Что такое уголовная политика в криминологии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Криминология как самостоятельная отрасль знаний и совокупность концепций борьбы с преступностью существует менее двух веков. Хотя некоторые суждения о причинах преступности и методах борьбы с ней встречаются уже в (античных) трудах римских и греческих мыслителей и в философских трактатах XVI—XIX вв. Но до второй половины XIX в. они не представляли еще самостоятельной системы научных положений.

Криминология — это социолого-правовая наука, изучающая преступность, личность преступника, причины и условия преступности, методы и средства ее предупреждения. Как общественная наука криминология вырабатывает и систематизирует объективные знания об изучаемой области социальной жизни, описывает, объясняет и прогнозирует явления и процессы в ней на основе устанавливаемых закономерностей возникновения, существования, изменения этих явлений и процессов.

Отечественная криминология выделяет и изучает четыре группы социальных явлений.

Преступность — исторически изменчивое социальное и уголовно-правовое явление в обществе. Она представляет собой совокупность (целостность) всех преступлений, совершенных в данном государстве за определенный период времени. Преступность измеряется такими качественно-количественными показателями, как: состояние (уровень), структура и динамика.

Личность преступника изучается как система социально-демографических, социально-ролевых, социально-психологических свойств субъектов преступлений. Применительно к личности преступника криминология рассматривает соотношение биологических и социальных факторов. Данные о личностных свойствах применительно к субъектам преступлений в целом и по видам преступлений содержат существенную информацию о причинах преступлений. Личность преступника исследуется также, как непосредственный адресат предупреждения новых преступлений (рецидива).

Предупреждение (профилактика) преступности как система государственных и общественных мер, направленных на устранение или нейтрализацию причин и условий преступности, удержание от преступлений и коррекцию поведения правонарушителей. Профилактическая система анализируется: по направленности, механизму действия, этапам, масштабу, содержанию, субъектам и другим параметрам.

Все четыре основных предмета изучения-криминологии органично взаимосвязаны. Конечная цель изучения первых трех частей (преступности, личности преступника, причин и условий преступности и преступлений) — разработка эффективной системы предупреждения преступности.

В системе общественных наук криминология располагается на стыке социологии и правоведения.

Вместе с тем изучение преступности как явления в целом, причин и условий, личности преступника, мер предупреждения преступности выходит за рамки правоведения. Криминология тесно связана с социологией — наукой об обществе, и более всего — с социологией права. Особенно велика роль социологии в изучении причин и условий преступности, а также личности преступника. Поэтому криминология прежде всего социолого-правовая наука и учебная дисциплина.

В то же время криминология как наука социально-правовая рассматривает юридические характеристики преступности, преступления и преступника. Однако она отличается, например, от тех разделов социологии, которые изучают социальные отклонения, в том числе — преступность.

Специфика криминологического познания заключается еще и в том, что делается выраженный акцент на объяснении причин изучаемых социально-правовых явлений и процессов. Приоритет криминологии — общая теория и концепция предупреждения преступности. Помимо этого криминология принимает участие в разработке как правовых, так и иных по содержанию мер предупреждения преступности: социально-экономических, культурно-воспитательных и др.

В свою очередь, криминология предоставляет науке уголовного права, законодателю и правоприменительной практике информацию об уровне преступности, ее структуре, динамике, эффективности профилактики преступлений, а также делает прогнозы относительно изменений в социально-негативных явлениях.

Это позволяет своевременно проводить нормотворческую деятельность, связанную, во-первых, с криминализацией либо декриминализацией деяний, т. е. признания деяний преступными либо перевода преступлений в ранг иных правонарушений.

А во-вторых, с дифференциацией санкций, включая регламентацию случаев замены уголовных наказаний иными мерами воздействия. Таким образом, криминологическое знание не только составляет основу системы предупреждения преступности, но и играет существенную роль в развитии системы уголовно-правовой борьбы с преступностью во взаимодействии с профилактикой. Криминологическое знание используется при определении уголовной политики в стране.

Криминология тесно связана с уголовным процессом и прокурорским надзором. Сфера общих интересов — правоотношения, связанные с процессуальным нормотворчеством и правоприменительной деятельностью органов дознания, следствия, суда, прокуратуры по выявлению и устранению причин и условий преступности.

Взаимодействие уголовно-исполнительного права и криминологии наиболее активно осуществляется применительно к борьбе с рецидивом преступлений, к результативности исполнения наказаний, а также в ресоциализации и адаптации лиц, отбывших заключение. При этом уголовно-исполнительное право изучает порядок, процесс и проблемы, связанные с отбыванием наказания, а криминология — причины и условия рецидива и меры по их устранению. Уголовно-исполнительное право и криминология совместно разрабатывают рекомендации по предупреждению рецидива, по повышению эффективности исправления осужденных лиц.

Поскольку криминология изучает массовые явления: причины и условия множества преступлений, личности преступников и разветвленную систему мер профилактики преступлений, то одним из основных способов сбора и анализа информации является статистический метод. Данные уголовной статистики органов внутренних дел, прокуратуры и суда, а также результаты конкретных криминологических исследований дают обобщенную картину преступности.

Данные общесоциальной статистики (демографической, экономической и др.) используются при исследовании причин и условий преступности и тенденций ее развития.

Криминология тесно связана с деликтологией. Это междисциплинарная комплексная наука и направление в законодательстве о непреступных правонарушениях, их причинах и условиях, личности правонарушителей и предупреждении правонарушений. Она включает в себя административную, дисциплинарную, гражданскую и семейную деликтологию.

Криминологический анализ причин и условий преступности, как и специальное изучение экономических илу должностных преступлений, невозможен без знания экономической статистики, политической и прикладной экономики.

Для познания причин и условий преступности и преступлений криминология активно использует данные общей, социальной и юридической психологии, демографии, общей концепции и отдельных отраслей социологии и политологии. Такие сведения особо значимы, в частности, при прогнозировании и программировании борьбы с преступностью, а также при специальном изучении профилактики преступлений несовершеннолетних, рецидива, бытовых преступлений, преступлений, совершаемых лицами без постоянного источника доходов, в том числе безработными.

Криминология связана и с педагогикой. Взаимодействие этих наук особенно важно при исследованиях преступлений несовершеннолетних, рецидива, бытовых преступлений. Данные педагогики необходимы и при разработке и анализе эффективности индивидуальных мер предупреждения преступлений. Обоснованно предложение о выделении такого направления на стыке криминологии и педагогики, как криминологическая педагогика или педагогическая криминология.

Криминология взаимодействует также с новой научной дисциплиной — юридической конфликтологией.

Таким образом, социолого-правовая природа криминологии предполагает ее уникальную для права комплексность, тесное взаимодействие со многими научными и нормативными направлениями. Однако это ни в коей мере не сказывается на определенности предмета криминологии, четкости ее границ при размежевании с родственными отраслями знаний и права.


Рассматриваются потребности и возможности криминологического обеспечения формирования современной уголовно-правовой политики на основе учета действующих криминогенных факторов, состояния уголовного законотворчества и правоприменительной практики.

О.В. ДАМАСКИН,

Рассматриваются потребности и возможности криминологического обеспечения формирования современной уголовно-правовой политики на основе учета действующих криминогенных факторов, состояния уголовного законотворчества и правоприменительной практики.

Ключевые слова: преступность, уголовное право, криминология, уголовно-правовая политика.

Criminological Aspects of Formation Modern Penal Policy

The author considers the requirements and capabilities of criminology ensure the formation of the modern penal policy by taking into account the existing criminogenic factors, the state of the criminal law-making and law enforcement.

Keywords: crime, criminal law, criminology, criminal law policy.

Очевидной современной проблемой является нарастающее противоречие между возрастающими потребностями общества в объективном научном криминологическом осмыслении современных причин преступности, реальных возможностей противодействия ей на основе вносимых, научно обоснованных предложений ученых-криминологов и их ограниченным использованием в законотворческой и правоприменительной практике.

Современное состояние уголовно-правового законотворчества характеризуется хаотичным и противоречивым подходом к попыткам реагирования на нерешенные старые и спонтанно возникающие новые реальные и мнимые проблемы противодействия преступности. В законотворчестве доминируют тенденции освобождения от уголовной ответственности лиц, совершивших широкомасштабные экономические преступления, отказа от реальной борьбы с незаконным обогащением посредством конфискации, введения системы денежных штрафов, позволяющей пользоваться ею состоятельным гражданам для освобождения от реального наказания в форме лишения свободы, а также имитации сокращения преступности путем декриминализации общественноопасных деяний и др. Это означает выстраивание системы социального неравенства в уголовно-правовой сфере на основе неравенства материальных возможностей граждан.

Многочисленные противоречивые изменения и дополнения, вносимые в действующий Уголовный кодекс Российской Федерации (далее — УК РФ), обусловливают нестабильность и неэффективность правоприменительной практики[1]. Между тем изучение истории уголовного права и криминологии позволяет констатировать, что только на основе криминологического изучения общественно опасных реалий может объективно формироваться уголовно-правовая политика, а уголовное право может результативно разрабатывать уголовно-правовые нормы об ответственности за общественно опасные деяния, адекватные криминологическим обоснованиям, в интересах общества.

В связи с этим роль криминологии в формировании уголовно-правовой политики актуализируется. Представляется необходимым реальный учет теоретических положений, служащих основой для формулирования принципов уголовной политики, возможностей и условий реализации принципов уголовной политики в сфере борьбы с преступностью и в особенности в сфере предупреждения преступности. Публикация в 2012 году рабочей группой Общественной палаты РФ проекта концепции уголовно-правовой политики Российской Федерации позволяет констатировать актуализацию данной проблемы, к сожалению не обеспечиваемой в надлежащей мере криминологической теоретической и эмпирической базой[2].

Обзор открытых публикаций позволяет констатировать возрастающую потребность углубления криминологических исследований проблем противодействия преступности[3] на основе научного наследия известных криминологов Г.А. Аванесова, А.И. Алексеева, А.А. Герцензона, В.К. Звирбуля, В.Н. Кудрявцева, И.И. Карпеца, Н.Ф. Кузнецовой, Г.М. Миньковского, Э.Ф. Побегайло, А.Б. Сахарова, А.А. Тер- Акопова, М.Д. Шаргородского, А.М. Яковлева и трудов их достойных продолжателей Ю.М. Антоняна, Б.В. Волженкина, С.В. Дьякова, А.И. Долговой, А.Э. Жалинского, С.М. Иншакова, И.Я. Козаченко, В.В. Лунеева, Н.А. Лопашенко, С.В. Максимова, А.В. Наумова, В.С. Овчинского, А.И. Рарога, А.Я. Сухарева, В.Е. Эминова и др.

Криминологические исследования эффективности действующих уголовно-правовых норм должны обосновывать изменения и дополнения уголовного закона в целях повышения его результативности. Однако зачастую их разработка не основывается на признании и учете криминогенных реалий, системном криминологическом анализе и прогнозе, что приводит к субъективизму и произволу. Именно это при несформированности ясной и последовательной социально ориентированной уголовно-правовой политики ведет уголовное законотворчество и правоприменительную практику к нестабильности и неэффективности.

Криминологическую ситуацию в нашей стране характеризуют в настоящее время ряд факторов.

Так, высок уровень латентной преступности. По исследовательским данным НИИ Генеральной прокуратуры и НИИ МВД, с учетом латентности ежегодно совершается около 20—23 млн преступлений, но официально регистрируется около 10% преступлений, при этом уголовной ответственности избегает по различным причинам около 90% правонарушителей[4].

Нестабильность и противоречивость уголовного законодательства характеризуется, в частности, декриминализацией общественно опасных деяний, сокращение численности осужденных в местах лишения свободы достигается не снижением криминогенности в обществе, не изучением и минимизацией причин преступности, не профилактикой преступлений, а путем сомнительных изменений норм УК РФ и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации[5].

Декларирование доходов и имущества высших государственных служащих, депутатов и их ближайших родственников, преподносившееся как один из ключевых антикоррупционных инструментов, дало весьма ограниченный результат (правда, в Государственной Думе около 30 депутатов в 2013 году срочно расторгли браки). Фактически нет института конфискации — рекомендуемой ООН ответственности за незаконное обогащение, а также соответствующих уголовно-правовых норм в уголовном законодательстве, что нельзя заменить штрафной политикой, позволяющей состоятельным лицам откупаться от реального наказания[9].

В условиях дефицита инвестиций в нашей стране продолжается вывод капитала за границу. По материалам The Price of Offshore Revisited[10], от 21 до 30 трлн долл. скрывают на счетах состоятельные граждане, причем число долларовых миллиардеров в России увеличилось за последний год на 11 человек, в список самых богатых жителей страны вошел 131 миллиардер с суммарным капиталом около 450 млрд долл., при этом на лидирующую десятку из этой суммы приходится 147 млрд долл., что на 12 % больше прошлогоднего[11].

Критически возрастает неравенство в доходах между бедными и богатыми, что наряду с системным финансовым кризисом по рейтингу глобальных рисков человечества является основной угрозой социальной стабильности, при этом по неравенству распределения богатства Россия занимает первое место, где на долю 1% самых богатых россиян приходится 71% всех личных активов в России[13].

Представляется, что даже фрагментарный обзор криминогенных факторов в нашей стране позволяет сделать вывод о том, что реальной, признаваемой и поддерживаемой демократии, цивилизованного рынка, справедливого обеспечения прав и свобод граждан трудно достигнуть в условиях организованного криминального насилия и коррупции и очевидной уголовно-правовой безответственности.

К сожалению, даже сейчас, когда криминальная ситуация и состояние преступности представляют угрозу национальной безопасности[17], заметно стремление значительной части законодателей к субъективизму в законотворчестве и фактическому уклонению от признания жизненно важной необходимости объективного криминологического исследования и учета криминальных реалий при принятии общественно значимых решений.

Окончание см. в следующем номере

6 Выступление В.В.Путина на коллегии МВД // Российская газета. 2013. 11 февр.

7 См.: Волков А.Н., Дамаскин О.В. Проблемы и перспективы развития законодательного обеспечения противодействия коррупции // Современное право. 2011. № 4; Глазьев С.Ю., Дамаскин О.В. Юридическая ответственность должностных лиц исполнительной власти // Современное право. 2001. № 10; Дамаскин О.В. Коррупция: Состояние, причины, противодействие. — М., 2009.

9 См.: Волков А.Д. Дамаскин О.В. Актуальные вопросы законодательного обеспечения ответственности государственных служащих за незаконное обогащение // Современное право. 2012. № 4. С. 32—38.

10 См.: Российская газета. 2012. 27 дек.

11 См.: Российская газета. 2013. 18 февр.

14 См .: Российская газета . 2011. 16 дек.

16 См., например, Приватизация по-российски / под ред. А.Чубайса. — М., 1999; Хинштейн А. Как убивают Россию. — М., 2008.

Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":

Понятие и общая характеристика криминологической политики

Как известно, одной из важнейших задач любого государства выступает поступательное противодействие разного рода противоправным и преступным проявлениям, посягающим на охраняемые законом блага и интересы. При этом с учетом соответствующей значимости, рассматриваемая деятельность не может осуществляться стихийно, без предварительной детальной проработки и учета достижений криминологической науки.

В этой связи, с учетом обозначенных обстоятельств в каждом современном государстве разрабатывается, утверждается и последовательно реализуется собственная криминологическая политика, учитывающая социально-экономические, политические, этнические, и иные факторы государственной и общественной жизни.

При этом исходя из анализа точек зрения, существующих в действующей литературе, представляется возможным сформулировать следующее комплексное определение криминологической политики государства.

Криминологическая политика – это научно обоснованная деятельность государства, основанная на нормах действующего национального и международного права, отличающаяся свойством системности и целеустремленности, субъектами осуществления которой выступают органы государственной власти и местного самоуправления, общественные организации и граждане; направленная на профилактику общественно опасных форм поведения, сокращение количественных показателей преступности, обеспечение защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз криминального характера.

Одним из дискуссионных вопросов, существующих в сфере характеристики криминологической политики государства, выступает проблема соотношения криминологической и уголовной политики. В частности, одна группа ученых обосновывает точку зрения о том, что криминологическую политику наиболее целесообразно понимать в качестве части уголовной политики, как более традиционного компонента государственно-властной деятельности.

Готовые работы на аналогичную тему

В соответствии с другой точкой зрения, напротив, более обоснованно признавать уголовно-правовую политику в качестве части криминологической, поскольку последняя опирается, в том числе на социальную политику государства, в связи с чем, социально-политические решения, направленные на повешение уровня жизни населения не входят в содержание уголовной политики, но оказываются важнейшей составляющей государственной криминологической политики.

Более того, любая составная часть уголовной политики обязательно нацелена в конечном итоге на ограничение преступности, противодействие ей, и обладает, в этой связи, антикриминогенным потенциалом, соответствующим направленности криминологической политики.

Цели криминологической политики государства

Как было отмечено выше, одним из свойств криминологической политики государства, нашедшим отражение, в том числе, в предлагаемых в юридической литературе определениях рассматриваемой категории, выступает ее целенаправленный характер.

В этой связи, представляется необходимым подробнее остановиться на анализе и рассмотрении основных целей государственной криминологической политики, в числе которых могут быть названы:

Основные направления и модели криминологической политики государства

В тесной взаимосвязи с целями криминологической политики находятся ее актуальные направления. Перечень соответствующих направлений формулируется исследователями по-разному, однако, практически все из них признают в качестве таковых:

  • Деятельность по предупреждению преступности;
  • Научно-обоснованное совершенствование законодательства, путем разработки и принятия новых нормативных актов, а также путем повышения качества уже существующих;
  • Оптимизация и повышение эффективности правоприменительной деятельности в сфере борьбы с преступностью;
  • Международное взаимодействие с сотрудничество в криминологической сфере.

Исходя из специфики рассматриваемой категории, обусловленной, в том числе необходимостью учета ряда внутригосударственных особенностей в процессе ее разработки и реализации, криминологическая политика каждого отдельного государства характеризуется относительной уникальностью и неповторимостью. Тем не менее, в специальной литературе отмечается, что опыт обобщения соответствующих программ противодействия преступности, реализуемых в различных странах, позволяет утверждать возможность выделения двух наиболее широких моделей криминологической политики:

Читайте также: