Место стилистики в курсе русского языка в средней школе анализ школьных программ
Обновлено: 05.07.2024
Изучение стилистики в школьном курсе русского языка
Стилистика представляет собой часть лингвистики, которая исследует принципы использования языковых средств в разных сферах общественной деятельности в соответствии с условиями общения, его задачами и содержанием.
Принципы обучения данной дисциплине базируются на следующих основаниях:
При обучении стилистике применяются следующие методы и приёмы:
- Стилистический анализ языковых единиц и текста. Цель данного метода — научить находить стилистически окрашенные единицы в высказывании и определять их функцию.
- Стилистический эксперимент предполагает замену слова (словосочетания, фрагмента) на иное в стилистическом отношении (например, заменить просторечное слово нейтральным, книжное — разговорным) для выявления роли данного элемента в структуре высказывания.
- Рецензирование собственных речевых произведений (изложений, сочинений, эссе), поиск и исправление стилистических недочётов.
- Создание текстов разных стилей по образцу.
- Сравнительный анализ речевых произведений одной тематики, но разных по стилевой принадлежности. Например, ученикам для сопоставления дают три текста научного, художественного и разговорно-бытового стилей, написанных на одну тему, и предлагают выявить стилевые особенности каждого из них.
- Изучение структуры словарных статей, специальных помет, характеризующих стилевую принадлежность лексем.
Готовые работы на аналогичную тему
Этапы работы по развитию стилистических навыков включают:
- Подготовительный период (I–V кл.), в котором ученики знакомятся с понятием текста, стилистическими возможностями лексики, речевыми стилями и их особенностями, рассматривают их жанровые разновидности. Цель данного этапа — сформировать первоначальные сведения о стилистике, её понятиях и задачах.
- Основной период охватывает весь период обучения в VI-IX кл. и включает целенаправленную систематическую работу по формированию стилистических навыков. Ученики учатся определять принадлежность текста к определённому стилю, находить и корректировать стилистические недочёты, знакомятся с стилистическими возможностями языка.
- В старших классах происходит углубление стилистических сведений, формируется чувство стиля, представление об особенностях стилистической манеры писателей и лежащих в её основе закономерностях функционирования языка.
Виды уроков и методика их проведения
Обучение стилистике может вестись двояко:
- Стилистические сведения включаются в состав урока как его элемент. В этом случае стилистикой можно заниматься практически на любом уроке: уроке открытия нового знания, уроках закрепления, повторительно-обобщающих уроках и комбинированных.
- Урок полностью посвящается развитию стилистических представлений и формированию навыков работы с высказываниями разных стилей.
Специальные уроки, на которых происходит обучение стилистике, входят в систему уроков по развитию речи.
Уроки развития речи при всём разнообразии их содержания имеют общую структуру:
- Мотивационный этап, побуждающий учеников к осознанной работе над совершенствованием речевых навыков.
- Этап целеполагания, в ходе которого осуществляется постановка целей и задач урока, определяются пути его достижения. Обычно этому этапу предшествует размышление над какой-либо проблемной учебной ситуацией, демонстрирующей недостаточность имеющихся у учеников сведений, знаний.
- Открытие нового знания через специально организованную учителем поисковую, аналитическую работу.
- Первичное закрепление полученных знаний на практике.
- Рефлексия учебной деятельности, помогающая выявить трудности и успехи в процессе урока.
- Оценка и самооценка.
- Домашнее задание, которое может быть разноуровневым либо творческим.
Типы уроков развития речи разнообразны, и на каждом из них ведется определённая стилистическая работа. Перечислим основные виды уроков развития речи:
- Уроки подготовки к написанию изложений / сочинений, в ходе которых осуществляется словарно-стилистическая работа, производится лексический анализ слов и словосочетаний, которые будут использоваться учениками, определяется стилистическая принадлежность данных слов, их экспрессивная окраска, выразительные возможности и уместность их употребления.
- Уроки комплексного анализа речевых произведений. Работая с текстом, учащиеся определяет его тему, основную мысль, выявляют авторскую позицию, а также характеризуют текст по его стилевой принадлежности, коммуникативной цели, сфере его функционирования, используемых стилистических единиц и их роли.
- Уроки знакомства со стилистическими сведениями, на которых учащиеся получают представление о функциональных стилях, жанрах и поджанрах, учатся их применению в речевой практике.
- Уроки проектной деятельности на темы, связанные со стилистикой. Это может быть исследовательская работа, направленная на анализ индивидуальной манеры писателя, или работа по анализу и классификации наиболее частотных стилистических ошибок в школьных сочинениях, а также исследование стилевых особенностей текстов СМИ, рекламы, интернета и т.п.
- Уроки-практикумы, направленные на формирование умений создавать тексты тех или иных стилей. Например, практикумы по составлению деловой документации, проведение дебатов в публицистическом стиле, подготовка научно-учебных текстов (аннотаций, конспектов, рефератов) и проч.
Основные упражнения, которые используются на данных уроках:
- Опознание стилистически окрашенных средств в контексте.
- Стилистический анализ.
- Поиск и исправление стилистических недочётов.
- Редактирование текстов (своих и чужих).
- Сравнительно-сопоставительный анализ текстов разной стилевой принадлежности.
Система работы по обучению стилистике осуществляется комплексно, с опорой на текстовый материал и направлена на формирование умений практического использования стилевых возможностей языка в разных коммуникативных ситуациях.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Тема: Основы стилистики в средней школе
(роль, задачи, место и содержание работы
по стилистике в школе)
Изучение стилистики в школе имеет большое познавательное и воспитательное значение: совершенствуются речевые умения учащихся, развивается их языковой вкус и чувство языка, совершенствуется интеллектуальная, эстетическая и эмоциональная сферы личности.
Задачи изучения стилистики в школе:
- формировать у учащихся представление о стилистике как разделе науки о языке;
- знакомить школьников с основными стилистическими понятиями;
- учить школьников строить высказывания с учетом речевой ситуации;
- обогащать речь учащихся и грамматический ее строй стилистическими синонимами различных уровней языка.
Стилистика изучается одновременно и параллельно с фонетикой, лексикой и грамматикой.
Место стилистики в школьном курсе . Предусмотрены три ступени изучения стилистики в средней школе:
1 . 5 класс - первоначальное знакомство со всеми стилями речи, соотнесение каждого из них с типовой речевой ситуацией; 6 - 7 классы - знакомство учащихся с основными стилевыми чертами, выяснение стилистических возможностей изучаемых языковых явлений (на материале лексики, словообразования, морфологии).
2 . На второй ступени в 8 - 9 классах представление о языковых средствах стилей речи расширяется за счет синтаксических сведений.
3. В 10 - 11 классах сведения о функциональных стилях, приобретенные учащимися в предыдущих классах, обобщаются и систематизируются.
Таким образом, задача школьной стилистики - привлекать внимание учащихся к стилям речи и систематически, начиная с 5 класса, показывать особенности употребления языковых единиц в текстах разных стилей речи. В соответствии с ныне действующей программой школьники изучают строй языка в его функционировании: стили речи, характерные для них жанры и языковые средства.
В школьном курсе русского языка используется классификация стилей по функциональному признаку. В соответствии с ней выделяются две группы стилей: разговорный и книжные. Среди книжных стилей различают: научный, официально-деловой, публицистический. Особое место занимает стиль художественной литературы. При изучении стилистики в школе необходимо опираться на ряд положений лингвистической науки, относящихся к стилистике:
- функциональные стили (стили речи) - это системы, которым характерны как нейтральные, так и стилистически окрашенные языковые средства;
- эти системы не изолированы друг от друга: стили находятся во взаимодействии и взаимосвязи, они взаимопроницаемы;
- стили формируют как экстралингвистические факторы (характер речевой ситуации), так и собственно лингвистические;
- изучение особенностей того или иного стиля предусматривает анализ как экстралингвистических факторов, так и языковых средств всех уровней (фонетического, лексического, грамматического);
- установки относительно выбора языковых средств должны даваться с учетом специфики стиля;
- некоторые стили подразделяются на подстили; так, в научном стиле выделяют научно-популярный и научно-учебный подстили;
- стиль художественной литературы - это явление особого порядка.
Стилистические нормы - это правила использования языковых средств в зависимости от речевой ситуации.
Характеристика стилей речи в школьном изучении осуществляется по единому плану:
1) сфера общения;
4) стилеобразующие черты;
5) языковые особенности всех уровней:
- научный стиль: разнообразные отрасли науки, техники, производства; строгое, логичное описание научных объектов, понятий; научные труды, доклады, лекции, учебники, справочные пособия и т.д.; обобщенный характер изложения, подчеркнутая логичность, смысловая точность, информативная насыщенность, объективность изложения, безобразность; научная терминология, абстрактная лексика, отсутствие эмоционально-экспрессивных слов, преобладание имени над глаголом, частотность отвлеченных существительных, частотность форм родительного падежа, глагольные формы настоящего времени, преобладание сложноподчиненных предложений, вводных и вставных конструкций, причастных, деепричастных оборотов и т.д.;
- публицистический стиль: общественно-политическая сфера коммуникации; воздействие на слушающих/читающих с целью формирования у них правильного отношения к сообщаемому; газетные и журнальные статьи, очерки, выступления на общественно-политические темы и др.; чередование эмоционально-экспрессивных средств и стандарта; общественно-политическая лексика, слова в переносном значении, экспрессивно окрашенные слова и речевые стандарты, частотность употребления форм родительного падежа, разнообразие форм времени глаголов, распространенность экспрессивных синтаксических конструкций, конструкций с обособленными членами, парцелляция, инверсия и др.;
- стиль художественной литературы: сфера художественной деятельности человека; эстетическое воздействие на ум и чувства читателя; прозаические, поэтические и драматургические произведения; художественно-образная конкретизация, эмоциональность, экспрессивность, индивидуализированность; неприятие шаблонных слов и выражений, использование слов в переносном значении, столкновение лексики разных стилей, частотность глагольных форм, употребление морфологических форм в переносном значении, использование разнообразных синтаксических конструкций, широкое использование стилистических фигур;
Выделяют следующие этапы формирования стилистических понятий на уроках русского языка.
1 этап формирования интуитивного представления о правильности/неправильности применения речевых средств в определенных условиях. Характер обнаруженных неправильностей на данном этапе выявляется на интуитивной основе, поскольку теоретические положения, которые регулируют нормативное употребление языковых средств, у учащихся еще не сформированы.
2 этап предусматривает первичное знакомство с теоретическими положениями, которые раскрывают яркую стилистическую доминанту текста.
3 этап характеризуется пониманием теоретического положения, которое включает знакомство школьников с существенными особенностями явления.
4 этап предполагает развитие у школьников гибкости мыслительных операций, направленных на усвоение комплекса функциональных особенностей изучаемых явлений. В это время школьники способны рассматривать факты языка в единстве их формы, значения, функции.
5 этап - завершающий этап овладения стилистическим понятием, позволяющий учащимся правильно и целесообразно использовать стилистические средства языка в собственных высказываниях с целью достижения определенных коммуникативных намерений. В результате достигается цель обучения стилистике: формируется высший уровень языкового чутья, происходит интеграция стилистических понятий, развиваются способности творческого переноса теоретических знаний на практику речевого общения.
Работа по стилистике должна быть органической частью каждого урока в отдельности и системы уроков в целом.
Методисты отмечают, что существует необходимость выстроить систему обучения стилистике в школе, как единого процесса, направленного на овладение опорными знаниями и умениями по стилистике.
В создании единой системы работы по стилистике с V по IX класс должен приниматься во внимание накопленный методической наукой опыт разработки теоретических и практических вопросов обучения стилистике, а так же передовой педагогический опыт изучения различных тем и разделов курса в разных классах школы.
Изучение стилистики в школе имеет важное общеобразовательное значение. Знакомясь с основными понятиями и совершенствуя разнообразные стилистические умения, ученики расширяют свой кругозор, развивают познавательные способности. В процессе таких занятий воспитывается языковой вкус, развивается чувство языка, чувство стиля. Все это способствует повышению общего культурного уровня учащихся и лучшему усвоению всех школьных предметов, так как именно при изучении разных предметов у учащихся формируется собственный, индивидуальный стиль речи.
Изучение стилистики в школе имеет и большое воспитательное значение.
Во-первых, при знакомстве с различными стилистическими средствами языка учащиеся не просто получают представление о его богатстве, но и проникают любовью и уважением к русскому языку.
Во-вторых, выбор дидактического материала для работы по стилистике предполагает необходимость обращения к образцовым произведениям, в первую очередь к тем, которые входят в школьную программу и дают реальную возможность использовать их в воспитательных целях.
Таким образом, в процессе обучения стилистике в школе важно закрепить умения и навыки владении не только нормами русского литературного языка вообще, но и языковыми нормами, характерными для различных стилей.
Если владение системой знаний создает основу для понимания богатства стилистической системы языка, то владение системой стилистических умений дает возможность учащимся сознательно и целенаправленно использовать эти богатства в практических целях.
Еще раз нужно отметить о необходимости изучения стилистики в школьном курсе русского языка. Ей не только должны отводиться специальная система уроков, но и желательно на каждом уроке русского языка и в каждом классе выполнять те или иные стилистические упражнения и задания. Только в данном случае можно говорить об эффективности обучения стилистике.
Важнейшей составной частью процесса реализации личностно-ориентированного обучения и неотъемлемой частью гуманитарного образования в школе является речевое развитие школьников, осуществляемое на уроках русского языка через работу с текстом, которая способствует формированию мировоззрения, знаний, жизненной позиции учеников, способности выражать и защищать свою позицию.
Существует великое множество стилистических упражнений, но по сравнению с сочинением изложение проще и доступней школьнику, поскольку сочинение является работой со многими известными, а изложение пишется на основе образца, в котором все проблемы создания текста даны в готовом, решенном виде: тема выбрана, материал собран и обработан, идея определена и реализована, вопросы сюжета и композиции разработаны, речевое выражение найдено.
Изложение, как показал анализ методической литературы, представляет собой такую работу, в которой присутствует и воспроизведение на основе копирования, и творчества. Воспроизведение сюжета, композиции не требует от учащихся творческих усилий. Однако отыскивание языковой формы не может основываться на одной только памяти – оно требует творчества. Именно по тому, что главная цель проведения изложений состоит в решении языковой проблемы, а это решение требует творческих усилий, мы в праве называть изложение, в том числе и близкое к тексту, работой творческой.
Исследование показало, что основной формой работы на уроке подготовки к изложению должен стать комплексный анализ текста. Он также является основным упражнением по стилистике.
Комплексный анализ текста – это не только интересный, но и чрезвычайно полезный вид работы, при котором осуществляется функциональный и системный подход к изучению языка, а так же ярко выявляются межпредметные связи.
Стилистика изучает функциональные стили, т. е. разновидности языка, обусловленные сферой и функцией (задачей) общения, а также языковые средства, имеющие дополнительную стилистическую окраску.
МЕСТО СТИЛИСТИКИ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА. Решая вопросы о месте стилистики в школьном курсе русского языка, следует, с одной стороны, учитывать специфику стилистики как раздела науки о языке, с другой — задачи школьного курса родного языка. Язык может быть изучен и описан с двух точек зрения: с точки зрения строя языка, его системы, и с точки зрения употребления языковых единиц в речи. В языкознании, следовательно, две основные части — учение о строе языка и учение о его употреблении. Дисциплины, изучающие строй языка: 1) фонетика; 2) грамматика; 3) семасиология. Дисциплина, изучающая употребление языка,— стилистика1. Уже по одной этой причине стилистика не может быть поставлена в один ряд с фонетикой, лексикой, грамматикой как просто еще один раздел курса. Существенно также и то, что вопросы употребления языковых средств чрезвычайно близки задачам учебного курса родного языка, цель которого состоит в том, чтобы научить школьников свободно пользоваться устной и письменной речью в различных официальных сферах — производственной, общественно-политической, научной. В учебном (школьном) курсе родного языка параллельно с изучением строя языка учащиеся должны осваивать его употребление. Следовательно, и соображения дидактические убеждают в том, что стилистика в школе не может быть только небольшой изолированной темой, завершающей курс обучения родному языку. Работа над навыками правильного и целесообразного с точки зрения норм функциональной стилистики употребления языковых.
Согласно программам по русскому языку с функциональными стилями речи учащиеся начинают знакомиться с V класса. Сначала они получают элементарное понятие о стилистике как разделе науки о языке, который изучает стили литературного языка (функциональные стили речи - разговорно-бытовой, научный, литературно-художественный, публицистический, официально-деловой).
Данная схема поможет учителю довести до сознания учащихся суть речевой ситуации, объяснить, что в разных речевых ситуациях человек пользуется разными стилями речи.
Нет пока единства и в классификации функциональных стилей. Так, например, такие ученые, как Л. Ю. Максимов, К.А. Панфилов, Д.Н.Шмелев и др., высказывают точку зрения, согласно которой нельзя включать в число функциональных стилей литературно-художественный стиль. Другой точки зрения придерживаются В.В. Виноградов, Р.А. Будагов, А.И. Ефимов и многие другие.
Некоторые ученые выступают также против включения в число функциональных стилей разговорной речи, считая, что она представляет собой отличную от кодифицированного литературного языка систему. Большинство же ученых наиболее приемлемой считают классификацию функциональных стилей, которую можно изобразить в виде следующей схемы:
В школьной практике изучение функциональных стилей проходит в такой последовательности. Сначала дается характеристика разговорного, научного и художественного стилей речи (V класс), затем - официально-делового (VI класс) и наконец - публицистического (VII класс).
В VIII -XI классах знания учащихся о функциональных стилях речи расширяются. Ребята одновременно учатся строить собственные высказывания в том или ином стиле с использованием нужных языковых средств.
Согласно программам по русскому языку с функциональными стилями речи учащиеся начинают знакомиться с V класса. Сначала они получают элементарное понятие о стилистике как разделе науки о языке, который изучает стили литературного языка (функциональные стили речи - разговорно-бытовой, научный, литературно-художественный, публицистический, официально-деловой).
Данная схема поможет учителю довести до сознания учащихся суть речевой ситуации, объяснить, что в разных речевых ситуациях человек пользуется разными стилями речи.
Нет пока единства и в классификации функциональных стилей. Так, например, такие ученые, как Л. Ю. Максимов, К.А. Панфилов, Д.Н.Шмелев и др., высказывают точку зрения, согласно которой нельзя включать в число функциональных стилей литературно-художественный стиль. Другой точки зрения придерживаются В.В. Виноградов, Р.А. Будагов, А.И. Ефимов и многие другие.
Некоторые ученые выступают также против включения в число функциональных стилей разговорной речи, считая, что она представляет собой отличную от кодифицированного литературного языка систему. Большинство же ученых наиболее приемлемой считают классификацию функциональных стилей, которую можно изобразить в виде следующей схемы:
В школьной практике изучение функциональных стилей проходит в такой последовательности. Сначала дается характеристика разговорного, научного и художественного стилей речи (V класс), затем - официально-делового (VI класс) и наконец - публицистического (VII класс).
В VIII -XI классах знания учащихся о функциональных стилях речи расширяются. Ребята одновременно учатся строить собственные высказывания в том или ином стиле с использованием нужных языковых средств.
Читайте также: