Что такое психологическая подготовка кратко

Обновлено: 28.06.2024

Содержание психологической подготовки, ее построение, средства и методы определяются спецификой подготовки вида спорта. В повседневном тренировочном процессе психологическая подготовка включена в другие виды подготовки (физическую, техническую, тактическую), хотя имеет свои цели и задачи.

Исходя из специфики спорта все применяемые средства и методы психологической подготовки в предсоревновательный, соревновательный и постсоревновательный периоды, имеют следующую структуру (А.В. Родионов, 1995.).

По цели применения средства и методы психологической подготовки делятся на:

2. корригирующие (поправляющие);

3. релаксирующие (расслабляющие).

По содержанию средства и методы психологической подготовки делятся на:

1. психолого-педагогические (убеждающие, направляющие, двигательные, поведенческо-организующие, социально-организующие, комбинированные);

2. психологические (суггестивные, т. е. внушающие; ментальные, сочетающие воздействие словом и образом; социальноигровые; комбинированные);

3. психофизиологические (аппаратурные, психофармакологические, дыхательные, комбинированные).

По сфере воздействия средства и методы психофизической подготовки делятся на:

1. средства, направленные на коррекцию перцептивно-психомоторной сферы (т. е. на качества, связанные с восприятием ситуации и моторными действиями);

2. средства воздействия на интеллектуальную сферу;

3. средства воздействия на волевую сферу;

4. средства воздействия на эмоциональную сферу;

5. средства воздействия на нравственную сферу.

По адресату средства и методы психологической подготовки делятся на:

1. средства, направленные на психическую подготовку тренера;

2. средства управления непосредственно спортсменом или командой.

По времени применения эти средства и методы делятся на:

В ходе осуществления этих средств и методов следует учитывать ряд моментов:

1. Общая психологическая подготовка. Формирование мотивации, как у тренеров, так и спортсменов может осуществляться в два этапа: формирование влечений по отношению к различным элементам профессиональной и спортивной деятельности и превращение их в мотивы. (А.Н. Николаев, 2005).

На обоих этапах в качестве основного средства выступает повышение уровня информированности по отношению к своей деятельности, осуществляемое с помощью различных вариантов обмена опытом и изучения литературы.

Поддержание мотивов может быть достигнуто с помощью специальных рекомендаций:

максимально учитывать интересы каждого спортсмена и тренера;

развивать традиции спортивной школы и команды;

афишировать даже самые незначительные достижения, как тренеров, так и спортсменов среди коллег и учеников;

проявлять одинаковый интерес и время взаимодействия между тренером и каждым спортсменом;

учитывать индивидуально-психологические особенности каждого спортсмена и тренера;

обучение спортсмена универсальным приемам, обеспечивающим психологическую готовность к деятельности в экстремальных условиях;

допускать такую форму взаимодействия между тренером и спортсменами, когда подчиненные выступают в качестве руководителя или его помощника; – проявлять доверие по отношению к спортсменам;

Однако, помимо перечисленных объективных причин, немаловажное значение имеют и субъективные, в их группу можно отнести барьеры, связанные с:

индивидуально-психологическими особенностями личности спортсмена;

общее физическое состояние в данный момент;

2. Специальная психологическая подготовка – осуществляется перед каждым конкретным соревнованием.

Помимо общей психологической подготовки, необходима непосредственная настройка спортсменов к данным конкретным соревнованиям. Она выступает как заключительный этап психологической подготовки, проводившейся в процессе всей учебно-тренировочной и воспитательной работы.

Основной задачей специальной психологической подготовки к конкретному соревнованию является создание состояния психической готовности спортсмена к выступлению в нем.

Состояние психической готовности к соревнованию, как и любое другое, – целостное проявление личности, представляет собой динамическую систему, включающую следующие элементы (Г.Д.Горбунов, 1986).

Трезвая уверенность в своих силах. Эта уверенность достигается средствами определения соотношения возможностей спортсмена и сил противника с учетом условий предстоящего соревнования.

Стремление упорно и до конца бороться за достижение соревновательной цели, за победу. Оно достигается формированием у спортсмена целеустремленности, направленной на бескомпромиссное ведение от начала до конца соревновательной борьбы (не только с равными, но и с более сильными соперниками), за намеченное достижение или даже еще лучшего результата.

Оптимальный уровень эмоционального возбуждения. Оптимальный – значит соответствующий условиям и требованиям конкретной соревновательной деятельности, индивидуально-психологическим особенностям спортсмена и, наконец, масштабу и рангу соревнований. Немалую роль здесь играет установка тренера, она должна исходить из реальных возможностей спортсмена, только тогда она будет вызывать у них стремление к высокому результату, к полной отдаче сил в ходе соревнования. Если установка тренера противоречит возможностям спортсменов, их подготовленности, то она приносит только вред. Установку тренер должен давать исходя из подготовленности и состояния спортсменов, надежности и готовности их техники.

Способность произвольно управлять своими действиями, чувствами, поведением.

Эта способность выступает не только как признак состояния психической готовности к соревнованию, но и как индикатор. При любом варианте соревновательной обстановки спортсмен должен как можно точнее предвидеть ход событий, принимать целесообразные решения, регулировать в соответствии с этим свои действия, согласовывать их с действиями партнеров и тренера, управлять своими эмоциями.

Сбор информации о предлагаемых условиях будущего соревнования. Сбор достаточной и достоверной информации – исходное звено психологической подготовки, формирования состояния готовности к соревновательной борьбе. Важно заранее знать место проведения соревнования и иметь информацию о противнике. Изучение положения о соревнованиях, уточнение вероятного состава участников, приблизительное знакомство с местом проведения соревнований Вот неполный перечень вопросов, которые должен знать тренер для проведения непосредственной психологической подготовки. Вероятностное программирование соревновательной деятельности.

Сохранение и восстановление нервно-психической свежести. Этот раздел включает в себя особенности поведения спортсмена за какое-то время до соревнований и непосредственно на самих соревнованиях. Правильное построение режима дня в период подготовки к соревнованию, умелое использование отвлечение от мыслей о нем, нормирование общения и т. д. Непосредственно перед стартом тренер должен не забыть подойти к каждому спортсмену и проводить его на стартовую линию, сказав напутственное слово. Помочь спортсмену преодолеть отрицательное стартовое состояние, а так же находиться вблизи старта, чтобы подопечный видел, что за ним следят, ему могут помочь, если это понадобиться.

3. Средства формирования и коррекции свойств личности и спортивно важных качеств у спортсменов.

Чтобы реализовать в полной мере мышечную и функциональную подготовленность в условиях соревнований, более того, обеспечить вскрытие резервных возможностей, спортсмена необходимо психологически готовить к этим напряженным условиям деятельности, без такой подготовки накопленное в течение месяцев тренировок может быть растеряно в последние минуты перед стартом.

В первую очередь, необходимо ориентироваться на качества, которые в большей степени поддаются формированию и коррекции, это: направленность, мотивы, ценностные ориентации, волевые качества, коммуникативные свойства, эрудиция, самоотношение и самооценка.

Основными резервами проведения работы по коррекции свойств личности являются более полное использование возможностей самовоспитания, использование косвенного убеждения через коллектив.

Важнейшей задачей психологической подготовки – развитие и совершенствование волевых качеств. Волевые – качества это решающее звено в подготовке к спортивной борьбе. Только лица обладающие волей к победе, упорством, смелостью, могут добиться в этом виде спорта успехов.

Воспитание волевых качеств у спортсменов необходимо проводить планомерно, с учетом возраста и пола занимающихся, их физических и психологических возможностей.

Для реализации названных требований в процессе воспитания волевых качеств, применяется ряд методических приемов: использование неблагоприятных метеорологических условий; вариативность трасс, площадок, место тренировок, расположение снарядов; преодоление сверхсоревновательного времени и километража, уменьшение площади для действий, создание мнимых усложнений; проба соревновательных трасс, режима, соревнования с различными (сильными и слабыми) соперниками; проведение занятий в присутствии судей, гостей, зрителей; создание неожиданных препятствий различной степени трудности и др. Наряду с этим широко используются одобрение, похвала, поощрение, критика, пример, убеждение и т. д.

Для развития и совершенствования волевых качеств, в процессе тренировки, необходимо знать их психологическую природу и условия. При анализе волевых качеств надо помнить, что они существуют в неразрывном единстве с другими свойствами человека, чертами его характера, взглядами, убеждениями. Одним из волевых качеств является целеустремленность, которое выражается в способности человека регулировать свое поведение, подчиняя его конечным целям и задачам спортивной деятельности. У целеустремленных спортсменов вырабатываются определенные устойчивые принципы поведения. Но одно наличие цели еще не говорит о целеустремленности. Спортсмены могут поставить перед собой задачу и, ограничиться лишь благими намерениями, достичь ее, не проявляя никаких конкретных действий и усилий. Таким образом, это качество воспитывается лишь путем упорной, настойчивой, повседневной тренировки. Идя от решения одной учебно-тренировочной задачи к другой, спортсмены приходят к намеченной цели, овладевают мастерством, показывают высокие результаты на соревнованиях. Следует помнить важную закономерность, что развитие любого волевого качества развивается и совершенствуется в процессе его проявления при преодолении трудностей на пути к цели.

Решительность – находится в неразрывной связи с целеустремленностью и выражается в умении при трудных обстоятельствах принимать обоснованные решения и без колебания претворять их в жизнь. Специфическая особенность решительности – неразрывная связь этого качества с уровнем спортивно-технического мастерства. Чем выше мастерство, тем увереннее спортсмен выполняет действия.

Для осуществления принятого решения иногда необходимо большое и продолжительное волевое напряжение, так как выполняемые действия очень тесно связаны с преодолением трудностей. В спортивной деятельности эти трудности могут оказывать длительное, иногда постепенно увеличивающееся воздействие на человека.

Настойчивость – волевое качество, проявляющееся в способности человека к продолжительному напряжению волевых усилий, направленных на достижение намеченной цели в условиях долго длящихся или повторно возникающих трудностей. Настойчивость необходима при овладении любыми приемами ли действиями.

Самообладание – способность человека управлять своим поведением.

Смелость – волевое качество, которое проявляется в способности человека сознательно идти на риск для достижения цели в условиях опасности.

Смелость – это качество не является врожденным. Оно развивается и совершенствуется в процессе проявления смелых поступков и действий. Для подлинной смелости характерен сознательный расчетливый риск. Необоснованный риск ведет к падениям, травмам, авариям, неудачным выступлениям.

Важным разделом волевой подготовки спортсмена является последовательное усиление самовоспитания на основе самопознания, осмысления сути своей деятельности. Сюда входят такие компоненты, как: а) соблюдение общего режима жизни; б) самоубеждение, самопобуждение и самопринуждение к выполнению тренировочной программы; в) саморегуляция эмоций, психического и общего состояния посредством аутогенных и им подобных методов и приемов; г) постоянный самоконтроль (Л.П. Матвеев).

Общая психологическая подготовка спортсмена тесно связана с идейно-воспитательной работой со спортсменами. Особенно это можно отнести к формированию у них идейной убежденности, к воспитанию свойств личности соответствующих общечеловеческой нравственности. В ходе психологической подготовки, используя метод беседы, личного примера и примера своих спортсменов, тренер формирует специфические отношения к деятельности, к себе, к другим людям, к вещам, к препятствиям, т. е. совершенствуется спортивный характер. Критериями спортивного характера являются: стабильность выступления в соревнованиях; улучшение результатов от соревнования к соревнованию, по мере их значимости; более высокие результаты в соревнованиях, по сравнению с тренировочными; лучшие результаты в финале, чем в предварительных выступлениях и др.

Общая психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям направлена на формирование и совершенствование свойств личности и психических состояний, которыми обусловлены успешность и стабильность выступлений.

Психологическая подготовка к соревнованиям должна носить индивидуальный характер. Здесь нельзя подходить к различным спортсменам с одинаковой меркой. У каждого из них имеются свои психологические особенности. Поэтому чтобы правильно вести психологическую подготовку, следует всесторонне учитывать свойства личности спортсменов: особенности их темперамента и характера, направленности и способностей.

Индивидуально-психические особенности спортсменов изучают в единстве с их воспитанием в процессе повседневной жизни, на тренировках, на соревнованиях, путем наблюдения за поведением в различной обстановке, индивидуальных бесед.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА – процесс формирования, закрепления и активизации готовности личности, коллектива к определенному виду деятельности или выполнению задачи. П. п. к выполнению конкретной задачи – это воздействие на личность, группу с целью настройки на выполнение этой задачи и создание субъективных условий для эффективного использования и проявления знаний, навыков, умений, способностей, др. качеств в процессе предстоящей деятельности. П. п. должна отражать психологическую структуру предстоящей деятельности. П. п. спортсмена, врача, учителя, руководителя имеет свои особенности. Есть и общие черты в П. п. представителей разных профессий. Они связаны с качественными характеристиками мышления, воли, мотивов, чувств, знаний, навыков, умений, нравственных черт человека. П. п. является целенаправленным процессом обучения, воспитания, освоения технологии определенного вида деятельности, овладения опытом. П. п. к выполнению конкретной задачи предполагает в сложившейся ситуации активизацию возможностей человека, мобилизацию его духовных и физических сил, всего творческого потенциала. П. п. является важным видом профессиональной подготовки конфликтолога. Деятельность конфликтолога относится к очень сложным социальным видам деятельности. Она может протекать в экстремальных условиях. Разработка методологии, теории, методов и методик общей и специальной П. п. конфликтологов является перспективной и важной задачей конфликтологии.

* * *
целенаправленное формирование индивидуальных приемов, обеспечивающих оператору сохранение заданных параметров выполнения деятельности в сложных ситуациях. Формы и методы П. п. весьма разнообразны, они определяются характером и условиями деятельности, а также теми требованиями, которые она предъявляет к психологическим качествам оператора. Одним из способов П. п. является моделирование в процессе тренировки необычных (в том числе и экстремальных) ситуаций и отработка при этом необходимых действий оператора. Такое моделирование может проводиться с помощью специальных стендов и макетов (см. Ситуационное моделирование), либо в идеальном плане. Последнее основывается на воспроизведении тренируемых навыков или отдельных элементов деятельности с помощью умственных представлений. При этом возможна идеомоторная или мысленная тренировка. Приобретаемые в ходе обоих видов моделирования навыки в будущем могут снизить экстремальность и неожиданность ситуации, повышают степень сознательного контроля за протеканием психических процессов. В целом все это повышает психологическую готовность оператора. Другое направление П. п. связано с совершенствованием и тренировкой профессионально важных психологических качеств. Тренировке в первую очередь подлежат те из них, которые являются наиболее важными в структуре профессиональной пригодности и наиболее легко тренируемы. Для тренировки используются как специальные методические приемы (напр., правила мнемотехники), так и специальные психологические тренажеры. Существуют, напр., тренажеры памяти, внимания, реакций и др. Хорошие результаты в плане П. п. дают также специальная производственная гимнастика, нервно-мышечная релаксация (расслабление), самовнушение (аутогенная тренировка). Рассмотренные методы П. п. являются составной частью более общей системы психологической поддержки оператора:

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике . 2013 .

Полезное

Смотреть что такое "ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА" в других словарях:

Психологическая подготовка в области гражданской защиты — совокупность мероприятий по формированию у индивида и коллектива психологической устойчивости и способности к адекватным действиям при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций. EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 … Словарь черезвычайных ситуаций

Психологическая подготовка населения — формирование психологической готовности человека к жизнедеятельности в экстремальной ситуации. Особое внимание должно уделяться формированию таких компонентов психологической готовности, как: наличие необходимого и достаточного уровня… … Словарь черезвычайных ситуаций

Психологическая подготовка спасателей — мероприятия, направленные на профилактику нарушений психической адаптации и оптимизацию личностных особенностей и психического состояния специалистов. Включает: адаптацию спасателей к деятельности в чрезвычайных ситуациях; создание у них еще до… … Словарь черезвычайных ситуаций

Психологическая подготовка осужденных к освобождению — Ее определяют как средство мобилизации осужденных, активизации их установок, привычек, психических состояний, отвечающих условиям труда, жизни, быта после освобождения (В.Ф. Пирожков, А.Д. Глоточкин,1975.). Необходимость ее обусловлена более или… … Энциклопедия современной юридической психологии

Психологическая подготовка личного состава вооружённых сил — система мероприятий по формированию у военнослужащих н воинских коллективов психологических качеств, необходимых для выполнения боевых задач. П. п. воинов социалистических государств способствует формированию таких черт характера, как мужество,… … Словарь военных терминов

Психологическая подготовка спасателей — комплекс мероприятий, направленных на профилактику нарушений психической адаптации и оптимизацию личностных особенностей и психического состояния специалистов. Включает: адаптацию спасателей к деятельности в ЧС; создание у них еще до начала … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

Психологическая подготовка к бою — система мероприятий, направленных на формирование у военнослужащих и воинских коллективов психологических качеств, обеспечивающих их высокую психологических качеств, обеспечивающих их высокую боевую готовность и устойчивость к воздействию… … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

Непосредственная морально-психологическая подготовка — Подготовка сотрудников и групп, проводимая непосредственно перед началом решения сложных и ответственных задач. Профессионально и психологически важно, чтобы сотрудник приступил к действиям в состоянии мобилизованности и готовности проявить в… … Энциклопедия современной юридической психологии

Профессионально-психологическая подготовка сотрудников — Особый, важный вид профессиональной практической подготовки персонала ПОО, отличающийся психологически обоснованной педагогической системой занятий и мер и основанный на применении специальных современных интенсивных психолого педагогических… … Энциклопедия современной юридической психологии

Морально-психологическая подготовка сотрудников — Особый, важный вид профессиональной подготовки персонала ПОО, основанный на применении современных интенсивных психолого педагогических технологий. Его цель – подготовка сотрудников к высокоморальному выполнению профессионального долга при… … Энциклопедия современной юридической психологии

Психологическая подготовка имеет очень важное значение в нашей жизни, поскольку ситуации, к которым мы должны быть психологически подготовленными, возникают в ней постоянно. И некоторые из таких ситуаций могут морально сломать человека, именно из-за его неподготовленности к ним. Обычно люди не придают большого значение психологической подготовке, если они не ведут такой образ жизни, при котором она необходима. Например, если они не занимаются профессиональным спортом или не служат в специальных силовых подразделениях, в которых без этой подготовки никак не обойтись. А для обычной жизни, по мнению многих людей, психологическая подготовка не нужна. Но это не так. Она нужна любому человеку, независимо от того, какой жизнью он живет. Ибо как минимум, каждый человек должен быть психологически подготовлен к чрезвычайным и конфликтным ситуациям, которые как вы сами знаете, постоянно возникают в нашей жизни. И многие люди часто теряют контроль над собой, оказываясь не просто в чрезвычайной или конфликтной, но и даже просто в незнакомой ситуации, которая вызывает у них сильный стресс, потому что они не знают, как им в этой ситуации себя вести.

Поэтому чтобы в любых ситуациях не терять самоконтроль и действовать максимально конструктивно, я бы даже сказал, максимально разумно, человеку нужно подготавливать себя, ну уж если не ко всем, то по крайней мере к самым распространенным жизненным ситуациям, с которыми он с высокой степенью вероятности может столкнуться. Существует много методик психологической подготовки, которые применяются в зависимости от того, какого человека и к чему именно нужно подготовить. И все они по-своему хороши и интересны. Но в этой статье мы с вами поговорим о трех, как я считаю, самых лучших и наиболее общих методах психологической подготовки, с помощью которых любой из вас сможет подготовить себя практически к любым жизненным ситуациям.

Итак, первый метод психологической подготовки основан на воображении, а точнее на имитационном моделировании с помощью воображения той ситуации, к которой вам нужно подготовиться, или к которой вы в принципе хотите быть готовы, на случай ее возникновения. Для этого вам необходимо как можно более детально представить себе эту ситуацию и мысленно ее пережить. Друзья, имейте в виду, что совсем необязательно эта ситуация должна возникнуть в вашей жизни в ближайшем будущем, вы можете проигрывать в своем уме наиболее вероятные, а не только предстоящие ситуации, готовясь таким образом к их возможному возникновению. Такая подготовка в целом сделает вашу психику более крепкой и устойчивой. Метод, как видите, в теории не сложный, но его эффективность будет зависеть от качества и количества тех образов, которые вы сумеете сформировать в своем воображении. Вам нужно сформировать очень качественную внутреннюю психическую модель ситуации, чтобы подготовить себя к ней. Поэтому чем более проработанной будет эта модель, чем более яркими образами она будет наполнена, тем более реальной она окажется для вашего мозга, а значит и его реакция на эту виртуальную модель окажется более естественной. Именно эта естественность вам и нужна, чтобы ваша психика укреплялась и адаптировалась к непривычной для нее ситуации. На практике, понятное дело, это не всегда просто сделать. Все-таки, одно дело представлять себя, скажем, в конфликтной ситуации и совсем другое дело, реально оказаться в ней. В последнем случае впечатлений будет значительно больше. Поэтому человеку, чтобы пользоваться таким методом психологической подготовки – необходимо иметь хорошо развитое воображение. Если же его воображение не очень хорошо развито – он может воспользоваться помощью других людей, которые помогут ему смоделировать необходимую ситуацию, чтобы он смог ее мысленно пережить.

Вы также можете сформировать психическую модель какой-то деятельности, чтобы мысленно выполнить ее про себя, в своем внутреннем плане, в голове. Тогда в будущем вам будет проще ее осуществить. Таким образом, мысленное представление различных ситуаций и того, каким будет и каким должно быть ваше поведение в этих ситуациях – это суть первого метода психологической подготовки.

Но, друзья, я хочу обратить ваше внимание на один очень важный момент в этом методе, который многие люди не учитывают, когда используют его, поэтому он им не всегда помогает. Дело в том, что сначала вам нужно приучить себя, свою психику, к моделируемой ситуации, многократно проигрывая ее в своей голове во всех подробностях, без продумывания своего поведения в этой ситуации. Повторю – без продумывания своего поведения. Свое поведение продумывать на первом этапе такой подготовки вам не нужно. Это вообще самая большая ошибка тех, кто не умеет пользоваться этим методом. Скажу честно, я сам долгое время этого не знал и не понимал, когда пытался себя и своих клиентов психологически подготовить к какому-нибудь событию. Вроде мы все делали правильно, воображая различные ситуации во всех подробностях, а нужного результата не было. Вот что значит опираться исключительно на теорию и на чужие знания, подчерпнутые из книг или любых других источников, не проверив их должным образом самостоятельно. Я сначала думал, что все дело в плохом воображении, — некоторым людям очень сложно себе что-то представить, чтобы это пережить. Поэтому я многим своим клиентам помогал сформировать нужные образы и смоделировать нужную ситуацию, чтобы они смогли почувствовать ее влияние на себе. Но результаты все равно были плохими, а точнее, не всегда успешными. Так что дело было не только в недостаточно хорошем воображении. Сам я обладаю достаточно неплохим воображением, но подобный метод психологической подготовки не всегда помогал и мне. Поэтому я много времени потратил на то, чтобы найти причину такой невысокой эффективности этого метода. И я ее нашел. Все дело именно в нашем представлении самих себя и своего поведения в различных ситуациях. Мы неправильно продумываем свое поведение, мы видим его таким, каким должно быть с нашей точки зрения, а не таким, каким оно будет в действительности. Это снижает реалистичность моделируемой ситуации и наша психика приспосабливается неправильно, точнее, не к тому, к чему надо. Вот почему я говорю, что на первом этапе использования этого метода – не нужно продумывать свое поведение в той или иной ситуации, к которой вы хотите себя психологически подготовить, вам нужно только саму ситуацию вообразить, как можно лучше, как можно детальнее, чтобы она позволила вам испытать именно те чувства, эмоции, ощущения, которые в действительности можете испытать, оказавшись в этой ситуации.

Так уж мы устроены, друзья, что стараемся представить себя в определенной ситуации такими, какими мы хотели бы быть, а не такими, какими мы будем в действительности, когда в ней окажемся. Поэтому так важно в самом начале использования этого метода пережить все те чувства и эмоции, которые у вас автоматически возникнут в той ситуации, к которой вы хотите себя подготовить. Не нужно ничего выдумывать, нужно просто чувствовать, нужно привыкать к воображаемой ситуации. Если вы будете моделировать свое поведение в этой ситуации, не успев адаптировать свою психику к ней – вы просто столкнетесь с автоматическими эмоциями непосредственно в самой ситуации, которые не сможете контролировать, и все ваше ранее продуманное поведение, варианты которого вы так тщательно подготавливали к этой ситуации – не сработает. Ваши эмоции и чувства все разрушат. Поэтому мы и говорим с вами именно о психологической, а не об интеллектуальной или физической подготовке, поскольку вам психику свою сначала надо натренировать, а не план действий составить. План действий, в котором ваша модель поведения в той или иной ситуации будет идеально расписана – это следующий этап подготовки. А для начала, все ваши эмоции и чувства вами должны быть пережиты в полной мере, при моделировании конкретной ситуации, чтобы вы воспринимали эту ситуацию, как максимально естественную для вас. В своем воображении мы все выглядим героями – умными, сильными, смелыми, решительными людьми. А когда наступит тот момент, когда нам надо будет проявить хотя бы часть этих качеств, мы можем оказаться совсем другими людьми. Вот мы должны знать, какими мы действительно будем, когда столкнемся с той или иной ситуацией, чтобы пережить это состояние в своем воображении, а не в реальности. И только потом, когда мы уже прочувствуем все, что должны прочувствовать, мы можем выработать в своем воображении нужную модель поведения, которой воспользуемся в реальной ситуации.

Так что суть метода заключается в том, чтобы как можно чаще проигрывать в голове ту ситуацию, к которой вы хотите подготовиться, проживая ее мысленно раз за разом, пока она не станет для вас настолько привычной, что вы будете чувствовать себя в ней достаточно комфортно, что позволит вам вести себя в ней так, как вы хотите и как вам надо.

Давайте рассмотрим пример того, как это может происходить. Допустим, вы хотите психологически подготовить себя к выступлению перед большой аудиторией. Вас это пугает, вы волнуетесь, потому что никогда раньше не выступали перед людьми. И вам надо как-то подготовиться к выступлению. Что вы делаете? – Вы воображаете себя на сцене, стоящим перед людьми, ощущаете на себе их взгляды, вас одолевает волнение, вы подбираете слова, следите за своим поведением, вы напряжены. Это нормально. Вы должны испытать все эти ощущения, должны привыкнуть к ним. Они должны стать для вас настолько привычными, чтобы у вас создалось ощущение, будто вы всю жизнь выступали на сцене. И тогда волнение, страх, робость, неуверенность – все это уйдет. И вы станете психологически подготовленным к выступлению перед людьми человеком.

Второй метод психологической подготовки заключается в вашей готовности заплатить нужную цену за все свои решения и действия. И в частности – это готовность потерять все, абсолютно все, то есть, это готовность заплатить самую высокую цену за свои решения, желания, цели, амбиции, поступки и так далее. В общем, готовность к чему-то – это готовность в том числе и что-то потерять. А человек, которому нечего терять – сам не потеряется и не растеряется ни в какой ситуации.

Вот давайте подумаем, что обычно мешает нам смело воспринимать все новое, как хорошее, так и плохое, к чему нам, собственно, и нужно психологически подготавливаться, ибо все старое и знакомое нас не тревожит и не беспокоит? Нам это мешает делать наш страх. Это страх потери. Мы боимся потерять то, что имеем. Другими словами, наша психологическая неподготовленность во многом определяется нашим страхом перед потерей того, что мы имеем. Что имеет человек, находящийся в зоне комфорта и не желающий из нее выходить? Стабильность, предсказуемость, определенность, уверенность в завтрашнем дне, а вместе с ней и уверенность в себе. А что потребует от человека новая ситуация, пусть даже не такая уж и опасная для него, но просто новая? Она потребует от него расстаться с чем-то, что он имеет, к чему он привык, что ему нравится. Это та же стабильность, та же определенность, та же уверенность в завтрашнем дне, в общем все то, что позволяет человеку чувствовать себя комфортно. Все это нарушится, все это окажется под угрозой, если что-то в жизни человека начнет меняться. Вот почему люди боятся любых перемен, вот почему они психологически не подготовлены к новым ситуациям. И вообще, все новое вынуждает человека рисковать, потому что он не знает, с какими последствиями ему придется столкнуться, принимая те или иные решения в незнакомой ему ситуации. А риск – это стресс, который никому испытывать не хочется. Но рискуя – мы получаем возможность обрести что-то новое, платя за это определенную цену. И поскольку все, для чего нам требуется психологическая подготовка – это что-то новое для нас, что требует от нас риска, то нам нужно быть готовыми к нему, нам нужно быть готовыми к тому, чтобы заплатить определенную цену за все свои решения, за все свои действия, за все свои поступки. Без этой готовности – вам будет сложно адаптироваться к новым ситуациям и вообще к любым переменам. А не сумев к ним адаптироваться, вы будете испытывать стресс и чувство дискомфорта, которые будут мешать вам принимать правильные решения, которые будут мешать вам вести себя так, как вам надо.

Давайте рассмотрим связанный с этим моментом пример. Допустим, вы хотите психологически подготовиться к какому-то спортивному состязанию. Какое решение в данном случае стало бы для вас самым надежным, самым стабильным, самым спокойным, в котором вы могли бы быть полностью уверенны, что оно не вытащит вас из зоны комфорта и не заставит рисковать? Это решение – не участвовать в спортивном состязании вообще, верно? Ничто другое не вселит в вас такую уверенность в завтрашнем дне, как знание того, что этот день будет таким же, как день сегодняшний. Это вообще мертвая жизненная позиция – ведущая человека к бесславному концу. Но это стабильность, это отсутствие риска, это комфорт. И ваше психологическое состояние не нуждается ни в какой тренировке, ни в какой подготовке, поскольку ему не к чему адаптироваться, не к чему приспосабливаться. Но если вы все-таки хотите прожить эту жизнь интересно и достойно, и возвращаясь к нашему примеру, собираетесь участвовать в спортивном состязании, то вы должны быть готовы заплатить за это решение самую высокую цену, которую вы готовы заплатить, чтобы ничто вас не ограничивало, и вы сделали все от вас зависящее, чтобы добиться успеха в предстоящем деле. Надо выложиться на все сто процентов – выкладывайтесь. Нужно для этого чем-то пожертвовать, возможно тем же здоровьем – жертвуйте. А точнее, будьте готовы всем этим пожертвовать, чтобы не дать слабину, когда встанет вопрос о плате за все то, что вы делаете. Вот тогда вы будете психологически подготовлены к любым трудностям, к любым переменам.

Иногда цена может быть слишком высокой, но все дело в том, за что вам ее платить. Если то, что вы делаете, действительно важно для вас, тогда никакая цена не станет для вас большой, и вы готовы будете пойти на любые жертвы, чтобы добиться успеха в своем деле. Эта готовность сделает вашу психику крепкой как сталь. Скажем, если человек готов пожертвовать самым ценным, что есть в его жизни – это сама жизнь, то как вы думаете, насколько хорошо он будет психологически подготовлен ко всему, что может возникнуть в его жизни? Совершенно очевидно, что подготовлен он будет очень хорошо, ибо человек, который готов заплатить своей жизнью за что-то, что для него важно и ценно, не сломается не при каких обстоятельствах. Вот почему так сложно бороться с фанатиками, которые ничего не боятся. Ведь если человек готов пожертвовать своей жизнью ради своих убеждений, ради своих целей, ради своих ценностей, то разве может хоть что-то его напугать, морально сломать или подавить? Ну, разве что только жизнь других людей, которые ему дороги. Только это может быть для него еще дороже, чем собственная жизнь. И тем не менее, чем большую цену вы готовы заплатить за все свои решения, тем лучше будет ваша психологическая готовность к тем ситуациям, в которых эти решения нужно будет принять.

Давайте рассмотрим подходящий пример. Допустим, хотите вы психологически подготовиться к собеседованию при приеме на работу. Для этого вам нужно не просто проиграть в своей голове предстоящее собеседование, как это описано в первом методе, но и для большей уверенности в себе – вам нужно начать видеть себя на этой работе, на которую вы хотите устроиться, так, будто вас уже на нее взяли. То есть, вы должны представить себя победителем, человеком, успешно прошедшим собеседование, а не человеком, который только надеется на то, что его возьмут на работу, который сильно волнуется, думая, как ему лучше себя преподнести и так далее. Никаких сомнений, никакого страха, никакого волнения быть не должно. – Смело идите на собеседование, с гордо поднятой головой, словно это не вас будут оценивать, а вы будете оценивать своего будущего работодателя, решая, работать с ними или нет. Да, вас могут не принять, каким бы уверенным в себе вы не были. Ничего страшного, не примут в одном месте, примут в другом. Вы все равно добьетесь успеха, вы все равно победите. Не бойтесь заплатить большую цену за высокую самоуверенность – преподносите себя на собеседовании так, словно вы самый лучший кандидат на предлагаемую должность, и работодателю с вами сильно повезет, если он не упустит свой шанс и возьмет на работу именно вас. Выступайте с позиции силы, чтобы не подавлять в себе чувство собственного достоинства, тогда ваша психологическая подготовленность к собеседованию или ко многим собеседованиям, которые потребуется пройти, чтобы в конечном счете добиться успеха в виде устройства на работу, будет достаточно хорошей.

Открою вам небольшой секрет – большинство людей прогибаются под высокой самоуверенностью. Может быть не всем она нравится, но тем не менее самоуверенные люди часто добиваются определенных уступок со стороны других людей. Это происходит потому, что многим людям, даже очень уверенным в себе, нравятся другие уверенные в себе люди. Не наглые и не оголтелые, а именно уверенные. И люди с большими амбициями тоже многим нравятся. Ведь в таких людях чувствуется сила – их энергия, уверенность, напористость, всегда передается окружающим. И это притягивает людей. Так что не бойтесь видеть в себе кого-то большего, чем вы есть на самом деле. Но не забывайте о том, что смысл не в том, чтобы возвеличивать себя и заниматься хвастовством, а в том, чтобы стремиться всеми силами приблизить себя к тому образу, который вы себе нарисовали. Другими словами – если вы видите себя лучшим в чем-то, — стремитесь стать лучшим в этом, а не просто визуализацией занимайтесь. Иначе суровая реальность рано или поздно вас отрезвит.

фото 1393

В психологии отдельное место занимают методики, способствующие подготовке психики к различным нестандартным ситуациям. Изучая, что такое психологическая подготовка, человек без специального образования часто ожидает найти некий магический рецепт, который поможет ему легко угадывать истинные мотивы поведения людей и манипулировать ими.

Но это представление о методах укрепления психики ошибочно и может сильно навредить. Поэтому важно выбирать правильные действующие методики, направленные на развитие конкретных качеств.

Кому нужно укреплять психику: направления тренировок

  1. Общую, готовящую личность к правильным действиям в непредвиденных ситуациях. Развивает мышление, внимание, скорость реакции, волевую сферу, умение сдерживать эмоции. Программа тренировки состоит из нескольких ступеней с постепенным повышением уровня заданий. Программа считается удачно освоенной, когда человек овладевает высокой степенью саморегуляции, навыком моделирования действий с помощью аналитического мышления.
  2. Целевую, помогающую добиваться конкретной цели. Программа развития корректирует готовность личности выполнять ряд действий для достижения цели.
  3. Профессиональную, отрабатывающую у человека специфические навыки, необходимые для профессиональной деятельности. При правильном выполнении развивает волю, эмоциональную устойчивость, создает поле деятельности для профессионального роста.
  4. Личностную, способствующую реализации внутреннего потенциала, развитию индивидуальных качеств. Развивает сильные стороны индивида, корректируя и замещая слабые.
  5. Программирующую, формирующую четкую установку, не зависящую от поставленной задачи. Человек прибегает к ее выполнению в случае экстренной необходимости для преодоления внешней установки или в непредвиденной ситуации.
  6. Коррекционную, направленную на индивидуальную или общую психокоррекцию. Она способствует развитию регуляторной и эмоционально-волевой составляющей личности. В результате коррекции человек должен успешно овладеть навыками командной работы, повысить волевые, мотивационные, интеллектуальные качества.
  7. Адаптационную, подготавливающую индивида к действиям в экстремальных условиях. Помогает сократить адаптационный период, увеличить скорость действий в экстремальных условиях, повысить функциональные возможности.
  8. Природную, направленную на создание условий, приближенных к дикой природе, содействующих развитию инстинктов. Цель программы подготовки — развитие необходимого уровня природной агрессии, усилению уровня личностной активности. Необходима для повышения конкурентоспосбности, повышения уверенности в себе.
  9. Регуляционную, направленную на создание внутренних психологических резервов. Способствует развитию саморегуляции, умению контролировать свое поведение.
  10. Реакционную, способствующую восстановлению нормальных психических процессов в нормальных условиях. В нее включают постстрессовую, постдепрессионную и посттравматическую. Действие психологической подготовки направлено на повышение уровня стрессоустойчивости, снижение депрессивности, смягчение симптомов невротических заболеваний.
  11. Интеллектуально-аналитическую, способствующую развитию общего уровня интеллекта, улучшению скорости обработки информации. Программа психологической подготовки развивает работу обоих полушарий, мышление, умение решать разноплановые задачи.

Для подготовки личности в психологии могут применяться разные методы воздействия: индивидуальные, групповые, самостоятельные, под руководством. Внешняя форма над личностью подразумевает внушение, убеждение, тренировки. Внутренняя использует аутотренинг, самовнушение, создание когнитивных карт. Для получения лучшего эффекта тренеры личностного роста рекомендуют использовать и самостоятельные и групповые методы развития.

Какие методы развития психики используют психологи?

Психологу, как и любому другому специалисту, необходимо повышать свою квалификацию, чтобы успешно справляться с профессиональными обязанностями. Комплекс подготовки психолога включает:

Фото 1611

  1. Развитие стрессоустойчивости. Работа с людьми требует от психолога повышенного эмоционального включения. Подверженность стрессу способствует быстрому истощению нервной системы психолога, поэтому он обязан обладать навыками самозащиты.
  2. Развитие психических процессов. Психолог обязан постоянно повышать свою квалификацию, чтобы доставить клиенту максимальную пользу. Для этого он должен обладать высоким интеллектом, хорошей памятью и вниманием.
  3. Развитие саморегуляции. Уравновешенность — одна из самых важных черт работы психолога, контактирующего с клиентами. Поэтому развитие саморегуляции и способности перенаправлять поведение важно для полноценного включения в рабочую задачу.
  4. Направленность личности. Чтобы избежать профессионального выгорания, психолог должен развивать необходимые качества личности, культивировать стремление помогать людям, но в то же время не забывать о полноценном отдыхе.
  5. Нормативность поведения. У всех работников сферы медицины и образования есть неофициальный профессиональный кодекс, определяющий нормативы поведения. Тренировки психики помогают отработать и закрепить необходимые этические навыки, помогающие в работе.
  6. Формирование специализированного восприятия. Специальные навыки для работы психолога развиваются на основе личностных черт, но для их правильного формирования необходимо использовать особые профессиональные методики. В первую очередь они направлены на развитие эмпатии, умение выстраивать отношения с клиентом.
  7. Совершенствование приемов самонастроя. Для психолога важно не просто отключаться от личных проблем во время работы. Он должен уметь создавать подходящий эмоциональный фон.

Сообщество психологов предоставляет специалистам обширный банк методик для самостоятельной и групповой регуляции. Каждый практический психолог обязан регулярно заниматься развитием профессиональных и личностных качеств, повышать базовый уровень развития.

Психологические тренировки на каждый день

В повседневной жизни человек может использовать приемы отдельных методик развития, направленных на общее укрепление психики. К ним относятся:

Фото 1631

Ежедневные тренировки по психологической подготовке развивают общий уровень личности, помогают достигать личностных и профессиональных успехов.

Психика в стрессовой ситуации: можно ли к ней подготовиться?

Фото 1654

Стресс для человека, живущего в ритме большого города, стал привычным явлением. Но психика не способна развиваться так же быстро, как современные технологии, поэтому она не успевает за свалившимися на нее нагрузками.

Сложные рабочие задачи, нестабильная экономика, постоянные конфликты морально утомляют, истощают организм. И хотя в некоторых ситуациях стресс может быть полезен, стимулируя мозговую деятельность, в повседневной жизни он вредит.

Самым сильным стрессовым фактором по результатам опросов признали необходимость пользоваться общественным транспортом. Замкнутое пространство, в котором одновременно находятся несколько десятков людей, духота и давка портят настроение даже очень спокойным людям. Чтобы избежать морального давления, желательно занимать место у окна или двери, не рассматривать людей, а постараться уйти в себя. Дышать глубоко и ровно, руки держать ближе к телу. Ни в коем случае нельзя поддаваться на провокации людей, любящих заводить конфликты с попутчиками. На их попытки лучше вообще не реагировать, представив себя в другом месте.

Поддавшись влиянию стресса, человек может потерять чувство реальности. Психическое давление действует медленно, но его влияние обязательно проявится сразу несколькими симптомами:

  • головными болями и головокружением;
  • тошнотой, ухудшением аппетита;
  • беспричинной потливостью;
  • бессонницей;
  • ночным зубовным скрежетом;
  • бесконтрольным обкусыванием ногтей, кожи на пальцах;
  • повышенной эмоциональностью;
  • ухудшением памяти;
  • страхом, постоянным мышечным напряжением;
  • беспричинной паникой.

Стресс может стать причиной серьезных психических заболеваний: параноидального расстройства личности, депрессии, биполярного расстройства. Поэтому лучше не позволять стрессу накапливаться и избавлять от его влияния каждый день. В этом поможет специальное упражнение. Нужно снять обувь и встать босыми ногами на мягкий теплый ковер. Выпрямить спину, ноги поставить на ширину плеч. Руки поднять на уровень груди, повернуть ладони вверх. Закрыть глаза, и на выдохе крепко сжать ладони в кулаки. Открыть глаза, расслабиться. Повторить 5–6 раз.

Усэйн Болт

Усэйн Болт

Агрессия и тревога — неотъемлемые элементы спорта. Что происходит со спортсменом, когда он показывает неожиданно высокий для себя результат? У него появляется страх! Страх того, что он не сможет еще раз показать такой результат. Следующий старт и страх не выполнить норматив опять сковывает, а то и парализует волю спортсмена. А что испытывает спортсмен очередной раз остановившийся в шаге от заветного результата? Раздражение. Причем чрезвычайно редко эта агрессия направлена на самого себя.

Два случая из практики. Неоднократный призер чемпионатов мира по фехтованию мог дойти до финала, а то и выиграть соревнования, только в одном случае — если не встречался в личном поединке с конкретным соперником. За свою в целом успешную карьеру он как проиграл их первый поединок, так на протяжении многих лет и продолжал проигрывать.

Способная пловчиха второй сезон не может выплыть из минуты — не хватает одной-двух десятых. На тренировках плывет, на соревнованиях нет. Однажды в соревновательном заплыве секундомер включился с некоторой задержкой, возможно, умышленно. Спортсменка увидела на табло цифры меньше минуты, услышала подтверждение этого результата. И… психологический барьер был преодолен.

Абсолютно у каждого спортсмена вкусившего сладость победы, престижного места, высокого результата присутствует страх неуспеха в ситуациях высокой личной значимости. Таких примеров можно приводить десятками, называя хорошо известные фамилии чемпионов, штамповавших медали и рекорды и вдруг… провал.

Страх и тревога — проявления одного и того же механизма — механизма самосохранения. Если чувство страха — реакция на реально существующую конкретную опасность, то тревога, как правило, не обусловлена непосредственной, объективной угрозой. Она контачит с субъективным ощущением возможности ее появления. Всегда связана с неопределенностью и как следствие — с неуверенностью. Одно время было модным опрашивать спортсменов, на сколько они уверены в успешности выступления (оценка давалась в %). Считалось, если оценка порядка 70% это хорошо, — спортсмен настроен на борьбу и высокий результат. Ниже 70% — плохо, нужно искать причину неготовности. Считается, что уверенность — это чувство. Влюбленность — тоже чувство. Но я полагаю, влюбленность оценивать в процентах никто не будет, а вот уверенность оценивают.

Исследования чувственной сферы спортсмена, а это участие более трёхсот ЗМС, МСМК, МС и КМС в разных видах спорта, позволили заключить, что уверенности как чувства не существует. Уверенность — это уже оценка спортсменом своего отношения к тому, что и как предстоит делать. А вот "спокойный", "уравновешенный", "внимательный" — чувства сопутствующие уверенности, успешности выступления.

Психологическая подготовка — это проблема психического состояния спортсмена в период непосредственной подготовки к соревнованиям, перед стартом, в процессе соревнования и, что не менее важно, — после выступления, как успешного, так и провального. До соревнования важно не допустить преждевременных состояний лихорадки, апатии и психологических срывов. С приближением старта растет психическая напряженность и если спортсмен не может контролировать и управлять своим состоянием, то возникновение навязчивых состояний существенно возрастает.

Во многих видах спорта время активных действий, когда человек непосредственно выполняет спортивное упражнение, составляют 1/5–1/10 общего времени соревновательного дня, который длится 3–10 часов. Как на выступлениях обеспечить состояние мобилизационной готовности, когда это надо? Умение регулировать свое состояние на протяжении всего хода сореванования — это залог сохранения психической энергии для мобилизации в моменты выполнения спортивного упражнения.

Соревновательная деятельность чрезвычайно эмоциональна, у каждого спортсмена есть своя совокупность факторов, которые провоцируют чрезмерный взрыв эмоций. Приведу причины наиболее значимые в плане вызывания излишнего волнения перед стартом и во время выступления:

— личностная значимость соревнования (определяется не столько рангом соревнований, сколько притязанием спортсмена на результат или место);

— наличие значимых людей и их поведение (спортивные функционеры, тренер, близкие);

— незнание, неумение, отсутствие навыков контроля и регуляции своего психического состояния.

Психологическая подготовка — это весьма непростой процесс формирования готовности спортсмена продуктивно реализовать свою текущую функциональную, техническую и тактическую подготовленность. Психологическая же подготовленность — это уверенность спортсмена в своих силах, в том, что поставленная задача выполнима. Уверенность это тот системообразующий фактор, который детерминирует поведение спортсмена. Формирование уверенности с одной стороны — это устранение тех факторов (как внешних, так и внутренних), которые препятствуют достижению результата. С другой — это те качества психики спортсмена, которые обеспечивают мобилизацию, концентрацию на выполнении спортивной деятельности, как на тренировках, так и соревнованиях. Психологическая подготовленность — это итог долгой, много аспектной работы по психологической подготовке, часто с отсроченным, а не сиюминутным результатом.

С теми спортсменами, с которыми отработал не один месяц, сезон и больше устанавливаются доверительные отношения. Современные средства связи позволяют быть в постоянном контакте и делать это просто и оперативно. На таких сессиях-встречах обсуждаем текущие дела, планы, делимся впечатлениями о значимых для нас событиях. По сути, сохраняется стиль нашей совместной работы.

Читайте также: