Что тревожит кабаниху и дикого в поведении молодых людей подвластного им города калинова кратко

Обновлено: 02.07.2024

В городе власть принадлежит вовсе не городничему, а купцам, которые благодаря своим связям и прибыли смогли получить поддержку вышестоящих органов власти. Они издеваются над мещанами и обманывают простых обывателей. В тексте произведения этот образ воплощён в Савле Прокофьевиче Диком, немолодом купце, который держит всех в страхе, даёт взаймы под огромные проценты и обманывает других купцов. В Калинове о его жестокости ходят легенды. Никто, кроме Кудряща, не может ответить Дикому подобающим образом, и купец активно этим пользуется. Он самоутверждается путём унижения и издёвок, а ощущение безнаказанности только повышает степень жестокости. «Уже такого ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать ещё!

Как видно из приведённых выше примеров, сходства и различия у Кабанихи и Дикого есть. Но больше всего их роднит ощущение вседозволенности и непоколебимая уверенность в том, что именно так всё и должно быть.

Дикой жаден и жесток. Он бессмысленно буйствует, издевается над домашними, которые его боятся. Он постоянно придирается к своему племяннику Борису, которому должен отдать часть бабушкиного наследства, если тот будет к нему почтителен. Естественно, он не хочет расставаться с деньгами.
Кабаниха всеми силами пытается сохранить патриархальные традиции и пытается научить детей их соблюдать (кстати, из любви к детям!) , чтобы те не выглядели смешными. как некоторые их сверстники, которые ничего не умеют делать по правилам.

Главная тема в произведении Александра Николаевича Островского — это "самодурство", царствующее в вымышленном городе Калинове: "самодурство опирается на толстой мошне, которую называют “божиим благословением”. В произведении показано, как деньги могут решать все, а власть принадлежать тем, у кого больше капитала. Яркими представителями самодурства является Марфа Игнатьевна Кабанова и Савел Прокофьевич Дикой

Богачи Калинова, Дикой и Кабаниха, вогнали в страх не только своих работников, но и родных. Они считают, что основа семейной жизни — это традиции: “Смешно смотреть-то даже на них!”, ”Ничего-то не знают, никакого порядку.

Проститься-то путём не умеют”. большинство жителей этого города вынуждены существовать в условиях деспотизма.


Савел Прокофьич управляет, кричит, ругается с своим племянником, а Борис не способен ни защитить себя, ни Катерину. Между собой "самодуры" общаются как хорошие друзья. Но Дикой все же понимает,что Марфа Игнатьевна богаче, чем он, поэтому в её присутствии ведет себя тихо и миролюбиво. Но чтобы точнее понять образ "самодуров", рассмотрим их по отдельности.

Кабаниха пытается казаться доброй и искренней и выставляет себя в роли жертвы, но, на самом деле, она хладнокровная и лицемерная старуха.


Дикой-это зажиточный купец и влиятельное лицо в городе. Он грубый и бесцеремонный, агрессивный и прямолинейный. Савел Прокофьевич унижает простых жителей Калинова, которые не могут ему ответить, тем самым самоутверждается за счет калиновцев. Но при встрече с человеков выше по статусу Дикого, купец отступает. Савел Прокофьич безграмотен: "Какое ещё там елетричество. ”. Жизненная цель Дикого больше капиталу накопить и поэтому недоплачивает рабочим по какой-нибудь копейке на человека, а у него из этого тысячи составляются”.

Таким образом, мы видим бездействие людей. Они невольно помогают осуществлению “самодурства” в этом типичном провинциальном городке на Волге,а богачи Калинова, решив, что они обладают властью, начали устанавливать свои негласные правила и порядки. Меня поразила бессердечность самодуров Калинова. Нежелание расставаться с своим капиталом преобладает над честностью и справедливостью. В Калинове царят невежество и старинные традиции, а главная ценность — это деньги. Но Катерина не хочет быть как остальные калиновцы, поэтому она совершает самоубийство, в надежде что-то изменить. Но пьеса заканчивается и все остаётся прежним.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Идейно – тематическое сопоставление произведений разных эпох .

Основная цель занятия: формирование умения сравнительного анализа идейно-тематического содержания произведений XIX – XX в., объединенных общей тематикой.

Н.Островский и А.Вампилов обращаются к одной проблеме, но решают ее по-разному. Наша задача – проанализировать развитие темы поколений в каждом из произведений и выявить, как раскрывает ее каждый из авторов.

Работа над пьесой Островского строится на основе вопросов :

1.Изучая список действующих лиц, следует распределить героев по возрасту: молодые и старые.

Старшее поколение – С.П.Дикой, М.И.Кабанова

Молодое поколение – Борис, Тихон, Катерина, Варвара, Кудряш.

Вывод. Дикой — ругатель, грубиян, чувствует свою власть над людьми, самодур

Общий вывод. Дикой – самый богатый и знатный человек в городе. Капитал развязывает ему руки, дает возможность беспрепятственно куражиться над бедными и материально зависимыми от него людьми. Кабаниха страшнее Дикого, так как ее поведение лицемерно. Дикой — ругатель, самодур, но все его действия открыты. Кабаниха, прикрываясь религией и заботой о других, подавляет волю. Она больше всего боится, что кто-то станет жить своей волей.

3. Что общего у Катерины с молодыми героями драмы и чем она от них отличается?

Можно ли назвать их отношения духовными?

(Нет, так как между ними нет никакого понимания, теплоты, любви.)

Отличаются ли Бусыгин и Сильва от других персонажей первой картины первого действия?

Как вы думаете, почему во второй картине первого действия автор переходит к изображению внутрисемейных отношений?

(Автору важно показать, на чем основываются отношения внутри семьи, как относятся друг к другу родные по крови люди. Сохранились ли между ними чуткость, доверие, сострадание друг к другу? Ведь с исчезновением этих качеств в семье начинается духовная глухота и разобщенность людей в целом.)

(Самые близкие, кровными узами связанные люди – далеки друг от друга, озлоблены, заняты каждый собою. Сарафанов хочет помочь сыну, но делает это неумело, нелепо. Нина постоянно задирает Васеньку, оскорбляет его чувство к Макарской. Постоянные скандалы, непонимание друг друга, выяснение отношений, затаенная боль Сарафанова-отца. Нине девятнадцать лет, Васенька - еще школьник, а атмосфера в семье гнетущая, истеричная, невыносимо-безрадостная. Стремление Васеньки и Нины Сарафановых уехать, а честнее, сбежать из дому, желание вырваться на свободу объяснимо. Извечная тема отцов и детей!

«Н и н а. …Ты что, не знаешь, что я уезжаю?
В а с е н ь к а. Я тоже уезжаю.

Н и н а (присев). Слушай, Васька… Гад ты, и больше никто. Взяла бы тебя и убила.
В а с е н ь к а. Я тебя не трогаю, и ты меня не трожь.

Почему Бусыгин, имея возможность скрыться, убежать из дома Сарафановых, остается с ними. Ведь тепло и ночлег, ради которых они пошли на обман, получены?

Бусыгин. Этот папаша - святой человек.

Сильва. Да, здорово ты его напаял. Просто красиво.

Бусыгин. Нет уж, не дай-то бог обманывать того, кто верит каждому твоему слову. Идем.

В первой картине второго действия разговор о семейных отношениях продолжается. Автор касается взаимоотношений между мужьями и женами. Ведут этот разговор женщины: Наташа Макарская и Нина. Почему женщины? ( Они будущие жены – хранительницы дома, семьи.)

Как относится к браку Макарская?

(Наташа работает секретарем в суде. Она наблюдает огромное количество разводов, поэтому не верит в счастливый брак, в существование хороших мужей, не хочет выходить замуж. Ее устраивают легкие, ни к чему не обязывающие отношения.)

Чем отличается от Наташиной позиция Нины?

(Она хочет выйти замуж, сама выбрала будущего мужа, ясно видит его достоинства и недостатки.)

Что объединяет Нину с Наташей?

(Отсутствие любви: Макарская отвергает влюбленного в нее юношу, Нина не любит своего избранника.)

Очевидно, что человеколюбие Сарафанова не принимается молодыми. Даже женщина, смысл существования которой заключается в любви, отказывается от нее, не понимает, что человеческая жизнь основывается на взаимной любви людей друг к другу).

Вторая картина второго действия открывается песней Сильвы. В чем заключается ее скрытый смысл?

(Отцу больно смотреть на детей, которые перестали любить друг друга, исчезли законы человеколюбия.)

Эти законы исчезли полностью из жизни Сильвы. Докажите свое согласие или несогласие с этим утверждением. Почему Сильва утратил благородство, совесть, человеколюбие, кто в этом виноват?

Автор заставляет задуматься о связи поколений, об ответственности старшего поколения за тех, кто будет жить после них. Он как бы заставляет вспомнить о благородстве, совести, о человеческих семейных отношениях. По мысли автора, от отца наследуется прочная духовная основа, высокие нравственные ориентиры, которые должны помогать людям жить.

Похожи ли на Сильву остальные молодые люди?

Наташа не изменится. Духовно она не близка Сарафановым.

Володя Бусыгин, Нина, Васенька все-таки не утратили любви к людям. Докажем это.

Сарафанов говорит, что любит Володю больше других. Что сближает этих, по сути чужих, людей?

Младшего Сарафанова автор не случайно называет иронично-ласково Васенькой. Он слишком юн, пылок и горяч. Но его отчаянная любовь к Макарской разве не проявление характера отца?

( Если бы не появился Бусыгин, назвавшийся старшим сыном Сарафанова, семья могла бы разрушиться. Бусыгин как некая весомая сила, которая вносит лад в несчастливый дом, связывает оборванные нити. Он стал скрепляющей духовной силой, которая оказалась очень важна в семье. Духовные связи между людьми оказываются выше кровных, родственных связей.)

Нина: Сегодня…я поняла, что я папина дочка. Мы все в папу. У нас один характер.

Сарафанов: Вы все мои дети…

В рамках бытовой пьесы А.Островский и А.Вампилов создают сложный конфликт между людьми разных поколений. Но Вампилов, в отличие от Островского, далек от трагического пафоса. Он преобразует трагедию в мелодраму со счастливым концом. Его пьеса добра, в ней рождаются счастливые превращения и обретения, а не разрывы и утраты.

Читайте также: