Что такое ветхий ковчег кратко

Обновлено: 05.07.2024

В Авраамических религиях, Ной — десятый и последний патриарх до потопа. История Ноя и Ноева Ковчега рассказывается в Бытии (главы 5 — 9). Помимо этого, упоминания о Ное есть в Книге пророка Иезекиила (глава 14), в Евангелии от Матфея (глава 24), во Втором послании Петра (глава 2), а также в послании Ап. Павла к Евреям (глава 11).

Читать историю о Ное в Библии можно перейдя по этим ссылкам:

Отцом Ноя был Ламех, имя его матери неизвестно. Согласно Библии, когда Ною было пятьсот лет, он родил Сима, Хама и Иафета.

Ноев Ковчег.

Ной был праведным и верующим человеком, за что был избран Богом в качестве строителя ковчега, в котором должны были спастись все, кто восстановит род людской после Всемирного потопа – Божьей кары за грехи человечества. Бог дал Ною точные указания по поводу строительства ковчега и о том, как именно снарядить его в долгое плавание. Перед потопом Ной взял по паре каждого вида животных, а также по семь пар тех животных, которых можно было приносить в жертву. Из людей в ковчег вошли сам Ной, его жена и трое сыновей со своими женами. После этого начался дождь, какого не было никогда ни до, ни после. Через 40 дней ковчег поплыл. Все живое вне ковчега погибло. Ковчег плавал 150 дней до того, как вода начала убывать. После 8го месяца путешествия Ной выпустил из ковчега ворона, но тот, не найдя суши, вернулся на ковчег. Затем ной выпускал голубя, вначале голубь вернулся ни с чем, затем принес масличный лист, а на третий раз и вовсе не вернулся, это свидетельствовало о том, что суша снова стала пригодной для жизни. Ной покинул ковчег приблизительно через год от начала потопа.

Завет Ноя с Богом.

Считается, что Ной покинул Ковчег у подножья Араратских гор, после чего сразу принес жертву Богу в благодарность за спасение его и его семьи. Бог же в свою очередь пообещал никогда не опустошать землю потопами и благословил Ноя и его потомков (грядущее человечество). Бог дал потомкам Ноя ряд заповедей:

  • Плодиться и размножаться,
  • Обладать Землей,
  • Повелевать животными и птицами,
  • Кормиться от земли,
  • Не проливать кровь человеческую.

Знамением завета Бога стала радуга, которая воссияла на небесах.

Жизнь Ноя после потопа.

Согласно Библии, после потопа Ной стал возделывать землю и посадил виноградник. Ной считается первым виноделом на Земле. Однажды, выпив вина, Ной лежал обнаженным в своем шатре. Его сын Хан с сыном Хааном вошли в шатер и увидели обнаженного спящего Ноя. Ничего не предприняв они поспешили рассказать об этом сынам Ноя Симу и Иафету, те же не глядя на отца, прикрыли его наготу одеждами.

Проснувшись, Ной прогневался на сына своего Хана и особенно на внука Хаана за непочтение. Ной проклял Хаана и всех потомков его, наказав им быть рабами у братьев своих. Имя сына Ноя Хама стало нарицательным.

Согласно Библии, Ной прожил еще 350 лет после потопа и умер в почтенном возрасте в 950 лет.

После Ноя.

Потомки Ноя считаются родоначальниками всего человечества. Как мы уже знаем, Ной имел трех сыновей, которые стали родоначальниками разных народов.

Потомки Сима — это евреи, арабы и ассирийцы.

Потомки Хама – народы Северной и Восточной Африки и Южной Аравии в т.ч. египтяне, ливийцы, эфиопы, финикийцы, филистимляне, сомалийцы, берберы и др.

Потомки Иафета заселили Европу. Сыны Иафера стали родоначальниками племен и народов русь, чудь, югра, литва, ливы, ляхи, пруссы, варяги, готы, англяне, римляне, немцы, финно-угры и пр. От Иафета произошли также народы Кавказа.

Образ Ноя в Христианстве.

Ной служит прообразом нового человечества. Он – предвестник Христа. Спасение Ноя во время Великого потопа предвосхищает таинство крещения. Ноев ковчег – прообраз Церкви, спасающей тех, кто жаждет спасения.

Ковчег Завета – это священная реликвия для представителей сразу трёх крупных религий: иудаизма, христианства, ислама. А ещё это – одна из величайших загадок в истории человечества

Что такое Ковчег Завета


Ковчег Завета. Художественная реконструкция XIX века, включающая стилистические элементы эпохи Возрождения. Херувимы представлены в виде ангелов.

По Ветхому Завету, это сундук, в котором хранились каменные Скрижали Завета с десятью заповедями. Помимо скрижалей, по данным Послания к Евреям (а это уже книга Нового Завета), в Ковчеге хранился сосуд с манной (пищей, которой Бог кормил Моисея и его соплеменников во время 40-летних скитаний) и посох Аарона (ещё одна реликвия времён странствования евреев). Кроме того, согласно Торе, Ковчег являлся символом союза Бога с народом Израиля

Ковчег Завета — материальное свидетельство договора между Всевышним и людьми. Уникальный мост, связавший мироздание с человеком, небесный Абсолют с земным Хаосом

Как появился Ковчег Завета

Больше трёх тысяч лет назад пророк Моисей увёл свой народ из Египта и на вершине горы Синай заключил с Всевышним договор, который называют иногда Ветхим Заветом. Условиями Завета стали десять заповедей: пять обязанностей человека перед Всевышним и пять обязанностей людей друг перед другом. Эти заповеди Всевышний занёс на скрижали — два объёмистых куба из материала, подобного сапфиру. Скрижали поместили в специальное хранилище, которое стали называть Ковчегом Завета

Каким был Ковчег Завета



Ковчег Завета — обитый золотом деревянный сундук с двумя каменными блоками внутри, который чуть не три с половиной тысячи лет сводит людей с ума

Кочевники - племена, не имеющие постоянных поселений.

Библия - сборник преданий о прошлом еврейских племен.

Ветхий Завет - наиболее древняя часть Библии, содержащая еврейские мифы
и предания.

Единобожие - почитание одного Бога.

Ковчег - судно, на котором Ной с людьми и животными спасся во время
всемирного потопа.

Объясните значение слов кочевники библия ветхий завет единобожие ковчег.
проверьте себя. В чем главное отличие религии древних евреев от египетской и вавилонской? В чем главное отличие религии древних евреев от египетской и вавилонской? Кому принадлежат имена Яхве, Адам, Ева, Авель, Каин, Ной? Кому принадлежат имена Яхве, Адам, Ева, Авель, Каин, Ной? Что вы запомнили из ветхозаветного сказания об Иосифе и его братьях? Что вы запомнили из ветхозаветного сказания об Иосифе и его братьях? Назовите главные из десяти заповедей, данных Моисею. Назовите главные из десяти заповедей, данных Моисею. ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА! Кочевники-люди не имеющие определённого места жительства. Библия-священная книга. Ветхий завет-часть Библии в которой описываются различные легенды. Единобожие-вера в одного бога. Ковчег-корабль.

К. з. упоминается в евр. тексте ВЗ 195 раз, в т. ч. в книгах Исход (26 раз), Левит (1 раз: Лев 16. 2), Числа (6 раз), Второзаконие (8 раз), Книге Иисуса Навина (30 раз), Книге Судей Израилевых (1 раз: Суд 20. 27), 1-й книге Царств (40 раз), 2-й книге Царств (21 раз), 3-й Книге Царств (12 раз), 1-й и 2-й Книгах Паралипоменон (34 и 14 раз соответственно), в Псалтири (1 раз: Пс 131. 8) и Книге прор. Иеремии (1 раз: Иер 3. 16). Два раза К. з. упоминается в НЗ (Евр 9. 4; Откр 11. 19).

Названия К. З. в Ветхом Завете

Процессия с Ковчегом завета при взятии Иерихона. Миниатюра из Библии. Ок. 870 г. (аббатство Сан-Паоло-фуори-ле-мура в Риме. Fol. 32v)


Процессия с Ковчегом завета при взятии Иерихона. Миниатюра из Библии. Ок. 870 г. (аббатство Сан-Паоло-фуори-ле-мура в Риме. Fol. 32v)

Вывоз Ковчега завета филистимлянами. Роспись синагоги в Дура-Европос. Ок. 250 г. (Национальный музей в Дамаске)

Вывоз Ковчега завета филистимлянами. Роспись синагоги в Дура-Европос. Ок. 250 г. (Национальный музей в Дамаске)


Вывоз Ковчега завета филистимлянами. Роспись синагоги в Дура-Европос. Ок. 250 г. (Национальный музей в Дамаске)

Внешний вид К. з.

Др. библейские тексты не содержат столь подробного, как в источнике P, описания К. з. Тем не менее во Втор 10. 3, как и в Исх 25, указывается, что К. з. был сделан из акации, а в 3 Цар 8. 7-8 упоминаются шесты, при помощи к-рых его переносили.

История ковчега согласно текстам Ветхого Завета

В Книге Судей К. з. упоминается лишь один раз. В Суд 20. 26-27 говорится о том, что ковчег находится в Вефиле, куда собирается весь Израиль, дабы плача испросить волю Господа (ср.: Нав 2. 1, где идет речь о том, что Ангел Яхве пришел из Галгала в Бохим. Поскольку Бохим находился рядом с Вефилем, нек-рые исследователи предполагают, что текст мог указывать на перенос К. з. из Галгала в Вефиль; см.: Vaux. 1997. P. 298).

Сцены из истории Ковчега завета (1Цар 5). Роспись крипты кафедрального собора Ананьи. 20-е гг. XIII в.


Сцены из истории Ковчега завета (1Цар 5). Роспись крипты кафедрального собора Ананьи. 20-е гг. XIII в.

Согласно 1 Цар 14. 18, во времена Саула ковчег находился в Гиве. Тем не менее из текста 2 Цар 6. 3 ясно, что при воцарении Давида К. з. по-прежнему пребывал в Кириаф-Иариме в доме Аминадава. Придя к власти, Давид торжественно перевез его на колеснице в Иерусалим. Сначала К. з. оставили в доме Овед-Едома, но через 3 месяца перенесли в город Давидов, где поставили посреди шатра, разбитого для него Давидом (2 Цар 6). Во время мятежа Авессалома, когда царь Давид покидал столицу, свящ. Садок и левиты вынесли К. з. из Иерусалима, но затем по просьбе Давида вернули его обратно (2 Цар 15. 24-29). После восшествия на престол Соломона и построения им Иерусалимского храма К. з. был внесен в храм и поставлен во внутреннем святилище (во Святом Святых, 3 Цар 8).

3-я и 4-я кн. Царств не содержат информации о том, что происходило с ковчегом после смерти Соломона, т. е в период разделенной монархии (в последний раз о К. з. говорится в 3 Цар 8). Тем не менее в 2 Пар 35. 3 К. з. упоминается в рассказе о реформах царя Иосии. Иосия приказал левитам поставить К. з. в храме, который построил Соломон, и не носить его больше на плечах.

Возвращение Ковчега завета евреям. Рельеф столпа сев. портала Шартрского собора. XIII в.

Предметы, находившиеся в К. з.

Согласно Свящ. Писанию, в К. з. хранились: 1) Скрижали завета. В тексте Втор 10. 1-5 рассказывается о том, как Моисей сделал ковчег для хранения 2 каменных скрижалей, на которых Сам Господь написал десятисловный закон. Согласно 3 Цар 8. 9, в ковчеге не было ничего, кроме 2 каменных скрижалей, к-рые положил туда Моисей.


Нек-рые исследователи, не признававшие историчность библейского повествования, предполагали, что в К. з. хранились: 1) Священные камни. По мнению ряда ученых, в К. з. хранились священные камни (один или два). Подобными камнями могли быть стелы (евр. ), к-рые являлись объектом поклонения как у древних израильтян, так и у др. семит. народов, и считались домами божеств (т. н. бетэли: ср.: Быт 28). Исследователи ссылались также на существование культа священных камней у арабов, в частности на домусульм. почитание камня Каабы в Мекке. Предполагалось, что в текстах девтерономической традиции священные камни были отождествлены со скрижалями завета ( Morgenstern. 1942/1943. P. 154-156, 260; May. 1936. P. 227-234; Mettinger. 1997. P. 193-198; Keel. 2007. S. 216; ср.: Porzig. 2009. S. 281-282). В рамках данной гипотезы пытались объяснить и тот факт, что в некоторых текстах ВЗ перемещение К. з. в пространстве рассматривалось как передвижение Самого Господа (Числ 10. 35-36, 1 Цар 4. 7-8 и др.), а ковчег - как предмет, обладающий сверхъестественной силой (Нав 3-4, 6; 1 Цар 5-6 и др.). Некоторые исследователи полагали, что камни использовались в качестве жребия, с помощью к-рого узнавали Божественную волю. Священными камнями, хранившимися в К. з., могли быть Урим и Туммим ( May. 1936. P. 220).

3) Кости Иосифа. Существует гипотеза, согласно которой К. з. отождествляется с саркофагом, куда были положены останки Иосифа ( V ö lter. 1903. S. 92-97; cм.: Быт 50. 26). Впосл. они были перенесены израильтянами в Палестину и погребены в Сихеме (Нав 24. 32). Во мн. семит. языках (финикийском, арамейских) словом, соответствующим евр. может обозначаться гроб или саркофаг. В Быт 50. 26 саркофаг и К. з. именуются одним и тем же евр. словом - Большинство ученых отвергают, однако, данную гипотезу, поскольку в библейских текстах К. з. не связывается с останками Иосифа (напр.: Porzig. 2009. S. 1-7, 280-281).

Назначение К. з.

На основании текстов ВЗ можно сделать вывод о том, что К. з. использовался как:

Перенесение Ковчега завета. Икона. XVIII в. (ГМЗК)

1) Переносное святилище (Числ 10. 35-36; Нав 3. 1 - 4, 5; 1 Цар 4-5). На выполнение К. з. подобной функции указывает и тот факт, что во внутреннем святилище Иерусалимского храма К. з. стоял вместе с шестами, при помощи к-рых его носили (3 Цар 8. 8).

Будучи святилищем, ковчег воспринимался как знак и место присутствия Господа. Перенесение ковчега с места на место рассматривалось как передвижение Самого Божества (Числ 10. 35-36; 1 Цар 4. 7). Ковчег обладал сверхъестественной силой: перед ним расступились воды Иордана (Нав 3-4), обрушились стены Иерихона (Нав 6), пала статуя Дагона (1 Цар 5. 1-5). Любое вторжение в его сакральное пространство наказывалось Богом (1 Цар 5-6; 2 Цар 6. 6-8). Поскольку присутствие К. з. в воинском стане означало присутствие Самого Бога, он использовался в качестве воинского палладиума (Нав 6; 1 Цар 4).


Исследователи сравнивали ковчег с передвижными святилищами, которые использовались арабами: и ( Morgenstern. 1942/1943. P. 153-265). В частности, представляла собой шатер, сделанный из красной кожи, в который помещали 2 священных камня. Шатер использовался в т. ч. в качестве военного палладиума и средства дивинации (т. е. испрашивания ответа у божества с помощью жребия или к.-л. др. ритуальных действий), в т. ч. при поиске пути в пустыне или места для ночлега (ср.: Числ 10. 3; Нав 3. 4; Morgenstern. 1942/1943. P. 207-223).

По мнению нек-рых ученых, К. з. не был уникальным объектом, изначально ковчегом или предметом со схожей функцией обладало каждое святилище (в Силоме, Вефиле, Галгале и пр.). Лишь после реформы царя Иосии (4 Цар 23), в результате к-рой др. храмы были признаны нелегитимными, ковчег стал восприниматься как единственный в своем роде К. з. ( May. 1936).

Устроение скинии прор. Моисеем. Миниатюра из Библии. Ок. 870 г. (аббатство Сан-Паоло-фуори-ле-мура в Риме. Fol. 59v)


Устроение скинии прор. Моисеем. Миниатюра из Библии. Ок. 870 г. (аббатство Сан-Паоло-фуори-ле-мура в Риме. Fol. 59v)

Исчезновение К. з.

В канонических книгах Библии отсутствует информация о судьбе К. з. Этот пробел по-разному восполняется в неканонических книгах и апокрифической лит-ре. Согласно 2 Макк 2. 4-8, прор. Иеремия спрятал К. з. вместе со скинией и кадильным жертвенником в пещере, находившейся в той горе, с вершины к-рой Моисей видел обетованную землю, и замуровал вход в нее. Согласно 3 Ездр 10. 22, ковчег был разграблен во время разрушения храма вавилонянами. В т. н. Апокалипсисе Варуха сказано о том, что перед тем как вавилоняне разрушили иерусалимский храм, во Святом Святых спустился ангел и забрал К. з. вместе со скрижалями завета и с утварью, которая находилась в святилище (Apoc. Bar. 6. 7).

Обсуждается исчезновение ковчега и в Талмуде. По мнению мн. раввинов, ковчег был захвачен и увезен вавилонянами. Но существовала и др. т. зр., согласно к-рой К. з. был спрятан царем Иосией (Вавилонский Талмуд. Йома. 53б - 54а).

К. з. в Новом Завете

упоминается дважды. В Евр 9. 1-7 рассказывается об устройстве скинии и перечисляется находившаяся в ней утварь, в т. ч. ковчег завета (Евр 9. 4). В Евр 9. 4 упоминаются предметы, лежавшие в ковчеге: сосуд с манной, жезл Ааронов и скрижали завета.

В Откр 11. 19 идет речь о явлении К. з., пребывающего в небесном храме. При этом ковчегом назван, видимо, небесный ковчег, по образцу к-рого был создан его земной аналог, находившийся в скинии (Исх 25. 9). Его явление описано при помощи символов, используемых в ВЗ для обозначения теофании: землетрясения, грома и молнии (ср.: Исх 19).

К. з. в небиблейских текстах из Кумрана и Дамасском документе

упоминается редко (6 раз). При этом фрагменты, в к-рых идет речь о ковчеге, как правило, представляют собой компиляции, составленные из различных текстов ВЗ, или же незначительно измененные библейские цитаты.

В частности, 4 раза К. з. упоминается в тексте т. н. Переработанного Пятикнижия (Reworked Pentateuch). Во фрагментах 4Q364 26bii+e4 и 4Q364 26bii+e6 почти в точности воспроизводится библейский текст Втор 10. 1-4, во фрагментах 4Q364 17. 3 и 4Q365 8a-b. 1 - Исх 26. 34-36.

Один раз К. з. упоминается в тексте Храмового свитка (11Q19 VII,12). Отрывок представляет собой компиляцию фрагментов библейских текстов, посвященных устройству храма (Исх 25; 3 Цар 6, 8; 2 Пар 5).

В т. н. Апокалипсисе Моисея (4Q375 1ii7) К. з. упоминается 1 раз. В данном тексте речь идет об очистительном ритуале, сходном с тем, который описан в Лев 16 (см. ст. Йом Киппур). Как и в ряде текстов ВЗ, К. з. назван здесь ковчегом свидетельства.

Образ К. з. в экзегезе древней Церкви

Ковчег завета. Мозаика конхи в Оратории еп. Теодульфа в Жерминьи-де-Пре (Франция). Ок. 800 г.

Ковчег завета и сосуд с образом Богоматери в сцене служения праотца Аарона и прор. Моисея. Роспись сев. алтарной стены ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (Косово и Метохия). Ок. 1320 г.

Ковчег завета и сосуд с образом Богоматери в сцене служения праотца Аарона и прор. Моисея. Роспись сев. алтарной стены ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (Косово и Метохия). Ок. 1320 г.


Ковчег завета и сосуд с образом Богоматери в сцене служения праотца Аарона и прор. Моисея. Роспись сев. алтарной стены ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (Косово и Метохия). Ок. 1320 г.

Читайте также: