Сказкотерапия как часть воспитательного процесса детей дошкольного и младшего школьного возраста

Обновлено: 04.07.2024

Сказка — это информация, накопленная многими поколениями людей, которая поднимает глубокие философские проблемы на уровне, доступном для детского восприятия и понимания. Сегодня метафорические ресурсы сказок успешно изучены многими психологами и используются для благоприятного и лечебного воздействия на детское сознание.

Как работает сказкотерапия?

Сказкотерапия призвана помочь ребенку сконцентрироваться на некой проблеме, показать пути ее решения, не давая при этом жестких рекомендаций. В каждой истории проигрывается определенная ситуация, которая возникла в жизни ребенка, персонажи рассказа обладают характеристиками реально существующих людей, а у возникшего конфликта всегда есть логичное разрешение. Сказкотерапия налаживает связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, переносит книжные, волшебные смыслы в реальность. Основной принцип метода — духовное, целостное развитие личности ребенка, забота о его душе.

Сказка не только учит, но и лечит.

Сказкотерапия помогает детям, потерявшим родителей. Ребенок встречается в сказке с самим собой, с хорошим, лучшим проявлением себя. Учится у себя сказочного добрым поступкам, учится быть счастливым.

Cказкотерапия в садике и дома

Очень полезно коллективное сочинение сказок. Для маленьких детей это упражнение на взаимодействие, для подростков — способ понять себя и своих сверстников. Еще на примере совместно созданной сказки можно понять, кто какие роли исполняет в коллективе.

Родителям сочинять вместе с ребенком полезно, потому что в такие моменты вы начинаете говорить общим языком, можете узнать скрытые мысли и желания малыша. Пряча их за символами и метафорами, юный сказочник внутренне освобождается, а заботливый и внимательный родитель может разгадать желания и подсознательные стремления ребенка.

Сказка стимулирует творческое мышление и развивает чувство юмора у родителей и детей. А изображая волшебных героев на бумаге или из пластилина, ребенок отрабатывает навыки лепки, письма и рисования, развивает усидчивость и внимательность.

Сказки

Какие бывают сказки?

Все сказочные истории можно условно разделить на четыре группы по проблемам, которые в них поднимаются:

Трудности в общении. В сказке проигрываются конфликты, обиды, разногласия, которые возникают у ребенка во дворе, в школе, в детском саду, в кругу семьи.

Страхи. Родителям важно знать, чего боится их ребенок и главное, как он этого боится. Если страх тормозит развитие, забирает эмоциональные силы, становится непреодолимым препятствием для личного роста, значит, ребенку нужна помощь.

Возрастные трудности. В каждом возрасте есть свои критические моменты, связанные с осознанием ребенком своей новой роли. Например, принятие себя как самостоятельной личности в дошкольном возрасте, или проблемы, связанные с учебой, в младшем школьном возрасте. Все это можно проговорить при помощи сказки.

Виды сказок в сказкотерапии:

Психокоррекционные сказки. Подразумевают мягкую коррекцию некоторых черт характера и поведения. Часто используются для детей с гиперактивностью и агрессивными проявлениями. Эти сказки обязательно должны быть проработаны психологом индивидуально.

Есть и универсальные психотерапевтические сказки, которые могут применяться без адаптации психологом под конкретного ребёнка. В этом случае фактором, повышающим эффективность сказки, является персонализация: главным героем сказки является сам ребёнок. Обычно используются готовые сборники терапевтических сказок по наиболее частым проблемам (боязнь темноты, жадность и др.).

Медитативные сказки. Отличаются отсутствием конфликтов и злых героев. Они разработаны для расслабления после психологической загруженности. Являются самым сложным типом в сказкотерапии, потому что не нацелены на решение конкретной проблемы. Медитативные сказки часто рассказываются в формате диалога с ребёнком, что помогает рассказчику-психологу менять сюжет, опираясь на явные или скрытые потребности малыша.

Дидактические сказки. Часто используются для дошкольников и детей младшего школьного возраста. Их назначение — научить ребёнка в интерактивной форме чему-то новому. Применяются в начальной школе как часть учебной программы. С помощью такой сказки можно проработать с ребенком ту или иную ситуацию, модель поведения, систему поиска решения.

Для детей и взрослых

Сказкотерапию применяют в детских садах, школах и реабилитационных центрах. На основе сказкотерапии создаются сборники терапевтических персонализированных сказок. Сказкой лечат у детей различные страхи, излишнюю агрессивность, лень, гиперактивность, нежелание ходить в детский сад, нервные тики, страхи, энурез и анорексию.

Сказкотерапия решает конфликты с родителями, нивелирует трудности контакта, сложности в учебе, агрессивность во взаимоотношениях, чувство неполноценности, одиночество, неуверенность в себе.

Во всех сказках видна диалектика мира: без зла не может быть добра, и наоборот. Это учит очень важной вещи — воспринимать мир таким, каков он есть.

Язык сказок открывает путь наглядно-образного и наглядно-действенного постижения мира человеческих отношений, что вполне адекватно любым возрастным психическим особенностям.

Сказкотерапия в логопедии и дефектологии

Элементы сказкотерапии можно использовать в играх и упражнениях, направленных на:

формирование сенсорных представлений с опорой на различные модели восприятия (зрительные, тактильные);

развитие общих речевых навыков; развитие слухового внимания; развитие словообразования;

тренировку употребления родительного падежа;

формирование простых фраз (например, игры с установленной целью для детей; с повышением/понижением силы голоса).

Очень нелегко автоматизируются звуки даже у детей с крепкой нервной системой, мало чувствительных, не проявляющих особого интереса к тому, что их окружает. Им как бы безразлично, какое у них произношение. А отсутствие желания означает и отсутствие сознательного контроля. У таких детей может и не быть сложностей с постановкой звуков, их начальной автоматизацией, но введение звуков в спонтанную речь – порой сложная задача и для логопеда, и для самого ребенка.

Сказка — эффективное развивающее, коррекционное и психотерапевтическое средство в работе с детьми.

Сказкотерапия в психологии

Психологи применяют терапевтические сказки для работы в трех направлениях:

Диагностика, то есть определение главных жизненных сценариев человека, особенностей поведения и восприятия мира, способностей, талантов.

Собственно терапия — решение психологических проблем, закрепление новых моделей поведения, реакций.

Прогностика — помощь в осознании влияния поведения в настоящем на будущие события жизни.

Метод сказкотерапии способен спровоцировать мощную и эффективную работу подсознания.

Выбор жанровой направленности основывается на возрасте, интересах слушателя, характере его трудностей. Важно, чтобы в произведении была корректно подобрана метафора — именно от нее зависит эффективность терапевтических приемов.

Мы привыкли рассматривать сказку как некую развлекательную деятельность, способ расширить кругозор, вынести мораль. Но психология выделяет гораздо большее количество функций, которые выполняет вымышленная история, рассказанная определенным образом:

Решение задач, стоящих перед человеком. Рассказанная история показывает проблему, идентичную реальной, и способы ее преодоления. Слушатель подсознательно ассоциирует вымышленную ситуацию с собственной, анализирует возможность применения предложенных вариантов.

Развитие мыслительных процессов. Для детей 3-12 лет – слушание, анализ, последующее обсуждение произведения, определение положительных и отрицательных персонажей — это инструменты совершенствования памяти, внимания, логического мышления. Кроме того, сказка знакомит ребенка с ранее неизвестными ему понятиями, явлениями, словами, выступая также приемом речевого развития.

Передача истинных ценностей. Через сказку поколения людей передают своим потомкам понятия добра и зла, честности, ответственности, любви и справедливости. Придуманные герои учат порядочности, заботе о близких, достижению целей.

Выявлением забытых, далеких детских травм занимается сказкотерапия для взрослых — через анализ любимого произведения человека либо истории, придуманной им самим.

Изменение поведения — терапевтические сказки коррекционного направления мягко поворачивают поведенческие реакции детей в сторону более эффективных, безопасных, допустимых.

Работа с использованием выдуманных историй – действенный инструмент воздействия на внутренний мир взрослых и детей. Каждый возрастной период требует индивидуального подхода, как и каждый отдельный случай.

Можно выделить основные принципы построения терапевтической деятельности с детьми любого возраста:

Эмоциональная передача взрослым содержания рассказа. При прослушивании ребёнок должен видеть лицо рассказчика, жестикуляцию, выражение глаз.

Актуальная для ребенка проблема зашифровывается образами, метафорами. Правильные психологические сказки для детей содержат ситуативные вопросы, побуждающие слушателя самостоятельно проследить причины и последствия описанных действий.

Четкое разграничение между положительными и отрицательными героями.


Обычно сказкотерапия для дошкольников работает в нескольких направлениях:

Чтение (рассказывание) произведения.

Художественное изображение — рисование, лепка, изготовление аппликации.

Диагностика.

Придумывание собственной истории.

Создание кукольных персонажей.

Театрализованная постановка.

Все методы применяются отдельно или комплексно, в соответствии с возрастными особенностями слушателей. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу – так происходит коррекция личности, расширение эмоционально-поведенческих реакций.

Из сказочных образов черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость. Процесс сказкотерапии даёт ребёнку альтернативную концепцию, которую он может либо принять, либо отвергнуть. Один ребенок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним необходимо постоянно двигаться. Третий любит что-то мастерить своими руками, четвертый обожает рисовать.

Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с окружающей действительностью и другими людьми.


На сегодняшний день сказкотерапия является одним их основных средств психотерапевтического воздействия, применяемого с целью коррекции различных психических процессов и поведенческих реакций ребенка. В современной ситуации развития общей психокоррекции сказкотерапия позволяет исследовать первопричины поведенческих реакций ребёнка и служит ресурсной практикой в психотерапии. Данный метод психокоррекционной работы можно использовать, начиная с раннего детства. Возможности сказкотерапии заключаются в том, что она позволяет выявить внутренние и внешние состояния ребенка.

В настоящее время психологи и терапевты проводят исследования, позволяющие изучить и описать воздействие сказок на подсознание и сознание детей. Главная особенность сказки состоит в том, что сказка — это выдуманная волшебная история со счастливым завершением. Она позволяет передавать опыт, умения, навыки, помогает ребёнку понять, где добро, а где зло. Большое количество сказок пронизано аллегориями, а так же жизненным поведением.

Главное достоинство сказкотерапии как метода заключается еще и в том, что ядром любой сказки является метафора. Именно она является средством психологического воздействия. Точность и глубина метафоры определяет эффективность коррекционных методов в работе с детьми. Данный метод психокоррекции основывается на том, что выдуманная история несёт в себе скрытый смысл решения сложных проблем. Чтение сказок помогает ребёнку преодолеть жизненные трудности, найти выход из сложных ситуаций [1].

Обратим особое внимание на коррекционные функции сказки. Среди них можно выделить наиболее приоритетные — это:

— психологическая подготовка к напряженным эмоциональным ситуациям;

— символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов;

— принятие в символической форме своей физической активности [3].

В настоящее время сфера применения сказкотерапии значительно расширилась. Сказкотерапия эффективна как помощь при различных нарушениях в поведении ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста, которые заключаются в желании ребенка привлечь к себе внимание различными способами; когда ребёнок хочет взять всё под свой контроль; при желании ребенка отомстить; как средство снижения страхов, желание избежать неудачи. Постепенно происходит объяснение ребёнку смысла происходящего, неэффективный стиль поведения замещается на более продуктивный [4].

1.Главный герой должен быть похож на ребёнка: пол, возраст, характер.

2.Жизнь героя в сказочном мире сходна с жизнью ребёнка.

3.Персонаж попадает в ситуацию аналогичную той, в которой находится ребёнок.

4.Герой встречает мудрого наставника, который объясняет смысл происходящего.

5.Герой понимает, где он поступил неправильно и начинает меняться [5].

Важность исследования проблемы заключается в том, что сказкотерапия как метод психокоррекции в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста должна осуществляться квалифицированным педагогом-психологом, который организует систематические занятия с детьми в индивидуальной и групповой форме. Особенно эффективно использование сказкотерапии родителями. При правильном использовании сказкотерапии ребенку будет оказана неоценимая помощь. Это позволит не только подготовить ребёнка к возможным жизненным ситуациям, но и решить возникшие проблемы. Языком сказки можно описать всё, что нас окружает [6].

Многочисленные исследования сказкотерапии как метода психокоррекционной работы позволяют сделать вывод о том, что в процессе знакомства со сказками и проигрывания сюжетов ребёнок начинает понимать, что даже в трудной ситуации можно найти выход, только его нужно поискать. Во-вторых, ребёнок усваивает правило: чтобы преодолеть трудности нужно искать силы в самом себе.

Исходя из этого, мы составили небольшой опросник для детей и их родителей. Вопросы, позволяющие выявить, какое значение оказывает сказкотерапия на развитие нравственных качеств ребенка, а также на развитие воображения, мышления и речи могут быть следующими:

  1. Понравилась ли тебе сказка?
  2. Как ты думаешь, о чём эта сказка?
  3. Какой герой тебе понравился? Почему?
  4. Что главное в этой сказке?
  5. Как ты думаешь, почему герой совершил этот поступок?
  6. Что бы было, если герой не совершил этого поступка?
  7. Чему тебя научила эта сказка?

Сказочный мир требует от ребенка активного, хорошо развитого воображения, умения свободно, не страшась опасностей и приключений, импровизировать. Чтобы всего этого добиться, ребенку необходимо много сказок и благожелательное отношение родителей к сказкам.

1. Как часто Вы рассказываете сказки своему ребёнку?

2. Есть ли любимая сказка у Вашего ребёнка?

3. Есть ли у ребёнка любимый герой?

4. Запоминает ли Ваш ребёнок сказки?

5. Просит ли ребёнок почитать сказку?

6. Помогает ли Вам сказка воспитывать ребёнка?

7. Просит ли ребёнок рассказать одну и ту же сказку несколько раз?

8. Объясняли ли вы ребёнку с помощью сказки, что такое хорошо и что такое плохо?

9. Менял ли ребёнок своё поведение после того, как вы прочитали ему сказку?

На основании беседы с детьми и родителями важно проанализировать, какие личностные качества развиваются у детей в процессе сказкотерапии, а также разработать психолого-педагогические рекомендации родителям и педагогам по преодолению трудностей в эмоционально-личностной сфере дошкольников и младших школьников с помощью сказки. Общие психолого-педагогические рекомендации, которые будут полезны родителям, по приобщению детей к сказке заключаются в том, чтобы родители постоянно формировали у ребенка интерес к сказке и представление о том, что сказка — это волшебная история со счастливым завершением. Родителям необходимо помнить, что выбор сюжетов сказок должен быть направлен на те сказки, которые предполагают осознание ребенком того, что даже в трудной ситуации можно найти выход, только его нужно поискать. Стоит помнить, что процесс чтения сказок и проигрывания их, сопровождающийся эмоциональным сопереживанием и отождествлением с любимым персонажем, позволяет ребенку иными глазами взглянуть на окружающий мир и близких людей.

Таким образом, сказкотерапия как метод психокоррекционной работы с детьми является весьма эффективным. Сказки развивают в ребёнке доброту, отзывчивость, контролирует эмоционально-нравственное развитие ребёнка. Для ребёнка сказка является особой реальностью. Именно здесь он познаёт такие явления и чувства как жизнь и смерть, измена и коварство, любовь и ненависть. Сказочная форма изображения этих явлений доступна для понимания ребёнка, но при этом сохраняет подлинный нравственный смысл. Сказка даёт несравнимые уроки нравственности, которые остаются с нами на всю жизнь.

Основные термины (генерируются автоматически): сказка, ребенок, младший школьный возраст, родитель, том, какое значение, психокоррекционная работа, психолого-педагогическая коррекция, сказочный мир, счастливое завершение.

Похожие статьи

Детские страхи и способы их коррекции у детей младшего.

Исследование условий и факторов эмоционального благополучия детей младшего школьного возраста.

Сказкотерапия как способ развития творческого воображения.

ребенок, сказка, литературное творчество, развитие способностей, развитие, прежний опыт, отечественная психология, молодое направление, младший школьный возраст, психокоррекционная сказка.

Сказкотерапия как средство работы с детскими страхами.

 психокоррекционные — сказки, оказывающие влияние на поведение ребенка.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, страх, сказка, дошкольный возраст, вероятность появления страхов, детская, родитель, способствующая коррекция страхов детей.

Анималотерапия — как метод психокоррекционной работы.

Сказкотерапия как метод психокоррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Психологический климат в семье как фактор формирования полоролевой идентификации ребенка дошкольного и младшего школьного возрастов.

Сказкотерапия как педагогический метод коррекции личностного.

В первую очередь мы подбираем героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру. Потом описываем жизнь героя в сказочной стране так, чтобы

Социализирующие функции сказкотерапии в работе.

Сказка позволяет применить игровые и диалоговые методы коррекции ребенка.

В создании психокоррекционной сказки большую роль играет жизненный опыт.

С младенческого возраста родители рассказывают и читают своим детям сказки, притчи, былины.

Социально-психологические ресурсы сказкотерапии в коррекции.

Социально-психологические ресурсы сказкотерапии в коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

5. В любой психокоррекционной работе со сказкой необходима функция реверсии индивидуального и личностного развития.

Психологическая сказка как средство развития самосознания

Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребёнка

Согласно Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка; при этом под коррекцией она.

Сегодня принято считать, что сказки - это просто инструмент развлечения, детское увлечение. Однако сказка содержит нравственные ценности; с помощью которых ребенку можно избавиться от вредных привычек, привить хорошие качества; то общение, которое больше всего понятно ребенку.

ВложениеРазмер
skazkoterapiya.docx 23.09 КБ

Предварительный просмотр:

Сказкотерапия как часть воспитательного процесса детей

Сегодня принято считать, что сказки - это просто инструмент развлечения, детское увлечение. Однако сказка содержит нравственные ценности; с помощью которых ребенку можно избавиться от вредных привычек, привить хорошие качества; то общение, которое больше всего понятно ребенку.

Сказка – незаменимый помощник в нашей работе. Она помогает выявить особые причинно-следственные связи и явления, приоткрывает для дошкольника занавесу в чудесный мир фантастических образов. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – всё это мы передаём детям с помощью сказки. Об этом же пишут отечественные специалисты в области сказкотерапии Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева, И.В. Вачков, К. Натрова-Бочарев, О.В. Защиринская, Д.Ю. Соколов и др.. В своих работах они подчёркивают, что сказка не просто одно из направлений психотерапии, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур.

В своей работе используем коллективные и индивидуальные творческие задания:

  • рассказать знакомую сказку по кругу;
  • нарисовать сказку;
  • разыграть сказку (дети распределяют роли);
  • рассказать о пользе продукта и о том, какие блюда из него можно приготовить;
  • придумывание своей сказки;
  • оформление книги “Полезные сказки“ (обложка, иллюстрации);
  • изготовление костюмов-нагрудников (ткань, бумага);
  • разыгрывание придуманных сказок;
  • узнай сказку по песенке героев;
  • продолжить сказку.

Могут быть и другие творческие задания.

Ребята под руководством взрослых сочинили свои сказки.

- чистить зубы утром и вечером

-После еды полоскать рот

- не грызть твёрдое

- не есть много сладкого

- посещать зубного врача

Ведь злобный Кариес слабеет, когда дети правильно ухаживают за своими зубами. Есть у меня ещё хороший друг - стоматолог, который всегда помогает детям. Королева Зубная паста улыбнулась и попрощалась. А Катя решила, что завтра пойдёт к стоматологу, и будет следовать советам королевы Зубной пасты.

Коллективно составленная сказка детьми старшей группы

Сказка про кошечку .

Жила была кошечка Мурка. Как-то утром она проснулась и увидела, что на улице светит яркое , весёлое солнышко решила прогуляться в парк. Она позвонила своим друзьям, чтобы они погуляли вместе с ней. В парке они катались на каруселях, качались на качелях, ели мороженное, играли на зелёной травке в догонялки. И нечего не предвещало беды. Но вдруг Мурка наступила на стекло от разбитой бутылки, которое лежало в траве. Она заплакала – ей было больно, из лапки бежала кровью Друзья не оставили её в беде. Помазали ей лапу йодом, перевязали бантиком. Но ей всё равно было больно наступать на лапку. Тогда они придумали надуть воздушные шарики, чтобы Мурка полетела домой. Берегите природу – не мусорьте! Ведь такое может произойти с каждым. Шурко Полина,

Подводя итог нашей работы, хотелось бы дать совет родителям. Пусть в вашей библиотеке будут сказки русских писателей, таких как Л. Н. Толстой, А. Н. Толстой, А. С. Пушкин, И. С. Аксаков и т. д. Пусть найдется место таким великим зарубежным сказочникам, как братья Гримм, Г. Х. Андерсен, Ш. Пьеро. Пусть будут книги со сказочными историями для повзрослевших детей и сборники с коррекционными сказками, из которых вы сами сможете подбирать ту историю, которая необходима сейчас вашему ребенку .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста

Сказкотерапия для дошкольников -современное средство, широко используемое детскими психологами и педагогами для решения различных задач. Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет легко .


Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх – реальная часть нашей жизни. Человек может .



Сказка – это прекрасный и увлекательный мир! Сказка – самое яркое воспоминание детства: сказки читали нам родители в детстве, и мы видели чудесные сны, в которых каждый.


Роль мультфильмов в воспитательном процессе детей дошкольного возраста.

Методическая подборка мультфильмов для детей младшего и среднего возраста.Роль использования мультфильмов в воспитании детей.

Сказкотерапия как часть воспитательного процесса в младшем школьном возрасте

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна

Сказкотерапия как часть воспитательного
процесса в младшем школьном возрасте

Читайте также: