Место стилистики в курсе русского языка в средней школе анализ школьных программ

Обновлено: 05.07.2024

Изучение стилистики в школьном курсе русского языка

Стилистика представляет собой часть лингвистики, которая исследует принципы использования языковых средств в разных сферах общественной деятельности в соответствии с условиями общения, его задачами и содержанием.

Принципы обучения данной дисциплине базируются на следующих основаниях:

При обучении стилистике применяются следующие методы и приёмы:

  1. Стилистический анализ языковых единиц и текста. Цель данного метода — научить находить стилистически окрашенные единицы в высказывании и определять их функцию.
  2. Стилистический эксперимент предполагает замену слова (словосочетания, фрагмента) на иное в стилистическом отношении (например, заменить просторечное слово нейтральным, книжное — разговорным) для выявления роли данного элемента в структуре высказывания.
  3. Рецензирование собственных речевых произведений (изложений, сочинений, эссе), поиск и исправление стилистических недочётов.
  4. Создание текстов разных стилей по образцу.
  5. Сравнительный анализ речевых произведений одной тематики, но разных по стилевой принадлежности. Например, ученикам для сопоставления дают три текста научного, художественного и разговорно-бытового стилей, написанных на одну тему, и предлагают выявить стилевые особенности каждого из них.
  6. Изучение структуры словарных статей, специальных помет, характеризующих стилевую принадлежность лексем.

Готовые работы на аналогичную тему

Этапы работы по развитию стилистических навыков включают:

  1. Подготовительный период (I–V кл.), в котором ученики знакомятся с понятием текста, стилистическими возможностями лексики, речевыми стилями и их особенностями, рассматривают их жанровые разновидности. Цель данного этапа — сформировать первоначальные сведения о стилистике, её понятиях и задачах.
  2. Основной период охватывает весь период обучения в VI-IX кл. и включает целенаправленную систематическую работу по формированию стилистических навыков. Ученики учатся определять принадлежность текста к определённому стилю, находить и корректировать стилистические недочёты, знакомятся с стилистическими возможностями языка.
  3. В старших классах происходит углубление стилистических сведений, формируется чувство стиля, представление об особенностях стилистической манеры писателей и лежащих в её основе закономерностях функционирования языка.

Виды уроков и методика их проведения

Обучение стилистике может вестись двояко:

  1. Стилистические сведения включаются в состав урока как его элемент. В этом случае стилистикой можно заниматься практически на любом уроке: уроке открытия нового знания, уроках закрепления, повторительно-обобщающих уроках и комбинированных.
  2. Урок полностью посвящается развитию стилистических представлений и формированию навыков работы с высказываниями разных стилей.

Специальные уроки, на которых происходит обучение стилистике, входят в систему уроков по развитию речи.

Уроки развития речи при всём разнообразии их содержания имеют общую структуру:

  1. Мотивационный этап, побуждающий учеников к осознанной работе над совершенствованием речевых навыков.
  2. Этап целеполагания, в ходе которого осуществляется постановка целей и задач урока, определяются пути его достижения. Обычно этому этапу предшествует размышление над какой-либо проблемной учебной ситуацией, демонстрирующей недостаточность имеющихся у учеников сведений, знаний.
  3. Открытие нового знания через специально организованную учителем поисковую, аналитическую работу.
  4. Первичное закрепление полученных знаний на практике.
  5. Рефлексия учебной деятельности, помогающая выявить трудности и успехи в процессе урока.
  6. Оценка и самооценка.
  7. Домашнее задание, которое может быть разноуровневым либо творческим.

Типы уроков развития речи разнообразны, и на каждом из них ведется определённая стилистическая работа. Перечислим основные виды уроков развития речи:

  1. Уроки подготовки к написанию изложений / сочинений, в ходе которых осуществляется словарно-стилистическая работа, производится лексический анализ слов и словосочетаний, которые будут использоваться учениками, определяется стилистическая принадлежность данных слов, их экспрессивная окраска, выразительные возможности и уместность их употребления.
  2. Уроки комплексного анализа речевых произведений. Работая с текстом, учащиеся определяет его тему, основную мысль, выявляют авторскую позицию, а также характеризуют текст по его стилевой принадлежности, коммуникативной цели, сфере его функционирования, используемых стилистических единиц и их роли.
  3. Уроки знакомства со стилистическими сведениями, на которых учащиеся получают представление о функциональных стилях, жанрах и поджанрах, учатся их применению в речевой практике.
  4. Уроки проектной деятельности на темы, связанные со стилистикой. Это может быть исследовательская работа, направленная на анализ индивидуальной манеры писателя, или работа по анализу и классификации наиболее частотных стилистических ошибок в школьных сочинениях, а также исследование стилевых особенностей текстов СМИ, рекламы, интернета и т.п.
  5. Уроки-практикумы, направленные на формирование умений создавать тексты тех или иных стилей. Например, практикумы по составлению деловой документации, проведение дебатов в публицистическом стиле, подготовка научно-учебных текстов (аннотаций, конспектов, рефератов) и проч.

Основные упражнения, которые используются на данных уроках:

  • Опознание стилистически окрашенных средств в контексте.
  • Стилистический анализ.
  • Поиск и исправление стилистических недочётов.
  • Редактирование текстов (своих и чужих).
  • Сравнительно-сопоставительный анализ текстов разной стилевой принадлежности.

Система работы по обучению стилистике осуществляется комплексно, с опорой на текстовый материал и направлена на формирование умений практического использования стилевых возможностей языка в разных коммуникативных ситуациях.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема: Основы стилистики в средней школе

(роль, задачи, место и содержание работы

по стилистике в школе)

Изучение стилистики в школе имеет большое познавательное и воспитательное значение: совершенствуются речевые умения учащихся, развивается их языковой вкус и чувство языка, совершенствуется интеллектуальная, эстетическая и эмоциональная сферы личности.

Задачи изучения стилистики в школе:

- формировать у учащихся представление о стилистике как разделе науки о языке;

- знакомить школьников с основными стилистическими понятиями;

- учить школьников строить высказывания с учетом речевой ситуации;

- обогащать речь учащихся и грамматический ее строй стилистическими синонимами различных уровней языка.

Стилистика изучается одновременно и параллельно с фонетикой, лексикой и грамматикой.

Место стилистики в школьном курсе . Предусмотрены три ступени изучения стилистики в средней школе:

1 . 5 класс - первоначальное знакомство со всеми стилями речи, соотнесение каждого из них с типовой речевой ситуацией; 6 - 7 классы - знакомство учащихся с основными стилевыми чертами, выяснение стилистических возможностей изучаемых языковых явлений (на материале лексики, словообразования, морфологии).

2 . На второй ступени в 8 - 9 классах представление о языковых средствах стилей речи расширяется за счет синтаксических сведений.

3. В 10 - 11 классах сведения о функциональных стилях, приобретенные учащимися в предыдущих классах, обобщаются и систематизируются.

Таким образом, задача школьной стилистики - привлекать внимание учащихся к стилям речи и систематически, начиная с 5 класса, показывать особенности употребления языковых единиц в текстах разных стилей речи. В соответствии с ныне действующей программой школьники изучают строй языка в его функционировании: стили речи, характерные для них жанры и языковые средства.

В школьном курсе русского языка используется классификация стилей по функциональному признаку. В соответствии с ней выделяются две группы стилей: разговорный и книжные. Среди книжных стилей различают: научный, официально-деловой, публицистический. Особое место занимает стиль художественной литературы. При изучении стилистики в школе необходимо опираться на ряд положений лингвистической науки, относящихся к стилистике:

- функциональные стили (стили речи) - это системы, которым характерны как нейтральные, так и стилистически окрашенные языковые средства;

- эти системы не изолированы друг от друга: стили находятся во взаимодействии и взаимосвязи, они взаимопроницаемы;

- стили формируют как экстралингвистические факторы (характер речевой ситуации), так и собственно лингвистические;

- изучение особенностей того или иного стиля предусматривает анализ как экстралингвистических факторов, так и языковых средств всех уровней (фонетического, лексического, грамматического);

- установки относительно выбора языковых средств должны даваться с учетом специфики стиля;

- некоторые стили подразделяются на подстили; так, в научном стиле выделяют научно-популярный и научно-учебный подстили;

- стиль художественной литературы - это явление особого порядка.

Стилистические нормы - это правила использования языковых средств в зависимости от речевой ситуации.

Характеристика стилей речи в школьном изучении осуществляется по единому плану:

1) сфера общения;

4) стилеобразующие черты;

5) языковые особенности всех уровней:

- научный стиль: разнообразные отрасли науки, техники, производства; строгое, логичное описание научных объектов, понятий; научные труды, доклады, лекции, учебники, справочные пособия и т.д.; обобщенный характер изложения, подчеркнутая логичность, смысловая точность, информативная насыщенность, объективность изложения, безобразность; научная терминология, абстрактная лексика, отсутствие эмоционально-экспрессивных слов, преобладание имени над глаголом, частотность отвлеченных существительных, частотность форм родительного падежа, глагольные формы настоящего времени, преобладание сложноподчиненных предложений, вводных и вставных конструкций, причастных, деепричастных оборотов и т.д.;

- публицистический стиль: общественно-политическая сфера коммуникации; воздействие на слушающих/читающих с целью формирования у них правильного отношения к сообщаемому; газетные и журнальные статьи, очерки, выступления на общественно-политические темы и др.; чередование эмоционально-экспрессивных средств и стандарта; общественно-политическая лексика, слова в переносном значении, экспрессивно окрашенные слова и речевые стандарты, частотность употребления форм родительного падежа, разнообразие форм времени глаголов, распространенность экспрессивных синтаксических конструкций, конструкций с обособленными членами, парцелляция, инверсия и др.;

- стиль художественной литературы: сфера художественной деятельности человека; эстетическое воздействие на ум и чувства читателя; прозаические, поэтические и драматургические произведения; художественно-образная конкретизация, эмоциональность, экспрессивность, индивидуализированность; неприятие шаблонных слов и выражений, использование слов в переносном значении, столкновение лексики разных стилей, частотность глагольных форм, употребление морфологических форм в переносном значении, использование разнообразных синтаксических конструкций, широкое использование стилистических фигур;

Выделяют следующие этапы формирования стилистических понятий на уроках русского языка.

1 этап формирования интуитивного представления о правильности/неправильности применения речевых средств в определенных условиях. Характер обнаруженных неправильностей на данном этапе выявляется на интуитивной основе, поскольку теоретические положения, которые регулируют нормативное употребление языковых средств, у учащихся еще не сформированы.

2 этап предусматривает первичное знакомство с теоретическими положениями, которые раскрывают яркую стилистическую доминанту текста.

3 этап характеризуется пониманием теоретического положения, которое включает знакомство школьников с существенными особенностями явления.

4 этап предполагает развитие у школьников гибкости мыслительных операций, направленных на усвоение комплекса функциональных особенностей изучаемых явлений. В это время школьники способны рассматривать факты языка в единстве их формы, значения, функции.

5 этап - завершающий этап овладения стилистическим понятием, позволяющий учащимся правильно и целесообразно использовать стилистические средства языка в собственных высказываниях с целью достижения определенных коммуникативных намерений. В результате достигается цель обучения стилистике: формируется высший уровень языкового чутья, происходит интеграция стилистических понятий, развиваются способности творческого переноса теоретических знаний на практику речевого общения.

Работа по стилистике должна быть органической частью каждого урока в отдельности и системы уроков в целом.

Методисты отмечают, что существует необходимость выстроить систему обучения стилистике в школе, как единого процесса, направленного на овладение опорными знаниями и умениями по стилистике.

В создании единой системы работы по стилистике с V по IX класс должен приниматься во внимание накопленный методической наукой опыт разработки теоретических и практических вопросов обучения стилистике, а так же передовой педагогический опыт изучения различных тем и разделов курса в разных классах школы.

Изучение стилистики в школе имеет важное общеобразовательное значение. Знакомясь с основными понятиями и совершенствуя разнообразные стилистические умения, ученики расширяют свой кругозор, развивают познавательные способности. В процессе таких занятий воспитывается языковой вкус, развивается чувство языка, чувство стиля. Все это способствует повышению общего культурного уровня учащихся и лучшему усвоению всех школьных предметов, так как именно при изучении разных предметов у учащихся формируется собственный, индивидуальный стиль речи.

Изучение стилистики в школе имеет и большое воспитательное значение.

Во-первых, при знакомстве с различными стилистическими средствами языка учащиеся не просто получают представление о его богатстве, но и проникают любовью и уважением к русскому языку.

Во-вторых, выбор дидактического материала для работы по стилистике предполагает необходимость обращения к образцовым произведениям, в первую очередь к тем, которые входят в школьную программу и дают реальную возможность использовать их в воспитательных целях.

Таким образом, в процессе обучения стилистике в школе важно закрепить умения и навыки владении не только нормами русского литературного языка вообще, но и языковыми нормами, характерными для различных стилей.

Если владение системой знаний создает основу для понимания богатства стилистической системы языка, то владение системой стилистических умений дает возможность учащимся сознательно и целенаправленно использовать эти богатства в практических целях.

Еще раз нужно отметить о необходимости изучения стилистики в школьном курсе русского языка. Ей не только должны отводиться специальная система уроков, но и желательно на каждом уроке русского языка и в каждом классе выполнять те или иные стилистические упражнения и задания. Только в данном случае можно говорить об эффективности обучения стилистике.

Важнейшей составной частью процесса реализации личностно-ориентированного обучения и неотъемлемой частью гуманитарного образования в школе является речевое развитие школьников, осуществляемое на уроках русского языка через работу с текстом, которая способствует формированию мировоззрения, знаний, жизненной позиции учеников, способности выражать и защищать свою позицию.

Существует великое множество стилистических упражнений, но по сравнению с сочинением изложение проще и доступней школьнику, поскольку сочинение является работой со многими известными, а изложение пишется на основе образца, в котором все проблемы создания текста даны в готовом, решенном виде: тема выбрана, материал собран и обработан, идея определена и реализована, вопросы сюжета и композиции разработаны, речевое выражение найдено.

Изложение, как показал анализ методической литературы, представляет собой такую работу, в которой присутствует и воспроизведение на основе копирования, и творчества. Воспроизведение сюжета, композиции не требует от учащихся творческих усилий. Однако отыскивание языковой формы не может основываться на одной только памяти – оно требует творчества. Именно по тому, что главная цель проведения изложений состоит в решении языковой проблемы, а это решение требует творческих усилий, мы в праве называть изложение, в том числе и близкое к тексту, работой творческой.

Исследование показало, что основной формой работы на уроке подготовки к изложению должен стать комплексный анализ текста. Он также является основным упражнением по стилистике.

Комплексный анализ текста – это не только интересный, но и чрезвычайно полезный вид работы, при котором осуществляется функциональный и системный подход к изучению языка, а так же ярко выявляются межпредметные связи.

Стилистика изучает функциональные стили, т. е. разновидности языка, обусловленные сферой и функцией (задачей) общения, а также языковые средства, имеющие дополнительную стилистическую окраску.

МЕСТО СТИЛИСТИКИ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА. Решая вопросы о месте стилистики в школьном курсе русского языка, следует, с одной стороны, учитывать специфику стилистики как раздела науки о языке, с другой — задачи школьного курса родного языка. Язык может быть изучен и описан с двух точек зрения: с точки зрения строя языка, его системы, и с точки зрения употребления языковых единиц в речи. В языкознании, следовательно, две основные части — учение о строе языка и учение о его употреблении. Дисциплины, изучающие строй языка: 1) фонетика; 2) грамматика; 3) семасиология. Дисциплина, изучающая употребление языка,— стилистика1. Уже по одной этой причине стилистика не может быть поставлена в один ряд с фонетикой, лексикой, грамматикой как просто еще один раздел курса. Существенно также и то, что вопросы употребления языковых средств чрезвычайно близки задачам учебного курса родного языка, цель которого состоит в том, чтобы научить школьников свободно пользоваться устной и письменной речью в различных официальных сферах — производственной, общественно-политической, научной. В учебном (школьном) курсе родного языка параллельно с изучением строя языка учащиеся должны осваивать его употребление. Следовательно, и соображения дидактические убеждают в том, что стилистика в школе не может быть только небольшой изолированной темой, завершающей курс обучения родному языку. Работа над навыками правильного и целесообразного с точки зрения норм функциональной стилистики употребления языковых.

Согласно программам по русскому языку с функциональными стилями речи учащиеся начинают знакомиться с V класса. Сначала они получают элементарное понятие о стилистике как разделе науки о языке, который изучает стили литературного языка (функцио­нальные стили речи - разговорно-бытовой, научный, литератур­но-художественный, публицистический, официально-деловой).

Данная схема поможет учителю довести до сознания учащихся суть речевой ситуации, объяснить, что в разных речевых ситуаци­ях человек пользуется разными стилями речи.

Нет пока единства и в классификации функциональных стилей. Так, например, такие ученые, как Л. Ю. Максимов, К.А. Панфи­лов, Д.Н.Шмелев и др., высказывают точку зрения, согласно ко­торой нельзя включать в число функциональных стилей литературно-художественный стиль. Другой точки зрения придерживают­ся В.В. Виноградов, Р.А. Будагов, А.И. Ефимов и многие другие.




Некоторые ученые выступают также против включения в число функциональных стилей разговорной речи, считая, что она представляет собой отличную от кодифицированного литературного языка систему. Большинство же ученых наиболее приемлемой счи­тают классификацию функциональных стилей, которую можно изобразить в виде следующей схемы:

В школьной практике изучение функциональных стилей прохо­дит в такой последовательности. Сначала дается характеристика разговорного, научного и художественного стилей речи (V класс), затем - официально-делового (VI класс) и наконец - публици­стического (VII класс).

В VIII -XI классах знания учащихся о функциональных стилях речи расширяются. Ребята одновременно учатся строить собствен­ные высказывания в том или ином стиле с использованием нуж­ных языковых средств.

Согласно программам по русскому языку с функциональными стилями речи учащиеся начинают знакомиться с V класса. Сначала они получают элементарное понятие о стилистике как разделе науки о языке, который изучает стили литературного языка (функцио­нальные стили речи - разговорно-бытовой, научный, литератур­но-художественный, публицистический, официально-деловой).

Данная схема поможет учителю довести до сознания учащихся суть речевой ситуации, объяснить, что в разных речевых ситуаци­ях человек пользуется разными стилями речи.

Нет пока единства и в классификации функциональных стилей. Так, например, такие ученые, как Л. Ю. Максимов, К.А. Панфи­лов, Д.Н.Шмелев и др., высказывают точку зрения, согласно ко­торой нельзя включать в число функциональных стилей литературно-художественный стиль. Другой точки зрения придерживают­ся В.В. Виноградов, Р.А. Будагов, А.И. Ефимов и многие другие.

Некоторые ученые выступают также против включения в число функциональных стилей разговорной речи, считая, что она представляет собой отличную от кодифицированного литературного языка систему. Большинство же ученых наиболее приемлемой счи­тают классификацию функциональных стилей, которую можно изобразить в виде следующей схемы:

В школьной практике изучение функциональных стилей прохо­дит в такой последовательности. Сначала дается характеристика разговорного, научного и художественного стилей речи (V класс), затем - официально-делового (VI класс) и наконец - публици­стического (VII класс).

В VIII -XI классах знания учащихся о функциональных стилях речи расширяются. Ребята одновременно учатся строить собствен­ные высказывания в том или ином стиле с использованием нуж­ных языковых средств.

Читайте также: