Что в этих изменениях говорит об укреплении центральной власти кратко

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Открьiтьiй урок

по истории

Тема: Первые Романовы

Цель: 1. Объяснить, что избрание царя Михаила Романова на Земском соборе – прогрессивное историческое событие.

2. Воспитывать патриотические чувства на примерах народных героев.

Тип урока: комбинированный

Класс: 10

Учитель: Самоделова Л. В., учитель истории и обществознания МБОУ Углеродовской СОШ

Ход урока

I . Опрос по ранее изученному материалу и подготовка к изучению нового.

1. Слово учителя

2. Опрос по домашнему заданию

Игра -разминка “Историческое лото”

1598 г. – венчание на царство Б. Годунова

1605 г. – вхождение на престол Лжедмитрия I

1603 г. – восстание Хлопка

1606 г. – Возведение на престол Василия Шуйского

1609 г. – появление польской армии Сигизмунда III под Смоленском

1610 г. - семибоярщина

1611 г. – восстание в Москве против поляков

1612 г. – капитуляция поляков

1613 г. – венчание на царствование Михаила Федоровича

Письменный опрос

2. В каком городе 4 месяца отбивались от царской армии осажденные войска И. Болотникова.

3. Кто возглавил Первое ополчение?

4. Представители каких социальных групп вошли в “Совет всея земли”, созданный Вторым ополчением.

(духовенства, Боярской думы, дворян, посадских людей)

5. Где формировалось Второе ополчение? Какую цель оно перед собой ставило? Кто возглавил его?

(в Нижнем Новгороде)

6. Что послужило причиной убийства Ляпунова?

(грамота о возвращении домой беглых крестьян и истребление казаков)

7. Почему восстание Болотникова называют гражданской войной?

Кроссворд (с. 69 - тетрадь) (ученик работает у доски)

Что такое гражданская война, интервенция, народное ополчение?

Почему и в чем проявился подъём национального самосознания народа в начале XVII века?

Каких народных героев того времени вы можете назвать? Что они совершили?

( Дети Сусанина получили царскую грамоту, по которой им теперь принадлежала земля, в окрестностях их села, половина деревни и другие выгоды. Жители этой деревни освобождались от всех податей и повинностей, стали белопашцами. А графиня Ростопчина посвятила ему стихи. )

( С осени 1642 г. и до февраля 1613 г. во главе народного ополчения и земского правительства стояли Минин, Пожарский и Трубецкой. С избранием царя их деятельность прекратилась. Но царь их заслуги отметил: Дмитрий Пожарский стал боярином, Кузьма Минин – думным дворянином с жалованием 200 рублей в год. А в 1615 г. царь пожаловал ему вотчину в Нижегородском уезде. Даже иностранцы не могли не оценить его гражданский подвиг. Один из них писал: “Если бы это случилось в какой-либо другой стране, то я убежден, что Кузьма Минин слышал бы, как поют ему стихи поэта Еврипида: “Гражданин может стяжать высшую похвалу и честь тем, что, не щадя не имущества, ни крови ради своего Отечества, был готов умереть за него ” )

Характеристика исторических личностей по схеме:

(работа выполняется по группам)

1. Исторические условия, в которых происходит деятельность личности.

2. Задачи, которые он стремится решить и методы их решения.

Интересы какого класса выражает.

Значение его личных качеств.

Оценка результатов деятельности личности.

II – Борис Годунов

III – Василий Шуйский

II. Работа по изучению и обсуждению нового материала

Рассказ учителя.

Итак, в январе 1613 года Земский собор избрал нового царя. Это был молодой, неполных 17 лет Михаил Федорович Романов. Этот боярский род известен с 14 века. Первый достоверный предок – Андрей Иванович Кобыла. У него было 5 сыновей, давших начало родам Шереметевых, Кокаревых, Захарьиных и Романовых. Возвышение фамилии относится к 1547 году. Иван 4 взял в жены Анастасию Романову. В1598 году племянник Анастасии Федор Никитич Романов (будущий патриарх Филарет) назывался кандидатом на престол. Но этому не суждено было осуществиться. С помощью интриг Бориса Годунова Федор Романов был сослан в Сибирь, насильно подстрижен в монахи под именем Филарет. Его освободил Лжедмитрий и оставил у себя. А с 1611 года – он в плену у поляков. И в момент коронации своего сына на царский престол он также был в заточении.

В 1619 году после длительных переговоров и уступок поляки прекратили свои притязания на российский престол и отпустили Филарета. Дальше Михаил Федорович царствовал вместе со своим отцом. В грамотах их имена стояли рядом. Умер Михаил Федорович в возрасте 49 лет. В16 лет начал царствовать и его сын Алексей Михайлович . Умер он также рано, в возрасте 47 лет.

III . Работа по группам.

1 группа – состав, порядок формирования и функции Боярской Думы . Сравнить с Боярской Думой при Иване 4 .

2 группа – Земский собор.

3 группа – центральное и местное управление – приказы.

Иван IV ( XVI век)

Созван первый Земский собор

Окончание деятельности Земского собора

Число приказов растет

Что в изменениях государственных органов говорит об укреплении центральной власти?

Можно ли назвать государственный строй России в 17 веке самодержавным? Почему?

Почему с приходом к власти Романовых в стране прекращается смута?

IV . Работа по учебнику.

В 1649 году на Земском соборе утвердили новое Соборное уложение. Чьи интересы прежде всего оно защищало?

-Что в нем говорится о крестьянах?

Что нового появилось в армии при первых Романовых?

Итог урока и домашнее задание.

- Почему избрание царем Михаила Федоровича было прогрессивным историческим событием?

роль и значение отдельных государственных органов? - Что в этих изменениях говорит об укреплении центральной власти?

Ответ или решение 1

Государство защищало интересы боярства, служилого сословия (дворянства), купечества, духовенства.

В России XVII века снижалось значение сословно-представительного органа власти - Земского собора. Если в 1613 году на нем избрали царя Михаила, то после 1649 года созывали редко, например, в 1685 году, перед заключением "Вечного мира" с Польшей. В XVII веке стало больше приказов, например, появились:

  • Сибирский.
  • Рейтарский.
  • Малороссийский.
  • Тайных дел.

Земские соборы во второй половине XVII века стали созываться редко, а это говорит об укреплении самодержавия.

10 класс Урок 26 Учитель истории МОУ СОШ №1 г.о. Звенигород Бортникова Т.И. Перв

№ слайда 1

10 класс Урок 26 Учитель истории МОУ СОШ №1 г.о. Звенигород Бортникова Т.И. Первые Романовы.

Цели урока: Повторить и обобщить ранее изученные знания о результатах правления

№ слайда 2

Цели урока: Повторить и обобщить ранее изученные знания о результатах правления первых царей династии Романовых по сферам жизни общества в ХVII веке, охарактеризовать новые тенденции в развитии Российского государства. ЗАДАЧИ УРОКА: Повторить и обобщить материал предыдущих уроков по политическому развитию России с 1613 по 1682 годы, выделить главные проблемы истории ХVII века. Продолжить формирование учебно-логических умений обобщать, анализировать, сравнивать, доказывать, оценивать исторические личности, события, явления общественной жизни. Способствовать воспитанию уважения учащихся к прошлому нашей страны. Совершенствовать коммуникативные навыки. Способствовать формированию навыков конструктивного сотрудничества и общения в процессе решения продуктивных и творческих задач.

 План изучения нового материала: Царь Михаил Фёдорович Царь Алексей Михайлович Ц

№ слайда 3

План изучения нового материала: Царь Михаил Фёдорович Царь Алексей Михайлович Царская власть Боярская дума Земские соборы Центральное управление Местное управление Соборное уложение 1649 г. Суд и армия

Расширяем словарный запас Боярская дума — высший совет при князе (с 1547 г

№ слайда 4

Расширяем словарный запас Боярская дума — высший совет при князе (с 1547 г. — при царе) в Русском государстве X — начала XVIII в. Деятельность Боярской думы носила законосовещательный характер. В Московском государстве членами Боярской думы были: бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки. Местничество — система распределения служебных мест в Русском государстве в XIV—XV вв. с учетом происхождения, служебного положения предков человека и его личных заслуг. Отменено в 1682 г. Пожилое — пошлина в России конца XV—XVII в., которую уплачивал крестьянин при уходе от своего владельца за неделю до и неделю после Юрьева дня (осеннего). Поместье — владение, получаемое князьями — дворянами за службу. Помещики — держатели поместий, дворяне. Приказы — центральные правительственные учреждения, ведающие отдельными отраслями великокняжеского управления.

Проблемное задание Какие новые явления можно отметить в политической жизни Росси

№ слайда 5

Проблемное задание Какие новые явления можно отметить в политической жизни России в XVII в.?

Царь Михаил Фёдорович Хотели выбрать не способнейшего, а удобнейшего. Так явился

№ слайда 6

Царь Михаил Фёдорович «Воротившийся из плена отец государев, возведенный в сан п

№ слайда 7

Царь Алексей Михайлович «Несмотря на свой пассивный характер, на свое добродушно

№ слайда 8

Царская власть «. Алексей, без сомнения, Государь, потому что повелевает всеми

№ слайда 9

Работа в группах 1 группа – состав, порядок формирования и функции Боярской Думы

№ слайда 10

Работа в группах 1 группа – состав, порядок формирования и функции Боярской Думы 2 группа – Земский собор 3 группа – центральное и местное управление Работая с материалом учебника, заполните сравнительную таблицу. Звено системы Старые черты политической системы Новые явления в политической системе Царская власть Боярская Дума Земский Собор Приказы Центральноеи местноеуправление

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИИ В XVII ВЕКЕ Что в изменениях государственных органов

№ слайда 11

Боярская Дума «Уже во время Смуты боярство и высшее дворянство несколько раз пыт

№ слайда 12

Земские соборы «Царствование Михаила было временем усиленной работы правительств

№ слайда 13

Соборное уложение 1649 года Необходимость правовой регламентации процессов разви

№ слайда 14

Этапы закрепощения крестьян в XV –XVII вв. Работа с документом с 271-272 Период

№ слайда 15

Соборное уложение 1649 года Вопросы и задания к документу: 1. Какие изменения

№ слайда 16

Соборное уложение 1649 года Вопросы и задания к документу: 1. Какие изменения в положении крестьян и посадских людей закрепило Соборное уложение? 2. Интересы каких слоев населения, на ваш взгляд, удовлетворяет Соборное уложение? 3. Опираясь на текст Соборного уложения, приведите аргументы, подтверждающие, что в России наметилась тенденция перехода к абсолютной монархии. Н.Ф. Некрасов Составление Соборного уложения при царе Алексее Михайловиче

Соборное уложение 1649 г. Окончательное юридическое оформление крепостного права

№ слайда 17

Соборное уложение 1649 г. Юридическое закрепление сложившейся социальной структу

№ слайда 18

Армия Воевода Полки нового строя - регулярная наемная армия, которая полностью п

№ слайда 19

Армия Воевода Полки нового строя - регулярная наемная армия, которая полностью подчиняется царю Пушкари Стрельцы Дворянское конное ополчение

Звено системы Старые черты политической системы Новые явления в политической сис

№ слайда 20

Проблемное задание Какие новые явления можно отметить в политической жизни Росси

№ слайда 21

Проблемное задание Какие новые явления можно отметить в политической жизни России в XVII в.?

Домашнее задание § 32, подготовить тезисы ответа по теме: «Укрепление центрально

№ слайда 22

Литература Сахаров А.Н., Буганов В.И., «История России с древнейших времён до ко

№ слайда 23

Интернет-источники http://www.rcoit.ru/elect_history/ancient_russia/16645/ http:

№ слайда 24

Правление первых Романовых

Романовых; сформировать представление о реформах государственного управления в

Романовых; сформировать представление о реформах государственного управления в

Повторение- мать ученья О ком идет речь? «Какая честь для нас, для всей

Повторение- мать ученья О ком идет речь? «Какая честь для нас, для всей

Повторение- мать ученья

Когда я прохожу мимо этого монумента…,что со мной тогда делается!

Когда я прохожу мимо этого монумента…,что со мной тогда делается!

О каком памятнике говорит В.Г. Белинский?
Чем прославились в русской истории Д. Пожарский и К. Минин?

Читайте также: