Законы шариата что это кратко и понятно

Обновлено: 08.07.2024

1) Фард – обязательные, строго предписанные обязанности. За исполнение – награда, за неисполнение – наказание.

3) Сунна – желательные действия. Например, сунны намазов и поста. За исполнение – награда, за неисполнение наказаниянет.

4) Мустахаб – действия, которые совершаются лишь изредка. К примеру, раздача милостыни или дополнительный пост. За исполнение – награда, за неисполнение наказаниянет.

5) Мубах – нейтральные действия, за исполнение которых, согласно предписаниям шариата, нет как сауаба (награды Бога), так и в неисполнении нет греха. Например, такие действия, как садиться, вставать, есть, пить.

6) Макрух – нежелательные действия. По степени дозволенности занимает пограничное положение между халялем (разрешенным) и харамом (запрещенным). За исполнение наказаниянет, за неисполнение – награда.

7) Муфсид – действия, нарушающие уже начатое религиозное либо иное важное действие. Такие действия, как смех при намазе, приём пищи во время поста.

8) Харам – строго запрещённые действия. К примеру, убийство невинного человека, воровство, прием алкогольных напитков, употребление свинины, непокорность родителям.

В Коране это слово используется в прямом смысле. К примеру, описания истории детей Израиля:

Спроси их о селении, которое было расположено у моря. Они нарушили субботу, когда приплывали прямо (шурра,ан) к ним большие рыбы по субботам, а в не субботние дни не приплывали. Таким образом Мы испытали их за то, что они были отступниками! (7:163)

Обратившись к области наставления верующих, мы поймем, что направлять прямо – прерогатива только Творца.

Мы ниспослали тебе Предписание с истиной, оправдывающим то, что было перед ним из Предписания, и охраняющим. Так разбирай среди них тем, что ниспослал Бог! Не следуй за их страстями вместо явившейся тебе истины!

Всем из вас Мы установили прямое направление (шир,атан) и план. Если бы пожелал Бог, то установил бы вас на одном основании. Однако, чтобы испытать вас в том, что дано вам, старайтесь сохранить хорошее! К Богу возвращение вас всех, и Он сообщит вам то, в чем вы разногласили! (5:48)

Он направил вас прямо (шара,а) к обязанности, той, что завещана Нуху (Ною), что внушили Мы тебе и что завещали Ибрахиму (Аврааму), Мусе (Моисею) и Исе (Иисусу), чтобы они были стойкими в обязанности и не разделялись в ней! Велико для устраивающих причастных Богу то, к чему ты их призываешь. Бог избирает к Себе того, кто желает, и наставляет того, кто молит о помощи! (42:13)

Так в чем причина разногласий и разделений?

Или у них есть причастные Богу, которые прямо направили (шара,уу) их к обязанности перед Богом, к тому, чего не разрешал Бог? Если бы не вышедшее Слово, ведь было бы покончено с ними! Поистине, для мракобесов – мучительное наказание! (42:21)

Шариат это

Дословный перевод с арабского объясняет, что шариат - это описание верного пути, правильного образа действий в соответствии с мусульманским взглядом на мир, пониманием справедливости, в широком смысле.

Что такое шариат

Если толковать подробнее, речь идет о комплексе божественных предписаний – дозволений и запретов, цель которых:

  • определить убеждения;
  • сформировать религиозную совесть;
  • акцентировать на нравственных ценностях мусульман.

Кто в исламе обязан шариат читать? Каждый верующий мусульманин, вне зависимости от пола и рода занятий.

Каждый должен знать и выполнять обязательные нормы, предписанные Аллахом к соблюдению представителями религии ислам.

Основы шариата

Толкование и описание его часто встречаются в аятах Корана, которые рассказывают о прямом пути к нравственному совершенству, не исключая простого земного благополучия, который указывает Всевышний для правоверных мусульман, которых в загробной жизни ждут райские сады.

Законы шариата

Нормы шариата – это предписания, источники определенных правил, которые одобрены и подтверждены Священным Кораном, а также Сунной пророка Мухаммада.

Кроме основных текстов, среди источников свода предписаний учитываются мнение (единогласное) ученых, а также суждение по аналогии.

Законы шариата читать можно не в любом источнике. Например, хадисы, которые отображают не волю Всевышнего, а персональные мысли и идеи пророка Мухаммада, не включены в перечень предписаний.

Законы шариата регулируют практически каждую сферу жизнедеятельности мусульман.

Несмотря на это, исламский мир много десятков лет живет по своим правилам, в большинстве случаев Запад рассматривает шариатские законы, как такие, что противоречат принципам демократии.

Правила шариата являются неотъемлемой частью жизни всех верующих ислама, поэтому весь мир воспринимает их, как образ жизни представителей мусульманства. Речь идет не только о религиозном аспекте, но также о нормах поведения и образе мыслей в быту, в юридических вопросах и т.п.

Как понимать шариат законы

Комплекс божественных предписаний состоит из трех ключевых категорий:

  1. Ибадат. Свод правил о службе Всевышнему и перечень богоугодных действий.
  2. Муамалат. О нормах взаимодействия с окружающими в повседневной жизни.
  3. Укуба. О наказаниях, которые ждут тех, кто нарушает предписания, указанные в первых двух пунктах.

Шариат - правила и наказания

Особое внимание в своде правил и законов уделяется наказаниям за ослушание, несоблюдение законов шариата.

Определение наказания возложено на кади (судью). Виновным может быть любой мусульманин, вне зависимости от происхождения и общественного положения.

Наказания различаются по группам:

  1. Хадд (такие, чтобы не повадно было повторить проступок, пресекающие);
  2. Кисас, дийа, каффара (наказание в качестве мести, отмщающие);
  3. Тазир (наказания в назидание).

Укуба применима исключительно при прямых повелений исламских первоисточников, которыми выступают Коран и Сунна.

Различные школы и течения, а также отдельные ученые отмечают, что шариат читать и понимать могут по-разному.

Например, подавляющий процент идеологов ислама склоняются к мысли, что правила шариата не предлагают конкретные предписания, рекомендации или пояснения под абсолютно все жизненные ситуации.

Нормы и суд шариата

В то же время, в мусульманском мире практически единогласно признано, что если законы шариата читать по тем вопросам, которые учитываются в Коране и Сунне, то они безоговорочно вечные, т.е. советы всегда актуальные, подходят под реалии любых времен.

Шариат, как уже было сказано, представляет из себя свод законов, которым верующие руководствуются в повседневной жизни. Эта категория включает в себя как божественные откровения, так и мнение авторитетных по данному вопросу лиц. Однако ряд норм и правил имеет некоторые расхождения, так как в исламе существует множество различных течений и направлений, трактующих те или иные божественные откровения и хадисы Пророка Мухаммада (с.г.в.), опираясь на мнение собственных авторитетных богословов.

Шариат как свод определенных норм и правил опирается на ряд источников, из которых исламское вероучение и черпает те или иные предписания по определенным вопросам.

Основные источники Шариата

1. Священный Коран

Базовым источником Шариата служит Священное Писание, которое является наставлением Всевышнего. Установления Корана, будучи божественным откровением, обладают высшей юридической силой в исламском праве и являются неоспариваемыми. Следование Корану есть прямая обязанность для всех мусульман. В случае, если в Откровении имеется чёткий ответ по тому или иному вопросу, то руководствоваться следует исключительно Книгой Аллаха, не прибегая к другим источникам.

2. Сунна

Она служит вторым источником шариата. В исламском праве сунной именуется жизнеописание Пророка Мухаммада (с.г.в.), то есть его высказывания по тем или иным вопросам, его действия, нравственные качества, внешние характеристики, а также одобрение либо его отсутствие по отношению к тем или иным поступкам. В случаях, когда в Коране отсутствует прямой ответ на поставленный вопрос либо необходим комментарий к тому или иному аяту, то, как правило, богословы обращаются к сунне. Сунна тесно взаимосвязана со Священным Писанием, в связи с чем следование сунне также является необходимым для верующих.

3. Иджма

Следующим источником в большинстве течений ислама является иджма – единогласное мнение авторитетных ученых по тому или иному вопросу. Традиция иджмы восходит еще ко временам правления праведных халифов, так как каждый из правителей советовался с другими сподвижниками Пророка (с.г.в.) по тем или иным вопросам. Следует отметить, что в различных правовых школах подходы к иджме несколько отличны, так как в каждом течении присутствует свои требования к тем лицам, которые могут принимать такие решения. Например, богословы маликитского и ханбалитского суннитских мазхабов признают иджму исключительно муджтахидов Медины, учёные-ханафиты уверены, что иджма может быть принята любыми высококвалифицированными богословами, а шииты считают, что иджма принимается исключительно потомками Пророка (с.г.в.). Однако в любом случае она не должна противоречить Священному Корану и сунне, так как в противном случае она не будет иметь юридической силы.

4. Кияс

Этим термином называют суждение по аналогии, то есть извлечение логических выводов из какого-либо установления по конкретному вопросу. Следует отметить, что не все богословы признают кияс авторитетным источником Шариата. Примером кияса может служить запрет на употребление спиртных напитков (за исключением вина, употребление которого запрещено Священным Кораном). Так, запрет на алкогольные напитки, которые появились позже вина – виски, водка, коньяк и т.п., был установлен по аналогии с вином.

Остальные источники Шариата, которые играют второстепенную роль, различны в зависимости от мусульманской правовой школы.

Категории Шариата

Регулируя все сферы жизни общества, Шариат указывают на дозволенность или запретность тех или иных действий, а также регулирует вопросы награды и наказания за их совершение. В связи с чем все деяния, согласно Шариату, подразделяются на 6 основных категорий:

1. Обязательные (фард)

К первой категории относятся те деяния, совершение которых является прямой обязанностью мусульман. За их совершение человек получает большую награду, а за оставление ему записывается большой грех. Примерами таких действий могут служить совершение пятикратного намаза, выплата закята, совершение хаджа.

2. Необходимые (ваджиб)

Вторая категория включает в себя действия, необходимые для совершения. За них верующего ожидает награда, а за невыполнение засчитывается грех. Подходы различных правовых школ к отнесению определенных деяний к данной категории несколько различны. Например, в ханафитском мазхабе сюда относят витр-намаз, в то время как остальные суннитские правовые школы рассматривают данную молитву как суннат.

3. Желательные (суннат)

Сюда относят желательные действия, за совершение которых верующие получают награду, а оставление таких действий не является греховным (но всё же время порицаемым в некоторых случаях). Примерами таких действий могут служить обряд совершения имянаречения для новорождённого, а также совершение таравих-намаза в месяц Рамазан.

4. Дозволенные (мубах)

Действия, рассматриваемые шариатом как нейтральные, составляют четвёртую категорию. За их совершение человек не получает награду, а за оставление ему не записывается грех. Например, приём пищи, прогулки по улице, сон.

5. Нежелательные (макрух)

К этой категории относятся действия, совершение которых нежелательно, но не запрещено. За их совершение верующему не записывается грех, но он заслуживает порицания. За отказ от таких деяний верующему полагается награда. Примером может служить расходование большого количества воды во время омовения. Ряд мусульманских ученых относят к макруху и курение.

6. Запретные (харам)

Заключительную группу составляют деяния, совершение которых запрещено исламским вероучением. За них человеку записывается большой грех, а за их оставление рабы Аллаха могут рассчитывать на Его награду. К примеру, прелюбодеяние, расточительство, употребление спиртного.

В целом, основной функцией Шариата является ведение людей по истинному пути. Каждый мусульманин, который стремится получить довольство Всевышнего, должен придерживаться его предписаний. В этой связи переоценить роль Шариата трудно, так как он служит своего рода путеводителем в Рай для каждого верующего.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Получается, мусульманин и шагу не может ступить, не подумав - как будет называться мой поступок? Фард, важиб, мубах? Представляю, как идет мусульманин и в уме подсчитывает - тааак, сколько я получу награды за сегодня? Странный способ поощрения. Как детям оценку ставят, и тут так же. Неужели человек сам не может решать как поступать, без оценки со стороны религии?

Особо ретивые так и делают но это все таки крайность. в целом мусульмане адекватные и не ходят с калькулятором в голове подсчитывая харамность или халяльность:

Вот это макрух, харам. одни говорят, что всего лишь макрух, типа не харам же. И курят, и еще что-нибудь творят. Другие типа конина макрух и так отварачивают носы, будто свинину на стол положили. Был такой случай, когда гостей из Турции принимали. Даже не ели ничего, когда узнали, что колбаса из конины. Неприятная ситуация вышла.

Шариат опирается на Коран и фикх; включает элементы конституционного, гражданского, уголовного, административного, семейного и процессуального права, а также моральные, этические и поведенческие (нормы вежливости) нормы без сколь-либо подробного разделения.

В настоящее время существует четыре суннитских направления (школы или мазхаба) шариата: Малики, Ханбали, Ханафи, Шафии. Ранее существовало ещё одно направление (школа или мазхаб) шариата — Захири.

Содержание

Степени предписаний

1 — Фард: обязательные, строго предписанные обязанности (за исполнение — награда, за неисполнение — наказание).

3 — Сунна: желательные действия. Например: Сунны намазов и поста (за исполнение — награда, за неисполнение — нет наказания).

4 — Мустахаб: действия, которые совершаются лишь изредка. К примеру, раздача милостыни (кроме закята) или дополнительный пост (за исполнение — награда, за неисполнение — нет наказания).

5 — Мубах: нейтральные действия, за исполнение которых согласно предписаниям шариата нет как саваба (благости Аллаха), так за неисполнение нет и греха. Например, такие действия как: садиться, вставать, есть, пить.

7 — Муфсид: действия, нарушающие уже начатое религиозное либо иное важное действие. Такие действия как смех при намазе, приём пищи во время поста.

8 — Харам: строго запрещённые действия. К примеру: убийство невинного человека; воровство; приём алкогольных напитков, употребление свинины; непокорность родителям или мужу [источник не указан 316 дней] .

Наказания, предусмотренные законами шариата (араб. حدود ‎‎ — худуд)

Основанные на тексте Корана:

Основанные на Хадисах:

Территориальное действие

Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

См. также

Примечания

Литература

Ссылки

  • Проставив сноски, внести более точные указания на источники.
  • Исламские термины
  • Шариат
  • Религиозные своды правил поведения

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Шариат" в других словарях:

Шариат — прямой, правильный путь. Этот термин имеет широкое значение. Это и свод Божественных повелений и запретов, и основанный на аятах Корана и Сунны пророка Божественный Закон, и относящиеся к практической деятельности мусульман религиозные… … Ислам. Энциклопедический словарь.

ШАРИАТ — (араб.). Собрание законов, основанных на Коране. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ШАРИАТ [арабск.] совокупность юридических и религиозных норм, основанных на Коране (КОРАН); мусульманское право. Ср.… … Словарь иностранных слов русского языка

шариат — а, м., ШАРЬЯТ а, м. chariat m. <араб. sar at. Совокупность религиозных, бытовых правил и юридических норм феодального права, основанный на коране и действующий в некоторых мусульманских странах. БАС 1. Башкирец рад каждому случаю придраться к… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ШАРИАТ — (от араб. шариа прямой, правильный путь; обязательные предписания; право; закон) свод мусульманских правовых и теологических нормативов, закрепленных прежде всего в Коране и сунне и провозглашенных исламом вечным и неизменным плодом божественных… … Юридический словарь

ШАРИАТ — (арабское шариа, буквально надлежащий путь), важнейшая часть мусульманского права, его источник. Излагает общие положения Корана и Сунны, касающиеся поведения верующих мусульман. Конкретные нормы разрабатываются исламской системой нормативного… … Современная энциклопедия

ШАРИАТ — (араб. шариа букв. надлежащий путь), свод мусульманских правовых и теологических нормативов, провозглашенных исламом вечным и неизменным плодом божественных установлений … Большой Энциклопедический словарь

ШАРИАТ — ШАРИАТ, шариата, мн. нет, муж. (араб.). У мусульман свод религиозных и бытовых правил, основанных на коране. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ШАРИАТ — ШАРИАТ, а, муж. В исламе: свод религиозных и юридических правил, основанных на Коране. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ШАРИАТ — (арабское шариа, буквально надлежащий путь), свод религиозно этических и правовых предписаний ислама, опирающихся на Коран и сунну. Разработан в 7 12 вв. в Арабском халифате. Помимо предписаний об основных религиозных обязанностях мусульман… … Русская история

шариат — сущ., кол во синонимов: 2 • право (57) • путь (63) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов


Шариат – это комплекс предписаний и норм, то есть законов, установленных Всевышним Аллахом для людей, уверовавших в Него, и регулирующих их поведение и жизнедеятельность как для отдельного человека, так и на уровне всего общества. Предписания Шариата подразделяются на следующие категории: фард, ваджиб, сунна, караха, халяль и харам.

1. Фард – обязанность, предписанная в Исламе ясно и однозначно; то, что вменяется в обязанность мусульманину, его священный долг. За исполнение обязательных предписаний мусульманин получит великое вознаграждение, причём размер его зависит от искренности и стараний при их совершении. А за их сознательное невыполнение (без уважительных с точки зрения Шариата причин) он будет строго наказан. Несоблюдение фарда является неповиновением Всевышнему Аллаху, пренебрежением Его наказами и тяжким грехом. Фард, не выполненный вовремя, следует совершить при первой возможности.

Различают два вида обязательных предписаний: фард аль-‘айн и фард аль-кифайа.

Фард аль- ‘айн – это индивидуальная обязанность каждого мусульманина, то есть обязанность, возлагаемая на каждого совершеннолетнего, умственно полноценного мусульманина, например, совершение обязательного намаза, соблюдение поста в месяц Рамадан и т. д.

Фард аль-кифайа – это коллективная обязанность мусульманской общины; то, что следует выполнить хотя бы минимальным числом мусульман, хотя бы одному человеку. Например, оглашение азана – призыва на молитву; похороны умершего и т. д. Если фард аль-кифайа останется неисполненным хотя бы одним человеком, то вся община этого населённого пункта впадает в грех.

2. Ваджиб – в шафиитской богословско-правовой школе то же, что и фард. Исключение составляют только вопросы хаджа, в них ваджиб такой же, как в ханафитском мазхабе‚ то есть это необходимое деяние, близкое к обязательному (фарду). Например, совершение паломником прощального обхода вокруг Каабы (таваф аль-вада), когда он желает выйти из Мекки. А B ханафитском мазхабе по важности выполнения ваджиб идёт вслед за фардом. Например, совершение витр-намаза или принесение в жертву животного (курбан) в дни праздника жертвоприношений (Ид аль-адха) для состоятельного человека. И его неисполнение обычно влечёт за собой искупление штрафом (кафара).

3. Сунна (мандуб, мустахабб) – то, что совершал и одобрял Пророк Мухаммад . Это дополнительные, желательные действия в поклонении. За их совершение предусмотрено вознаграждение; если человек не выполняет сунну‚ признавая в этом свою слабость, ему не засчитывается зa это грех, но он лишается воздаяния и заступничества Пророка в Судный день. Не допускается относиться к сунне пренебрежительно, считать её ненужной. Следует помнить, что её выполнение доводит до совершенства наши обязательные деяния, это иногда даже необходимо для нас, ибо у нас много упущений в выполнении обязательных предписаний.

Различают два вида желательных действий: просто желательное (сунна) и особо желательное, настоятельно рекомендуемое (сунна муаккада). За действия сунна муаккада мы получаем больше воздаяния, их Пророк ﷺ выполнял почти всегда, например, совершение дополнительных ратибат-намазов до и после обязательных ритуальных молитв. Совершение после ночной молитвы ратибата в два ракаата является важной сунной, а совершение ратибата в четыре ракаата – просто сунной.

4. Караха (или макрух) – это нежелательное, то, что не одобрял Пророк ﷺ , и то, что уменьшает благодать веры. Караха подразделяется на два вида: тахрим (нежелательное, близкое к запретному) и танзих (нежелательное).

Совершение караха-танзих грехом не считается, независимо от количества раз. Например, глубокое полоскание рта в конце дня при соблюдении поста является караха-танзих, в этом нет греха. А совершение намазов (кроме имеющих причины: намаз после омовения или намаз-приветствие при входе в мечеть и т.п.) в нежелательные периоды (к примеру, после утреннего намаза до восхода солнца) является караха-тахрим.

5. Халяль (или мубах) – то, что не вменяется в обязанность и не запрещено, является не сунной или караха, а нейтральным, дозволенным действием. Зa его совершение нет ни греха, ни награды. А если мусульманин совершил подобный поступок с соответствующим хорошим намерением, то он может превратиться в поклонение (ибада), за которое можно удостоиться благого воздаяния. Например, человек ест яблоко, чтобы организм получал определённые витамины с целью сохранения здоровья, ибо Всевышний велел нам сохранять здоровье. За это он получит вознаграждение. А если человек поел яблоко, чтобы получить наслаждение, то воздаяния он не получит.

Если он поел яблоко без нужды, чтобы оно не досталось нуждающемуся в нём человеку, то он получит наказание. То есть в зависимости от намерения человека этот поступок подпадает под любую из перечисленных категорий.

6. Харам – то, что в Исламе ясно и однозначно запрещено. Совершение харама – это грех и неповиновение Всевышнему Аллаху, пренебрежение Его велениями. Запретные поступки подразделяются на разные категории с точки зрения тяжести греха. Например, убийство человека – харам, так же и воровство – харам. Но грех за убийство намного больше. За совершение харама, в котором человек не раскаялся, и за который Всевышний его не простил, человек будет наказан Творцом в зависимости от тяжести содеянного. За сознательное воздержание от харама мусульманин получает вознаграждение по милости Аллаха. Например, если человек ослушался родителей, то он впадает в большой грех и получит соответствующее наказание. Если же он хотел ослушаться родителей, но, вспомнив о запрете Аллаха, отказался от этой идеи, то он получит соответствующее благое воздаяние.

Свод всех этих предписаний и составляет Шариат.

Из книги: ТОРГОВЛЯ И ФИНАНСЫ В ИСЛАМЕ


Читайте также: