Что такое типология кратко

Обновлено: 05.07.2024

Патологически низкая способность говорить. Этот термин обычно предназначается для тех случаев, которые возникли в результате или умственной отсталости, или моторной дисфункции; если это результат мозгового расстройства, соответствующим термином будет афазия.

способ представления и познания каких-либо предметов или явлений, предполагающий их систематизацию по тем или иным основаниям (критериям), т. е. выделение среди них отдельных типов (групп) предметов и явлений по общим и специфическим для них признакам, отличным от признаков, свойственных другим типам (группам) предметов и явлений. См. характеров типология, конституциональные типы, Кречмера типы, типы психологические (по К. Юнгу).

Учение о физических и психических характеристиках людей, классифицированных в определенном числе типов. Существует множество типологий (классификаций), построенных на базе различных классификационных критериев. В основном все типологии делятся на две большие группы: а) построенные на основе данных специфической организации тела, так сказать, на основе физических критериев; при них используются морфологические измерения и физиологические данные индивидуумов; б) построенные на основе поведения и отношения индивидуумов к восприятию мира.

TYPOLOGY)
Система, разработанная Юнгом для демонстрации и подтверждения разных способов психологического функционирования людей. Для разграничения психологических типов он обратился к базисным установкам в отношении мира и определенным свойствам функций психической жизни. Некоторые индивиды в большей степени побуждаются и снабжаются энергией внутренним миром, другие - внешним;
это, соответственно, интраверты и экстраверты. Юнг выделил четыре функции психической жизни: 1) мышление- знание того, что представляет собой предмет, обозначение его и сопоставление с другими предметами; 2) чувство - суждение о ценности чего-либо или точка зрения относительно перспективы чего-либо; 3) ощущение- все факты, доступные органам чувств: регистрация того, что вещь существует, но не того, какова она; 4) интуиция - ощущение того, где нечто происходит и каковы связанные с этим возможности. Юнг указывал, что люди обладают первичной или высшей функцией той или иной из этих четырех категорий, если она наиболее развита и отчетлива;
вспомогательной функцией- если она лишь немного уступает высшей; и низшей функцией- если она наименее развита, наиболее бессознательна, наименее доступна и вызывает наибольшие проблемы.
Используя представления об установках экстраверсии и интроверсии, высших и вспомогательных функциях, можно создать перечень шестнадцати базисных типов личности. Ряд психологических тестов, основанных на гипотезе Юнга, применяются в клинической практике, а также применительно к проблемам образования и индустрии. Некоторые аналитические психологи принимают эту типологию за ее 'научность', другие используют ее кок руководство, дающее возможность всесторонней оценки функционирования личности. Юнг использовал свою типологию для понимания различий между собой и Фрейдом (себя Юнг считал интравертом, Фрейда - экстравертом) о также полагал, что межличностные нарушения можно понять с точки зрения типологических различий.

Typology; Typologie) - система индивидуальных установок и поведенческих стереотипов, образованная с целью объяснения разницы между людьми. Юнг хотел объяснить, почему сознание у разных людей действует по-разному. С этой целью он создал психологическую типологию на базе обширных исторических исследований типов в литературе, мифологии, эстетике, философии и психопатологии. В отличие от более ранних классификаций, основывавшихся на наблюдениях за поведенческими стереотипами, которые, в свою очередь, определялись темпераментом человека или его физиологическими особенностями, юнговская модель связана с движением энергии и теми путями, по которым тот или иной человек привычно или предпочтительно ориентируется в мире.
"Целью психологической типологии не является классификация людей на категории - само по себе это было бы довольно бессмысленным делом. Ее цель, скорее, - обеспечить критическую психологию возможностью осуществлять методическое исследование и представление эмпирического материала. Во-первых, это критический инструмент для исследователя, нуждающегося в опорных точках зрения и направляющей линии, если он стремится свести хаотический избыток индивидуального опыта к некоторому порядку. В этом отношении типологию можно сравнить с тригонометрической сеткой или, еще лучше, с кристаллографической системой осей. Во-вторых, типология - большой помощник в понимании широкого разнообразия, имеющего место среди индивидов, а также она предоставляет ключ к фундаментальным различиям в ныне существующих психологических теориях. И наконец, что не менее важно, это существенное средство для определения "личностного уравнения" практического психолога, который, будучи вооруженным точным знанием своих дифференцированной и подчиненной функций, может избежать многих серьезных ошибок в своей работе с пациентами. Предлагаемая мной типологическая система является попыткой, основанной на практическом опыте, дать объяснительную основу и теоретический каркас для безграничного разнообразия, которое до этого преобладало в формировании психологических понятий. В такой молодой науке, как психология, ограничение понятий рано или поздно станет неизбежной необходимостью. Когда-нибудь психологи будут вынуждены согласиться относительно ряда основных принципов, позволяющих избежать спорных интерпретаций, если психология не собирается остаться ненаучным и случайным конгломератом индивидуальных мнений" (ПТ, пар. 986 - 987).
Юнг различал восемь типологических групп: две личностные установки - интроверсию и экстраверсию - и четыре функции - мышление, чувство, ощущение и интуицию, каждая из которых может действовать интровертным или экстравертным образом.
Интроверсия и экстраверсия являются психологическими формами приспособления. В интроверсии движение энергии направлено во внутренний мир. В экстраверсии интерес направлен в сторону внешнего мира. В одном случае субъект (внутренняя реальность), а в другом объект (предметы, другие люди, внешняя реальность) играют первостепенную важность.
" на основе множества наблюдений и опытов [я] пришел к выводу о наличии двух основных установок или типов установки, а именно интроверсии и экстраверсии. Первый тип установки - в норме - характеризует человека нерешительного, рефлексивного, замкнутого, который нелегко отвлекается от себя, избегает объектов, всегда находится как бы в обороне и охотно прячется, уходя в недоверчивое наблюдение. Второй тип - в норме - характеризует человека любезного, по видимости открытого и предупредительного, который легко приспосабливается к любой данной ситуации, быстро вступает в контакты и часто беззаботно и доверчиво, пренебрегая осторожностью, ввязывается в незнакомые ситуации. В первом случае определяющую роль явно играет субъект, а во втором - объект" (ПБ, с. 77-78).
На практике продемонстрировать экстравертную и интровертную установки как таковые невозможно; в изолированном виде они просто не существуют. Принадлежность человека к тому или иному типу становится более очевидной лишь в связи с одной из вышеуказанных четырех функций.
Ощущающая функция устанавливает то, что нечто существует, мышление говорит нам, что представляет собой это нечто существующее, чувство сообщает, что чего стоит, а через интуицию мы получаем смысл того, что с этим может быть сделано. Любая функция сама по себе еще не является достаточной для упорядочивания нашего опыта относительно нас самих или окружающего нас мира, для этого, пишет Юнг, требуются все четыре:
"Для полной ориентации все четыре функции должны внести одинаковый вклад: мышление обязано облегчить опознание и осмысление, чувство расскажет нам о том, в какой степени те или иные вещи оказываются важными или неважными для нас, ощущение сообщает о конкретной реальности посредством зрения, слуха, вкуса и т. д., а интуиция делает нас способными к предугадыванию скрытых возможностей, гнездящихся в подоплеке явлений, на их заднем плане, поскольку последние также принадлежат целостной картине данной ситуации (ПТ, пар. 900).
На практике эти четыре функции оказываются представленными субъекту не в равной степени осознанной доступности; т. е. они не являются развитыми одинаковым образом или не дифференцированы у любого индивида одинаково хорошо. Неизменно и неизбежно та или иная функция оказывается более развитой; Юнг назвал ее ведущей или первичной, доминирующей, в то время как остальные остаются подчиненными и относительно менее дифференцированными. Разумеется, здесь речь не идет об оценочных суждениях типа "лучше - хуже". Ни одна из функций не может быть лучше, нежели любая другая. Ведущая функция выступает в том смысле, что у какого-либо человека она используется с наибольшей вероятностью; аналогичным образом, подчиненная вовсе не означает какой-либо патологии - она попросту используется гораздо меньше (или вовсе не используется) по сравнению с функцией "излюбленной".
Здесь позволительно задать вопрос, а что же тогда происходит с этими "малоиспользуемыми" функциями?
"Они пребывают в более или менее примитивном и инфантильном состоянии, зачастую осознаются лишь частично или даже и вовсе не осознаются. Относительно неразвитые функции составляют некую специфическую неполноценность, характеризующую любой тип и являющуюся интегральной (составляющей) частью его целостного характера. Односторонний акцент на мышление всегда сопровождается неполноценным чувством, а дифференцированное развитое ощущение вредит интуиции и наоборот" (ПТ, пар. 955).
В зависимости от характера ведущей функции Юнг различал два класса типов: рациональные и иррациональные. К первым он относил мыслительный и чувствующий типы; ко вторым - интуитивный и ощущающий. Применение термина "иррациональный" не означает чего-то неблагоразумного, подразумевая лишь нечто выходящее за рамки рассудочного. Юнг комментирует:
"Лишь просто потому, что [иррациональные типы] подчиняют суждение восприятию, было бы совершенно неправильным считать их "неблагоразумными". Гораздо более правильным было бы сказать, что они являются в высшей степени эмпирическими. Иррациональные типы основываются исключительно на переживании - настолько исключительно, что, как правило, их суждения никак не могут поспеть за их переживаниями" (ПТ, пар. 6 6).

Проблема типологии возникает во всех науках (см. Наука), которые имеют дело с разнородными по-своему составу множествами объектов (как правило, дискретных) и решают задачу упорядоченного описания (систематизации) и объяснения этих множеств. Будучи одной из наиболее универсальных процедур научного мышления, типология опирается на выявление сходства и различия изучаемых объектов, на поиск надёжных способов их идентификации. В своей теоретически развитой форме типология стремится отобразить строение исследуемой системы, выявить её закономерности, позволяющие предсказать существование неизвестных пока ещё объектов.

Типология может основываться на понятии типа как основной логической единицы разъединения исследуемой реальности либо использовать иные логические формы. Это, во-первых, классификация (см. Классификация), цель которой сводится к построению иерархической системы классов и их подклассов на основе некоторых признаков, как присущих самим объектам (естественная классификация), так и не свойственных им; во-вторых, систематика (см. Систематика), предполагающая максимально полную и расчленённую классификацию данного множества объектов с фиксированной иерархией единиц описания; в-третьих, таксономия (см. Таксономия), в рамках которой специально исследуются и обосновываются принципы рациональной классификации и систематики. Хотя границы между этими формами в значительной мере условны и их применение в той или иной области в большой мере зависит от исторической традиции (например, в биологии даже типологические задачи в узком смысле слова рассматриваются в рамках таксономии и систематики), тем не менее типология по существу выступает как теория и язык таксономии, а последняя интерпретируется как обоснование систематики и анализ её языка и методов.

В основе типологии лежит понятие о нечётких множествах, то есть множествах, не имеющих чётких границ, когда элементы некоторой предметной области относятся к ней лишь с известной степенью принадлежности. Типология проводится по выбранному и концептуально обоснованному критерию (критериям) или по эмпирически обнаруженному и теоретически интерпретированному основанию (основаниям), что позволяет различать по способу их построения соответственно эмпирическую и теоретическую типологии. В основе первой лежит количественная обработка и обобщение опытных данных, фиксация устойчивых признаков сходства и различия, находимых индуктивным путём, систематизация и интерпретация полученного материала. Теоретическая типология предполагает построение идеальной модели объекта, обобщённое выражение признаков, фиксацию принципов таксономического описания множества изучаемых объектов (таких, например, как гомологическое сходство в систематике животных, принцип симметрии в физике элементарных частиц и так далее). Теоретическая типология опирается на понимание объекта как системы, что связано с вычленением системообразующих связей и с построением представления о структурных уровнях объекта. Такая типология служит одним из главных средств объяснения объекта и создания его теории.

Общие принципы типологии существенно зависят от того, как истолковывается понятие типа. Развитие науки позволяет выделить три линии в трактовке этого понятия и соответственно три способа построения типологии.

С утверждением в научном познании идеи эволюции в трактовке типологии возникает вторая линия, связанная с историческим пониманием типа и с представлением о типологии как отображении системы в её развитии. Отличительной чертой таких типологий является существенная роль времени в их построении и обосновании. Способы такого рода отображения, однако, различны в разных науках. Например, в биологии эволюционный подход привёл к формированию филогенетической (или филетической) систематики. Её типологическое обоснование исходит из понимания гомологического сходства как критерия родства, а иерархически организованной системы органического мира — как отображения филогении; при этом спорные вопросы возникают прежде всего в связи с пониманием способов построения иерархии (возникло ли всё многообразие органического мира из одного корня — принцип монофилии; или таких корней было много — принципа полифилии) и с отысканием надёжных критериев, позволяющих за каждым таксоном закреплять единственное место в системе. В языкознании сравнительно-историческая типология, основанная на сравнении языков по сходству их субстанций (звучания и значения) и отнесении их по этому критерию к определённым родственным группам, привела на рубеже веков к построению генеалогического древа индоевропейских языков (А. Шлейхер), причём морфологические типы языков трактовались как стадии или ветви эволюционного развития из некоего единого праязыка.

Формирование третьей линии в трактовке типологии связано с пониманием типа как особого методологического средства (см. Методология), с помощью которого строится теоретическая модель изучаемых объектов. При этом типология выступает как результат сложной работы научного мышления, которое теоретически реконструирует наиболее существенные характеристики исследуемого множества объектов и соединяет их в понятии типа. На этой основе в рамках множества может быть выделен некоторый определённый объект, который по ряду критериев рассматривается в качестве представителя всего множества объектов (например, конкретный вид и его место в конгрегационной биологической систематике Е. С. Смирнова).

Переход к истолкованию типа как методологического, аналитического средства, имел два важных следствия. С одной стороны, он способствовал отказу от трактовки типологии как полного и однозначного отображения системы: множеству конкретных типологических процедур соответствует и множество различных типологий для данной системы. Поэтому построение типологии предполагает специальный анализ совокупности вводимых типологических понятий и их обоснование. Такой подход открывает путь к построению абстрактных типологий, в которых тип понимается как сложная конструкция, размещённая в многомерном таксономическом пространстве. Тип выступает тем самым как идеализованный объект, а не как непосредственный заместитель эмпирически данного множества объектов. Именно в качестве идеализованного объекта он позволяет строить многофакторные модели, создаёт базу для использования логико-математических методов.

ТИПОЛОГИЯ (от тип и . логия), научный метод, основа которого - расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа; используется в целях сравнительного изучения существенных признаков, связей, функций, отношений, уровней организации объектов. Основные логические формы, используемые типологией: типовая классификация, систематика, таксономия.

Смотреть что такое ТИПОЛОГИЯ в других словарях:

ТИПОЛОГИЯ

(от греч. týpos — отпечаток, форма, образец и. логия (См. . Логия) 1) метод научного познания, в основе которого расчленение систем объектов . смотреть

ТИПОЛОГИЯ

ТИПОЛОГИЯ, -и, ж. (спец.). Классификация, представляющая соотношениемежду разными типами предметов, явлений внутри их системы в целом. Т.языков. II прил. типологический, -ая, -ое. смотреть

ТИПОЛОГИЯ

типология ж. Научная классификация предметов или явлений по общности каких-л. признаков.

ТИПОЛОГИЯ

ТИПОЛОГИЯ

типология классификация Словарь русских синонимов. типология сущ., кол-во синонимов: 1 • классификация (24) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: классификация. смотреть

ТИПОЛОГИЯ

ТИПОЛОГИЯ (от греч. — отпечаток, форма, образец и — слово, учение), 1) метод науч. пo-знания, в основе которого лежит расчленение систем объ. смотреть

ТИПОЛОГИЯ

ТИПОЛО́ГИЯ (лингвистич.) - теоретич. дисциплина, изучающая структурные и функцион. закономерности яз., не завис. от генетич. или ареальных особенностей. В типологич. иссл. сопоставляются структуры языков в отвлечении от их материального наполнения.

Лингв. Т. может различаться по предмету, целям и строиться на базе различных структурных признаков. Так, предметом формальной Т. служит только план выражения, тогда как предмет контенсивной Т. составляют универсальные семантич. категории и способы их реализации.

Одной из осн. целей Т. с самого начала ее возникновения считалось распределение яз. по небольшому кол-ву классификац. типов. Последняя по времени (1921) и самая общая типологич. классификация была разработана Э. Сепиром, к-рый классифицировал все яз. по степени синтеза (аналит., синтетич., полисинтетич.), по технике синтеза (изолирующ., агглютинирующ., фузионные, символич.), а также по тому, используют ли языки словообразование и согласование. Однако попытки классификации недостаточно эффективны, ибо языки, как правило, не обнаруживают полного единообразия и последовательности в своих грамматич. характеристиках: в рамках одного и того же яз. можно наблюдать явления как флективности, так и агглютинации и аналитизма. Поэтому на смену классификации пришел другой подход - характерологический. При этом подходе устанавливается перечень признаков и по набору таких признаков характеризуется каждый яз. Результатом характере логич. исслед. является не отнесение языка к к.-л. классу, а комплексная характеристика по ряду признаков.

В рамках морфологич. типологии Дж. Гринбергом была разработана методика установления квантитативных (колич.) характеристик языка. Квантитативная Т. учитывает не сами признаки, а статистич. индексы, отражающие степень представленности в разл. яз. того или иного конкретного признака. Применяя этот метод, можно не только вывести качественную характеристику языка, но и выразить эту характеристику количественно. Так, степень сложности морфологич. структуры слова может быть выражена индексом синтетичности (кол-во морфов, приходящихся в среднем на одну словоформу).Напр., можно сказать не только то, что вьетнам. и англ. яз. являются аналитич., рус. и суахили - синтетич., а эскимос. - полисинтетическим, но и то, что индекс синтеза (синтетичности) составляет: для вьетнам. яз. - 1,06, для англ. - 1,68, для рус. - 2,39, для суахили - 2,55, для эскимос. - 3,72.

Разл. фонологич. признаки служат базой для фонологич. Т. Важнейшей здесь является классификация яз. по типу основной фонологич. единицы. Яз., где такой единицей является фонема, называют яз. "фонемного строя", а яз., где такой единицей служит слог, - яз. "слогового строя".

Общим противопоставлением фонологических систем является различение систем, в к-рых число гласных превышает их среднее (по яз. мира) кол-во, и систем, в к-рых число согласных превышает средние показатели. К вокалическим яз. относится датский (23 гласных при 20 согласных), а также англ., нем., франц. В класс консонантных яз. входят арабский, иврит, персидский, большинство иберийско-кавказск.

Также выделяют различные типы яз. по соотношению сегментных и просодич. средств. Выделяют яз. моросчитающие и слогосчитающие, а также морные и силлабные. Так, латинск. яз. - моросчитающий, т. к. ударение здесь падает на слог, отстоящий на 2 моры (т. е. 1 долгий слог или 2 кратких) от конца слова; польский - слогосчитающий, т. к. ударение здесь ставится на предпоследнем слоге. Силлабные - те яз., в к-рых носителем ударения является слог в целом (латинск., японск.); морные - те яз., в к-рых каждая мора в пределах слога может иметь собственное ударение (др.-греч., литов.).

В синтаксисе осн. внимание уделялось изучению Т. относительного порядка таких значимых эл-тов предложения, какими являются субъект, глагол и объект.

С т. зр. синтаксиса различают языки номинативного, эргативного и активного строя. В яз. активного строя речь идет об отношениях между активным и инактивным участниками пропозиции, а привычных для яз. номинативного и эргативного строя субъектно-объектных отношений здесь нет. Соответственно в яз. активного строя противопоставлены друг другу активные и стативные глаголы (а не переходные и непереходные), а среди имен различаются активные (одушевленные) и инактивные (неодушевленные). Специфика субъектно-объектных отношений в яз. эргативного строя состоит в том, что субъект непереходного действия трактуется так же, как и объект переходного действия, и, т. о., они вместе противостоят субъекту переходного действия. Что касается яз. номинативного строя, то в них и субъект переходного действия, и субъект непереходного действия не отличаются друг от друга, и они вместе составляют оппозицию объекту переходного действия.

Одно из направлений Т. - теория язык. универсалий, цель к-рой - выявление универсальных тенденций в язык. структуре и устойчивой взаимосвязи между разными ее аспектами.

Лит.: Успенский Б. А. Структурная типология языков. М., 1965; Кацнельсон С. Д. Типология языка и речевое мышление. Л., 1972; Типология грамматич. категорий. М., 1975; Квантитативная типология языков Азии и Африки. Л., 1982; Климов Г. А. Принципы контенсивной типологии. М., 1983; Морфема и проблемы типологии. М., 1991.

ТИПОЛОГИЯ

ТИПОЛОГИЯ (от греч. пятое, — отпечаток, образец, форма). — 1. Метод научного познания, в основе которого лежит расчленение множества дискретных. смотреть

ТИПОЛОГИЯ

ТИПОЛОГИЯ

ТИПОЛОГИЯ

ТИПОЛОГИЯ(греч.). Учение о преобразованиях в Ветхом Завете, относительно евангельских времён.Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. смотреть

ТИПОЛОГИЯ

ТИПОЛОГИЯ

(TYPOLOGY) Система, разработанная Юнгом для демонстрации и подтверждения разных способов психологического функционирования людей. Для разграничения психологических типов он обратился к базисным установкам в отношении мира и определенным свойствам функций психической жизни. Некоторые индивиды в большей степени побуждаются и снабжаются энергией внутренним миром, другие внешним; это, соответственно, интраверты и экстраверты. Юнг выделил четыре функции психической жизни: 1) мышлениезнание того, что представляет собой предмет, обозначение его и сопоставление с другими предметами; 2) чувство суждение о ценности чего-либо или точка зрения относительно перспективы чего-либо; 3) ощущениевсе факты, доступные органам чувств: регистрация того, что вещь существует, но не того, какова она; 4) интуиция ощущение того, где нечто происходит и каковы связанные с этим возможности. Юнг указывал, что люди обладают первичной или высшей функцией той или иной из этих четырех категорий, если она наиболее развита и отчетлива; вспомогательной функциейесли она лишь немного уступает высшей; и низшей функциейесли она наименее развита, наиболее бессознательна, наименее доступна и вызывает наибольшие проблемы. Используя представления об установках экстраверсии и интроверсии, высших и вспомогательных функциях, можно создать перечень шестнадцати базисных типов личности. Ряд психологических тестов, основанных на гипотезе Юнга, применяются в клинической практике, а также применительно к проблемам образования и индустрии. Некоторые аналитические психологи принимают эту типологию за ее 'научность', другие используют ее кок руководство, дающее возможность всесторонней оценки функционирования личности. Юнг использовал свою типологию для понимания различий между собой и Фрейдом (себя Юнг считал интравертом, Фрейда экстравертом) о также полагал, что межличностные нарушения можно понять с точки зрения типологических различий. смотреть

ТИПОЛОГИЯ

ТИПОЛОГИЯ (от греч. tipos — отпечаток, форма) — 1) учение о классификации, упорядочении и систематизации сложных объектов, в основе которых лежат поня. смотреть

ТИПОЛОГИЯ, -и, ж. (спец.). Классификация, представляющая соотношение между разными типами предметов, явлений внутри их системы в целом. Т. языков. || прил. типологический, -ая, -ое.

В словаре Ефремовой

  1. Научная классификация предметов или явлений по общности каких-л . признаков.

В словаре Д.Н. Ушакова

ТИПОЛО́ГИЯ, типологии, мн. нет, ·жен. (от ·греч. typos - отпечаток и logos - учение) ( научн. ). Взаимоотношения между разными типами каких-нибудь явлений или предметов, представленные в научной системе. Историческая типология общественных формаций. Типология языков мира. Типология телосложений.
| Изучение таких взаимоотношений.

В словаре Синонимов

В словаре Энциклопедии

(от тип и …логия), научный метод, основа которого - расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа; используется в целях сравнительного изучения существенных признаков, связей, функций, отношений, уровней организации объектов. Основные логические формы, используемые типологией: типовая классификация, систематика, таксономия.

В словаре Синонимы 4

В словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня

В словаре Словарь иностранных слов

Классификация, представляющая соотношения между разными типами предметов, явлений. Т. язы-ков. Разработка типологии. Типологический - относящийся к типологии.||Ср. СИСТЕМАТИКА.

Читайте также: