Исторический опыт создания и деятельности политических партий в странах запада кратко

Обновлено: 01.07.2024

Политические партии – это общественные организации, созданные с целью овладения политической властью и принятия участия в управлении государством.

Государственная политика рассматривается только в контексте партии либо межпартийных отношений, соответственно политические партии считаются ведущими субъектами политической деятельности. Понятие политической партии, как атрибута политического режима государства стало закономерным.

Первые политические партии имели вид общественного собрания, групп, которые вели борьбу за власть с целью изменения существующего государственного режима.

Первые партийные образования возникли в период античности:

Формирование политических партий более современного прототипа началось со времен буржуазных революций в конце 17 в. - начале 18 в. В США и странах Западной Европы партии возникали, как массовое гражданское движение, которое противостояло монархической абсолютной власти государства, и имели потенциал ограничить эту власть и влиять на нее. Это были узаконенные в государстве общественные институты, с помощью которого стало возможным реализовать все политические интересы общества с разнообразной формой политического участия граждан.

Готовые работы на аналогичную тему

Причины возникновения политических партий

Политическая партия является итогом взаимодействия общества и государства, формируя, таким образом, политические институты гражданского общества, которые находятся в оппозиции к государству, а также другим политическим объединениям. Формирование политических партий также обусловило развитие буржуазных отношений и зарождение демократии в политическом обществе, и, как следствие, возникновение политической борьбы третьего сословия.

М. Вебер возникновение и развитие политических партий разделил на три этапа, два из которых принято считать предысторией политических партий:

  • партии - аристократические группировки;
  • партии - политические клубы;
  • партии - массовые современные объединения граждан.

Аристократические группировки в большинстве случаев возникали при королевских дворах. Это было собрание некой группы политиков, имеющие общие взгляды, цели, принципы. Их составляли придворная знать, советники, чиновников. В условиях абсолютной жесткой монархии основной целью аристократических группировок являлась борьба за влияние, власть и титул.

Партии как политические клубы, сформированные в период перехода от феодализма к буржуазным отношениям, в период, когда общество нуждается в переменах. При этом условия создания полноценной политической партии еще не готовы.

Первые прототипы современных политических партий появились в периоды буржуазных революций. Тогда и произошло начальное формирование определенной формы борьбы за власть. Организация политических партий в России произошла на рубеже XIX - XX вв. Первая Российская партия была сформирована в 1898 г. Это была социал-демократическая рабочая партия (РСДРП), чуть позже преобразованная в партию эсеров.

В основном все первые политические партии были буржуазными, их целью являлось свержение феодального строя и овладение абсолютной властью. В процессе развития общества появляются массовые политические движения, которые представляют интересы разных социальных слоев и классов. Название партии, как правило, определяет, какой именно слой населения представляет партия (например, Буржуазно-демократическая партия, Рабочая партия, Аграрная партия, Партия пенсионеров).

В области политологии и правоведения используются разные определения понятия политических партий, которое делают возможным применять все это многообразие согласно возникающей ситуации. Кроме того, любое из рассматриваемых определений не может разбираться отдельно от исторического контекста, политического уклада государства, в рамках которого партии принимают непосредственное участие в реализации власти и идеологических позиций авторов. Одно из первых определений политической партии принадлежит английскому политику и философу 18 в. Эдмунду Бёрку.

Политическая партия – это объединение единомышленников, которые, опираясь на личные принципы, стремятся продвигать общенациональный интерес.

Политические партии зарубежных стран

В конце 19 в. начале 20 в. Исследователь из Германии В. Хасбах рассматривал партию немного в другом ключе.

Партия – это некий союз людей, имеющих одинаковые политические взгляды, цели, стремящиеся к завоеванию политической власти для ее использования в процессе реализации личных интересов.

Немецкий социолог Макс Вебер, немного по-другому интерпретировал понятие партии.

Партия – общественные организации по привлечению избирательских голосов, которые, в свою очередь опираются на добровольное вступление членов своего объединения и ставящие целью завоевание власти для своего руководства и обеспечения своим активным участникам соответствующих условий как материального, так и духовного характера с целью последующего получения материальной выгоды и прочих привилегий.

Сущность политических партий может определяться посредством использования нескольких подходов:

  • Рассмотрение партии в качестве группы людей, которые придерживаются единых политических взглядов. Б. Констан.
  • Рассмотрение политической партии в качестве транслятора интересов определенных классов населения. К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин.
  • Партия воспринимается как организация, действующая в системе государства. Данную трактовку предложил современный французский политолог Морис Дюверже, которая изначально звучит как объединение людей, имеющее собственную структуру, а также прочное, существующее продолжительное время, социальное объединение, ставящее перед собой цель овладения учреждениями государственной власти.
  • Понимание партии с точки зрения исполняемых ею функций.

Достаточно существенные различия, иногда даже откровенные противоречия просматриваются в оценке места, роли и перспектив партии как ключевого политического института во взглядах мыслителей и ученых в течении всего периода существования партий. Даже такой знаменитый мыслитель, как Ж. Ж. Руссо, учитывая концепцию общего договора и государства, как изъявителя воли общественности, нелестно отзывался о всевозможных партийных объединениях, которые выражают интересы узкого круга, что в свою очередь разрушительно влияет на государственный механизм и общую волю. Он отмечал, что наличие партий провоцирует длительные дебаты и разногласия в общественно политической жизни.

Многие отцы основатели США также имели крайне негативное отношение к партиям и считали их откровенно ненужными. Особо ярым противником партий был и первый президент США Джордж Вашингтон.

Процесс партийного строительства

До момента возникновения парламентаризма в политических партиях больше видели источник кризисов, силу противостоящую государству и разрушающую его целостность. Формирование и последующее развитие представительной демократии, когда важнейшим средством репрезентации социального в политической системе стали кадровые и массовые политические партии, способствовало признанию партий положительным элементом гражданского общества, посредством которого граждане реализуют свои политические права и свободы, а государство взаимодействует с общественными структурами.

Только после утверждения всеобщего избирательного права и качественного расширения прав парламента удалось сформировать современное понимание политической партии, в которой она рассматривается как один из видов общественных объединений, ставящий основной целью оказание доминирующего влияния на власть государства.

Официально, а именно в политической науке, широкую известность приобрела периодизация возникновения партий, которую предложил М. Вебер.

16-17 века

Этап возникновения и функционирования аристократических котерий в Западной Европе. Данные аристократические группировки объединяли немногочисленных представителей политической элиты и послужили прототипами современных политических партий.

Этап формирования политических клубов – элитных партий. В сущности, они являли собой в большей степени малочисленные дискуссионные клубы, и не были похожи на отдельные политические ячейки, которые ориентируются на привлечение граждан к активной деятельности, имеют влияние не только в узких кругах, но и в жизненно важных сферах общественной жизни. Данный вид партий принято называть исторически первым типом партий.

Характерной чертой для элитных политических партий является неустойчивый членский состав. В объединение чаще всего входили представители наиболее образованных слоев общества, которые занимали господствующее положение в политических и экономических областях.

Поскольку в данный исторический период присутствовали серьезные избирательные цензы, прежде всего имущественные, это оказывало влияние на довольно безразличное отношение к избирательным кампаниям. В руках членов элитных политических партий нередко были сосредоточены и средства массовой информации в виде ежедневных, еженедельных газет и журналов, постоянно набирающих популярность.

Ускорили процесс партийного строительства во Франции великая революция 1789 года. В данный период политические группировки создавались не только как депутатские, но и в качестве массовых организаций, в число членов которых могли входить и депутаты, и простые активисты.

В политических клубах, в процессе дискуссий вырабатывалась идеология и политическая ориентация объединений. Некоторые клубы могли иметь и религиозную сеть.

Начало 20 века

В данный период активно формировались и осуществляли свою деятельность массовые партии, одной из которых была либеральная партия в Англии, которая постоянно осуществляла свою деятельность и в отличие от объединения консерваторов изначально позиционировалась как внепарламентская организация при поддержке рабочего движения, а уже позже получила статус парламентской.

Также массовыми партиями были рабочие и социал-демократические партии, которые сформировались и укрепили свое положение в последней трети 19 века.

Стоит отметить, что нередко решающую роль в создании подобных партий играли профсоюзы и прочие объединения рабочих неполитического характера. В Англии в роли таких организаций выступали профсоюзы, в Швеции – профсоюзы и организации рабочих за трезвость, в Германии – Рабочий союз.

Влияние всеобщего избирательного права на возникновение партий

Развитие индустриального общества с его социально-классовой дифференциацией и углублением конфликта между социальными группами спровоцировало возникновение массовых партий, которые становились одновременно связующим звеном между социальными группами и механизмом рекрутирования политического персонала для государственных структур.

В качестве основных причин формирования массовых партий можно отметить становление парламентских объединений и групп поддержки, а также повсеместное распространение всеобщего избирательного права. Изначально партии вели активную деятельность только во время избирательных кампаний, они не обладали постоянно функционирующими местными организациями, не проводили съездов или конференций на регулярной основе, а их последователи не имели прямой связи с партийной дисциплиной. Каждая из партий создавалась с целью обеспечения защиты интересов конкретных категорий или слоев населения.

Возрастание значимости выборов, развитие избирательного права провоцирует к более внимательному, в рамках партии, отношению к формированию устойчивого членского состава, борьбу за его расширение, с ориентацией на конкретные группы избирателей.

Массовые партии оформляют свою политику согласно определенной идее, формируют собственные средства массовой информации. Их называют теперь мобилизационными партиями, поскольку они способны организовывать большие группы людей и направлять их на разрешение крупных социальных, политических и экономических проблем.

Партии имеют собственную программу, систему целей, которую активно продвигают и защищают. Теперь организация имеет более разветвленную структуру, а на ее членов накладываются определенные обязательства, также формируются нормы поведения.

В качестве одной из важнейших функций партии можно выделить формирование политической элиты, которая осуществляет государственную власть и руководит всевозможными жизненными сферами общества, которые подконтрольны государству. В некоторых странах грани между партиями и другими политическими объединениями носят размытый характер и нередко даже полностью отсутствуют.

В конституциях некоторых государств отсутствует понятие политической партии. В этих основополагающих документах определяются только цели и задачи партий:

Многопартийность – это способ формирования политических структур, которые призваны выражать и защищать интересы конкретных слоев населения. Таким образом, многопартийность является не целью, а средством или инструментом представительства гражданской воли.

Не всегда множественность партии выражается в многопартийности, которая характеризуется рядом определенных признаков. В первую очередь партии должны являть собой часть общества, класса или социального слоя, наиболее полно выражая их стремления и потребности. Важным условием функционирования многопартийности можно назвать сформировавшийся механизм правового регулирования взаимоотношений между партиями и структурами государственной власти, между партиями и обществом.

Первоначально политические партии в их современном по­нимании появились в Европе в период буржуазных революций. Потребность в новом политическом институте была обусловлена самим характером политических перемен.

На смену королевскому суверенитету пришел суверенитет народа, произвол абсолютист­ской власти стал заменяться демократическим народным предста­вительством, т. е. системой власти народа, реализуемой через вы­борных представителей. Вот тут-то и понадобились политические партии. Логика борьбы за представительские мандаты подтолкну­ла сторонников различных взглядов объединяться в партии. При этом можно говорить о формировании двух лагерей: тех, кто пытался отстаивать прежние порядки, привилегии монарха и фе­одалов, с одной стороны, и тех, кто выступал за политические свободы, права человека и равноправие — с другой. На данном этапе политические партии, естественно, были еще малочислен­ными и маловлиятельными. Не имея необходимого опыта, они ог­раничивались вспомогательной ролью, не претендуя на лидерство в политическом процессе.

Со временем, однако, ситуация начала быстро меняться. Факторами быстрого развития партий стали: усложнение со­циальной структуры общества; обострение социальных проти­воречий и, как следствие, вовлечение в политику все более широ­ких слоев и категорий населения; усложнение самого государствен­ного механизма, общее повышение регулирующей роли государства; бурное экономическое развитие регионов, обусловившее появление специфических региональных интересов, требовавших своей за­щиты; техническое развитие средств коммуникации, привед­шее к информационному взрыву, что вывело возможности партий­ной деятельности на принципиально новый уровень. В итоге по­литические партии изменились и количественно, и качественно. К концу XIX в. значительно расширился спектр представляемых ими политических сил и, главное, формирование ведущих инсти­тутов власти на партийной основе фактически стало общеприня­той нормой.

Политические партии уверенно и твердо заняли свою нишу в политической и государственной жизни, правда, все еще оставаясь при этом с точки зрения закона лишь одной из разно - видностей общественных организаций.

Качественно новым этапом в развитии политических партий можно считать середину XX века. Резко возросшие роль и значе­ние политических партий подтолкнули законодателя к кон­ституционному регулированию их статуса, свидетельством чего могут служить, в частности, первые послевоенные конституции (Франции, Италии, Японии и др.). Несколько позже — в 60-е годы — в большинстве зарубежных стран стали появляться спе­циальные законы о политических партиях, развивающие и под­тверждающие их специфику по отношению к другим обществен­ным организациям, признавая за ними особое место и значение. Другими словами, политические партии получили признание де- юре, стали конституционно-правовыминститутом. Был раз­работан детальный правовой регламент порядка создания и дея­тельности политических партий, что, в свою очередь, не могло не содействовать дальнейшему укреплению их позиций. Полити­ческие партии стали, по определению многих российских и зару­бежных исследователей, органической, т. е. неотъемлемой, час­тью государственного механизма. Последнее означает, что без по­литических партий функционирование современного государства в зарубежных странах, полное и эффективное осуществление им своих функций, по сути дела, невозможно.

Наконец, укажем на еще один современный этап развития политических партий в зарубежных странах. В 70—80-е годы за­конодатель ввел институт государственного финансирования по­литических партий, т. е. выделения им денег из государственного бюджета. Это решение в известной мере логично, если принимать во внимание сказанное выше: раз политические партии имеют столь высокое значение для жизнедеятельности государства, то последнее должно позаботиться об их финансовом обеспечении.

У данной проблемы, правда, есть своя оборотная сторона: при этом неизбежно затрагивается природа политических партий как общественных организаций, начинает прослеживаться тенден­ция к их известному огосударствлению.

А это, в конечном счете, может отразиться на самой способности политических партий ус­пешно выполнять свои основные функции. Подробнее данный воп­рос будет рассмотрен ниже. Сейчас же отметим лишь одно: данное решение имеет свои плюсы и минусы. Потому-то государственное финансирование политических партий вводится в политико-пра­вовую практику зарубежных стран осторожно, существует на со­временном этапе не повсеместно, и, главное, нигде не покрывает всех финансовых потребностей политических партий, оставляя для них возможность и необходимость поиска традиционных для всех политических партий частных источников финансирования.

В работах западных и российских исследователей наряду с изложенной точкой зрения о резком возрастании роли и значения политических партий можно встретить и диаметрально противо­положные взгляды — о значительном падении влияния полити­ческих партий, об оттеснении их на второстепенные позиции, об их кризисе и чуть ли даже не смерти. Данные оценки, разумеет­ся, нельзя не учитывать. Тем более что они — как это может показаться ни парадоксально на первый взгляд — вполне совмес­тимы с вышеизложенным. Все зависит от того, под каким углом зрения анализировать политическую реальность, каковы приори­теты и исходная специализация исследователя.

Об относительном падении роли политических партий гово­рят преимущественно социологи и политологи и их точка зрения вполне оправданна. С середины XX века у политических партий появились мощные конкуренты — различные группы давления, лоббисты и пр. Все активнее политикой стали заниматься пред­принимательские союзы. Быстро развиваются прямые и обрат­ные, явные и скрытые взаимосвязи между бизнесом и полити­кой, что привело даже к появлению новых терминов — "полити­ческие инвестиции", "политический бизнес" и др. Политические партии потеряли свою былую монополию в политике. Этот факт бесспорен. Однако это никак не отражается и не может отразить­ся на роли и функциях партий в жизнедеятельности государствен­ных институтов власти (правительства, парламента и др.). Тут у них конкурентов по-прежнему нет. Потому-то исследователи, ана­лизирующие данный срез политико-правовой реальности, — юри­сты, специалисты в области конституционного права — не могут не делать вывода о возрастании роли политических партий.

Сегодня основными идеологическими доктринами в мире являются консерватизм, либерализм, социал-демократизм. Раньше политические партии четко конкретизировали свою принадлежность к одному из течений. В последние десятилетия в программах многих партий индустриально развитых стран есть более или менее, но явное сочетание социал-демократических, либеральных и консервативных элементов. Данная смесь различных программ позволяет приспособить интересы различных слоев населения и общественных объединений под эгидой одной партии, используя наиболее сильные положения из либерализма (например, свобода предпринимательства), консерватизма (приверженность традициям), социал-демократизма (социальная защита граждан). Данная тенденция приводит к изменениям как социальной ориентации самих партий, так и партийных пристрастий избирателей.

Прикрепленные файлы: 1 файл

КОПИЯ 3.1 Становление и правовой статусДокумент Microsoft Office Word.docx

нденции развития партий и партийных систем в странах Западной Европы и США на современном этапе

На современном этапе развитие политических партий характеризуется целым рядом особенности как организационного, так и идеологического характера.

Сегодня основными идеологическими доктринами в мире являются консерватизм, либерализм, социал-демократизм. Раньше политические партии четко конкретизировали свою принадлежность к одному из течений. В последние десятилетия в программах многих партий индустриально развитых стран есть более или менее, но явное сочетание социал-демократических, либеральных и консервативных элементов. Данная смесь различных программ позволяет приспособить интересы различных слоев населения и общественных объединений под эгидой одной партии, используя наиболее сильные положения из либерализма (например, свобода предпринимательства), консерватизма (приверженность традициям), социал-демократизма (социальная защита граждан). Данная тенденция приводит к изменениям как социальной ориентации самих партий, так и партийных пристрастий избирателей.

В истории индустриально развитых стран существовала более или менее тесная связь между характером голосования различных групп избирателей и их социально-классовым положением в обществе. Как правило, неимущие слои населения голосовали за партии левой направленности, а более обеспеченные слои - за правые. В США это была Демократическая и Республиканская партии. В Западной Европе дело обстояло несколько сложнее, но все-таки малоимущие и рабочие классы так же склонялись к социал-демократам и остальным левым, а обеспеченные слои к консервативным и иным правым.

В последние два десятилетия в этом плане и в США, и в странах Западной Европы наблюдаются заметные изменения. Пропадает связь между голосованием за какую-либо партию и социально-классовой принадлежности проголосовавшего. Растущее число низкодоходных слоев населения голосует за партии либеральной и консервативной ориентации, а представители средних слоев - за социал-демократические и другие левые партии. Это со всей очевидностью показали результаты выборов последних лет в ряде стран Западной Европы и США, где значительную часть электората консервативных партий составили представители профсоюзов, включая и так называемые "синие воротнички" (рабочие).

В свою очередь, у большинства партий наблюдается тенденция ориентирования не просто на традиционно "свои", четко очерченные группы избирателей, а на разнородный по своему составу электорат, на который претендуют и другие партии. В результате большинство крупных политических партий, в том числе и социал- демократических, по сути дела, перестали быть сугубо классовыми и превратились, по их собственному определению, в так называемые "народные партии", или "партии для всех", претендующие на представительство всех слоев населения.

Первыми с претензией на статус "народной" выступили христианско- демократические партии (например. Австрийская народная партия, Христианско-демократический союз (ХДС) в Германии и др.). Первоначально эти партии возникли как реакция против секуляризации важнейших сторон общественной жизни и отделения церкви от государства. Но после второй мировой войны в их программах уже не акцентируется вопрос о вероисповедании. Так, в свое время канцлер Г. Коль отмечал, что партия не связывает себя с каким бы то ни было вероисповеданием или церковным институтом, а народный характер ХДС подтверждается тем фактом, что в ней в органическом единстве объединились христианско-социальные, консервативные и либеральные силы страны.

"Народными" провозгласили себя многие социалистические и социал-демократические партии. Одной из первых это сделала Социал-демократическая партия Германии (СДПГ). В 1959 г. СДПГ приняла программу, в которой был зафиксирован отказ от марксизма и идеи классовой борьбы. СДПГ превратилась из организации преимущественно рабочего класса в партию рабочих и средних слоев. В настоящее время особенно силен в ней вес технической интеллигенции, представителей предпринимательских кругов, молодежи.

В целом можно выделить три характерные тенденции современного развития партий в Германии на общефедеральном уровне. Во-первых, происходит обусловленная интересами обеспечения максимальной поддержки электората на выборах эволюция партийных структур в так называемые "народные", или массовые, партии, что приводит к усилению стирания принципиальных идеологических различий между ними. Во-вторых, образуется специфический "партийный аппарат" и класс партийного истэблишмента, состоящий из профессиональных политиков руководящего звена, в возрастающей степени контролирующих внутрипартийные процессы и представляющих партийные организации во внешних сношениях. Наконец, за счет стабилизирующих и контрольных механизмов избирательного и парламентского законодательства осуществляется ограничение доступа новых и нетрадиционных партий к эффективному участию в формировании и функционировании государственных органов. Система конкуренции партии трансформируется в конечном счете в конкуренцию партий системы. Доминирование в политическом процессе этаблированных партий в условиях действия избирательной системы персонализированных пропорциональных выборов по партийным спискам при установленном пятипроцентном барьере и существующей системе "канцлерского правления" привело к сужению "партийного ландшафта" до двух руководящих партийный течений: с одной стороны, "правого" союза Христианско-Демократической Партии и Христианско-Социальной Партии (поддерживаемого более мелкой Партией Свободных Демократов), с другой - "левой" Социально-Демократической Партии, попеременно принимающих на себя роль соответственно парламентского большинства и оппозиции. В такой ситуации мало что меняет то обстоятельство, что, как утверждают эмпирические подсчеты, в период на начало 90-х годов в ФРГ в разное время были созданы и существовали около 175 партий, а число группировок, идентифицировавших себя с партиями, измерялось 500 организациями. Чередующаяся передача правительственной ответственности от одного политического лагеря к другому, которая не привела к какой-либо радикальной или хотя бы принципиальной смене политическою курса в рамках действующей системы в целом, объясняет и данных условиях высокую степень политической стабильности современной Германии [пс и пп, 34].

Республиканская и Демократическая партии США, в отличие от многих европейских партий, очевидно, с самого начала действовали как партии "для всех". По своему социальному составу обе они являются конгломератами разнородных, зачастую противоборствующих друг с другом социально-политических группировок. Причем состав и соотношение различных компонентов в социальной базе двух партий в каждый конкретный исторический период существенно меняются в зависимости от социально-экономических и общественно-политических факторов.

Концепция "народной партии" вынуждает все партии как левой, так и правой ориентации сформулировать свои позиции по множеству разнообразных вопросов, чтобы привлекать на свою сторону новые группы и избирателей путем включения в программу соответствующих требований [сувалова, 23].

Имеет место тенденция к расширению спектра партийно-политических альтернатив, возрастанию влияния новых социальных движений и экологических партий, которые в совокупности создают большие проблемы для "укоренившихся", традиционных партий. Идейно-политические позиции и партийно- политические предпочтения избирателей на современном этапе серьезно колеблются. Для населения стали характерны довольно резкие переходы от одних партий к другим, с либеральных позиций на правоконсервативные, с консервативных - на социал-демократические и наоборот. Это свидетельствует об увеличении независимости ("автономии") избирателей по отношению к партиям. К тому же, по данным ряда исследований, в целом ослабевает приверженность избирателей крупным традиционным партиям. Большую роль в этом процессе играют современные средства массовой информации, которые непосредственно влияют на общественное мнение и зачастую создают имидж того или иного партийного лидера, всей его партии.

Сомнения в способности партий решать стоящие перед обществом проблемы порождают феномен так называемого "негативного голосования", т.е. голосования не за того, кому надо оказать поддержку, а против того, кто отвергается (голосование не "за", а "против"). Так, по мнению многих наблюдателей, важную роль с точки зрения результатов президентских выборов в США в 1980 г. сыграл "негативный фактор", т.е. желание избавиться от президента Дж. Картера. Согласно опросу общественного мнения, проведенному незадолго до выборов, 43% избирателей заявили, что, отдавая свои голоса малоизвестному в тот период Р. Рейгану, они фактически голосуют не за Р. Рейгана, а против Дж. Картера и его политики. В 80-е гг. этот феномен особенно отчетливо проявился в европейских странах, где правящие партии вынуждены были уступить власть оппозиционным не в силу изменения партийно- политических предпочтений избирателей, а в результате негативного отношения к партиям, стоящим у власти. Аналогичная ситуация наблюдается в последние десятилетия и на постсоветском пространстве.

По мнению большинства американских аналитиков, в последние десятилетия в США неуклонно убывала партийная приверженность. Помимо естественного процесса - изменений возрастного, социального, расового состава электората двух партий происходило общее снижение их популярности. Всё меньше американцев готовы заявить о своей партийной приверженности. И даже наличие партийных предпочтений не является больше гарантом того или иного решения. На выборах, прежде всего президентских, избиратели всё более связывают свои проблемы с конкретным кандидатом, вне зависимости от его партийной принадлежности. Так, одной из основных особенностей американских внутриполитических процессов последних 20 лет ушедшего века стало так называемое "раздвоенное, голосование", т.е. поддержка одним и тем же избирателем кандидатов от разных партий на разные выборные должности в один и тот же выборный год.

Как уже отмечалось ранее, партийная система США не предполагает массового членства и связанной с ним партийной дисциплины. Партии не только не контролируют своих сторонников, но и не ведут постоянного учёта тех, кто их поддерживает. Партийная принадлежность в такой системе - неформальный акт или некий знак политических взглядов конкретного человека.

Однако в последние десятилетия американцы в своём большинстве воспринимают партийные предпочтения скорее как удобную систему политических координат. Сегодня они всё чаще называют партийную принадлежность попыткой подавить индивидуальность и настаивают на том, что избиратели голосуют за личность, а не за партию. По статистике Центра политических исследований Мичиганского университета, в 1958 г. 19% граждан назвало себя "независимыми", а в 80-х годах их уже было больше 38% [Журавлева, 67].

Такое отношение можно объяснить ростом сознания индивида, что на фоне усиления влияния Интернета и создаваемого им нового измерения пространства - виртуальности, способствовало персонализации политики. Эта тенденция переплетается с ещё одной - усилением партийной бюрократии. По мере институционализации и укрепления влияния в государственном механизме партии превратились в тяжелую бюрократическую машину, которая воспринимается населением уже как элемент большой государственной машины, далёкой от повседневных нужд американцев. Сочетание этих тенденций привело к ослаблению эмоционально-психологической связи партий и индивида.

Между тем настроения граждан как всегда оказались непредсказуемыми. Несмотря на критическое настроение общества в отношении партий, в 1990-х годах происходит парадоксальный рост числа ярых сторонников обеих партий, что продемонстрировали последние три президентские кампании. В результате американские исследователи стали говорить о новой тенденции в американской социально-политической системе - разделении общества и правительства по партийному признаку на два почти равных по численности лагеря.

Сегодня политические предпочтения граждан практически полностью поделились между демократами и республиканцами. Партии подошли настолько близко друг к другу по своей популярности в обществе, что малейшее изменение в выборе граждан может нарушить существующий сегодня хрупкий баланс сил. При этом центральным вопросом, определяющим предпочтения американцев и соотношение партий в обществе и институтах власти, стал культурный вопрос. Партии и общество разделились именно по этому блоку. Сегодня культура определяет образ жизни граждан, затрагивая целый круг вопросов - от решений государством социальных проблем до американского изоляционизма и активного участия США в мировых процессах.

Культурный блок был вынесен на передний план самими же партиями, которые с 1952 г., потеряв способность устанавливать безраздельный контроль одной из них в обществе и в политической системе, начали гонку за преобладание. Первыми попытку вернуть себе роль абсолютных лидеров, используя социокультурные вопросы, предприняли демократы в период президентств Дж. Кеннеди и Л. Джонсона. Их программа национального изобилия была направлена, прежде всего на тех, кто выпал из системы, особенно на афроамериканцев, расовые меньшинства и женщин.

Так в противостоянии демократов и республиканцев экономические вопросы, бывшие исторически на первом плане, сменил культурно-социальный аспект развития общества, разделив избирателей на белых и чёрных, а не только на бедных и богатых.

Демократы не добились длительного доминирования, но с новой остротой вывели на передний план проблему расовых различий. Рейгановские республиканцы в 1984 г. подхватили начинание демократов, окрасив социокультурный блок в религиозные тона. Социокультурная политика окончательно потеснила классовую, найдя свое дальнейшее выражение в предвыборной программе "Новых демократов" Клинтона, направленной, прежде всего, на женщин, расовые и этнические меньшинства, иммигрантов и бедные слои населения. Выборы 2000 г. отразили противостояние космополитичной и модернистской Америки в лице А. Гора и консервативной и религиозной - в лице Дж. Буша-младшего. Перевес одной из сторон оказался очень незначительным, так же сложилось и соотношение сил в Конгрессе после выборов 2002 года.

В настоящее время страну можно условно поделить на красно-республиканский центр, юг и юго-запад и сине- демократические штаты Атлантического и Тихоокеанского побережья. Республиканский блок состоит в основном из белых евангелистов, фермеров, южан и белых семейных мужчин. Демократический блок формируют в основном афроамериканцы, испаноязычное население, женщины с высшим образованием, малорелигиозное белое население, особенно с восточного и западного побережья, и профсоюзы.

Читайте также: