Формы внеурочной деятельности по биологии в школе

Обновлено: 02.07.2024

Основная цель программы - охрана жизни и здоровья детей, формирование у обучающихся устойчивых знаний и навыков безопасного поведения на дорогах и улицах с помощью изучения Правил дорожного движения, практическая отработка в урочной и внеурочной деятельности Правил дорожного движения.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности в форме межпредметного проектного модуля на уровне начального основного образования

Рабочая программа курса внеурочной деятельности в форме межпредметного проектного модуля на уровне начального основного образования

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

«Внеурочная деятельность по биологии

Проблема использования свободного времени школьников всегда была насущной для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно осуществлять воспитание в свободное от обучения время.

Главной целью внеурочной деятельности является достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.

Основные задачи, которые были поставлены:

- стимулировать учащихся к постоянному поиску информации об окружающем мире;

- способствовать развитию творческого мышления, умения предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека;

- обеспечивать развитие исследовательских навыков, умений;

- формировать представления о нормах и правилах поведения в природе и привычки их соблюдения в своей жизнедеятельности.

- вовлекать учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения.

Решение глобальных проблем, с которыми столкнулось человечество на рубеже 20-21 веков, дало мощный толчок развитию науки. Проблемы здоровья общества, экологические и продовольственные проблемы можно решить с помощью открытий в области биологии. Поэтому обществу как никогда необходимы специалисты биологического профиля.

Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.

Среди отличительных особенностей данной дополнительной образовательной программы можно назвать следующие:

· Охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы;

· Добавлен раздел изучения особенностей природы Ярославской области (природные комплексы, растительный и животный мир, природоохранная деятельность);

Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.

Занятия в кружке позволяют школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев.

Свою внеурочную деятельность я организовываю в виде:

1. Дебатов, бесед диспутов

2. Круглых столов, конференций

4. Олимпиад, конкурсных соревнований.

Живое общение с природой повышает интерес учащихся к ее изучению, способствует эстетическому воспитанию школьников.

Организуя работу с учащимися, я всегда помню, что помимо обучения, она должна способствовать эмоциональному развитию, экологической культуре.

Внеурочные занятия отличаются от урочной системы. Обучающимся предоставляется возможность перемещаться в свободном пространстве, общаться друг с другом. Учащиеся много и с удовольствием участвуют в различных олимпиадах, турнирах, конкурсах по биологии, в том числе дистанционных, что позволяет активно заниматься исследовательской деятельностью.

Свою исследовательскую работу мы начинаем с экскурсий. Записываем наблюдения, что-то интересное приносим в класс. Ребята задают вопросы, на которые находим ответы вместе. Так совершенно естественно возникают темы исследовательских работ.

В результате работы я убедилась в том, что поисковая исследовательская деятельность имеет для учащихся свою практическую направленность. Школьники приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской деятельности, поиска информации, что вызывает огромный интерес к предметам. А самое главное, эта большая и кропотливая работа способствует формированию у школьников таких компетенций как: учебно - познавательная (знание и умение организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки); информационная (умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, сохранять её при помощи технических средств); коммуникативная (знание способов общения с людьми, навыки в работе группы, презентовать себя).

Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы.

Кроме того, внеурочная деятельность позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:

· обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

· оптимизировать учебную нагрузку учащихся;

· улучшить условия для развития ребенка;

· учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.

Одним из важнейших требований к биологическому образованию в современных условиях является овладение учащимися практическими умениями и навыками. Предлагаемый курс направлен на формирование у учащихся интереса к биологии, развитие любознательности, расширение знаний о живом мире.

Организация внеурочных работ исследовательского характера особенно важна на современном этапе, т.к. требования ФГОС подразумевают включение школьников в активную деятельность по освоению материала. В процессе исследовательской деятельности формируются не только исследовательские умения, но и качества личности ученика, которые пригодятся им при дальнейшем процессе обучения основам наук.


Известно, что прообразом будущей профильной школы в какой-то мере выступают нынешние классы и школы с углубленным изучением предметов. Мы в течение 15 лет занимаемся преподаванием биологии в классах с углубленным изучением естественнонаучных дисциплин в школе № 32 с углубленным изучением отдельных предметов г. Прокопьевска Кемеровской области и имеем определенный опыт работы в условиях профилизации. Это позволяет нам остановиться на некоторых особенностях дидактического обеспечения обучения в классах естественнонаучного профиля.

Профильное обучение, как показывает наш педагогический опыт, отличается от непрофильного широким применением целого ряда форм и методов урочной и внеурочной работы (элементы лекционно-семинарской системы, организация проектной и исследовательской работы школьников, экспериментальные задания и др.). Первоначально рассмотрим особенности форм и методов урочной работы, перечислим их и дадим им краткую характеристику.

Обзорные и установочные лекции являются основной формой изложения нового материала на уроке. Однако лекция в чистом виде довольно утомительна для школьников, и лучше всего использовать лекцию-беседу. На таких лекциях старше-классники постоянно включаются в работу, спорят, приводят интересные примеры, рассказывают о прочитанном, делают самостоятельные выводы, т.е. проявляют высокую активность. Насыщая беседу новым фактическим материалом, предлагая учащимся наводящие вопросы, мы стараемся подвести их к самостоятельному формулированию выводов, правил, закономерностей и законов устройства и функционирования биологических систем. Известно, что изложенное учителем не всегда становится знанием ученика, но те знания, к которым он пришел самостоятельно, сохраняются практически всю жизнь.

Самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы, других источников информации может служить, по нашему мнению, важным источником знаний для учащихся профильных классов. Список литературы необходимо давать школьникам к каждому разделу программы, а порой даже и к отдельному уроку. Главное – чтобы ученик и литература нашли друг друга, поэтому вместе со списком публикаций необходимо указывать место, где их можно взять, иначе то или иное задание, связанное с самостоятельным поиском информации, школьниками не будет выполнено. Учитель должен по возможности собирать нужные книги у себя в кабинете и хорошо знать ближайшие библиотеки. Конечно, на создание хорошей библиотеки в кабинете тратятся годы, но делать это необходимо, иначе учебный процесс в профильных классах будет трудно обеспечить.

В начале изучения каждого раздела нами составляется список дополнительной литературы, а книги, имеющиеся в нашем учебном кабинете, передаются в читальный зал школьной библиотеки, где каждый ученик в спокойной обстановке имеет возможность поработать с ними. Библиотека нашего кабинета биологии содержит литературу, распределенную по нескольким разделам: методическая; учебная; научная и научно-популярная; справочная; профессиональная ориентация учащихся; уход за растениями и животными.

Овладение навыками самостоятельной работы с книгой и другими источниками информации включает в себя умение читать и умение вести записи. Организуя самостоятельную работу школьников с различными источниками информации, мы стараемся настроить их на серьезный кропотливый труд, на глубокое осмысление полученных знаний и на стремление дойти до сути рассматриваемых проблем. Учащихся профильных классов мы учим грамотно составлять тезисы, аннотации, конспекты, формулировать основные идеи, классифицировать и обобщать собранные факты.

Написание и защита рефератов способствуют существенному расширению и углублению знаний школьников, формируют навыки информационного поиска, способствуют развитию самостоятельности мышления обучаемого. Рефераты учащихся профильных классов, как правило, дополняют и развивают основные вопросы, изучаемые на уроках. Уровень самостоятельности написания и сложности реферативных работ возрастает при переходе от класса к классу. Так, учащиеся 8–9-х классов выполняют работы, которые не всегда требуют наблюдения или научного эксперимента. Они чаще всего бывают посвящены отдельным темам школьного курса и призваны научить школьников работать с литературными источниками и вести грамотное реферирование.



Таким образом, система форм и методов учебной работы в профильных классах направлена, прежде всего, на формирование у школьников познавательной самостоятельности, навыков исследовательской деятельности и развитие их интеллектуальных способностей.

Одной из характерных особенностей воспитательно-образовательного процесса в условиях профилизации является, как показывает наш практический опыт, наличие тесной связи учебной деятельности с внеурочной работой школьников. Часто в классах естественнонаучного профиля внеурочная работа служит продолжением учебной деятельности и направлена на систематическое образование старшеклассников, развитие у них творческих способностей. Учащиеся классов естественнонаучного профиля, как правило, активно участвуют в научно-исследовательских экспедициях, полевых практиках, научно-практических конференциях, олимпиадах, марафонах знаний, интеллектуальных конкурсах. Они готовят тематические вечера, организуют выставки, ведут природоохранную работу и т.д. Внеурочная и урочная работа выступают в профильных классах как равноправные стороны единого воспитательно-образовательного процесса.

По нашему глубокому убеждению, только в этом случае можно достичь целей профильного обучения. Остановимся на основных формах внеурочной деятельности школьников, обучающихся в профильных школах и классах.

Научно-исследовательская деятельность, позволяющая каждому школьнику испытать, испробо-вать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Приобщение учащихся старших классов к научным исследованиям становится особенно актуальным на заключительном этапе получения школьного образования (10–11-е классы), когда у них формируется теоретическое мышление. Главное внимание на заседаниях научного общества учащихся (НОУ), созданного нами и дей-ствующего на протяжении 12 лет, уделяется изучению важнейших методов научного познания, знакомству с методами математического и имитационного моделирования, методиками обработки экспериментальных данных.

В организации научно-исследовательской деятельности школьников мы выделяем семь этапов: мотивация научно-исследовательской работы, выбор школьником направления исследования, постановка задачи исследования, фиксирование и предварительная обработка данных, обсуждение результатов исследования на заседании НОУ, оформление полученных результатов и представление их на научно-практической конференции.

Учебно-исследовательские экспедиции, в которых принимают участие учащиеся классов естественнонаучного профиля, проводятся нами ежегодно. Большинство методик, реализуемых при проведении исследовательской деятельности школьников по предметам естественнонаучного цикла вообще, и по биологии в частности, ориентировано именно на полевую, экспедиционную, работу, поэтому школьные исследовательские экспедиции нами проводятся ежегодно. Главная цель экспедиции – сбор экспериментального материала в полевых условиях. Помимо этой цели мы обычно в ходе проведения экспедиций стараемся дать учащимся простейшие навыки полевой исследовательской деятельности, воспитать у них ответственное отношение к природе, формировать навыки самостоятельной творческой деятельности. Тематика экспедиционных исследований обычно охватывает такие области, как геология, гидрология, почвоведение, ботаника, зоология, экология. В проводимых нами учебно-исследовательских экспедициях мы выделяем несколько этапов: подготовительный этап (ознакомление со специальной литературой, овладение методами полевых исследований, постановка проблем); определение целей, хода, содержания экспедиции, распределение заданий между группами школьников или отдельными учащимися; проведение экспедиции; обобщение, анализ материала, выводы по результатам экспедиции; итоговая конференция по результатам экспедиции.

Учебно-исследовательские экспедиции помогают нам преодолеть межпредметную разобщенность знаний школьников, соединить теоретическую и практическую стороны программного материала, а также поддержать и развить интерес к дисциплинам, изучаемым школьниками в качестве профильных. В наших экспедициях участвуют в основном учащиеся, окончившие 10-е классы. В обязательном порядке мы берем несколько школьников, окончивших 9-й класс. Состав экспедиции – 15–20 человек, длительность – две недели.

Полевые практики, в ходе которых учащиеся получают первые навыки работы исследователя в поле, проводятся нами для школьников, окончивших предпрофильный 9-й класс. Они являются для них серьезной подготовкой к будущим исследовательским экспедициям. Полевые практики также помогают школьникам правильно сориентироваться в выборе будущей профессии. Полевые практики по биологии, в отличие от экспедиций, непосредственно связаны с изученным в течение года материалом. Они обычно включают выполнение учащимися тематических заданий, о результатах которых школьники докладывают в начале следующего учебного года на конференции по итогам летней полевой практики.

Школьные научно-практические конференции, являющиеся итогом многомесячной исследовательской, творческой деятельности старшеклассников, осуществляемой под руководством учителей, научных работников, врачей и т.п. В их работе преимущественно принимают участие учащиеся 10–11-х классов, а также некоторые школьники из 9-го класса. На конференцию выносятся лучшие работы, выполненные по результатам деятельности старшеклассников в учебно-исследовательских экспедициях, полевых практиках и лабораториях.

Подготовка к конференции проводится в рамках НОУ школы. В декабре окончательно оформляются секции, которые будут работать в рамках конференции, определяется перечень работ, выносимых на пленарную часть конференции и на работу секций. В течение последнего ряда лет в рамках школьной научно-практической конференции в области естественных наук работают следующие секции: биологии, медицины, экологии, химии и физики. Жюри, состоящее из опытных учителей и приглашенных специалистов, заслушивает и оценивает порядка десяти работ по каждой секции. Авторы лучших работ награждаются дипломами разной степени, и им дается рекомендация для участия в конференциях более высокого ранга.


По биологии проводятся школьные, городские, областные, зональные и российские олимпиады. В них принимают участие учащиеся 9–11-х классов. Даже школьникам, изучающим биологию в качестве профильной дисциплины, для успешного выступления на олимпиаде требуется, на наш взгляд, отдельная от урочной деятельности, особая подготовка. Это объясняется тем, что участникам олимпиад предлагаются задания не только с использованием программных понятий и законов, но и задания, выходящие даже за рамки профильного изучения того или иного предмета. К тому же на олимпиадах предпочтение отдается оригинальным идеям решения задач с четким их обоснованием, выбору оптимального метода выполнения задания, аргументированным выводам и т.п. Олимпиады по биологии и другим естественнонаучным дисциплинам требуют от школьников умений работать с оборудованием, осуществлять эксперимент и т.д. Все это необходимо для успешного выступления в практических турах олимпиады.

Подготовка к городской олимпиаде требует разработки индивидуальной программы для каждого ее участника, которая учитывает степень владения каждым из них теоретическим материалом различных разделов школьного курса, уровень сформированности у них познавательной самостоятельности, особенности мышления каждого школьника и другие факторы. После подготовки программ начинается последовательная их реализация. Отрабатываются все разделы школьного курса биологии. Безусловно, работа по подготовке школьников к олимпиаде, не сводится лишь к рассмотрению заданий, предлагаемых учителем. Она предполагает огромную самостоятельную работу учащихся с разнообразной дополнительной литературой. Победители городских предметных олимпиад готовятся к участию в областных олимпиадах. Порядок подготовки к этому более серьезному испытанию интеллектуальных и морально-волевых качеств старшеклассников остается примерно таким же, как и на подготовительном этапе перед городской олимпиадой, но задания теоретического и практического характера, рассматриваемые при этом, являются, как правило, более сложными.

Автор: Туринцева Людмила Леонидовна
Учебно-познавательная деятельность осуществляется не только в процессе обучения на уроках, она продолжается во внеурочное время в разнообразных формах воспитательной работы. Внеклассная деятельность является частью всего учебно-воспитательного процесса, при котором деятельность школьников осуществляется во внеурочное время при организующей и направляющей роли учителя. Вся внеурочная работа ориентирована на расширение и углубление базовых знаний и умений, на развитие способностей, познавательного интереса, на приобщение к исследовательской работе, на организацию социальной деятельности школьников в пределах своего края. Это выражается в том, что у внеклассной работы больше возможностей в осуществлении воспитательных функций каждой дисциплины.

Автор: Туринцева Людмила Леонидовна

Формы о рганизация внеурочной деятельности по биологии

Учебно-познавательная деятельность осуществляется не только в процессе обучения на уроках, она продолжается во внеурочное время в разнообразных формах воспитательной работы. Внеклассная деятельность является частью всего учебно-воспитательного процесса, при котором деятельность школьников осуществляется во внеурочное время при организующей и направляющей роли учителя. Вся внеурочная работа ориентирована на расширение и углубление базовых знаний и умений, на развитие способностей, познавательного интереса, на приобщение к исследовательской работе, на организацию социальной деятельности школьников в пределах своего края. Это выражается в том, что у внеклассной работы больше возможностей в осуществлении воспитательных функций каждой дисциплины.

Внеклассная работа проводится в свободное время с целью развития интересов и способностей ребенка, удовлетворения его потребностей в познании, общении, практической деятельности, восстановлении сил и укрепления здоровья. Внеурочная работа позволяет детям использовать свое свободное время с максимальной пользой.

В современной школе очень важно заинтересовать учебным предметом учащихся, повысить мотивацию к обучению, достичь этого можно только лишь через продуманную систему внеурочной деятельности по биологии, вот почему внеклассная работа была важным звеном учебно-воспитательного процесса и остается актуальной в наше время.

В настоящие время внеурочная деятельность по биологии является составной частью учебно-воспитательной работы в школе, так как способствует решению важных задач в образовании и воспитании школьников и позволяет разумно организовывать их досуг. Если раньше цель была дать знания, то сегодня необходимо формировать коммуникативные навыки, создавать условия для самоорганизации и развитии творческих способностей.

Образовательные цели внеурочной работы - расширить кругозор и углубить знания школьников в области биологической науки, совершенствовать общеучебные и специальные для биологии умения учащихся.

На внеурочных занятиях школьники совершенствуют умения самостоятельно пополнять знания из различных источников информации. Составляя рефераты и доклады по дополнительной научно-популярной биологической литературе, школьники совершенствуют умения работать с книгой: выделять главные мысли, отбирать факты для подтверждения теоретических положений, составлять планы и конспекты по тексту. На экскурсиях они закрепляют некоторые исследовательские методы : учатся наблюдать, собирать и оформлять гербарий, составляют планы и т.д. Разнообразная тематика биологических вечеров и конференций, воспитывают чувство гордости за нашу страну.

" Неделя химии и биологии" - форма внеклассной работы, предусматривающая проведение после уроков в течени и пяти дней недели внеклассные мероприятия по химии и биологии, организуемые с целью широкой пропаганды знаний.

Главное достоинство этой формы внеклассной работы в привлечении большого числа учащихся к разным видам деятельности: участие в конференциях, школьной олимпиаде, в экскурсиях, в конкурсах на лучшую фотографию, рисунок, сочинение, наглядное пособие и т.д. Такое разнообразие форм работы позволяет привлечь все классы, где изучается биология, способствует развитию познавательного интереса к науке у школьников разного возраста.

Одной из активных форм обучения, способствующей развитию мышления учащихся, стали уроки-игры. Игровой момент способствует возникновению интересов, восстанавливает эмоциональную уравновешенность и обеспечивает социальную ориентацию.

Внеклассную работу по предмету можно представить следующими формами и методами

Внеурочная работа по биологии является наиболее подвижной формой обучения и воспитания учащихся, содержание и методика, которой определяется учителем и учащимися в зависимости от их интересов, опыта и возможностей учителя, производственного окружения школы. Внеурочные занятия с их разнообразием форм и методов создают для становления творческой личности благоприятные условия, позволяя не только ответить на возникающие у учащихся вопросы, но существенно конкретизировать и расширить их знания как в области биологии, так в отношении научно - технических задач, ознакомления с профессиями и специальностями, связанными с биологией и ее приложениями. Тем самым внеурочная работа по биологии способствует решению проблемы профессиональной ориентации молодежи.

Читайте также: