Что такое задатки кратко

Обновлено: 02.07.2024

Человеческие способности, их возникновение и развитие являются одной из важнейших и сложнейших тем в психологии. Необходимо отметить, что четкого определения способностей не существует.

Если рассматривать способности индивида, речь будет идти об определенном виде деятельности. В качестве примера можно привести человека, который является хорошим бухгалтером, ему легко дается изучение иностранных языков, а также математические задачи. Если сравнить его с другими людьми, можно заметить, что некоторые хуже владеют данными навыками, то есть не показывают свои способности одинаково. В психологии этот термин может быть определен как доступный потенциал человека, который он может развить для достижения лучших результатов.

Зачастую, когда родители рассказывают о своих детях, они говорят о том, что у ребенка есть те или иные способности. Например, ребенок может хорошо рисовать или быть более развитым физически по сравнению со сверстниками. Когда родители хвастаются достижениями своего ребенка, они испытывают гордость за него.

Очень часть способности человека отождествляют с талантом и одаренностью. Это может быть вполне оправданным, если учитывать, что при оказании содействия ребенку в развитии его навыков, улучшении их, спустя какое-то время действительно можно будет говорить о его одаренности. Например, ребенку нравится рисовать. Если постоянно отводить его на занятия в художественной школе, через определенный период времени вполне возможно, что он станет одаренным ребенком.

Психология рассматривает достижения какого-либо талантливого человека в качестве результата сложения психоневрологических свойств с осуществлением самой деятельности, связанной с этим талантом. Этим можно объяснить постоянную рассеянность и отвлеченность таких людей. Однако, когда этого требуют обстоятельства, они могут достаточно быстро мобилизовать свои силы для того, чтобы достичь высоких результатов в сфере своего таланта.

Готовые работы на аналогичную тему

В конце концов человеческие способности проявляются в их внутренней природе, генетической предрасположенности человека. В то же время процесс развития этих навыков очень важен Не совсем верно говорить о способности человека рисовать, если он не пытался освоить навыки рисования, потому что только в процессе систематического обучения этому виду деятельности можно узнать правду об их наличии или отсутствии. Следовательно, только улучшая то, что присуще от природы, можно достичь высоких результатов.

Понятие и сущность задатков

Под задатками в психологии понимают предпосылки к развитию способностей.

Задатки – это особенности нервной системы, выступающие основой для формирования тех либо иных способностей.

Можно выделить два вида задатков:

  1. Врожденные, присущие человеку с рождения);
  2. Приобретенные, которые обуславливаются социальным развитием человека. Он может приобрести их только с помощью постоянного развития. В качестве примера можно привести необходимость знания элементарной математики, чтобы понять высшую.

Психология индивидуальных различий занимается изучением развития способностей от имеющихся задатков. Одним из главных вопросов, на которые она может дать ответ, это откуда берутся у человека те или иные задатки. Разные психологи по-разному отвечают на данный вопрос. Например, А. Анастази считает, что многочисленные и сложные взаимодействия между наследственностью человека и его окружающей средой порождают индивидуальные различия в способностях людей. Именно наследственность, по ее мнению, оказывает решающее воздействие на способности людей.

Когда ученые начали изучать способности человека, возник вопрос: что представляют собой врожденные или природные задатки с точки зрения их анатомофизиологической основы. Одно время наличие или отсутствие задатков связывали с общей или относительной массой мозга человека. То есть, чем больше масса мозга, тем, соответственно, больше задатков будет у человека. Однако в действительности эта теория была признана несостоятельной, потому что у некоторых животных масса мозга была больше, а также обнаружилось много людей с маленькой массой мозга и высокоразвитыми способностями.

Еще одна концепция появления задатков связывала их со строением мозга. То есть, в зависимости от сложности и дифференцированности строения мозга можно было судить о наличии у человека различных задатков. Эта теория была достаточно популярной. В дальнейшем задатки начали рассматривать в связке с определенными зонами мозга. Однако и эта концепция была отвергнута по следующим причинам:

  1. Отсутствовали убедительные доказательства того, что задатки локализуются в определенных участках мозга;
  2. Зачастую наблюдались проявления одинаковых способностей у людей с разными поражениями участком головного мозга;
  3. Рост определенного участка головного мозга может происходить в результате различных патологий, возникающих в мозге (например, опухоль), и, тем самым, не свидетельствовать о сложности и дифференцированности его строения.

Позднее появились теории, которые связывали способности человека с функционированием головного мозга в целом, а не с отдельными его участками. Например, теория функциональных органов А. Ухтомского.

При изучении способностей и задатков человека следует помнить о влиянии наследственности, которая начинает проявляться с рождения. Например, новорожденные дети-близнецы могут иметь как общие черты в поведении, так и особенности, которые отличают их друг от друга. Человек с рождения обладает многими свойствами, которые впоследствии сказываются на его индивидуальности, могут облегчать или затруднять формирование у него других личностных свойств. Тот факт, что у младенцев вскоре после рождения могут быть обнаружены различия в доминирующем психофизиологическом состоянии, свидетельствует, что определенные психические состояния и формы поведения находятся в сфере прямых генетических влияний.


  • Задатки — анатомо-физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей.

Задатки — врожденные, устойчивые психофизиологические особенности человека, оказывающие существенное влияние на развитие его способностей.

В качестве таких задатков принято выделять:

Типологические свойства нервной системы, определяющие скорость образования временных нервных связей, их прочность, легкость дифференцировок;

Анатомические особенности строения анализаторов и отдельных областей коры головного мозга.

Способности обнаруживаются и развиваются только в деятельности и на основе задатков при благоприятных условиях.

Для задатков характерно, что

1) они многозначны, то есть на основе одних и тех же задатков могут развиваться разные способности;

2) задатки, развиваясь, приобретают новые качества.

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Способности имеют органические, наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков. [2] Например, морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения.

Люди от рождения бывают наделены различными задатками, хотя различия эти не так велики, как это утверждают те, которые различия в способностях ошибочно целиком сводят к различию врожденных задатков. К врожденным задаткам относятся такие свойства зрительного анализатора, как точное определение пропорций, цвета и т. п., необходимые для успешного развития способностей к художественному творчеству, или очень тонкая чувствительность обонятельного анализатора, на основе которой развиваются профессиональные способности парфюмеров-создателей новых сортов духов. [3]

Задатки — врожденные, устойчивые психофизиологические особенности человека, оказывающие существенное влияние на развитие его способностей. [2]

Задатки, вместе с способностями и ресурсами входят в одну область психики, психических явлений человека, связанную и направленную на обеспечение всякого рода деятельности, жизнедеятельности вообще, включая жизнестойкость. [4]

Задатки многозначны; они могут развиваться в различных направлениях. Задатки — лишь предпосылки развития способностей. Развиваясь на основе задатков, способности являются все же функцией не задатков самих по себе, а развития, в которое задатки входят как исходный момент, как предпосылка. Включаясь в развитие индивида, они сами развиваются, то есть преобразуются и изменяются. [2]

Задатки - анатомо - физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей. В качестве таких задатков принято выделять: 1. Типологические свойства нервной системы, определяющие скорость образования временных неравных связей, их прочность, легкость дифференцировок; 2. Анатомические особенности строения анализаторов - и отдельных областей коры головного мозга.

Смотреть что такое ЗАДАТКИ в других словарях:

ЗАДАТКИ

ЗАДАТКИ, ов. Зачатки каких-н. способностей, качеств. Хорошие з. Плохиез.

ЗАДАТКИ

задатки мн. Зачатки каких-л. способностей, наклонностей.

ЗАДАТКИ

задатки мн. (склонности)inclinations; disposition sg. дурные задатки — bad* instincts / inclinations хорошие задатки — good* instincts / inclinations . смотреть

ЗАДАТКИ

задатки см. склонность Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык.З. Е. Александрова.2011. задатки сущ., кол-во синонимов: 1 • зачаток (13) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: зачаток. смотреть

ЗАДАТКИ

ЗАДАТКИ — вроджені особливості організму, головним чином ЦНС та органів чуття, що є передумовою формування й розвитку здібностей. На противагу концепці. смотреть

ЗАДАТКИ

ЗАДАТКИ

— анатомо-физиологические особенности организма, гл.о. центральной нервной системы, являющиеся предпосылками формирования способностей. В противовес. смотреть

ЗАДАТКИ

ЗАДАТКИ

природные предпосылки способностей; врожденные анатомо-физиологические особенности нервной сметены и мозга, составляющие природную основу развития способностей. Нет точных сведений, в чем именно они состоят: то ли это – некоторые свойства системы нервной, то ли – какие-то специальные предрасположенности. Задатки неспецифичны, многозначны по отношению к конкретному содержанию и конкретным формам деятельности. Однако нельзя считать, что они совсем нейтральны по отношению к будущим способностям. Так, особенности зрительного анализатора скажутся именно на способностях, требующих его участия, а особенности речевых центров мозга более проявятся в видах деятельности, связанных с речевыми способностями, и пр. Итак, индивидуальные задатки в какой-то мере избирательны, неодинаковы по отношению к разным видам деятельности. Существуют значительные индивидуальные различия в структуре мозговой ткани людей, ко вопрос о роли этих различий как условий развития психических свойств остается еще не выяснен. Конкретнонаучные сведения о задатках стали накапливаться в психологии благодаря изучению врожденных свойств системы нервной и их значения для индивидуально-психологических различий. смотреть

ЗАДАТКИ

— врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей. 3. неспецифичны по отношению к конкретному содержанию и конкретным формам деятельности, они многозначны. Вместе с тем, нельзя считать, что 3. совсем нейтральны по отношению к будущим способностям. Так, особенности зрительного анализатора скажутся именно на способностях, требующих участия данного анализатора, а особенности речевых центров мозга более непосредственно выступят в видах деятельности, связанных с речевыми способностями, и т.п. Таким образом, индивидуальные 3. в какой-то мере избирательны, неодинаковы по отношению к разным видам деятельности. Существуют значительные индивидуальные различия в структуре мозговой ткани людей, но вопрос о роли этих морфологических различий как условий развития психических свойств остается еще невыясненным. Конкретно-научные сведения о 3. стали накапливаться в психологии благодаря изучению врожденных свойств нервной системы и их значения для индивидуально-психологических различий (школа Б. М. Теплова). Н. С.Лейтес. смотреть

ЗАДАТКИ

— врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей. З. неспецифичны по отношению к конкретному содержанию и конкретным формам деятельности, они многозначны. Вместе с тем нельзя считать, что З. совсем нейтральны по отношению к будущим способностям. Так, особенности зрительного анализатора скажутся именно на способностях, требующих участия данного анализатора, а особенности речевых центров мозга более непосредственно выступят в видах деятельности, связанных с речевыми способностями, и т. п. Таким образом, индивидуальные З. в какой-то мере избирательны, неодинаковы по отношению к разным видам деятельности. Существуют значительные индивидуальные различия в структуре мозговой ткани людей, но вопрос о роли этих морфологических различий как условий развития психических свойств остается еще невыясненным. Конкретно-научные сведения о З. стали накапливаться в психологии благодаря изучению врожденных свойств нервной системы и их значения для ин дивидуально-психологических различий (школа Б. М. Теплова). смотреть

ЗАДАТКИ

ЗАДАТКИ

ЗАДАТКИ

врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей. З. неспецифичны по отношению к конкретному содержанию и конкретным формам деятельности, они многозначны. Индивидуальные З. избирательны, неодинаковы по отношению к различным видам деятельности. Существуют значительные индивидуальные различия в структуре мозговой ткани людей, но вопрос о роли этих морфологических различий как условий развития психических свойств остается еще не выясненным. Конкретно-научные сведения о З. стали накапливаться в отечественной психологии благодаря изучению врожденных свойств нервной системы и их значения для индивидуально-психологических различий (школа Б.М. Теплова). смотреть

ЗАДАТКИ

1) Орфографическая запись слова: задатки2) Ударение в слове: зад`атки3) Деление слова на слоги (перенос слова): задатки4) Фонетическая транскрипция сло. смотреть

ЗАДАТКИ

деякі вроджені анатомо-фізіологічні особливості нервової системи, які є природною передумовою формування і розвитку здібностей. До них відносяться, наприклад, типологічні особливості нервової системи, рівень відносного розвитку сигнальних систем, природні властивості аналізаторів, індивідуальні особливості побудови кори головного мозку і рівень функціонування зрілості її окремих областей. З. не визначають розвиток особистості, але є важливою умовою їх формування. англ. abilities; нім. Anlagen pl; угор. képesség / hajlam; рос. задатки. смотреть

ЗАДАТКИ

приставка - ЗА; корень - ДА; суффикс - Т; суффикс - К; окончание - И; Основа слова: ЗАДАТКВычисленный способ образования слова: Приставочно-суффиксальн. смотреть

ЗАДАТКИ

ЗАДАТКИ см. Диспозиция. Философский энциклопедический словарь.2010. Синонимы: зачаток

ЗАДАТКИ

мн.(склонности) disposition f, inclination f, aptitude fхорошие задатки — bonnes inclinationsдурные задатки — mauvais instincts, mauvaises inclinations. смотреть

ЗАДАТКИ

природжені анатомо-фізіологічні риси індивіда, передумови його розвитку. З. є основою здібностей та інших психофізіологічних властивостей людини. Для ефективної музичної діяльності необхідною передумовою є музичний звуковисотний, тембровий, динамічний, гармонічний, інтонаційний, внутрішній слух тощо, а також вокальний слух, що розвиваються в процесі цілеспрямованої навчальної діяльності, без якої розвиток З. неможливий. смотреть

ЗАДАТКИ

Категория. Анатомо-физиологические особенности нервной системы. Специфика. Служат базой для формирования тех или иных способностей. Виды. В качестве таких задатков принято выделять: - типологические свойства нервной системы, определяющие скорость образования временных неравных связей, их прочность, легкость дифференцировок; - анатомические особенности строения анализаторов и отдельных областей коры головного мозга. . смотреть

ЗАДАТКИ

мн.(склонности) disposición f, inclinación f, aptitud f; dotes f pl (данные)хорошие, дурные задатки — buenas, malas inclinaciones

ЗАДАТКИ

мн.天资 tiānzī, 天性 tiānxìng, 禀赋 bǐngfù, 禀性 bǐngxìngдурные задатки - 不良的天性у него хорошие задатки - 他有良好的禀赋Синонимы: зачаток

ЗАДАТКИ

мн. (склонности) disposition f, inclination f, aptitude f хорошие задатки — bonnes inclinations дурные задатки — mauvais instincts, mauvaises inclinat. смотреть

ЗАДАТКИ

– врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей. Задатки неспецифичны по отношению к конкретным формам деятельности, они многозначны. Но они в то же время не нейтральны по отношению к будущим способностям. Задатки определяют только процессуальное, а не содержательное в психическом развитии. смотреть

ЗАДАТКИ

- англ. disposition; нем. Anlagen. Врожденные анатомо-физиологичес-кие особенности организма, гл. обр., его нервной системы и органов чувств, являющиеся органическими предпосылками развития способностей индивида, для чего необходима деятельность самого человека и соответствующие обществ, условия. Antinazi.Энциклопедия социологии,2009 Синонимы: зачаток. смотреть

ЗАДАТКИ

- - англ. disposition; нем. Anlagen. Врожденные анатомо-физиологичес-кие особенности организма , гл. обр., его нервной системы и органов чувств, являющиеся органическими предпосылками развития способностей индивида , для чего необходима деятельность самого человека и соответствующие обществ, условия. смотреть

ЗАДАТКИ

врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы мозга, составляющие природную основу развития способностей, индивидуальные особенности физической и нервной организации человека, обусловливающие эффективное соответствие сенсомоторной регуляции определенными видами действий. смотреть

ЗАДАТКИ

мн. ч.Anlagen f pl, Fähigkeiten f plСинонимы: зачаток

ЗАДАТКИ

только мн. (склонности) болашақты, талапты, келешек, нышан;- у ребенка хорошие задатки баланың талабы, келешегі мол болайын деп тұр;- задатки анатомические психол. анатомиялық нышандар;- задатки врожденные тума нышандар;- задатки физиологические физиологиялық нышандар. смотреть

ЗАДАТКИ

задаткиיְכוֹלֶת נ', פּוֹטֶנציָאל ז'* * *חומרСинонимы: зачаток

ЗАДАТКИ

-ів, мн., розм. Природжені, успадковані або набуті зачатки яких-небудь рис, здібностей або властивостей.

ЗАДАТКИ

Ударение в слове: зад`аткиУдарение падает на букву: аБезударные гласные в слове: зад`атки

ЗАДАТКИ

мн., Р. зада/тков (зачатки способностей) Синонимы: зачаток

ЗАДАТКИ

врожденные анатомо-физиологические особенности организма (строения тела, силы нервной системы, характера мозговой деятельности и др.), составляющие природную основу развития способностей. смотреть

ЗАДАТКИ

м. мн. (способности) attitudini f pl, doti f pl хорошие / плохие задатки — buone / cattive qualità / inclinazioni Итальяно-русский словарь.2003. Синонимы: зачаток. смотреть

ЗАДАТКИ

это врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуальные психологические предпосылки формирования и развития способностей. смотреть

ЗАДАТКИ

Читайте также: