникает понимание того, что школа может быть гарантом нравственности и стабильности социальных отношений только в том случае, если система обучения построена на принципах нового педагогического мышления, в соответствии с которым ученик выступает в роли субъекта педагогического процесса.

Сущность субъектного подхода к обучающимся раскрывается в следующих умениях учителей:

организовывать свою профессиональную деятельность таким образом, чтобы обеспечивалось участие обучающегося в педагогическом процессе практически на равных условиях с учителем. При таком подходе ученик перестает быть пассивным объектом обучения и воспитания, а начинает самостоятельно приобретать новые знания;

принятие и обеспечение защиты прав ребенка, включая учет его индивидуальности и предоставление возможности для личностного развития;

развитие у детей творческих способностей, для чего требуется понимание самоценности личности каждого обучающегося.

Обучающийся, являясь субъектом образовательного процесса, одновременно является и носителем определенных интересов, индивидуальных особенностей личности, которые выделяют его среди других детей. Учеными выделяется несколько основных типов учеников:

одаренные, которые быстро усваивают новую информацию и значительно опережают своих ровесников по общему развитию;

эрудиты. Их отличает отличная память, высокая информированность по различным вопросам;

умельцы. Такие дети обычно талантливы в какой-то определенной сфере и поэтому заинтересованы в развитии своих возможностей;

активисты-общественники. Дети получают удовольствие от участия в общественной деятельности и всегда имеют личное мнение в отношении всего происходящего;

трудные. Для них свойственна заниженная самооценка, слабая успеваемость.

Педагог, будучи субъектом педагогической деятельности, выражает себя в профессиональной позиции. Под позицией педагога понимается система определенных интеллектуальных, волевых, а также эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической деятельности и действительности, которые являются для него источником активности.

Педагогическая позиция определяется требованиями, ожиданиями и возможностями, которые предъявляет и предоставляет педагогу общество. Одновременно с этим действуют личные источники активности, к которым относятся переживания, мотивы и цели педагога, ценностные ориентации, идеалы и мировоззрение.

В позиции педагога просматривается его личность, тип гражданского поведения, характер социальной ориентации. В то же время на выбор позиции педагога влияют различные факторы, однако решающими из них являются его собственные профессиональные установки, характер и темперамент личности, индивидуально-психологические особенности.

В качестве типичных ролевых педагогических позиций называют обычно следующие:

друг. Такой педагог стремится проникнуть в душу ребенка;

диктатор. Педагог насильственно насаждает определенные нормы и ценностные ориентиры в сознание своих воспитанников;

советчик. Использует осторожное уговаривание;

вдохновитель. Он стремиться увлечь детей интересными целями и перспективами.

Каждая из данных позиций может оказывать как положительный, так и отрицательный эффекты. Однако в любых ситуациях будут обеспечены негативные результаты, если педагог:

допускает в отношении ребенка произвол и несправедливость;

подыгрывает ребенку и превращает его в маленького кумира;

подавляет инициативу обучающегося;

проявляет неуважение к обучающемуся.

Таким образом, разграничение объекта и субъекта педагогической деятельности является весьма условным, так как успешность педагогической деятельности во многом зависит от активности самого ребенка. В таком случае обучающийся становится не только субъектом педагогического взаимодействия, но и субъектом познания, что позволяет ему самостоятельно добывать новые знания и развивать различные навыки и умения.

Сущность педагогического взаимодействия

Под педагогическим взаимодействием понимают преднамеренный контакт педагога и обучающихся, который может быть, как длительным, так и временным. Следствием такого контакта являются определенные изменения в поведении, деятельности и отношениях всех участников взаимодействия.

Педагогическое взаимодействие – сущностная характеристика педагогического процесса, который был специально организован для обеспечения взаимодействия педагогов и обучающихся, в отношении содержания образования с применением средств обучения и воспитания для решения образовательных задач, направленных на удовлетворение не только потребностей общества, но и развития самой личности.

В состав педагогического взаимодействия входит и два взаимообусловленных компонента – педагогическое воздействие и ответная реакция со стороны обучаемого. Воздействие на обучающегося может быть прямым либо косвенным, а также отличаться по своему содержанию и формам предъявления, направленности, наличию/отсутствию обратной связи.

Ответные реакции обучающихся отличаются своим многообразием:

игнорирование или противодействие;

безразличие либо, наоборот, эмоциональные переживания и т.д.

Выделяется несколько видов педагогического взаимодействия:

непосредственно педагогические отношения, к которым относятся различные типы контактов между педагогами и обучающимися;

взаимные, под которыми понимаются отношения со взрослыми и сверстниками;

самоотношения, то есть отношения к самому себе;

предметные. Под ними понимаются отношения обучающихся с предметами материальной культуры.

Эффект педагогического взаимодействия зависит от несколько основных факторов, среди которых:

содержание и способы осуществления педагогического взаимодействия;

индивидуально-психологические особенности субъектов образовательного процесса.

В случае организации оптимального педагогического общения выделяют несколько основных функций взаимодействия педагога и обучающихся:

организационная. Ее реализация обеспечивается через организацию совместной учебной деятельности педагогов и их воспитанников, а также их взаимную личную информированность и наличие общей ответственности за успехи учебно-воспитательной деятельности;

конструктивная. Проявляется во время обсуждения и разъяснения содержания знаний и практической значимости предмета;

информационно-обучающая. Ее реализация обеспечивается путем демонстрации связи учебного предмета с практикой, что необходимо для правильного миропонимания и ориентации ученика в различных событиях общественной жизни. Реализация данной функции также достигается благодаря подвижности уровня информационной емкости учебных занятий с сочетанием эмоционального изложения учебного материала, для чего требуется обращение к наглядно-чувственной сфере обучаемых;

коммуникативно-стимулирующая. Представляет собой сочетание различных форм учебно-познавательной деятельности (групповой, фронтальной, индивидуальной), а также предполагает организацию взаимопомощи в целях педагогического сотрудничества и обеспечения лучшей осведомленности учеников о том, чему они должны научиться;

контрольно-оценочная. Проявляется при организации взаимоконтроля педагога и обучающихся, а также при их совместном подведении итогов, самооценке и самоконтроле.

Исследователь Л.В. Байбородова предлагает несколько другую типологию педагогического взаимодействия. Подход основан на учете степени развития нескольких характеристик педагогического взаимодействия (взаимопознание, взаимопонимание, взаимовлияние, взаимоотношение).

Для того чтобы понять сущность педагогической деятельности, необходимо выделить ее объект и субъект. Субъектом принято называть того, кто совершает какое-либо действие, а объектом – того, на кого это действие направлено.

Последние десятилетия 20 века и начало 21 века принесли в школу множество изменений. Активно стали появляться новые типы образовательных учреждений, разрабатываться новые технологии обучения и воспитания, стали применяться другие системы оценки результатов учебно-познавательной деятельности обучающихся.

В результате школа стала возвращаться к своей первоначальной цели – развитие и сохранение личностного потенциала человека. Постепенно в обществе возникает понимание того, что школа может быть гарантом нравственности и стабильности социальных отношений только в том случае, если система обучения построена на принципах нового педагогического мышления, в соответствии с которым ученик выступает в роли субъекта педагогического процесса.

Сущность субъектного подхода к обучающимся раскрывается в следующих умениях учителей:

организовывать свою профессиональную деятельность таким образом, чтобы обеспечивалось участие обучающегося в педагогическом процессе практически на равных условиях с учителем. При таком подходе ученик перестает быть пассивным объектом обучения и воспитания, а начинает самостоятельно приобретать новые знания;

принятие и обеспечение защиты прав ребенка, включая учет его индивидуальности и предоставление возможности для личностного развития;

развитие у детей творческих способностей, для чего требуется понимание самоценности личности каждого обучающегося.

Обучающийся, являясь субъектом образовательного процесса, одновременно является и носителем определенных интересов, индивидуальных особенностей личности, которые выделяют его среди других детей. Учеными выделяется несколько основных типов учеников:

одаренные, которые быстро усваивают новую информацию и значительно опережают своих ровесников по общему развитию;

эрудиты. Их отличает отличная память, высокая информированность по различным вопросам;

умельцы. Такие дети обычно талантливы в какой-то определенной сфере и поэтому заинтересованы в развитии своих возможностей;

активисты-общественники. Дети получают удовольствие от участия в общественной деятельности и всегда имеют личное мнение в отношении всего происходящего;

трудные. Для них свойственна заниженная самооценка, слабая успеваемость.

Педагог, будучи субъектом педагогической деятельности, выражает себя в профессиональной позиции. Под позицией педагога понимается система определенных интеллектуальных, волевых, а также эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической деятельности и действительности, которые являются для него источником активности.

Педагогическая позиция определяется требованиями, ожиданиями и возможностями, которые предъявляет и предоставляет педагогу общество. Одновременно с этим действуют личные источники активности, к которым относятся переживания, мотивы и цели педагога, ценностные ориентации, идеалы и мировоззрение.

В позиции педагога просматривается его личность, тип гражданского поведения, характер социальной ориентации. В то же время на выбор позиции педагога влияют различные факторы, однако решающими из них являются его собственные профессиональные установки, характер и темперамент личности, индивидуально-психологические особенности.

В качестве типичных ролевых педагогических позиций называют обычно следующие:

друг. Такой педагог стремится проникнуть в душу ребенка;

диктатор. Педагог насильственно насаждает определенные нормы и ценностные ориентиры в сознание своих воспитанников;

советчик. Использует осторожное уговаривание;

вдохновитель. Он стремиться увлечь детей интересными целями и перспективами.

Каждая из данных позиций может оказывать как положительный, так и отрицательный эффекты. Однако в любых ситуациях будут обеспечены негативные результаты, если педагог:

допускает в отношении ребенка произвол и несправедливость;

подыгрывает ребенку и превращает его в маленького кумира;

подавляет инициативу обучающегося;

проявляет неуважение к обучающемуся.

Таким образом, разграничение объекта и субъекта педагогической деятельности является весьма условным, так как успешность педагогической деятельности во многом зависит от активности самого ребенка. В таком случае обучающийся становится не только субъектом педагогического взаимодействия, но и субъектом познания, что позволяет ему самостоятельно добывать новые знания и развивать различные навыки и умения.

Сущность педагогического взаимодействия

Под педагогическим взаимодействием понимают преднамеренный контакт педагога и обучающихся, который может быть, как длительным, так и временным. Следствием такого контакта являются определенные изменения в поведении, деятельности и отношениях всех участников взаимодействия.

Педагогическое взаимодействие – сущностная характеристика педагогического процесса, который был специально организован для обеспечения взаимодействия педагогов и обучающихся, в отношении содержания образования с применением средств обучения и воспитания для решения образовательных задач, направленных на удовлетворение не только потребностей общества, но и развития самой личности.

В состав педагогического взаимодействия входит и два взаимообусловленных компонента – педагогическое воздействие и ответная реакция со стороны обучаемого. Воздействие на обучающегося может быть прямым либо косвенным, а также отличаться по своему содержанию и формам предъявления, направленности, наличию/отсутствию обратной связи.

Ответные реакции обучающихся отличаются своим многообразием:

игнорирование или противодействие;

безразличие либо, наоборот, эмоциональные переживания и т.д.

Выделяется несколько видов педагогического взаимодействия:

непосредственно педагогические отношения, к которым относятся различные типы контактов между педагогами и обучающимися;

взаимные, под которыми понимаются отношения со взрослыми и сверстниками;

самоотношения, то есть отношения к самому себе;

предметные. Под ними понимаются отношения обучающихся с предметами материальной культуры.

Эффект педагогического взаимодействия зависит от несколько основных факторов, среди которых:

содержание и способы осуществления педагогического взаимодействия;

индивидуально-психологические особенности субъектов образовательного процесса.

В случае организации оптимального педагогического общения выделяют несколько основных функций взаимодействия педагога и обучающихся:

организационная. Ее реализация обеспечивается через организацию совместной учебной деятельности педагогов и их воспитанников, а также их взаимную личную информированность и наличие общей ответственности за успехи учебно-воспитательной деятельности;

конструктивная. Проявляется во время обсуждения и разъяснения содержания знаний и практической значимости предмета;

информационно-обучающая. Ее реализация обеспечивается путем демонстрации связи учебного предмета с практикой, что необходимо для правильного миропонимания и ориентации ученика в различных событиях общественной жизни. Реализация данной функции также достигается благодаря подвижности уровня информационной емкости учебных занятий с сочетанием эмоционального изложения учебного материала, для чего требуется обращение к наглядно-чувственной сфере обучаемых;

коммуникативно-стимулирующая. Представляет собой сочетание различных форм учебно-познавательной деятельности (групповой, фронтальной, индивидуальной), а также предполагает организацию взаимопомощи в целях педагогического сотрудничества и обеспечения лучшей осведомленности учеников о том, чему они должны научиться;

контрольно-оценочная. Проявляется при организации взаимоконтроля педагога и обучающихся, а также при их совместном подведении итогов, самооценке и самоконтроле.

Исследователь Л.В. Байбородова предлагает несколько другую типологию педагогического взаимодействия. Подход основан на учете степени развития нескольких характеристик педагогического взаимодействия (взаимопознание, взаимопонимание, взаимовлияние, взаимоотношение).

Читайте также: