Арт терапия как средство адаптации детей раннего возраста в доу
Обновлено: 05.07.2024
Автор: Огнева Юлия Сергеевна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: г.о. Первоуральск
Наименование материала: Статья
Тема: Арт-терапия как средство для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Арт-терапия как средство для успешной адаптации детей раннего
возраста к условиям ДОУ
На сегодняшний день существует вопрос, который волнует многих
родителей, отдающих своего ребенка в детский сад: «Как же пройдет
большое значение. Ведь от того, насколько успешно пройдет адаптация,
зависит психологическое состояние малыша, и соответственно, состояние его
волнующихся родителей. Впервые придя в детский сад, ребенок любого
возраста испытывает стресс, иногда затягивающийся на продолжительное
время и переходящий в тяжелую форму адаптации.
Период адаптации – серьезное
испытание для ребенка, так как
вызванные адаптацией стрессовые
эмоциональное состояние детей.
адаптация – это приспособление или привыкание
организма к новой обстановке, а детский сад, для ребенка – это ничто иное,
как новое, еще неизвестное пространство, с новым окружением и новыми
О трудностях адаптационного периода говорили и отечественные, и
зарубежные педагоги и психологи, такие как Н. М. Аксарина, М.Р. Битянова,
Ж. Пиаже, Э. Эриксон и многие другие. Анализируя деятельность
дошкольных учреждений в период адаптации можно заметить,
проблема одна из наиболее трудно решаемых.
На помощь педагогам, педагогам-психологам ДОУ в обозначенный ранее
период приходит одно из направлений психологии – арт-терапия.
переживать, осознавать какую-либо ситуацию наиболее удобным для
психики ребенка способом.
Для работы с детьми дошкольного возраста специалисты используют
несколько видов арт-терапии. К числу наиболее часто используемых
- изотерапия (использование различных форм рисования, включая
лепку, роспись, рисунок);
- библиотерапия (исцеление при помощи книг);
- имаготерапия (работа с театральными образами);
Рассмотрим некоторые виды арт-терапии и их формы, которые можно
использовать в процессе адаптации с детьми раннего возраста в детском
- игротерапия – это игры на знакомство; игры на общение; игры с
предметами; игры по сказке; игры с песком и водой; игры с конструктором;
- изотерапия – это рисование пальчиками; рисование ладошками; печать
поролоном; восковые мелки; акварель; отпечатки листьев; рисунки из
ладошки; рисование ватными палочками; рисование песком; монотипия;
- сказкотерапия – это инсценированние сказок; чтения или обсуждения
самой сказки; знакомство с образными выражениями; подведение к умению
- песочная терапия – это конструирование из песка; рисование песком и на
песке; экспериментирование; оставление узоров на песке; создание картин на
песке и “песочного мира; создание песочных композиций.
Для того чтобы определить уровень адаптации ребенка к детскому саду
можно использовать авторскую диагностику М. В. Корепановой, Е. В.
дошкольной образовательной организации.
Для определения успешности адаптационного периода,
следующие критерии: общий эмоциональный фон поведения, познавательная
и игровая деятельность, взаимоотношения со взрослыми, взаимоотношения с
детьми, реакция на изменение привычной ситуации.
Данная диагностика, учитывая сложность приспособления к новым
условиям и к новой деятельности детей раннего возраста, предусматривает
способствующие адаптации ребенка
учреждению либо, наоборот, мешающие ей или ее замедляющие.
Эта диагностика имеет два аспекта: биологический и психологический.
Биологический аспект, включает приспособление к устойчивым и
изменяющимся условиям среды (температуре, освещенности и т. д., а также к
изменениям в организме, например заболеванию, смена режима дня. Вместе
с тем у ребенка обнаруживаются способности к произвольной психической
регуляции некоторых биологических процессов и состояний, что расширяет
его адаптационные возможности.
Психологический аспект подразумевает приспособление ребенка как
личности к жизни в обществе в соответствии с нормами этого общества и с
Психологическая адаптация осуществляется
ценностей данного общества (как в широком смысле, так и применительно к
проявления обнаруживаются, прежде всего, во взаимодействии ребенка с
Важнейшим средством достижения
психологической адаптации является
образование и воспитание.
Учитывая данные аспекты, необходимо проводить раннюю диагностику
образовательной организации. Она поможет целенаправленно организовать
жизнь, как младшего, так и старшего дошкольника в детском саду, найти
правильный и безболезненный способ приспособления ребенка к новым
условиям, сформировать у него навыки общения со сверстниками и, в итоге,
положительное отношение к детскому саду.
Таким образом, чтобы адаптация
ребенка к детскому саду прошла
успешно, необходим метод положительного психологического воздействия.
Таким методом, как мы выяснили, является арт-терапия, так как
современный метод положительного психологического воздействия, цель
которого – поддержания и укрепления душевного баланса малыша. В основе
этого психологического метода лежит как медицинская практика,
разностороннее художественное творчество: рисование, визуализация, лепка,
Проблема адаптации детей к детскому саду на современном этапе очень высока. Только придя в детский сад, ребенок испытывает сильнейший стресс, который иногда затягивается на несколько месяцев, переходя в тяжелую форму адаптации. С одной стороны, существующие экономические отношения вынуждают большинство родителей сразу после рождения ребенка выходить на работу, с другой - все шире распространяющийся личностно-ориентировочный подход к детям не допускает безразличного отношения к проблемам маленького человека, с трудом принимающего жизнь в новых условиях детского сада. Адаптационный период для ребёнка серьезное испытание, вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей.
Так как адаптация – это приспособление или привыкание организма к новой обстановке и поэтому для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.
О трудностях адаптационного периода говорили и отечественные, и зарубежные исследователи, такие как Н. М. Аксарина, Н. Д. Ватутина, Ганс Селье, но Теплюк С. проанализировав деятельность дошкольных учреждений в период адаптации выявила, что эта проблема - одна из трудно решаемых. Хотя цель каждого дошкольного образовательного учреждения – адаптировать личность ребенка к социуму, и в каком бы возрасте ребенок не пришел впервые в детский сад, для него это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить.
В данном случае необходим метод положительного психологического воздействия, с целью поддержания и укрепления душевного баланса малыша.
Самым оптимальным подходом в обеспечении адаптации детей раннего возраста можно считать творческий подход, раскрывающий особенности личности и индивидуальности каждого ребенка. [4]
Таким современным методом является арт-терапия. Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.
Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания в процессе восприятия и создания продуктов искусства, творческой деятельности.
Арт-терапия, как профессиональная деятельность, – сравнительно новая область науки и практики, однако то, что художественная деятельность обладает целительным эффектом. [1]
Арт-терапия, самый продуктивный и незаменимый способ психологической работы с детьми и сегодня Арт-терапия считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых педагогами. Так как, существует и педагогическое направление арт-терапии, задачи, которой развитие коррекции, воспитание и социализация.
Арт-терапия в детском саду – это путь к психологическому здоровью ребенка. Разнообразные занятия искусством способствуют развитию творческих способностей ребенка, формированию у него правильного мировоззрения и позитивного мировосприятия. В процессе детского творчества, раскрывается внутренний мир ребенка. [2]
Используя арт-терапию в работе с детьми, мы стремимся достичь следующих целей: формирование высокого жизненного тонуса и гармоничных отношений с окружающим миром, развития взаимопонимания между детьми, а также между ребенком и взрослыми. Мы учим ребенка самовыражению, умению управлять своими чувствами, переживаниями, эмоциями.
В конечном итоге использование метода арт-терапии способствует развитию мышления, логики, воображения, памяти, внимания, речи, мелкой моторики, творческих способностей, навыков успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, ну и, конечно же, отличному самочувствию ребенка.
Арт-терапию применительно к образованию следует рассматривать как синтез нескольких областей научного знания, как совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих (креативных) проявлений ребенка осуществить его эффективное личностное развитие.
Так как, соприкасаясь с искусством в разных его проявлениях, ребенок избавляется от психических напряжений, стрессов, общение с прекрасным дает ему возможность успокоиться, научиться быть сосредоточенным, внимательным и жить в гармонии с самим собой, следовательно, намного легче и безболезненнее адаптироваться к новым условиям детского сада. [3]
В процессе адаптации детей к детскому саду можно использовать этюды и игры с элементами арт-терапии. Эффективность воздействия этих упражнений, этюдов и игр на детей значительно повышается, если они сопровождаются музыкой и рисованием, в одном совместной деятельности сочетаются разные виды воздействия. В основе создания продуктов деятельности в процессе арттерапии лежит система побуждений, где основным является, выражение субъектом своих чувств, переживаний во внешней форме; стремление понять и разобраться в том, что происходит в своем внутреннем мире; удовлетворение потребности в общении с другими людьми через продукт своей деятельности; познание окружающего мира через символизацию его в особой форме, конструирование мира (в виде рисунков, историй, сказок, поделок). Различные виды арт-терапии предоставляют возможность самовыражения, самопознания и позволяют личности подняться на более высокую ступень своего развития.
Рассмотрим некоторые виды арт-терапии и их формы, которые можно использовать в процессе адаптации с детьми раннего возраста в детском саду :
игротерапия - это игры на знакомство; игры на общение; игры с предметами; игры по сказке; игры с песком и водой; игры с конструктором;
изотерапия - это рисование пальчиками; рисование ладошками; печать поролоном; восковые мелки; акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; рисование песком; монотипия;
сказкотерапия - это инсценированние сказок; чтения или обсуждения самой сказки; знакомство с образными выражениями; подведение к умению выразительно интонировать реплики героев; передавать ритмизацией движения героев сказок; угадывать по выразительному исполнению эмоциональные ситуации;
песочная терапия - это конструирование из песка; рисование песком и на песке; экспериментирование; оставление узоров на песке; создание картин на песке и “песочного мира; создание песочных композиций и “секретов”.[1]
Цель, которой определить уровень адаптации детей к дошкольной образовательной организации.
Для определения успешности адаптационного периода, используются следующие критерии: общий эмоциональный фон поведения, познавательная и игровая деятельность, взаимоотношения со взрослыми, взаимоотношения с детьми, реакция на изменение привычной ситуации.
Данная диагностика, учитывая сложность приспособления к новым условиям и к новой деятельности детей раннего возраста, предусматривает все факторы, способствующие адаптации ребенка к дошкольному учреждению либо, наоборот, мешающие ей или ее замедляющие.
Эта диагностика имеет два аспекта: биологический и психологический.
Биологический аспект, включает приспособление к устойчивым и изменяющимся условиям среды (температуре, освещенности и т. д., а также к изменениям в организме, например заболеванию, смена режима дня. Вместе с тем у ребенка обнаруживаются способности к произвольной психической регуляции некоторых биологических процессов и состояний, что расширяет его адаптационные возможности.
Психологический аспект подразумевает приспособление ребенка как личности к жизни в обществе в соответствии с нормами этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами. Психологическая адаптация осуществляется путем усвоения норм и ценностей данного общества (как в широком смысле, так и применительно к ближайшему социальному окружению в группе детского сада). Ее проявления обнаруживаются, прежде всего, во взаимодействии ребенка с окружающими людьми и его активной деятельности. Важнейшим средством достижения психологической адаптации является образование и воспитание.
Учитывая данные аспекты, необходимо проводить раннюю диагностику адаптированности ребенка к условиям дошкольной образовательной организации. Она поможет целенаправленно организовать жизнь, как младшего, так и старшего дошкольника в детском саду, найти правильный и безболезненный способ приспособления ребенка к новым условиям, сформировать у него навыки общения со сверстниками и, в итоге, положительное отношение к детскому саду. [5]
Таким образом, чтобы адаптировать ребенка к детскому саду, необходим метод положительного психологического воздействия, таким методом является Арт-терапия, так как арт-терапия – не просто красивое и модное слово, а прежде всего, это современный метод положительного психологического воздействия, с целью поддержания и укрепления душевного баланса малыша. В основе этого психологического метода лежит как медицинская практика, так и разностороннее художественное творчество: рисование, визуализация, лепка, монотипия, музыка, аудиальное развитие, литература и др., что позволяет создать наиболее эффективные условия для успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
1. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми : Руководство для детских психологов, педагогов, врачей. – СПб. : Изд-во: Речь,2008 г.
2. Левченко И. Ю. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании. – M. : Изд-во: Академия, 2001.
3. Свистовская Е. Е., Копытин А. И. Арт-терапия детей и подростков. –М. : Когито-Центр, 2010 г.
4. Теплюк С. Улыбка малыша в период адаптации / Дошкольное воспитание. 2006.
Дидактические игры для адаптации детей в группах раннего возраста Заминева Валентина Павловна, Воспитатель высшей категории МБДОУ ДС №332 г. Челябинска Ранний возраст - это период быстрого формирования.
Дидактические игры для адаптации детей в группах раннего возраста Ранний возраст - это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Изменение социальной среды.
Игровое оборудование в период адаптации к ДОУ детей раннего возраста Игровое оборудование в период адаптации к ДОУ детей раннего возраста 1 слайд Адаптация к детскому саду — очень сложный период для многих.
Создание условий для адаптации детей в группе раннего возраста Чтобы период привыкания к детскому саду прошел быстрее, прежде всего, необходимо создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок.
Театрализованная деятельность детей раннего дошкольного возраста, как средство к успешной адаптации в ДОУ Шишина Ольга Николаевна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
- Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
- Повысим гибкость и раскованность в общении
Описание презентации по отдельным слайдам:
Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Цель каждого дошкольного образовательного учреждения - адаптировать личность ребенка к социуму, и в каком бы возрасте ребенок не пришел впервые в детский сад, для него это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить.
Арт-терапия - это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности. Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания в процессе восприятия и создания продуктов искусства, творческой деятельности.
Арт-терапия в детском саду - это путь к психологическому здоровью ребенка. Разнообразные занятия искусством способствуют развитию творческих способностей ребенка, формированию у него правильного мировоззрения и позитивного мировосприятия. В процессе детского творчества, раскрывается внутренний мир ребенка.
Виды арт-терапии и их формы Игротерапия - это игры на знакомство; игры на общение; игры с предметами; игры по сказке; игры с песком и водой; игры с конструктором; Изотерапия - это рисование пальчиками; рисование ладошками; печать поролоном; восковые мелки; акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; рисование песком; монотипия; Сказкотерапия - это инсценированние сказок; чтения или обсуждения самой сказки; знакомство с образными выражениями; подведение к умению выразительно интонировать реплики героев; передавать ритмизацией движения героев сказок; угадывать по выразительному исполнению эмоциональные ситуации; Песочная терапия - это конструирование из песка; рисование песком и на песке; экспериментирование; оставление узоров на песке; создание картин на песке и “песочного мира; создание песочных композиций и “секретов”.
Главная Адаптация
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ АРТ-ТЕРАПИИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ДОУ
воспитатели МБДОУ д/с №17 г. Белгорода
Аннотация:
В статье пойдёт речь об особенностях использования в работе с детьми раннего возраста арт-терапевтических методов. Использование элементов арт – терапии позволяет сократить сроки адаптации малышей.
Адаптация, ранний возраст, арт-терапия.
Поступление ребенка в дошкольное учреждение – процесс сложный и для самого малыша, и для родителей. Жизнь ребенка в ДОУ существенным образом меняется: определенный режим дня, отсутствие родителей, новые требования к поведению, другой стиль общения, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного. Всё это обрушивается на малыша одновременно, создавая для него стрессовое переживание.
Необходимо смягчить ситуацию, чтобы не допустить, проявления невротических реакций (капризы, страхи, отказ от еды, от общения с окружающими, заболеваниям), необходимо вводить разного вида инновационные технологии, созданными в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Современная образовательная программа ДОУ направлена на организацию образовательного процесса, ориентированного на личность воспитанника, а педагогический процесс ориентирован на обеспечение развития каждого ребёнка, сохранение его уникальности и создание возможностей раскрытия способностей.
Дети сейчас очень активные, чувствительные, гибкие и требуют индивидуальной
Чтобы привыкание ребенка к детскому саду было максимально безболезненным, необходимо создать в группе атмосферу тепла, уюта и любви, помощи и заботы. Самым оптимальным подходом в обеспечении успешной адаптации детей раннего возраста можно считать творческий подход, раскрывающий особенности личности и индивидуальности каждого ребенка.
В адаптационный период в работе с детьми можно использовать следующие элементы арт — терапии:
- Игротерапия. Игры на знакомство; игры на общение; игры с предметами; игры по сказке; игры с песком и водой; игры с конструктором.
Эффективность воздействия этих игр и упражнений на детей значительно повышается, если они сопровождаются музыкой и рисованием, в одной совместной деятельности сочетаются разные виды воздействия. Игротерапия используется для снижения напряженности, мышечных зажимов, тревожности, страхов и повышения уверенности в себе. Кроме того, игры готовят детей к взрослой жизни, помогают приобрести необходимые навыки.
- Изотерапия. Рисование пальчиками; рисование ладошками;
печать поролоном; восковые мелки; акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; рисование песком; монотипия.
- Сказкотерапия. Сказка позволяет в доступной форме постигать мир чувств, эмоций и переживаний. Чтение или обсуждения самой сказки; знакомство с образными выражениями; подведение к умению выразительно интонировать реплики героев; передавать ритмизацией движения героев сказок; угадывать по выразительному исполнению эмоциональные ситуации. Сказка дает возможность ребенку сравнивать себя с героем, понять, что у него есть такие же проблемы, как у героя сказки. Посредством сказочных образов, их действий, ребенок может найти выход из различных сложных ситуаций, увидеть пути решения возникших конфликтов, усвоить моральные нормы и ценности, различать добро и зло.
- Музыкотерапия. Музыка помогает детям войти в нужное эмоциональное состояние, осваивать мир человеческих чувств и переживаний.
Музыкальные игры и упражнения используются как средство развития слухового внимания, чувства ритма, координации движений. Участие в инсценировках песен, сказок, стихов дает возможность застенчивым, тревожным, мнительным детям развивать их творческие способности, проявлять свои личностные качества, стимулировать творческую активность.
- Танцевальная терапия. Занятия танцами способствуют развитию слухового внимания, чувства ритма, координации движений, а самое главное, развитию коммуникативных, социальных навыков.
- Пальчиковые игры. Пальчиковая гимнастика способствует снятию волнения, физического переутомления и улучшению эмоционального состояния ребенка, развивает внимание, память, мелкую моторику рук.
Использование элементов арт-терапии позволяет: Создать положительный эмоциональный настрой; Снять эмоциональное напряжение (это важно на начальном этапе адаптации); Снизить утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления; Повысить адаптационные способности ребенка к повседневной жизни ДОУ; Развивать воображение, навыки изобразительной деятельности художественных способностей в целом; Возможность обратиться к невысказанным фантазиям и желаниям ребенка.
В итоге использование современной технологии арт-терапии способствует ещё и развитию мышления, логики, воображения, памяти, внимания, речи, мелкой моторики, творческих способностей, навыков успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, ну и, конечно же, отличному самочувствию ребенка.
Список литературы:
1. Вахрамеев В.В. Арт-терапия. В сб. метод. материалов. – Череповец, 2014
Поступление ребёнка в детский сад –новый этап в его жизни: он отделяется от родителей и попадает в совершенно иные условия. Взрослые, сверстники, бытовая обстановка, еда, режим дня – всё кардинально отличается от того, что было дома, а главное – рядом нет мамы.
Состояние ребёнка отягощается душевным и физическим дискомфортом, он чувствует страх, что мама его не заберёт. Его переполняют беспокойство, одиночество и незащищённость.
В зависимости от наследственности, специфики развития в первые месяцы и годы жизни, характера воспитания адаптационные возможности детей кардинально отличаются: кто-то, переступив порог сада, чувствует себя там, как рыба в воде, кто-то привыкает через неделю посещения, а у кого-то состояние стабилизируется через две недели или месяц. Как показывает практика, быстрее привыкают те, кто громко плачет и протестует первое время, поскольку они освобождаются таким образом от эмоционального напряжения. Дети, переживающие тихо, подавленно, заболевают и их адаптация может растянуться очень надолго.
Подобная затянувшаяся адаптация ребёнка может привести к значительному отставанию в развитии и нанести колоссальный вред его психическому и физическому здоровью. Поэтому необходима своевременная психолого-педагогическая работа для профилактики возникновения психоэмоционального напряжения у детей, поступивших в детский сад.
Поскольку маленький ребёнок общается с миром на языке фантазии и игры, наиболее оптимальным подходом в обеспечении успешной адаптации детей раннего возраста является арт-терапия, целью которой является гармонизация эмоционального состояния ребёнка через творческое самовыражение в процессе восприятия и создания продуктов искусства.
Наиболее оптимальным видом арт-терапии в период адаптации является песочная терапия, в которой ребёнок может проигрывать с помощью игрушек травмирующую ситуацию и снизить таким образом тревогу и напряжение.
Да и само по себе соприкосновение детских рук с песком расслабляет, улучшает эмоциональное самочувствие.
Помимо педагогической песочницы размером 50х70 с песком, я в своей работе использую широкий поднос с разноцветной манной крупой. В нём дети рисуют пальчиками, выкладывают красивые картины из цветных камешков, счётных палочек, природных материалов и пр.
Так же я в период адаптации применяю изотерапию. Мы рисуем с детьми акварелью на мокрой бумаге, наблюдая за тем, как переливаются краски; рисуем солью, цветным песком, отпечатками овощей, цветными льдинками.
Ещё детям очень нравится рисовать на пене и наблюдать завораживающий танец красок в процессе рисования на молоке.
Таким образом, арт-терапия является очень эффективным средством благополучной адаптации в детском саду, поскольку дарит детям радость, успокаивает, помогает избавиться от эмоционального напряжения.
Ещё одним важным преимуществом арт-терапии в период адаптации является то, что она не требует от ребёнка обязательного вербального участия. Это имеет большое значение, поскольку многим детям первое время тяжело поддерживать коммуникацию с пока еще чужими им людьми и они предпочитают больше молчать. Терапевтическое творчество привлекает их своей необычностью, и помогает постепенно преодолеть эти коммуникативные трудности.
Благодаря арт-терапии период адаптации протекает в нашем саду увлекательно и благополучно.
Читайте также:
- 11 исследование патологии психической деятельности при шизофрении в школе ю ф полякова
- Беседа с детьми как дружить без ссоры в доу
- Проект доброта в детском саду в подготовительной
- Чем привлекает франция туристов кратко
- Какие санитарные требования предъявляются к содержанию теплового оборудования ответ кратко