Какую роль играло искусство в древнем египте история 5 класс кратко

Обновлено: 02.07.2024

Древнеегипетское искусство не предназначалось для осмотра. Оно в меньшей степени служило эстетическому удовлетворению, нежели многочисленным культовым и магическим целям. В изобразительном искусстве отражалось нечто большее, чем просто облики прекрасных людей в их повседневном существовании, чем просто красивая природа, большее, чем повседневность. Оно не ставило перед собой задачу отобразить что-либо, наоборот, оно "оживляло" образ, вносило в него нетленность, божественность, скрытый смысл.

Искусству в древнем Египте отводилась необычайно важная роль: оно должно было стать мостом между преходящим и вечным. Другими словами, произведение искусства должно стать нетером, местом встречи божественного и земного.

Росписи и рельефы Домов Вечности призваны были помочь душе покинувшего этот мир достичь мира божественного и обрести новую жизнь. Не случайно у самих египтян слово "художник" имело значение "творящий жизнь"

Храмовые изображения божеств должны были стать "телом" для богов, дать им возможность жить на земле.

Изображение человека. Существует мнение, что скульптура, рельефы и фрески изображали не портрет человека, а его Ка - высшая, невидимая часть человека, одним из аспектов которого является идеальный образ. Древнеегипетское искусство исключало одушевление и увековечивание старости, болезни, смерти и несовершенства мира, передавая лишь истинный, совершенный облик предмета, человека, вселенной. Ка, как двойник человека, живущий в невидимом мире, отвечал за него перед богами.
Может быть, к этому относятся высказывания современных искусствоведов о том, что в статуях человека "нет ничего лишнего" и "изображаемые как бы застыли в вечности"?

Происхождение канона

Египетского художника волновала лишь одна задача - служение Маат, той, что освещает небо и землю светом Истины.

Само искусство рассматривалось египтянами как один из актов деяния богов, а потому считалось божественным и священным. Там, где древние тексты обращаются к теме творения, большинство из них непременно связывают бога Птаха с созданием искусств, ремесел, строительством храмов. По велению сердца, облеченному в слово, Птах, сотворив богов, основал их храмы, и создал их тела, воплощением которых служили культовые статуи богов. Высший жрец бога Птаха носил титул "старейшина художников".
Древние тексты на папирусах и стенах храмов хранят упоминания о трактатах, содержащих правила создания художественных произведений и строительства храмов. Согласно легендам, величайшие художники и архитекторы получали непосредственно от богов книги, содержащие священное знание. Жрецы-художники являлись хранителями этих знаний, передавая их из поколения в поколение. Сами традиции воспринимались не как свод необходимых правил, а как нечто священное, переданное людям в качестве божественного откровения.

Что такое канон?
Само слово "канон" в переводе с греческого означает "закон", "правило".
Платон упоминает об "образцах" служивших в Египте наглядными моделями для выражения правил канона, которые, очевидно, существовали для каждого вида искусства, почитались священными и были причислены к области сокровенных знаний.

В герметических текстах Египет назывался "образом неба", "храмом всего мира" потому, что он - страна, где переносят на землю то, что "организуется и выбирается на небе" (герметический трактат Асклепий).
В этом понимании, каноном древнеегипетского искусства мы можем назвать сумму правил, законов создания художественного произведения, позволяющих осуществиться предназначению искусства - стать посредником между миром богов и миром людей.
Канон был стержнем искусства на протяжении всего существования египетского государства. Менялись стили и технические приемы изображения, развивались и обновлялись традиции - канон же оставался неизменным.

Древнеегипетское искусство не предназначалось для осмотра. Оно в меньшей степени служило эстетическому удовлетворению, нежели многочисленным культовым и магическим целям. В изобразительном искусстве отражалось нечто большее, чем просто облики прекрасных людей в их повседневном существовании, чем просто красивая природа, большее, чем повседневность. Оно не ставило перед собой задачу отобразить что-либо, наоборот, оно "оживляло" образ, вносило в него нетленность, божественность, скрытый смысл.




Искусству в древнем Египте отводилась необычайно важная роль: оно должно было стать мостом между преходящим и вечным. Другими словами, произведение искусства должно стать нетером, местом встречи божественного и земного.

Росписи и рельефы Домов Вечности призваны были помочь душе покинувшего этот мир достичь мира божественного и обрести новую жизнь. Не случайно у самих египтян слово "художник" имело значение "творящий жизнь"

Храмовые изображения божеств должны были стать "телом" для богов, дать им возможность жить на земле.

Изображение человека. Существует мнение, что скульптура, рельефы и фрески изображали не портрет человека, а его Ка - высшая, невидимая часть человека, одним из аспектов которого является идеальный образ. Древнеегипетское искусство исключало одушевление и увековечивание старости, болезни, смерти и несовершенства мира, передавая лишь истинный, совершенный облик предмета, человека, вселенной. Ка, как двойник человека, живущий в невидимом мире, отвечал за него перед богами.
Может быть, к этому относятся высказывания современных искусствоведов о том, что в статуях человека "нет ничего лишнего" и "изображаемые как бы застыли в вечности"?

Происхождение канона

Египетского художника волновала лишь одна задача - служение Маат, той, что освещает небо и землю светом Истины.

Само искусство рассматривалось египтянами как один из актов деяния богов, а потому считалось божественным и священным. Там, где древние тексты обращаются к теме творения, большинство из них непременно связывают бога Птаха с созданием искусств, ремесел, строительством храмов. По велению сердца, облеченному в слово, Птах, сотворив богов, основал их храмы, и создал их тела, воплощением которых служили культовые статуи богов. Высший жрец бога Птаха носил титул "старейшина художников".
Древние тексты на папирусах и стенах храмов хранят упоминания о трактатах, содержащих правила создания художественных произведений и строительства храмов. Согласно легендам, величайшие художники и архитекторы получали непосредственно от богов книги, содержащие священное знание. Жрецы-художники являлись хранителями этих знаний, передавая их из поколения в поколение. Сами традиции воспринимались не как свод необходимых правил, а как нечто священное, переданное людям в качестве божественного откровения.

Что такое канон?
Само слово "канон" в переводе с греческого означает "закон", "правило".
Платон упоминает об "образцах" служивших в Египте наглядными моделями для выражения правил канона, которые, очевидно, существовали для каждого вида искусства, почитались священными и были причислены к области сокровенных знаний.

В герметических текстах Египет назывался "образом неба", "храмом всего мира" потому, что он - страна, где переносят на землю то, что "организуется и выбирается на небе" (герметический трактат Асклепий).
В этом понимании, каноном древнеегипетского искусства мы можем назвать сумму правил, законов создания художественного произведения, позволяющих осуществиться предназначению искусства - стать посредником между миром богов и миром людей.
Канон был стержнем искусства на протяжении всего существования египетского государства. Менялись стили и технические приемы изображения, развивались и обновлялись традиции - канон же оставался неизменным.

Искусство в Древнем Египте играло роль сопровождения культовых и религиозных обрядов. Пирамиды, храмы, гробницы, скульптурные статуи и настенная живопись становились произведениями искусства. Их назначением было связывать мир богов и мир людей.

Каноничность древнеегипетского искусства

Во времена Древнего царства зарождается монументализм египетского искусства, создаются правила и каноны, которые строго исполняются многие века.

Искусство Египта – часть культа, заупокойного ритуала. Высший культ – культ солнечного божества. Египет – страна Солнца, фараоны – дети Солнца. Солнце изображалось разными символическими образами: то крылатый шар, то шар с множеством рук-лучей, то птица-сокол, то телец. Солнце - круг есть в орнаментах, солнечный луч-обелиск - в скульптуре.

Роль искусства в Древнем Египте

Искусство древнего Египта играло важную роль: дарить бессмертие, стать продолжением жизни после смерти. Рисунку, статуям и др. отводилось особое предназначение. Художественность никого не интересовала. Труд художников считался священным действием. Поэтому в Древнем Египте зодчие, скульпторы, живописцы были богатыми высокопоставленными лицами. Многие играли роль жрецов. Они были знаменитыми и уважаемыми людьми. Художники гордились своими произведениями, но были ограничены в проявлении свободы творчества, устоявшиеся каноны мешали развитию их художественного таланта.


В Древнем Египте жизнь искусства считалась вечной, что требовало постоянства, поэтому изобретались единые формулы, составлялись правила создания ясных, чётких, символических линий, контуров, обобщённых образов.

В Древнем царстве Египта появляется особая модель статуй. В это время искусство отражает военно-политический и культурный подъём государства. В нём ощущается величие, торжественность, спокойствие, ритмичность, размеренность, уравновешенность, которые чувствуются в египетском искусстве всех времён. В древнеегипетском искусстве сохранялась каноничность.


Несмотря на это, в различных позах людей, зафиксированных в статуях, просматривается совершенство пластики тела, которое создаёт иллюзию жизни.

Искусство Древнего Египта было включено в религиозный контекст. Все искусство было религиозным, начиная от скульптурных статуй и заканчивая гробницами, пирамидами. Главная цель древнеегипетского искусства заключалась в некоем соединении мира божеств с нашим миром людей. Труд любого из деятелей искусства, в свою очередь, считался священным действием. Однако подобная религиозность искусства ограничивала их творческий потенциал. Художники не могли творить что-то нерелигиозное.

Как написать хороший ответ? Как написать хороший ответ?

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.


Писали египтяне заостренными палочками, обмакивая их в черную или красную краску. Бумаги люди тогда еще не знали, но у египтян был материал, очень на нее похожий, – папирус. Его изготавливали из болотного тростника. Стебли этого растения вначале разрезали на тонкие полоски, а затем склеивали друг с другом. Получалась длинная лента, которую и использовали для письма. Исписанную ленту сворачивали в свиток. Такие книги-свитки хранили в деревянных футлярах.

Научные знания египтян

Главными хранителями научных знаний, самыми грамотными, образованными людьми в Древнем Египте были жрецы. При каждом храме находилась библиотека, где они хранили, изучали и переписывали свитки, собранные за тысячелетнюю историю страны. Жрецы и сами занимались научными исследованиями. Они следили за небесными светилами, изучали окружающий мир, строение тела животных и человека.

Египетскими жрецами было сделано немало открытий, которыми пользуемся и мы. Так, например, наблюдая за звездами, они заметили, что разливы Нила начинаются тогда, когда под утро в небе появляется яркая звезда Сириус. Жрецы подсчитали, что от одного ее восхода до другого проходит 365 дней. Так египтяне сумели определить продолжительность года. Восход Сириуса стал считаться в Египте началом нового года. Год делился на 12 месяцев, по 30 дней в каждом, а неучтенные 5 дней считались праздничными. Египетские жрецы не только вычисляли продолжительность года, но и могли предсказать солнечные и лунные затмения, появление комет и многое другое. Из подобных наблюдений за небесными телами зародилась одна из древнейших наук – астрономия.


Египетский астрономический календарь

Чтобы делать сложные и точные вычисления, жрецам приходилось заниматься изучением математики. Им удалось открыть многие ее законы. Это позволяло древнеегипетским строителям и архитекторам возводить пирамиды и храмы.


Как вы думаете, какие математические расчеты необходимо было произвести при строительстве пирамид и храмов?

В Египте зародилась и наука об изучении земли – география. Но сведения древних египтян о Земле были еще очень неточными. Они, например, представляли ее себе в виде прямоугольника с приподнятыми краями – горами, который был окружен бесконечным океаном.

Древние египтяне обладали обширными познаниями в области медицины. Они умели определять заболевание по пульсу человека и множеству других признаков. Для лечения болезней врачи изготовляли сложные лекарства, составленные из трав и различных целебных веществ. В Египте умели делать даже хирургические операции с применением обезболивающих средств.

Чему и как учили в египетских школах

Для управления огромным Египетским государством требовалось множество образованных людей. Их готовили жрецы в школах при храмах. Учились в храмовых школах, как правило, сыновья жрецов и богатых египтян. Здесь их в первую очередь обучали чтению, письму и устному счету. Порядки в египетских школах были очень строгими. За лень и непослушание учащихся секли.


Писец. Древнеегипетская скульптура

После того как ученики овладевали грамотой и счетом, они приступали к изучению истории, географии, математики, астрономии, строительного дела и медицины. После окончания обучения сдавали экзамены. Лишь тот, кто их выдерживал, мог продолжить образование дальше. Но теперь ученик мог избрать по своему желанию один или два самых любимых предмета, которые хотел бы сделать своей будущей профессией. Большинство юношей по окончании школы становились писцами. Это была одна из наиболее уважаемых и хорошо оплачиваемых профессий в Древнем Египте.


Какую роль играли писцы в Древнеегипетском государстве?

Египтяне были замечательными художниками. Об этом свидетельствуют многочисленные настенные росписи и рельефы, украшавшие храмы, дворцы и гробницы. На них запечатлены сцены охоты и сражений, религиозные и придворные церемонии, развлечения вельмож и сцены из жизни простых людей. Фигуры и лица людей, животные и птицы изображались египетскими художниками с необыкновенной точностью и достоверностью.

Древние египтяне были прекрасными скульпторами. Сохранилось множество высеченных ими из камня изображений богов и фараонов. Некоторые из изваяний поражают своими размерами. Так, фигура Большого сфинкса, грозного стража пирамид, была высечена из целой скалы. Сфинкс изображен в виде льва с лицом фараона Хефрена (сына Хеопса). К этой скульптуре египтяне относились с особым уважением. Они почитали сфинкса как хранителя древних знаний и верили, что ему известно то, что неведомо больше никому.


В Древнем Египте появилась письменность. Египтяне добились успехов в изучении математики и географии. Среди них были талантливые художники и скульпторы.

Вопросы и задания

1. Расскажите о письменности древних египтян. Чем и как писали в Древнем Египте?

2. Расскажите о научных знаниях древних египтян.

3. Кто учился в египетских школах? Чему и как их учили?

4. Какие научные достижения древних египтян используются до сих пор?

5. Какие правила изображения людей и почему существовали в Древнем Египте?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

О математике Древнего Египта

О математике Древнего Египта Все наши познания о древнеегипетской математике основаны главным образом на двух больших папирусах математического характера и на нескольких небольших отрывках.Один из больших папирусов носит название математического папируса Ринда (по

Исторические источники, что сообщают нам о периоде Древнего царства в истории Древнего Египта :

Исторические источники, что сообщают нам о периоде Древнего царства в истории Древнего Египта : Геродот из Галикарнаса – древнегреческий историк прозванный "отцом истории". Одна из его книг была посвящена истории Древнего Египта.Манефон – египетский историк, верховный

МИР ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

МИР ДРЕВНЕГО ЕГИПТА За несколько веков до Рождества Христова существовали семь чудес света, слава которых затмевала все остальные диковины древнего мира. Шесть из этих чудес — сады Семирамиды в Вавилоне, статуя Зевса в Олимпии, храм Артемиды в Эфесе, Мавзолей — гробница

История Древнего Египта

История Древнего Египта Baines John, Malek Jaromir. Atlas of Ancient Egypt. Oxford, 1980. Clayton Peter A. Chronicle of the Pharaohs: The Reign-by-Reign Record of the Rulers and Dynasties of Ancient Egypt. London, 1994.Encylopedia of the Archaeology of Ancient Egypt / Ed. Bard Kathryn A. London, 1999.Grimal Nicolas. A History of Ancient Egypt. Oxford, 1992. Shaw Ian, Paul Nicholson. The British Museum Dictionary of Ancient Egypt. London, 1995.Shaw Ian. The Oxford History

Культура Древнего Египта

Культура Древнего Египта Развитие древнеегипетской культурной традиции продолжалось с IV тыс. до н. э. до первых веков н. э., когда Египет находился в составе Римской державы. На протяжении всего этого времени культура Египта эволюционировала, но оставалась неизменной в

§ 10. Наука и искусство Древнего Египта

§ 10. Наука и искусство Древнего Египта Письменность Древнего ЕгиптаВ те времена, когда люди еще не знали письменности, они передавали свои знания изустно. Жители Древнего Египта стали зарисовывать то, что они хотели запомнить: волнистой чертой, например, начали

Тема 20 Искусство Древнего Египта и Ближнего Востока в собрании Государственного Эрмитажа и Музее слепков в Академии художеств (занятие проходит в экспозиции)

Тема 20 Искусство Древнего Египта и Ближнего Востока в собрании Государственного Эрмитажа и Музее слепков в Академии художеств (занятие проходит в экспозиции) История коллекционирования Египетского искусства в России: египетские резные камни в коллекции Екатерины II,

Читайте также: