Что такое благовония в древнем египте кратко

Обновлено: 04.07.2024

Растения, из которых мы научились извлекать эфирные масла использовались более 5000 лет назад , о чём свидетельствуют археологические находки в Месопотамии. Исследователями были обнаружены следы различных растений в захоронениях и письмена с рецептами благовоний. В древнеегипетских гробницах найдены многочисленные флаконы с восточными благовониями.

Древние египтяне считаются особо сведущими в учениях об ароматных травах, именно оттуда к нам пришли традиции использования лука, чеснока, кориандра, туи и многих других растений.

Египтяне разводили в своих ботанических садах экзотические растения, привезённые из далёких стран - Индии и Китая. Самая старейшая роспись о растениях, использовавшихся египтянами датируется 2800 г. до н.э., а в городе Эдфу найдены высеченные на колонне храма рецепты изготовления благовоний. Египтяне верили, что душистые масла и благовония даруют жизнь.

Ароматы разделялись для публичного использования , например ладаном окуривали важные мероприятия и храмы, и для домашнего употребления , изготовляя растительные пилюли, мази и пасты для лечебных и косметических целей, а так же духи. Помимо этого ароматы делились на утренние , полуденные и дневные , например, в утренние часы воскуривали ладан, в полдень практиковалось окуривание миррой, а на заходе солнца использовалось благовоние из нескольких трав ("кифи") - кипариса, можжевельника, ладана, мяты, розмарина, шафрана и других.

Так как упоминаний о дистиллированных маслах не найдено, скорее всего, масла в те времена извлекались методом отжима , а не перегонки. Растения и цветы вымачивали в оливковом или кунжутном масле, после выделения фитоэссенции сырье помещали в ткань и отжимали до последней капли. Другим способом было кипячение сырья в масле и воде с последующим отделением масла. Сами эфирные масла в основном были доступны только фараонам, царицам и их приближённым, поскольку ценились на вес золота. Для каждого фараона создавались персональные духи на любой случай - для поднятия настроения, усиления возбуждения, успокоения и на случай войны для агрессивного настроя.

Египтяне держали в величайшем секрете процесс извлечения масел, эти знания были доступны только посвящённым , т.е. иерархии жрецов, именно жрецы подбирали снадобья и целебные вина для лечения болезни или облегчения боли. Египтяне очень трепетно относились к своему здоровью, правила здоровья прививались с малых лет. Лекарства применялись в виде порошков, пилюль, свечей, брикетов, мазей, паст, настоев, ванн и т.д., и употреблялись как внутрь, так и наружно, например, ингаляции с миррой применялись для лечения заболеваний органов дыхания, мази при заболеваниях кожи, полоскания при болезнях полости рта, целебные вина при больных внутренних органах и т.д.

Долина Нила получила название "колыбель медицины", врачи были трёх видов - хирурги, целители и заклинатели. Хирурги делали операции, заклинатели изгоняли злых духов заклинаниями, а целители практиковали в храмах. Наиболее известным и выдающимся врачом был Имхотеп , этот гений был так же астрономом и мудрецом, именно его считают праотцом ароматерапии, он много работал и всячески способствовал распространению медицинских знаний.

Знания древних египтян, изложенные в папирусах дошли до наших дней в неполном виде, и практически не цитируются в книгах, поскольку не применимы для современного человека, а многие из описанных растений либо исчезли с лица земли, либо не подлежат определению. В папирусе Эберса (1550 г. до н.э.) перечислено более 800 лекарственных трав и терапевтических рецептов, сам папирус состоит из 108 листов, и в нашем понимании больше является книгой.

Египтяне были одержимы идеей загробной жизни, они верили в перевоплощение душ и пытались произвести раствор, который мог бы сохранять тела нетленными. В один из жарких дней они заметили, что эвкалиптовое дерево дарует ощущение, похожее на холодок, впоследствии из эвкалипта было получено масло и обнаружена его способность сохранять клетки тела в изначальном виде. Помимо эвкалиптового масла для бальзамирования использовались масла кедра, ладана, алоэ, мирры, гвоздики, корицы, мускатного ореха и кассии, мощные антибактериальные свойства этих масел обеспечивали ароматизацию и сохранность тела. Составы для бальзамирования были различными, у каждого мастера был свой рецепт, но их способность сохранять плоть тысячи лет поражает.

Обнаруженные бутылочки с маслами в пирамидах и гробницах до сих пор источают запах ладана и бензоя, несмотря на то, что прошло более 3300 лет! Великолепно сохранившиеся мумии (возраст которых около 5000 лет) позволяют говорить о том, что египтяне достигли мастерства в искусстве бальзамирования.

Царица Клеопатра была любительницей благовоний - она использовала масла для сохранения молодости и обольщения своих любовников. Благодаря ей Египет стал центром производства эфирных масел - эвкалиптового, розового, анисового, жасмина и др. По её указу подданные наполняли её покои ароматом огромного количества лепестков роз, душили ароматическими маслами паруса, а сама она любила принимать аромаванны и облачаться в одежды, пропитанные соблазнительными ароматами, тем самым становясь желанной для мужчин. В дошедших до нас источниках говорится, что Клеопатра использовала разные масла для каждой части тела, поэтому её запястья пахли жасмином, живот - мускусом, а бёдра - сандалом. Страсть Клеопатры к благовониям была на столько сильна, что порой она могла пожертвовать частью своих владений ради обладания новым ароматом.

Клеопатра была не единственной царицей, использовавшей ароматы, в истории сохранилось имя Нефертари (жена фараона Рамзеса), которая 25 лет управляла сердцем своего супруга, чтобы выделиться из сотни жён и наложниц она щедро пользовалась ароматическими маслами. Некоторые из используемых масел стоили наравне с золотом, подданные были также очарованы её красотой и чтили "прекраснейшую".

В те далёкие времена уже существовала торговля эфирными маслами , египтяне скупали у финикийцев смолы и благовония, которые использовались в дальнейшем для изготовления лечебных мазей, парфюмерии и защиты от насекомых. Знаменитую подводку для глаз, которой пользовались египтянки изготавливали из ладана, для этого его сначала сжигали, затем превращали в древесный уголь и перемалывали, а маслом мирры, кедра и пажитника омолаживали кожу.

Важным аспектом был культ чистоты - заботиться о чистоте своего тела, историками были найдены записи о рецептах по предотвращению дурного запаха в летнее время. Египтянкам были известны так же противозачаточные свойства ароматических веществ.

В питании маслам так же отводилась значимая роль, вина и продукты были ароматизированы . В хлеб добавлялись анис, тмин и кориандр для лучшего усвоения и хорошего пищеварения, лук и чеснок давали рабам, строившим пирамиды, стоит отметить, что чеснок у египтян очень ценился за свою способность предотвращать распространение эпидемий, поэтому его можно было увидеть на столах во время пира. Так же использовались при приготовлении пищи и другие специи - петрушка, мята, горчичное семя, полынь, корица и майоран.

Египетские мастера создали знаменитое "кифи" - древнеегипетский бальзам, представляющий собой твёрдую смолу, в составе отсутствовали жиры и масла, основой служили вино и изюм с добавлением ароматных смол и трав (от 10 до 50 видов).

"Кифи" жгли как ладан в церкви, при горении появлялся приятный аромат, обладающий выраженным успокоительным действием. Древние египтяне использовали его в своих священных обрядах для окуривания,
дезинфекции воздуха, лечения заболеваний, а также добавляли в напитки. Вдыхая этот аромат человек успокаивался о ощущал состояние релакса, мог погрузиться в сон, который считался целебным.

Учёными были обнаружены формулы аромата на стенах египетских храмов и папирусах, по которым компанией L'Oreal состав был воссоздан , но нам не удастся насладиться ароматом, поскольку в составе есть смола каннабиса, за счёт чего в основном и достигается состояние эйфории, но не стоит расстраиваться, поскольку по словам Сандрин Видо (создательница духов-саше) аромат очень непривычный и специфический для современного человека. Полученный образец выставлен в Каирском музее.

Религия и духи были тесно взаимосвязаны, во время жертвоприношений курились благовония, статуи богов намазывались маслами, богу солнца Ра посвящался ладан, а луне - мирра.

Египтяне достигли высот в науке о благовониях, многие мудрецы и целители шли в Египет за опытом и знаниями, истории известны факты кровавых войн из-за попыток обладания ценными благовонными веществами.

Для культовых воскурений использовались смола кедра, ладан и мирра. Небольшие шарики или пастилки из ароматических веществ помещались в специальные трубки - курительницы.


В Гелиополе, городе Солнца, религиозные ритуалы проводились перед большим кругом, который символизировал солнце, почитавшееся под именем Ра. Благовония возжигались трижды в день: на рассвете для этой цели использовался янтарь, когда солнце находилось в зените – мирру, а на закате - смесь из шестнадцати ингредиентов, которая называлась куфи. Но наиболее щедро применялись благовония во время грандиозных религиозных процессий. В одной из таких процессий в эпоху династии Птолемеев в шествии участвовало сто двадцать детей, которые несли в золотых чашах курения, мирру и шафран; за ними следовало множество верблюдов, некоторые из них были навьючены трехсотфунтовым грузом олибанума, а остальные – таким же количеством крокуса, кассии, корицы, ириса и других ценных благовоний.


Царский двор, жрецы и знатные персоны предпочитали благовонные масла и мази, сделанные на основе оливкового, миндального или кунжутного масел с использованием душистых трав и других пахучих ингредиентов, произраставших в самом Египте. Однако большая часть ароматических компонентов – мирра, олибанум (ладан) и т. п. – доставлялись в Египет из Аравии. Арабские купцы и мореходы проявляли большую активность в торговле благовониями и пряностями.




Древнеегипетский сосуд для благовоний.

Парфюмерия — это страсть, которой можно предаваться вечно!

В древнем мире египтяне были известны как производители экзотических, роскошных парфюмерных составов. В период владычества династии Птолемеев на производстве ароматов в Египте специализировались целые города, особенно славились Мендес и Александрия. Выпущенная продукция поставлялась по всему средиземноморскому региону!


Египетские масляные духи на рынке в наше время

Для производства парфюмерии использовалось ароматическое растительное сырье, животные жиры и растительные масла.

Ароматы создавались в специальных парфюмерных цехах-лабораториях и применялись повсеместно и по всякому поводу: на похоронах, в ритуалах и церемониях, на фестивалях и банкетах.


Изображение пира с танцовщицами. У девушки-флейтистки на голове ароматический конус

Даже египетские боги щедро орошались благовониями. Они обожали вдыхать дым сгоравших курений и сами были экспертами в парфюмерном искусстве. Облаченные в одежды из красного льна, они благоухали прекрасными ароматами, и везде, где бы ни появлялись боги, распространялось чудесное благоухание.


Боги слева направо: Тот, Осирис, Гор, Ра

Древние египтяне верили, что ароматные составы происходят из пота бога Ра – бога Солнца.

Для каждого божества подбирался свой, приятный ему состав парфюмерной смеси.

Пот бога Ра по поверью благоухал голубым лотосом.


Голубой лотос – священный цветок, обладающий тонким сладковатым ароматом, который египтяне часто изображали на фресках. Благодаря наличию седативных веществ в настое цветков и листьев его широко использовали в ритуальных целях.

Лотос также олицетворял красоту, процветание, рождение и воскресение после смерти. Каждое утро Ра вдыхает волшебный аромат лотоса и возрождается на небесах во всем своем величии!

Богом, заведовавшим небесной и земной парфюмерией, был Нефертум. Ему также был посвящен цветок голубого лотоса. Часто Нефертума изображали в виде юноши с цветком лотоса на голове.



Слезы бога Гора, по поверью, стекали благоуханной смолой – миррой.

Парфюмерные лаборатории египтян часто находились в пределах храмов. Их стены были украшены изображениями процесса работы и рецептами ароматических смесей, записанными иероглифами.


В таких помещениях хранилось драгоценное парфюмерное сырье, как местного производства, так и импортируемое. Египтяне широко использовали флаконы и амфоры для духов, которые во множестве находят в захоронениях.

В основном ароматы применяли в виде масляных композиций и сжигали как курения.

Ароматы также могли использоваться в виде особых конусов, выполненных из вязких ароматических составов, которые закрепляли на парике.

Рецептура

Египтянам не были знакомы парфюмерные ингредиенты животного происхождения, такие как мускус, цибет и серая амбра. Ароматы египтян были выстроены на растительном сырье.


В качестве основы для изготовления ароматных мазей использовались животный жир, растительные масла и ароматные смолы.

Благодаря историческим текстам и анализу археологического материала удалось составить примерный перечень используемых египтянами растений:

Баланитес египетский – из его семян получали ароматное масло – парфюмерную основу.

Сыть круглая – растение семейства осоковых. В клубеньках, образующихся на подземных побегах, содержатся дубильные вещества и 0,5 — 1 %эфирного масла с запахом камфоры.

Можжевельник – ягоды можжевельника использовались, в том числе, и в медицинских целях. Само растение нехарактерно для региона Египта, ближайшее место, где оно встречается – горы Синая.

Лилия белоснежная – сырье экспортировалось или культивировалось в специальных садах. На основе эфирного масла лилии делали аромат susinum.

Лотос – белый и голубой лотос семейства Nymphaeceae. Местные растения.

Дерево моринга, из орехов которого получали ароматное масло.

Мирт – листья мирта вымачивали в оливковом масле.

Роза – цветок начали экспортировать из Персии в Египет во времена правления династии Птолемеев и римлян.

Сладкий майоран – местное растение. Его цветки находили в гирляндах, украшавших мумий. Позднее в гирлянды стали добавлять розы.

Прочие импортируемые растения: каликотома мохнатая (желтые цветы с приятным ароматом), лемонграсс, кардамон, кассия, корица, ирис, шафран, аир обыкновенный, жимолость.

Чем же пахнет аир?

В состав эфирного масла, содержащегося в корневищах аира, входят сесквитерпены – вещества, обладающие довольно приятным камфорно-пряным запахом.

Смолы

Еловая смола, смола фисташкового дерева, лабданум, или цистус, ладан, мирра, гальбанум, прочие неидентифицированные смолы.

Масла

Миндальное, масло Balanites aegyptica, масло моринги, оливковое

Жиры

Например, жир крупного рогатого скота (бычий), овцы, козы, осла, жир водоплавающих птиц, гусиный, свиной.


По-видимому, запахи были чистыми, немного лекарственными, бальзамическими, лишенными грязных, животных оттенков, и имели выраженные белоцветочные ноты и даже – цитрусовые оттенки.

Сложные белоцветочно-древесно-водные композиции могут дать представление о египетских ароматах. Египет, на удивление, пах не раскаленным песком и горячим телом, а прохладой: водами Нила, зарослями камыша, дурманящим ароматом водяных цветов – плотных, крупных, ярких, древесной смолой, хвоей, золотой пыльцой.


Ароматы, о которых пойдет речь далее, использовались только самыми богатыми членами древнего общества – королевской семьей и знатью, так как ингредиенты были дорогими, а процесс получения – долгим и сложным, занимающим многие месяцы!

Кроме этих ароматов, конечно, существовали другие, более простые сочетания жиров и масел с эфирными маслами, которые обильно наносили на лицо и тело как мужчины, так и женщины, для защиты от солнца, ветра и сухого воздуха.

Парфюмированные масла


Из исторических источников до нас дошли несколько названий и рецептур самых известных и дорогих ароматов.

Этот аромат высоко ценился знатными дамами всего средиземноморского региона за стойкость и особый характер (по свидетельству древнегреческого философа Теофраста, ученика Аристотеля и знатока ботаники и географии растений).

В состав аромата входило несколько ингредиентов, среди которых корица и мирра, вымоченные в ароматном вине, чтобы облегчить запах и сделать аромат чуть более сладким. По свидетельству современников, этот аромат был одним из самых сложных в изготовлении, так как сочетал смесь ряда дорогих ингредиентов. Этот аромат не окрашивали, оставляя его бесцветным, в отличие от более дешевых ароматов.

Мендянин – житель города Мендес. Этот город славился в древнем мире своим производством ароматов. По свидетельству Плиния и Диоскорида, этот аромат был темного, почти черного цвета и сочетал масло баланитеса египетского, мирру, смолы и кассию.


Это нежный аромат. По словам Теофраста, также подходит мужчинам. Поскольку лилия являлась геральдическим символом Верхнего Египта, в древнем Египте ей придавали еще и магические свойства.

Состав аромата по Диоскориду и Плинию:

Лилии, масло баланитеса египетского, аир, мирра, ароматное вино, кардамон, мирра, корица, мед, шафран, крокусы, соль.


Этот ирисовый аромат, по словам Теофраста, делали из сухого корня ириса и окрашивали затем красным красителем, получаемым из растения алканна красильная. Срок хранения корня для получения качественного аромата должен был быть от трех до шести лет.

Листья пальмы (древесный бальзам), вода, мед, измельченный корень ириса, масло, масло, мирра, вымоченная в старом ароматном вине в небольшом количестве.

Аромат на основе мирта. Компоненты аромата по Диоскориду/Плинию:

Зеленое оливковое масло, масло или листья мирта, вода, гранат (кожура), масло кипариса, лемонграсс, аир, мастика (смола мастикового дерева).

Лотосовый парфюм

Роскошный аромат голубых цветков лотоса, в изобилии росших по всему Египту, обожали как мужчины, так и женщины.


Цветок лотоса не выдерживал транспортировки на большие расстояния, и его не использовали за пределами страны, поэтому ни Теофраст, ни Диоскорид, ни Плиний о нем не знали. Однако присутствие эссенции голубого лотоса в ароматах упоминается в других источниках, например, в рецептах на стенах парфюмерной мастерской в храме Эдфу.


Ингредиенты для этого дорогого стойкого аромата приводятся Теофрастом, Диоскоридом и Плинием.

В основном это масло баланитеса египетского, смолы (после горения), корица, мирра, аир, лемонграсс, кассия, костус, древесный бальзам, галаадский бальзам. Ингредиенты были очень дорогими, а процесс приготовления – крайне сложным. Масло с компонентами непрерывно кипятили десять дней, постоянно помешивая, до тех пор, пока смесь не переставала пахнуть. Но затем, после остывания, запах восстанавливался.

Ингредиенты этого аромата на основе корицы по Диоскориду и Плинию:


Масло баланитеса египетского, корица, галаадский бальзам, мирра, лемонграсс, мед.

Это аромат на основе розы с добавлением лемонграсса, аира, каликотомы мохнатой с добавлением соли и окраской красным красителем, получаемым из растения алканна красильная. Теофраст пишет, что хотя этот аромат легче и менее громкий, чем другие, он обладает волшебным свойством. Если его нанести, он уничтожает любой другой парфюм, который вы нанесете следом. Этим трюком пользуются продавцы, которые наносят аромат на покупателей, и те потом не слышат вовсе иных духов.


Кроме этого куфи использовали для лечения разных заболеваний.

Ингредиенты добавлялись в ступку один за другим, а жрец при этом читал религиозные тексты. Благовония в египетстких храмах возжигались три раза: ладан — утром, мирра — в полдень и куфи – вечером.

Рецепты куфи также записаны иероглифами на стенах парфюмерных лабораторий в храмах Гора в Эдфу и Исиды на островах Филы.

Боги и ароматы

Очаг готов, огонь горит,

Куренья на угли легли

Сияют искры, дым струится;

О, Благовонный Дух, приди!

Меня в объятия заключи,

И пусть душа моя сольется

С тобой, мой Бог,

Пусть вознесется она к Богам!

О, Боги, пусть я буду с вами,

Я с вами буду жить, а вы – со мною,

Я вас люблю, так полюбите и вы меня!

В ходе сложных ритуалов происходило единение человека в лице жреца и божественного в лице статуи божества. Статуи богов одевали, на них наносили косметику и им подносили свежую еду. Считалось, что боги питаются ароматом, и только после того, как они им насытятся, подношения в виде еды можно было использовать самим. И неотъемлемой частью этих ритуалов являлись ароматические составы.


Pharaoh intending to burn incense and pour holy water, painted relief, Tomb of Ramesses III, also known as KV11, Valley of the Kings, Thebes (Unesco World Heritage List, 1979). Egyptian Civilisation, Middle Kingdom, Dynasty XIX.

Древние египтяне использовали в храмах огромное количество благовоний. Они умащали ими статуи божеств, которые также украшали цветочными гирляндами и сжигали благовония в курильницах. Благовонные подношения были предназначены для сохранения порядка в космосе и обуздания сил зла, которые в противном случае могли низвергнуть Вселенную обратно в хаос.

Благовония и праздники

На таких банкетах присутствующие обильно умащали себя духами, закрепляли на прическах ароматные конусы, а залы обильно окуривались и украшались живыми цветами голубого лотоса с дурманящим запахом.

По прибытии гостей их встречали слуги, которые украшали их головы венками. А шеи – гирляндами цветов, и вручали им цветок голубого лотоса, который можно было нюхать.

Семь священных масел


Из исторических источников мы знаем, что семь масел – это семь веществ:

1. Сети хеб, или праздничное притирание (смола сефи, семена текху, концентрат ладана, белый ладан, семена ели, свежий ладан, цветы)

2. Хекену (древесный деготь, свежий ладан, сухой белый ладан, цветы акации)

3. Еловая смола сеферт (древесный деготь, белый ладан, гес-фек, дегем..)

4. Нешмен (древесный деготь, сосна, смола сефи)

5. Туа (древесный деготь, ладан, сосна, белый ладан)

6. Хат-эн-аш (древесный деготь, смола сефи, семена ели, цветы хим)

7. Хат-эн-техену (древесный дегть, свежий переш (масло), цветы хим)

8. Маджет (неджем, лотос, белый ладан)

9. Масло моринги (древесный деготь, белы й ладан)

К сожалению, не все слова удалось расшифровать, поэтому некоторые египетские термины оставлены как есть.

Сосуды с этими маслами подносили в дар богам и устанавливали в усыпальницах для использования в загробной жизни душе умершего. Аромат должен был способствовать перерождению души в высших сферах. Вдыхая аромат священных масел, усопший объединял свой дух с Ра и Осирисом.

В глубокую древность уносит нас история создания первых благовоний. Археологические находки позволяют приоткрыть завесу, за которой прячется тайна искусства создания ароматов древнеиндийской, вавилонской и египетской цивилизаций. Все они связаны между собой нитью заимствования друг у друга знаний и опыта в получении эфирных масел. Ведь на протяжении многих веков человек стремился открыть секрет аромата, извлечь его, найти способы использовать его волшебную силу для лечения заболеваний.

Древний Египет и история парфюмерии

В Древнем Египте ароматы играли особую роль, они сопровождали человека, живущего на земле, и ушедшего в иной мир. Именно здесь, в Египте, следует искать тайны создания первых благовоний. Эфирные масла были неотъемлемой частью ритуалов – воздавались почести божествам, омовения душистыми благовониями во время молитвы. А использование ароматов мирры, ладана, терпентиновой смолы считались лучшими средствами для возвышения души.В храмах Древнего Египта особенно почитались ароматы мирры, ладана, кедра и кипариса, которые выставлялись в сосудах на четыре стороны света и символизировали исцеление, божественность, защиту от врагов и мужественность. Для ароматизации воздуха использовали благоухающие смолы, дерево, фрукты, растения, пряности в виде шариков, которые помещались над источником огня.

Древний Египет и история парфюмерии

Поэтому погребение тела сопровождалось обилием ароматических веществ, это подтверждают найденные остатки затвердевших душистых экстрактов в пирамидах фараонов, причём у каждого из них был свой индивидуальный аромат. Точные рецепты ароматических средств и способ бальзамирования, несмотря на подробные описания Геродота (490-480 – 425 до н.э.), не сохранились.Выяснить химический состав древних мазей и масел для растираний трудно; это непросто даже для современных композиций, что же говорить о косметике, которая пролежала десятки веков и могла измениться под действием различных агентов! Значения иероглифов на папирусах и знаков на шумерских табличках не всегда понятны. Некоторые сведения можно почерпнуть из произведений греческих и римских авторов, которые описывали различные применения масел. Чаще всего использовали оливковое и касторовое масла — особенно беднейшие слои населения. Распространены были также бегеновое масло — из крупных семян растений семейства моринговых, масло из колоквинта — растения семейства тыквенных, масло из семян сафлора, напоминающее подсолнечное, а также кунжутное, миндальное и другие. Как душистые вещества упоминаются масла из семян миндаля и аниса, корневищ аира и имбиря, цветков и коры кассии, коры коричного дерева, древесины кедра и сандалового дерева, плодов цитрусовых, цветков гелиотропа, мимозы, розы, разных тростников, цветков и листьев мяты и розмарина. Использовались как душистые вещества также цветки хны, корневища ириса, мед, вино и многое другое.

Древний Египет и история парфюмерии

Но ароматы ещё ценились и за то, что обладали эротизирующими свойствами. Ведь ароматами пользовались не только в целях исцеления от недугов или проведения ритуалов, ими наслаждались, с ними испытывали блаженство, чувство любви, радости, они обольщали, очаровывали и возбуждали. Но желание нравиться обходилось дорого. Один грамм мирры по стоимости был равен такому же количеству золотого песка.Сосуд для косметики, вырезанный из куска кальцита. Найден в захоронении Тутанхамона (около 1350 г. до н.э.)

В Древнем мире в косметических целях использовали и животные жиры — буйволовый, бараний, гусиный. Рыбий жир не применяли из-за не очень приятного запаха. Не использовали мускус, амбру, цибет, бобровую струю — кабарги, кашалоты, циветты и бобры не были известны на Ближнем Востоке.

Для приготовления косметических средств применяли те же приемы, что и для приготовления еды. Египетские художники часто изображали эти приемы, а иногда и целое производство.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: