Чему нельзя учить детей до школы

Обновлено: 04.07.2024

Родители переживают перед школой о том, как ребёнок читает, считает или пишет. Но есть ещё огромное количество вещей, которые лучше усвоить до первого класса. Наш блогер, коуч Светлана Рерих, поделилась своим списком из 15 необходимых навыков.

Оригинальный текст читайте на сайте mel.fm

Кажется, что ребёнок ещё такой маленький, что времени ещё так много. А жизнь так — оп, и 1 сентября. Оказывается, что ребёнок и этого не умеет, и этого не знает, и так не может… Если бы мам пускали в школу на уроки, половина класса бы так за ручку и ходила лет до 13. Потом бы дети просто сбежали из школы или из дома.

Позволить ребёнку самому что-то делать — огромное мамино достижение! Ещё есть время научить ребёнка элементарным, но обязательным для самостоятельной личности вещам. Например:

1. Говорить полными фразами

— Меня зовут Светлана Витальевна Рерих. А тебя?

— Меня зовут Антон Денисович Иванов.

— Очень приятно! Мне нравится смотреть, как садится солнце. А что нравится тебе?

— Мне нравится собирать цветные камешки на пляже.

Зачем?

  • Во-первых, хороший словарный запас ещё никому не мешал.
  • Во-вторых, у любого дела есть начало и конец, точка. Давайте тренировать способность видеть начало и идти к точке уже сейчас.
  • В-третьих, чтобы ответить, ребёнку придётся внимательно слушать вопрос.
  • В-четвертых, так можно вложить много полезной информации.

2. Быть самостоятельным

3. Управлять своим телом

Нет ничего более простого, чем научить ребёнка кататься на роликах и велосипеде, прыгать через скакалку, плавать, наконец. Тело — это то, чем ребёнок может руководить. Помните, как в детском саду: руки на пояс, ногу на пяточку? Если он научится управлять своим телом, он научится управлять собой. Если он научится управлять велосипедом, он поймёт, как его тело может влиять на другие механизмы.

4. Понимать, что такое время

5. Договариваться

Особенно те, в которых можно трогать, делать что-то самим, с лабораториями и мастер-классами. Если есть дома телевизор (ради бога, только не в детской и не в фоновом режиме!), пусть идут только познавательные каналы. О путешествиях (настоящих, а не с блогерами), животных, на английском языке. Всё, что входит в уши и голову ребёнка, должно быть ценным!

7. Любить поэзию

8. Рисовать

Это продолжение предыдущего пункта про творчество. Не умеете сами рисовать — цените то, что рисует ребёнок. Восхищайтесь. Берегите каждый рисунок. Устраивайте выставки. Домашние, для своих, но выставки. Принимайте участие в конкурсах во дворе или интернете. Проведите аукцион рисунков, и вместе с ребёнком отдайте заработанные средства на благотворительность или положите в его копилку (вместе решите, на что копите). Важно научить ребёнка создавать что-то ценное для него и для мира, научить видеть ценное в своих возможностях и талантах.

9. Готовить печенье

Овсяное, например. Чем это хорошо? Вы научите ребёнка соблюдению алгоритма действий, пониманию важности пропорций, контроля за количеством, качеством и собственным участием. Вот и будильник опять пригодится! Тут уже нельзя отвлечься на мультик, игру. Если ещё добавить смысла этому процессу, печенье превратится в радость сестрёнки, подарок для папы, угощение для друзей. Эмоции не купите никакими подарками!

10. Развивать внимание и память

Кто сказал, что нужно ходить на развивашки (да простят меня детские центры)? Развивать внимание и память нужно постоянно, а не два раза в неделю по часу в компании таких же дошколят. Окружите ребёнка лабиринтами, картами мира, картинками на сравнение, словами и буквами, математическими примерами. Что на стенах вашей детской? Плакаты из мультиков? Телевизор? Развитие мыслительных процессов и эмоционального интеллекта происходит постоянно. Силами папы и мамы.

11. Уделять внимание ритуалам

Про важность ритуалов написано и сказано много. Ритуалы — это определенный порядок действий. Для ребёнка это предсказуемость будущего, стабильность, заземленность. После обеда — сон. Вечером — сбор игрушек, ванна, пижама и чтение сказки. Введите ритуалы. Утренний, вечерний, выходного дня. Я наблюдала случаи, когда дети переставали грызть ногти после создания и соблюдения элементарного режима дня.

12. Считать деньги

13. Читать как можно больше и чаще

Прочитали — обсудите. Спросите о главном герое. Как его зовут? Чем он занимается? О чём думает? Куда идёт? Простые вопросы об услышанном. Простые ответы. Сейчас научится слушать вас, а в школе услышит учителя.

14. Хвалить себя

15. Быть добрым

Большой список получился, но не страшный. Расскажите, что возьмёте в жизнь!

ВложениеРазмер
konsultatsiya_dlya_roditeley_quotchemu_i_kak_uchit_do_shkolyquot.doc 39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Этот вопрос задолго до школы мучает родителей. В наш век компьютерных технологий никто не хочет, чтобы его ребенок отставал в интеллектуальном развитии.

Никто не будет проверять объем знаний, это вообще неважно при поступлении, важен результат в конце учебного года.

Оказывается, нужно научить ребенка жить в коллективе – уметь играть, работать, правильно воспринимать предлагаемый материал, быстро его усваивать, преодолевать трудности.

Очень важно до школы создать эмоциональный комфорт, желание учиться в ней. Многие учителя начальных классов жалуются на слишком подготовленных детей. Они отвлекаются, мешают другим детям учиться.

Скучающий ребенок – беда учителя и родителей.

Если ребенок сам тянется к знаниям, хочет научиться читать - помогите ему. Можно вместе играть в специальное лото, читать интересные произведения, поддерживая здоровый интерес к чтению.

Ищите время и занимайтесь с ребенком. И будет вам счастье!

Ведь дети разные и не у всех есть желание читать в пять лет. Оно и в шесть лет есть не всегда. Если ребенок будет психологически готов – он и в шесть лет всему научится без сложностей.

Многие родители считают, что ребенок ДОЛЖЕН знать и уметь все к школе, на самом деле он ничего никому не должен! Пусть он будет здоровым физически и психологически.

Первоклашкам желательно знать: счет в пределах 10, состав числа, алфавит, профессии, разбираться в часах, знать домашних и диких животных, разбираться в растениях. Знать стихи, загадки, фигуры, цвета, что из чего сделано, творческие навыки. Если ребенок в школу пришел уже обученный всему, а в течение года ничего не сдвинулось с места! Так вы в этом сами виноваты.

Подумайте. Вам интересно идти в кино с заранее известным сюжетом?

Если ваш ребенок в детском саду и у вас хороший воспитатель, то овладение знаниями в объеме программы является достаточной подготовкой.

Развиваться надо. Надо заниматься. Но это не должно быть дублированием школьной программы. Больше общайтесь с детьми, ходите в театры, музеи, наблюдайте природу.


Некоторые родители дошкольников обычно ищут в интернете, как понять, что ребёнок готов к школе, какие навыки надо развивать, какие знания давать. Другие уверены, что дошколку и программу начальной школы можно освоить дома самим. Наш блогер Николай Архаров считает, что подготовка к школе, которая есть сейчас, — это профанация, и объясняет почему.

Почему раньше подготовки к школе не было, а дети были к ней готовы? Чтобы в этом разобраться, сначала определимся, что же составляет готовность ребёнка к школе, как осуществлялась подготовка к школе раньше и сейчас. Да простят меня учителя за поверхностность и примитивность изложения. Это всё-таки блог.

1. Мелкая моторика

Ребёнок может завязать шнурки, в состоянии обвести квадратик в тетради в клеточку, может вдеть нитку в иголку.

Раньше: мальчики вечно что-то мастерили, вырезали ножичком из дерева, делали кораблики, самолетики из бумаги. Девочки шили одежку для кукол, делали секретики. Это было личное творчество, в игре, с интересом и удовольствием.

Сейчас: клавиатура и смартфон мелкую моторику не развивают.

2. Навыки самообслуживания

Ребёнок умеет сам одеваться, включая застегивание молний и завязывание шарфов. Имеет навыки соблюдения правил гигиены. Знает свои вещи и может найти нужную вещь в портфеле.

Раньше: все эти требования были обусловлены традицией. Взрослым было некогда сюсюкаться с детьми, да и не принято это было.

Сейчас: родитель является обслуживающим персоналом для ребёнка. Сделать самому проще, чем научить. Поэтому 1 сентября мама, по привычке достаёт из сумочки носовой платок и вытирает нос ребёнку. У ребёнка своего носового платка нет и пользоваться им он не умеет.

3. Развитие речи

Ребёнок умеет излагать свои мысли. Может кратко рассказать о каком-то событии. Может ответить на простые вопросы.

Раньше: если ты посмотрел фильм первым, то рассказываешь его содержание друзьям. Учишь считалки, скороговорки для игры и потому что Вася уже умеет говорить эту скороговорку. Если тебя не понимают, тебе трудно будет во дворе. Приходилось подтягиваться.

Сейчас: ребёнку часто не с кем говорить.

4. Концентрация внимания

К первому классу ребёнок умеет удерживать внимание на одном деле, хотя бы 15 минут. Для начала этого достаточно. Две физминутки за урок и всё отлично. Умение быстро переключать внимание тоже требуется, но первый класс — это в большей степени выработка навыков, а значит усидчивость.

Раньше: во дворе, в игре сплошное переключение внимания (конечно не такое как в смартфоне, но всё же). Дома — конструкторы, мозаики, какие-то самоделки. Даже деревянный кинжал за 15 минут не вырежешь, иногда часами сидишь.


Что должен уметь финский первоклассник: всё о подготовке к школе

5. Умение действовать по правилам

Ребёнок может спокойно выполнять требование школьного распорядка, правил поведения в коллективе, правил безопасного для себя и других поведения.

Раньше: если ты играешь в прятки и считать нужно до 30, значит ты будешь считать до 30.

Сейчас: ребёнок имеет превентивное право на определение правил.

6. Коммуникативные навыки

Ребёнок может не создавать конфликтные ситуации с другими детьми, умеет договариваться, слышит собеседника, отстаивает своё мнение, имеет навыки общения с взрослыми.

Раньше: двор, в котором рос ребёнок — это коллектив. В нём оттачивались все тонкости общения. Были традиции поведения в коллективе. В сложных ситуациях родители подсказывали, как нужно действовать. Был этикет общения со взрослыми, и он прививался детям.

Сейчас: отсутствие простейших коммуникативных навыков является базовой причиной превращения школы в кошмар для многих детей, родителей и учителей. Дети без таких навыков создают вокруг себя ад и в этом аду живут.

И что?

Традиционное воспитание и свободное, без контроля родителей, общение детей со сверстниками в нашей жизни больше не существуют. Родители остаются с детьми один на один. Если раньше воспитание и отношения выводили детей на требуемый уровень развития, то теперь всё нужно делать самим. В этой ситуации мы сталкиваемся с распространенным в современной России понятием — предательство.

Родителям нужна реальная помощь, а её нет. Министерство просвещения таких занятий, какие они проводят с кандидатами в приёмные родители, для родителей с родными детьми не проводит. Да, дети, идущие в приёмные семьи, имеют огромные проблемы. А обычные дети? Каждый ребёнок — это вселенная, и родители должны знать законы, по которым развиваются дети. Родители должны получать помощь.


12 ненужных вещей, которые вы обязательно купите к школе

Издательства и интернет публикуют что попало, лишь бы было название о подготовке к школе. В основном уделяют внимание развитию учебных действий и получению знаний. Это рано, это уровень начальной школы. Есть и отличные пособия, но попробуй их выбрать, когда большинство книг и сайтов с педагогикой не дружат.

Результат

Не учитывается возрастная психология. Подготовка к школе четырёх- и пятилеток является жесточайшей перегрузкой детей. Нельзя трёхмесячного ребёнка учить ходить. Нельзя ребёнка в четыре года сажать за парту.

Не учитывается то, что до школьного возраста у детей основная форма развивающей деятельности — игра. Пропуская эту деятельность, мы обрекаем ребёнка на недоразвитие. Не считая того, что дети лишены так необходимой им групповой игры, мы ещё и нагружаем их несвойственной для этого возраста учебной деятельностью.

На различных курсах подготовки к школе в наглую используется классно-урочная система, которая уже безвозвратно устарела. В школе назрела острая потребность её замены на современные приёмы организации учебного процесса. За что дошкольников мучать?

Вместо подготовки детей к учёбе часто приступаем к самой учёбе, то есть учим читать и писать. То, что требуется развивать, перечислено выше, но всё это не сразу видно и не эффектно. За это деньги платить никто не будет.

Приступать к учёбе, не подготовив ребёнка к школе то же самое, что необстрелянных солдат бросить в бой — сплошные потери. Благие намерения без понимания — это беда.

Нарушение дидактических приёмов присутствуют как на курсах подготовки детей к школе, так и дома

Организация игр не сбалансирована: или заигрываемся и забываем о развитии, или пресыщаем игру учебными действиями, превращаем её почти в урок.

Во время игры ребёнку интересно. Он в этом возрасте по природе любопытен. Мы, мало того, что корежим его игру, так ещё и придумываем стимулы, которые интересны нам, взрослым, превращая игру в предмет торгов. Сама игра — стимул, этим надо пользоваться.

Результат — потеря интереса к занятиям, пассивность, безразличие. Самое распространенное последствие неграмотной подготовки к школе — демотивация детей к учёбе. Продолжать можно долго и много.


Когда я учился в четвёртом классе, два второклассника начали дурить первоклашек. Они уговаривали меняться монетами. Красивый, блестящий, почти золотой пятак, меняли на невзрачные 20 копеек. Мы, конечно, доходчиво им объяснили, что так делать нехорошо.

Дорогие родители, подготовка к школе в том виде, в котором она есть, и в котором она пропагандируется — это пятак, взамен на ваши невзрачные 20 копеек. Не важно, готовите вы ребёнка к школе сами или водите на курсы. Законы развития психики требуют не той подготовки, которая стала популярной. Не читать и писать, не сама учёба, а развитие навыков, необходимых для учёбы.

Ликвидация традиций и невозможность общения детей в больших коллективах без контроля родителей предполагают педагогически организованное решение задач развития детей в суррогатных условиях. Эрзац-игры. Эрзац-традиции.

О домашнем обучении

Готовьте ваши денежки и несите их на поле, сами знаете какое и в какую именно страну

Что касается причин оголтелой пропаганды домашнего обучения, всё очень просто. Министерство просвещения 20 лет делало вид, что оно занимается образованием. Теперь становиться ясно, что на средства налогоплательщиков только создавалась видимость бурной деятельности. Теперь близится час расплаты.

Наибольшую опасность для Министерства представляют образованные родители, любящие своих детей. Министерству просвещения нужно освободиться от них. Решение простое: таких родителей и, соответственно, их детей надо вытеснить из государственных учреждений. Нет учеников в школе — нет проблем для министерства. Вечная морковка, за которой мы всегда пойдём — это свобода. Ради самоощущения свободы мы готовы рискнуть благополучием детей, мы готовы нести дополнительные расходы, мы готовы простить годами обманывающее нас Министерство.


Хоумскулинг, анскулинг или дистанционно: шесть способов учиться в школе

Дорогие родители, вам врут. Педагогика — это наука. Прочитайте хотя бы труды Д. Б. Эльконина, А. Н. Леонтьева, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, Ш. А. Амонашвили, И. А. Зимней, В. Ф. Шаталова, В. В. Репкина, В. А. Сухомлинского и С. Н. Лысенковой, а потом говорите, что это искусство. Плевать на педагогику лучше сверху, превзойдя уровень перечисленных авторов. Снизу-вверх обычно как-то неудобно получается, конфуз может случиться.

Почему важно готовить ребенка к школе и как правильно это делать, рассказывает нейропсихолог, образовательный коуч и многодетная мама Анна Высоцкая.

61ac09b0-5ac6-42b5-abab-50292b60f66d

Сегодня до школы дети проходят разные пути развития

Не все родители с энтузиазмом воспринимают идею о том, что современному ребенку желательно еще до школы научиться читать, считать и, возможно, даже писать, ведь раньше ничего такого не требовалось. Официально иметь эти навыки к первому классу не требуется и сейчас, но практика показывает, что без них ребенку в школе будет довольно трудно.

Раньше все дошкольники находились примерно в равных условиях: большинство посещало детские сады, где дети играли и занимались ручным творчеством, а непосредственно перед школой их немного готовили к школьной жизни, в первую очередь, психологически. В итоге в школу дети шли почти с одинаковым уровнем знаний. Всегда находились ученики, опережающие сверстников по навыкам чтения, например, но это были скорее единичные случаи.

Сейчас в дошкольном периоде дети проходят совершенно разные пути развития. Кто-то путешествует по миру и говорит на трех языках. Кто-то воспитывается в семье и не посещает никаких учреждений до школы. Кого-то, напротив, водят по бесконечным занятиям. А кто-то ходит в детский сад.

Детские сады также отличаются друг от друга по программам развития. Во многих частных садах, например, не уделяется должного внимания сюжетно-ролевой игре, зато дети крайне нагружены интеллектуально. Где-то ситуация прямо противоположная.

Первая проблема, которую я вижу сегодня, — огромное количество моторных трудностей (простым языком, дети не только не готовы осваивать навык письма, но и просто удерживать статичную позу за столом). Второй блок проблем: речевые трудности, а третий — незрелость социальных навыков и произвольной регуляции своей деятельности.

В силу дисгармоний в развитии современных детей так велик сейчас спрос родителей на школы с индивидуальным подходом, фактически — на разнообразные коррекционные маршруты.

Одни первоклассники не знают букв, а другие — читают тексты

Итак, на входе в школу мы имеем разных по уровню развития семилеток: одни, условно, не знают даже букв, а другие уже бегло читают художественные тексты. Такой класс сложно обучать в едином темпе, и страдают, как правило, дети, которые знают меньше — им приходится быстро догонять. Плюс программа первого класса довольно насыщенная и сжатая, у детей много самостоятельной работы и почти нет времени на закрепление базовых навыков.

Вместо прописей — карандаши и пластилин

В первую очередь, важно подготовить руку ребенка к письму. Для этого нужно регулярно развивать мышцы кисти, давать им нагрузку. Дошкольник должен уметь работать руками — мастерить, лепить, рисовать, вырезать.

6cac9a36-d9b7-42e9-9f1a-0e1596fda169

Задача — заложить фундамент, который потом поможет ребенку в школе, когда он сядет за прописи. Его рука и мозг будут готовы к этим занятиям, они не вызовут у него ужаса и отторжения.

Если же не заниматься развитием руки и графомоторики, то с началом обучения у ребенка, скорее всего, будет падать мотивация, он будет чувствовать напряжение и отказываться выполнять задания. Он будет сравнивать себя с одноклассниками, получать негативное подкрепление от учителя и расстраиваться.

О наличии проблем станет понятно только в ходе обучения

Мы, конечно, можем рассчитывать на то, что нечитающий семилетний ребенок пойдет в школу, откроет азбуку и легко научится читать. Так вполне может быть, если он полностью здоров и развит, но его по какой-то причине просто не учили читать.

К сожалению, практика показывает, что все не так просто: есть много детей со специфическими трудностями чтения, которые не видны до начала обучения. Причины их различны: от дефицита развития тех или иных высших психических функций до незрелой саморегуляции, когда ребенку элементарно не под силу удерживать внимание на строке.

Опять же, если ребенок до 7 лет не проявлял интереса к чтению, а при попытках что-то ему показать или рассказать — сопротивлялся, то это тоже звоночек для родителей.

Мы живем в насыщенном информационном поле: буквы, слова и тексты у нас повсюду и пройти мимо них у ребенка никак не получится. Но если в 6-7 лет интереса к этой теме нет, то, скорее всего, мозг ребенка подобную информацию не умеет должным образом обрабатывать. И тут надо разбираться в причинах.

Самое главное — вы не узнаете об этих проблемах, пока не начнете учить ребенка читать. Именно поэтому важно играть с буквами и словами за некоторое время до школы: чтобы понять, насколько ребенок в принципе берет этот материал. Тогда при возникновении сложностей у вас будет в запасе время на их решение. В первом классе ресурсы ребенка будут брошены на адаптацию к школе, и решать коррекционные задачи станет сложнее.

Чем лучше ребенок читает, тем проще ему учиться

Но даже если у вас совершенно обычный, хорошо обучаемый ребенок, то все равно я рекомендую идти в школу, уже умея читать. Потому что практически весь материал сейчас дается в текстовом виде. Ребенок должен уметь прочитать задание, понять его и выполнить. Уже в конце первого класса дети пишут итоговые работы, где проверяется уровень смыслового чтения.

Многие будущие школьники не владеют базовыми математическими представлениями

Мне не нравится, когда пятилетку сажают за парту, выдают ему лист с примерами и заставляют их решать. Такое обучение ни к чему хорошему не приведет, особенно если сам ребенок от него не в восторге. Но важно дать дошкольнику базовые математические понятия, некий фундамент, на котором базируется математика. Раньше в садах давали этот минимум. Сейчас я вижу, что у многих детей эти элементарные математические представления не отработаны.

Давайте для начала опишу, что я сама как нейропсихолог смотрю у детей и о каких таких математических представлениях нужно говорить до школы. И если не решать примеры в пособиях, то — чем заниматься?

Ориентация в пространстве. Почему это важно? Математика есть оперирование идеальными объектами в мысленном поле. Операции с числами — это перемещение чисел во внутреннем пространстве или путешествие по числовой оси, причем передвигаться мы можем по ней как вперед, так и назад. Или влево, или вправо. Ребята, которые плохо ориентируются в направлениях, как правило, и в вычислениях постоянно путают сложение и вычитание, разряды чисел.

Умение представлять, визуализировать сюжет в виде схематичного взаимодействия объектов, освобождая его от деталей и красок, — основа работы с алгоритмами решения задач.

Читайте также: