Что включается в понятие здоровье в его современной трактовке в доу

Обновлено: 05.07.2024

1. МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЯ

2. ПМ.01. Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития

СТРУКТУРА КУРСА
Медико-педагогические аспекты
здоровья детей раннего и дошкольного
возраста
Детские болезни и их профилактика
Детский травматизм и его
профилактика
Медико-педагогический контроль за
развитием и здоровьем детей

4. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ МДК 01.01.

Код
ПК 1.1.
Наименование результата обучения
Планировать мероприятия, направленные на укрепление
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ МДК 01.01.
здоровья ребенка и его физическое развитие
ПК 1.4.
Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием
здоровья каждого ребенка, своевременно информировать
медицинского работника об изменениях в его самочувствии
ПК 5.1.
Разрабатывать методические материалы с учетом особенностей
возраста, группы и отдельных воспитанников
ПК 5.2.
Создавать в группе предметно-развивающую среду
ПК 5.3.
Систематизировать и оценивать педагогический опыт и
образовательные технологии в области дошкольного
образования на основе изучения профессиональной
литературы, самоанализа и анализа деятельности других
педагогов
ПК 5.4.
Оформлять педагогические разработки в виде отчетов,
рефератов, выступлений
ПК 5.5.
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в
области дошкольного образования

ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, определять методы
решения профессиональных задач, оценивать их эффективность
и качество
ОК 3.
Оценивать риски и принимать решения в нестандартных
ситуациях
ОК 4.
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой
для постановки и решения профессиональных задач,
профессионального и личностного развития
ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии
для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6.
Работать в коллективе и команде, взаимодействовать
руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 8.
Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно
планировать повышение квалификации.
ОК 10.
Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану
с

6. Список литературы по курсу:

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Голубев В.В., Голубев С.В. Основы педиатрии и гигиены
детей дошкольного возраста. - М.: 2000.
Тен Е.Е. Основы медицинских знаний. – М.: 2009.
Глыбочко П.В., Николенко В.Н., Алексеев Е.А.,
Карнаухов Г.М. Первая медицинская помощь. – М.: 2008.
М.Р.Сапин, З.Г. Брыксин Анатомия и физиология детей
и подростков. – М.:2005.
Танкова-Ямпольская Р.В. И др. Основы медицинских
знаний. – М.: 1993.
Кузнецова М.Н. Оздоровление детей в детском саду.
Система мероприятий. – М.: 2008
Современные технологии сохранения и укрепления
здоровья детей/ Под ред. Н.В. Сократова. – М.: 2005

7. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРЕДМЕТА

Профессиональная деятельность
воспитателя непосредственно
касается наиболее часто
встречающихся медико-социальных
проблем.
Воспитатель должен обладать
определенными знаниями о способах
их предотвращения.

8. ПЛАН

1. Здоровье. Факторы, определяющие здоровье.
2. Факторы риска заболеваний.
3. Профилактика нарушений здоровья.
4. Критерии и группы здоровья детей.
5. Здоровый образ жизни и его составляющие.

10. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

генетические (наследственность)
природные (климат, погода, ландшафт, флора,
фауна и т.д.)
состояние окружающей среды
социально-экономические (условия и образ
жизни)
медицинское обеспечение

12. 2. ФАКТОРЫ РИСКА ЗАБОЛЕВАНИЙ:

Неблагоприятная наследственность
Нездоровый образ жизни (отсутствие режима, плохое
питание)
Неблагоприятное состояние окружающей среды
Длительно действующие раздражители, которые
носят характер или постоянный, или сверхпороговый
Отрицательные эмоции
Несоблюдение санитарно – эпидемических норм в
ДОУ и медицинских учреждениях
Отсутствие безопасной среды в ДОУ и в домашней
среде (детский травматизм)

13. 3. ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ЗДОРОВЬЯ

1. Проведение плановых профилактических осмотров
2.
3.
4.
5.
6.
7.
детей, особенно перед вакцинацией.
Контроль за проведением профилактических
прививок.
Осмотр детей при подозрении на острое инфекционное
заболевание.
Контроль за полноценным и качественным питанием.
Контроль за организацией физического воспитания и
закаливания детей.
Работа по профилактике травматизма.
Проведение занятий с персоналом ДОУ по вопросам
санитарно – гигиенического и противоэпидемического
режима, оздоровительных мероприятий, закаливания,
физического воспитания, организация питания.

14. 4. Медицинские критерии оценки здоровья детей

Комплексная оценка состояния
здоровья детей дается на основании
учета результатов медицинского
осмотра и текущего наблюдения за
ребенком, путем анализа 4-х
основных критериев здоровья.

15. 4. Медицинские критерии оценки здоровья детей

1. Наличие или отсутствие хронических болезней
2. Функциональное состояние основных систем
(дыхательная, С.-С. и т.д.)
3. Степень сопротивляемости организма
неблагоприятным воздействиям (резистентность и
реактивность)
4. Особенности физического и нервно-психического
развития, степень его гармоничности

16. Группы здоровья детей:

I. – это здоровые дети.
II. Группа II — здоровые с морфофункциональными
отклонениями.– Дети, у которых отсутствуют
хронические заболевания, но имеются те или иные
отклонения морфологического или
функционального характера: например, дети с
отклонениями в физическом развитии, не
связанными с эндокринной патологией, с
нарушениями осанки, уплощением стопы, с
близорукостью слабой степени, часто болеющие и
т. д.

17. Группы здоровья детей:

Группа III - больные хроническими заболеваниями в стадии
компенсации. Дети, которые, несмотря на наличие
хронического заболевания, редко болеют острыми
заболеваниями, хорошо себя чувствуют, имеют высокую
работоспособность.
Группа IV — больные хроническими заболеваниями в стадии
субкомпенсации. Дети с хроническими заболеваниями, часто
болеющие, со сниженной работоспособностью.
Группа V —- больные хроническими заболеваниями в стадии
декомпенсации. Дети этой группы практически не
встречаются в ДОУ, школах, так как по состоянию здоровья
вынуждены находиться в специальных
лечебных или учебно-воспитательных учреждениях.

18. 5. Здоровый образ жизни и его составляющие.

Здоровый образ жизни – это
индивидуальная система
поведения и привычек
каждого отдельного
человека, обеспечивающая
ему необходимый уровень
жизнедеятельности и
здоровое долголетие.

19. Компоненты ЗОЖ

Режим труда и отдыха
Режим сна
Активная мышечная деятельность
Рациональное питание
Закаливание организма
Соблюдение требований гигиены и
санитарии
Культура межличностного общения
Профилактика вредных привычек

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Описание системы работы

Чиковой Галины Владимировны

«Формирование у дошкольников понятия

Идея: формирование представления о здоровье, как одной из основных ценностей жизни.

Условия возникновения и становление опыта

Одной из первостепенных задач в дошкольной образовательной организации является укрепление и сохранение здоровья у детей. Однако, здоровье не существует само по себе. Оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека. Известно, что здоровье определяется многочисленными внутренними и внешними факторами и характеризуется как состояние организма, при котором отсутствие заболевания сочетается с физическим, психическим и социальным благополучием человека. Как свидетельствуют большинство научных исследований, факторы внешней среды в формировании здоровья ребенка имеют преимущественное значение, так как только здоровый ребенок может успешно усваивать все, то чему его учат, справляться с предъявленными требованиями, быть активным, работоспособным, нормально развиваться. Сохранять и улучшать здоровье – это огромная каждодневная работа.

По статистике, сейчас неуклонно уменьшается число здоровых детей, растет число детей, страдающих различными заболеваниями. Согласно многочисленным исследованиям Л.О. Бадаян, Ю.Е. Вельтищева количество детей не только с врожденными, но и с приобретенными в процессе жизни дефектами здоровья увеличиваются из года в год.

Эти проблемы заставили задуматься о необходимости ведения работы по созданию условий, способствующих укреплению детского организма.

Одним из ведущих направлений нашего дошкольного учреждения уже несколько лет является укрепление и сохранение физического здоровья детей через организацию оптимального двигательного режима, формируя у детей потребность в сохранении своего здоровья, потребность в физическом совершенствовании воспитания привычки к здоровому образу жизни.

В соответствии с этим планом начала осуществлять работу по укреплению и сохранению здоровья детей.

Актуальность и перспектива опыта

Здоровье, по определению Всемирной Организации Здравоохранения, - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.

Каждый человек должен осознать ценность здоровья и активно участвовать в заботе о своем здоровье, иметь навыки и умения, а также привычку активно создавать и сохранять свое здоровье.

Одна из важных задач ДОО - привить детям навыки и физические качества, укрепляющие их здоровье, а также дать понятия о том, как устроен организм человека, как работают основные системы и органы. Здоровье является важнейшим интегральным показателем, отражающим биологические характеристики ребят, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете, отношение государства к проблемам материнства и детства.

По данным, опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения Российской Федерации, 60% детей в возрасте от 3-7 лет практически здоровы, но имеют функциональное отклонение в состоянии здоровья. В частности, 30-40% детей младшего и 20-30% старшего дошкольного возраста – невротические проявления; 30-40% - отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата; 20-25% - со стороны носоглотки; 10-23% - аллергические реакции; 10-25% - со стороны сердечно - сосудистой системы; у половины из них в 6-7 лет наблюдается стойкое нарушение артериального давления.

За последние 30 лет численность практически здоровых школьников (1и2группы здоровья) снизилась в первых классах с 61 до 46%, а в восьмых классах с 60 до 48%. С переходом из класса в класс здоровье детей ухудшается. За время обучения в школе число абсолютно здоровых детей снижается в 4-5 раз.

В соответствии с этим решила узнать группы здоровья детей в своей группе. Выяснилось, что I группу здоровья имеют 10 детей, II группу здоровья имеют 16 детей, и 1 ребенок имеет III группу здоровья. Приведенные данные отражают влияние факторов среды на состояние здоровья детей, в частности гигиенические условия воспитания, обучения, образа жизни в семье, и обуславливают необходимость сосредоточения первоочередных условий на профилактической педиатрии.

Таким образом, здоровье – это существенное богатство как человека, так и всего общества, поэтому эта проблема всегда актуальна. Работу по укреплению здоровья детей считают одной из самых важных, и начинать ее необходимо с дошкольного возраста.

Теоретическая база опыта

Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей является одной из ведущих задач при реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного.

Здоровый ребенок дошкольного возраста, как определяют врачи, - это жизнерадостный, активный, любознательный, устойчивый к неблагоприятным факторам внешней среды, выносливый и сильный, с высоким уровнем физического и умственного развития.

Социальные, экономические, идеологические изменения, происходящие за пределами системы образования, не могут оставить без изменения систему образования и воспитания подрастающего человека.

В связи с обновлением содержания дошкольного образования, в основной образовательной программе дошкольного образования предусматривается работа по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни и физической культуре. Образовательная деятельность педагога направлена на сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; п овышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления; о беспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений; воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки; ф ормирование потребности в ежедневной двигательной деятельности; р азвитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений; развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту; ф ормирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении должны быть созданы определенные, обязательные условия:

здоровый образ семьи;

обеспечение возрастного режима;

нормальное физическое и нервно-психическое развитие;

гигиеническое воспитание и обучение;

проведение закаливающих процедур.

выполнение, которых обеспечит тот фон здоровья, на котором возможно успешное осуществление и физической и умственной деятельности, а также совершенствование таких качеств, как выносливость, сила, ловкость и красота.

Таким образом, триаду здоровья составляют рациональное питание, закаливание и движение.

В этих программах уделяется внимание валеологическим знаниям, то есть изучение детьми своего организма.

Опираясь на исследования З. Фрейда, можно констатировать интерес к своему физиологическому Я, к своему телу отмечается у детей на первом году жизни. Он не исчезает на протяжении всей жизни человека, изменяется лишь его направленность.

На основании вышеизложенного пришла к выводу, что нужно с детства формировать правильные навыки собственного здоровья, привычки к чистоте, аккуратности, к порядку, а также соблюдать правила поведения, способствующие сохранению и укреплению здоровья, всех систем и органов человеческого организма.

Новизна опыта

Комплексное определение здорового образа ребенка дошкольного возраста включает себя большой набор характеристик – жизнерадостность, устойчивость к неблагоприятным факторам внешней среды, высокий уровень выносливости и работоспособности.

Здоровье – это правильная, нормальная деятельность организма. Но чтоб не подвергать свое здоровье опасности, нужно прежде всего знать свой организм и научиться им управлять. Поэтому, работу по укреплению и сохранению здоровья детей, начала, делая акцент на знание детьми своего организма, укрепления и сохранения здоровья.

Изучив литературу, составила систему рекомендаций для детей, по ознакомлению со своим организмом и правилам ухода за ним. (Приложение №1)

В процессе работы стала отмечать, что у детей стали вырабатываться стойкие культурно - гигиенические навыки (обязательное мытье рук перед едой, после посещения туалета, после прогулки; умывание после дневного сна; дети научились ухаживать за своими волосами, стали более опрятными и аккуратными, старались следить не только за собой, но и за другими детьми. Постепенно, приобретая знания о своем организме, дети учились не только ухаживать за своим телом, но и почувствовали взаимосвязь между строением организма и его функций, но и роль физических упражнений, оказывающих положительное влияние на здоровье детей.

Ведущая педагогическая идея

Введение ребенка в социальный мир позволяет осознанно включаться в процесс самовоспитания. Но, дошкольник еще не способен целенаправлен-но воспитывать себя, но внимание к себе, понимание своей человеческой сущности, постепенное осознание себя, своих возможностей будет способствовать тому, что ребенок приучится быть внимательным к своему физическому и психическому здоровью и через себя научиться видеть других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли.

Технология опыта

Здоровье – это важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований, природных способностей.

Первым этапом работы стало проведение диагностики по выявлению знаний о валеологии, то есть знаний детьми о своем организме и правилам ухода за ним (Приложение№2)

По результатам диагностики выявила, что знания у детей поверхностны, они мало знают о своем организме, о внутреннем строении и о том, как нужно заботится о нем. В соответствии с этим стала подбирать материалы, касающиеся этого вопроса.

В процессе работы поставила следующие задачи:

развитие стойких культурно-гигиенических навыков;

развитие представлений о строении собственного тела, назначение органов;

обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;

формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;

формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений.

Вторым этапом стала работа с детьми по укреплению и сохранению здоровья, изучение строения своего организма, его функций и ухода за своим телом. Так как в группе есть дети, имеющие как первую, так и вторую группу здоровья, то при проведении различных упражнений учитывалась степень нагрузки в соответствии с группой здоровья. В работу с детьми включались упражнения, направленные на формирование правильной осанки, на профилактику плоскостопия, оздоровительный бег.

Знакомя детей младшего возраста с телом человека, учила не только различать и правильно называть его части, но и приучала заботится о своем теле (следить за чистотой тела, особенно лица и рук, ухаживать за волосами).

Детей старшего возраста знакомила не только со строением внутренних органов, их функций, о правильном ухаживании за ним, но и о заботе об окружающей среде, об оказании первой помощи при небольших царапинах, ссадинах, ушибах.

Работа по укреплению здоровья должна проводиться не только с детьми, но и с родителями. Поэтому третьим этапом работы является взаимодействие с родителями (законными представителями).

Пропаганда здорового образа жизни ведется не только в детском саду, но и в семье тоже уже несколько лет. В результате сложились традиции в группе по оздоровлению.

Результативность

В процессе последующей и систематической работы дети постепенно приобретали знания о строении организма о различных его функциях, о том, как ухаживать за телом , о том, что полезно и что вредно для организма, об оказании первой помощи, чему свидетельствуют последующие диагностики.

В целом положительная динамика результатов свидетельствуют о том,

что применение здоровьесберегающих педагогических технологий в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного и раннего возраста укрепляет здоровье детей, способствует формированию культуры здоровья. Сотрудничество педагогов и родителей в этом направлении, их сознательная деятельность к преобразованию здоровьесозидающего пространства и использованию здоровьесозидающих практик позволяет ребенку укрепить свои внутренние позиции и действовать в соответствии с критериями ведения здорового образа жизни.

Результатом своей работы считаю, что у детей сформированы понятия о культурно-гигиенических навыках, о полезности физических упражнений, о пользе закаливания, сформированы представления о строении собственного тела и о его значении.

Адресная направленность

Данная технология предназначена для воспитателей дошкольного учреждения в работе с детьми раннего возраста, младшего дошкольного возраста и старшего дошкольного возраста.

Она содержит теоретические и практические знания о здоровье и здоровом образе жизни.


В медико-биологической литературе даются различные определения здоровья, каждое из которых подчеркивает важность того или иного аспекта в комплексной характеристике этого состояния организма. Из определений понятия здоровье очевидно, что оно отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Очевидно также, что состояние здоровья формируется в результате взаимодействия экзогенных (природных и социальных) и эндогенных факторов (наследственность, конституция, пол, возраст).

Здоровье – многокомпонентное понятие. Целесообразно выделение следующих компонентов здоровья.

Соматическое здоровье –– текущее состояние органов и систем органов челове­ческого организма. Основой соматического здоровья является биологическая программа индивидуального развития чело­века. Эта программа развития опо­средована базовыми потребностями, доминирующими у него на различных этапах онтогенеза. Базовые потребности, с одной стороны, служат пусковым механизмом развития человека (формирование его соматического здоровья), а с другой – обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

Физическое здоровье — важнейший компонент в сложной структуре состояния здоровья человека. Он обусловлен свойствами организма как сложной биологической системы. Как биологическая система организм обладает интегральными качествами, которыми не обладают ее отдельные составляющие элементы (клетки, ткани, органы и системы органов). Эти элементы вне связи между собой не могут поддерживать индивидуальное существование.

Кроме того, организм обладает способностью сохранять индивидуальное существование за счет самоорганизации. К проявлениям самоорганизации относятся способность к самообновлению, саморегулированию и самовосстановлению.

Самообновление связано с постоянным взаимным обменом организма с внешней средой веществом, энергией и информацией. Организм человека – это система открытого типа. В процессе самообновления организм поддерживает свою упорядоченность и препятствует своему разрушению.

Физическое здоровье обусловливается способностью организма к саморегулированию. Совершенная координация всех функций – следствие того, что живой организм представляет собой саморегулирующуюся систему. Саморегуляция составляет сущность биологической формы развития, т. е. жизни. Это общее свойство биологических систем позволяет устанавливать и поддерживать на определенном, относительно постоянном уровне те или иные физиолого-биохимические или другие биологические показатели (константы), например, постоянство температуры тела, уровень артериального давления, содержания глюкозы в крови и т. д. Поддержание степени упорядоченности проявляется в относительном динамическом постоянстве внутренней среды организма – гомеостазисе (homeostasis; греч. homoios – подобный, сходный + греч. stasis – стояние, неподвижность).

Следует иметь в виду, что самоорганизация биологической системы проявляется и в способности к самовосстановлению. Это качество обусловлено, прежде всего, регенерацией, а также наличием множественных параллельных регуляторных влияний в организме на всех уровнях его организации. Компенсация недостаточных функций за счет этих параллелей позволяет выжить организму в условиях повреждения, мера компенсации при этом отражает уровень жизнеспособности – его физическое здоровье.

Фактически физическое здоровье — это состояние организма человека, характеризующееся возможностями адаптироваться к различным факторам среды обитания, уровнем физического развития, физической и функциональной подготовленностью организма к выполнению физических нагрузок.

К основным факторам физического здоровья человека относятся: 1) уровень физического развития, 2) уровень физической подготовленности, 3) уровень функциональной подготовленности организма к выполнению физических нагрузок, 4) уровень и способность к мобилизации адаптационных резервов организма, обеспечивающие его приспособление к воздействию различных факторов среды обитания.

Психическое здоровье –– состояние психической сферы человека. Основу пси­хического здоровья составляет состояние общего душевного комфорта, обес­печивающее адекватную регуляцию поведения.

  1. Факторы, определяющие здоровье человека

Здоровье человека, возникновение тех или иных заболеваний, их течение и исход, продолжительность жизни зависят от большого числа факторов.

В зависимости от сферы влияния все факторы объединены в четыре основные группы: 1) факторы образа жизни (50% в общей доле влияния); 2) факторы внешней среды (20% в общей доле влияния); 3) биологические факторы (наследственность) (20% в общей доле влияния); 4) факторы медицинского обслуживания (10% в общей доле влияния).

К основным факторам образа жизни, укрепляющие здоровье, относятся: отсутствие вредных привычек; рациональное питание; адекватная физическая нагрузка; здоровый психологический климат; внимательное отношение к своему здоровью; сексуальное поведение, направленное на создание семьи и деторождения.

К основным факторам образа жизни, ухудшающим здоровье, относятся: курение, алкоголь, наркомания, токсикомания, злоупотребление лекарственными средствами; несбалансированное в количественном и качественном отношении питание; гиподинамия, гипердинамия; стрессовые ситуации; недостаточная медицинская активность; сексуальное поведение, способствующее возникновению половых заболеваний и непланируемой беременности.

К основным факторам внешней среды, определяющим здоровье, относятся: условия обучения и труда, факторы производства, материально-бытовые условия, климатические и природные условия, степень чистоты среды обитания и т.д. К основным биологическим факторам, детерминирующим здоровье, относятся наследственность, возрастные, половые и конституциональные особенности организма. Факторы медицинской помощи определяются качеством медицинского обслуживания населения.

Образ жизни это определенный вид (тип) жизнедеятельности человека. Образ жизни характеризуется особенностями повседневной жизни человека, охватывающими его трудовую деятельность, быт, формы использования свободного времени, удовлетворения материальных и духовных потребностей, участие в общественной жизни, нормы и правила поведения.

При анализе образа жизни обычно рассматриваются различные виды деятельности: профессиональная, общественная, социально-культурная, бытовая и другие. В качестве основных выделяют социальную, трудовую и физическую активность. Будучи обусловленным в значительной степени социально-экономическими условиями, образ жизни находится в зависимости от мотивов деятельности конкретного человека, особенностей его психики, состояния здоровья и функциональных возможностей организма. Этим, в частности, объясняется реальное многообразие вариантов образа жизни различных людей. Основными факторами, определяющие образ жизни человека являются: уровень общей культуры человека; уровень образования; материальные условия жизни; половые и возрастные особенности; конституция человека; состояние здоровья; экологическая среда обитания; характер работы, профессии; особенности семейных отношений и семейного воспитания; привычки человека; возможности удовлетворения биологических и социальных потребностей.

Концентрированным выражением взаимосвязи образа жизни и здоровья человека является понятие здоровый образ жизни.

Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в наиболее оптимальных для здоровья и развития человека условиях.

Согласно основным положениям валеологии, образ жизни человека представляет собой выбор способа жизни, сделанный самим человеком в отношении того, как ему жить.

По мнению В.П.Петленко, образ жизни человека должен соответствовать его конституции, при этом под конституцией понимается генетический потенциал организма, продукт наследственности и среды. Конституция всегда индивидуальна: образов жизни столько же, сколько людей. Определение конституции человека пока весьма затруднительно, но некоторые приемы ее оценки разработаны и начинают внедряться в практику (определение соматотипа, психотипа и т.д.).

К основным социальным принципам здорового образа жизни относятся следующие: образ жизни должен быть эстетичным; образ жизни должен быть нравственным; образ жизни должен быть волевым.

К основным биологическим принципам здорового образа жизни могут быть отнесены следующие: образ жизни должен быть возрастным; образ жизни должен быть обеспечен энергетически; образ жизни должен быть укрепляющим; образ жизни должен быть ритмичным.

Анализируя сущность социальных и биологических принципов здорового образа жизни, можно легко убедиться, что соблюдение большинства из них является непременным условием для формирования физически культурного человека.

Образ жизни студенческой молодежи также имеет свои специфические черты, связанные с особенностями возрастного характера, спецификой учебной деятельности, условиями быта, отдыха и ряда других факторов. Основными элементами здорового образа жизни студентов являются: организация режима труда (учебы), отдыха, питания, сна, пребывания на свежем воздухе, отвечающая санитарно-гигиеническим требованиям; стремление к физическому совершенству путем организации индивидуального целесообразного режима двигательной активности; содержательный досуг, оказывающий развивающее воздействие на личность; исклю­чение из жизни саморазрушающего поведения (табакокурения, алкоголизма, наркомании, гиподинамии и т.д.); культура сексуального поведения, межличностного общения и поведения в коллективе, самоуправления и самоорганизации; достижение душевной, психической гармонии в жизни; закаливание орга­низма и его очищение и т.д.

Особое значение имеет оптимальная двигательная активность. Для организма двигательная активность является физиологической потребностью. Это объясняется тем, что человеческий организм запрограммирован природой для движения, причем активная двигательная деятельность должна быть на протяжении всей жизни: с раннего детства до глубокой старости. Сотни и сотни веков человек следовал этим предначертаниям природы, а потом резко изменил образ жизни. Так, если еще в прошлом веке 96% всей затраченной на трудовую деятельность энергии приходилось на долю мышц, то сегодня 99% энергии приходится на долю … машин.

Реально же сейчас сложилась такая ситуация, что в современном обществе, особенно у большинства горожанин, уже почти нет других средств для укрепления здоровья и искусственного повышения двигательной активности, кроме физической культуры. Физические упражнения должны восполнять недостаток в физическом труде, в двигательной активности современного человека.

ХХ век дал людям электричество, радио, телевидение, современный транспорт и много других благ. Медицина избавила человека от ряда инфекционных заболеваний, дала ему различные средства и способы лечения многих заболеваний. Вместе с тем текущий век принес уменьшение объема двигательной активности, увеличение нервно-психического и других видов стресса, химическое загрязнение окружающей среды и другие негативные явления. Произошли и существенные изменения в стиле и укладе самой жизни.

Тысячи поколений наших предков жили в тесном общении с природой, жили и работали синхронно природным ритмам. Вставали с утренней и засыпали с вечерней зарей. Каждое время года имело свой режим жизни. Теперь же люди живут в ритме производственного цикла одинаково в любое время года. И, несмотря на два выходных дня в неделю, значительная часть людей с трудом выдерживает рабочий ритм в течение 11 месяцев.

Породив своей производственной деятельностью экологическую проблему, обеспокоенный сохранением природы в планетарном масштабе, человек забыл, что он часть природы, и свои усилия направляет главным образом на сохранение и улучшение окружающей среды.

Участниками реализации образовательной программы являются: педагоги, дети, родители. Здоровье детей – в наших руках: в руках педагогов и родителей. КОГДА МЫ ЕДИНЫ - МЫ НЕПОБЕДИМЫ, тогда достижение любых целей нам по плечу. СЕМЬЯ + ДОУ УСПЕХ. Образовательная программа ДОУ, разработанная в соответствии с ФГОС ДО должна обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, формировании культуры и здорового образа жизни. Основная образовательная программа ДОУ направлена - на создание условий для формирования культуры здорового образа жизни, на основе сотрудничества со взрослыми; -на осуществление преемственности дошкольного и начального общего образования; Формирование культуры здоровья и здорового образа жизни осуществляется при изучении каждой образовательной области в отдельности и благодаря интеграции пяти образовательных областей. Образовательная деятельность ДОУ направленная на становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, формировании полезных привычек), ведущими к здоровому образу жизни осуществляется : - в ходе режимных моментов;

- в организованный детской деятельности;

- в самостоятельной детской деятельности;

- при взаимодействии с семьей.

Рассмотрим коротко каждый из аспектов здоровья.

 развитие основных движений;

 развитие мелких мышц руки, мимики лица;

 спортивные и музыкально-ритмические упражнения;

- Проводится активно оздоровительная работа:

 дыхательная и звуковая гимнастика;

 упражнения для формирования и коррекции осанки;

 упражнения для профилактики плоскостопия;

На третьем году жизни необходимо формировать у детей представления о значении разных органов для нормальной жизнедеятельности человека: глаза – смотреть; уши – слышать; нос – нюхать; язык – пробовать(определять) на вкус; руки- хватать, держать, трогать; ноги – стоять, бегать, прыгать, ходить; голова – думать, запоминать.

На четвёртом году жизни развивать умение различать и называть органы чувств(глаза, рот, нос, уши), дать представление об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними. Дать представление о полезной и вредной пище, об овощах и фруктах, молочных продуктах, полезных для здоровья человека. Формировать представление о том, что утренняя зарядка, игры, физические упражнения вызывают хорошее настроение, с помощью сна восстанавливаются силы. Познакомить детей с упражнениями, укрепляющими различные органы и системы организма. Дать представление о необходимости закаливания, о ценности здоровья, формировать желание вести здоровый образ жизни, умение сообщать о своем самочувствии взрослым, осознавать необходимость лечения, потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.

На седьмом году жизни расширять представления о рациональном питании (объем пищи, последовательность её приёма, разнообразие в питании, питьевой режим). Формировать представления о значении двигательной активности в жизни человека; умения использовать специальные физические упражнения для укрепления своих органов и систем. Формировать представления об активном отдыхе. Расширять представления о правилах и видах закаливания, о пользе закаливающих процедур.

Расширять представления о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье.

Конечно, «Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовется,

Посеять в душах благодать

Увы, не всякий раз даётся.

Но мы обязаны мечтать,

О дивном времени, о веке,

Когда цветком прекрасным стать

Чаще сердце ребёнка слушай

Очень много тебе доверено

Ты характер лепишь и душу

Так работай легко и уверенно!

Читайте также: