Что такое тоталитарные и деструктивные секты кратко

Обновлено: 05.07.2024

Новые религиозные движения обладают сотнями тысяч последователей во многих странах мира. У них разветвленная и хорошо отлаженная организация, солидная пропагандистская база.

И огромные финансовые ресурсы.

Тоталитарные секты определяются как особые авторитарные организации.

Их лидеры, стремясь к власти над своими последователями, скрывают свои намерения под различными прикрытиями:

  • религиозными или политико-религиозными,
  • психотерапевтическими и оздоровительными,
  • образовательными, научно-познавательными, культурологическими.

Опасность тоталитарных сект

Криминальные наклонности

Они следуют из фанатичности членов сект и деформированности понимания цели жизни, вседозволенности выбора средств ее достижения, а также слепой подчиненности своему вышестоящему руководству.

Отдельные религиозные группы, кроме того, совершают и общеуголовные преступления.

Например, с новообращенных сторонников:

Искоренить тоталитарную и ставшую криминальной секту после завершения формирования ее иерархической структуры чрезвычайно сложно.

Она, в случае преследований со стороны государства, уходит в подполье и непредсказуемо обнаруживает себя в разных социальных слоях. Радикальное лечение возможно лишь созданием условий, стимулирующих и развивающих традиционные устойчивые вероисповедания.

2. Зомбирование своих членов

Выбирают людей податливых: молодежь, еще не определившуюся в жизни, стариков и детей как самую внушаемую категорию людей.

Пользуясь всем этим, они зомбируют своих жертв, внушая им какие-то установки: как надо поступать, как не надо. И люди постепенно всему этому начинают верить. Воздействие происходит на уровне транса.

Иногда используется гипноз, которым владеют многие сектанты.

Также они используют цензуру информации, поступающей к их членам, прибегают и к другим неэтичным способам контроля над личностью. Например, к психологическому давлению, запугиванию и прочим формам удержания членов в организации.

Последствия членства в сектах.

чем опасны секты

Их авторитарная структура и экстремистские методы часто противоречит общепризнанным демократическим ценностям.

Тоталитарная идеология и претензии на абсолютную правоту лидеров соблазняют людей и полностью завладевают теми, кто ищет для себя опоры в сложной жизненной ситуации или более адекватное мировоззрение.

Отрицательными последствиями членства в этих сектах могут быть:
— срыв школьного и профессионального образования членов,
— коренные изменения их личности и утрата восприятия действительности, что может привести к конфликтам с родственниками, близкими людьми.

  • замкнуты, отчуждены от внешнего мира и большинства социальных контактов,
  • агрессивны против собственных членов и посторонних в фанатическом отстаивании своей идеологии,
  • отказ от критического и рационального мышления.

Заложенная в личности человека склонность к зависимости, несамостоятельность и замкнутость часто еще усиливаются за счет сплоченного характера такой группировки.

Преднамеренное проникновение этих сект в сферу политики и экономики показывают опасность такого рода тоталитарных организаций.

Психологическое воздействие сект

Оно направлено на формирование у лица (группы лиц) новых или изменение уже существующих убеждений, ценностей, отношений, мотивов, ориентации.

Вызывает перестройку психики объекта психологического воздействия, такие психические сдвиги, при которых лицо в значительной степени теряет способность к осознанно-волевому поведению.

В результате психологического воздействия избирательность поведения может быть сильно ограничена.

При столь значительных нарушениях восприятия лицо не способно адекватно осознавать фактическое значение и социальный смысл совершаемых им действий, и тем более руководить ими, поскольку действует в совершенно искаженной реальности.

Как помочь тому, кто попал в секту

С проблемой сектантства человечество знакомо очень давно.

Однако современное общество создает такие формы сектантства, которые ранее не были известны.

В СССР проблема сектантства решалась методами коммунистического террора.

На Западе пошли другим путем и изобрели методы выведения человека из сект.

Депрограммирование

В основе метода лежит следующая мысль: секта использует совокупность определенных методик для внушения человеку нужных ей идей. Если применить те же методики, но с точностью до наоборот, то человеку можно будет внушить новые идеи, стерев старые.

Как в компьютере: стер одну программу, записал другую. Отсюда и названия — программирование и депрограммирование.

Введена была подобная практика Тедом Патриком в начале 1970 гг.

Но в нем быстро определились слабые места.

Депрограммирование требовало принудительной изоляции человека, что само по себе является уголовно наказуемым преступлением.

К тому же, даже если после депрограммирования человек и уходил из секты, у него оставалось множество психологических проблем. И, наконец, данный метод не освобождал человека от фобий, которые секта внедрила в его сознание.

Депрограммирование на Западе быстро стало бизнесом, часто им занимались люди некомпетентные. В общем, вскоре депрограммирование было запрещено, и сейчас полностью относится к области истории.

Консультирование о выходе

Это второй метод реабилитации сектантов, который заменил собой депрограммирование.

как помочь тому, кто попал в секту

Его суть: сектанту предлагают познакомиться с альтернативной информацией о его организации, ее истории, пообщаться с бывшими ее членами, познакомиться с материалами, написанными о ней.

Если человек соглашается, ему предоставляется вся подготовленная информация.

Цель метода состоит в том, чтобы показать несоответствие заявлений секты о своей деятельности ее реальной практике. Основной акцент данный метод делает на предоставлении достоверной разоблачающей информации о секте ее адепту.

Слабое место консультирования о выходе в том, что оно не освобождает сектанта от фобий.

Подход стратегического взаимодействия

Был предложен американским психологом Стивеном Хассеном.

Суть его заключается в коллективном точечном воздействии на сектанта всех тех, кому небезразлична его судьба.

Осуществляется под контролем профессионального психолога, формирующего сплоченную группу близких сектанту людей (состоящую, в основном, из родственников или друзей) и направляющего их действия.

Задача каждого из команды — под руководством психолога осуществлять точечное воздействие на сектанта, поддерживая связь с ним, и подталкивать к возможности альтернативы сектантского образа жизни. Если это удается, то сектант постепенно приходит к идее альтернативы, он соглашается встретиться с психологом и т.д.

как распознать секту

Характерные признаки секты

1. Гуру

Как правило, это жесткий, авторитарный, волевой человек, который стремится к безраздельной власти над своими учениками.

Он обладает особой харизмой и владеет навыками психологического внушения.

Часто под влияние такого человека попадают люди неуверенные в себе, подвергавшиеся в детстве жестокому обращению или насилию.

2. Хорошо организованная структура и свое толкование веры

Обычно секта формируется по принципу пирамиды.

Ее верхушка — это лидер и его ближайшее окружение, основание — активные прихожане, которые приносят десятину и вовлекают в секту новых адептов

3. Метод, посредством которого человека привязывают к секте

Человек подсаживается на очищение, как на наркотик. Процедура очищения — платная, и довольно недешевая.

Как не стать жертвой вербовщиков

Если на улице к тебе подошли незнакомцы, приглашающие прийти на проповедь (лекцию, семинар) — даже не останавливайся, не проявляй интерес. Скажи, что тебе это не нужно.

2. Держи вербовщика на расстоянии вытянутой руки.

Применение большинства психотехник (внушение, гипноз, нейролингвистическое программирование) требует от вербовщика непосредственного контакта со своей жертвой.

Не позволяй незнакомым людям брать себя за руку или приобнимать за плечи.

3. Контролируй ситуацию.

Ни в коем случае не давай незнакомцам свой номер телефона или домашний адрес. Если хочешь, возьми их координаты, чтобы дальнейшие контакты происходили по твоей инициативе.

4. Задавай вопросы.

путь к истине

Скорее всего, в ответ ты услышишь, что от тебя ничего не потребуется.

Однако этот вопрос будет неприятен большинству сектантов и даст тебе возможность понаблюдать за их реакцией.

5. Проявляй компетентность.

Поинтересуйся, кто стоит у руля данной организации (его имя и фамилия)?

Спроси также, не было ли у этого руководителя проблем с законом?

Скорее всего, ты услышишь пространный монолог о том, что все великие и религиозные деятели подвергались гонениям (например, тот же Иисус Христос).

6. Не позволяй затягивать себя на многолюдные собрания.

7. Не позволяй себя запугивать.

8. Постарайся вывести сектанта из равновесия.

что отвечать вербовщикам в секты

Скорее всего, твой собеседник почувствует себя очень неуютно и попытается ретироваться.

9. Поставь его в тупик.

В тоталитарных сектах своих бывших прихожан считают ужасными отщепенцами и всячески их проклинают.

Реакция поможет вам открыть очень многое. Ведь сектант вряд ли сможет с уважением отозваться о своих бывших коллегах, но даже если попытается, то вряд ли скажет что-либо вразумительное.

Статья учёного-религиоведа не потеряла актуальности спустя 20 лет после её первой публикации.

РЕЛИГИЯ И ПРАВО №1, 2002

Автор: И́горь Я́ковлевич Канте́ров, доктор философских наук, заслуженный профессор МГУ им. М. В. Ломоносова.

Более десятилетия назад в России стали возникать религиозные организации и группы, большинство из которых никогда ранее здесь не было. За рубежом с таким явлением в 60-е годы столкнулись США, а затем страны Западной Европы. В СССР и впоследствии в Российской Федерации религиозные новообразования появлялись и распространялись в результате усилия иностранных миссионеров, некоторые же неорелигиозные объединения зарождались и на российской почве.

Как же их называть?

Последователи новых религиозных движений в большинстве своем — верующие первого поколения. В отличие от них, последователями традиционных (исторических) религий являются многие поколения населения данной страны, региона, нации, этноса. При этом приобщение к вере обычно происходит постепенно — через семейное воспитание, культурные и национальные традиции. В более широком плане — приобщение к традиционным религиям зачастую выступает как составная часть процесса социализации, включения личности в многообразные жизненные связи и отношения. Во многих же типах религиозных новообразований приобщение к вере происходит не эволюционно, о скоротечно и сопровождается резкими изменениями прежних взглядов, образа жизни, отношений с близкими, Нередко именно это побуждает усомниться в самостоятельном выборе такого рода верований и утверждать, что присоединение к новым религиозным движениям происходит в результате изощренной вербовки, применения гипноза, психотропных средств и т. д.

Кантеров Игорь Яковлевич

Кантеров Игорь Яковлевич. Источник фото: http://letopis.msu.ru/peoples/6494

Доктор философских наук, профессор МГУ им М.В. Ломоносова, заместитель председателя Экспертного совета для приведения государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции РФ.

Тоталитарная секта или деструктивный культ - авторитарная секта, использующая комплекс специальных психологических приемов (контроль сознания) с целью подавления воли человека и контролирования его мыслей, чувств и поведения, для превращения новозавербованного человека в лояльного, послушного, раболепного и подобострастного члена. Стремление лидеров секты к власти над своими последователями и к их эксплуатации тщательно скрывается под религиозными, политико-религиозными, психотерапевтическими, оздоровительными, образовательными, научно-познавательными, культурологическими и иными масками.

Тоталитарные секты прибегают к обману, умолчаниям и навязчивой пропаганде для привлечения новых членов, используют цензуру информации, поступающей к их членам, прибегают и к другим неэтичным способам контроля над личностью, к психологическому давлению, запугиванию и прочим формам удержания членов в организации. Таким образом, тоталитарные секты нарушают право человека на свободный информированный выбор мировоззрения и образа жизни.

Термин "тоталитарная секта" был впервые использован А.Л. Дворкиным в 1993 году.

Признаки тоталитарной секты

Наборы признаков тоталитарных сект варьируются в каждом конкретном случае. К характерным признакам можно отнести:

  • психологическое давление - когда новичок всегда окружается особым вниманием, его сознание подвергается интенсивному воздействию, называемому зачастую программированием сознания. В ряде сект для этого выстраивается целая система религиозного маркетинга;
  • двойное учение - одно для рекламы своей секты, а другое для внутреннего пользования;
  • иерархия - человек должен быть посвящен на определенную ступень иерархии в секте;
  • непогрешимость секты и ее основателя - секта всегда претендует на то, что это высшая истина, в противовес всем остальным;
  • элитарность - мысль о том, что они - единственно спасенные люди, что все окружающие - люди "второго сорта", обреченные на погибель потому, что не разделяют учения секты;
  • контроль жизнедеятельности - адепты секты вырываются из привычной жизни, лишаются привычного круга общения. В отдельных сектах стремятся к полному контролю, включая интимную жизнь адептов.

Симптомы человека, вовлеченного в секту

  • изменение поведения, манеры одеваться, словарного состава, интересов;
  • повторяющиеся и непривычные цитирования;
  • заученные речи или впечатление проигрываемой пластинки;
  • падение интереса к семье, друзьям, к профессии или школе, к развлечениям;
  • рост числа встреч в неделю (и собраний);
  • путешествия по стране и за границу;
  • много телефонных звонков;
  • большое количество писем;
  • длительное чтение или медитация;
  • режим питания;
  • монотонный голос;
  • агрессивность или безразличие;
  • замкнутость или экзальтация ради нового дела;
  • значительные денежные траты: займы в банке, сборы у родственников, друзей.

Листовка правительства ФРГ

Правительство ФРГ в листовке, которая раздается школьникам, выделяет следующие 17 признаков тоталитарных сект [1]:

  1. В группе ты найдешь именно то, что до сих пор напрасно искал. Она знает абсолютно точно, чего тебе не хватает.
  2. Уже первая встреча открывает для тебя полностью новый взгляд на вещи.
  3. Мировоззрение группы ошеломляюще просто и объясняет любую проблему.
  4. Трудно составить точную характеристику группы. Ты не должен размышлять или проверять. Твой новые друзья говорят: - Это невозможно объяснить, ты должен пережить это — пойдем сейчас с нами в наш Центр”.
  5. У группы есть учитель, медиум, вождь или гуру. Только он знает всю истину.
  6. Учение группы считается единственно настоящим, вечно истинным знанием. Традиционная наука, рациональное мышление, разум отвергаются, поскольку они негативные, сатанинские, непросвещенные.
  7. Критика со стороны не принадлежащих к группе считается доказательством ее правоты.
  8. Мир катится к катастрофе, и только группа знает, как можно спасти его.
  9. Твоя группа — это элита. Остальное человечество тяжело больно и глубоко потеряно: ведь оно не сотрудничаете группой или не позволяет ей спасать себя.
  10. Ты должен немедленно стать членом группы.
  11. Группа отграничивает себя от остального мира, например одеждой, пищей, особым языком, четкой регламентацией межличностных отношений.
  12. Группа желает, чтобы ты разорвал свои “старые” отношения, так как они препятствуют твоему развитию.
  13. Твои сексуальные отношения регламентируются извне. Например, руководство подбирает партнеров, предписывает групповой секс или, наоборот, полное воздержание.
  14. Группа наполняет все твое время заданиями: продажей книг или газет, вербовкой новых членов, посещением курсов, медитациями.
  15. Очень сложно остаться од ному, кто-то из группы всегда рядом с тобой.
  16. Если ты начинаешь сомневаться, если обещанный успех не приходит до виноват всегда окажешься сам, поскольку ты якобы недостаточно много работаешь над собой или слишком слабо веришь.
  17. Группа требует абсолютного и беспрекословного соблюдения своих правил и дисциплины, поскольку это единственный путь к спасению.

Листовка заканчивается предупреждением: “Если хотя бы один признак кажется тебе знакомым, БУДЬ ОСТОРОЖЕН!”

Антисектантские организации и центры помощи жертвам тоталитарных сект

Литература

Использованные материалы

[1] Цитируется по 1. Раздел 1, гл. 3, часть 2

Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

Столь активная деятельность таких организаций оказывается успешной не только из-за тщательного планирования и жесткой внутренней структуры, не только из-за попустительства властей, но и вследствие личностных особенностей той категории потенциальных и состоявшихся адептов, на вовлечение и удержание которых направлена вся их активность. Всё это, как правило, оказываются люди доверчивые, с низкой способностью к критическому анализу действительности, и к отстаиванию собственного мнения, интересов и свобод.

Необходимо твердо помнить, что конечной целью деятельности подобных сект всегда является нажива.

Разумеется, что внешний вид при этом может до некоторых пор сохраняться весьма благопристойный, но рано или поздно неофит оказывается в умственной, а то и физической кабале. Плоды его усилий полностью присваиваются сектой, а вся ее пропагандистская и идеологическая деятельность, в конечном счете, направлена на подавление воли индивида. Идеология сект всегда включает компонент видимой добровольности принудительных поступков и суждений.

Признаки и критерии оценки деструктивности религиозной организации и использования ею психологического насилия

Конституцией Российской Федерации гарантируется свобода вероисповедания. При этом на территории России действует множество традиционных и нетрадиционных религиозных организаций, не являющихся деструктивными. Поэтому появляется проблема правильной идентификации религиозной организации, оценки ее характера. Оценить деструктивность культа и наличие в его деятельности психологического насилия можно по следующим общим для некоторых деструктивных религиозных организаций признакам и критериям.

1. Характер лидерства:

- есть ли претензии на "харизматическое" лидерство: провозглашение божественности или исключительных мудрости, могущества или духовности, требование беспрекословного согласия с властью и привилегией;

- характер подчинения руководству: даже если лидер производит серьезные изменения в определенной идеологии, от последователей ожидают, что они соответственно приспособят свои взгляды, демонстрируя таким образом свою верность лидеру (группе лидеров);

- строгая обязанность подражать лидеру;

- есть ли документы, удостоверяющие личность лидера (рекомендации, наличие прошлых криминальных историй);

- практикуется ли открытость к обратной связи, есть ли возможность сдерживать власть лидера (лидеров) или противостоять ей.

2. Характер и структура доктрины:

- наличие "внутренних" доктрин (только для использования внутри культа) и для внешнего окружения (только для других, фасадные, чисто рекламные);

- формулируется ли в той или иной форме убеждение, что и что любое действие приемлемо постольку, поскольку оно способствует достижению целей группы;

- индоктринация тоталитарного мировоззрения (синдром "мы/они"), приводящего к преобладанию групповых целей над индивидуальными и к одобрению (оправданию) аморального поведения при претензиях на добро;

- утверждение, что верования группы представляют собой абсолютную истину, и они выше мирского закона; внушение, что членство в группе дает доступ к особым силам и привилегиям.

3. Характер создания и поддержания членства в группе:

- активная и пассивная вербовка, включающая в себя разнообразные виды обмана, в том числе агитацию и сбор средств при скрываемых целях и без полного раскрытия использования техник контроля сознания, использование "фасадных групп",

- использование манипуляции, включая: создание атмосферы секретности и элитарности (элитарная ментальность), проведение ритуалов посвящения (включающих меры предосторожности), поддержание чувства исключительности, манипуляции посредством чувств страха и вины;

- использование техник контроля сознания: провоцирование у личности эмоциональных пиков и спадов, создание ситуации отчуждения (отделение от семьи, друзей и общества), изменение в ценностях и замещение их культом как новой "семьей", наличие фактов постепенных или резких личностных изменений, необъяснимых только самостоятельной активностью данного человека;

- внушение, что чувства выше мыслей (эмоции, инстинктивные ощущения, интуиция и тому подобные рассматриваются как более заслуживающие доверия, чем рациональные умозаключения), постоянное манипулирование чувствами рядовых участников со стороны лидера и других адептов;

- разрыв связей с прошлым (семьей, друзьями, целями, интересами), изменения в целом во временной ориентации (счастье обещается только через хорошее внешнее поведение, как оно навязывается группой);

- постоянная клевета на критическое мышление, характеризующая ум, рациональное мышление и умственную деятельность как нечто чуждое или пагубное для адепта;

- ограничение свободы выхода из культа с помощью индоктринации различных фобий (фобия на выход из культа, боязнь "внешнего" мира, боязнь сверхъестественных санкций за отступничество от культа) и психологической, а иногда и физической изоляции члена группы, желающего выйти из культа, как в самой группе, так и от иного социального окружения;

- внушение взгляда на мир с позиции поляризованности (культ- хороший, мир вне культа - плохой);

- создание прямой и скрытой зависимости (психологической, физической, финансовой) и наличие эксплуатации адептов культа его лидерами;

- отсутствие у адептов возможности задавать вопросы и получать на них полные и точные ответы.

К сожалению, в рамках настоящего пособия мы не можем уделить внимание подробному рассмотрению вопроса, и ограничимся приведением минимально необходимых сведений о самых активно действующих сектах.

Сатанизм

Из наиболее известных объединений сатанистов можно назвать:

"Церковь сатаны", "Международную ассоциацию люциферистов кельтско-восточного обряда", "Зеленый орден". В Америке и Западной Европе действует целый ряд других дьявольских культов: "Тысяча первая церковь Трапезонда" (Сан-Франциско), "Церковь последнего суда" (Лос-Анджелес), "Общество Асмодеуса" (Вашингтон), "Международная Ассоциация ведьм и колдовства" (Нью-Йорк), Международный центр магии (г.Блуа, Франция), различные группы культа Вуду (языческий культ вест-индского происхождения), секта паладинов (культ Афины Паллады, их главой в прошлом веке был Альберт Пайк (род. в 1809 г.), США), культ Исиды, культ Кали (Кали - богиня зла, обычно изображаемая жаждущей крови, с высунутым языком, серьгами из тел младенцев и ожерельем из человеческих черепов) и другие.

К сатанистским культам, действующим в России, относятся: "Южный крест", "Черный ангел", "Черный дракон", "Российская церковь сатаны", "Синий лотос", "Зеленый орден", "Общество сатаны".

В последние годы в нашей стране отмечена повышенная активность этих криминогенных сект. Они проникают в высшие учебные заведения, например, в МГУ, снимают ночами элитные рестораны, клубы (в первую очередь секс-клубы) и кафе, охотно дают интервью журналистам.

Саентология

"Церковь саентологии" вообще церковью в христианском смысле этого слова не является, так как место бога практически занимает Хаббард, и каждый адепт вносит свою лепту в культ его личности, что подтвердил Федеральный Суд по Трудовым Спорам ФРГ в приговоре от 22 марта 1995 года.[31][31]

Книга Хаббарда "Дианетика - современная наука душевного здоровья" содержит сведения из области психологии, смешанные с информацией из книг по оккультизму и магии, а "инграммы" (engramme) - главное понятие в саентологии. - на деле являются псевдонаучной версией древних представлений о карме. Источниками саентологии предположительно являются:

- дешевая научная фантастика;

- надерганные из научно-популярной литературы идеи современной Хаббарду психологии (сейчас уже порядком устаревшие);

- учения необуддизма и неоиндуизма, упрощенные мэтрами европейской теософии;

- оккультизм (магия и сатанизм.

"Свидетели Иеговы" – одно из поздних направлений в протестантизме, которое можно отнести к так называемым вторичным протестанским церквям, возникшим на основе лютеранства и кальвинизма с теми или иными отклонениями от них в своем вероучении.

Возглавляет общины "Свидетелей Иеговы" Бруклинский центр, в аппарате которого свыше двух тысяч работников. Центр имеет около 100 филиалов, разбросанных по всему миру. Всего же среднее число "Свидетелей Иеговы" (по их же данным) на начало 2003 года достигло 5 миллионов 400 тысяч человек в 232 странах. Общины иеговистов называются "собраниями", которые возглавляются советом старейшин. Один из старейшин назначается "надзирателем", или пресвитером. Собрания объединяются в округа, а те - в "обводы", возглавляемые разъездными надзирателями, которые подчиняются краевому комитету во главе со "слугой края".

Собрания состоят из нескольких "студий" по 10-15 человек. Занятия студий проводятся на квартирах, собрания студий – в школах, ПТУ. Ежегодно в Санкт-Петербурге проводятся конгрессы "Свидетелей Иеговы", которые собирают целые стадионы.

Студии и собрания занимаются изучением Библии по своим журналам и брошюрам, причём от "брата" или "сестры" требуется почти дословный пересказ содержания брошюры и её интерпретации Библии. Темы для обсуждения на студии всегда соответствуют журналу, выпущенному организацией на момент обсуждения.

Для вовлечения в свою церковь новых членов организуются не только массовые мероприятия, но и проводится индивидуальная работа - беседы с прохожими на улицах, в парках, разговор с людьми в транспорте, обязательный обход квартир. Квартиры обходятся всегда двумя хорошо подготовленными "свидетелями". Ведётся учёт времени общения с кем-либо и часов занятий на дому. Больший статус получают те, у кого больше часов (60 часов проповедничества в месяц – статус "подсобного пионера", 90 часов – "общего пионера", 140 и более часов в месяц – "миссионера").

Руководители всех подразделений строго соблюдают субординацию и неукоснительно следуют инструкциям Бруклинского центра.

Большое внимание иеговисты уделяют распространению религиозно-пропагандистской литературы. В настоящее время их литература издается более чем на 160 языках. В том числе "Сторожевая башня" - на 125 языках тиражом почти 22 млн. экземпляров, журнал "Пробудитесь!" - на 81 языке тиражом около 18 тыс. экземпляров. Кроме этого издаётся огромное количество всевозможных брошюр и песенников на десятках языках тиражами в десятки миллионов экземпляров. Все эти издания печатаются на качественной бумаге, имеют много красочных иллюстраций, а ряд изданий - твёрдые переплёты. Журнал "Сторожевая башня" выходит дважды в месяц, а "Пробудись!" - один раз. В этих журналах и брошюрах открыто заявляется: "Мы даем ответ на все жизненно важные вопросы, которые часто встают перед людьми…".

К 2003 году по всему миру в разных отделах, типографиях, жилых помещениях и на фермах работало почти 14 тыс. добровольных работников. С 1920 года по 2003 год организация, по различным подсчетам, выпустила свыше 9 миллиардов книг, брошюр, журналов более чем на 200 языках.

Одна из наиболее отличительных особенностей "Свидетелей Иеговы" - открытая спекуляция на Библии. Достаточно сравнить журналы и брошюры Свидетелей Иеговы за несколько десятков лет.

Провозглашая жизнь по библейским законам, "Свидетели Иеговы" с неприязнью отзываются о приверженцах других религиозных культов, а также о тех, кто не принял их "весть".

Вопросы для самопроверки:

1) Каковы социально-политические причины активизации деятельности религиозных сект на территории России?

2) Каковы критерии, по которым можно отличить тоталитарную деструктивную секту?

3) Перебирая в уме типы акцентуаций характера, проанализируйте для каждого опасность вовлечения в тоталитарную секту.

Читайте также: