Что входит в систему спортивных школ

Обновлено: 05.07.2024

Физическое воспитание детей, а также организация физкультурно-спортивной работы - одна из первоочередных задач государства. С этой целью создаются детско-юношеские спортивные школы всех наименований (ДЮСШ, ДЮСТШ), детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва (СДЮШОР) (далее - спортивные школы), а также другие учреждения, осуществляющие физкультурно-спортивную деятельность, в том числе школы высшего спортивного мастерства (ШВСМ), училища олимпийского резерва (УОР), физкультурно-спортивные клубы и другие физкультурно-спортивные организации.

Рассмотрим особенности организации деятельности спортивных школ.

Общие положения по организации деятельности спортивных школ. Основным документом, регламентирующим деятельность спортивных школ, являются Методические рекомендации .

Письмо Росспорта от 12.12.2006 N СК-02-10/3685 "О Методических рекомендациях по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации".

Как определено п. 1.1 данных Рекомендаций, спортивная школа представляет собой образовательное учреждение дополнительного образования детей, организация которого осуществляется в соответствии с Типовым положением об учреждении дополнительного образования детей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 233. Максимальный возраст обучающихся в спортивных школах не должен превышать 18 лет (для учащейся молодежи - 21 года), минимальный - четырех. Последнее возможно при следующих условиях (п. 3.2 Методических рекомендаций):

  • наличие письменного заявления одного из родителей (законного представителя) ребенка;
  • наличие образовательной программы с методикой физического воспитания детей раннего возраста;
  • сохранение спортивной школой набора детей в группы начальной подготовки в возрастном диапазоне, рекомендованном образовательной программой;
  • наличие у тренера-преподавателя, привлеченного к работе с детьми раннего возраста, квалификационной категории или прохождение им специальных курсов повышения квалификации.

Рекомендуемый минимальный возраст зачисления детей в спортивные школы по видам спорта определяется в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения) СанПиН 2.4.4.1251-03, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.04.2003 N 27.

На спортивные школы возлагаются как общие задачи организации образовательного процесса, так и реализация политики в области физической культуры и спорта (см. таблицу).

К сведению. Обоснованием открытия спортивной школы в виде СДЮШОР является необходимость обеспечения целенаправленной подготовки спортивного резерва для сборных команд (команд по игровым видам спорта) муниципального образования или субъекта РФ по олимпийским видам спорта. Условиями функционирования СДЮШОР являются (п. 1.7 Методических рекомендаций):

  • наличие необходимой материально-технической базы по культивируемому виду спорта и организация работы СДЮШОР на базе спортивного сооружения;
  • наличие образовательных программ спортивной подготовки повышенного уровня (спортивное совершенствование и высшее спортивное мастерство), в том числе экспериментальных и авторских;
  • наличие высококвалифицированных тренерских кадров, обеспечивающих реализацию данных образовательных программ;
  • наличие региональной системы соревнований по культивируемому (олимпийскому) виду спорта (дисциплине), позволяющей юным спортсменам выполнять установленные нормативные требования по видам спорта;
  • традиционность и популярность данного вида спорта в регионе;
  • наличие спортивных клубов (центров спортивной подготовки) и команд мастеров в регионе, в которых могли бы продолжить спортивную деятельность обучающиеся в СДЮШОР.

Невыполнение возложенных на спортивную школы функций и задач, реализация образовательного процесса не в полной мере, причинение вреда жизни и здоровью обучающихся, а также нарушение их прав и свобод влекут применение к учреждению соответствующих предусмотренных законодательством РФ видов ответственности (п. 1.2 Методических рекомендаций).

Спортивным школам разрешается создавать структурные подразделения по виду (видам) спорта или этапу подготовки.

Организация спортивной подготовки. Она основывается на реализации этапов подготовки учащихся спортивных школ и предусматривает многолетний период подготовки. Выделяют следующие этапы подготовки:

  • спортивно-оздоровительный. Данная группа формируется как из вновь зачисляемых в спортивную школу обучающихся, так и из обучающихся, не имеющих по каким-либо причинам возможности продолжать занятия на других этапах подготовки, но желающих заниматься избранным видом спорта;
  • начальный. Набор в эту группу при наличии большого количества желающих осуществляется по результатам сдачи контрольных нормативов. Порядок проведения отбора устанавливается учреждением и доводится до сведения общественности;
  • учебно-тренировочный. На данном этапе обучаются лица, проходившие необходимую подготовку на этапе начальной подготовки не менее одного года. Еще одним условием зачисления на этот этап подготовки является выполнение контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке, установленных образовательными программами;
  • спортивного совершенства. Указанный этап подготовки распространяется на спортсменов, выполнивших нормативы спортивного разряда не ниже кандидата в мастера спорта России, по игровым видам спорта - не ниже первого спортивного разряда;
  • высшего спортивного мастерства. На данный этап зачисляются перспективные спортсмены, вошедшие в основной или резервный состав сборной команды субъекта РФ и показывающие стабильные высокие результаты (на уровне нормативов мастера спорта России). Возраст обучающегося на этом этапе может не ограничиваться, если спортсмен продолжает выступать за данную спортивную школу на условиях письменного договора.

Стоит отметить, что в целях повышения спортивных результатов региона на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства рекомендуется согласовывать списки обучающихся (спортсменов) с соответствующими местными и региональными органами управления физической культурой и спортом. Кроме того, учащиеся спортивных школ в случае зачисления их в целях повышения спортивного мастерства в УОР или ШВСМ имеют право выступать за школьную команду, но не более двух лет.

Зачисление в каждую из групп подготовки осуществляется на основании приказа директора спортивной школы. Перевод в группы спортивной подготовки производится на основании решения тренерского совета. При принятии решения совет руководствуется стажем занятий учащегося, выполнением им контрольных нормативов общей и специальной физической подготовки, а также заключением врача (медицинской комиссии) (п. 3.13 Методических рекомендаций).

Приведем организационную структуру спортивной подготовки.

"+" - основные этапы подготовки;

"*" - рекомендуется при наличии условий и возможностей;

На каждом этапе подготовки проводится анализ деятельности спортивной школы. При этом используются следующие критерии (п. 2.4 Методических рекомендаций):

а) стабильный рост общей физической подготовленности обучающихся наряду с основами технических навыков в избранном виде спорта;

б) уровень усвоения основ знаний в области гигиены и первой медицинской помощи, а также овладения теоретическими основами физической культуры и навыков самоконтроля;

а) стабильность состава обучающихся. Уровень потенциальных возможностей обучающихся в избранном виде спорта;

б) динамика роста индивидуальных показателей физической подготовленности обучающихся;

в) уровень усвоения основ техники в избранном виде спорта;

а) состояние здоровья, уровень физической подготовленности обучающихся;

б) динамика роста уровня специальной физической и технико-тактической подготовленности обучающихся в соответствии с индивидуальными особенностями;

в) уровень усвоения объемов учебно-тренировочных нагрузок, предусмотренных образовательной программой спортивной подготовки по избранному виду спорта;

г) выполнение нормативов массовых спортивных разрядов;

а) уровень общего и специального физического развития и функционального состояния организма обучающихся;

б) динамика спортивных достижений, результаты выступлений в официальных региональных и всероссийских соревнованиях;

в) зачисление воспитанников спортивной школы в училища олимпийского резерва и школы высшего спортивного мастерства;

а) стабильность успешных выступлений во всероссийских и международных соревнованиях;

б) достижение результатов уровня сборных команд России.

Наполняемость учебных групп и объем учебно-тренировочной нагрузки определяются с учетом техники безопасности в соответствии с образовательной программой. В случае отсутствия указанных нормативов учреждения вправе придерживаться нормативов, представленных в Методических рекомендациях.

Также стоит отметить, что продолжительность одного занятия в группах спортивно-оздоровительной направленности и начальной подготовки не должна превышать двух академических часов, в учебно-тренировочных группах - трех академических часов при менее чем четырехразовых тренировочных занятий в неделю; в группах, где нагрузка составляет 20 часов и более в неделю, - четырех академических часов, а при двухразовых занятиях в день - трех академических часов (п. 4.7 Методических рекомендаций).

Организация учебно-тренировочного процесса. Данный процесс осуществляется в течение всего календарного года. Начало и окончание учебного года зависят от специфики вида спорта, календаря спортивных соревнований, периодизации спортивной подготовки и устанавливаются администрацией спортивной школы для каждого вида спорта индивидуально (п. 4.1 Методических рекомендаций).

Учебно-тренировочные занятия в отделениях по видам спорта спортивной школы проводятся в соответствии с годовым учебным планом, рассчитанным на 46 недель учебно-тренировочных занятий, непосредственно в условиях спортивной школы и дополнительно 6 недель - в условиях оздоровительного лагеря спортивного профиля и (или) по индивидуальным планам обучающихся на период их активного отдыха. Основными формами учебно-тренировочного процесса являются: групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия, работа по индивидуальным планам, медико-восстановительные мероприятия, тестирование и медицинский контроль, участие в соревнованиях, матчевых встречах, учебно-тренировочных сборах, инструкторская и судейская практика. К проведению учебно-тренировочных занятий в учебно-тренировочных группах, группах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства, кроме основного тренера-преподавателя, допускается привлекать дополнительно тренеров-преподавателей и других специалистов в пределах количества часов образовательной программы.

Круглогодичность учебно-тренировочного процесса, спортивной подготовки и активного отдыха учащихся в период каникул поддерживается в виде организации спортивно-оздоровительных лагерей. Порядок привлечения работников к работе в них определяется в соответствии с Порядком и условиями привлечения педагогических и других работников для работы в оздоровительных лагерях, летних загородных дошкольных учреждениях, по проведению туристских походов, экспедиций, экскурсий и оплаты их труда, утвержденными Приказом Минобразования России от 29.03.1993 N 113.

Методическими рекомендациями установлены и сроки проведения учебно-тренировочных сборов. Так, для подготовки обучающихся в личных и командных видах спортивных дисциплин, в том числе по игровым видам спорта, спортивной школе рекомендуется проводить учебно-тренировочные сборы продолжительностью до 12 дней к муниципальным, региональным и г.г. Москвы и Санкт-Петербурга и до 18 дней к всероссийским и международным соревнованиям (п. 4.8 Методических рекомендаций). Группы высшего спортивного мастерства могут работать в режиме постоянно действующих учебно-тренировочных сборов по подготовке к международным, всероссийским соревнованиям, матчевым встречам и международным турнирам продолжительностью до 100 дней для выявления и подготовки перспективных спортсменов, кандидатов в муниципальную, региональную сборные команды, а также сборные команды г.г. Москвы и Санкт-Петербурга и до 250 дней для подготовки спортсменов, включенных в состав сборных команд РФ (п. 4.9 Методических рекомендаций).

Медицинское обслуживание и контроль. Как определено п. 5.1 Методических рекомендаций, медицинское обеспечение обучающихся осуществляется спортивной школой в соответствии с Приказом Минздрава России от 20.08.2001 N 337 "О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физкультуры" (далее - Приказ Минздрава России N 337) и другими нормативными актами.

Приказом Минздрава России N 337 утверждено Положение о медицинском обеспечении лиц, занимающихся физкультурой и спортом. Данное обеспечение осуществляется врачебно-физкультурными диспансерами и отделениями независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности. Главное условие осуществления деятельности - наличие лицензии на выполнение работ и оказание услуг по медицинской деятельности (в области лечебной физкультуры и спортивной медицины).

Медицинское обеспечение учащихся спортивных школ осуществляется:

  • специалистами соответствующих поликлиник - для допуска к занятиям в группах начальной подготовки;
  • специалистами врачебно-физкультурных организаций и подразделений - для допуска к занятиям в группах спортивного совершенствования.

Медицинское обеспечение может осуществляться в медицинских кабинетах. Дело в том, что согласно Приказу Минздрава России N 337 медицинский кабинет является структурным подразделением врачебно-физкультурного диспансера либо иного лечебно-профилактического учреждения или спортивной организации.

Приказом Минздрава России N 337 утверждено Положение по организации такого кабинета. В частности, его деятельность заключается:

  • в организации и проведении лечебно-профилактических мероприятий по восстановлению и повышению спортивной работоспособности и реабилитации после перенесенных травм и заболеваний;
  • в организации медицинского обеспечения спортивно-массовых мероприятий, учебно-тренировочных сборов и соревнований;
  • в проведении экспертных осмотров лиц различных возрастных групп, занимающихся физической культурой и спортом, с целью раннего выявления заболеваний, оценки уровня физического развития и функционального состояния и подготовки соответствующих рекомендаций.

Учебно-спортивная база спортивной школы. В силу п. 6.1 Методических рекомендаций спортивным школам при определении перечня оборудования, инвентаря, спортивной формы и обуви в объеме, необходимом для качественного проведения учебно-спортивной работы, рекомендуется руководствоваться Табелем оснащения спортивных сооружений массового пользования спортивным оборудованием и инвентарем, утвержденным Приказом Госкомспорта России от 26.05.2003 N 345 (далее - Табель оснащения спортивных сооружений), и Табелем обеспечения спортивной одеждой, обувью и инвентарем индивидуального пользования, утвержденным Приказом Госкомспорта России от 03.03.2004 N 190/л (далее - Табель обеспечения спортивной одеждой, обувью и инвентарем).

Например, в отношении олимпийских видов спорта Табель оснащения спортивных сооружений определяет номенклатуру и необходимое количество оборудования и инвентаря и других спортивно-технологических средств на спортсооружениях, предназначенных для проведения массовых занятий по физической культуре и спорту, учебно-тренировочного процесса и соревнований с начинающими спортсменами и спортсменами массовых разрядов. Количество оборудования, инвентаря и других технологических средств в перечнях по видам спорта рассчитано на одно специальное по данному виду спорта спортивное сооружение, соответствующее строительным нормам, нормам единовременной пропускной способности, санитарно-гигиеническим требованиям и - главное - правилам проведения соревнований.

Также в Табель включены основное оборудование и инвентарь, необходимые для оформления спортивных сооружений при проведении соревнований и массовых мероприятий на этих спортивных объектах; перечни оборудования и инвентаря для работы судейской коллегии при проведении соревнований, для оснащения методических кабинетов спортивных сооружений и медицинских пунктов, расположенных на этих сооружениях.

Например, применительно к занятиям баскетболом спортивные школы должны быть оборудованы по следующим нормам:

В соответствии с Табелем обеспечения спортивной одеждой, обувью и инвентарем при приобретении спортивной одежды, обуви и инвентаря для занятий баскетболом спортивная школа обязана руководствоваться следующими нормами:

Обеспечение учащихся и тренеров-преподавателей спортивных школ, специализирующихся по баскетболу, спортивной одеждой, обувью и спортивным инвентарем индивидуального пользования

При отсутствии в спортивных школах собственных спортивных сооружений и оборудования в смете доходов и расходов должны быть предусмотрены расходы на их аренду (п. 6.2 Методических рекомендаций).

"Учреждения физической культуры и спорта:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Как определено Федеральным законом № 329-ФЗ [1] , подготовка спортивного резерва – это многолетний целенаправленный учебно-тренировочный процесс по видам спорта в учреждениях различных организационно-правовых форм, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта. Основы подготовки спортивного резерва закладываются в спортивных школах.

Рассмотрим особенности организации деятельности спортивных школ.

Общие положения

Деятельность спортивных школ регулируется Методическими указаниями [2] , которые разработаны в целях оказания содействия в организации деятельности детско-юношеских спортивных школ всех наименований (ДЮСШ, ДЮСТШ), детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва (СДЮШОР), независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы, а также других учреждений, осуществляющих физкультурно-спортивную деятельность, в том числе школ высшего спортивного мастерства (ШВСМ), училищ олимпийского резерва (УОР), физкультурно-спортивных клубов по месту жительства и других физкультурно-спортивных организаций.

Спортивная школа является образовательным учреждением с дополнительным образованием детей путем их спортивной подготовки. При этом реализация образовательного процесса осуществляется в соответствии с законодательством в сфере образования, реализация спортивной подготовки – в соответствии с Федеральным законом № 329-ФЗ.

Как образовательное учреждение, спортивная школа решает следующие вопросы (п. 1.2 Методических указаний):

  • материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств;
  • привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств;
  • предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств;
  • подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации;
  • использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий;
  • разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин;
  • разработка программы деятельности спортивной школы с учетом запросов детей, потребностей семьи, образовательных учреждений, детских и юношеских общественных объединений и организаций, особенностей социально-экономического развития региона и национально-культурных традиций;
  • разработка и утверждение по согласованию с органами местного самоуправления годовых календарных планов;
  • установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей;
  • установление заработной платы работников спортивной школы, в том числе надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров премирования;
  • разработка и принятие устава коллективом образовательного учреждения для внесения его на утверждение;
  • разработка и принятие правил внутреннего распорядка спортивной школы, иных локальных актов;
  • самостоятельное формирование контингента учащихся, воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты;
  • осуществление текущего контроля за физическим развитием и успеваемостью учащихся по реализуемым программам;
  • создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья учащихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;
  • содействие тренерскому совету и методическим объединениям;
  • координация деятельности в спортивной школе общественных организаций (объединений), в том числе физкультурно-спортивных организаций (федераций по видам спорта, спортивных обществ);
  • осуществление иной деятельности, не запрещенной законодательством РФ и предусмотренной уставом образовательного учреждения.

В рамках организации спортивной подготовки спортивная школа решает следующие вопросы (п. 1.3 Методических указаний):

  • участие спортивной школы в реализации единой политики в области физической культуры и спорта;
  • участие в реализации целевых программ развития физической культуры и спорта;
  • ежегодное рассмотрение итогов развития физической культуры и спорта и утверждение мероприятий в данной области на следующий год;
  • осуществление физического воспитания детей;
  • организация спортивных соревнований и других мероприятий физкультурно-оздоровительного характера;
  • формирование сборных команд территорий и обеспечение подготовки резервов для сборных команд по различным видам спорта;
  • установление и выполнение нормативов физической подготовленности различных категорий населения;
  • реализация установленных (в том числе федеральных) нормативов финансирования физической культуры и спорта;
  • установление нормативов оказания физкультурно-оздоровительных услуг населению, создание льготных условий для занятий физической культурой детей и инвалидов;
  • использование в работе Всероссийского реестра видов спорта;
  • применение Единой всероссийской спортивной классификации и присвоение спортивных разрядов и званий;
  • участие в составлении единого календарного плана физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;
  • исполнение социальных нормативов развития физической культуры и спорта, а также норм и правил использования физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений;
  • предоставление ежегодного анализа деятельности спортивной школы на основе данных государственной статистики (ф. 5‑ФК).

Организация спортивной подготовки

Зачисление детей в спортивные школы зависит от вида спорта, а также возраста ученика. Минимальный возраст детей в зависимости от вида спорта определен в Санитарно-эпидемиологических требованиях к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения) СанПиН 2.4.4.1251-03 (приложение 2), утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.04.2003 № 27. Например, для занятий женской гимнастикой, художественной гимнастикой или фигурным катанием набор производится с шести лет, для занятий горнолыжным спортом, баскетболом, футболом, бадминтоном, спортивным ориентированием, спортивным туризмом или гольфом – с восьми лет.

При этом в отдельных случаях допускается прием детей с четырехлетнего возраста. Как определено п. 3.2 Методических указаний, условиями приема являются:

  • наличие письменного заявления одного из родителей (законного представителя) ребенка;
  • наличие образовательной программы, в которой изложена методика физического воспитания детей раннего возраста;
  • сохранение спортивной школой набора детей в группы начальной подготовки в возрастном диапазоне, рекомендованном образовательной программой;
  • наличие у тренера-преподавателя, привлеченного к работе с детьми раннего возраста, квалификационной категории или окончание им специальных курсов повышения квалификации.

Максимальный возраст учащихся – 18 лет (для учащейся молодежи – 21 год).

Спортивная подготовка осуществляется в несколько этапов.

1. Спортивно-оздоровительный. На данном этапе спортивная школа анализирует свою деятельность на основании следующих критериев:

  • стабильный рост общей физической подготовленности учащихся наряду с основами технических навыков в избранном виде спорта;
  • уровень освоения основ знаний в области гигиены и первой медицинской помощи, а также овладения теоретическими основами физической культуры и навыков самоконтроля.

Формирование спортивно-оздоровительных групп производится за счет вновь зачисляемых в спортивную школу учащихся, а также учащихся, не имеющих по каким-либо причинам возможности продолжать занятия на других этапах подготовки, но желающих заниматься избранным видом спорта.

2. Начальной подготовки. На данном этапе оцениваются:

  • стабильность состава учащихся, уровень потенциальных возможностей учащихся в избранном виде спорта;
  • динамика роста индивидуальных показателей физической подготовленности учащихся;
  • уровень освоения основ техники в избранном виде спорта.

В случае невозможности зачисления в группы начальной подготовки всех желающих отбор необходимо производить по результатам сдачи контрольных нормативов.

3. Учебно-тренировочный. Деятельность спортивной школы на данном этапе оценивается путем анализа:

  • состояния здоровья, уровня физической подготовленности учащихся;
  • динамики роста уровня специальной физической и технико-тактической подготовленности учащихся в соответствии с индивидуальными особенностями;
  • уровня освоения объемов учебно-тренировочных нагрузок, предусмотренных образовательной программой спортивной подготовки по избранному виду спорта;
  • выполнения нормативов массовых спортивных разрядов.

Отбор учащихся для прохождения учебно-тренировочного этапа производится из практически здоровых учащихся, прошедших необходимую начальную подготовку в течение не менее одного года, при условии выполнения ими контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке, установленных образовательными программами.

4. Спортивного совершенствования. На данном этапе анализируются:

  • уровень общего и специального физического развития и функционального состояния организма учащихся;
  • динамика спортивных достижений, результаты выступлений в официальных региональных и всероссийских соревнованиях;
  • зачисление воспитанников спортивной школы в УОР и ШВСМ.

Данная группа формируется из спортсменов, выполнивших нормативы спортивного разряда не ниже кандидата в мастера спорта России, по игровым видам спорта – не ниже первого спортивного разряда.

5. Высшего спортивного мастерства. Данный этап характеризуется:

  • стабильностью успешных результатов выступления во всероссийских и международных соревнованиях;
  • достижением результатов уровня сборных команд России.

Формирование группы высшего спортивного мастерства осуществляется за счет перспективных спортсменов, вошедших в основной или резервный состав сборной команды субъекта РФ и показывающих стабильные высокие результаты (на уровне норматива мастера спорта России).

Представим в таблице условия наполняемости каждой из групп.

Этап
подготовки

Период
обучения
(лет)

Минимальная наполняемость групп (чел.)

Максимальный количественный состав группы (чел.)

Максимальный объем учебно-тренировочной
нагрузки
(ч/нед.)


ДЮСШ (детско-юношеская спортивная школа) — вид образовательного учреждения дополнительного образования детей в СССР, России, стран СНГ, а также некотрых других стран Азии и Центральной Америки для подготовки юных спортсменов и приобщения к массовой физической культуре детей и молодёжи от 6 до 18 лет. Практически все отечественные олимпийские чемпионы и чемпионы мира и Европы (после 1917 года) делали свои первые шаги в спорте именно в ДЮСШ.

Содержание

История развития спортивных школ в СССР и России

После распада Советского Союза система детско-юношеского спорта в России переживает непростые времена, но сумела сохранить сеть детско-юношеских спортивных школ, в дополнении к которым были также созданы клубы физической подготовки (ДЮКФП).

В 2005 году в системе образования и Росспорта действовало более 4951 ДЮСШ и ДЮКФП, в том числе: в системе образования 2944 учреждений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности, из них: 1917 –ДЮСШ, 464 – СДЮШОР, 556 – ДЮКФП, 7 – центров физической культуры.

Только в ДЮСШ системы образования обучалось 2 млн. детей и юношей, в них было открыто свыше 13 тысяч отделений по 122 видам спорта. В учреждениях Росспорта обучалось нмногим более 1 млн. юных спортсменов.

Типология спортивных школ в России

Сегодня существуют три вида спортивных школ:

  • Детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ)
  • Специализированная детско-юношеская (спортивная) школа олимпийского резерва (СДЮ(С)ШОР)
  • Детско-юношеские спортивно-адаптивные школы.

Школы различаются также по:

  • формам собственности: государственные, муниципальные, общественных организаций.
  • видам спорта.

Спортивные школы в других странах

Советский опыт массового спортивного образования детей и юношества был освоен странами Восточной Европы, прежде всего в ГДР, где этому направлению внешкольной работы было уделено самое серьезное внимание. Возникли спортивные школы подобного типа в Китае, КНДР, Кубе, что позволило этим странам повысить уровень подготовки спортсменов мирового уровня и достичь высоких результатов на чемпионатах Мира и Олимпиадах. Сегодня заслуживает опыт развития спортивных школ для детей (особенно в раннем возрасте) в КНР, где существуют тысячи подобных школ, в том числе с полным пансионом.

Олимпийский комитет России и система спортивных школ

1 декабря 1989 года на учредительном съезде был принят устав Комитета, положения которого действуют и в наше время.
После распада Советского Союза, Россия получила статус автономного государства. Следовательно, перестал существовать и Олимпийский комитет СССР.

Олимпийское собрание России нового созыва выбрало 1го президента Всероссийского олимпийского комитета. Им стал В. Г. Смирнов.

В августе 1992 года ВОК переименовали в Олимпийский комитет России. В сентябре 1992 года 101 сессия мировых олимпийских игр оповестила о полном признании Олимпийского комитета России. Организация стала признанной мировым спортивным сообществом.

Перед Олимпийским Комитетом России стоят следующие задачи:
развитие олимпийского движения в стране,
поддержка спорта,
пропаганда физической культуры и спорта,

сотрудничество со средствами массовой информации,
повышение авторитета российского спорта на интернациональной арене,
защита интересов тренеров, спортсменов и спортивных судей.

Членами ОКР считаются 45 всероссийских федераций, 89 территориальных физкультурных и спортивных организаций, 19 федеральных ведомственных организаций, содействующих олимпийскому движению, и 12 Олимпийских академий. Для полного контроля над этими организациями в Олимпийском комитете сформированы соответствующие управления и подразделения.
Олимпийский комитет России постоянно увеличивает интернациональные спортивные связи со странами ближнего и дальнего зарубежья.

Главной формой подготовки спортивных резервов в России является система разнообразных детско-юношеских спортивных школ. Данная структура существовала с конца тридцатых годов 20 века.
Главным звеном системы выступают спортивные учебные заведения разных профилей. В 1998 году в России было сформировано 4635 спорт школ всех типов:
специализированные детско- юношеские спортивные школы олимпийского резерва (СДЮСШОР),
школы высшего спортивного мастерства (ШВСМ),
училища олимпийского резерва (УОР),
интернаты спортивного профиля.


Зимой 1999 года юниоры по хоккею с шайбой, завоевали первое место в мире на соревнованиях в Канаде. Этот успех подтвердил правильность выбранного направления.

Отличным результатом стала победа на Играх 26 Олимпиады в Атланте. За всю историю Олимпийских игр российскими спортсменами завоевано 483 золотые медали. Всего было награждено 1096 москвичей.


В 1988 году для результативного формирования спортивного резерва создана беспрецедентную спортивная организация МГФСО , которая уже через 10 лет привлекла более миллиона учащихся. С 1992 года Московское Городское Физкультурно-Спортивное Объединение учащихся (МГФСО) перестает проводить только организацию физического воспитания в учреждениях образования. МГФСО расширяет сферу деятельности и начинает проводить работу по высшему спортивному мастерству. Применяется высококвалифицированный подход к системе подготовки спортсменов высокого класса.

К 1997 году в России тренировалось более сорока семи тысяч спортсменов, которые входили в основной резерв сборных команд страны. Лучшим спортсменам страны предоставлялась возможность обучаться в 32-х учебных заведениях олимпийского резерва, созданных в 22х регионах России. Так же спортсмены могли поступить одну из в 64х школ высшего спортивного мастерства, действующих в 36ти регионах страны. В таких специализированных учебных заведениях тренировались и учились свыше 4х тысяч спортсменов высокого класса, из которых 30% становились кандидатами в сборные команды страны.

После раскола Советского Союза, в России удалось сохранить развития олимпийских видов спорта и остановить распад традиций. Ежегодно проводилось большое количество спортивных соревнований и спартакиад. В период с 1992 по 1999год успешно развивались зимние и летние виды спорта. Наши спортсмена блистали в плавании, спортивной и художественной гимнастике, тяжёлой атлетике, в восточных единоборствах и боксе. Российские спортсмены достойно представляли нашу Родину на крупнейших интернациональных соревнованиях.

В 1994 году на чемпионате Европы по лёгкой атлетике Россия завоевала 25 медалей, 10 из которых были высшей пробы. В этом чемпионате Россия стала явным лидером, сильно опередив Германию, оставшуюся второй.

В 1994 году отлично выступили на международной арене и баскетболисты, получив серебряный приз чемпионата мира в Торонто.
В 1995 году сборная команда по тяжёлой атлетике победила в командном зачёте на чемпионате мира в Гуаньчжоу. Лучшим из супертяжеловесов стал А. Чемеркин.


В 1996 году хорошо выступили представители России в зимних видах спорта. В 1999 году удачным стало выступление юниоров: они праздновали победу на Юношеском чеспионате мира в Канаде по хоккею с шайбой.

Хоккеистов поддержали фигуристы. На чемпионате Европы и чемпионате мира они завоевали золотые медали во всех видах программы.

В 1997 году значимым спортивным событием стала Спартакиада трудящихся. Претенденты на участие проходили жесткий отбор в течение 2 лет. Оргкомитет Спартакиады возглавлял председатель правительства РФ. В. С. Черномырдин. Результаты Спартакиады превзошли все самые оптимистические прогнозы. В июне 2000 года в Москве были проведены завершающие соревнования уже 2 ой Спартакиады.

в 1998 году в Москве прошли крупнейшие международные соревнования – Всемирные Юношеские Игры. При проведении Всемирных юношеских игр функции Исполнительной дирекции были поручены МГФСО. Соревнования не только продемонстрировали миру спортивные успехи молодежи, но и стали первой ступенью в создании юношеского Олимпизма.

Главной проблемой современного российского спорта была и остается проблема профессионализации. Данная тенденция циклична, она связана с некоторыми объективными условиями развития современного спорта.

Профессионализация спорта подразумевает длительный целенаправленный учебно-тренировочный процессы, а так же спонсирование. Для большого спорта характерна ранняя спортивная специализация. С раннего возраста спортсмены подвержены большими психологическим и физическим нагрузкам.


Чтобы подготовить спортсменов высшего класса, необходимы существенные материальные затраты со стороны государства. Постоянно выступающему спортсмену необходима материальная поддержка, ведь другого источника дохода по причине большой занятости спортом у него нет.
Причиной осложнения профессионализации спорта в России является формирование рыночной экономики.

Из-за слабой материальной базы отечественного спорта, недостаточного финансового обеспечения спортсменов высокого класса и тренеров, в 90 годы 20 века началось массовое подписание контрактов с зарубежными клубами, ассоциациями и другими организациями за рубежом.

С 1989 по 1990 год группа хоккеистов Союза Советских Социалистических Республик, дебютировала в Национальной Хоккейной Лиге США. Их численность составляла 10ть человек, а к 2001 году в зарубежных спортивных клубах оказались уже тысячи Российских спортсменов.


Крупные промышленные зарубежные фирмы начали спонсировать учебно-тренировочные сборы российских спортсменов, снабжали их необходимым инвентарём и оборудованием, а так же оплачивали участие в международных соревнованиях. Эта поддержка оказывалась в обмен на рекламу своей продукции.


Спорт - это важный социальный феномен, который пронизывает все уровни современного социума, оказывая большое воздействие на главные сферы жизнедеятельности общества. Спорт влияет на деловую жизнь, формирует моду, этические ценности, образ жизни людей. Действительно, спорт наделен мощной социальной силой.

Политики рассматривают его как национальное достояние, которое может сплотить общество единой национальной идеей.


Социологические опросы молодежи показывали, что спорт формирует первоначальное представление о жизни и мире. Именно в нем сильнее выражаются такие ценности, как достижение успеха, стремление быть лидером, побеждать не только соперника, но и самого себя.


Люди, которые прошли школу спорта, уверены: спорт помог им поверить в себя и в свои силы. Занятия спортом учат идти к своей цели. Уроки, усвоенные юными спортсменами в спортивном зале, как правило, помогают им в жизни. Многие спортсмены уверенны, что именно спорт вылепил из них человека и помог стать гармоничной личностью.

Ведь в спорте, как и в жизни, для достижения успеха необходимо владеть индивидуальными качествами: честолюбием, инициативой, трудолюбием, терпением.
Эффективность социализации зависит от того, насколько ценности спорта совпадают с ценностями общества и личности.


Говоря о положительных моментах социализации, нельзя не отметить негативные факты развития современного спорта, которые значительно повлияли на его ценности. Борьба за победу и медали привела к возникновению негативных явлений в спорте. Таких, как стремление к победе любой ценой (допинг, договорные матчи, подкуп судей).

Опасаясь за утрату светлых ценностей спорта, современное общество стремится вернуть ему принципы честной борьбы и конкуренции. Ведь по своему замыслу спорт, несмотря на неизбежное соперничество, гуманен. Он способствует развитию личности и сил организма. Именно ради спорта древние греки забывали о войне и заключали перемирие. На время Олимпийских игр. И в честном поединке определяли того, кто быстрее, вы, сильнее. В современном обществе на страже вечных ценностей спорта "Citius, altius, fortius" стоит Олимпийский комитет.

Читайте также: