Проект процесса обучения в доу

Обновлено: 07.07.2024

В соответствии с постоянно повышающимися требованиями, которые нам диктует современная жизнь и которые заложены в Законе РФ “Об образовании”, национальной доктрине образования в РФ и концепции модернизации российского образования, образовательное учреждение (независимо от того, по каким программам строит образовательный процесс) обязано:

● обеспечить индивидуализацию для каждого ребенка;

● обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;

● реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений;

● помнить, что ребенок - активный участник педагогического процесса;

● привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и формам деятельности, учитывая их социальный опыт;

● обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей.

Поэтому российские дошкольные образовательные учреждения активно перестраивают собственную работу в соответствии с новым регламентирующим документом – Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (ФГОС).

В этой связи, перед нами, воспитателями становится задача - воспитание личности, способной встраиваться в социум, позитивно вести себя в нем, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, обдумывать и принимать самостоятельные решения. Ведь современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 15-20 лет назад, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания.

Все эти требования можно реализовать лишь при одном условии - изменить организацию педагогического процесса в ДОУ, путем выбора наиболее эффективных средств обучения и воспитания, что требует широкого внедрения в педагогический процесс инновационных и альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение , которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектов .

Что такое проект?

Термин “проект” был позаимствован из классического латинского языка, в котором оно изначально означало “выброшенный вперёд”, “выступающий”, “бросающийся в глаза”.

По определению американского педагога, основоположника метода проектов, Уильяма Херда Килпатрика, проект - это всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью.

Что такое метод проектов?

Метод проектов – педагогическая технология, направленная на обучение детей проектной деятельности.

Проектная деятельность индивидуального и коллективного субъект а – это (соответственно) индивидуальная или групповая (коллективная) деятельность, направленная на достижение поставленной цели - решение конкретной проблемы, значимой для участников проектной деятельности и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Суть метода проектов в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность.

Проект - это модель трех вопросов:

Что мы хотим узнать?

Что нужно сделать, чтобы узнать это?

Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе “делания”. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им. Ведь с самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые. Всем хорошо известно, что детей называют “почемучками”. Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы - ему помогают педагоги, родители.

Для чего нужен метод проектов?

Является одним из методов развивающего обучения , так как в его основе лежит развитие познавательных интересов детей.

Именно проекты способны увязать не слишком веселый образовательный процесс с реальными событиями, которые время от времени происходят в жизни ребенка, что привлекает и может заинтересовать даже самого непоседливого малыша.

Позволяет развивать систему продуктивного взаимодействия участников проекта.

Проектная деятельность в ДОУ позволяет превратить любой коллектив в сплоченную команду, члены которой смогут сообща работать над решением даже самых сложных и нетривиальных задач. В таких условиях каждый ребенок может почувствовать себя нужным, заинтересованным в выполнении важной задачи.

Происходит формирование субъективной позиции ребенк а, раскрывается его индивидуальность, творческие способности, логическое мышление

Повышается компетентность педагога .

Классификация проектов:

В настоящее время проекты могут классифицироваться по признакам:

а) по составу участников:

групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный и пр.

в) доминирующему в проекте виду деятельности:

- игровые проекты . Дети входят в образ персонажа, и в игровой форме решают поставленные проблемы.

Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных геро­ев с целью воссоздания различных социальных или деловых от­ношений через игровые ситуации. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Пример, сюжетно-ролевая игра.

г) по характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект);

д) по срокам реализации:

- краткосрочными (одно или несколько занятий – 1-2 недели);

- средней продолжительности (2-3 месяца);

- долгосрочные (на учебный год).

Этапы работы над проектом:

I этап - целеполагание, проблема

На рассмотрение и обсуждение детей выносится проблема, которую предлагается разрешить в результате совместной деятельности или выдвигается гипотеза, которую необходимо подтвердить.

I I этап - разработка совместного плана по достижению цели

(гипотеза-это и есть цель проекта)

Выясняется, что дети уже знают по теме проекта. Что они хотят узнать. Как найти ответы на интересующие вопросы. Исходя из полученных результатов, планируются формы работы, которые позволят разрешить поставленные вопросы: чтение книг, наблюдение, обращение к родителям, опыты, экскурсии, эксперименты и т.д.

I I I этап - поиск и накопление материала

Поиск информации, источников получения информации, опросы, обращение к специалистам, родителям, оборудование и материалы, с которыми предстоит работать.

I V этап - практический, реализация проекта

Важно помнить, что проектно-исследовательская деятельность в ДОУ должна активно использовать не только творческий метод познания. Очень важны эксперименты, практические задания, проблемные ситуации, практически полезные дела, в ходе которых ребенок получает бесценный опыт, который пригодится ему и в дальнейшей жизни.

Вообще, уникальность проектного метода состоит в том, что он способствует разностороннему развитию личности обучаемого: ребенок становится цельной, всесторонне развитой личностью с хорошо развитой самооценкой и умением отвечать за все свои действия.

V этап – презентация

Заканчивается проектная деятельность организацией презентации по пройденной теме. В ходе данного мероприятия отлично раскрывается творческий потенциал каждого дошкольника, а также находят практическое применение все сведения, которые дети получили в ходе работы над проектом.

Презентация может проходить в разных формах, но результаты должны быть видимыми:

выставки, альбомы, газеты, мини-музеи, фотовыставки, коллекции, праздники, видеофильмы и пр.

Легко запомнить этапы проекта это пять П, пять пальцев на руке:

Но фактически у каждого педагога, организующего проект в ДОУ, должно быть шестое "П" проекта - это его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, конспекты и прочие методические материалы, использованные в ходе проектной деятельности.

Особенности организации проектной деятельности с дошкольниками:

Дети 3-5 лет:

Дети 5-6 лет:

К этому возрасту дети уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

Дети 6–7 лет:

Значительно увеличивается доля самостоятельной деятельности детей. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.

● педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка (детей);

● вовлекает дошкольников в решение проблемы;

● намечает план движения к цели (совместно с детьми и (или) родителями, поддерживает интерес детей и родителей);

● обсуждает план реализации проекта на родительском собрании (при трудоемкости проекта);

● обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;

● вместе с детьми и родителями осуществляет работу по планированию проекта;

● собирает информацию, материал;

● организует занятия, игры, наблюдения, экскурсии (мероприятия основной части проекта),

● предлагает задания для самостоятельной работы родителям и детям;

● поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);

● организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми;

● подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы);

● консультирует участников проекта на всех этапах его реализации.

Примерная структура оформления педагогами отчёта о проведённом проекте в ДОУ

Титульный лист - название проекта, тип проекта, временные рамки проекта, автор проекта.

Тема проекта и ее происхождение, актуальность.

Цель и задачи проекта.

Системная паутинка по проекту.

Перечисляются все виды детской деятельности и формы совместной деятельности в ходе проекта. Все они распределяются по образовательным областям, п.2.6. ФГОС ДО:

Также в системной паутинке указываются формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами в ходе проектной деятельности, формы совместной деятельность в рамках проекта во время режимных моментов.

Ожидаемые результаты проекта: для детей, для педагогов, для членов семьи.

Краткое содержание проекта: по всем пройденным этапам.

Описание продукта проекта: для детей, для педагогов, для родителей.

Презентация проекта – демонстрация продуктов проекта окружающим (уместно поместить фотографии продукта проекта).

Педагоги дошкольного образования, использующие метод проектов в профессиональной деятельности, отмечают следующее:

Таким образом, в ходе реализации проекта происходит формирование определенной позиции по конкретному вопросу у каждого ребенка. Дети получают возможность раскрыть свой творческий потенциал, показать всем свою индивидуальность.

Метод проектов затрагивает не только интеллектуальную сторону развития, но и чувства, эмоции, отношение к окружающему миру. Дети могут свободно мыслить и выражать свое мнение, а, главное, действовать. А активная деятельность - наиболее эффективный вид восприятия информации.

Все это крайне благоприятно сказывается на развитии личности ребенка, способствует формированию нормальной самооценки, идеально подготавливают дошкольников к их дальнейшему обучению и к жизни в целом.

Метод проектов позволяет перейти от традиционной, ретрансляционной, передачи знаний к активным методам обучения.

Эти слова очень ёмко отражают суть метода проекта.

Информационные ресурсы:

Близнецова В.С. Руководство проектной деятельностью педагогов ДОУ // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2009, №9.

Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М. : Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.

Евдокимова Е. С. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 3.

Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. Санкт-Петербург. Детство-Пресс. 2011.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология

Актуальность

Исследовательская деятельность доставляет ребенку радость, оказывая положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические способности растущего человека. Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов .

Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование его личностных качеств.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел) . Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ , а также вовлекаются родители и другие члены семьи.

Технология проектной деятельности не является принципиально новой в мировой педагогике . Метод проектов широко используется в работе ДОУ. Педагоги не только проектируют свою деятельность , но и разрабатывают интересные проекты на самые разные темы с воспитанниками и их родителями.

Проектная деятельность - это тот вид педагогической работы , который будет востребован в связи с реализацией федеральных государственных стандартов (ФГОС) в практику работы дошкольных образовательных учреждений.

Преимущества проектного метода :

Является одной из форм организации воспитательно-образовательной работы.

Является одним из методов развивающего обучения и самообразования, т. к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;

Позволяет развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками процесса;

Повышает компетентность педагога ;

Повышает качество образовательного процесса;

Возможность углубленно изучать какую-либо тему и получение быстрых практических результатов.

Способствует развитию креативности и логического мышления.

В проектной деятельности происходит формирование субъективной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность.

низкая мотивация воспитателей, родителей;

недостаточный уровень развития познавательного интереса у воспитанников.

Метод проектов - способ организации педагогического процесса , основанный на взаимодействии педагога и воспитанника , способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов , творческих по своей сути.

• Творческие методы : презентация.

Информационные методы : составление модели источников информации.

При выполнении проекта могут использоваться другие активные методы обучения .

Развитию личности способствует применение не отдельных методов , а целостная система проектной деятельности , обеспечивающая вхождение дошкольников в процессы поиска, творчества, самостоятельного мышления, выбора средств и способов проектной деятельности .

Достоинства метода проектов

Метод проектов полностью соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования :

Работа по проектам помогает реализовать принцип интеграции образовательных областей и может быть направлена на организацию игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной детской деятельности.

Полная интеграция (одно из приоритетных разделов интегрируется с другими разделами программы). Примером полной интеграции является интеграция экологического воспитания с художественной литературой, изобразительной деятельностью, музыкальным воспитанием, физическим развитием. В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют свои сказки и рассказы.

Частичная интеграция (одно из направлений интегрируется в других) :

Пример частичной интеграции – интеграция художественной литературы и изобразительной деятельности. Разнообразные виды искусства внутри художественно-эстетического направления могут быть интегрированы с театрализованной деятельностью в разделе ОБЖ.

Интеграция на основе единого проекта , в основе которого лежит проблема.

Реализация проекта осуществляется в игровой форме, включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды (экскурсии, разведки, встречи с людьми разных профессий, игры на объектах социальной среды, практические полезные дела). Как следствие, проектная деятельность дает возможность воспитывать “деятеля”, а не “исполнителя”, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Общие задачи развития :

- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

- развитие познавательных способностей;

- развитие творческого воображения;

- развитие творческого мышления;

- развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста

В младшем дошкольном возрасте это :

вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога )

активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом )

В старшем дошкольном возрасте это :

Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

Формирование умения применять данные методы , способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

Самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников;

Развитие умений пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач;

Развитие способностей к аналитическому, критическому, творческому мышлению;

Развитие важнейших компетенций для современной жизни.

Развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Существуют и основные требования к использованию метода проекта в детском саду :

- в основе любого проекта лежит проблема , для решения которой требуется исследовательский поиск;

Обязательные составляющие проекта :

- детская самостоятельность (при поддержке педагога ,

- сотворчество детей и взрослых;

- развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков;

- применение дошкольниками полученных знаний на практике.

• Проектирование или планирование ;

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта

1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта .

2. Разработка плана движения к цели (воспитатель, методист обсуждают план с родителями) .

3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта .

4. Составление плана – схемы проекта .

5. Сбор, накопление материала.

6. Включение в план – схему занятий, игр и других видов детской деятельности.

7. Домашнее задания и задания для самостоятельного выполнения.

8. Презентация проекта , открытое занятие, мероприятие.

Метод проектов предполагает :

Постановку проблемы (1этап) Поисковый : определение темы и целей проекта ; педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.

Её обсуждение (2 этап) Планирование деятельности по достижению цели, определение источников информации :

- к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу ) ;

- в каких источниках можно найти информацию;

- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование) ;

- с какими предметами научиться работать для достижения цели. Способов сбора и анализа информации, способов представления результатов.

Работу над проектом (3этап) Практический : (основной этап) поиск информации детьми совместно с родителями и воспитателями (интервью, опросов, наблюдений, экспериментов.) .

Презентация (4 этап) подведение итогов, коллективное обсуждение, самооценка, продукт деятельности др.

Типология проектов в ДОУ

(по Е. С. Евдокимовой)

По доминирующей деятельности Исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные)

По характеру содержания (Ребенок и семья, ребенок и природа, ребенок и рукотворный мир, ребенок и общество и его культурные ценности)

По характеру участия ребенка в проекте (Заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения до получения результатов)

По характеру контактов (Внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями)

По количеству участников (Индивидуальный, парный, групповой, фронтальный)

По продолжительности (Краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный)

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов :

1. исследовательско-творческие проекты : дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

2. ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

3. информационно-практико-ориентированные проекты : дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.) ;

Значимы и другие виды проектов , в том числе :

Способы разработки проектов :

Что хотим узнать?

Что сделать, чтобы узнать?

Позиция взрослых как участников проекта :

Является источником информации, координирует процесс, поддерживает и поощряет, обеспечивает непрерывность работы над проектом , подготавливает необходимое оборудование, осуществляет консультативную помощь.

Имеют равное с детьми право вносить идеи, касающиеся тем, содержания и видов деятельности.

Предоставляют детям достаточную свободу для реализации их собственных потребностей, очерчивая её рамками принятой культуры и формируя понимание ответственности за свой выбор, действия и результаты.

Позиция детей как участников проекта :

Влияют на выбор темы, форм работы в рамках проекта ;

Устанавливают последовательность и общую продолжительность выполнения самостоятельно выбранной деятельности;

Реализуют свои интересы, потребности в знаниях, общении, игре и других видах деятельности, в основном самостоятельно, принимая решение об участии или неучастии в общем проекте или конкретном действии.

Посодействовать ребенку в сборе материала;

Контролировать сроки выполнения;

Подсказать правила оформления проекта ;

Участвовать в подготовке презентации.

Структура образовательного проекта :

- Название проекта .

- Авторы, координаторы, администраторы, организаторы проекта .

- Общая характеристика проекта : участники проекта , сроки реализации проекта , цель и задачи проекта , гипотеза проекта , предполагаемые результаты.

- Этапы проведения проекта .

На 2 этапе — дети организуются в рабочие группы, распределяют направления по сбору материала и сферу ответственности.

На 3 этапе — накопление, систематизация и усвоение новых знаний, умений, навыков.

На 4 этапе — подготовка к защите проекта , изготовление итогового продукта. Представление зрителям продуктов своей деятельности.

- Результаты проекта , их оценка, призы и награды.

Результаты выполненных проектов должны быть осязаемыми :

Выставка, газета, журнал.

Костюм, модель, коллекция.

Музыкальное или художественное произведение, ролевая игра, инсценировка.

Экскурсия, поход, путешествие.

Демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий .

Спектакль, праздник, видеофильм.

Познавательные центры в группе

Развивающая предметно – пространственная среда оказывает огромное влияние на познавательную активность дошкольника.

Особую педагогическую значимость метода проекта я вижу в том , что :

• Он, являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка;

• Этот метод основан , прежде всего, на личностно-ориентированном подходе к детям. Ведь темы проектов в основном рождаются именно из интересов детей, в том числе и выбор интересных и значимых для ребенка тем;

• Участвуя в проекте , ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей, способствует повышению самооценки ребенка.

• Побуждает педагогов повышать свой профессионально-творческий уровень, что, несомненно, сказывается на качестве образовательного процесса. Подталкивает к активному взаимодействию всех специалистов ДОУ, родителей воспитанников и организации социума.

• Проект - продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей.

План тематического проекта

1. Тема и ее происхождение__________________________________________

__________________________________________________________________
2. Смежные занятия и понятия, которые можно изучать в ходе реализации проекта____________________________________________________________

__________________________________________________________________
3. Необходимые материалы __________________________________________
4. Вопросы к детям по предлагаемому проекту:

Что мы хотим узнать?

Как нам найти ответы на наши вопросы?

5. Оценка. Что нового узнали? (С точки зрения детей и воспитателя) __________________________________________________________________

__________________________________________________________________
6. Предложения по расширению и совершенствованию проекта __________________________________________________________________

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.

2. Образовательные проекты в детском саду . Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие) .

Проектная деятельность дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО : метод рекомендации / авт . -сост. О. Л. Гильманова, Н. Я. Гомоюнова. – Нижний Тагил : НТФ ИРО, 2015.-4

Автор: Наталья Александровна Перешивалова

Населенный пункт: Саратовская область, ст. Новый Перелюб

1.Введение

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Основополагающими документами нормативной правовой базы системы дошкольного образования, обязательными для исполнения во всех типах и видах образовательных организаций, ориентиром развития системы дошкольного образования являются

Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.

ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущие виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная, восприятие художественной литературы и фольклора, изобразительная, музыкальная, конструирование из различного материала и др.

Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в детском саду.

2. Формы организации образовательной деятельности.

Остановимся более подробно на формах организации образовательной деятельности.

До недавнего времени одной из форм организации образовательной деятельности в детском саду были занятия.

С учетом ФГОС ДО модель организации образовательной деятельности включает в себя:

  • совместную деятельность детей и взрослого, где выделяются непрерывная образовательная деятельность с основными формами организации: игра, наблюдение, экспериментирование, проектная деятельность, общение (разговор, беседа) и решение образовательных задач в процессе режимных моментов и прочие;
  • самостоятельная деятельность детей, а именно развивающая предметно-пространственная среда, соответствующая требованиям.

3. Структура образовательной деятельности.

Структура образовательной деятельности включает в себя цели, задачи и содержание которые отражены в ФГОС ДО и образовательной программе ДОО, средства, методы воспитания и обучения, формы организации, условия, обеспечивающие ее организацию осуществление и результаты, которые представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

Образовательная деятельность прописана в ФГОС в 5 образовательных областях, представляющие определенные направления развития и образования детей:

  • Социально-коммуникативное развитие;
  • Познавательное развитие;
  • Речевое развитие;
  • Художественно-эстетическое развитие;
  • Физическое развитие.

Содержание образовательных областей может реализовываться в различных видах деятельности:

  • В раннем возрасте (1год – 3 года) – предметная деятельность и игры с составными динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами, общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами, восприятие смысла музыки, сказок, стихов. Рассматривание картинок, двигательная активность;

Для детей дошкольного возраста (3 года – 8 лет) – ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру. Игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира иэкспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Организованная образовательная деятельность представляет собой организацию совместной деятельности педагога с детьми:

  • с одним ребенком (индивидуальная);
  • с подгруппой детей (подгрупповая);

с целой группой детей (фронтальная). Фронтальная форма организации обучения. Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание.

Построение образовательной деятельности должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности ДОУ, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения.

Выбор количества детей зависит от:

  • возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • вида деятельности их интереса к данному занятию;
  • сложности материала;

Но необходимо помнить, что каждый ребенок должен получить одинаковые стартовые возможности для обучения в школе.

По содержанию Образовательная Деятельность может быть интегрированной, т.е. объединять несколько образовательных областей. Интеграции, в рамках которой дети будут активно развиваться, и совершенствовать уже имеющиеся знания, умения, навыки, а так же получать новую информацию об окружающем мире в процессе взаимодействия друг с другом, педагогом и предметно-пространственной средой.

Содержание образовательной деятельности определяется программой, по которой работает дошкольное учреждение. Коллективом нашего детского сада разработана основная образовательная программа ДО, с учетом особенностей образовательного учреждения, возрастных особенностей, образовательных потребностей и запросов воспитанников и их семей.

Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно - обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

Форма организации детей во время образовательной деятельности может быть различной: малыши сидят за столами, на стульчиках, расставленных полукругом, или свободно передвигаются по групповой комнате и т.д.

Эффективность образовательной деятельности в большей степени зависит от того, насколько эмоционально она протекает.

В любой образовательной деятельности выделяют три основные части, неразрывно связанные общим содержанием и методикой: начало, ход непрерывной образовательной деятельности и окончание.

4.Главные методы обучения

Практические:

  • опыт
  • упражнение
  • экспериментирование
  • моделирование

Наглядные:

  • наблюдение
  • демонстрация наглядных пособий

Словесные:

  • рассказ педагога
  • беседа
  • чтение художественной литературы

Игровые:

  • дидактическая игра
  • воображаемая ситуация в развёрнутом виде

Образовательная деятельность детей в режиме дня.

Помимо организованной образовательной деятельности воспитателем должны быть запланирована и образовательная деятельность в режиме дня:

  • В утренние и вечерние часы
  • На прогулке
  • При проведении режимных моментов.

Цели образовательной деятельности в режиме дня:

  • Охрана здоровья и формирование основы культуры здоровья;
  • Формирование у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)
  • Освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений
  • Формирование у детей положительного отношения к труду.

Самостоятельная деятельность детей.

По санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию и организации работы в дошкольных организациях на самостоятельную деятельность детей 3-7 лет в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов.

Но это не значит, что ребенок должен быть предоставлен самому себе. Для организации самостоятельной деятельности детей необходимо создать развивающую предметно - пространственную среду и присмотр, и уход за каждым ребенком.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

  • содержательно – насыщенной,
  • трансформируемой;
  • полифункциональной;
  • вариативной;
  • доступной;
  • безопасной.
  1. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
  2. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
  3. Полифункциональность материаловпредполагает:

возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, мягких модулей, ширм и т.д.;

  1. Вариативность среды предполагает:

наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

свободный доступ детей, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

  1. Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Следовательно, современное занятие – это интересная для ребенка специфическая детская деятельность, с правом выбора и степенью свободы.

Проектирование занятия

При проектировании занятия необходимо:

  • определить образовательную область, тип, вид занятия;
  • отобрать и четко сформулировать образовательные, развивающие, воспитательные задачи в соответствии с возрастом и уровнем развития детей;
  • выбрать форму организации занятия, подобрать методы и приемы;
  • продумать структуру занятия, целесообразность распределения времени поэтапно, взаимосвязь этапов занятия, мотивационный компонент;
  • подобрать игры и упражнения для реализации поставленных задач;
  • выбрать организацию детей (круглый стол, на ковре или свободно перемещаясь вслед за взрослым, или взрослый за детьми), определить воспитателю свое место на занятии и все возможные перемещения в ходе занятия;
  • содержание занятия соответствует реализуемой программе воспитания и обучения в детском саду, уровню развития детей, современных научных знаний.
  • определить ресурсное обеспечение занятия, последовательность его использования;
  • отразить в конспекте занятия дифференцированный подход к воспитанникам;
  • сформулировать задания и вопросы детям, возможные реплики, пояснения, указания, обобщения в каждой из структурных частей занятия;
  • продумать анализ этапов, подведение итога, рефлексию и самоанализ детей.
  • продумать возможность импровизации детей и уход от конспекта.

5.Структура образовательной деятельности, с точки зрения деятельностного подхода

  • Создание проблемной ситуации
  • Целевая установка
  • Мотивирование к деятельности
  • Проектирование решений проблемной ситуации
  • Выполнение действий (заданий, сама деятельность)
  • Анализ результатов деятельности
  • Подведение итогов

Ключевое понятие деятельностного подхода

Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь”.

Золотые правила деятельностного подхода:

Из выше сказанного можно сделать вывод, что ваши дети получают информацию от педагогов в течение всего дня, в разных видах деятельности и в течение всего пребывания ребенка в детском саду.

Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места положителен, так как в последние годы в связи с социальными изменениями в обществе, информатизацией, а также усиленной подготовкой ребёнка к обучению в школе из мира детства игра уходит. Сегодня дошкольное образование призвано вернуть в детство игру познавательную, исследовательскую, творческую, в которой ребёнок учится общаться, взаимодействовать, с помощью которой он познаёт мир, отношения объектов и людей в этом мире.

6.Современные подходы к организации образовательного процесса в ДОО

Индивидуальный подход и индивидуализация образования

Индивидуальный подход – организация педагогом учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей коррекции или дальнейшего развития (Свирская Л.В.).

.Все дети, в том числе и типично развивающиеся, обладают индивидуальными особенностями, которые педагогу следует выявлять и учитывать, чтобы обеспечить оптимизацию процесса обучения и развития. Внимательно наблюдая за детьми и выявляя их интересы и сильные стороны, взрослые помогают детям решать их проблемы такими путями, которые бы соответствовали их индивидуальному стилю учения.

Индивидуализированное обучение происходит одновременно на нескольких уровнях. В самом широком смысле индивидуализация может распространяться на целую группу детей. Группа представляет собой уникальное микрообщество с собственной неповторимой субкультурой (любимые занятия и игры, принятые в группе правила, интересы детей и увлечения взрослых, особенности межличностного общения и другие характеристики) в которой индивидуализация учения и развития проявляется стихийно. Делая свой собственный выбор (содержания, партнерства, материалов, места и способа работы), каждый ребенок действует по своему усмотрению или по согласованию с другими членами микрогруппы, в своем темпе, получая свои результаты (в том числе приобретая новые знания, умения). Ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом – это и есть индивидуализация, возникающая естественным образом. Для того чтобы естественная индивидуализация могла состояться, от взрослых требуется умение создавать развивающую среду, стимулирующую активность детей, время для игр и самостоятельных занятий, охраняемое взрослыми и готовность оказать помощь и поддержку в ситуациях, когда они нужны.

Индивидуализацию образования можно наблюдать на уровне подгруппы внутри одной группы детей. Например, в ситуации, когда несколько детей группы проявляютбольшой интерес и способности к музыке и даже хотели бы научиться (или уже учатся) играть на каком-нибудь музыкальном инструменте.

Наконец, индивидуализация обучения может быть необходима отдельным детям в группе. Это особенно относится к тем детям, потенциал развития которых находится выше или ниже установленных условных норм, а также тем детям, которые имеют какие-либо серьезные особенности развития.

Одним из важнейших методов планирования индивидуализации обучения является применение педагогом цикла обучения по принципу реагирования. Этот цикл включает в себя наблюдение за детьми, анализ результатов этих наблюдений, создание условий, которые помогают детям реализовывать их собственные цели, а также наблюдение за влиянием этих условий на достижении поставленных детьми целей. Если цели были достигнуты, тогда вновь организуется процесс планирования (выбор темы, определение целей и т.д.) Если цели не были достигнуты – пересматриваются условия. Иногда этот цикл происходит неформально и быстро; иногда он происходит с большими усилиями и долго.

Работа в небольших группах является еще одним методом индивидуализации обучения. Любая самостоятельно выбираемая детьми или организованная взрослыми деятельность может выполняться в небольших подгруппах. Подгруппы из четырех-пяти детей и одного взрослого являются наиболее эффективными для занятий, связанных, например, с поисково-практическими исследовательскими действиями или другими видами действий, требующими повышенной включенности. Этот вид деятельности может быть повторен несколько раз так, чтобы все желающие могли иметь возможность поучаствовать в нем. Это позволяет взрослым помочь и нуждающимся в помощи детям, и стимулировать более способных детей к самостоятельным действиям.

Следовательно, современное занятие – это интересная для ребенка специфическая детская деятельность, с правом выбора и степенью свободы.

Дети за компьютером

Условия современности таковы, что традиционное обучение в ДОУ не может полностью соответствовать настоящим требованиям ФГОС. Использование инноваций в работе с детьми открывает воспитателю новые возможности преподнесения материала.

Значение инновационной деятельности в дошкольном учреждении

Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями воспитателя. Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов.

При осуществлении инновационной деятельности перед педагогом ДОУ ставятся следующие задачи:

  • развитие индивидуальности воспитанников;
  • развитие инициативности детей, их самостоятельности, способности к творческому самовыражению;
  • повышение любознательности и интереса к исследовательской деятельности;
  • стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой, познавательной и т. д.);
  • повышение интеллектуального уровня детей;
  • развитие креативности и нестандартности мышления.

Девочка мечтает

Развитие творческого мышления — одно из главных требований к новой системе дошкольного образования

Кто не применяет новых средств, должен ждать новых бед.

Фрэнсис Бэкон, английский философ

Виды инновационных педагогических технологий в ДОУ

К инновационным педагогическим технологиям можно отнести:

Информационно-коммуникационные технологии

Компьютеры стали уже привычным атрибутом современности. ФГОС отмечает широкое использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении как одно из условий успешного образовательного процесса. К ИКТ в ДОУ относятся:

  • компьютеры;
  • интерактивные доски;
  • магнитофоны;
  • телевизоры;
  • фотоаппаратура и т. п.

Дети, сидя за столами, смотрят на экран с мультимедийной презентацией

Использование ИКТ на занятиях в детском саду позволяет привлечь внимание воспитанников

Интерактивная доска — это сенсорный экран, который работает в системе вместе с проектором и компьютером. Использование интерактивной доски на занятиях помогает перейти от объяснительной формы обучения к деятельной — дети сами проявляют познавательную активность, что способствует осознанному усвоению материала. Работа с интерактивной доской включает в себя:

  • проведение различных развивающих игр;
  • просмотр иллюстраций и видеоматериалов;
  • разбор проблемных ситуаций;
  • совместное творчество и др.

Мальчик работает с интерактивной доской

При работе с интерактивной доской дети самостоятельно проявляют активность, что облегчает усвоение материала

Занятия с интерактивной доской предполагают несколько вариантов работы с дошкольниками:

В младших и средних группах дети выполняют задания, которые им даёт педагог, а в старших и подготовительных группах ребята способны уже самостоятельно придумать действия или догадаться, что нужно сделать. Какой вариант работы выберет воспитатель, зависит от поставленных целей и задач предстоящего занятия.

В младших группах можно использовать интерактивные дидактические игры на сортировку, классификацию предметов, например, разместить овощи в одной стороне доски, а фрукты — в другой. Ещё один пример для младшей группы — занятие по изучению растительности луга. Дети подходят по очереди к доске и изображают на ней процесс роста травы (снизу вверх). Таким образом получится лужайка. Затем можно предложить дорисовать цветочки (воспитанники подходят по очереди и подрисовывают цветочек к стеблю). Результаты на занятиях по математике достигают большей эффективности при использовании наглядного материала: дети могут двигать на экране геометрические фигуры, считать предметы и т. д.

Карта маршрута к игре будет выполнять роль своеобразного плана

В старшей и подготовительной группах каждый ребёнок может пользоваться личным компьютером, например, в развивающих играх, выполняя индивидуальные задания. Такие занятия следует проводить в подгруппах по 4–8 человек. Обучающие игры и программы могут быть совершенно разными: помогающие в изучении иностранных языков, развивающие творчество, математические способности и т. п. Занятие следует строить в 3 этапа:

  1. Вводная часть, в которой можно провести беседы о предстоящей работе, конкурсы или загадки и т. д.
  2. Основная часть, где дети выполняют задания непосредственно за компьютером.
  3. Заключительная часть, в которой делаются выводы о проведённых действиях, закрепляется материал. Это может быть рисование, подготовка к выставке и т. д. Также необходима гимнастика для глаз, снимающая напряжение.

По санитарным нормам, длительность непрерывной работы дошкольника за компьютером во время одного занятия не должна превышать 5 минут.

Фотогалерея: использование ИКТ на занятиях в детском саду

Таблица: пример конспекта занятия с использованием ИКТ в старшей группе (фрагмент)

  • Развитие представлений о зимнем лесе;
  • стимулирование познавательной активности и творческих способностей воспитанников.
  • Деревянных два коня
    Вниз с горы несут меня.
    Я в руках держу две палки,
    Но не бью коней — их жалко.
    А для ускоренья бега
    Палками касаюсь снега. (Лыжи).

В.: Правильно, ребята, в лес мы отправимся на лыжах. Посмотрите на экран, там у нас лесная поляна. Давайте согреем руки. (Дети выполняют упражнение на дыхание).
Воспитатель читает ребятам стихотворение о зиме.
Затем педагог предлагает детям подумать о том, как лес выглядит зимой и вспомнить тех, кто в нём живёт. Для этого на экране демонстрируются различные звери и птицы. Ребята должны называть их. Воспитатель предлагает игру, в которой нужно охарактеризовать животных, появляющихся на экране:

  • волк — злой, серый, голодный;
  • медведь — большой, бурый, сильный;
  • лиса — хитрая, рыжая, осторожная;
  • заяц — трусливый, серый, белый, маленький;
  • белка — рыжая, запасливая, быстрая.
  • в дупле живёт… белка;
  • в логове живёт… волк;
  • под кустом живёт… заяц;
  • в берлоге живёт… медведь;
  • в норе живёт… лиса;
  • в хатке под водой… бобр.
  • Снег сегодня шёл с утра, (Руки вверх — вниз),
    Рада снегу детвора! (Хлопают в ладоши).
    Снег на ветках, на дорожках, (Руки вверх, руки вниз, приседают)
    На носу и на ладошках. (Показывают нос и ладошки).
  • Зимний лес стоит печальный.
    Кто под снегом спрятал тайны?
    Почему река молчит,
    Птичья песня не звучит?
    Осторожно в лес входите,
    Тайны леса не будите.

В.: А теперь надо возвращаться в детский сад. Понравилось вам в лесу? О каких птицах, животных мы сегодня говорили? С какими звуками работали? Я довольна вашими знаниями и поведением в лесу! Вы настоящие друзья природы. Надеваем лыжи, встаём на лыжню и друг за другом и отправляемся в детский сад. (Дети имитируют ходьбу на лыжах под зимнюю музыку).
Сюрпризный момент: воспитатель говорит, что все вернулись в детский сад из зимнего леса и очень устали, значит, пора подкрепиться. Дети получают конфеты.

Читайте также: