Что такое жизненный выбор определение кратко

Обновлено: 30.06.2024

Каждый новый день сталкиваюсь с тем, что открываю для себя что-то новое в вопросе о том, что такое выбор человека. Ведь, хочу я того или нет, но принимать решения в своей жизни приходится практически каждую минуту. Правда, сам процесс осознания данного явления у меня всегда протекает почти незаметно для моего сознания.

Только когда до него доходит информация о полученных результатах, становится возможным судить о качестве принятых решений. Только оказывается, что количество положительных составляет не более 20 процентов от общего объема принятых решений. А так хочется, чтобы вне зависимости от уровня моего понимания в этом вопросе, любой мой выбор приводил к достижению поставленной цели.

Прекрасно понимаю, что достичь абсолютного успеха в этом деле невозможно в силу объективных причин. Но кое-что изменить в соотношении позитивных и негативных результатов от принятых решений все же можно. Думаю, что помочь в этом вопросе может дополнительная информация о природе выбора человека.

Так страшно выбирать

Мальчик пяти лет собирается пойти на улицу поиграть с друзьями. А родители уговаривают остаться дома, обещают побыть с ним, если он не пойдёт. У них на то свои причины. В этом возрасте ребенок не может выбрать: ему одинаково хочется и того, и другого. И какой бы он выбор не сделал — останется недоволен. Потому что родители редко выбирают время с ним поиграть. Потому что друзья за окном уже начали игру.

Девушка, окончив школу, должна сделать правильный выбор. Вся ее жизнь вращается вокруг музыки. Родители оплачивали музыкальную школу, купили инструменты, но не воспринимали это серьезно. Это — хобби. Так они считали. А теперь ей предлагают поступить на престижный экономический факультет. Это — блестящее будущее, хорошая зарплата, короткий рабочий день. Как быть? От этого выбора зависит целая жизнь.

Есть старая добрая притча про ослика, который очень хотел есть. Когда он оказался между едой и водой, то не мог понять, чего хочет больше. В итоге, ослик умер на месте от голода и жажды: не смог сделать правильный выбор. Как не стать таким осликом? Разберемся в вопросе детально.

Мнение социума

Основываясь на вышесказанном, можно сделать вывод: мнение общественности не должно влиять на ваш выбор.

Навязанные шаблоны и стереотипы

С детства мы приняли и усвоили массу шаблонов, которые на самом деле давно устарели или вовсе не имели ценности.

Вот несколько примеров.

Запреты

Запреты

Сильно влияют на выбор запреты. В детстве родители внушают детям: Не дружи с Сережей — это плохая компания. Родители мыслят стереотипами. Детей они хотят сделать такими же. Да, Сережа ведет себя дерзко, у него меньше этих самых шаблонов. Повзрослев, Сережа становится успешным человеком. А вы так и останетесь тем, кто не решился выйти во двор, чтобы поиграть с ним. Ибо — запрет.

Наших родителей так воспитывали. Они воспитывают так нас. Если не разрушить стереотипы, наши дети станут следующими в списке. Нужны ли запреты? Психологи говорят, что запрещать детям можно только то, что может угрожать их жизни.

  • Нельзя пить средство для мытья посуды.
  • Нельзя облизывать электрические розетки.
  • Нельзя прыгать с балкона с метлой между ног. Да, у Гарри Поттера прокатило, но у тебя точно не прокатит. Ибо — гравитация.

А все остальное — можно. Можно поиграть с Сережей.

Все это относится и к вам. Вам можно все. Вы можете сделать все, что хотите. И запреты не должны больше влиять на ваш выбор независимо от того, правильный он или нет.


Фазы становления человека

Согласно исследованиям известного ученого-психолога Карла Бюлера, человек в течение жизни переживает 5 фаз развития и становления. Именно на стыке этих периодов сложнее всего определить свой жизненный путь, поскольку психика перестраивается на новый лад. Однако к каждой фазе есть своя подсказка.

Первая ступень роста приходится на 16 лет и длится до 20 лет. Многие тогда и задумываются впервые, к чему они предназначены. Но согласно наблюдениям, это не лучшее время для активных действий. Здесь важнее внутренняя самоидентификация. Человек прямо или невольно выбирает свои ценности, которые очень долго будут определять его дела.

Третья фаза – период после 40 лет. Биологические ресурсы идут на спад, зато оживает духовность. В этот момент человек способен вдруг резко развернуть свою жизнь, полностью сменив приоритеты. Четвертая и пятая фазы – возраст от 50 до 55 лет и после 56 лет соответственно. Наступает социальная и физическая старость.

Однако в любом возрасте личность способна достичь очень многого. Особенно, если использует универсальный рецепт развития.

Недоверие к себе

Часто люди растут на этих шаблонах и запретах. Все за них решают родители. Такой ребенок не сможет сделать правильный выбор.

Возможно, установки влияют и на вас. С одной стороны, хочется прислушаться к родительскому мнению, поступить правильно. С другой — вы понимаете, что это не ваш путь. Но не решаетесь взять на себя ответственность. Потому что не пробовали. А пора попробовать.

Вы обязаны принимать решения самостоятельно. Чтобы потом не начать ненавидеть тех, кто был кукловодами и принимал неправильные решения за вас. Вы можете ошибаться, но это будут ваши ошибки. В вашей жизни. Если за вас принимают решения другие, вы проживаете не свою жизнь, а их. Избавьте их от такой ноши и возьмите бразды правления в собственные руки.


Что такое жизненный путь личности

Итак, под жизненным путем понимают процесс становления личности под воздействием социальных, политических, духовных и иных факторов, который длится на протяжении всей жизни человека.

На жизненный путь личности оказывают влияние 3 вида событий:

  1. События среды (события, которые не зависят от людей).
  2. События–поступки (поведение человека в зависимости от обстоятельств).
  3. События внутренней жизни (мысли и переживания, которые и формируют личность).

Психолог и философ Ш. Б. Бюлер в 1968 году выделила 5 фаз в жизни людей, которые являются своеобразными этапами жизненного пути:

  1. До 16 лет. Для этого периода жизненный путь еще не характерен. Личность человека только формируется, у него нет ни профессии, ни семьи, о выбранном жизненном пути говорить рано.
  2. С 16-20 до 23-30 лет. В этот период начинается жизненный путь личности. Люди уже предварительно понимают, чем хотят заниматься, начинают работать и искать себя в профессии, присматривают себе спутника жизни.
  3. С 25-30 до 45-50 лет. В эти годы у человека, как правило, уже есть семья и стабильная работа, он смог самореализоваться в семейной и профессиональной сферах. Личность знает чего хочет, ставит перед собой цели и добивается их.
  4. С 45-50 до 65-70 лет. Сложный период в жизни каждого человека, который характеризуется завершением профессиональной деятельности и сепарацией взрослых детей, вследствие чего личность переживает душевный кризис, чувство неопределённости и растерянности перед старостью.
  5. От 70 и старше. Данной фазой завершается жизненный путь. В это время люди обращены к прошлому, у них мало социальных связей.

Предыдущие неудачные решения

Даже если вы совершили много ошибок в прошлом, это не повод перекладывать ответственность за принятие решений на общественное мнение, соседа или папу с мамой. Если ребенок учится ходить, он неизбежно падает. Родители могут поддерживать его. Но, если его не отпустить, он никогда не научится ходить самостоятельно.

Человек должен учиться сам идти по жизни. И не важно, сколько раз он упадет. Вы можете вовсе не ошибаться и всегда делать правильные шаги или споткнуться сотню раз.

Что такое жизненный путь

В конечном итоге это жизнь, которую человек проживает. Почему путь? Жизнь – это постоянное движение, развитие. Поэтому и говорят, что жизнь – это путь, дорога, которую человеку необходимо пройти. Как и всякая дорога, она имеет две точки: начальную — рождение, и конечную — смерть. Чем дальше человек движется по этому пути, тем больше багаж его знаний. Чем больше он познает, становится мудрее, тем короче путь, который осталось ему пройти.

Его длительность зависит от здоровья, стечения многих обстоятельств и пересечения человеческих судеб. Качество жизненного пути прямо пропорционально усилиям человека, которые он прикладывает в достижении поставленных целей.

Страхи

Страх перед выбором

Сделать правильный выбор страшно. Но страхи необходимо преодолевать. Тут два пути: или страхи будут управлять вами, или вы страхами. Принимая решения, отпустите все ваши тревоги. Есть еще советы, как сделать выбор:

  • Соизмерьте риски.
  • Посоветуйтесь с опытными людьми. Не переложите на других ответственность, а спросите совета. Всегда полезно услышать, что думают другие. Это поможет вам понять, согласны ли вы с человеком, хотите ли вы этого.
  • Подумайте, чувствует ли большинство людей себя также в подобной ситуации?

Это поможет решиться. Рисковать стоит не всегда. Но если в самом худшем случае вы не потеряете много, почему бы и нет? Сделать правильный выбор — это лучшее решение из возможных.

Саморазвитие

Успешного во всех отношениях человека от посредственного отличает лишь одно – желание самосовершенствоваться. Это может быть постоянная тяга к новым знаниям, чтение специализированной литературы, прохождение тренингов и даже духовное развитие. Если вы хотите жить, а не существовать, постоянно развивайтесь, учитесь чему-то новому, пробуйте, экспериментируйте, покоряйте новые вершины. Ваш выбор к саморазвитию или его отсутствию окажет влияние на все аспекты вашей жизни.

Выбор как жить – за вами!

Незнание своих истинных желаний и потребностей

Как понять свои потребности? Если речь идет о том, какое блюдо заказать в ресторане, можно подкинуть монетку. В тот момент, когда монетка будет в воздухе, вы уже будете знать, на какой результат рассчитываете. Вы поймете, чего хотите: или обрадуетесь, или расстроитесь.

Если речь о выборе правильной профессии или других важных вещах, стоит набраться опыта. Многие родители не торопятся отдать чадо в ВУЗ сразу после школы. У выпускника спрашивают, чем он хотел бы заниматься по жизни и отправляют поработать в схожей сфере. Если это медицина, можно устроиться в больницу санитаром, посмотреть на то, как работают врачи. Чаще всего мнение человека меняется.

Подавляющее большинство людей не работает по профессии. А детские мечты со временем становятся смешными и непривлекательными. Даже то, чем человек занимался с удовольствием раньше, надоедает. Человек перерастает свои увлечения. Психологи рекомендуют менять профессию каждые 7 лет. Так вы не ощутите застоя, сможете большему научиться, больше попробовать в жизни, лучше узнать себя.

Что говорит наука

Проблема жизненного пути изучается множеством дисциплин: это и психология, и история, и философия, и биология… И конечно, специалисты в каждой области предлагают смотреть на эту проблему с определенной стороны

К примеру, биологи говорят о важности так называемых сенситивных периодов в жизни человека, то есть таких, в которые создаются наиболее благоприятные условия для формирования определенных свойств и качеств организма (например, период развития речи)

Социологи отмечают значимость социальных ритуалов: достижения совершеннолетия, вступления в брак… Ведь действительно, после таких событий, как правило, у человека появляется новый набор прав и обязанностей, меняется его отношение к самому себе и отношение к нему других.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Считается, что нужно закончить школу, затем вуз, работать, завести семью… Или одинаковые для всех организмов одного вида биологические стадии развития, о которых мы тоже уже упоминали? И тогда как найти свой, действительно свой путь, если за тебя уже, кажется, все решено?

Рекомендуем: Интроспекция в психологии








Практические рекомендации: делаем правильный выбор

Как сделать выбор

Как сделать правильный выбор? Разберем механизм принятия решений.

  1. Чего вы боитесь? За неумением сделать правильный выбор часто кроются страхи. Напишите на листе бумаги ваши опасения. И разберите каждую ситуацию. Соизмерьте возможные риски и собственные желания. Оцените этот аспект.
  2. Отбросьте все стереотипы и подумайте, должны ли вы вообще сомневаться. Может, вас сбивает с пути тот факт, что у вас мало опыта в принятии решений? Так самое время приобрести опыт.
  3. Разберите оба пути развития событий. Распишите для себя, что будет, если вы согласитесь, и что — если откажетесь. Поживите в этих состояниях, попробуйте спрогнозировать события.
  4. Оцените, подходите ли вы для этого выбора. Есть в вас задатки, которые будут реализованы на выбранном пути? Будет ли вам действительно комфортно там? Речь идет не о сиюминутном комфорте. Зону комфорта вообще стоит покидать как можно чаще.
  5. Подбросьте монетку. Проанализируйте то, что вы почувствовали.

По итогам этих манипуляций вы будете увереннее в себе и поймете, как сделать правильный выбор в жизни. Выбирать приходится каждому из нас. Порой мы ошибаемся. И это становится ценным опытом. Мы боимся поражений, запутываемся и не понимаем, чего хотим, как поступить. Но мы обязаны принимать решения самостоятельно. И навязанные стереотипы нам в этом не помогут.

Перемены наступят в любом случае. А вот какими они будут, зависит только от нас. И только мы в праве решать, как сделать выбор.





В поисках себя

Современная психология в целом отмечает несколько факторов, влияющих на жизненный путь человека: определенный исторический период, объективные события, происходящие во время него, общественные нормы, поступки личности, ее внутренние переживания и так далее.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Что такое интуиция?

Так или иначе, сложно не признать, что выбор жизненного пути во многом зависит от самого человека. Любая периодизация развития жизни условна, каждый подход субъективен.

Например, можно поспорить с этапом старости в концепции Бюлер. Да, безусловно, это менее активный период по сравнению со зрелостью, но жизнь (особенно в наш век) совсем не прекращается после 70 лет. Так же и с самым ранним этапом: известны отдельные личности, уже в подростковом возрасте определившиеся с планами на всю жизнь.









Рекомендуем: Геронтопсихология — это

Каждому хочется прожить достойную жизнь. В любом возрасте человек мечтает о хорошем. В своих сочинениях о жизненном пути школьники, еще не набравшиеся достаточных знаний, пройдя только незначительный период жизни, пишут о своем выборе, не представляя, что их ждет впереди. Это хорошо. Это повод задуматься, пусть сочинение пишется чужими словами и многое не всегда понятно в поступках литературных героев. Но судьбы их, написанные мастером, дадут возможность понять, что главное — иметь перед собой ясную цель и идти к ней.


Став обладателем огромного состояния, он в одночасье становится человеком, которым восхищались в глаза, а за спиной продолжали считать никчемным. Он познакомился с лестью, подхалимством, заискиванием, прекрасно осознавая это. Любовь к Элен сделала его несчастным, так как он понимал, что эта женщина просто не может любить. Она использует его в своих целях, изменяя ему. Только пройдя через французский плен и полюбив Наташу, он понял смысл жизни, ощутив свою нужность и обретя счастье.

О жизненном пути Болконского писать сочинения предпочитают большинство школьников, так как он более понятен. Этот главный герой, с любовью описанный Л. Толстым, в отличие от своего друга Пьера Безухова, красив собой, уважаем в обществе. Он знает, что необходимо в жизни. Ему не нужно было искать смысла жизни, он видел его в службе Отечеству, заботе о престарелом отце и воспитании малолетнего сына. Наделенный всеми положительными качествами, знающий путь, по которому нужно идти, был ли он счастлив? Ведь именно простое человеческое счастье, по мнению Безухова, есть наивысший смысл жизни.

Это основные жизненные вехи, которые мы выбираем! Образование, специальность, работа, дом, муж-жена, дети и сколько их, стиль и образ жизни. Очень хорошо, когда прислушиваемся к мудрым советам - лучше учиться на чужих ошибках.

Это вопрос не простой , и ответ на него соответствующий.Это конгломерат своих и чужих ожиданий. Это если кратко.

Закон кармы прост - на лево пойдешь, в блудняк попадешь, на право пойдешь - возгордишься, а прямо пойдешь - бульдозеру уподобишься!

жизненный выбор - выбор от которого зависит наша дальнейшая жизнь. Но ты сама уже ответила на свой вопрос.

Фаина Раневская на это сказала бы. " Жизнь это затяжной прыжок из п. ды в могилу" и я с ней в этом полностью согласна. Трудно в этом прыжке выбирать варианты, порой просто времени не хватает.

Жизненный выбор — это предпочтение, которое человек отдает определенному способу удовлетворения собственных потребностей и соответствующему способу самоотдачи. На этот показатель оказывают воздействие условия воспитания, образования, общественного устройства.

Сущность понятия и особенности жизненного выбора

Стратегии жизненного выбора в психологии относят к числу сложных и интересных явлений, поскольку они способны отражать целостность жизненного мира, устремленность в будущее и способность менять собственную жизнь во имя этого будущего. Особо значимым здесь считается определение перспектив будущего и требующихся ресурсов для самореализации.

Проблеме жизненного выбора посвящено достаточно большое количество исследований, имеющих философскую, психологическую и педагогическую направленность. Выбор и стратегии жизни рассматривали такие ученые, как Л. И. Божович, И. С. Кон, К Л. Логинова, В. Г. Немировский, С. Л. Рубинштейн и другие. Тем не менее, исследование этой проблемы остается в фокусе интересов современной педагогической и психологической науки.

Проблема формирования жизненных стратегий и определения жизненного выбора молодежи считается чрезвычайно актуальной. Особенно это присуще для современной стадии развития российского общества, для которого характерны глубокие трансформационные процесс во всех сферах жизни. Они способны оказывать существенное влияние на индивидуальные судьбы молодых людей.

Подрастающее поколение встает перед необходимостью самостоятельно выбирать жизненные ориентиры и пути их реализации. Этому способствует снижение институционального воздействия, расширение пространства для самостоятельного конструирования биографий по причине появления огромного количества альтернатив развития. Все это наращивает роль субъектного начала молодежи в процессах планирования и организации их жизни. В этих условиях начинает расти значение проблематики, которая связана с анализом состояний и тенденций становления в молодежном сознании долговременных ориентиров.

Ориентиры способны предопределять относительную стабильность жизненного поведения личности, то есть ее жизненные стратегии. Изменения в способах самоопределения и самореализации молодежи в разных областях жизни и деятельности связаны с либерализацией и отказом от унифицированных моделей развития, интеграцией в общество.

Готовые работы на аналогичную тему

Жизненные стратегии предопределяют выбор и начинают раскрывать собственное содержание в конкретных жизненных ситуациях. Они связаны с выбором в следующих сферах:

  • Профессиональная,
  • Социальная,
  • Семейно-бытовая,
  • Досуговая.

Исследования особенностей стратегий жизненного выбора человека

Жизненный выбор и его стратегии анализировались в контексте различных парадигм, в их числе:

  • Бихевиоризм М. Вебера,
  • Структурно-функциональный анализ Т. Парсонса,
  • Феноменология в разработку концепций субъективности и интерсубъективности поведения личности (А. Шюц, П. Бергер, Т. Лукман),
  • Стратегическое действие и взаимодействие Годзмана,
  • Символический интеракционизм Дж. Мида и др.

В отечественных социологических исследованиях отмечен подход, исследующий жизненные стратегии человека с точки зрения их заданности и обусловленности функционированием социальных институтов. Например, Г. А. Чередниченко и В. Н. Шубкиным изучалась проблема выстраивания жизненных стратегий в качестве процесса обретения занятия и статуса.

Интерпретировали жизненные стратегии и выбор в качестве результатов трансформации притязаний личности в своих публикациях В. С. Магун, М. В. Энговатов. Анализ в рамках диспозиционной теории личности производил и В. А. Ядов. Социологический подход к исследованию феномена предложили Т. Е. Резник, Е. А. Смирнов и Ю. М. Резник. Он заключается в ориентации на анализ институциональных процессов, структур и механизмов.

Авторы предлагают типологическую характеристику жизненных стратегий (стратегию жизненного благополучия, успеха и самореализации). Также принято выделять аспекты жизненных стратегий личности (например, перцептивные ориентации, смысловые жизненные ориентации, ценностные и нормативные ориентации).

Научные подходы к определению жизненного выбора

В социологическом знании жизненный выбор рассматривается на основе понимания личности. Она определяется как совокупность двух структур:

Жизненные выборы и стратегии человека можно отнести к так называемому субъективному плану, поскольку их формирование происходит в сознании. Они отражают направленность личности в виде определенным образом выстроенной системы потребностей, интересов, ценностей, мотивов.

С точки зрения подобной трактовки модно отметить взаимную связь между жизненными стратегиями и мотивационной структурой личности. Мотивация способна побуждать к действиям, но не может давать направление развития. Все это отражается на жизненном выборе как конкретный вектор жизнедеятельности. Основа данного процесса представлена стремлением личности удовлетворить свои возникающие потребности.

Потребности необходимы для отражения состояния удовлетворенности субъекта соответствующими аспектами жизнедеятельности (например, социальное положение, уровень образования, место в системе социальных или профессиональных отношений). Попытка удовлетворения представляет собой источником активности, который предопределяет предметно-содержательное направление жизненных стратегий.

Вступить в клуб








Как получить бесплатную психологическую помощь — консультации, телефоны поддержки, курсы


Как получить бесплатную психологическую помощь — консультации, телефоны поддержки, курсы




Как получить бесплатную психологическую помощь — консультации, телефоны поддержки, курсы


Как получить бесплатную психологическую помощь — консультации, телефоны поддержки, курсы


Как государство будет поддерживать бизнес в период санкций


Как государство будет поддерживать бизнес в период санкций




Бегство в Турцию: сто лет тому назад. Александр Васильев — о первой волне русской эмиграции


Бегство в Турцию: сто лет тому назад. Александр Васильев — о первой волне русской эмиграции

Читайте также: