План урока исследования по фгос

Обновлено: 04.07.2024

Урок-исследование

Обзор подготовлен Миловзоровой А.М., Кулягиной Г.П., Беляевой Е.Н. – методистами ГМЦ ДОгМ.

В рамках реализации ФГОС мы сталкиваемся с новым подходом к организации учебного процесса. Парадигма меняется. Попробуем разобраться в том, что такое урок-исследование, и в чем его особенности.

Урок-исследование ограничен временными рамками – 45 мин. Перед учащимися ставится исследовательская задача, решение которой в подавляющем большинстве случаев, известно (но не учащимся). Итог урока – новые знания.

Исследование – один из четырех универсальных типов мыследеятельности, наиболее адекватно соответствующий социокультурной миссии образования.

Под уроком-исследованием предполагается деятельность обучающихся и учителя, связанная с решением обучающимися (при поддержке учителя) творческой, исследовательской задачи (возможно и с известным, но не знакомым учащимся решением) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, таких как:

  • постановка проблемы,выдвижение гипотезы;
  • повторение теории, посвящённой данной проблематике;
  • подбор инструментов для исследования и практическое владение ими;
  • обработка полученного результата, его анализ и обобщение, собственные выводы.

Любое исследование, независимо от научной области, имеет подобную структуру.

Автор: Червова Оксана Андреевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ Рудовская СОШ
Населённый пункт: с. Рудовка, Жигаловский район, Иркутская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Урок исследования в системе ФГОС"
Раздел: начальное образование

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Рудовская средняя общеобразовательная школа
«Урок исследования в

Типы уроков

Классификация

дидактическим

Классификация

формирования

Классификация

уроков по способу

организации

воспитательного

Классификация

уроков по структуре

деятельности
.
Классификация

уроков по типу

межпредметны

Классификация уроков

по используемым

приемам активизации

познавательного

познавательной

деятельности

Классификация уроков

по приоритетно

используемому методу

Типология уроков по ФГОС. 1. Урок открытия нового знания 2. Урок отработки умений и рефлексии. 3. Урок творчества. 4. Уроки построения системы знаний (общеметодологической направленности). 5. Уроки развивающего контроля .

предложение

деятельностью

Исследование –
это один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребѐнка и современным задачам обучения и воспитания .

Цели урока исследования
Обучение предмету (дидактическая) Обучение исследовательской деятельности (педагогическая)
1. Мотивация. 2. Создание проблемной ситуации 3. Исследование (может быть в малых группах). 4. Обмен информацией. 5. Организация информации. 6. Связывание информации, оценка. 7. Подведение итогов: рефлексия. 8. Применение новых знаний.
Структура урока – исследования

(урок творчества)

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Актуализация

знаний и умений

воспроизведение

знаний и умений, необходимых

п р о бл е м н о й

актуализируют

Введение проблемной

П о с т а н о в к а

н а в о д я щ и х

в о п р о с о в ,

п о м о г а ю щ и х

О с о з н а ю т

п р о б л е м н у ю

с и т у а ц и ю ,

а н а л и з и р у ю т

и с х о д н ы е

д а н н ы е

формулируют

в с к р ы в а ю щ е го

п р ед ме т

и зу ч е н и я

определяющего направление поиска.

проектируемого

П о с т а н о в к а

н а в о д я щ и х

в о п р о с о в ,

с о о б щ е н и е

необходимой информации

Выдвигают гипотезу, дают обоснование

произведенного

направляющие

контрольные

в н о с и т

у т о ч н е н и я ,

исправления.

Сопоставляют

теоретическими

положениями науки и практики.

А н а л и з и р у е т

д е й с т в и я

п р о б л е м ы ,

в к л ю ч а е т

р е з у л ь т а т ы

р е ш е н и я

п о с л е д у ю щ у ю

у ч е б н у ю

деятельность

А н а л и з и ру ют

р е ш е н и я ,

д е л а ю т

обобщающие выводы, устанавливают связь с

новым учебным материалом

Создание проблемной ситуации

III. Этап исследования
(построение проекта выхода из затруднения). Этап изучения новых знаний и способов действий
Цель:
решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения. • Способы: диалог, групповая или парная работа: • Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог. • организация самостоятельной исследовательской деятельности; • выведение алгоритма.
ФГОС

Этап обмена информацией
Этап закрепления знаний и способов действий
Цель:
проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала. • Способы: фронтальная работа, работа в парах; • Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий. • выполнение заданий с проговариванием в громкой речи
ФГОС

V.
Этап - связывание и организация

(проверка гипотезы)
• Физические лица. • Реальная среда (природная, урбанистическая и предметно-вещественная среда, в которой обитает человек). • Виртуальная информационная среда. • Документы. • Печатные издание, имеющее выходные данные (книга, энциклопедия, учебник, статьи в печатном журнале и т.д.) • Сайты в сети интернет (Интернет СМИ, Интернет-портал, Интернет-страница и т.д.) • Учебные пособия и материалы.

VI. Рефлексия деятельности

Цель:
осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса. • Вопросы: • Какую задачу ставили? • Удалось решить поставленную задачу? • Каким способом? • Какие получили результаты? • Что нужно сделать ещё? • Где можно применить новые знания?
ФГОС

Урок - исследование - это совместный (учитель и ученик)
процесс движения к истине!!

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.
ФГОС

Этапы урока исследования
Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся
Мотивация. Создание проблемной ситуации Исследование Обмен информацией. Организация информации. Связывание информации, оценка. Подведение итогов: рефлексия.

ФГОС
Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. Л. Н. Толстой

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Методическая разработка
учителя математики

Груздевой Лилии Геннадьевны

«Наиболее глубокий след оставляет то,

Джордж Пойа

Данная работа, посвящена вопросу организации уроков-исследований и уроков с элементами исследовательской деятельности.

Основная цель работы – обобщение педагогического опыта по проведению таких уроков.

Урок-исследование рассматривается как составная часть формирования исследовательского типа мышления учащихся и средство получения новых прочных знаний по математике. Выявляются благоприятные темы для таких уроков, выявляются все плюсы и минусы таких уроков, рассматривается структура урока и выработка действий при подготовке поэтапного плана урока.

Что такое исследовательская деятельность учащихся. 5

Что же такое урок-исследование. 6

Особенности, плюсы и минусы уроков-исследований…………………………6

Основные цели и задачи урока-исследования…………………………………10

На что надо обратить внимание при подготовке и проведении урока-исследования……………………………………………………………………..15

Список использованных источников…………………………………………. 18

«Чем плодороднее поле, тем обильнее оно производит

терновник и чертополох. Так и выдающийся ум полон

пустыми мечтаниями, если его не засеять семенами.

Как действующая мельница, если в нее не подсыпать …

материал для перемалывания, стирает сама себя…

так и подвижный ум, лишенный серьезной работы…

Эти советы не потеряли актуальности и в наше время. Современному обществу недостаточно иметь специалистов, напичканных определенным набором знаний. Необходимы специалисты, умеющие оперировать этими знаниями, использовать их на практике, трансформировать соответственно ситуации, постоянно учиться, обновлять знания и практические навыки, творчески их использовать, добиваться новых результатов практической деятельности.

Вот именно таких специалистов мы, учителя, и должны вырастить и подготовить к профессиональному обучению. А для этого важно создавать условия для развития творческой, критически мыслящей личности, способной найти своё место в жизни, адаптироваться в обществе. В связи с этим перед учителем стоит задача поиска, таких

методов обучения, которые могут способствовать развитию творческих способностей учащихся, развитию способностей само развиваться и само совершенствоваться, развитию логического мышления и исследовательских навыков, формировать умение работать самостоятельно. Поэтому наряду с традиционным обучением следует использовать элементы новых развивающих технологий. Развивающее обучение направлено на развитие ума, воли и чувств, что, в конечном счете, направлено на формирование личности учащихся. При развивающем обучении преобладают деятельностно - развивающие методы, когда знания не даются в готовом виде, их нужно добывать, открывать. В системе развивающего обучения учитель является организатором исследовательской деятельности, а ученики – активными участниками обучения.

Что такое исследовательская деятельность учащихся?

Исследовательская деятельность учащихся – это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности.

В качестве основного средства организации исследовательской работы выступает система исследовательских заданий.

Исследовательские задания – это предъявляемые учащимися задания, содержащие проблему; решение её требует проведения теоретического анализа, применения одного или нескольких методов научного исследования, с помощью которых учащиеся открывают ранее неизвестное для них знание.

Одной из составляющих частей формирования исследовательского типа мышления учащихся является урок-исследование.

Что же такое урок-исследование?

Сразу хочу оговорить, что неправильно отожествлять понятия исследовательская деятельность вообще и урок-исследование в частности. Исследовательская деятельность – понятие широкое, почти не ограниченное временными рамками. Это исследование с заранее неизвестным результатом. Урок-исследование - это деятельность учащихся и педагога, связанная с решением, учащимися, (при поддержке педагога) творческой, исследовательской задачи (с заранее известным, но не знакомым учащимся результатом), ограниченная временными рамками урока и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:

повторение теории, посвященной данной проблематике;

подбор инструментов для исследования и практическое владение ими;

обработка полученного результата, его анализ и обобщение, выводы.

Главная цель урока-исследования – приобретение учащимися функционального навыка исследования, как универсального способа получения новых прочных и глубоких знаний (получаемых самостоятельно и поэтому являющихся личностно-значимыми, а значит прочными), развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе. Таким образом, главным результатом урока-исследования является интеллектуальный, творческий продукт (знания), устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования.

Ведущей ценностью урока-исследования является ценность процесса движения к истине. Урок-исследование – это совместный (учитель и ученик) процесс движения к истине!

Развивающая функция обучения математике требует от учителя не простого изложения знаний в определенной системе, а предполагает также учить школьников мыслить, искать и находить ответы на поставленные вопросы, добывать новые знания, опираясь на уже известные знания. Уместно в связи с этим привести слова французского

Особенности, плюсы и минусы уроков-исследований

Чем же можно заниматься на уроках-исследованиях? Направления исследовательской деятельности могут быть самыми различными. Например: изучение свойств фигуры, самостоятельное открытие теоремы, вывод математического правила,

определения и так далее.

Основная задача проведения таких уроков – подведение учащихся к формулированию необходимого вывода, состоящего в формулировке определения, правила или теоремы (теорема Пифагора, теорема о сумме углов треугольника, теорема Виета, определение смежных и вертикальных углов, неравенство треугольника, свойство равнобедренного треугольника и т.д.), к убеждению, что конкретная величина имеет определенное значение, например, число .

Под исследовательской деятельностью на таких уроках понимается проведение практических работ прикладного характера, выявляющих определенные закономерности между математическими величинами (измерения углов и сторон треугольника, нахождение отношения длины окружности к её диаметру и т.д.).

Главное таинство урока-исследования – зарождение идеи решения поставленной проблемы. Основой деятельности учителя на таком уроке является проверка идей (даже неперспективных, пока это не станет очевидным!) учащихся, предлагаемых для решения проблемы. Если таких идей нет – необходимо подвести учащихся к их появлению с предложением хотя бы одной идеи (никогда сразу не предлагайте верную, ученики должны найти ее самостоятельно путем перебора различных вариантов).

В чем заключаются плюсы уроков исследований?

Уроки-исследования по математике являются той деятельностью, в которой у учащихся рождается истина, новое знание или понимание математических законов на практике. Учащимся предлагается собрать проанализировать математические данные, высказать гипотезу и проверить её. Уроки-исследования направлены на самостоятельный поиск знаний.

В процессе урока-исследования ученики знакомятся с такими понятиями как факт, гипотеза, предположение, мнение, доказательство, критерий, вывод и т.д.

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС


1. Структура урока усвоения новых знаний:

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Первичное закрепление

в знакомой ситуации (типовые)

в изменённой ситуации (конструктивные)

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Актуализация знаний.

с целью подготовки к контрольному уроку

с целью подготовки к изучению новой темы

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6) Обобщение и систематизация знаний

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

5. Структура урока контроля знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).

Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура

4) Рефлексия (подведение итогов занятия)

6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

5) Рефлексия (подведение итогов занятия)

7. Структура комбинированного урока.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Читайте также: