Что такое устав цеха в истории 6 класс определение кратко

Обновлено: 04.07.2024

Цехи Цехи — в средневековом обществе объединения по профессиям ремесленников, являвшихся мелкими экономически самостоятельными производителями. Возникли цехи на раннем этапе формирования средневекового города — во Франции, Англии, Германии в 11—12 вв. (в Италии, вероятно, ещё раньше); полного развития в большинстве стран Западной Европы они достигли в 13—14 вв., когда ремесленники основных специальностей в большей части городов объединились в цехи (цехи кузнецов, оружейников, ткачей, сукновалов, пекарей, мясников, плотников и т.д.). В цехах существовала определённая социальная иерархия: мастер, подмастерье, ученик. Цехи осуществляли регламентацию производства и сбыта ремесленных изделий. В цеховых уставах определялись время и условия работы мастеров и подмастерьев, качество сырья, технология производства (качество, окраска, ширина, плотность, отделка), закупки сырья и сбыт готовых изделий, сроки и условия ученичества, количество подмастерьев и станков, которые мог иметь в своей мастерской каждый мастер, и др. Каждый цех имел свою эмблему с изображением орудий труда, цеховую печать, кассу. Подобно другим средневековым корпорациям, цехи распространяли своё влияние на все стороны жизни их членов: наблюдали за соблюдением ремесленниками определённых правил поведения, организовывали взаимопомощь и совместные празднества, являлись ячейками городского ополчения, имели своих святых покровителей и др.

Исторический словарь . 2000 .

Смотреть что такое "Цехи" в других словарях:

цехи́н — цехин … Русское словесное ударение

ЦЕХИ — (нем. Zeche) объединения городских ремесленников (одной или родственных специальностей) для обеспечения за членами Ц. монополии на производство и сбыт ремесленных изделий. Наибольшее развитие получили в Западной Европе в XIII XIV вв.… … Юридический словарь

ЦЕХИ — объединения городских ремесленников (одной или родственных специальностей) для обеспечения за членами цехов монополии на производство и сбыт ремесленных изделий. Наибольшее развитие получили в Зап. Европе в 13 14 вв. Полноправными членами цехов… … Большой Энциклопедический словарь

ЦЕХИ — организованные общества ремесленников, занимающихся одним и тем же мастерством. В число их привилегий входит разрешение заниматься ремеслом только тем лицам, которые изучили его у цехового мастера и сами получили это звание, для чего сначала надо … Словарь иностранных слов русского языка

Цехи — объединения городских ремесленников (одной или родственной специальностей) для защиты от посягательств феодалов и обеспечения за членами цехов монополии на производство и сбыт ремесленных изделий. Наибольшее развитие получили в Западной Европе в… … Энциклопедия культурологии

Цехи — объединения городских ремесленников (одной или родственных специальностей) для обеспечения за членами цехов монополии на производство и сбыт ремесленных изделий. Наибольшее развитие получили в Зап. Европе в 13 14 вв. Полноправными членами цехов… … Политология. Словарь.

ЦЕХИ — ГИЛЬДИИ И ЦЕХИ (нем. Gilde, средневерхненем. Zeche объединение), в широком смысле различного типа корпорации и ассоциации (купеческие, профессиональные, общественные, религиозные), созданные с целью защиты интересов своих членов. Гильдии… … Энциклопедия Кольера

ЦЕХИ — объединения по профессиям ремесленников, являвшихся мелкими экономически самостоятельными произ водителями, в городах феод. общества. В ист. науке длит. время термин Ц. употреблялся только применительно к истории Зап. и Центр. Европы, где Ц.… … Советская историческая энциклопедия

Что такое цех, устав цеха(если можно своими словами) : 3.


Цех - это торгово - ремесленная корпорация, объединявшая мастеров нескольких профессий.


Что такое цехи?

И помогите плиз написать про цехи рассказ умоляю))).


Что такое Ремесленные цеха?

Что такое Ремесленные цеха?


Что такое цех и барщина?

Что такое цех и барщина.


Объясните понятия : повинность, барщина, оброк, шедевр, цех, устав, братство, стачка?

Объясните понятия : повинность, барщина, оброк, шедевр, цех, устав, братство, стачка.


Союз купцов создаваемый с целью взаимопомощи и совместной защиты от грабителей : 1)цех 2)устав 3) гильдия 4)канон?

Союз купцов создаваемый с целью взаимопомощи и совместной защиты от грабителей : 1)цех 2)устав 3) гильдия 4)канон.


Что такое устав земляной?

Что такое устав земляной.


Что такое устав по истории определениее пжж?

Что такое устав по истории определениее пжж.


Что такое Устав земляной?

Что такое Устав земляной?


Что такое цех в средневековом городе?

Что такое цех в средневековом городе.


Придумайте и запишите свой краткий монастырский устав?

Придумайте и запишите свой краткий монастырский устав.


Германия стремилась расширить свои владения и установить доминирование в мировой политике. Франция хотела вернуть обратно Эльзас и Лотарингию, а так же захватить Саарский угольный бассейн. Австро - Венгрия имела территориальные претензии к Сербии, ..

Мастер имел собственную мастерскую (обычно на первом этаже своего дома). Здесь он работал вместе с членами своей семьи, изготавливая вещи на заказ или просто на продажу. Мастер мог принять \(1\)–\(2\) учеников , получая за это плату. Ученики жили в доме мастера и выполняли всё, что им прикажут. За это их кормили и обучали ремеслу.

1745px-Medieval_baker.jpg

Через несколько лет ученик становился подмасте́рьем — специалистом, помощником мастера. Он мог стать и мастером, но для этого нужно было изготовить образцовое изделие — шеде́вр — и устроить пирушку для собратьев по ремеслу.

Мастера одной специальности объединялись в союзы — це́хи . Все члены цеха были обязаны подчиняться уста́ву . Там было прописано, сколько времени можно работать, сколько учеников иметь, сколько и какого качества продукции производить. Нарушение устава строго каралось — большим штрафом или даже исключением. А мастерам, не входившим в цех, торговать в городе не разрешалось. Таким образом, все находились в одинаковых условиях, и никто не мог выделиться.

1440px-Gildehuizen_Antwerpen.jpg

Зато цех помогал своим членам, попавшим в трудную ситуацию. Члены цеха вместе отмечали праздники, вместе обороняли участок городской стены, имели даже свой ряд на городском рынке и участок на городском кладбище.

Итак, что мы помним по школьному курсу о цеховом производстве Европы в Средневековье?

Расцвет цехового строя пришёлся на XIII—XIV века. В России только Петр I впервые ввёл для ремесленников систему цехов по профессиям (это к вопросу о техническом отставании России).

Для кого-то статья покажется занудной, а по мне - очень любопытно узнать в деталях про регламентированную жизнь европейских бюргеров (отсюда тяга немцев к порядку) и про стандартизацию цехового производства.

Устав цеха немецких льноткачей города Румбурга (Северная Чехия, 1588 год)

Я, Георг фон Штрёлитц на Таленштейне в Румбурге, советник Его Римского и Императорского и Королевского величества, вице-канцлер земель Богемской короны извещаю настоящим, что мне как их законному наследственному господину милы все мои верные мастера ремесла льняного на Румбурге, имеющие свои гильдии, статуты и обычаи старинных традиций в их ремесле.

Всего в Уставе 35 пунктов, поэтому, надеюсь, читатель простит дерзость автора, что в статье публикуются наиболее интересные фрагменты (иначе, можно заснуть). Итак, почувствуйте себя средневековым ремесленников))

Во-первых . Принимается сей порядок во имя Иисуса Христа, избавителя нашего. Пусть его именем сей порядок начинается и ведется и пусть нынешние и будущие мастера сего ремесла льноткачества здесь в Румбурге всегда имеют право устанавливать свой честный и полезный порядок для всех лиц этого ремесленного цеха. и пусть останутся в силе наказания и штрафы, каковые налагаются за нарушение его.

Во-вторых . Кто это ремесло изучать желает, тот должен пройти 14-дневное испытание. Если тогда признано будет, что подходит он для того или иного ремесла, то оный цех должен его принять, а он обязан в течение трех лет кряду проходить обучение; а если он за эти три года когда-либо уклонится от учения, то обязан уплатить в кассу цеха три гульдена (гульден примерно равен 3 г. золота - прим. автора).

В-четвертых . Каждый, выдержав свои 3 года в учении, должен на год податься в странствие, и в соответствии с указаниями своего цеха пройти путь более трех миль, а до этого никто не должен предлагать присвоить ему достоинство и права мастера; исключение составляют лишь чужаки (посторонние) и сыновья мастеров.

В-шестых . Кто хочет в этом цехе стать мастером, тот должен представить. достаточные свидетельства своего (предшествующего) обучения: что он в течение 3 лет обучался ремеслу, и каково было к нему отношение. Затем еще раз он должен просить в течение 4 кварталов предоставить ему права мастера, а на четвертый квартал это право должно быть ему присвоено либо в этом праве отказано.

После положительного решения новый мастер должен еще завоевать себе бюргерское право и произвести 3 мастерских изделия (шедевра) — одну холстину на 25 прядей, один кусок тика на 48 прядей и одну малую холстину на 50 прядей, причем он должен для этого самостоятельно подгонять, подводить и подстраивать гребни, а выдержавшим свое испытание на шедевр он считается после того, как назначенные мастера-смотрители выскажутся перед всем цехом, что куски (штуки) сделаны добросовестно и изрядно.

В-девятых . Всякий желающий стать мастером в этом цехе должен иметь законную жену или, по меньшей мере, быть помолвленным.

В-одиннадцатых . Когда пьется обычное пиво, то самые молодые должны по приказанию старших подавать пиво двум мастерам каждый; а если кто-то в цехе умрет, то на похоронах умершего должны провожать к могиле каждый мастер и каждая жена мастера, не посылая вместо себя никого из низших простых людей, а иначе взимается штраф в размере 1 фунта воска.

В-двенадцатых . Ни один мастер не должен переманивать у другого подсобную силу или ученика-слугу под страхом штрафа в размере 1 гульдена в пользу цеховой кассы.

В-тринадцатых . При входе в помещение цеха каждый порядочный ремесленник должен употреблять только приличные слова и жесты, т.е. не позволять себе никаких непотребных выражений, не горячиться, не гневаться, не озоровать; кто нарушает этот пункт, тот обязан выплачивать при каждом подобном случае полгульдена в кассу цеха.

В-четырнадцатых . Если кто-нибудь, будь то мужчина или женщина, вызван на собрание цеха и произвольно, без уважительной причины, останется вне стен его, не являясь в намеченный час, то штрафуется фунтом воска.

В-шестнадцатых . Ни одному из жителей церковного прихода, к которому принадлежит цех, не разрешается развлекаться за пределами общины; все мастера должны оставаться в городке; в деревни же данного владения Румбург, они могут допускаться лишь на короткое время. (данное предписание сделано, чтобы ткачи не торговали "налево" и не перекупали полотно у деревенских ткачей, чтобы выдать его за своё - прим. автора)

В-семнадцатых . Когда мастер принимает на себя платную работу, он должен завершить ее за 8 недель и при этом изрядно удовлетворить заказчиков. А где будут жалобы, что это не произошло, данный мастер должен быть по решению цеха оштрафован на 3 фунта воска.

Тезисно: Если мастер некачественно сделал работу, то он должен оплатить стоимость потраченного материала. Цена: мелкое полотно из 40 прогонов (прядей) — по 6 малых пфеннигов за локоть; за полотно из 50 прогонов (прядей) и более — по 9 малых пфеннигов за локоть.

Льняное полотно должно иметь ширину 2 локтя, как это было в прежние времена, а длину — 60 локтей и никак не меньше. Если будет обнаружено иное, то выплачивается в кассу 1/2 гульдена.

В-двадцать четвертых . Когда распивается общее пиво, каждый должен держаться скромно и не напиваться до безрассудности. А кто это правило нарушит, тот выплачивает штраф — 2 фунта воска. А если произносил непотребные слова, то штраф 12 грошей.

В-двадцать пятых . Кто беспричинно, по собственному капризу не хочет идти на общее пиво и остается в стороне, тот должен выплатить полную стоимость своего пребывания на пиве; если же выяснится достаточно уважительная причина отсутствия, то обязан выплатить половину этой суммы.

Пункты 27-32 .

Тезисно: Обыватели (горожане или крестьяне) не имеют право белить холст, если он куплен не через цех.

Запрещается продавать в городе нитки на рынке или на дому в те недели, когда не собираются недельные торги. Крестьяне могут продавать нитки только на рынке. Если мастер купит у крестьянина нитки на улице, то обязан внести штраф в пользу цеха в размере 1/2 гульдена.

Чтобы не нанести ущерб цеху, мастера не могут скупать у халтурщика полотно. Штраф: за каждое закупленное полотно в пользу Господина и цеха по 1 копе серебра.

В-тридцать пятых . все мастера — и нынешние, и те, которые будут у цеха впоследствии — должны выплачивать Господину хозяину (феодалу - владельцу города) с каждого набора инструментов и с каждого станка ежегодно на Рождество по 2 чешских гроша, а каждый мастер не должен иметь права использовать более трех станков; точно так же, ни один мастер не должен перекупать продукцию у другого мастера цеха и выдавать ее за свою, сам при этом не работая.

Дано в Румбурге 10-го дня октября месяца в 1588 году от рождения Христа, любимого Господа нашего, нам счастье несущего.

Спасибо, что прочитали до конца. Как видите, при всех правилах и ограничениях, жизнь бюргера была в разы спокойней и богаче, чем доля крестьянина.


06.01.2014 17:29


Уже в эпоху позднего Средневековья и Нового времени в Крыму процветали, соблюдая этикет, оберегая и сохраняя свои вековые обычаи и законы, цеховые союзы. Они представляли собой объединения городских ремесленников одной или нескольких специальностей.

Их традиции были сильны и жизнеспособны. Каждый цех занимал определенный городской квартал, где мастера жили, производили изделия и тут же в лавках при мастерской их продавали. Цех жил довольно изолированно и имел даже свои места отдыха.

С глубокой старины городские ремесленные организации Крымского ханства подчинялись цеховым уставам – сулеф-намэ. В этих уставах была четко расписана иерархия, которой строго придерживались. Высшим должностным лицом, головой всех ремесленников города являлся наиб. Как правило, это почетное звание он получал по наследству. У наиба был помощник сер-чешме. Большими полномочиями обладали цеховые старшины или главные мастера – уста-баши. Это была высокая и почетная должность, заслужить которую было не так просто. Далее, согласно иерархии, следовал главный подмастерья усталар или къалфа-баши. Ему помогал второй подмастерья или глава молодых учеников – игит-баши. Ну а самую последнюю ступень занимали ученики – шекирт. В среде ремесленников были люди, которые выполняли функции своеобразных смотрителей и выявляли нарушителей устава, называли их чауши.

Уста-баши и игит-баши руководили приемом учеников и посвящением их в мастера, регулировали размеры производства и цены на продукцию. Все цеха представляли собой наследственную касту и имели многовековую историю. И если же ученик, а тем более подмастерья, хотел поменять профессию своих предков на новую, то ему приходилось сталкиваться с большими трудностями.

У каждого из цехов был свой покровитель – ангел, так называемый пир. К примеру, считалось, что Джибрил покровительствовал пекарям и поварам. Пророк Дауд заботился о кузнецах, пророк Ибраим – о строителях, пророк Идрис – о ткачах и т. д.

Подростка начинали приобщать к ремесленному сословию с 10-11 лет. Отныне он отличался от сверстников тем, что звался шекирдом – и это была первая ступень в восхождении к вершинам мастерства и признания. Работал такой ученик небесплатно – ему гарантировалось место за общим обеденным столом рядом с остальными работниками мастерской и самим хозяином. Одним словом, мастер брал на себя заботу о подростке, о его духовном и профессиональном развитии.

Быт мастерской не менялся веками, то есть сохранял патриархальные черты. Отношения были почти семейными, вплоть до того, что накануне пятницы хозяин раздавал своим малолетним помощникам деньги на гостинцы, а более взрослым – материал, из которого они сами могли изготовить что-либо, годившееся на продажу. По вечерам мальчиков отпускали домой с тем, чтобы утром они были на месте к открытию мастерской. Длилось такое обучение три года.

Но этот срок мог и удлиниться – пока мастер не сочтет шекирда готовым представить свою искусность на суд Совета мастеров. Но бывало, что подросток оказывался необычайно способным, и тогда его уменья оценивали до истечения установленного срока. Собравшиеся на Совете рассматривали готовое изделие и если оно соответствовало норме, то ученик переходил в подмастерья къалфы и начинал получать определенное жалованье.

Къалфа крымских цехов оберегался рядом узаконенных прав. Он, так же как и ученик, должен был служить уста-баши три года, после чего его ждали испытания у своего же мастера. И лишь при благополучном исходе он снова представал перед Советом мастеров, во главе которого восседали уста-баши соответствующего цеха. По решению Совета къалфа переходил в мастера. Но этот переход был не полным. Несмотря на то, что он мог открыть собственное дело, он не имел право содержать в своей мастерской или лавке учеников или иных помощников. Для того, чтобы стать воспитателем, требовалось пройти еще одно просвещение теперь уже в торжественной обстановке на почитаемом среди ремесленного сословия празднике Реван. А пока новый мастер считался непосвященным, ревансыз.

Этот праздник случался нечасто – лишь тогда, когда с точки зрения уста-башей накапливалось достаточное число мастеров, не прошедших окончательного посвящения. Бывало, что это ожидание могло затянуться на 20 и более лет. Очевидно, таким образом сохранялся баланс между спросом и предложением квалифицированной рабочей силы.

К Ревану готовились за несколько недель. Праздник готовили будущие уста-баши. Именно они собирали средства, организовывали угощение для гостей, приглашали музыкантов. На празднество шло около 10 барашков от каждого цеха, шились традиционные шелковые передники – пештималы и закупались платки для подарков.

По окончании этой довольно долгой церемонии мулла громко читал молитву, после которой каждый из бывших кандидатов считался уже полноправным мастером – реванлы.

Празднество продолжалось несколько дней. Устраивались скачки, борьба-куреш и танцы.

После окончания праздника мастер уста-баши обладал всеми правами хозяина мастерской. Одновременно он обязывался строго соблюдать многочисленные правила цехового устава. Высокий статус мастера, например, подчеркивался тем, что ему запрещалось выходить из помещения мастерской или лавки в рабочей одежде, даже в переднике. Замеченный в этом нарушении мастер наказывался штрафом и закрытием мастерской на три дня. Ну а если клиент жаловался на некачественность изделия, то уста-баши, стоявшие на страже доброй славы цеха и его мастеров, могли лишить виновного звания мастера.

Читайте также: