Что такое ямб в литературе кратко
Обновлено: 07.07.2024
Ямб – двусложный стихотворный размер с ударными четными слогами. Его можно назвать самым классическим из наиболее распространенных стихотворных размеров. Стихи, написанные ямбом, известны каждому человеку со школьной скамьи, ведь знаменитые поэты активно прибегали к этой поэтической форме с незапамятных времен.
История происхождения термина
Своим становлением в качестве лирической формы ямб обязан древнегреческому поэту Архилоху (ок. 689–640 гг. до н.э.), но зародился этот размер еще раньше.
Корни ямба – в фольклорных или же ритуальных, культовых песнях древних греков во славу покровительницы земледелия Деметры. В мифе рассказывается, что богиня, в поисках похищенной дочери Персефоны, покинула Олимп и под личиной старухи поселилась в доме элевсинского царя Келея. Единственной, кто смог скрасить горе богини своими шутками, стала служанка Ямба.
Как устроена ямбическая стопа
Как уже упоминалось, ямб – размер двусложный. Его стопа (то есть ритмическая группа определенной длительности) состоит из двух слогов: безударного и ударного. Именно в таком порядке: ударный слог – второй. Схематически это можно представить как UÚ| UÚ| UÚ| UÚ, например:
Мой дядя самых честный правил…
Ритмическое ударение оставляет ощущение движения вниз, давления. Слог без ударения – более легкий, словно воспаряющий кверху. Вверх-вниз, напоминает ритм спокойного дыхания – естественный для человека и поэтому легко им воспринимаемый.
Таким образом, ямбическая стопа – это последовательность безударного и ударного слогов.
Разновидности ямба с примерами стихов
В зависимости от числа стоп в строке, стихи, написанные ямбом можно разделить на следующие типы.
Двух- и трехстопный ямб
Играй, Адель,
Не знай печали.
Хариты, Лель
Тебя венчали
И колыбель
Твою качали.
Ах! Анна Алексевна,
Какой счастливый день!
Судьба моя плачевна,
Я здесь стою как пень…
Четырехстопный ямб
В те годы дальние, глухие,
В сердцах царили сон и мгла…
Этот размер способен привнести в произведение оттенки трагизма и комизма, масштабную эпику и проникновенный лиризм; может послужить прекрасным фоном для глубоких философских размышлений.
Пяти- и шестистопный ямб
Пятистопный ямб в русской поэтической традиции встречается регулярно и в разнообразных формах. В XIX веке зачастую использовался с цезурой после второй стопы:
В этом примере цезура (ритмическая пауза) отмечена знаком //.
Пятистопный ямб также используется в написании русского сонета.
Последний из наиболее часто используемых ямбических размеров – шестистопный ямб. Это длинный размер, который обычно сопровождается цезурой. В итоге получаются два полустишия, своего рода трехстопный ямб. Некоторая медлительность – причина ограниченного ритмического разнообразия этого размера. Ему свойственны ощущения тягучести, неторопливого ритма дыхания, глубокой думы и лиричности.
Разностопный и вольный ямб
Разностопный ямб характеризуется чередованием длинных и коротких строк и, соответственно, количества стоп в них, например, двух и четырех:
Существует также вольный ямб, где длинные строчки произвольно чередуются с короткими. Наиболее широко этот размер представлен в русских баснях:
Ямб в русской поэтической традиции
В поэзии Державина ямб зазвучал уже разнообразнее. Он особенно силен в интерьере и пейзаже. Державинские ямбы надолго станут путеводной нитью русской поэзии, зародят элегическую традицию. Любопытно, что знаменитые строки Пушкина
Старик Державин нас заметил
И, в гроб сходя, благословил
Как уже говорилось, ямб проник и в басню. Крыловские ямбы – наглядное свидетельство того, как органично сочетается народная речь с поэтическими ритмами.
Ямб звучит и в творчестве Маяковского (который предпочитал объединять разные стихотворные размеры в одной строке для создания уникальных звуковых эффектов):
Хорей – ДВУсложный размер стиха, в котором
на первом месте стоит ударный слог , на втором безударный.
Ямб - ДВУсложный размер стиха, в котором
первый слог безударный , второй ударный.
Дактиль – ТРЁХсложный размер стиха, в котором
первый слог ударный , остальные – безударные.
Амфибрахий - ТРЁХсложный размер стиха, в котором
второй слог ударный , остальные – безударные.
Анапест - ТРЁХсложный размер стиха, в котором
третий слог ударный , остальные – безударные.
Д - Дактиль - ударение на первый слог,
АМ - АМфибрахий - ударение на второй слог,
А - Анапест - ударение ударение на третий слог.
- В а́ -ня - хорей (2 слога, первый-ударный)
- И-в а́ н - ямб (2 слога, второй-ударный)
- В а́ -не-чка - дактиль (3 слога, первый-ударный)
- Ва-н ю́ -ша - амфибрахий (3 слога, второй-ударный)
- И-о- а́ нн - анапест (3 слога, третий-ударный)
Примеры
Примеры стихотворений
(псевдоударные (со вторичным ударением в слове) слоги выделены ЗАГЛАВНЫМИ буквами)
Стихотворный размер
Б у́ ря мгл о́́ ю н е́ бо кр о́ ет
__/ __ __/ __ __/ __ __/ __
В и́ хри сн е́ жныЕ крут я́ ;
__/ __ __/ __ __ __ __/
(А.С. Пушкин)
- Здесь после ударного слога следует один безударный – всего получается два слога.
То есть это ДВУсложный размер. - После ударного слога могут следовать два безударных – тогда это трехсложный размер.
- В строке четыре группы ударно-безударных слогов. То есть в ней четыре стопы.
Я приш е́ л к теб е́́ с прив е́ том
__ __ __/ __ __/ __ __/ __
РАссказ а́ ть, что с о́ лнце вст а́ ло,
__ __ __/ __ __/ __ __/ __
ЧтО он о́ гор я́ чим св е́ том
__ __ __/ __ __/ __ __/ __
ПО лист а́ м затрЕпет а́ ло.
__ __ __/ __ __ __ __/__
(А. Фет)
ВЫхож у́ од и́ н я нА дор о́ гу;
__ __ __/__ __/__ __ __ __/__
СквОзь тум а́ н кремн и́ стый п у́ ть блест и́ т;
___ ___ __/ ____ __/ ___ __/ _____ __/
НОчь тих а́ . Пуст ы́ ня вн е́ млет Б о́ гу,
___ ___ __/ ___ __/ __ __/ ___ __/ __
И звезд а́ с звезд о́ ю гОвор и́ т.
__ __ __/ _____ __/__ __ __ _/
(М.Ю. Лермонтов)
Л а́ сточкИ проп а́ ли,
__/ __ __ __ __/ __ А вчер а́ зар е́ й
__/ __ __/ __ __/ Всё грач и́ лет а́ ли
__/ __ __/ __ __/ __ Да, как с е́ ть, мельк а́ ли
__/ __ __/ __ __/ __ В о́ н над т о́ й гор о́ й.
__/ __ __/ __ __/(А. Фет)
Мой д я́ дя с а́ мых ч е́ стных пр а́ вил,
__ __/ __ __/ __ __/ __ __/ __ Когд а́ не в ш у́ тку зАнем о́ г,
__ __/ __ __/ __ __ __ __/ Он Уваж а́ ть себ я́ заст а́ вил
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ И л у́ чше в ы́ думАть не м о́ г.
__ __/ __ __/ __ __ __ __/(А.С. Пушкин)
Я п о́ мню ч у́ дноЕ мгнов е́ нье
__ __/ __ __/ __ __ __ __/ __ ПерЕдо мн о́ й яв и́ лась т ы́
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ Как мИмол е́ тноЕ вид е́ нье
__ __ __ __/ __ __ __ __/ __ Как г е́ ний ч и́ стой крАсот ы́
__ __/ __ __/ __ __ __ __/(А.С. Пушкин)
Нар я́ женЫ мы вм е́ сте г о́ род в е́ дать,
__ __/ __ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ Но, к а́ жетсЯ, нам н е́ за кЕм смотр е́ ть…
__ __/ __ __ __ __/ __ __ __ __/(А.С. Пушкин)
Ты пОгруст и́ , когд а́ умрЁт по э́ т,
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/ Пок у́ да зв о́ н ближ а́ йшей и́ з церкв е́ й
__ __/ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/ Не вОзвест и́ т, что э́ тот н и́ зкий св е́ т
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/ Я прОмен я́ л на н и́ зший м и́ р черв е́ й.
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/(Шекспир; перевод С.Я. Маршак)
Кт о́ бы ни зв а́ л - не хоч у́
__/ __ __ __/ __ __ __/ Н а́ суетл и́ вую н е́ жность
__/ __ __ __/ __ __ __/ __ Я́ промен я́ ть безнад е́ жность
__/ __ __ __/ __ __ __/ __ И́ , замык а́ ясь, молч у́ .
__/ __ __ __/ __ __ __/(А. Блок)
Т у́ чки неб е́ сные, в е́ чные стр а́ нники!
__/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ Ст е́ пью лаз у́ рною, ц е́ пью жемч у́ жною…
__/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ __(М.Ю. Лермонтов)
Сл а́ вная о́ сень! Здор о́ вый, ядр е́ ный
__/ __ __ __/ __ ___ __/ __ __ __/ __ В о́ здух уст а́ лые с и́ лы бодр и́ т…
__/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/(Н.А. Некрасов)
Не в е́ тер буш у́ ет над б о́ ром,
__ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Не с г о́ р побеж а́ ли ручь и́ -
__ __/ __ __ __/ __ __ __/ Мор о́ з-воев о́ да доз о́ ром
__ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Обх о́ дит влад е́ нья сво и́ .
__ __/ __ __ __/ __ __ __/
Дор о́ же отч и́ зны — не зн а́ л ничег о́
__ __/ __ __ __/ __ ___ __/ ___ __ __/ Бо е́ ц, не люб и́ вший пок о́ я.
__ __/ __ __ __/ ___ __ __/ __
Есть ж е́ нщины в р у́ сских сел е́ ньях
__ ___/ __ __ __/ ___ __ __/ ___ С спок о́ йною в а́ жностью л и́ ц,
___ ___/ __ __ __/ ___ __ __/ С крас и́ вою с и́ лой в движ е́ ньях,
___ ___/ __ __ __/ ___ __ __/ __ С пох о́ дкой, со взгл я́ дом цар и́ ц.
__ __/ __ ___ ___/ ___ __ __/
Средь ш у́ много б а́ ла случ а́ йно,
__ ___/ __ __ __/ __ __ __/ __ В трев о́ ге мирск о́ й сует ы́ ,
__ __/ __ __ __/ __ __ __/ Теб я́ я ув и́ дел, но т а́ йна,
__ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Тво и́ покрыв а́ ла черт ы́ .
__ __/ __ __ __/ __ __ __/
О, весн а́ без конц а́ и без кр а́ ю —
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Без конц а́ и без кр а́ ю мечт а́ !
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ Узна ю́ тебя, ж и́ знь! Приним а́ ю!
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ И прив е́ тствую зв о́ ном щит а́ !
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/
Есть в нап е́ вах тво и́ х сокров е́ нных
___ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Роков а́ я о г и́ бели в е́ сть.
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ Есть прокл я́ тье зав е́ тов свящ е́ нных,
___ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Поруг а́ ние сч а́ стия е́ сть.
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/
Пропад у́ от тоск и́ я и л е́ ни,
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Один о́ кая ж и́ знь не мил а́ ,
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ Сердце н о́ ет, слаб е́ ют кол е́ ни,
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ В каждый гв о́ здик душ и́ стой сир е́ ни,
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Распев а́ я, вполз а́ ет пчел а́ .
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/
- (от греч. iambos - от названия фракийского музыкального инструмента) - двусложный стихотворный размер с сильным вторым слогом в стопе. Схема: U- I U-…
Смотреть что такое ЯМБ в других словарях:
(греч. íambos) 1) в метрическом стихосложении — стопа длиною в три моры (См. Мора), состоящая из краткого и долгого слогов (с некоторыми вариац. смотреть
ямб м. Двухсложный стихотворный размер, стопа которого содержит безударный - краткий - и ударный - длинный - слог.
ямб м. лит.iambus двустопный ямб — iambic dimeter четырёхстопный ямб — iambic tetrameter шестистопный ямб — iambic hexameter восьмистопный ямб — iambic. смотреть
ямб сущ., кол-во синонимов: 5 • метр (13) • размер (43) • серебро (20) • стопа (38) • холиямб (2) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: метр, размер, серебро, стопа, холиямб. смотреть
ЯМБ (греч. ἴαμβος) — в античной метрике трехдольная стопа о двух слогах, из них первый слог краткий, а второй долгий ⌣⌣̅⌣̅. Происхождение названия сто. смотреть
(греч. iambos), 1) тип стопы в силлабо-метрическом стихосложении из двух слогов: первый – краткий, второй – долгий (u —). 2) Тип силлабо-тоническ. смотреть
ЯМБ в греческой метрике двухсложная стопа с первым кратким и вторым долгим слогом. Музыкальная нотация греков не предполагала анакрусы, и потому ри. смотреть
ЯМБ (греч. ἴαμβος - ямб) - в силлабо-тонич. системе стихосложения - метр, образуемый двусложными стопами с сильным местом на 2-м слоге; сильное место заполняется ударными или безударными слогами любых слов, слабое место - безударными слогами любых слов или ударными слогами односложных слов; последнее сильное место обязательно-ударно (схема Я.: - - . , где "-" - сильное место, - слабое место, "" - обязательно-ударное место).Кол-во стоп определяет размер ямбич. стиха: наиб. упоребительными являются: 3-стопный Я. ("Среди долины ровныя", А. Ф. Мерзляков), 4-стопный Я. ("Мой первый друг, мой друг бесценный", А. С. Пушкин), 5-стопный Я. ("Суровый Дант не презирал сонета", Пушкин), 6-стопный Я. с цезурой ("Мой голос для тебя и ласковый и томный", Пушкин); среди разностопного Я. - урегулированное чередование 4- и 3-стопников, 6- и 4-стопников, а также разностопный неурегулированный вольный стих. В Я., как и в хорее, довольно часты пропуски метрич. ударений (пиррихии), поэтому осн. ритмич. формы ямбич. размеров различаются не в завис. от того, какие места заняты ударениями, а на каких они пропущены; частоударные и редкоударные сильные места стремятся чередоваться через одно. В рус. стихосложении Я. как самостоят. стопу впервые выделил В. К. Тредиаковский ("Новый и краткий способ к сложению рос. стихов", 1735), за ним - М. В. Ломоносов. Первые опыты ямбич. стиха на рус. яз. появились в кон. 17 - нач. 18 в. и принадлежали иностранцам (Э. Глюк, И. В. Паус). Освоению Я. рус. поэзией положила начало реформа Тредиаковского - Ломоносова. "Ода.. на взятие Хотина" Ломоносова - первое оригинальное произв., напис. Я. В метрич. репертуаре рус. поэзии Я. наиболее популярен. В 18 в. он господствует безраздельно; 4-стопный - в одах и стансах, 6-стопный (наиб. употребительный) - в посланиях и элегиях, вольный Я. - в баснях и пиндарич. лирике (Ломоносов, А. П. Сумароков, Г. Р. Державин, А. Н. Радищев, Н. М. Карамзин и др.). В нач. 19 в. его доля в метрич. репертуаре неск. снижается, но зато расширяется жанровый и тематич. репертуар старых ямбич. размеров и происходит освоение новых - 5-стопного (драма, поэма, элегия) и разностопного Я.; 4-стопный Я. в этот период становится ведущим размером и осознается как нейтральный (В. А. Жуковский, Н. А. Крылов, К. Н. Батюшков, А. С. Пушкин, Е. А. Баратынский, Н. М. Языков и др.). Сер. 19 в., осваивающая новые 3-сложные размеры, берет из предшествующей эпохи наиб. разработанные и привычные ямбич. размеры (гл. обр. 4-, 5-и 6-стопные), неск. изменяя их ритмич. рисунок (Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Н. А. Некрасов, А. Н. Плещеев, К. К. Случевский и др.) В нач. 20 в. в период освоения неклассич. размеров эксперименты в обл. метрики распространяются и на классич. ямбич. размеры, в к-рых начинают использоваться новые клаузульные и цезурные разновидности (А. А. Блок, И. Ф. Анненский, А. Белый, В. Я. Брюсов и др.); появляются сверхдлинные Я. (напр., 10-стопный цезурованный у И. Северянина). В совр. поэзии наиб. употребительными являются 4- и 5-стопный Я. смотреть
ЯМБ(греч.). Стихотворный размерь, состоящий из двухсложной стопы с ударением на втором слоге. Напр. Цветы последние милей….Словарь иностранных слов, во. смотреть
ЯМБ (греч. íambos), 1) в метрическом стихосложении стопа из 3 мор, строения (состоит из краткого и долгого слогов, с различными заменами), употреблялся чаще всего в триметре.
2) В силлабо-тоническом стихосложении метр, образованный стопами из двух слогов с сильным местом (иктом) на 2-м; сильное место может быть как ударно, так и безударно (), слабое только безударно (, с оговорками о сверхсхемных ударениях), последнее сильное место в строке обязательно-ударно (); схема . Частоударные и редкоударные сильные места стремятся чередоваться через одно.
М. Л. Гаспаров.
Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева . 1987 .
Полезное
Смотреть что такое "ЯМБ" в других словарях:
ямб — ямб, а … Русское словесное ударение
ямб — ямб, а … Русский орфографический словарь
ямб — ямб/ … Морфемно-орфографический словарь
ямб — (греч. iambos), 1) тип стопы в силлабо метрическом стихосложении из двух слогов: первый – краткий, второй – долгий (u ). 2) Тип силлабо тонического метра. В его стопах – по два слога, ударение стоит на втором. В случае пропуска ударения стопа… … Литературная энциклопедия
Ямб — ЯМБ в греческой метрике двухсложная стопа с первым кратким и вторым долгим слогом. Музыкальная нотация греков не предполагала анакрусы, и потому ритм считался восходящим (ямбическим) или нисходящим (хореическим), в зависимости от того, слабым … Словарь литературных терминов
ЯМБ — (греч.). Стихотворный размерь, состоящий из двухсложной стопы с ударением на втором слоге. Напр. Цветы последние милей…. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЯМБ 1) в стихосложении стопа, состоящая из… … Словарь иностранных слов русского языка
ямб — а; м. [греч. iambos] Двухсложная стопа в силлабо тоническом стихосложении с ударением на втором слоге, например: Гирей сидел поту/пя взор (Пушкин). Четырёхстопный ямб. Разностопный ямб. * Не мог он ямба от хорея, Как мы ни бились, отличить… … Энциклопедический словарь
ЯМБ — муж. стиховая стопа, из короткого и долгого слога (ямб ). Ямбические стихи, писанные ямбами. II. ЯМБ муж., сиб. китайское серебро в слитках разного весу. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
ЯМБ — муж. стиховая стопа, из короткого и долгого слога (ямб ). Ямбические стихи, писанные ямбами. II. ЯМБ муж., сиб. китайское серебро в слитках разного весу. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
ямб — (греч. ἴαμβος) в античной метрике трехдольная стопа о двух слогах, из них первый слог краткий, а второй долгий ⌣⌣̅⌣̅. Происхождение названия стопы объясняется различно. По одной версии эта стопа получила название от Ямба, сына нимфы Эхо и бога… … Поэтический словарь
Читайте также: