Что такое заповеди кратко

Обновлено: 02.07.2024

Следует различать ДЕСЯТЬ ВЕТХОЗАВЕТНЫХ ЗАПОВЕДЕЙ, данных Богом Моисею и всему народу Израиля и ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА, коих девять. 10 заповедей даны были людям через Моисея еще на заре становления религии, чтобы оградить их от греха, предупредить об опасности, тогда как Христианские Заповеди Блаженств, описанные в Нагорной проповеди Христа, несколько иного плана, они касаются более духовной жизни и развития. Христианские заповеди являются логическим продолжением и ни в какой мере не отрицают 10 заповедей. Подробнее о христианских заповедях.

В данной статье мы поговорим о десяти заповедях, которые описаны в Ветхом Завете, а также о семи смертных грехах.

10 заповедей Божьих –закон, данный Богом в дополнение к его внутреннему моральному ориентиру – совести. Десять заповедей были даны Богом Моисею, а через него и всему человечеству на горе Синай, когда народ Израиля возвращался из египетского плена в землю обетованную. Первые четыре заповеди регулируют отношения между человеком и Богом, остальные шесть — отношения между людьми. Десять заповедей в Библии описаны дважды: в двадцатой главе книги Исход, и в пятой главе Второзакония.

Десять заповедей Божьих на русском языке.

10 заповедей

Как и когда Бог дал 10 заповедей Моисею?

Бог дал Моисею десять заповедей на горе Синай на 50 день от начала исхода из египетского плена. Обстановка на горе Синай описаны в Библии:

… На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою [Синайскою], и трубный звук весьма сильный… Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась; и звук трубный становился сильнее и сильнее…. (Книга Исход, глава 19)

Бог начертал 10 заповедей на каменных скрижалях и отдал их Моисею. Моисей пробыл на горе Синай еще 40 дней, после чего спустился к народу своему. В книге Второзаконие описано, что когда он спустился, то увидел, что люди его пляшут вокруг Золотого тельца, забыв о Боге, и нарушая одну из заповедей. Моисей в гневе разбил скрижали с начертанными заповедями, но бог повелел ему высечь новые, взамен прежних, на которых Господь снова начертал 10 заповедей.

10 заповедей – толкование заповедей.

  1. Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня.

Согласно первой заповеди, нет и не может быть другого бога, громе Него. Это постулат монотеизма. Первая заповедь говорит о том, что все сущее создано Богом, живет в Боге и к Богу возвратится. Бог не имеет начала и не имеет конца. Постичь его невозможно. Вся сила человека и природы — от Бога, и нет силы вне Господа, как и нет мудрости вне Господа, и нет знания вне Господа. В Боге – начало и конец, в Нем вся любовь и доброта.

Человеку не нужны боги, кроме Господа. Если у тебя два бога – не значит ли это, что один из них – дьявол?

Таким образом, согласно первой заповеди греховными считаются:

  • атеизм;
  • суеверия и эзотерика;
  • многобожие;
  • магия и колдовство,
  • ложное толкование религии — секты и лжеучения
  1. Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им.

В Боге сосредоточена вся сила. Только Он может помочь человеку, если это необходимо. Человек же зачастую обращается за помощью к посредникам. Но если Бог не может помочь человеку, разве в силе это сделать посредники? Согласно второй заповеди, нельзя обожествлять людей и вещи. Это приведет ко греху или болезни.

Простыми словами, нельзя поклоняться творению Господа вместо Самого Господа. Поклонение вещам сродни язычеству и идолопоклонству. При этом почитание икон не приравнивается к идолопоклонству. Считается, что молитвы поклонения направлены к самому Богу, а не материалу, из которого сделана икона. Мы обращаемся не к образу, а к Первообразу. Еще в Ветхом Завете описаны изображения Бога, которые сделаны были по Его велению.

  1. Не поминай имени Господа Бога твоего всуе.

Согласно третьей заповеди, запрещается упоминать имя Господа без особой на то необходимости. Упоминать имя Господа можно в молитве и духовных беседах, в просьбах о помощи. Нельзя упоминать Господа в праздных беседах, особенно в кощунственных. Все мы знаем, что Слово имеет огромную силу в Библии. Словом Бог сотворил мир.

  1. Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему.

Бог творил мир в течение шести дней, так и человек должен трудиться шесть дней, а седьмой день положен для отдыха и покоя. Это день, который каждый верующий должен посвятить созерцанию и молитвам.

В Ветхом Завете днем покоя была суббота, в православии этим днем является воскресенье. В воскресный день христиане не работают, они ходят в храм, чтобы помолиться. Хорошо также посвятить воскресный день помощи тем, кто в ней нуждается.

  1. Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен.

Пятая заповедь говорит, что всякий ребенок должен почитать родителей в любом возрасте. Это они вместе с Богом дали тебе жизнь и заботились о тебе. Почитать родителей – значит проявлять терпение и послушание, помогать и заботится о них. Даже если родители недостаточно хорошо заботились о тебе, твой долг заботится о них более того, чего, на твой взгляд они заслуживают.

Если человек не почитает родителей, он со временем перестает почитать Бога. Почитание старших – делает семьи крепче, а людей счастливее.

Бог дает человеку жизнь и только Он в праве ее отнять. Тот, кто покушается на жизнь другого, покушается и на волю Божью, и на Его замысел. Эта же заповедь гласит, что нельзя лишить жизни себя. Убивая жизнь в себе, мы также преступаем эту заповедь, ибо наша жизнь не принадлежит нам, но только Богу. Самоубийство – едва ли не самый страшный грех, в котором человек не сможет покаяться.

Пятая заповедь запрещает аборты, ведь, уже с момента зачатия ребенок несет в себе искру Божию, а потому аборт приравнивается к убийству.

Люди, подверженные вредным привычкам, которые сокращают их жизнь, также грешат против шестой заповеди.

Седьмая заповедь запрещает любые незаконные связи. Законной связью, согласно Библии, является связь узами брака и только между представителями противоположных полов, не являющимися родственниками.

Прелюбодейство считается грехом и разрушает человека телесно и духовно. Наиболее страшные болезни разносятся человеческим прелюбодеянием. В первую очередь за грех прелюбодеяния были уничтожены Содом и Гоморра.

Бог не запрещает любить, Он есть Сам Любовь, однако Он требует целомудрия.

Непочтительное отношение к другому человеку может выражаться в краже имущества. Любая выгода незаконна, если она связана с нанесением любого ущерба, в том числе и материального, другому человеку.

Нарушением восьмой заповеди считается:

  • присвоение чужой собственности,
  • грабеж или кража,
  • обман в делах, подкуп, взяточничество
  • всевозможные аферы, махинации и мошенничество.
  1. Не лжесвидетельствуй.

Девятая заповедь говорит нам о том, что нельзя лгать ни себе, ни другим. Данная заповедь запрещает любую ложь, сплетни и пересуды.

Десятая заповедь говорит нам о том, что зависть и ревность – грешны. Желание само по себе лишь семя греха, которое не прорастет в светлой душе. Десятая заповедь направлена на недопущение нарушения заповеди восьмой. Подавив в себе желание обладать чужим, человек никогда не пойдет на кражу.

Десятая заповедь отличается от предыдущих девяти, она новозаветна по своей природе. Эта заповедь направлена не на запрещение греха, а на недопущение мысли о грехи. Первые 9 заповедей говорят о проблеме как таковой, тогда как десятая о корне (причине) этой проблемы.

7 смертных грехов.

Семь смертных грехов – термин православный, обозначающий основные пороки, которые страшны сами по себе и могут привести к возникновению других пороков и нарушению заповедей, данных Господом. В католичестве 7 смертных грехов называют главными грехами или коренными грехами.

7 смертных грехов

Иногда седьмым грехом называют лень, это характерно для православия. Современные авторы пишут о восьми грехах, включая и лень, и уныние. Учение о семи смертных грехах сформировалось довольно рано (во II – III вв.) в среде монахов-аскетов. В Божественной комедии Данте описываются семь кругов чистилища, которые соответствуют семи смертным грехам.

Теория смертных грехов развивалась в Средние века и получила освещение в трудах Фомы Аквинского. Он видел в семи грехах причину всех иных пороков. В русском православии идея начала распространяться в XVIII веке.


В этой статье мы перечислили десять заповедей христианства. Также мы подготовили для Вас толкование законов Божьих.

Десять Заповедей Христианства

Вот Заповеди, которые дал Господь Бог Саваоф народу через избранника Своего и пророка Моисея на Синайской горе (Исх. 20, 2-17):

  1. Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
  2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.
  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
  4. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему.
  5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не кради.
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Поистине, краток этот закон, однако эти заповеди много говорят любому, кто умеет думать и кто ищет спасения души своей.

Тот, кто не поймет сердцем этот главный Божий закон, не сможет принять ни Христа, ни Его учения. Кто не научится плавать на мелководье, тот не сможет плавать на глубине, ибо утонет. И кто прежде не научится ходить, не сможет побежать, ибо упадет и разобьется. И кто прежде не научится считать до десяти, никогда не сможет сосчитать тысячи. И кто прежде не научится читать по слогам, никогда не сможет бегло читать и красноречиво говорить. И кто прежде не заложит фундамент дома, напрасно будет пытаться возвести крышу.

Повторяю: кто не блюдет заповеди Господни, данные Моисею, напрасно будет стучаться в двери Христова Царства.

десять заподведей

ПЕРВАЯ ЗАПОВЕДЬ

Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

Бог един, и нет других богов, кроме Него. От Него происходят все творения, благодаря Ему живут и к Нему возвращаются. В Боге пребывает вся сила и мощь, и нет силы вне Бога. И сила света, и сила воды, и воздуха, и камня есть сила Божия. Если муравей ползет, рыба плывет и птица летит, то это — благодаря Богу. Способность семени расти, травы — дышать, человека — жить — суть способности Божии. Все эти способности — собственность Божия, и всякое творение свою способность существовать получает от Бога. Господь каждому дает, сколько считает нужным, и забирает назад, когда считает нужным. Поэтому, когда хочешь обрести способность делать что-либо, ищи только в Боге, ибо Господь Бог есть источник животворящей и могучей силы. Кроме Него никаких других источников нет. Помолись Господу так:

ВТОРАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.

Не обожествляй творение вместо Творца. Если ты взошел на высокую гору, где встретился с Господом Богом, зачем тебе оглядываться на отражение в луже под горой? Если некий человек жаждал видеть царя и после долгих усилий сумел предстать пред ним, зачем ему тогда озираться направо и налево на слуг царских? Он может озираться по двум причинам: или потому, что не смеет предстать один на один перед царем, или же потому, что думает: царь в одиночку ему помочь не сможет.

ТРЕТЬЯ ЗАПОВЕДЬ

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

ЧЕТВЕРТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему.

Шесть дней созидал Творец, а на седьмой день почивал от трудов Своих. Шесть дней временны, суетны и недолговечны, а седьмой — вечен, мирен и долговечен. Сотворением мира Господь Бог вошел во время, но не вышел из вечности. Тайна сия велика… (Еф. 5, 32), и о ней приличествует больше мыслить, чем говорить, ибо она доступна не всякому, но лишь Божьим избранникам.

ПЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

Прежде, чем ты познал Господа Бога, Его познали твои родители. Одного этого довольно, чтобы ты им поклонился с уважением и воздал хвалу. Поклонись же и воздай хвалу всякому, кто прежде тебя познал Высшее Добро в этом мире.

ШЕСТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не убивай.

Бог вдохнул жизнь от жизни Своей во всякое сотворенное существо. Жизнь есть самое драгоценное богатство, данное Богом. Поэтому тот, кто посягает на любую жизнь на земле, поднимает руку на самый драгоценный дар Божий, больше того — на саму жизнь Божию. Все мы, живущие сегодня, — лишь временные носители жизни Божией в себе, хранители самого драгоценного дара, принадлежащего Богу. Поэтому мы и права не имеем, и не можем отнять жизнь, заимствованную от Бога, ни у себя, ни у других.

СЕДЬМАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не прелюбодействуй.

Не имей незаконной связи с женщиной. Поистине, в этом животные более послушны Богу, чем многие люди.

ВОСЬМАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не укради.

Не огорчай ближнего своего неуважением его права собственности. Не делай так, как делают лисы и мыши, если считаешь себя лучшим, чем лиса и мышь. Лиса ворует, не зная закона о воровстве; и мышь подгрызает амбар, не сознавая, что наносит кому-то вред. И лиса, и мышь понимают лишь свою потребность, но не чужой убыток. Им не дано понимать, а тебе дано. Поэтому тебе не прощается то, что лисе и мыши простительно. Твоя выгода должна всегда быть подзаконной, она не должна быть в ущерб ближнему твоему.

ДЕВЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

А это значит:

Не будь лживым ни в отношении себя, ни по отношению к другим. Если ты лжешь о самом себе, ты сам знаешь, что лжешь. Но если ты наговариваешь на кого-то другого, тот, другой, знает, что ты о нем клевещешь.

ДЕСЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Как только ты пожелал чужого, ты уже впал в грех. Теперь вопрос в том, опомнишься ли ты, спохватишься ли или и дальше станешь катиться по наклонной плоскости вниз, куда влечет тебя желание чужого?

Желание — это семя греха. Греховный поступок — это уже урожай от посеянного и возросшего семени.

Источник:

святитель Николай (Велимирович), епископ Охридский и Жичский

Объяснение десяти заповедей, данных Моисею

Объяснение десяти заповедей, данных Моисею

Вера Святых. Первый Божий закон. Десять заповедей, данных Моисею

Фильмы о десяти Заповедях:

Словарь по этике. — М.: Политиздат . Под ред. И.Кона . 1981 .

Смотреть что такое "ЗАПОВЕДЬ" в других словарях:

заповедь — См … Словарь синонимов

заповедь — запрещает • возможность, субъект, Neg, модальность заповедь требует • необходимость, субъект, модальность исполнять заповеди • объект, зависимость, контроль … Глагольной сочетаемости непредметных имён

Заповедь — см. Закон см. Десять заповедей … Библейская энциклопедия Брокгауза

ЗАПОВЕДЬ — ЗАПОВЕДЬ, заповеди, жен. (книжн.). 1. Религиозно моральное предписание, завет (рел.). 10 заповедей (в библии). 2. перен. Предписание, имеющее в глазах того, к кому оно обращено, большую моральную силу, авторитет (ритор.). «Первой заповедью всякой … Толковый словарь Ушакова

ЗАПОВЕДЬ — ЗАПОВЕДЬ, и, жен. 1. Религиозно нравственное предписание. Десять библейских заповедей. 2. перен. Правило, положение, служащее руководящим указанием для кого чего н. (высок.). Первая з. (самое непреложное правило). Толковый словарь Ожегова. С.И.… … Толковый словарь Ожегова

заповедь — ▲ предписание ↑ поведение заповедь нравственное предписание. максима краткое изречение, житейское правило в четкой форме. девиз. ↓ ЭТИКА см. принцип, мораль … Идеографический словарь русского языка

заповедь — ЗАПОВЕДЬ, и, ж Текст религиозно нравственного содержания, заключающий в себе морально этическую норму, требование, которое от имени Бога предъявляется людям. Заповедь любви к ближнему конкретизируется Иисусом в простом правиле: «Во всем, как… … Толковый словарь русских существительных

заповедь — з’аповедь наказ, повеление, установление, закон. (см. десять заповедей ) … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Заповедь — ж. см. заповеди Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Моисей получает Скрижали Завета, Синай, монастырь Св. Екатерины

Моисей получает Скрижали Завета, Синай, монастырь Св. Екатерины

Люди, далекие от Церкви, не имеющие опыта духовной жизни, часто видят в христианстве одни запреты и ограничения. Это весьма примитивный взгляд.

Свобода — не вседозволенность, а право выбора: человек может сделать неправильный выбор и очень сильно пострадать. Господь дает нам большую свободу, но в то же время предупреждает об опасностях на жизненном пути. Как говорит апостол Павел: Все мне позволительно, но не все полезно (1 Кор 10, 23). Если человек игнорирует духовные законы, живет как хочет, не считаясь ни с нравственными нормами, ни с окружающими его людьми, он теряет свою свободу, повреждает свою душу и наносит большой вред себе и окружающим. Грех — нарушение очень тонких и строгих законов духовной природы, он наносит вред в первую очередь самому согрешившему.

Бог хочет, чтобы люди были счастливы, любили Его, любили друг друга и не вредили себе и другим, поэтому Он дал нам заповеди. В них выражены духовные законы, они учат, как жить и строить отношения с Богом и людьми. Как родители предупреждают своих детей об опасности и учат жизни, так и Отец наш Небесный делает нам необходимые наставления. Заповеди были даны людям еще в Ветхом Завете, об этом мы говорили в разделе о ветхозаветной библейской истории. Люди Нового Завета, христиане, обязаны соблюдать десять заповедей. Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить (Мф 5, 17), — говорит Господь Иисус Христос.

Главный закон духовного мира — закон любви к Богу и людям.

Все десять заповедей говорят об этом. Они были даны Моисею в виде двух каменных плит — скрижалей, на одной из которых были написаны первые четыре заповеди, говорящие о любви к Господу, а на второй — остальные шесть. Они говорят об отношении к ближним. Когда Господа нашего Иисуса Христа спросили: Какая наибольшая заповедь в законе? — Он ответил: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф 22, 36-40).

Что это значит? То, что, если человек действительно достиг настоящей любви к Богу и ближним, он не может нарушить ни одну из десяти заповедей, потому что они все говорят о любви к Богу и людям. И к этой совершенной любви мы должны стремиться.

Рассмотрим десять заповедей закона Божиего:

  1. Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
  2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.
  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно.
  4. Помни день субботний, чтобы святить его; Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему.
  5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не кради.
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Первая заповедь

Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

Сотворение Евы

Сотворение Евы

Бог — Источник всех благ, и человек должен стремиться к Нему, ибо только в Боге он получает жизнь. Нам необходимо все наши поступки и действия сообразовывать с волей Божией: будут они угодны Богу или нет. Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию (1 Кор 10, 31). Главными средствами богообщения являются молитва и Святые Таинства, в которых мы получаем благодать Божию, Божественную энергию.

Повторим: Бог хочет, чтобы люди прославляли Его правильно, то есть православно.

Для нас Бог может быть только один, в Троице прославляемый, Отец, Сын и Святой Дух, и не может у нас, православных христиан, быть иных богов.

Грехами против первой заповеди являются:

Вторая заповедь

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.

Вторая заповедь запрещает поклоняться творению вместо Творца. Мы знаем, что такое язычество и идолопоклонство. Вот что пишет о язычниках апостол Павел: называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся. Они заменили истину Божию ложью. и служили твари вместо Творца (Рим 1, 22–23, 25). Ветхозаветный израильский народ, которому первоначально были даны эти заповеди, являлся хранителем веры в Истинного Бога. Он был со всех сторон окружен языческими народами и племенами, и, чтобы предупредить евреев о том, чтобы ни в коем случае не перенимали языческие обычаи и верования, Господь устанавливает эту заповедь. Сейчас язычников, идолопоклонников среди нас мало, хотя многобожие, поклонение истуканам и идолам есть, например, в Индии, Африке, Южной Америке, некоторых других странах. Даже у нас, в России, где христианству вот уже более тысячи лет, кое-кто пытается возродить язычество.

Статуя богини Афины в Ватикане

Статуя богини Афины в Ватикане

Иногда можно услышать обвинение в адрес православных: мол, иконопочитание — это идолопоклонство. Почитание святых икон никак не может быть названо идолопоклонством. Во-первых, мы возносим молитвы поклонения не самой иконе, а Лицу, Которое на иконе изображено, — Богу. Взирая на образ, мы восходим умом к Первообразу. Также мы через икону возносимся умом и сердцем к Богородице и святым.

Священные изображения делались еще в Ветхом Завете по повелению Самого Бога. Господь повелел Моисею поставить в первом передвижном ветхозаветном храме (скинии) золотые изображения Херувимов. Уже в первые века христианства в римских катакомбах (местах собраний первых христиан) были настенные изображения Христа в виде доброго Пастыря, Матери Божией с воздетыми руками и другие священные образы. Все эти фрески найдены при раскопках.

Хотя в современном мире осталось мало прямых идолопоклонников, многие люди творят себе кумиров, воздают им поклонение и приносят жертвы. Для многих такими идолами, требующими постоянных жертвоприношений, стали их страсти и пороки. Некоторые люди попали в их плен и уже не могут обходиться без них, служат им, как своим господам, ибо: кто кем побежден, тот тому и раб (2 Пет 2, 19). Напомним эти идолы-страсти: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. Апостол Павел сравнивает служение страстям с идолопоклонством: любостяжание. есть идолослужение (Кол 3, 5). Предаваясь страсти, человек перестает думать о Боге и служить Ему. Он забывает и о любви к ближним.

К грехам против второй заповеди также можно отнести страстную привязанность к каким-либо делам, когда это увлечение становится страстью. Идолослужением является и поклонение какой-либо личности. Немало людей в современном обществе к популярным артистам, певцам, спортсменам относятся как к кумирам, идолам.

Третья заповедь

Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно.

Преподобный Иоанн молчальник

Преподобный Иоанн молчальник

Произносить имя Божие всуе значит — напрасно, то есть не в молитве, не в духовных беседах, а во время праздных разговоров или по привычке. Еще больший грех произносить имя Божие в шутку. И уж совсем тяжким грехом является произнесение имени Божия с желанием похулить Бога. Также грехом против третьей заповеди является кощунство, когда святые предметы становятся предметом насмешек и поругания. Неисполнение обетов, данных Богу, и легкомысленные клятвы с призыванием имени Божия также являются нарушением этой заповеди.

Имя Божие — святыня. К нему нужно относиться благоговейно.

Святитель Николай Сербский. Притча

Один золотых дел мастер сидел в своей лавке за верстаком и, работая, непрестанно поминал имя Божие всуе: то как клятву, то как любимое словцо. Некий паломник, возвращавшийся из святых мест, проходя мимо лавки, услышал это, и душа его возмутилась. Тогда он окликнул ювелира, чтобы тот вышел на улицу. А когда мастер вышел, паломник спрятался. Ювелир, никого не увидев, вернулся в лавку и продолжил работу. Паломник снова его окликнул, а когда ювелир вышел, тот прикинулся, что ничего не знает. Мастер, рассердившись, вернулся к себе и снова начал работать. Паломник в третий раз его окликнул и, когда мастер опять вышел, снова стоял молча, прикинувшись, что он тут ни при чем. Ювелир в бешенстве набросился на паломника:

— Зачем ты зовешь меня понапрасну? Что за шутки! У меня работы по горло!

Паломник миролюбиво ответил:

— Поистине у Господа Бога работы еще больше, но ты Его призываешь гораздо чаще, чем я тебя. Кто имеет право сердиться больше: ты или Господь Бог?

Ювелир, пристыженный, вернулся в мастерскую и с тех пор держал язык за зубами.

Четвертая заповедь

Помни день субботний, чтобы святить его; Шесть дней работай и делай всякие дела твои а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему.


Господь сотворил этот мир за шесть дней и, окончив творение, благословил седьмой день как день покоя: освятил его; ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал (Быт 2, 3).

В Ветхом Завете днем покоя была суббота. В новозаветные времена святым днем покоя стал день воскресный, когда воспоминается воскресение из мертвых Господа нашего Иисуса Христа. Именно этот день является для христиан седьмым и главным. Воскресный день также называют малой Пасхой. Обычай почитания воскресного дня идет от времен святых апостолов. В воскресный день христиане должны быть на Божественной литургии. В этот день очень хорошо причаститься Святых Христовых Таин. День воскресный мы посвящаем молитве, духовному чтению, благочестивым занятиям. В воскресенье, как день, свободный от обычных трудов, можно помочь ближним или навестить больных, оказать помощь немощным, престарелым. Принято в этот день благодарить Бога за прошедшую неделю и молитвенно попросить благословения на труды грядущей седмицы.

Часто от людей, далеких от Церкви или малоцерковных, можно слышать о том, что у них нет времени для домашней молитвы и посещения храма. Да, современный человек подчас очень загружен, но даже у занятых людей остается немало свободного времени на то, чтобы часто и подолгу разговаривать по телефону с друзьями и родственниками, читать газеты, часами сидеть у телевизора и компьютера. Проводя так вечера, они не хотят даже очень небольшое время уделить вечернему молитвенному правилу и почитать Евангелие.

Люди, которые чтут воскресные дни и церковные праздники, молятся в храме, регулярно читают утренние и вечерние молитвы, как правило, успевают сделать гораздо больше тех, кто проводит это время в праздности. Господь благословляет их труды, умножает силы и подает им Свою помощь.

Пятая заповедь

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

Художник Л. Баранов

Художник Л. Баранов

Тем, кто любит, почитает своих родителей, обещается не только награда в Царстве Небесном, но даже благословение, благополучие и многолетие в земной жизни. Чтить родителей — значит уважать их, проявлять послушание им, помогать им, заботиться о них в старости, молиться об их здравии и спасении, а после их смерти — о упокоении их душ.

Нередко люди спрашивают: как можно любить и почитать родителей, которые не проявляют заботу о детях, пренебрегают своими обязанностями или впадают в тяжкие грехи? Родителей мы не выбираем, то, что они у нас такие, а не какие-то другие, — воля Божия. Для чего Бог дал нам таких родителей? Для того, чтобы нам проявить лучшие христианские качества: терпение, любовь, смирение, умение прощать.

Если человек не почитает родителей, он может очень легко прийти и к непочитанию и отрицанию Бога. Сначала он не уважает родителей, потом перестает любить Родину, затем отрицает мать-Церковь и постепенно доходит до отрицания Бога. Все это взаимосвязано. Недаром, когда хотят поколебать государство, разрушить его устои изнутри, в первую очередь ополчаются на Церковь — веру в Бога — и на семью. Семья, почитание старших, обычаи и традиции (переводится с латинского — передача) скрепляют общество, делают народ сильным.

Шестая заповедь

Не убивай.


Убийство, лишение другого человека жизни, и самоубийство относятся к числу самых тяжких грехов.

Самоубийство — страшное духовное преступление. Это — бунт против Бога, Который дал нам драгоценный дар жизни. Совершая самоубийство, человек уходит из жизни в страшном помрачении духа, ума, в состоянии отчаяния и уныния. Он уже не может покаяться в этом грехе; за гробом покаяния нет.

Человек, лишивший другого жизни по неосторожности, также повинен в убийстве, но вина его меньше, чем у того, кто посягает на жизнь другого сознательно. Также повинен в убийстве тот, кто содействовал этому: например, муж, который не отговорил жену сделать аборт или даже сам способствовал этому.

Люди, вредными привычками, пороками и грехами сокращающие свою жизнь и наносящие вред своему здоровью, также грешат против шестой заповеди.

Кроме убийства телесного, существует не менее страшное убийство — духовное, когда кто-то соблазняет, совращает ближнего в неверие или подталкивает к совершению греха и тем самым губит его душу.

Седьмая заповедь

Не прелюбодействуй.


Этой заповедью запрещаются грехи против семьи, супружеская измена, все плотские отношения между мужчиной и женщиной вне законного брака, плотские извращения, а также нечистые желания и мысли.

Господь установил брачный союз и благословил плотское общение в нем, служащее деторождению. Муж и жена отныне уже не двое, а одна плоть (Быт 2, 24). Наличие брака — еще одно (пусть не самое главное) отличие нас от животных. У зверей брака нет. У людей же существует брак, взаимная ответственность, обязанности друг перед другом и перед детьми.

То, что благословляется в браке, вне брака является грехом, нарушением заповеди. Супружеский союз соединяет мужчину и женщину в одну плоть для взаимной любви, рождения и воспитания детей. Всякая попытка похитить радости брака без взаимного доверия и той ответственности, которые предполагает брачный союз, — тяжелый грех, который, по свидетельству Священного Писания, лишает человека Царства Божия (см.: 1 Кор 6, 9).

Грехом еще более тяжким является нарушение супружеской верности или разрушение чужого брака. Измена разрушает не только брак, но и оскверняет душу того, кто изменяет. На чужом горе счастья не построишь. Существует закон духовного равновесия: посеяв зло, грех, мы зло и пожнем, наш грех к нам же и вернется. Бесстыдные разговоры и нехранение своих чувств также являются нарушением седьмой заповеди.

Восьмая заповедь

Не кради.


Нарушением этой заповеди является присвоение чужой собственности — как общественной, так и частной. Виды воровства могут быть разнообразны: грабеж, кража, обман в торговых делах, подкуп, взяточничество, уклонение от налогов, тунеядство, святотатство (то есть присвоение церковного имущества), всевозможные аферы, махинации и мошенничество. Кроме того, к грехам против восьмой заповеди можно отнести всякую нечестность: ложь, обман, лицемерие, лесть, подхалимство, человекоугодие, так как этим люди пытаются приобрести что-то (например, расположение ближнего) нечестно.

Побеждается страсть любостяжания воспитанием в себе нестяжания, милосердием к бедным, трудолюбием, честностью и возрастанием в духовной жизни, ибо привязанность к деньгам и другим материальным ценностям всегда происходит от бездуховности.

Девятая заповедь

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.


Не судите, да не судимы будете (Мф 7, 1), — предупреждает Спаситель. Осуждать — значит судить, дерзко восхищать право, которое принадлежит только Богу. Лишь Господь, знающий прошлое, настоящее и будущее человека, может судить Свое создание.

Суд над священномучениками

Суд над священномучениками

Рассказ преподобного Иоанна Савваитского

Вот как страшно выносить суждение о человеке.

Десятая заповедь

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.


Заповедь эта запрещает зависть и ропот. Нельзя не только делать зло людям, но даже иметь греховные, завистливые мысли против них. Любой грех начинается с мысли, с помысла о чем-либо. Человек начинает завидовать имуществу и деньгам ближних, потом в его сердце зарождается помысел украсть это добро у своего брата, и вскоре он воплощает греховные мечты в действие.

Зависть к богатству, талантам, здоровью ближних убивает в нас любовь к ним, зависть как кислота разъедает душу. Завистливому человеку трудно общаться с другими. Его радуют скорбь, горе, постигшее тех, кому он завидовал. Вот почему так опасен грех зависти: он — семя других грехов. Человек завистливый также грешит против Бога, он не хочет довольствоваться тем, что ему посылает Господь, он обвиняет во всех своих бедах ближних и Бога. Такой человек никогда не будет счастлив и доволен жизнью, ведь счастье зависит не от земных благ, а от состояния души человека. Царствие Божие внутрь вас есть (Лк 17, 21). Оно начинается здесь, на земле, с правильного духовного устроения человека. Умение видеть дары Божии в каждом дне своей жизни, ценить их и благодарить за них Бога — залог человеческого счастья.

Самый глав­ный закон духов­ного мира — это закон любви к Богу и людям.

Что это значит? То, что если чело­век дей­стви­тельно достиг насто­я­щей любви к Богу и ближ­ним, он не может нару­шить ни одну из десяти запо­ве­дей, потому что они все гово­рят о любви к Богу и людям. И к этой совер­шен­ной любви мы должны стре­миться.

Рас­смот­рим десять запо­ве­дей Закона Божьего по порядку:

  1. Аз есмь Гос­подь Бог твой; да не будут тебе бози инии, разве Мене.
  2. Не сотвори себе кумира и вся­каго подо­бия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не покло­ни­шися им, ни послу­жиши им.
  3. Не при­емли имене Гос­пода Бога твоего всуе.
  4. Помни день суб­бот­ный, еже свя­тити его: шесть дней делай, и сотво­риши в них вся дела твоя, в день же седь­мый, суб­бота, Гос­поду Богу твоему.
  5. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да дол­го­ле­тен будеши на земли.
  6. Не убий.
  7. Не пре­любы сотвори.
  8. Не укради.
  9. Не послу­ше­ствуй на друга твоего сви­де­тель­ства ложна.
  10. Не поже­лай жены искрен­няго твоего, не поже­лай дому ближ­няго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни вся­кого скота его, ни всего, елика суть ближ­няго твоего.

Так они звучат по цер­ковно-сла­вян­ски. В даль­ней­шем, раз­би­рая каждую запо­ведь, мы будем давать и их рус­ский пере­вод.

Первая запо­ведь

Аз есмь Гос­подь Бог твой; да не будут тебе бози инии, разве Мене.

Я — Гос­подь Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня.

Так, что для нас Бог может быть только один, в Троице про­слав­ля­е­мый, Отец, Сын и Святой Дух, и не может у нас пра­во­слав­ных хри­стиан быть иных богов.

Вторая запо­ведь

Не сотвори себе кумира и вся­каго подо­бия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не покло­ни­шися им, ни послу­жиши им.

Не делай себе кумира и ника­кого изоб­ра­же­ния того, что на небе вверху, что на земле внизу и что в водах ниже земли; не покло­няйся и не служи им.

Почи­та­ние в пра­во­сла­вии святых икон никак не может быть названо идо­ло­по­клон­ством. Во-первых, мы воз­но­сим молитвы покло­не­ния не самой иконе, не мате­ри­алу, из кото­рого она сде­лана, а тем, кто на ней изоб­ра­жен: Богу, Бого­ро­дице и святым. Взирая на образ, мы вос­хо­дим умом к Пер­во­об­разу. Во-вторых свя­щен­ные изоб­ра­же­ния дела­лись еще в Ветхом Завете по пове­ле­нию Самого Бога. Гос­подь пове­лел Моисею поста­вить в первом пере­движ­ном вет­хо­за­вет­ном храме, скинии, золо­тые изоб­ра­же­ния Херу­ви­мов. Уже в первые века хри­сти­ан­ства, в рим­ских ката­ком­бах, местах собра­ний первых хри­стиан, были настен­ные изоб­ра­же­ния Христа в виде доб­рого Пас­тыря, Матери Божией, с воз­де­тыми руками и другие свя­щен­ные образы. Все эти фрески были най­дены при рас­коп­ках.

К грехам против второй запо­веди также можно отне­сти страст­ную при­вя­зан­ность к каким-либо делам, когда это увле­че­ние ста­но­вится стра­стью. Идо­ло­слу­же­нием явля­ется и страст­ное покло­не­ние какой-либо лич­но­сти. Неда­ром неко­то­рые арти­сты, певцы, спортс­мены в совре­мен­ном мире так и назы­ва­ются: куми­рами и идо­лами.

Третья запо­ведь

Не при­емли имене Гос­пода Бога твоего всуе.

Не про­из­носи имени Гос­пода Бога твоего напрасно.

Имя Божие явля­ется для нас свя­ты­ней, и его нельзя раз­ме­ни­вать в пустой, празд­ной речи. Свя­ти­тель Нико­лай Серб­ский при­во­дит притчу о поми­но­ве­нии имени Гос­пода всуе:

Один золо­тых дел мастер сидел в своей лавке за вер­ста­ком и, рабо­тая, непре­станно поми­нал имя Божие всуе: то как клятву, то как люби­мое словцо. Некий палом­ник, воз­вра­щав­шийся из святых мест, про­ходя мимо лавки, услы­шал это, и душа его воз­му­ти­лась. Тогда он оклик­нул юве­лира, чтобы тот вышел на улицу. А когда мастер вышел, палом­ник спря­тался. Ювелир, никого не увидев, вер­нулся в лавку и про­дол­жил работу. Палом­ник снова его оклик­нул, а когда ювелир вышел, тот при­ки­нулся, что ничего не знает. Мастер, рас­сер­див­шись, вер­нулся к себе и снова начал рабо­тать. Палом­ник в третий раз его оклик­нул и, когда мастер опять вышел, снова стоял молча, при­ки­нув­шись, что он тут ни при чем. Тогда ювелир в бешен­стве набро­сился на палом­ника:

— Зачем ты зовешь меня пона­прасну? Что за шутки! У меня работы по горло!

Палом­ник миро­лю­биво отве­тил:

— Поис­тине, у Гос­пода Бога работы еще больше, но ты Его при­зы­ва­ешь гораздо чаще, чем я тебя. Кто имеет право сер­диться больше: ты или Гос­подь Бог?

Ювелир, при­сты­жен­ный, вер­нулся в мастер­скую и с тех пор держал язык за зубами.

Чет­вер­тая запо­ведь

Помни день суб­бот­ный, еже свя­тити его: шесть дней делай, и сотво­риши в них вся дела твоя, в день же седь­мый, суб­бота, Гос­поду Богу твоему.

Помни день суб­бот­ний, чтобы про­во­дить его свято: шесть дней рабо­тай и делай в про­дол­же­нии их все дела твои, а день седь­мой – день суб­бота посвя­щай Гос­поду Богу твоему.

В Ветхом Завете днем покоя почи­та­лась суб­бота (В пере­воде с древ­не­ев­рей­ского покой). В ново­за­вет­ные вре­мена святым днем покоя стал день вос­крес­ный, когда вос­по­ми­на­ется Вос­кре­се­ние Гос­пода нашего Иисуса Христа. Седь­мым и самым глав­ным днем для хри­стиан явля­ется день вос­кре­се­ния, малая Пасха, и обычай почи­та­ния вос­крес­ного дня идет еще от времен святых апо­сто­лов. В вос­крес­ный день хри­сти­ане воз­дер­жи­ва­ются от работ и идут в цер­ковь, чтобы помо­литься Богу, побла­го­да­рить Его за про­шед­шую неделю и попро­сить бла­го­сло­ве­ние на труды гря­ду­щей сед­мицы. В этот день очень хорошо при­ча­ститься Святых Хри­сто­вых Таин. День вос­крес­ный мы посвя­щаем молитве, духов­ному чтению, бла­го­че­сти­вым заня­тиям. В вос­кре­се­ние, как день сво­бод­ный от обыч­ных трудов, можно помочь ближ­ним. Наве­стить боль­ных, ока­зать помощь немощ­ным, пре­ста­ре­лым.

Часто от людей дале­ких от Церкви или мало цер­ков­ных, можно слы­шать о том, что у них, дескать, нет вре­мени для домаш­ней молитвы и посе­ще­ния храма. Да, совре­мен­ный чело­век подчас очень сильно загру­жен, но даже у заня­тых людей оста­ется немало сво­бод­ного вре­мени на то, чтобы раз­го­ва­ри­вать по теле­фону с подру­гами, дру­зьями и род­ствен­ни­кам, читать жур­налы, газеты и романы, часами сидеть у теле­ви­зора и ком­пью­тера, а на молитву вре­мени нет. Иной чело­век в шесть часов вечера при­хо­дит домой и потом 5–6 часов лежит на диване у теле­ви­зора, и ему бывает лень встать и про­честь весьма недлин­ное вечер­нее молит­вен­ное пра­вило или почи­тать Еван­ге­лие.

Те люди, кото­рые чтут вос­крес­ные дни и цер­ков­ные празд­ники, молятся в храме и не ленятся читать утрен­ние и вечер­ние молитвы, полу­чают гораздо больше тех, кто про­во­дят это время в празд­но­сти и лени. Гос­подь бла­го­сло­вит их труды, умно­жит их силы и пошлет им Свою помощь.

Пятая запо­ведь

Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да дол­го­ле­тен будеши на земли.

Почи­тай отца своего и матерь свою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле.

Тем, кто любит, почи­тает своих роди­те­лей, обе­ща­ется не только награда в Цар­стве Небес­ном, но даже в земной жизни бла­го­сло­ве­ние, бла­го­по­лу­чие и мно­го­ле­тие. Чтить роди­те­лей это значит ува­жать их, про­яв­лять послу­ша­ние им, помо­гать им, забо­титься о них в ста­ро­сти, молиться о их здра­вии и спа­се­нии, а когда они умрут, молиться о упо­ко­е­нии их души.

Нередко люди спра­ши­вают: как можно любить и почи­тать роди­те­лей, кото­рые не про­яв­ляют заботу о детях, пре­не­бре­гают своими обя­зан­но­стями или впа­дают в тяже­лые грехи? Роди­те­лей мы не выби­раем, то что они у нас такие, а не какие-то другие – есть воля Божия. Почему Бог дал нам таких роди­те­лей? Для того чтобы нам про­явить лучшие хри­сти­ан­ские каче­ства: тер­пе­ние, любовь, сми­ре­ние, научиться про­щать.

Если чело­век не почи­тает роди­те­лей, отри­цает эту иерар­хию, он может очень легко прийти и к непо­чи­та­нию и отри­ца­нию Бога. Сна­чала он не ува­жает роди­те­лей, потом пере­стает любить родину, затем отри­цает мать-цер­ковь, и вот он уже не верит в Бога. Все это очень вза­и­мо­свя­зано. Неда­ром, когда хотят поко­ле­бать госу­дар­ство, раз­ру­шить его устои изнутри, в первую оче­редь опол­ча­ются на цер­ковь, веру в Бога, и на семью. Семья, почи­та­ние стар­ших, пере­дача тра­ди­ций (а слово тра­ди­ция как раз и про­ис­хо­дит от латин­ского tradition — пере­дача), цемен­ти­рует обще­ство, делает народ креп­ким.

Шестая запо­ведь

Не убий.

Убий­ство, отня­тие жизни у дру­гого чело­века и само­убий­ство, то есть само­воль­ный уход из жизни – одни из самых тяже­лых грехов.

Само­убий­ство – самый страш­ный грех. Это есть бунт против Бога, кото­рый дал нам дра­го­цен­ный дар жизни. Но наша жизнь в руках Божиих, мы не имеем права ухо­дить из нее, когда нам взду­ма­ется. Совер­шая само­убий­ство, чело­век уходит из жизни в страш­ном помра­че­нии отча­я­ния и уныния. Он уже не может пока­яться в этом грехе, также он не может при­не­сти пока­я­ние в грехе убий­ства, кото­рый он совер­шает по отно­ше­нию к самому себе, за гробом пока­я­ния нет.

Чело­век, лишив­ший дру­гого жизни по неосто­рож­но­сти, также пови­нен в убий­стве, но вина его меньше, чем у того, кто уби­вает созна­тельно. Также пови­нен в убий­стве тот, кто спо­соб­ство­вал убий­ству. Напри­мер, муж жен­щины, кото­рый не отго­во­рил ее сде­лать аборт или даже сам спо­соб­ство­вал этому.

Люди, своими вред­ными при­выч­ками и поро­ками и гре­хами сокра­ща­ю­щие свою жизнь и нано­ся­щие вред своему здо­ро­вью, также грешат против шестой запо­веди.

Кроме убий­ства телес­ного суще­ствует не менее страш­ное убий­ство – убий­ство духов­ное, когда кто-то соблаз­няет, совра­щает ближ­него в неве­рие или под­тал­ки­вает к совер­ше­нию греха, и тем самым губит его душу.

Седь­мая запо­ведь

Не пре­любы сотвори.

Этой запо­ве­дью запре­ща­ются грехи против семьи, супру­же­ская измена, все плот­ские отно­ше­ния между муж­чи­ной и жен­щи­ной вне закон­ного брака, другие плот­ские грехи, а также блуд­ные, нечи­стые жела­ния и мысли.

Грехом, еще более тяжким, чем блуд явля­ется пре­лю­бо­де­я­ние, то есть нару­ше­ние супру­же­ской вер­но­сти или телес­ные отно­ше­ния с чело­ве­ком, нахо­дя­щимся в браке.

Вось­мая запо­ведь

Не укради.

Нару­ше­нием этой запо­веди явля­ется при­сво­е­ние чужой соб­ствен­но­сти, как госу­дар­ствен­ной, так и част­ной. Виды воров­ства могут быть раз­но­об­разны: грабеж, кража, обман в тор­го­вых делах, подкуп, взя­точ­ни­че­ство, укло­не­ние от нало­гов, туне­яд­ство, свя­то­тат­ство (то есть при­сво­е­ние цер­ков­ного иму­ще­ства), все­воз­мож­ные аферы, махи­на­ции и мошен­ни­че­ства. Кроме этого к грехам против вось­мой запо­веди можно отне­сти всякую нечест­ность: ложь, обман, лице­ме­рие, лесть, под­ха­лим­ство, чело­ве­ко­уго­дие, так как в этом случае люди пыта­ются также при­об­ре­сти что-то, напри­мер, рас­по­ло­же­ние ближ­него, нечест­ным, воров­ским путем.

В основе кражи, воров­ства лежит страсть среб­ро­лю­бия и борется она стя­жа­нием про­ти­во­по­лож­ных ей доб­ро­де­те­лей. Среб­ро­лю­бие может быть двух видов: Мотов­ство (любовь к рос­кош­ной жизни) и ску­пость, жад­ность И то и другое тре­бует средств, кото­рые при­об­ре­та­ются зача­стую нечест­ным путем.

Среб­ро­лю­бие борется стя­жа­нием про­ти­во­по­лож­ных ему доб­ро­де­те­лей: мило­сер­дием к бедным, нес­тя­жа­нием, тру­до­лю­бием, чест­но­стью и духов­ной жизнью, ибо при­вя­зан­ность к день­гам и другим мате­ри­аль­ным цен­но­стям всегда про­ис­хо­дит от без­ду­хов­но­сти.

Девя­тая запо­ведь

Не послу­ше­ствуй на друга твоего сви­де­тель­ства ложна.

Не про­из­носи лож­ного сви­де­тель­ства на ближ­него твоего.

Вот как страшно выно­сить суж­де­ние о чело­веке.

Деся­тая запо­ведь

Не поже­лай жены искрен­няго твоего, не поже­лай дому ближ­няго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни вся­кого скота его, ни всего, елика суть ближ­няго твоего.

Не желай жены ближ­него твоего и не желай дома ближ­него твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его… ни всего того, что при­над­ле­жит ближ­нему твоему.

Еван­гель­ские запо­веди бла­жен­ства

Вот девять запо­ве­дей, кото­рые нам дал Спа­си­тель как руко­вод­ство к хри­сти­ан­скому подвигу:

  1. Бла­жени нищии духом, яко тех есть Цар­ствие Небес­ное
  2. Бла­жени пла­чу­щии, яко тии уте­шатся
  3. Бла­жени крот­цыи, яко тии насле­дят землю
  4. Бла­жени алчу­щии и жаж­ду­щии правды, яко тии насы­тятся
  5. Бла­жени мило­сти­вии, яко тии поми­ло­вани будут
  6. Бла­жени чистии серд­цем, яко тии Бога узрят
  7. Бла­жени миро­творцы, яко тии сынове Божии наре­кутся
  8. Бла­жени изгнани правды ради, яко тех есть Цар­ствие Небес­ное
  9. Бла­жени есте, егда поно­сят вам, и ижде­нут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради: Радуй­теся и весе­ли­теся, яко мзда ваша многа на небе­сех.

ПЕРВАЯ ЗАПО­ВЕДЬ БЛА­ЖЕН­СТВА

ВТОРАЯ ЗАПО­ВЕДЬ БЛА­ЖЕН­СТВА

Бла­жен­ными сле­зами можно также назвать слезы состра­да­ния, сопе­ре­жи­ва­ния нашим ближ­ним, когда мы про­ни­ка­емся их горем и ста­ра­емся чем можем, помочь им.

ТРЕТЬЯ ЗАПО­ВЕДЬ БЛА­ЖЕН­СТВА

ЧЕТ­ВЕР­ТАЯ ЗАПО­ВЕДЬ БЛА­ЖЕН­СТВА

Гос­подь оста­вил нам Слово Божие, в кото­ром изло­жено Боже­ствен­ное учение, правда Божия, Он создал Цер­ковь и вложил в нее все нужное для спа­се­ния. Цер­ковь также явля­ется носи­тель­ни­цей правды и пра­виль­ного знания о Боге, мире и чело­веке. Вот этой правды должен жаж­дать каждый хри­сти­а­нин, читая Свя­щен­ное Писа­ние и нази­да­ясь тво­ре­ни­ями отцов Церкви.

ПЯТАЯ ЗАПО­ВЕДЬ БЛА­ЖЕН­СТВА

И такой же бес­ко­рыст­ной любви научает всех нас, чтобы мы совер­шали дела мило­сти не ради награды, не ожидая полу­чить что-то взамен, а из любви к самому чело­веку, испол­няя запо­ведь Божию.

ШЕСТАЯ ЗАПО­ВЕДЬ БЛА­ЖЕН­СТВА

СЕДЬ­МАЯ ЗАПО­ВЕДЬ БЛА­ЖЕН­СТВА

ВОСЬ­МАЯ ЗАПО­ВЕДЬ БЛА­ЖЕН­СТВА

ДЕВЯ­ТАЯ ЗАПО­ВЕДЬ БЛА­ЖЕН­СТВА

Но враг рода чело­ве­че­ского не успо­ка­и­ва­ется и посто­янно воз­дви­гает новые гоне­ния на хри­стиан. И когда к власти придет Анти­христ, он также будет гнать и пре­сле­до­вать уче­ни­ков Хри­сто­вых. Поэтому, каждый хри­сти­а­нин должен быть посто­янно готов к подвигу испо­вед­ни­че­ства и муче­ни­че­ства.

Читайте также: