Что такое турок кратко

Обновлено: 06.07.2024

1 st row: Осман I • Баязид I Молниеносный • Мехмед II Фатих • Сулейман I Великолепный • Абдул-Меджид I • Абдул-Азиз
2 nd row: Сафийе Али • Мустафа Фехми Кубила • Халиде Эдиб Адывар • Мимар Кемаледдин • Фериха Тевфик • Али Фетхи Окйар

3 rd row: Намык Кемаль • Джахиде Сонку • Мустафа Кемаль Ататюрк • Фатма Алийе Топуз • Тевфик Фикрет • Нигар Ханым •

Всего: около 60 000 000 [источник не указан 1319 дней]
Турция : 55,500,000 - 59,000,000 [1] [2] [3] [4]
Германия : 3,500,000 - 4,000,000 [5] [6] [7]
Канада: 190 000 [8]
Россия : 105,058 (2010 г.) [9] , 92,415(2002) [10]
Казахстан : 97,015 (2009 г.) [11]
Кыргызстан : 39,534 (оц. 2011) [12]
Азербайджан : 38 000 (2009) [13]
Украина : 8 844 шт (2001) [14]
Таджикистан : 700 (2000) [15]
Белоруссия : 469 (2009 г.) [16]
Латвия : 142 (оценка 2010) [17]

Ту́рки (тур. Türkler , ед. число Türk) — тюркский народ, основное население Турции. Общая численность — около 60 млн человек [18] . Большинство верующих — мусульмане-сунниты (около 90 %), распространены суфийские тариктаты.

Содержание

Этническая история

Малая Азия до массового переселения тюркских племён

Малая Азия имела необыкновенно пёстрый этнический состав, и её население порой в пределах сравнительно небольшой территории говорило на нескольких языках [19] . В I тысячелетии до н. э. население Западной Анатолии принадлежало отчасти к аборигенам, отчасти к грекам, которые колонизировали регион с IX в. до н. э. К периоду эллинизма почти всё население Анатолии (за исключение восточных и некоторых центральных районов) составляли ассимилировавшиеся друг с другом переселенцы-греки и эллинизированные аборигены; римское господство не оставило заметного влияния на этнический состав населения, которое оставалось греческим по языку и культуре [20] . В восточной Анатолии этнический состав населения был более разнообразным: греки, лазы, грузины, армяне, курды, арабы, ассирийцы [21] .

В I тыс. н. э. на территории Алтая и степях Азии образовалась этноязыковая общность тюрков. Первоначальное проникновение тюркских элементов в Малую Азию, а также на Балканы началось в конце IV века, когда на её территории появились гунны. В 530 году Византия поселила в Анатолии часть булгар (районы Трапезуса, рек Чорох и Верхний Евфрат), а в 577 году император Юстиниан II поселил в Восточной Анатолии аварских воинов для защиты границ от персов [22] . Однако первоначальное проникновение тюркских элементов носило эпизодический характер, не оставив отпечатка в этнической истории Малой Азии. Эти тюрки, расселившись среди местного населения, ассимилировались и растворялись в нём, но в определённой степени подготовили начало тюркизации Анатолии и Восточной Фракии [23] .

Начало этногенеза. Сельджукская эпоха. Бейлики

Современные турки сложились из двух основных компонентов: тюркских кочевых скотоводческих племен (в основном огузы и туркмены), переселившиеся в XI—XIII вв. из Средней Азии и Персии, и местного малоазийского населения [24] .

В XI веке в Малую Азию с востока хлынула волна тюркских племён во главе с сельджуками. В 1071 году сельджукский султан Алп-Арслан нанёс сокрушительное поражение византийскому императору Роману IV Диогену в битве под Манцикертом, а сам император был захвачен в плен. Победа под Манцикертом открыла племенам огузов и туркмен дорогу в глубь Малой Азии [25] . Одна из ветвей сельджукидов вскоре образовала в Анатолии Румский султанат; ещё одна тюркоязычная династия — данишмендиды, стала правящей в регионе Сивас. В XI—XII вв. много тюрок перешло на оседлость. Началось этническое смешение оседлых тюрок с местным, преимущественно с исламизированным, оседлым населением, что положило начало тюркизации части коренного населения Малой Азии [26] . В процессе этногенеза участвовали греки, армяне, грузины, а также арабские, курдские, южнославянские, румынские, албанские и другие элементы [24] [27] .

К началу XIV века на территории Анатолии образовались десятки самостоятельных государственных образований — бейликов, существовавшие вплоть до XVI века. Все они образовались на племенной основе как объединения кочевых и полукочевых тюркских племён вокруг правящего рода [28] . В отличие от сельджуков, язык администрации которых был персидский, анатолийские бейлики использовали турецкий язык в качестве формального литературного языка [29] . Правители одного из таких бейликов — караманиды овладели столицей сельджукидов — Коньей, где в 1327 году тюркский язык стал употребляться в качестве официального — в канцелярской переписке, в документах и т. п. [30] . И хотя караманидам удалось создать одно из сильнейших государств в Анатолии, основную роль в объединении всех тюркских бейликов под своей власти сыграло небольшое османское государство, правители которого происходили из племени кайы.

Османская эпоха



В период монгольских завоеваний огузское племя кайы откочевало на запад вместе с хорезмшахом Джелал-ад-Дином и поступило на службу к сельджукскому султану Рума. В 1230-х гг. вождь племени кайы Эртогрул получил от султана на границе с Византией владение на р. Сакарья с резиденцией в городе Сёгют [31] . Его сыну Осману I султан в 1289 году присвоил титул бея, а в 1299 году Осман I провозгласил своё княжество самостоятельным государством [32] , став основателем новой династии и государства, вошедшее в историю как Османская империя. В результате завоевательных походов османским султанам удалось овладеть византийскими владениями в Малой Азии, во второй половине XIV—XV в. они завоевали Балканский полуостров, а в 1453 году султан Мехмед II Фатих взял Константинополь, положив конец существованию Византийской империи. Н.А. Баскаков полагает, что турки как народность стали существовать только с конца XIII века [33] . Д.Е. Еремеев, в свою очередь, относит завершение формирования турецкой народности в конце XV — первой половине XVI в. [34] . По мнению турецкого историка-османиста крымскотатарского происхождения Халила Иналджика сформировавшийся турецкий этнос на 30 % состоял из исламизированного автохтонного населения, а 70 % составляли тюрки; Д.Е. Еремеев считает, что процент тюрок был намного ниже [35] . Об исторической роли первых османских сулатанов Лорд Кинросс пишет:

Историческая роль Османа заключалась в деятельности племенного вождя, сплотившего вокруг себя народ. Его сын Орхан преобразовал народ в государство; его внук Мурад I превратил государство в империю. Их достижения как политиков были по достоинству оценены одним османским поэтом XIX века, сказавшим: "Мы из племени вырастили подчинявшую себе мир державу" [36] .

В 1516 году Селим I Грозный совершил египетский поход против мамлюков, положив конец существованию их Мамлюкского султаната. С завоеванием Египта Османы заняли исключительное положение в исламском мире, взяв на себя защиту святых мест, в частности священных городов Мекки и Медины Хадимю'л-Харемейн. Согласно распросранённой версии Селим I принял халифат от халифа аль-Мутаваккиля в мечети Айя-София [37] . О роли османской династии в исламской умме крупнейший политический мыслитель Туниса XIX века Хайраддин ат-Туниси писал: "они объединили большинство мусульманских стран под дланью своего справедливого правления, которое было установлено в 699 г. (1299 г.). Посредством хорошего управления, уважения нерушимого шариата, соблюдения прав подданных, славных завоеваний, напоминающих завоевания праведных халифов, и восхождения вверх по ступеням цивилизации (тамаддун) Османы вернули умме её могущество. [38] ."

В XVIII веке назрел кризис в Османской империи. В 1821 году началась национально-освободительная война в Греции, которая в 1830 году добилась своей независимости. Греческая революция сопровождалась этническими чистками турок и евреев [39] с одной стороны и греков с другой, приведшее к исчезновению значительной турецкой общины на Пелопоннесе. Как отмечает Уильям Клейр: "Турки Греции оставили мало следов. Они исчезли внезапно и окончательно весной 1821, не оплакиваемые и незамеченные со стороны остального мира. Спустя годы, когда путешественники спрашивали о происхождении каменных руин, старики рассказывали: "Здесь стояла башня Али Ага. В ней был убит сам хозяин, его гарем и его рабы". Тогда трудно было поверить в то, что когда-то большую часть населения Греции составляли люди турецкого происхождения, проживавшие в небольших общинах, разбросанных по всей стране, процветающие фермеры, торговцы и чиновники, чьи семьи не знали другого дома в течение многих лет. Как говорили греки, луна пожрала их." [40] .

Новейшая история



Самоидентификацаия

Этноним

Турецкая идентичность

Д.Е.Еремеев, говоря об этнониме, затрагивал идентичность:

Турецкий национализм, или в общем плане, турецкая национальная идентичность, появилась на исторической арене достаточно поздно. Некоторые анекдоты часто повторялись, в которых чётко выделялось это опоздание. В конце XIX века, когда некоторых представителей младотурков, расположившихся в Париже, спросили к какой нации они принадлежат, они вначале ответили "Мы мусульмане", и только после того, как им пояснили, что Ислам это религия, они ответили "Мы османы". Им пояснили, что это не нация, но совершенно немыслимо для этих молодых людей сказать, что они были турками [53] .

Turkish nationalism or, in more general terms, Turkish national identity, appeared on the historical stage very late. Certain anecdotes are often repeated which clearly highlight this lateness. Toward the end of the 19th centure, when certain members of the Young Turks who were located in Paris were asked what nation they belonged to, they would at first reply, 'We are Muslims,' and only after it was explained that Islam was a religion would they reply, 'We are Ottomans.' They would then be reminded that this was not a nation either, but it was utterly inconceivable for these youths to say that they were Turks.

Турецкий автор Эмре Конгар пишет:

Турецкий национализм — последнее национальное течение, возникшее с запозданием в период распада империи. Хозяева империи, то есть турки, увидев её распад и осознав, что государство, которым они управляют — это империя, возникшая на чужих территориях и с чужим населением, возможно, осознали себя именно как турки. Понятия турецкая нация, турецкая родина, турецкий язык и турецкая культура — всё это возникло в те времена и получило своё развитие [56] .

Османский язык

До XX века существовал литературный язык Османской империи, достаточно сильно отличавшийся от разговорной турецкой речи — османский язык (осман. لسان عثمانى ‎, lisân-ı Osmânî , тур. Osmanlı Türkçesi, Osmanlıca ), который хоть и был языком тюркской группы, но до 80—90 % состоял из арабских и персидских слов. Так в некоторых памятниках XVII, XVIII и последующих веков турецкий слой занимает ничтожное место (примерно 10—15 %) [59] . Староосманский язык являлся непосредственным преемником вымершего сельджукского языка [60] . По лексике и грамматике османский язык подразделялся на три разновидности [61] :

Турецкий язык

Придя к власти, кемалисты повели борьбу за очищение языка от арабского и персидского влияния. C целью изучения вопроса о реформе алфавита 15 января 1928 года Совет Министров Турции образовал при Министерстве просвещения „Комиссию языка" (тур. Dil Encümeni ), которая вскоре была распущена. Вместо неё 28 июня была создана новая организация — „Комиссия по алфавиту" (тур. Alfabe Encümeni ), принявшая на заседаниях 8 и 12 июля проект алфавита на основе латинской графики [63] . В своей знаменитой речи 8 августа того же года в Стамбуле Мустафа Кемаль Ататюрк заявил:

1 ноября 1928 года на первом заседании очередной сессии ВНСТ, парламент принял закон о введении нового алфавита [63] . Современный турецкий алфавит состоит из 29 букв (21 согласных и 8 гласных звуков) и 2 орфографических знаков. 12 июня 1932 года Ататюрком было основано Турецкое лингвистическое общество.

Северо-западные диалекты турецкого языка фонетически сильно сближаются с гагаузским языком, причём сам турецкий (в частности его северо-западные диалекты) и гагаузский — оба сближаются с печенежским языком [65] .

Диалекты турецкого языка делятся на 2 основные группы" [66] :

  • западная или дунайско-турецкая: адакалийский, адрианопольский, боснийский и македонский диалекты
  • восточно-анатолийская: айдынский, измирский, караманский, кенийский, сивасский диалекты. К этой же группе относится кипрский диалект и городской говор Анкары.

В качестве основы литературного языка используется стамбульский диалект, на который в последнее время оказывает влияние говор столицы страны — города Анкары.

Раньше на территории Турции жили совсем другие народы: армяне, греки, евреи, ассирийцы. Какой народ живет на этой территории теперь?

Сельджуки

Согласно официальной науке, первые тюркоязычные народы появились в Малой Азии в шестом веке. Византийские правители здесь селили булгар, арабы привлекали сюда тюркоязычных мусульман из Средней Азии, а для охраны окраин армянские цари селили аварцев. Однако племена эти сгинули, растворившись в местном населении.

Настоящими предками турков стали сельджуки – тюркоязычные кочевые народы, обитавшие в Средней Азии и на Алтае (язык турков относят к алтайской языковой семье), которые сосредоточились вокруг племени огузов, чьи правители приняли ислам.

Это были туркмены, кыныки, авшары, кайы, караманы и другие народы. Сначала сельджуки укрепились в Средней Азии, покорили Хорезм и Иран. В 1055 году они захватили столицу Халифата Багдад и двинулись на запад. В их ряды вливались земледельцы из Ирана и Арабского Ирака.

Империя сельджуков росла, они вторглись в Среднюю Азию, покорили Армению и Грузию, заняли Сирию и Палестину, изрядно потеснив Византию. В середине XIII века империя, не пережив нашествия монголов, распалась. В 1227 году на территорию сельджуков переселилось племя кайы, которым правил Эрторгрул, чей сын Осман стал основателем турецкого государства, которое позже назвали Османской империей.

Смесь

Нашествие монголов вызвало новый поток переселенцев, и в XIII веке в Малую Азию пришли племена из Хорезма. И сегодня по Турции кочует древнее племя хорзум.

С XII века тюрки стали переходить на оседлость, смешиваясь с коренными народами, что положило начало исламизации и тюркизации населения. Одновременно с этим с северо-запада в Малую Азию мигрировали печенеги, румыны и восточные славяне.

Турецкий народ сформировался к концу века. Уже в 1327 году официальным языком в некоторых областях Турции был тюркский, а не персидский. Современная турецкая наука считает, что население Турции на 70 % состоит из потомков турков-сельджуков и на 30% – из коренного населения.

Другая версия

Оказалось, такая уверенность базируется на истории воинственных османов. Сначала они завоевали территории Византии, затем Балканы, Грецию, Египет. И отовсюду вывозили пленников и рабов.

Рабами расплачивались покоренные народы, детей и жен забирали за долги у славян. Турки женились на армянках, славянках, гречанках. И дети наследовали черты этих народов.

Генетика

Генетические исследования подтверждают – турки разнородны. Почти четверть анатолийских турок можно отнести к автохтонным народам, четверть – к кавказским племенам, 11% имеют финикийскую галлогруппу (это потомки греков), у 4% населения имеются восточно-славянские корни.

Антропологи считают, что среднестатистический турок – представитель европеоидной расы, а ведь турки-сельджуки не были европеоидами. Средняя Азия и сейчас населена моноголоидными народами.

Что думают турки

Этим вопросом заинтересовался турецкий этнограф Махтурк. Он поехал в Среднюю Азию и на Алтай, чтобы найти там родственные туркам национальности, отыскать общие сказания, одинаковые элементы в узорах и на одежде, общие ритуалы. Он забирался в глухие аулы и отдаленные стойбища, но ничего не нашел.

Более того, его удивило, что антропологически люди в Средней Азии сильно отличаются от турок. И тогда у профессора возникла теория, что официальная история приукрашает реальность, и в XII веке тюркские племена начали свою миграцию из-за бескормицы. Они двинулись сначала на юго-восток, а затем в Иран и в Малую Азию.

Этнограф отметил, что чистокровные турки есть в Турции до сих пор, они сохранили монголоидную внешность и компактно проживают всего в нескольких районах страны.

Согласно статистике, в мире сейчас живет 89 миллионов турок. 59 миллионов из них живут на территории Турции, пять — в Сирии и в Ираке, и почти семь— в Европе.

Больше всего турок в Германии — четыре миллиона, в Болгарии проживает 800 000 турок, в Британии — полмиллиона. Миллион турок живет в Нидерландах и в Австрии. В Бельгии – 200 000 турков, в Греции – 120 000, в Швейцарии – 100 000, в Македонии – 78 000, в Дании — 60 000, в Румынии – до 80 000, в Италии — 21 000. В США находится 500 000 турков. В России проживают всего 105 058 турков.

Турки достойны называться великим народом. Их история полна великих завоеваний, культурные достижения поражают фантазию. Они известны благодаря кулинарии, искусству и науке.

История


Характер


В Турции проживает множество национальностей. Основу составляют турки и курды. Постоянное присутствие завоевателей привело к формированию специфического народа с не менее специфическими чертами характера.
Многие путешественники отмечают вежливость и обходительность турков. Они стремятся помогать друг другу, поддерживая даже в трудную минуту. Большое значение народ придает этикету и всячески старается знакомить иностранцев с традициями своей страны. Поэтому, чтобы произвести приятное впечатление на турка, надо знать хотя бы несколько слов по-турецки. Большое культурное значение имеет религия ислам.
Характер турков можно назвать противоречивым. Это связано с историей и современной реальностью. Предки турков были великими завоевателями, Стамбул являлся Константинополем — одним из важнейших городов в Римской империи, а сейчас в Турции существует социальное неравенство. Многие жители называют страну великой, однако понимают, что ее народ живет непростой жизнью. Есть богатые и много бедняков.
Турки не очень любят спорить, ведь спор способен привести к разрыву отношений. Некоторые довольно наивны, поэтому подпускают к себе льстящих и неискренних людей. Будучи самокритичными, в свой адрес люди критику не терпят, однако всегда любят хорошие шутки.
Одно из самых нелюбимых явлений для турка — это давление. Даже если он что-то делает плохо, его нельзя ругать. Нужно непременно хвалить и объяснять, что стараться следует лучше. Самым же ценным в отношениях турки считают доверие. Выказывание обратного способно спровоцировать недовольство.
Часто турки не готовы признать вину, списывая дурное поведение на шайтана. Например, если человек делает необдуманную покупку, а затем начинает корить себя, наверняка вы услышите от него, что все это вина злых духов.
Чувства времени для турков не существует. Их нельзя назвать пунктуальными, педантичными, расторопными. Опоздать на встречу, отложить сделку, прийти позже назначенного времени — обычное дело. Турки часто откладывают дела на потом. В итоге завтра у них превращается в послезавтра, а послезавтра означает, что дело откладывается на неделю.
Огромное влияние на жизнь и характер людей оказывает ритм города. В маленьких городах Турции люди более спокойны и относятся друг к другу с уважением. В крупных же часто можно увидеть толкучки, суету и ругающихся людей.

Жизнь


Жизненный уклад турков определяется приверженностью к религии, отношению к семье и женщине, обычаям гостеприимства. Последним уделяется важная роль в повседневной жизни. Люди приглашают друг друга в гости после одной-двух встреч. Таким образом турок показывает доверие. Он непременно познакомит с родственниками и семьей, угостит ужином или чаем. Национальный обычай предписывает сделать гостю ответный шаг.
Женщина воспринимается как объект любви. Редко она может быть подругой, коллегой, помощником. Последнее десятилетие внесло свои коррективы, поэтому в турецком обществе можно встретить работающих женщин, даже занимающих посты на государственной службе.
Добрачные отношения запрещены, негативно воспринимается гражданский брак. У турков принято жениться сразу, если вы понравились друг другу. Причем проявлять эмоции можно только в стенах родного дома. Полиция внимательно следит за соблюдением нравственности, поэтому целующихся мужчину и женщину на улице встретить вряд ли удастся. Измены считаются тяжким грехом. Особенно со стороны женщин. Как ни странно, мужчинам подобные проступки могут простить. Одновременно у женщины может быть много поклонников, что совсем не играет ей на руку. До сих пор браки заключаются исключительно по согласию родителей. Часто именно они и выбирают дочери жениха. Впрочем, постепенно европеизация меняет турецкое общество и его устои.
Семейный уклад турков строится на четкой иерархии. Мужья, отцы — главные люди. Младшие всегда подчиняются старшим. Роль старшего брата аналогична роли отца для младших сестер и братьев. Старший обязан защищать, учить, наставлять. Воспитание предписывает ребенку вставать, когда отец заходит в комнату. Часто детям запрещается курить в присутствии родителей.
Понятия красоты отличны от европейских. В городах ценятся стройные и ухоженные девушки, в сельской же местности женщине необходимо иметь силу и выносливость, поэтому полнота для нее вполне естественна.
К женщине проявляют должное уважение в семье мужа лишь тогда, когда она родит сына. Ей предписано всячески оказывать уважение родителям мужа, но с рождением первого сына все меняется. Чем больше сыновей, тем выше ее статус.
Хвастать способностями жены у турецких мужчин не принято. Демонстрация нежности, любви приравнивается к интимным отношениям, поэтому показывать их в обществе не рекомендуется. Женщине нельзя ходить одной по увеселительным заведениям.

Культура


Турция богата архитектурными сооружениями и площадями. Здесь много церквей, университетов, мечетей, древних храмов. До наших дней хорошо сохранились развалины ликийского города, будто бы возникшего из горы. В Европе пользуются большим почетом литературные произведения турецких постмодернистов. С 60-х годов прошлого века наблюдается популяризация театра.
Османы были преемниками технических достижений византийцев. Сохранив их знания, они стали всячески приумножать накопленный опыт. В результате в Турции есть довольно много университетов, в которых преимущественно введено платное обучение. Оно характеризуется доступностью для многих молодых людей, развитие затрагивает исторические, социальные, технические, технологические сферы науки.

Особенности


Одежда


Отношение к повседневной одежде у турков двоякое. Среди населения можно встретить многих людей, одетых в повседневную европейскую одежду. Некоторые соблюдают исламские традиции, нося национальные костюмы.
Провинциальные мужчины и женщины довольно строги в одежде, городские — более свободны. Распространенными предметами гардероба становятся пиджак, галстуки, рубашки. Общей чертой для всех жителей в одежде является сдержанность. Не принято носить откровенные наряды, привлекающие внимание.

Национальный костюм

Традиционно сложилось так, что лучшие одежды носили первые жены султанов. Те женщины, которые принимали ислам, носили:

  • фераджу — хлопчатобумажные рубашки с широкими рукавами;
  • штаны по типу шаровар;
  • на голове носили чадру, закрывающую ее почти полностью вместе с плечами.

Ряд исследователей полагает, что богатые девушки не скрывали лиц, в то время как рабыни были обязаны закрывать лица полностью.
Нерелигиозные женщины надевали юбки фустанеллы, накрывали головы платком, а в качестве верха использовали все те же рубашки. Мужчины носили рубахи, штаны, камзол, кушак. Янычары (военные) пользовались аналогичным гардеробом, однако их рубашки не имели рукавов, чтобы не сковывать движения.
Именно такие черты имел турецкий костюм до 18 века. Сейчас они стали несколько проще. Особенно в отношении строгости. Женщинам разрешено открывать лицо полностью, а с 1925 года они имеют конституционное право носить любую одежду.


Турецкая кухня изобилует мясными блюдами. Турки любят мучное, сладости, добавляют в еду много овощей. Из масел чаще используются оливковое и сливочное.
Завтраку уделяется много внимания. Блюдо обязательно сопровождает кофе, а сама трапеза представлена в виде шведского стола. Непременно завтрак должен включать свежие овощи, множество видов сыров, оливки, медовые соты и куриные яйца. Яичница в Турции готовится с использованием сливочного масла, в нее добавляют красный перец, колбасу.
Колбасы преимущественно делаются из индейки, говядины, курицы. Иногда на замену меду приходит ягодное варенье. Наконец, к завтраку непременно должен прилагаться свежеиспеченный хлеб. Кофе не является обязательным к употреблению напитком, его можно заменить черным чаем.
Первое блюдо сильно отличается от европейских. Традиционные турецкие супы часто представляют собой пюре. При этом турки говорят, что суп нужно именно пить, а не есть.
Наиболее популярным считается чечевичный суп, что связано с широким распространением бобовых культур. В Турции используют любую чечевицу: красную, желтую, зеленую. К ней добавляют картофель, лук, морковь. Чечевичный суп часто сдабривают перцем и лимонным соком. Гурманам обязательно будет интересен молочный суп. Готовят блюда из муки и йогурта. Суп получается густым, пикантным благодаря перцу, чесноку и луку.
Мясо в стране стоит довольно дорого. Однако мясные блюда пользуются популярностью. Распространены говядина, баранина, телятина. Часто можно встретить кебабы из ягненка, которые продают прямо на улицах. Кстати, типов кебаба существует довольно много. Например, шиш-кебаб содержит рис и шашлык, а адана фаршируется мясным фаршем.
Неизменным национальным блюдом турецкой кухни остается плов. Обычно в него добавляют оливковое, реже сливочное масло. Любителям колбас по вкусу придется суджук, представляющий собой сплющенную колбасу с использованием разнообразных специй. Ее всегда обжаривают, часто добавляют в яичницу.
Рыба тоже имеется в достатке. Морепродукты наблюдаются в изобилии. Турки научились готовить из рыбных блюд удивительные произведения кулинарного искусства. Среди низ балык экмек, представляющий собой подобие рыбного сандвича, всевозможные виды мидий с разнообразной начинкой. Их подают в ресторанах, уличных закусочных или прямо в лотках.
Популярной сладостью остается лукум. Лакомство изготавливают из сахарного сиропа. Лукум может быть с добавлением лепестков роз, фисташек, арахиса, кокоса. Это изысканное угощение впервые стали преподносить султанам, а теперь оно доступно каждому жителю и гостю Турции.
Еще турки обожают пахлаву, которую приготавливают из слоеного теста. Это удивительно вкусное кушанье, пропитанное медовым сиропом. Лучше всего брать угощение в кондитерских, где пахлава всегда свежая.
Сладкоежки оценят локму — это маленькие шарики, обжаренные в масле, политые сахарным сиропом или медом.

Праздники


Турецкие праздники можно разделить на:

  1. религиозные
  2. народные
  3. государственные.

Празднества отмечают везде, причем делают это с размахом. Ярким примером тому служат исламские Курбан-байрам и Рамазан. Самым же ярким является Рождество Мухаммеда. Праздник сопровождается иллюминациями, массовыми народными молитвами, пожеланиями добра, счастья, совершением благих поступков, песнопениями и танцами.
Главным турецким государственным праздником считается День республики. Его отмечают многие жители Турции, выходя на демонстрации, участвуя в парадах. Праздник приходится на 29 октября, а всего через несколько дней отмечают День Ататюрка. Он полная противоположность Праздника республики: многие развлекательные учреждения закрываются, повсюду транслируются фильмы, чествующие деятельность Кемаля.
Посмотреть на реконструкции захвата Стамбула можно 29 мая в столице на городской площади. Реконструкции приурочены к празднику взятия византийской столицы, что считается крайне важным событием в истории Турции.
Многим туристам очень нравится Праздник весны. Это действительно необычный день, сопровождющийся национальными танцами. Люди верят, что в Праздник весны с небес спускается пророк Хызыр, исполняющий желания. Каждый готовящийся к ответному дню должен прибраться в жилье, очистить разум от дурных помыслов. На встречу весны готовят угощения, помогают беднякам, загадывают желания.
Новому году предпочитают Навруз. Праздник отмечается в конце марта. В этот день принято окружать себя вином, хлебными лепешками, ростками ячменя, монетками. Во время Навруза воздают почести священному огню.
На формирование турецкого народа оказали влияние многие завоеватели. Позднее их предки сами стали мощной силой, сумевшей победить великую Византию. Сейчас турки переживают непростые времена, но имеют все перспективы для развития. Продолжая укрепление торговых отношений с Востоком и Западом, Турция остается значимым торговым партнером, а влияние культуры народа и туристическая привлекательность позволяют людям осознавать важную роль в мире.

А чтобы узнать, какую еду стоит обязательно попробовать в Турции, посмотрите представленный ниже видеоролик. В нем показаны 5 наиболее популярных среди европейских туристов блюд турецкой кухни.


Турки и Туркмены стали порождением Хазарского каганата



Территория, ныне называемая Турцией, на самом деле является территорией Ромейской (Византийской) империи, захваченной в своё время турками.
Турки же возникли в Х веке на территории Уральской области Казахстана. Первоначально это было племя под названием кынык, обитавшее на берегах Сырдарьи при впадении её в Аральское море. Племя кынык и по сей день обитает в местности Камыстыколь в Чапаевском районе Западного Казахстана и входит в состав казахского ру байбакты из Младшего жуза.
Кыныки входили в состав племенного объединения Беджене, известного на Руси как печенеги.Появление турок тесно связано с событиями в соседнем с кочевьями печенегов Хазарском каганате. В 740 году один из хазарских правителей Булан, женившись на еврейке, перешёл в иудаизм и принял еврейское имя Сабриэль. Однако основное население Хазарии оставалось язычниками, среди которых постепенно пускало корни магометанство, распространявшееся проповедниками из Хорезма. Хазарские иудеи тут же были освобождены от налогов, и вся тяжесть налогового гнёта пала на неиудейскую часть населения. Налоговый гнёт был настолько суровым, что люди бежали в степь или добровольно просились в рабство иудеям. Естественно, такое правительство у коренного населения популярностью не пользовалось, и воевать за его интересы не желало, при первой возможности переходя на сторону противника. Поэтому иудейское правительство Хазарии вынуждено было для поддержания порядка внутри страны и для удержания в повиновении вассальных стран, использовать чужеземных наёмников. Основу хазарской армии составляли предки будущих чеченцев – носители нахско-дагестанских языков. Однако для того, чтобы они не сговорились и не совершили переворота, хазары стали разбавлять армию наёмниками из состава живших в нынешнем Западном Казахстане печенегов. Одним из таких отрядов и командовал некий племенной бек Сельджук Дукакович Кыныков. Сельджук пользовался доверием царя Иосифа, поскольку в 955 в 20-летнем возрасте году принял иудаизм.

После разгрома нашими войсками Хазарского каганата наёмники оказались на вольных хлебах. Служившие хазарам печенеги начали нападать на Русь. В 968 печенеги осадили Киев, но были разбиты. В 970 они участвовали в битве под Аркадиополем на нашей стороне, но после заключения русско-византийского мира (июль 971) стал назревать новый русско-печенежский конфликт. В 972 печенеги князя Кури у днепровских порогов убили великого князя Святослава Игоревича, а из его черепа сделали чашу. В 990-е произошло новое ухудшение отношений между Русью и печенегами. Великий князь Владимир разбил их в 992 году на Трубеже, но в 996 сам потерпел от них поражение под Васильевом. Владимир строил на степной границе крепости с системой оповещения для эффективного противодействия вторжениям печенегов. Сельджук же объявил себя мусульманином и был со своим отрядом принят хорезмшахом Абу-Абдаллах Мухаммадом на службу в чине мукаддама. Ему в кормление был передан город Дженд в Кзыл-ординской области нынешнего Казахстана и его окрестности. Сельджук получил право обирать население подконтрольных территорий и обязался охранять вверенный ему участок хорезмийской границы.

В 995 году последний хорезмшах из династии Афригидов Абу-Абдаллах Мухаммад был взят в плен и убит эмиром Ургенча Мамуном ибн-Мухаммадом. Хорезм был объединён под властью Ургенча. В 1017 году Хорезм был подчинен султану Махмуду Газневи. К тому времени отряд Сельджука разросся до крупного войска, корпусами которого командовали старшие сыновья Сельджука Израиль и Михаил, и младшие Муса, Юсуф и Юнус, родившиеся уже после принятия Сельджуком ислама. Поскольку при захвате Хорезма сыновья Сельджука не поддержали прежнего правителя и признали власть Махмуда Газневи, последний стал раздавать сыновьям и внукам Сельджука губернаторские должности. Однако в 1035 году кыныки, которых в ираноязычном Хорезме звали туркменами, во главе с внуком Сельджука Тогрулбеком Михайловичем, его братом Даудом (Давидом) и их дядей Мусой Сельджуковичем ушли из Хорезма. Они форсировали Амударью и расселились на территории современной Туркмении. Преемник Махмуда Газневи Масуд, опасаясь потерять Хорасан, двинул летом свое войско на туркменов. Туркмены устроили засаду и разгромили султанскую армию.

В 1043 году туркмены захватили сам Хорезм, а также почти весь Иран и Курдистан. В 1055 году туркменами был захвачен Багдад и весь Ирак. При султане Алп-Арслане, племяннике Торгула, умершего 4 сентября 1063, правившем в 1063—72 годах, была завоёвана Армения (1064) и одержана победа над византийцами при Манцикерте (1071). В этой битве один из византийских военачальников Андроник Дука, объявив, что император погиб, дезертировал с поля боя, вследствие чего битва была проиграна, а в плен к Алп-Арслану попал император Византии Роман IV Диоген. Через неделю он был отпущен Алп-Арсланом под условие выдачи сельджукских пленных и уплаты миллиона золотых.

С этого момента началось завоевание Малой Азии, то есть той территории, которая сейчас представляет собой азиатскую часть Турции. Эта территория принадлежала Риму и составляла несколько римских провинций – Азия, Вифиния, Понт, Ликия, Памфилия, Киликия, Каппадокия и Галатия. После разделения Римской империи Малая Азия входила в состав Восточной Римской империи. Малая Азия была захвачена турками с 1071 по 1081 в основном уже при сыне и преемнике Алп-Арслана Мелик-шахе. Своего наибольшего политического могущества государство турок-сельджуков достигло при султане Мелик-Шахе (1072—92). При нём турками были подчинены Грузия и Караханидское государство в Средней Азии.

После распада Сельджукской державы под ударами татар-монголов, в Малой Азии продолжал существовать Румский султанат от тюркского названия Рима Рум. Первоначальным центром государства была Никея, с 1096 года столица была перенесена в город Конья, из-за чего Румский султанат в нашей литературе часто называют Конийским. В результате феодальных распрей и вторжения монголов Конийский султанат к началу 14-го столетия году распался на ряд бейликов. В одном из этих бейликов правил бей Осман. В 1299 году он отделился от Румского султаната, а в 1302 году разбил войска Византии под командованием Георгия Музалона.Византия потеряла фактический контроль над сельскими областями Вифинии, из-за чего в ходе дальнейших осад лишилась и оставшихся изолированных крепостей. Поражение вызвало массовую эмиграцию христианского населения, что изменило демографическую ситуацию в регионе. Тем не менее, завоевание Вифинии османами было постепенным, и последний византийский оплот — Никомедия, был захвачен ими в 1337 году. Последняя кампания Османа, перед смертью от старости, была направлена против византийцев в городе Бурса. После смерти Османа I власть Османской империи начала распространяться над Восточным Средиземноморьем и Балканах.



В 1352 году османы, переправившись через Дарданеллы, впервые самостоятельно ступили на европейскую землю, захватив стратегически важную крепость Цимпу. Христианские государства упустили ключевой момент, чтобы объединившись, выбить турок из Европы, и уже через несколько десятилетий, пользуясь междоусобицами в самой Византии, раздробленностью Болгарского царства, османы укрепившись и освоившись, захватили большую часть Фракии. В 1387 году, после осады, турки захватили крупнейший, после Константинополя, город империи, Салоники.

Константинополя, а в апреле начались земляные работы по осаде города. 5 апреля к столице подошла основная часть турецкой армии. 6 апреля Константинополь был полностью блокирован.
9 апреля турецкий флот подошёл к цепи, перекрывавшей Золотой Рог, но был отбит и вернулся в Босфор. 11 апреля турки сконцентрировали тяжёлую артиллерию напротив стены над руслом речки Ликоса и начали бомбардировку, которая длилась 6 недель. 16 мая турки начали вести подкоп под стены возле Влахернского квартала, в то же время их корабли под звуки труб и барабанов 16, 17, и 21 мая подходили к цепи у Золотого Рога, пытаясь привлечь к себе внимание, чтобы скрыть от греков шум подкопа, но ромеи сумели все-таки обнаружить подкоп и стали вести контр-подкопы. Подземная минная война закончилась в пользу осаждённых, они взрывали и затопляли водой проходы, вырытые турками. 29 мая 1453 года после длительной осады город пал. Константинополь стал столицей Османской империи.
Император Константин IX Палеолог бросился в бой как простой воин и был убит. Его наследником сал его брат Фома, дочь которого Софья Фоминична стала женой нашего великого князя Ивана III. В 1490 году в Москву прибыл ей брат Андрей, ставший после смерти отца наследником византийского престол, и передал права на престол своему зятю. Его дочь Мария вышла замуж за нашего воеводу верейского удельного князя Василия Михайловича Удалго, троюродного брата великого князя московского Ивана III Васильевича.

Читайте также: