Оценка эффективности деятельности образовательного учреждения начальной школы

Обновлено: 02.07.2024

Одним из инструментов повышения качества образования является создание эффективной системы оценки качества образования, которая способна выявить сильные и слабые стороны процесса образования и дать объективную оценку образовательной деятельности каждой образовательной организации.

Согласно законодательству органы управления образованием используют следующие методики оценочной деятельности в сфере образования [1, с.81]:

Оценка эффективности деятельности образовательных организаций ставит задачу – определить результат деятельности образовательных организаций. Для этого требуется разработать систему критериев, по которым возможно будет этот результат выявить и сформировать блок нормативных документов, целью которых является определение эффективности деятельности образовательной организации, ее педагогического коллектива и руководителя. Последний включает:

  • соответствие деятельности образовательной организации законодательству РФ в области образования;
  • кадровое обеспечение образовательного процесса;
  • обеспечение качества обучения и воспитания;
  • создание условий для внеурочной деятельности и дополнительного образования;
  • эффективное использование современных образовательных технологий в образовательном процессе;
  • реализация программы развития образовательной организации;
  • создание условий для сохранения здоровья обучающихся;
  • обеспечение комплексной безопасности и охраны труда в образовательной организации;
  • создание системы государственно-общественного управления образовательной организации.

Оценка осуществляется в баллах. Ее результаты отражаются в специальном оценочном листе, формируемом по каждому работнику за соответствующий период. В такой лист вносятся критерии эффективности работника, которые оцениваются определенным количеством баллов. Расчет стимулирующей выплаты педагогическим работникам определяется следующим образом [2]:

  • рассчитывается общее количество баллов по всем сотрудникам;
  • бюджетные средства, выделенные на стимулирующие выплаты педагогам, делятся на общее количество баллов;
  • величина 1 балла умножается на количество набранных каждым специалистом баллов.

Вклад руководителя бюджетного учреждения в его работу оценивает вышестоящий орган, в котором для этих целей разрабатывается свое положение о стимулировании.

Детальный анализ критериев эффективности работы образовательных организаций показал широкий спектр разнообразия закрепленных показателей. Однако сущностные характеристики деятельности образовательных организаций в целом оцениваются единообразно, парадоксальность оценочной деятельности в сфере образования выражается в том, что система образования выступает в качестве поставщика образовательных услуг, который сам себе задает стандарты, сам производит услуги и сам же их оценивает. По нашему мнению суждение об эффективности (неэффективности) деятельности образовательных организаций должно исходить от внешних к системе образования потребителей образовательных услуг. Например, показателем эффективности работы системы профессионального образования являются востребованность специалистов – выпускников образовательной организации, изменения на рынке труда. Еще одним методом оценки результатов деятельности образовательной системы является сравнение с показателями других образовательных систем.

Важным направлением развития нормативного регулирования по оцениванию деятельности образовательных организаций является локальное регулирование. Образовательные организации разрабатывают положения, регулирующие порядок распределения стимулирующей части заработной платы. В данный акт, как правило, входит раздел о критериях, показателях эффективности деятельности педагогических работников, но может быть принят отдельный акт, утверждающий только указанные критерии.

Таким образом, локальное регулирование по определению эффективности деятельности педагогического коллектива представляет весьма разнообразный набор показателей. Выборочный анализ локального регулирования показал, что сложилось три способа закрепления показателей эффективности деятельности педагогических работников [1, с.82]:

а) система показателей сбалансирована, учитывает инновационные подходы в образовательном процессе, стимулирует творческие методики преподавания, такие как:

  1. соблюдение трудовой дисциплины и надлежащее исполнение трудовых обязанностей;
  2. участие в методической работе и инновационной деятельности учреждения (участие в разработке учебно-методических, научно-методических публикаций, пособий, рекомендаций, а также в подготовке выступлений на конференциях и семинарах);
  3. участие в конкурсах профессионального мастерства, творческих лабораториях, экспериментальных группах;
  4. освоение программ повышения квалификации или профессиональной подготовки; использование новых эффективных технологий в процессе предоставления государственных услуг;
  5. удовлетворенность граждан качеством и количеством предоставленных государственных услуг (отсутствие обоснованных жалоб на качество их предоставления) и другие.

б) при оценке эффективности деятельности педагогов используется формальный подход, который предполагает распределение суммы не от количества и качества труда, а поровну или предвзятое отношение, когда руководитель занижает баллы молодым, начинающим педагогам, завышает педагогам со стажем;

в) при формировании перечня показателей эффективности наблюдается нацеленность на конъюнктурные интересы, львиная доля стимулирующих выплат направляется на рутинную административную работу. В указанный перечень могут быть включены показатели, не имеющие отношения к педагогической деятельности:

Анализ критериев и показателей эффективности деятельности образовательных организаций показал, что органы управления образованием различных уровней, а также образовательные организации при разработке локальных актов по данному вопросу не всегда учитывают требования, предъявляемые к выбору и разработке системы показателей оценки деятельности, основанные на подходе, разработанном для целей управления по конечным результатам и применяемом в практике бюджетирования, ориентированного на результат.

Согласно Методическим рекомендациям показатели должны в максимально возможной степени соответствовать представленным в таблице 1 требованиям [3].

Считаем, что при разработке критериев эффективности деятельности образовательных организаций целесообразно учитывать вышеперечисленные требования.

Мониторинг системы образования – эта форма оценки заключается в систематическом наблюдении за образовательными организациями, осуществляемом органами управления образованием.

Таблица 1 – Требования к показателям эффективности деятельности образовательных организаций

показатель (группы показателей) должен очевидным образом характеризовать прогресс в достижении цели или решении задачи и охватывать все существенные аспекты достижения цели или решения задачи;

погрешности измерения не должны приводить к искаженному представлению о результатах деятельности субъекта бюджетного планирования;

не допускается использование показателей, улучшение отчетных значений которых возможно при ухудшении реального положения дел, используемые показатели должны в наименьшей степени создавать стимулы для субъектов бюджетного планирования и подведомственных организаций к искажению результатов их деятельности;

способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе независимого мониторинга и оценки программы;

определение показателя должно обеспечивать одинаковое понимание существа измеряемой характеристики как специалистами, так и конечными потребителями услуг, включая индивидуальных потребителей, для чего следует избегать излишне сложных показателей;

получение отчетных данных должно производиться с минимально возможными затратами, применяемые показатели должны в максимальной степени основываться на уже существующих программах сбора информации;

выбор показателей следует осуществлять исходя из необходимости непрерывного накопления данных и обеспечения их сопоставимости за отдельные периоды и с показателями, используемыми для оценки прогресса в решении сходных (смежных) задач, а также с показателями, используемыми в международной практике;

Своевременность и регулярность

отчетные данные должны поступать со строго определенной периодичностью и с незначительным временным лагом между моментом сбора информации и сроком ее использования (для использования в целях мониторинга отчетные данные должны предоставляться не реже одного раза в год и, как правило, не более чем через два-три месяца после окончания отчетного периода);

показатели достижения цели не должны представлять собой объединение нескольких показателей, характеризующих решение отдельных относящихся к этой цели задач.

Мониторинг осуществляется на основе данных федерального статистического наблюдения, обследований, в том числе социологических, деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, информации, размещенной на официальных сайтах образовательных организаций в сети Интернет, информации, опубликованной в средствах массовой информации, а также информации, поступившей в органы государственной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления от организаций и граждан.

Мониторинг проводится органами местного самоуправления не реже 1 раза в год в соответствии с процедурами, сроками проведения и показателями мониторинга, устанавливаемыми указанными органами. Результаты проведенного анализа состояния и перспектив развития системы образования ежегодно публикуются на официальных сайтах органов местного самоуправления в сети Интернет в виде итоговых отчетов по форме, установленной Минобрнауки РФ, не реже 1 раза в год.

В перечень обязательной информации о системе образования, подлежащей мониторингу, входят:

    • сведения о развитии дошкольного образования;
    • сведения о развитии начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования;
    • сведения о развитии дополнительного образования детей и взрослых.

    Методика расчета показателей мониторинга системы образования утверждена приказом Министерства образования и науки Российской Федерации№ 657 от 11.06.2014 года.

    В результате образовательные организации, реализующие программы начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования оцениваются по 36 показателям [4].

    Считаем, что при сопоставлении данных перечня обязательной информации о системе образования, подлежащей мониторингу, и направлений разработки показателей эффективности деятельности образовательных организаций показывает, что при обеих процедурах анализу подлежит практически тот же объем информации, с немногими отступлениями. Так, при мониторинге анализируется уровень доступности, содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса по образовательным программам, кадровое обеспечение общеобразовательных организаций, материально-техническое и информационное их обеспечение, условия получения начального общего, основного общего и среднего общего образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами, результаты аттестации обучающихся, состояние здоровья обучающихся, здоровьесберегающие условия, финансово-экономическая деятельность общеобразовательных организаций, создание безопасных условий при организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях.

    Достоинство данной методики в том, что результаты показателей мониторинга эффективности деятельности системы образования позволяют определить зоны, требующие приоритетного внимания, сформировать перечень мероприятий по повышению результативности, а также выявить внутренние ресурсы для повышения качества и объема предоставляемых населению образовательных услуг.

    Информация, накапливаемая в системе мониторинга, может использоваться для идентификации проблем в обучении, связанных с недостатками в методах преподавания, искажениями в пропорциях учебных планов, просчетами авторов школьных учебников и др. Она помогает оценивать последствия инноваций в образовании, осуществляемых в государстве, регионе, районе или внутри отдельной организации. Данные мониторинга мотивируют руководство к улучшению своей деятельности и способствуют повышению ответственности за результаты образовательного процесса. Сбор обширного количества данных и накопление описательной (дескриптивной) статистики не только важны для образования, но и имеют политический смысл.

    Статистика, описывающая состояние системы образования, может использоваться для демонстрации потребности в образовательных реформах, служить доказательством плохой работы предыдущего управленческого состава в образовании или показывать преимущества проводимых в государстве реформ.

    Манипулирование данными мониторинга становится затруднительным, если они сравниваются с некоторыми стандартными количественными критериями или нормами выполнения тестов, установленными на уровне школы, района или региона. Подобное сопоставление будет давать обоснованные результаты при условии статистической коррекции данных мониторинга с учетом дополнительных факторов, выравнивающих показатели каждой школы относительно средних показателей по району.

    Проведение НОК УОД образовательных организаций, подведомственных департаменту образования администрации города Братска (далее – муниципальные образовательные организации), осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки России по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций от 14.10.2013 и от 01.04.2015, а также методическими рекомендациями Минобрнауки России по расчету показателей НОК УОД организаций, осуществляющих образовательную деятельность, от 15 сентября 2016 года № АП 87/02вн.

    НОК УОД муниципальных образовательных организаций осуществляется в трех направлениях:

    1. проведение экспертной оценки их деятельности специалистами министерства образования;
    2. организация социологических опросов в информационных системах;
    3. проведение социологических опросов членами общественного совета при департаменте образования.

    Методические рекомендации по расчету показателей независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность утверждены Министерством образования и науки РФ 15 сентября 2016 г. № АП-87/02вн. В соответствии с приказом № 1547 НОКО проводится по 16 показателям; 11 из 1-й и 2-й групп показателей оцениваются в баллах по шкале от 0 до 10, 5 показателей из 3-й и 4-й групп – как доля (проценты) удовлетворенных качеством образовательной деятельности, соответственно, в пределах значений от 0 до 100.

    Таблица 1.11 – Критерии и показатели НОК УОД

    По значениям исходных показателей производится расчет интегрального и среднего (нормированного) интегрального показателей, определяющих оценку организации в целом. Расчет обоих показателей производится по данным анкет, одна из которых заполняется работником организации - оператора на основании данных, размещенных на официальном сайте обследуемой образовательной организации либо другой опубликованной официальной информации, вторая собирается организацией-оператором посредством анкетирования участников образовательного процесса, проводимого любым способом (очное либо заочное анкетирование, размещение анкеты в открытом доступе в сети интернет).

    По значению интегрального показателя определяется рейтинг организации внутри региона, по среднему значению интегрального показателя – оценка рейтинга региона среди всех субъектов Российской Федерации.

    Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности организациями проводится общественными советами по независимой оценке качества не чаще чем один раз в год и не реже чем один раз в три года в отношении одной и той же организации.

    На основе результатов независимой оценки могут формироваться рейтинги организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Руководители организаций, осуществляющих образовательную деятельность, несут ответственность за непринятие мер по устранению недостатков, выявленных в ходе независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности. Результаты оценки не влекут за собой приостановление или аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности, приостановление государственной аккредитации или лишение государственной аккредитации в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

    Таким образом, методики оценки эффективности образовательной деятельности, преследуют конкретную цель – ввести не просто оценочные показатели деятельности управленческих органов, а предусмотреть возможность выявления, устранения и недопущения недостатков в их деятельности. Кроме того, проведение анализа результатов оценки эффективности деятельности региональных и муниципальных органов должно побуждать вышестоящие органы не прибегать к мерам поощрения или взыскания, а принимать меры, в том числе правового регулирования, направленные на обеспечение повышения не только качества жизни граждан Российской Федерации, но и качества управления системой образования в Российской Федерации.

    Таким образом, можно сказать, что методики оценки эффективности деятельности образовательной системы, преследуют конкретную цель – возможность выявления, устранения и недопущения недостатков в их деятельности.

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Последнее время мы часто говорим, что нашему российскому обществу нужны образованные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, инициативные и самостоятельные. А ведь в появлении самостоятельности, инициативности и ответственности особое значение имеет умение оценивать свою деятельность. А важно это умение формировать с первого класса.

    «Организация эффективной

    контрольно-оценочной

    деятельности в начальной школе

    В соответствии с Положением о Министерстве образования и науки Российской Федерации,

    с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, Утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. №280, пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. №142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, ст. 1110).

    И руководствуясь федеральными и региональными документами ,

    система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее — система оценки) представляет собой один из инструментов реализации Требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и направлена на обеспечение качества образования.

    Нет и скорее всего не будет единой системы ОКО т.к согласно Ст. 15 п. 3 Закон РФ " Об образовании"

    " Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации
    обучающихся"

    Последнее время мы часто говорим, что нашему российскому обществу нужны образованные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, инициативные и самостоятельные. А ведь в появлении самостоятельности, инициативности и ответственности особое значение имеет умение оценивать свою деятельность. А важно это умение формировать с первого класса.

    Федеральный государственный стандарта НОО требует переосмысления педагогической деятельности вообще и оценочной практики в частности. Система оценивания занимает особое место в ФГОС.

    Так, входя в состав универсальных учебных действий, оценка и контрольно-оценочная деятельность в целом выступает как самостоятельный элемент содержания образования, который необходимо формировать и развивать

    Оценивание – очень объемное понятие: оно включает в себя и процесс, и результат работы. Существует несколько трактовок этого понятия.

    Оценивание – это определение позитивных и негативных моментов деятельности.

    Оценивание – это контроль качества образования.

    Оценивание – это инструмент, позволяющий определять развитие, прогресс в преподавательской деятельности.

    Оценивание – это способ коррекции деятельности обучаемых, с помощью которого учитель определяет уровень подготовленности ученика.

    Оценивание – это взгляд на свои действия и поступки, результаты своей деятельности.

    Правила новой технологии оценивания

    Оценивается любое, особенно успешное действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, т.е. умения по использованию знаний.

    Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка +самооценка).

    За каждую учебную задачу или группу заданий, показывающих овладение отдельным умением, ставится отдельная отметка.

    За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как в процессе овладения умениями и знаниями по теме он имеет право на ошибку. За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметки ставятся всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать.

    Комплексный подход к оценке результатов образования

    Сочетание внешней и внутренней оценки

    Опора на самооценку обучающихся и др

    Каковы же особенности системы оценки достижения планируемых результатов в школе

    Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных. Количественная и качественная характеристика личностных, предметных, метапредметных результатов за прошедший учебный год отражается в итоговом оценочном листе , который заполняется в двух экземплярах (1 экземпляр – личное дело ученика; 2 экземпляр – на руки родителям).

    Контроль и оценка метапредметных и личностных результатов.

    Главное средство контроля – специальные диагностические работы:

    -задания по отдельным универсальным действиям;

    -комплексные задания, требующие одновременного применения различных УУД.

    Дополнительные средства контроля метапредметных и личностных результатов это - педагогические наблюдения отдельных, прежде всего коммуникативных УУД;

    -экспертная оценка по результатам многолетних наблюдений за деятельностью ученика (учитель, педагог- воспитатель, психолог);

    . Содержательный контроль и оценка учащихся должны быть направлены на выявление индивидуальной динамики развития школьников (от начала учебного года к концу, от года к году) с учетом личностных особенностей и индивидуальных успехов учащихся за текущий и предыдущий периоды.

    Динамика развития метапредметных и личностных результатов учащихся фиксируется учителем совместно со школьным психологом на основе диагностических работ, проводимых в течение учебного года.

    Контроль и оценка предметных результатов обучения

    -Содержательный контроль и оценка знаний и умений учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми.

    Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются:

    стартовые и итоговые проверочные работы;

    тестовые диагностические работы;

    текущие проверочные работы;

    наблюдение за самостоятельной работой учащихся;

    рефлексивные сочинения и анкетирование учащихся;

    публичное предъявление (демонстрация) достижений ученика за год.

    Критерии оценивания учебных достижений учащихся должны быть однозначными и предельно четкими и описывать конкретные результаты, которые могут быть продемонстрированы учеником в процессе оценки и которые явно свидетельствуют о достижении планируемых результатов освоения образовательной программы. Они должны дифференцировать результаты деятельности учащегося на базовом и повышенном уровнях. Они также должны описывать результаты деятельности учащегося, достаточные для принятия решения о достижении данного (базового или повышенного) уровня овладения учебным материалом.

    Оформляется алгоритм самооценки из 4 основных и 2 дополнительных пунктов: 1) В чём заключалось задание? 2) Удалось получить результат? 3) Полностью правильно или с ошибкой? 4) Полностью самостоятельно или с помощью? (далее – кроме 1-го класса) 5) По каким признакам мы различаем оценки и отметки? 6) Какую сам поставишь себе отметку?

    Время для развития умения самооценки.

    1-й шаг. Выбрать урок, на котором будет использован только МИНИМУМ содержания учебного материала. Время, отводимое на весь материал, использовать на выработку у учеников умения самооценки.

    2-й шаг. Проектируя данный урок, выбрать этап (проверка изученного или изучение нового) для использования алгоритма самооценки.

    3-й шаг. Выбрать простое задание, после выполнения которого одному из учеников будет предложено публично оценить свой результат по алгоритму самооценки (опорный сигнал).

    Самооценка ученика (на основе словесной характеристики) должна предшествовать оценке учителя..

    Основной функцией самооценки и самоконтроля на начальном этапе обучения является определение учеником границ своего знания-незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые еще предстоит решить в ходе осуществления учебной деятельности

    Критерии определения уровня овладения основными знаниями, умениями и навыками:

    самый высокий уровень – 95 -100%

    высокий уровень – 75 – 94 %

    средний уровень – 50 – 74 %

    ниже среднего – 30 – 49 %

    низкий уровень – менее 30 %.

    Все виды контрольно-оценочных работ по учебным предметам оцениваются следующим образом:

    сначала оценивается выполнение всех предложенных заданий, определяется сумма баллов, набранная учащимися по всем заданиям, и переводится в процентное отношение к максимально возможному количеству баллов, выставляемому за работу.

    Задача учителя поднять обучающегося на более высокий уровень успешности, а для этого нужно

    Формировать уровни успешности.

    СОКО включает в себя Права и обязанности субъектов контрольно-оценочной деятельности

    Между учителями, учащимися, родителями учащихся и администрацией школы необходимо строить равноправное сотрудничество. Каждый из участников такого сотрудничества имеет право, прежде всего, на самооценку своей деятельности, на свое особое аргументированное мнение по поводу оценки одного субъекта деятельности другим.

    Права и обязанности учащихся

    Учащиеся имеют право:

    предъявлять на оценку свою работу учителю;

    на аргументированную собственную оценку своих достижений и трудностей;

    на самостоятельный выбор сложности и количества проверочных заданий;

    на оценку своего творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни;

    представить результаты своей деятельности в форме "портфеля достижений" своих достижений и публично их защитить;

    на ошибку и время на ее ликвидацию.

    по возможности проявлять оценочную самостоятельность в учебной работе;

    овладеть способами оценивания, принятыми в школе;

    иметь специальные тетради ("Мои достижения…, "Мои открытия", для самостоятельных работ, для стартовых и итоговых работ), в которых бы отражалась контрольно-оценочная деятельность ученика.

    Права и обязанности учителя:

    Учитель имеет право:

    - имеет свое аргументированное оценочное суждение по поводу работы учащихся;

    - оценивать деятельность учащихся на основе совместно выработанных критериев оценки данной работы;

    - обращаться за помощью к психологу, родителям;

    - выносить предложения на обсуждение педагогического совета, методического совета;

    - оценивать деятельность учащихся после совместно выработанных критериев оценки данной работы.

    Учитель обязан:

    - соблюдать правила оценочной безопасности;

    - работать над формированием самоконтроля и самооценки у учащихся;

    - оценивать не только знания, умения и навыки по предметам, но также уровень развития и степень проявления творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни с помощью способов качественного оценивания;

    - вести учет продвижения учащихся в классном журнале не только в знаниях, умениях и навыках, но и в развитии учащихся;

    - доводить до сведения родителей достижения и успехи учащихся;

    - аргументировано оценивать учащихся относительно их собственных возможностей и достижений.

    Права и обязанности родителей

    Родитель имеет право:

    - знать о принципах и способах оценивания в данной школе;

    - соблюдать правила оценочной безопасности;

    - на получение достоверной информации об успехах и достижениях своего ребенка;

    на индивидуальные консультации с учителем по поводу проблем, трудностей и путей преодоления их у своего ребенка.

    Родитель обязан:

    - соблюдать такт по отношению к ребёнку и учителю;

    - информировать учителя о возможных трудностях и проблемах ребенка, с которыми родитель сталкивается в домашних условиях;

    - посещать родительские собрания, на которых идет просветительская работа по оказанию помощи в образовании их детей.

    Принципы СОКО

    Для того, чтобы контрольно-оценочная деятельность была эффективной , ее необходимо строить на основе следующих общих принципов:

    - Оценивание является постоянным процессом. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.
    - Оценивание может быть только критериальным.Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
    - Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка.
    - Оценивать можно только то, чему учат.
    - В оценочной деятельности должен реализоваться заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса.В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.
    - В оценочной деятельности отдаётся приоритет самооценке школьника;
    - Соблюдение принципа объективности оценки;
    - Соблюдение принципа открытости процедуры и результатов оценки;
    - Комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
    - Оценка динамики образовательных достижений младших школьников;

    При оценке работы ребенка особое значение придается:

    Упорству, старанию, труду;

    Личной позиции ученика;

    Возможностям ребенка достичь большего результата.

    Следует поощрять в ребенке:

    Смелость ума, умение сомневаться, способность идти на разумный риск;

    Готовность защищать свою точку зрения;

    Творческий подход; пытливость, любознательность;

    Самоконтроль, способность оценить свою работу;

    Стремление находить и исправлять свои ошибки.

    Закончить свое выступление хочу словами Н. Островского

    Оценка – это правильное
    кровообращение,
    без нее неизбежны застой и
    болезненные явления.
    Н. Островский

    Во все периоды развития общества происходящие процессы требовали оценки. Для успешной и эффективной деятельности оценка так же необходима, как и правильное кровообращение для полноценного функционирования организма. Любая деятельность, чтобы человек мог в ней совершенствоваться, нуждается в оценке. Именно поэтому правильно организованное оценивание является важнейшим компонентом любой модели обучения.

    Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

    Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

    Последнее время мы часто говорим, что нашему российскому обществу нужны образованные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, инициативные и самостоятельные. А ведь в появлении самостоятельности, инициативности и ответственности особое значение имеет умение оценивать свою деятельность. А важно это умение формировать с первого класса.

    Введение федерального государственного стандарта НОО требует переосмысления педагогической деятельности вообще и оценочной практики в частности. Система оценивания занимает особое место в новых ФГОС.

    Так, входя в состав универсальных учебных действий, оценка и контрольно-оценочная деятельность в целом выступает как самостоятельный элемент содержания образования, который необходимо формировать и развивать.

    Что такое оценивание?

    Оценивание – очень объемное понятие: оно включает в себя и процесс, и результат работы. Существует несколько трактовок этого понятия.

    Оценивание – это определение позитивных и негативных моментов деятельности.

    Оценивание – это контроль качества образования.

    Оценивание – это инструмент, позволяющий определять развитие, прогресс в преподавательской деятельности.

    Оценивание – это способ коррекции деятельности обучаемых, с помощью которого учитель определяет уровень подготовленности ученика.

    Оценивание – это взгляд на свои действия и поступки, результаты своей деятельности.

    Оценивание может осуществляться по-разному:

    В виде количественного показателя (чаще всего связанного с объемом усвоенной информации):
    – отметка;
    – результаты теста в баллах.

    В виде качественного показателя:
    – словесные высказывания о процессе и результате работы;
    – эмоциональная реакция.

    В чем суть правил новой технологии оценивания?

    Оценивается любое, особенно успешное действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, т.е. умения по использованию знаний.

    Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка +самооценка).

    За каждую учебную задачу или группу заданий, показывающих овладение отдельным умением, ставится отдельная отметка.

    За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как в процессе овладения умениями и знаниями по теме он имеет право на ошибку. За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметки ставятся всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать.

    Очень важно начинать применять приемы оценочной деятельности с первого класса, несмотря на то, что в данный период учитель находится в условиях безотметочного обучения.

    Приемы оценочной деятельности, используемые на уроке при безотметочном обучении :

    Учащиеся отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше. Дать свою оценку данному виду работы могут и родители.

    Увидеть свои успехи

    Соотносить свою оценку с оценкой учителя, родителя

    Удерживает учебную функцию оценки

    Помогает избежать сравнения детей между собой

    Приемы формирования самооценки делятся на письменные, комплексные, вербальные.

    В связи с тем, что в условиях ФГОС предъявляются особые требования к включению самих учащихся в контрольно-оценочную деятельность,ребята должны приобрести навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии) и стать в процессе оценивания равноправными “партнерами” учителя, то есть, в частности, нести ответственность за свои достижения, уметь их оценивать самостоятельно.

    К письменным приемам можно отнести дневник или журнал добрых дел . В именной тетради каждому школьнику пишут благодарности, поздравления, “ теплые слова”, комплименты. Лучше всего, если работу над тетрадью начнет классный руководитель, который напишет благодарность за хорошую работу по уборке класса, пришкольной территории, участие в мероприятии и т.д. Одноклассникам первое время предлагают дополнить тетрадь добрыми словами за какие-либо дела, успехи или просто так. Периодически эту тетрадь можно предлагать родителям на родительских собраниях для дополнительных благодарных слов своим детям (можно и друзьям детей в их тетрадях). Данная тетрадь станет отличным подарком выпускнику, а журнал – частью летописи класса.

    К комплексным можно отнести игру “Мы оба похожи…”. Сидящие в парах молча и внимательно смотрят друг на друга, после чего в своей тетради (или на листочке) пишут пять признаков, которые присущи и тому, кто пишет и партнеру по игре. Признаки могут быть о внешности, чертах характера, учебных успехах и др. После этого партнеры обмениваются записями. В случае совпадения признаков – возможно установление понимания или принятия партнера (эмоциональная связь), в случае несовпадений – каждый получает по 10 комплиментов, так как в записях чаще всего отмечаются именно положительные качества и свойства.

    Вербальные оценки могут играть доминирующую роль в формировании самооценки ученика. Это связано с тем, что эти оценки эмоционально окрашены, более доходчивы до учащихся. Можно проводить такие игры: “Горячий стул” (на стул приглашается один человек из класса, каждый из присутствующих говорит ему одним или двумя словами комплимент); “Я хороший потому, что …” (Ребята в парах по очереди называют друг другу 10 своих положительных качеств. Правила: сначала один говорит о себе, а другой считает, затем наоборот. Второй не должен повторяться.)

    В процессе диалога “Учитель – ученик” можно использовать следующие методические приемы формирования оценочной деятельности :

    В начале урока совместно с детьми выясняется, какие важные проблемы предстоит решить;


    Choosing a school is one of the most important decisions for the parents who take care of their children’s future. The most reasonable approach implies the analysis and subsequent school evaluation which will give a clear vision of the quality of educational services. This article focuses on criteria for the objective school evaluation which takes into account a variety of educational aspects.

    Key words: effectiveness of education, multilateral evaluation of the school effectiveness

    Школьное образование является одной из важнейших ступеней формирования личности человека, поскольку закладывает фундамент, который является основополагающим для её дальнейшего развития. Качество образования, предлагаемого школой, может значительно повысить вероятность достижения успеха учащегося в жизни, ведь внушительный багаж знаний и умений, высокий уровень эрудированности и широкий кругозор позволят расширить круг возможностей для самореализации, как личностной, так и профессиональной. Этим объясняется ответственное отношение родителей к выбору школы для ребёнка, которое проявляется в виде тщательного поиска учебного заведения, которое сможет максимально эффективно осуществить всестороннее развитие личности учащегося, раскрытие его потенциала, а также подготовить его к экзаменам, необходимым для окончания полного среднего образования, а также продолжения обучения в высших учебных заведениях.

    Изначально выбор школы был основан преимущественно на территориальной близости к дому, однако впоследствии этот фактор перестал быть решающим, поскольку более приоритетным оказалось качество предлагаемых образовательных услуг. В связи со сложившимся мнением о необходимости получения высшего образования в последние годы наблюдается тенденция выбора школы в зависимости от уровня результатов ЕГЭ — Единого Государственного Экзамена. ЕГЭ является важным завершающим этапом российского среднего образования и неотъемлемой частью процесса поступления в высшие учебные заведения. Баллы, полученные на экзамене, свидетельствуют об уровне подготовки школьника, полностью завершившего школьный курс обучения, а также определяют шанс поступления в выбранный ВУЗ на выбранную специальность. Поскольку получение высшего образования в престижном учебном заведении является важным атрибутом как для будущей личностной и профессиональной реализации, так и для успешного трудоустройства, значимость ЕГЭ сильно возрастает и для учащихся, и для их родителей. Вследствие повышенного внимания к экзамену, к школам стали предъявляться требования качественной подготовки учащихся к сдаче итоговых экзаменов, и в дальнейшем оценка деятельности школ сместилась в сторону ЕГЭ — эффективность школы во многом стала определяться высокими баллами учащихся. Но правильно ли это? [1]

    На что же нужно обращать внимание при составлении процедуры оценивания школ? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно провести комплексный многосторонний анализ школьного учебного процесса, внеучебной деятельности, связанной со школой, а также оценить уровень инфраструктуры и технического отношения. Для данного анализа можно выделить 5 групп показателей: [3]


    Рис. 1. Группы показателей оценки школ

    Первая группа показателей иллюстрирует один из наиболее важных критериев эффективности школ — образовательные достижения учащихся, служащие приятным дополнением к процессу обучения и дополнительным конкурентным преимуществом.

    Вторая группа фокусируется на построении учебного процесса, его особенностях. Третья — на качестве образования, являющимся одним из главных ориентиров для родителей и детей при выборе учебного заведения.

    Далее следует четвертая группа, характеризующая внеучебную деятельность, которая помогает учащимся получать знания, расширяющие кругозор и стимулирующие мышление; приобщаться к спорту, искусству и туризму; получить ценный опыт за пределами школьной парты.

    В приведённой ниже таблице можно увидеть перечни факторов, так или иначе отражающих эффективность школ и разделенных на указанные выше группы:

    Таблица 1. Факторы, отражающие эффективность школ

    Образовательные достижения

    Построение образовательного процесса

    Качество образовательных услуг

    Построение внеучебного воспитательного процесса

    Ресурсное обеспечение

    • Спецкурсы, дающие возможность успешно участвовать в олимпиадах
    • Гранты и награды, полученные школами
    • Получение наград, грантов или стипендий учащимися
    • Количество людей в классе (зависимость между количеством учащихся и временем, уделяемым каждому ученику)
    • Применение индивидуального подхода к каждому ученику; проведение дополнительных занятий при необходимости
    • Широкий спектр предметов и дисциплин по выбору для всестороннего развития учащегося
    • Сильный преподавательский состав из заинтересованных и мотивированных учителей
    • Качественное преподавание и доступное объяснение предмета
    • Углубленное изучение определенных предметов, что дает преимущество как при поступлении, так и в жизни
    • Выполнение творческих заданий, позволяющих учащимся проявить свой творческий потенциал и креативность мышления
    • Выражение социальной стороны школы — проведение мероприятий и праздников
    • Направленность на культурное развитие — проведение экскурсий, показ образовательных фильмов, выезды в исторические места
    • Ведение проектной деятельности (конференции, проекты, волонтерство)
    • Наличие развитой инфраструктуры
    • Качество ремонта в помещении
    • Техническое оснащение — компьютерная техника, мультимедиа, электронные ресурсы
    • Сотрудничество школы с ВУЗами или с международными партнерами
    • Наличие инноваций — новейших методических разработок, методик преподавания

    Чтобы получить достоверную оценку эффективности школы, требуется составить собственную шкалу оценки для каждой группы показателей. Такая оценка будет являться объективным и многогранным результатом анализа и оценки ее деятельности, поскольку в нее заложены всевозможные проявления всех аспектов школьной жизни.

    Итак, существует несколько направлений, позволяющих произвести оценку эффективности школы. С одной стороны, оценка школы осуществляется на основе уровня баллов за Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ) по тем предметам, которые необходимы для поступления в высшее учебное заведение на выбранное направление профессиональной подготовки, однако следует учитывать, что не всегда высокий средний экзаменационный балл — заслуга школьной подготовки. С другой стороны, существует ряд критериев, включающий в себя как построение образовательного процесса, так и его ресурсное оснащение, позволяющее расширить границы привычного обучения, а также повысить его качество. Также объективной оценке должна присутствовать и социальная сторона, поскольку здоровый климат в образовательной среде благоприятно скажется на процессе обучения.

    1. Осетрова В. В. Оценка эффективности школы: противоречия в подходах // Управление образованием — Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург. — 2012. — с. 11–15;
    2. Боченков С. А., Вальдман И. А. Интерпретация и представление результатов ЕГЭ: проблемы и возможные решения // Вопросы образования. — 2013. — № 3. — с. 6–27;
    3. Авраамова Е. М., Клячко Т. Л., Логинов Д. М. Эффективность школы — позиция родителей // Вопросы образования. — 2014. — № 3. — с. 118–134.

    Основные термины (генерируются автоматически): выбор школы, группа показателей, школа, образовательный процесс, эффективность школ, внеучебная деятельность, экзамен, ученик, учебное заведение, учащийся, углубленное изучение, техническое оснащение, социальная сторона, процесс обучения, качество образования, качественное образование, Единый Государственный Экзамен, высшее образование.

    Читайте также: