План занятий педагога психолога в детском саду
Обновлено: 05.07.2024
Цель: учить детей урегулировать негативные проявления своего поведения, контролировать свое эмоциональное состояние; способствовать созданию
Цель: формировать у детей речевую и коммуникативную компетентность умение поддерживать диалог, вести беседу; побуждать
Конспект бинарного занятия психолога и воспитателя детского сада Цель: закрепить знания об основных цветах
Цель: формировать представления детей о моральных качествах человека, способствовать их проявлениям в повседневной жизни,
Цели: совершенствование нравственного представления детей о добре и зле; формирование представлений дошкольников о нравственных
Цель: продолжать учить детей распознавать эмоции; развивать умение дошкольников отражать эмоции и чувства мимикой
Цель: расширять знания детей об эмоциях и чувствах; развивать чувствительность к эмоциональному состоянию других
Цель: коррекция детских страхов,умение дошкольников выражать свои чувства и эмоции повышение активности детей, снижение
© 2022 Материалы для воспитателя, психолога, логопеда детского сада | Дети в саду.ру | РОССИЯ, г. КРАСНОДАР
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами либо размещены пользователями, публикуются исключительно с целью ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Допускается свободное использование в информационных, научных, учебных или культурных целях.
ИГРА-ЗАНЯТИЕ "ДЕТИ ШПИОНОВ"
Задачи:
1. Создать условия для развития слуховой и зрительной памяти через систему игровых упражнений.
2. Закреплять умение определять место звука в словах, соотносить звуки с их графическим изображением.
3. Закреплять знание цифр в пределах 10 и их графических изображений.
4. Развивать умение самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом.
5. Совершенствовать умение работать в парах, согласовывать действия во время проведения экспериментов, достигать результата.
6. Содействовать становлению универсальных предпосылок учебной деятельности – умения работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
7. Способствовать проявлению инициативности, активности, самостоятельности.
Приложение:
конспект занятия, интерактивная презентация к занятию
РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ПСИХОЛОГА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
"В ГОСТИ К ИНДЕЙЦАМ"
Цель: развитие у дошкольников самоконтроля, внимания, самодисциплины, памяти, наблюдательности, внутренней свободы, логического мышления, воображения и моторики.
Оборудование: загадки, карта, спокойная музыка, барабанные звуки, бумажные перья и ленты, каштаны, желуди, леска, фото индейцев, деревянные палочки ребристые и гладкие, песок, маленькие игрушки, конфеты, фломастеры, скрепки, степлер.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЦВЕТОТЕРАПИИ "РИСУНОК НА СТЕКЛЕ"
Арт-терапия для детей дошкольного возраста 6-7 лет.
Цель: дать возможность ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды.
Арт-сессии продолжительностью около 30 минут проводятся один раз в неделю.
Материал: стекло 50х60, краска гуашь (именно ее свойства лучше подходят для рисования по стеклу) скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает, губка (мокрая, стаканчики с водой, бумажные салфетки.
Подгруппе детей, из 5 человек, предлагается сесть за стол. На заднем фоне играет спокойная музыка.
Психолог: Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами будем волшебниками, которые умеют делать чудеса. Посмотрите, перед вами лежит волшебное полотно, оно из настоящего стекла, и очень хрупкое. И с помощью него мы сегодня и будем учиться разным чудесам. Готовы?
Психолог: Тогда представьте, ребята, что мы попали на лужайку, на которой почему то нет ни одного цветочка, ни травинки, ничего! Как же нам быть….
Дети: Давайте, мы нарисуем цветочки и травку и раскрасим их.
Психолог: Давайте, выберите цвет, который вам больше всего нравится, мокните в него свой пальчик и начните наполнять волшебством нашу полянку.
Ребята, вы можете смешивать цвета, соединять линиями и самовыражаться, как хотите. Использовать в одной композиции несколько цветовых гамм. А если вдруг у вас что-то не получилось, прямо в процессе рисования стекло можно протереть мокрой губкой, и нанести новый рисунок (так поступают чаще всего раздражительные и тревожные дети).
Когда занятие идет к завершению и дети закончили свои работы, обращается внимание на целостность картины, не скрывая восторга и восхищения. Благодаря прозрачности стекла, изображение воспринимается как сиюминутное, объемное, пропускающее через себя свет и другие элементы пространства.
Психолог: Ребята, давайте, посмотрим какое чудо, мы создали с вами, какие красивые, яркие цветы у вас получились. Расскажите, что вам понравилось? Какие сложности возникали? Чему научились новому?
Дети: Нам понравилось рисовать на стекле, это очень интересно и необычно. Когда мы рисовали пальчиками на бумаге, было сложнее, а по стеклу рука скользит и сама рисует узоры. Полянка получилась разноцветной и яркой.
Психолог: Молодцы, ребята, сегодня вы попробовали пофантазировать и сделать чудо полянку, которая ожила благодаря вашей находчивости и старанию. До свидания ребята, до новых встреч.
Совместное рисование на одном стекле как проблемная ситуация провоцирует детей устанавливать и поддерживать контакты, формировать умение действовать в конфликте, уступать или отстаивать позиции, договариваться.
автор- Е.Галимова
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Перспективный план работы педагога-психолога на 2021-2022год.
Психодиагностика.
Психодиагностическая деятельность с воспитанниками.
С кем проводится/возраст
Наблюдение за адаптационным периодом детей младших групп.
Наблюдение за созданием в группах благоприятных условий для игр, развивающих занятий и комфортного пребывания детей в дошкольном учреждении.
Все возрастные группы
Октябрь, январь, апрель
Диагностика развития познавательных процессов, интеллектуальных способностей.
Все возрастные группы
Октябрь, январь, апрель
Диагностика эмоционального состояния детей в дошкольном учреждении, психологического благополучия в группе
Все возрастные группы
Социально-личностная диагностика. Определение межличностных взаимоотношений в группах (Социометрия)
Средняя, старшая и подготовительная группы
Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе. Диагностика сформированности универсальных предпосылок учебной деятельности
Подготовительная к школе группа
Обследование мотивационно-потребностной сферы детей подготовительной к школе группы
Подготовительная к школе группа
Экспресс – диагностика готовности к школе
Подготовительная к школе группа
Диагностика тревожности у дошкольника
Средняя, старшая и подготовительная группы
Диагностика агрессивных форм поведения у дошкольников
Средняя, старшая и подготовительная группы
Психодиагностическая деятельность с педагогическим коллективом
С кем проводится/возраст
Проведение психолого-педагогического анализа режимных моментов в группах детского сада
Октябрь, январь, апрель
Проведение психолого-педагогического анализа прогулок в группах детского сада
Сентябрь, февраль, май
Психодиагностика личности педагога
В течении учебного года
Психодиагностика эмоционального состояния педагогов с целью предупреждения эмоционального выгорания педагогов.
В течении учебного года
Тест Медника. Диагностика вербальной креативности ( адаптация А. Н. Воронина)
Психодиагностическая деятельность с родителями ( законными представителями)
С кем проводится/возраст
Анкетирование родителей, вновь прибывших детей
Родители вновь прибывших детей
Определение причин неблагоприятно сложившихся новообразований, форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения у детей;
Создание у родителей активной установки на психокоррекционную работу.
Родители всех возрастных групп
В течении учебного года
Родители всех возрастных групп
Родители всех возрастных групп
Родители детей подготовительной к школе гркппы
Родители всех возрастных групп
Психодиагностика личности родителей
Родители всех возрастных групп
В течении учебного года по запросу родителей или воспитателей
Психолого-педагогическое обследование родитель-ребенок-психолог
Родители всех возрастных групп
В течении учебного года по запросу родителей или воспитателей
Родители всех возрастных групп
В течении учебного года по запросу родителей или воспитателей
Психопрофилактика.
Психопрофилактическая деятельность с воспитанниками.
С кем проводится/возраст
Вновь прибывшие дети
В течении учебного года
Отслеживание динамики социально-личностного развития
Все возрастные группы
В течении учебного года
Проведение занятий с песком, направленных на развитие коммуникативных способностей, на формирование нравственных норм, развитие тактильной чувствительности, социального интеллекта
Средняя, старшая и подготовительная группы
Проведение занятий с использованием арттехнологий, направленных на стимулирование установления открытого, доверительного, доброжелательного отношения с социумом
Психопрофилактическая деятельность с педагогическим коллективом
С кем проводится/возраст
Занятия, направленные на психологическую поддержку педагогов, поиск ресурса профилактики синдрома профессиональной усталости и преодоление деструктивного воздействия внешних и внутренних факторов системы образования, а также позитивное восприятие педагогической профессии
Психопрофилактическая деятельность с родителями (законными представителями)
С кем проводится/возраст
Тренинговые занятия с родителями (законными представителями) по оптимизации детско-родительских отношений и обучению навыкам по развитию познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка
Родители всех возрастных групп
Родители детей подготовительной к школе группы
Коррекционная и развивающая работа.
Коррекционная и развивающая деятельность с воспитанниками
С кем проводится/возраст
Психологическое сопровождение процесса адаптации. Проведение адаптационных игр и упражнений
Игры и упражнения направленные на развитие навыков общения, межличностных отношений и эмоциональной сферы
Группы набираются по результатам диагностики
Подгрупповая и индивидуальная
Групповые коррекционные и развивающие занятия на развитие познавательных возможностей
Старшая и подготовительная группы
Развивающие игры и упражнения, направленные на формирование психологической готовности детей к школьному обучению
Подготовительная к школе группа
Коррекционные игры и упражнения , направленные на преодоление сложностей в эмоционально- личностной и познавательной сферах
Группы набираются по результатам диагностики
Проведение коррекционных занятий на снижение агрессивных форм поведения у дошкольников
Группы набираются по результатам диагностики
Проведение коррекционных занятий на снижение тревожности у дошкольников
Группы набираются по результатам диагностики
Средняя, старшая и подготовительная группы
В течении учебного года, не менее14 занятий для подгруппы
Разработка индивидуальных образовательных маршрутов(коррекция познавательной и эмоционально-личностной сфер) детей.
Средняя, старшая и подготовительная группы
По результатам диагностического обследования
В течении учебного года, не менее14 занятий для подгруппы
Коррекционная и развивающая деятельность с педагогическим коллективом
С кем проводится/возраст
Коррекционно-развивающие занятия, направленные на улучшение психологического самочувствия воспитателей в ДОУ
Коррекционная и развивающая деятельность с родителями (законными представителями)
С кем проводится/возраст
Родители вновь прибывших детей
Родители всех возрастных групп
Психологическое консультирование.
Психологическое консультирование педагогов
С кем проводится/возраст
Консультации с воспитателями по результатам экспресс - диагностики познавательных процессов
Групповая консультация с педагогами по результатам диагностики эмоционального состояния детей в дошкольном учреждении
Групповая консультация с педагогами по результатам социометрического исследования
Индивидуальные консультации для педагогов по возникшим вопросам
В течении учебного года
Психологическое консультирование родителей (законных представителей)
С кем проводится/возраст
Родители младшей группы
Индивидуальные консультации по результатам диагностики интеллектуального, психологического развития и эмоциональной сферы ребенка
Родители всех возрастных групп
Родители всех возрастных групп
Индивидуальная, по подгруппам
Индивидуальные консультации по результатам психологической готовности детей к школе
Родители подготовительной к школе группы
Индивидуальные консультации с родителями по вопросам воспитания и обучения
Родители всех возрастных групп
В течении учебного года
Психологическое просвещение.
Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов в форме семинаров, конференций, практикумов для педагогического коллектива по темам:
Результаты мотивационной готовности к школе.
Психологические основы взаимодействия с семьей. Формы и цели взаимодействия ДОУ и семьи. Наиболее типичные ошибки семейного воспитания.
Особенности построения воспитательно-образовательного процесса с учетом гендерных различий дошкольников.
Проведение систематизированного психологического просвещения родителей (законных представителей) в форме консультаций на сайте ДОУ, уголка педагога-психолога в приемных групп, в форме памяток по темам:
Проблемы адаптации к детскому саду. Адаптация: мама тоже идет в детский сад.
Какие игрушки нужны детям. Развивающая предметно-пространственная среда дома для детей дошкольного возраста.
Роль семьи в воспитании ребенка.
Супружеские отношения и их влияние на воспитательную атмосферу семьи .
Как научить ребенка управлять своим поведением.
Поможем рукам стать трудолюбивыми. Таланты детей находятся на кончиках пальцев.
Развитие мелкой моторики дошкольников.
Возрастные особенности дошкольников.
Кризисные периоды в дошкольном детстве.
Внимание – гиперактивный ребенок!
«Давайте жить дружно! – конфликты с детьми.
Положительные эмоции и их значение в жизни дошкольника.
Капризы и упрямство детей дошкольного возраста.
Организационно-методическая работа.
Название организационно-методической работы
Сроки выполнения
Участие в конкурсах ДОУ, муниципальных и региональных конкурсах и фестивалях
В соответствии с планом работы Методического центра
Планирование деятельности, ведение отчетной документации
Посещение и выступление на методических объединениях педагогов-психологов
В соответствии с планом Методического центра
Выступление на педсоветах, педагогических часах
В соответствии с планом работы ДОУ
Выступление на общих и групповых родительских собраний
В соответствии с планом работы ДОУ
Подготовка материалов на информационные стенды
В соответствии с планом работы педагога-психолога
Разработка рекомендаций, памяток и буклетов
В соответствии с планом работы педагога-психолога
Подготовка и размещение информационного материала на интернет-сайт дошкольного учреждения
В соответствии с планом работы педагога-психолога
Формирование и систематизация банка методик и литературы по детской психологии.
Оптимизация развивающей среды в комнате педагога-психолога
Обобщение результатов обследований, составление таблиц, бланков. Разработка индивидуальных коррекционно-развивающих программ.
Индивидуальность ребёнка во многом определяется пластичность психики малыша, то есть неодинаковостью развития у детей психики. Изучением этих особенностей и коррекцией возможных нарушений в детском саду занимается педагог-психолог. Иными словами, суть его работы заключается в создании условий для комфортного проживания ребёнком периода дошкольного детства с учётом индивидуальных особенностей развития малыша. Рассмотрим методику подготовки и проведения психологических занятий в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).
Суть деятельности психолога в ДОУ
Педагог-детский психолог — это специалист узкого профиля, который занимается с ребятами, не имеющими (!) отклонений в сфере психики, с целью совершенствования их психологических функций. Психолог не ставит диагноз по результатам своей деятельности, он только составляет условный прогноз развития малыша, а также в случае необходимости рекомендует пройти консультацию у психиатра, логопеда или невролога.
Педагог-психолог работает со здоровыми детьми, отслеживая гармоничность их психического развития
Несколько слов о терминологии
Деятельность педагога-психолога затрагивает несколько понятий психологии, из которых наиболее значимыми в контексте работы с детьми являются психологические функции. Это организованные психофизиологические процессы, к которым относятся
- память;
- мышление;
- речь;
- воображение;
- восприятие.
Цели и задачи занятий по психологии в детском саду
Миссия занятий по психологии сводится к следующим позициям:
- развивать психологические функции малышей;
- способствовать созданию положительного микроклимата в группе (в том числе и определить характер взаимоотношений ребёнка с воспитателями, сверстниками, а также помочь детям первой младшей группы адаптироваться к новым условиям и помочь ребятам подготовительной группы настроиться на новый этап жизни — обучение в школе);
- оценить психологические качества малышей (морально-этические установки, характер устанавливаемых взаимоотношений с окружающими, притязания, стереотипы, мировоззрение);
- диагностировать уровень интеллектуального развития детей;
- заниматься психологическим просвещением семей воспитанников (через беседы, проведение семинаров, дискуссий, организацию совместных с детьми проектов или участие в открытых занятиях).
Задачи проведения в детском саду занятий с психологом варьируются в зависимости от возраста подопечных.
Педагог-психолог диагностирует разные уровни развития малышей, в том числе и интеллектуальный
Таблица: задачи проведения занятий по психологии с детьми разного возраста
- создавать условия для саморегуляции малышей через прослушивание сказок, музыки, просмотра мультфильмов;
- формировать позитивный эмоциональный настрой во время пребывания в детском саду.
- развивать сферу познания;
- развивать навыки коммуникации и, как следствие, умение работать в группе;
- повышать самооценку за счёт создания условий для проявлений индивидуальности, к примеру, дети создают рисунки на свободную тему;
- тренировать психологические качества;
- формировать эмоционально-выразительные жесты, мимику;
- учиться преодолевать застенчивость, нерешительность;
- отрабатывать координацию движений.
- развивать сферу познания;
- учиться передавать чувства в эмоциях;
- осваивать навык вербализации ощущений (к примеру, после похвалы или после того, как мама отругала);
- практиковаться в разрешении конфликтных ситуациях.
- развивать сферу познания;
- воспитывать в малышах чувство принадлежности к группе (через использование групповых форм работы);
- практиковаться в словесном разрешении конфликтов (путём рассмотрения условных ситуаций);
- учиться описывать свои переживания словами;
- сбалансировать представления ребёнка о признании в социуме (не всегда делать в угоду других, но и не проявлять эгоизм).
Формы психологических занятий в ДОУ
В практике работы детских садов в зависимости от принципа классификации, положенного в основу, проводится целый ряд форм занятий по психологии.
Форма занятия выбирается педагогом под тему и проблему, которая, возможно, есть в коллективе детей
Таблица: классификация форм занятий по психологии
Читайте также:
- Определите какие виды нагрузок в течение дня и недели занятия в школе
- Как христиане называют скорби которые они встречают в своей жизни кратко
- Что такое лев математик кратко
- Какие изменения в природе принято называть антропогенными на какие категории подразделяют кратко обж
- Чем покрытосеменные растения отличаются от других высших растений кратко