План занятий педагога психолога в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Цель: учить детей урегулировать негативные проявления своего поведения, контролировать свое эмоциональное состояние; способствовать созданию

Цель: формировать у детей речевую и коммуникативную компетентность умение поддерживать диалог, вести беседу; побуждать

Конспект бинарного занятия психолога и воспитателя детского сада Цель: закрепить знания об основных цветах

Цель: формировать представления детей о моральных качествах человека, способствовать их проявлениям в повседневной жизни,

Цели: совершенствование нравственного представления детей о добре и зле; формирование представлений дошкольников о нравственных

Цель: продолжать учить детей распознавать эмоции; развивать умение дошкольников отражать эмоции и чувства мимикой

Цель: расширять знания детей об эмоциях и чувствах; развивать чувствительность к эмоциональному состоянию других

Цель: коррекция детских страхов,умение дошкольников выражать свои чувства и эмоции повышение активности детей, снижение

© 2022 Материалы для воспитателя, психолога, логопеда детского сада | Дети в саду.ру | РОССИЯ, г. КРАСНОДАР

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами либо размещены пользователями, публикуются исключительно с целью ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Допускается свободное использование в информационных, научных, учебных или культурных целях.

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ИГРА-ЗАНЯТИЕ "ДЕТИ ШПИОНОВ"

Задачи:
1. Создать условия для развития слуховой и зрительной памяти через систему игровых упражнений.
2. Закреплять умение определять место звука в словах, соотносить звуки с их графическим изображением.
3. Закреплять знание цифр в пределах 10 и их графических изображений.
4. Развивать умение самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом.
5. Совершенствовать умение работать в парах, согласовывать действия во время проведения экспериментов, достигать результата.
6. Содействовать становлению универсальных предпосылок учебной деятельности – умения работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
7. Способствовать проявлению инициативности, активности, самостоятельности.

Приложение:
конспект занятия, интерактивная презентация к занятию

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ПСИХОЛОГА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
"В ГОСТИ К ИНДЕЙЦАМ"

Цель: развитие у дошкольников самоконтроля, внимания, самодисциплины, памяти, наблюдательности, внутренней свободы, логического мышления, воображения и моторики.

Оборудование: загадки, карта, спокойная музыка, барабанные звуки, бумажные перья и ленты, каштаны, желуди, леска, фото индейцев, деревянные палочки ребристые и гладкие, песок, маленькие игрушки, конфеты, фломастеры, скрепки, степлер.

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЦВЕТОТЕРАПИИ "РИСУНОК НА СТЕКЛЕ"

Арт-терапия для детей дошкольного возраста 6-7 лет.

Цель: дать возможность ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды.

Арт-сессии продолжительностью около 30 минут проводятся один раз в неделю.

Материал: стекло 50х60, краска гуашь (именно ее свойства лучше подходят для рисования по стеклу) скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает, губка (мокрая, стаканчики с водой, бумажные салфетки.

Подгруппе детей, из 5 человек, предлагается сесть за стол. На заднем фоне играет спокойная музыка.

Психолог: Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами будем волшебниками, которые умеют делать чудеса. Посмотрите, перед вами лежит волшебное полотно, оно из настоящего стекла, и очень хрупкое. И с помощью него мы сегодня и будем учиться разным чудесам. Готовы?

Психолог: Тогда представьте, ребята, что мы попали на лужайку, на которой почему то нет ни одного цветочка, ни травинки, ничего! Как же нам быть….

Дети: Давайте, мы нарисуем цветочки и травку и раскрасим их.

Психолог: Давайте, выберите цвет, который вам больше всего нравится, мокните в него свой пальчик и начните наполнять волшебством нашу полянку.

Ребята, вы можете смешивать цвета, соединять линиями и самовыражаться, как хотите. Использовать в одной композиции несколько цветовых гамм. А если вдруг у вас что-то не получилось, прямо в процессе рисования стекло можно протереть мокрой губкой, и нанести новый рисунок (так поступают чаще всего раздражительные и тревожные дети).

Когда занятие идет к завершению и дети закончили свои работы, обращается внимание на целостность картины, не скрывая восторга и восхищения. Благодаря прозрачности стекла, изображение воспринимается как сиюминутное, объемное, пропускающее через себя свет и другие элементы пространства.

Психолог: Ребята, давайте, посмотрим какое чудо, мы создали с вами, какие красивые, яркие цветы у вас получились. Расскажите, что вам понравилось? Какие сложности возникали? Чему научились новому?

Дети: Нам понравилось рисовать на стекле, это очень интересно и необычно. Когда мы рисовали пальчиками на бумаге, было сложнее, а по стеклу рука скользит и сама рисует узоры. Полянка получилась разноцветной и яркой.

Психолог: Молодцы, ребята, сегодня вы попробовали пофантазировать и сделать чудо полянку, которая ожила благодаря вашей находчивости и старанию. До свидания ребята, до новых встреч.

Совместное рисование на одном стекле как проблемная ситуация провоцирует детей устанавливать и поддерживать контакты, формировать умение действовать в конфликте, уступать или отстаивать позиции, договариваться.
автор- Е.Галимова

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Перспективный план работы педагога-психолога на 2021-2022год.

Психодиагностика.

Психодиагностическая деятельность с воспитанниками.

С кем проводится/возраст

Наблюдение за адаптационным периодом детей младших групп.

Наблюдение за созданием в группах благоприятных условий для игр, развивающих занятий и комфортного пребывания детей в дошкольном учреждении.

Все возрастные группы

Октябрь, январь, апрель

Диагностика развития познавательных процессов, интеллектуальных способностей.

Все возрастные группы

Октябрь, январь, апрель

Диагностика эмоционального состояния детей в дошкольном учреждении, психологического благополучия в группе

Все возрастные группы

Социально-личностная диагностика. Определение межличностных взаимоотношений в группах (Социометрия)

Средняя, старшая и подготовительная группы

Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе. Диагностика сформированности универсальных предпосылок учебной деятельности

Подготовительная к школе группа

Обследование мотивационно-потребностной сферы детей подготовительной к школе группы

Подготовительная к школе группа

Экспресс – диагностика готовности к школе

Подготовительная к школе группа

Диагностика тревожности у дошкольника

Средняя, старшая и подготовительная группы

Диагностика агрессивных форм поведения у дошкольников

Средняя, старшая и подготовительная группы

Психодиагностическая деятельность с педагогическим коллективом

С кем проводится/возраст

Проведение психолого-педагогического анализа режимных моментов в группах детского сада

Октябрь, январь, апрель

Проведение психолого-педагогического анализа прогулок в группах детского сада

Сентябрь, февраль, май

Психодиагностика личности педагога

В течении учебного года

Психодиагностика эмоционального состояния педагогов с целью предупреждения эмоционального выгорания педагогов.

В течении учебного года

Тест Медника. Диагностика вербальной креативности ( адаптация А. Н. Воронина)

Психодиагностическая деятельность с родителями ( законными представителями)

С кем проводится/возраст

Анкетирование родителей, вновь прибывших детей

Родители вновь прибывших детей

Определение причин неблагоприятно сложившихся новообразований, форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения у детей;

Создание у родителей активной установки на психокоррекционную работу.

Родители всех возрастных групп

В течении учебного года

Родители всех возрастных групп

Родители всех возрастных групп

Родители детей подготовительной к школе гркппы

Родители всех возрастных групп

Психодиагностика личности родителей

Родители всех возрастных групп

В течении учебного года по запросу родителей или воспитателей

Психолого-педагогическое обследование родитель-ребенок-психолог

Родители всех возрастных групп

В течении учебного года по запросу родителей или воспитателей

Родители всех возрастных групп

В течении учебного года по запросу родителей или воспитателей

Психопрофилактика.

Психопрофилактическая деятельность с воспитанниками.

С кем проводится/возраст

Вновь прибывшие дети

В течении учебного года

Отслеживание динамики социально-личностного развития

Все возрастные группы

В течении учебного года

Проведение занятий с песком, направленных на развитие коммуникативных способностей, на формирование нравственных норм, развитие тактильной чувствительности, социального интеллекта

Средняя, старшая и подготовительная группы

Проведение занятий с использованием арттехнологий, направленных на стимулирование установления открытого, доверительного, доброжелательного отношения с социумом

Психопрофилактическая деятельность с педагогическим коллективом

С кем проводится/возраст

Занятия, направленные на психологическую поддержку педагогов, поиск ресурса профилактики синдрома профессиональной усталости и преодоление деструктивного воздействия внешних и внутренних факторов системы образования, а также позитивное восприятие педагогической профессии

Психопрофилактическая деятельность с родителями (законными представителями)

С кем проводится/возраст

Тренинговые занятия с родителями (законными представителями) по оптимизации детско-родительских отношений и обучению навыкам по развитию познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка

Родители всех возрастных групп

Родители детей подготовительной к школе группы

Коррекционная и развивающая работа.

Коррекционная и развивающая деятельность с воспитанниками

С кем проводится/возраст

Психологическое сопровождение процесса адаптации. Проведение адаптационных игр и упражнений

Игры и упражнения направленные на развитие навыков общения, межличностных отношений и эмоциональной сферы

Группы набираются по результатам диагностики

Подгрупповая и индивидуальная

Групповые коррекционные и развивающие занятия на развитие познавательных возможностей

Старшая и подготовительная группы

Развивающие игры и упражнения, направленные на формирование психологической готовности детей к школьному обучению

Подготовительная к школе группа

Коррекционные игры и упражнения , направленные на преодоление сложностей в эмоционально- личностной и познавательной сферах

Группы набираются по результатам диагностики

Проведение коррекционных занятий на снижение агрессивных форм поведения у дошкольников

Группы набираются по результатам диагностики

Проведение коррекционных занятий на снижение тревожности у дошкольников

Группы набираются по результатам диагностики

Средняя, старшая и подготовительная группы

В течении учебного года, не менее14 занятий для подгруппы

Разработка индивидуальных образовательных маршрутов(коррекция познавательной и эмоционально-личностной сфер) детей.

Средняя, старшая и подготовительная группы

По результатам диагностического обследования

В течении учебного года, не менее14 занятий для подгруппы

Коррекционная и развивающая деятельность с педагогическим коллективом

С кем проводится/возраст

Коррекционно-развивающие занятия, направленные на улучшение психологического самочувствия воспитателей в ДОУ

Коррекционная и развивающая деятельность с родителями (законными представителями)

С кем проводится/возраст

Родители вновь прибывших детей

Родители всех возрастных групп

Психологическое консультирование.

Психологическое консультирование педагогов

С кем проводится/возраст

Консультации с воспитателями по результатам экспресс - диагностики познавательных процессов

Групповая консультация с педагогами по результатам диагностики эмоционального состояния детей в дошкольном учреждении

Групповая консультация с педагогами по результатам социометрического исследования

Индивидуальные консультации для педагогов по возникшим вопросам

В течении учебного года

Психологическое консультирование родителей (законных представителей)

С кем проводится/возраст

Родители младшей группы

Индивидуальные консультации по результатам диагностики интеллектуального, психологического развития и эмоциональной сферы ребенка

Родители всех возрастных групп

Родители всех возрастных групп

Индивидуальная, по подгруппам

Индивидуальные консультации по результатам психологической готовности детей к школе

Родители подготовительной к школе группы

Индивидуальные консультации с родителями по вопросам воспитания и обучения

Родители всех возрастных групп

В течении учебного года

Психологическое просвещение.

Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов в форме семинаров, конференций, практикумов для педагогического коллектива по темам:

Результаты мотивационной готовности к школе.

Психологические основы взаимодействия с семьей. Формы и цели взаимодействия ДОУ и семьи. Наиболее типичные ошибки семейного воспитания.

Особенности построения воспитательно-образовательного процесса с учетом гендерных различий дошкольников.

Проведение систематизированного психологического просвещения родителей (законных представителей) в форме консультаций на сайте ДОУ, уголка педагога-психолога в приемных групп, в форме памяток по темам:

Проблемы адаптации к детскому саду. Адаптация: мама тоже идет в детский сад.

Какие игрушки нужны детям. Развивающая предметно-пространственная среда дома для детей дошкольного возраста.

Роль семьи в воспитании ребенка.

Супружеские отношения и их влияние на воспитательную атмосферу семьи .

Как научить ребенка управлять своим поведением.

Поможем рукам стать трудолюбивыми. Таланты детей находятся на кончиках пальцев.

Развитие мелкой моторики дошкольников.

Возрастные особенности дошкольников.

Кризисные периоды в дошкольном детстве.

Внимание – гиперактивный ребенок!

«Давайте жить дружно! – конфликты с детьми.

Положительные эмоции и их значение в жизни дошкольника.

Капризы и упрямство детей дошкольного возраста.

Организационно-методическая работа.

Название организационно-методической работы

Сроки выполнения

Участие в конкурсах ДОУ, муниципальных и региональных конкурсах и фестивалях

В соответствии с планом работы Методического центра

Планирование деятельности, ведение отчетной документации

Посещение и выступление на методических объединениях педагогов-психологов

В соответствии с планом Методического центра

Выступление на педсоветах, педагогических часах

В соответствии с планом работы ДОУ

Выступление на общих и групповых родительских собраний

В соответствии с планом работы ДОУ

Подготовка материалов на информационные стенды

В соответствии с планом работы педагога-психолога

Разработка рекомендаций, памяток и буклетов

В соответствии с планом работы педагога-психолога

Подготовка и размещение информационного материала на интернет-сайт дошкольного учреждения

В соответствии с планом работы педагога-психолога

Формирование и систематизация банка методик и литературы по детской психологии.

Оптимизация развивающей среды в комнате педагога-психолога

Обобщение результатов обследований, составление таблиц, бланков. Разработка индивидуальных коррекционно-развивающих программ.

Дети сидят за жёлтыми столами

Индивидуальность ребёнка во многом определяется пластичность психики малыша, то есть неодинаковостью развития у детей психики. Изучением этих особенностей и коррекцией возможных нарушений в детском саду занимается педагог-психолог. Иными словами, суть его работы заключается в создании условий для комфортного проживания ребёнком периода дошкольного детства с учётом индивидуальных особенностей развития малыша. Рассмотрим методику подготовки и проведения психологических занятий в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).

Суть деятельности психолога в ДОУ

Педагог-детский психолог — это специалист узкого профиля, который занимается с ребятами, не имеющими (!) отклонений в сфере психики, с целью совершенствования их психологических функций. Психолог не ставит диагноз по результатам своей деятельности, он только составляет условный прогноз развития малыша, а также в случае необходимости рекомендует пройти консультацию у психиатра, логопеда или невролога.

Педагог показывает детям рисунок с космосом

Педагог-психолог работает со здоровыми детьми, отслеживая гармоничность их психического развития

Несколько слов о терминологии

Деятельность педагога-психолога затрагивает несколько понятий психологии, из которых наиболее значимыми в контексте работы с детьми являются психологические функции. Это организованные психофизиологические процессы, к которым относятся

  • память;
  • мышление;
  • речь;
  • воображение;
  • восприятие.

Цели и задачи занятий по психологии в детском саду

Миссия занятий по психологии сводится к следующим позициям:

  • развивать психологические функции малышей;
  • способствовать созданию положительного микроклимата в группе (в том числе и определить характер взаимоотношений ребёнка с воспитателями, сверстниками, а также помочь детям первой младшей группы адаптироваться к новым условиям и помочь ребятам подготовительной группы настроиться на новый этап жизни — обучение в школе);
  • оценить психологические качества малышей (морально-этические установки, характер устанавливаемых взаимоотношений с окружающими, притязания, стереотипы, мировоззрение);
  • диагностировать уровень интеллектуального развития детей;
  • заниматься психологическим просвещением семей воспитанников (через беседы, проведение семинаров, дискуссий, организацию совместных с детьми проектов или участие в открытых занятиях).

Задачи проведения в детском саду занятий с психологом варьируются в зависимости от возраста подопечных.

Девочки на экране выставляют жёлтые смайлики

Педагог-психолог диагностирует разные уровни развития малышей, в том числе и интеллектуальный

Таблица: задачи проведения занятий по психологии с детьми разного возраста

  • создавать условия для саморегуляции малышей через прослушивание сказок, музыки, просмотра мультфильмов;
  • формировать позитивный эмоциональный настрой во время пребывания в детском саду.
  • развивать сферу познания;
  • развивать навыки коммуникации и, как следствие, умение работать в группе;
  • повышать самооценку за счёт создания условий для проявлений индивидуальности, к примеру, дети создают рисунки на свободную тему;
  • тренировать психологические качества;
  • формировать эмоционально-выразительные жесты, мимику;
  • учиться преодолевать застенчивость, нерешительность;
  • отрабатывать координацию движений.
  • развивать сферу познания;
  • учиться передавать чувства в эмоциях;
  • осваивать навык вербализации ощущений (к примеру, после похвалы или после того, как мама отругала);
  • практиковаться в разрешении конфликтных ситуациях.
  • развивать сферу познания;
  • воспитывать в малышах чувство принадлежности к группе (через использование групповых форм работы);
  • практиковаться в словесном разрешении конфликтов (путём рассмотрения условных ситуаций);
  • учиться описывать свои переживания словами;
  • сбалансировать представления ребёнка о признании в социуме (не всегда делать в угоду других, но и не проявлять эгоизм).

Формы психологических занятий в ДОУ

В практике работы детских садов в зависимости от принципа классификации, положенного в основу, проводится целый ряд форм занятий по психологии.

Педагог сидит за столом с девочками

Форма занятия выбирается педагогом под тему и проблему, которая, возможно, есть в коллективе детей

Таблица: классификация форм занятий по психологии

Читайте также: