Что такое тхеравада в буддизме кратко

Обновлено: 04.07.2024

Тхеравада — самое раннее направление буддизма, созданное учениками Будды сразу после его смерти. С языка пали тхеравада переводится — "учение старейшин".

Данная школа является одной из самых ортодоксальных в буддизме. Ее последователи с самого начала уделяли большое внимание точности передачи каждого слова и каждого эпизода жизни Будды, и с этой целью периодически проводили собрания ученых монахов, на которых постоянно восстанавливали и уточняли основные моменты учения. Данные собрания называются сангити. С момента зарождения тхеравады состоялось шесть подобных мероприятий: первое — в Раджагрихе, через три месяца после смерти Будды (ок. 543–544 гг. до н.э.); последнее — посвященное 2500-летию со дня смерти Будды — в Мандалае и других городах Бирмы в 1954–1956 гг.

Согласно постулатам тхеравады, как и других направлений буддизма, высшей целью является достижения просветления (нирваны), т.е. вечного блаженства, прерывающего бесконечную цепь перерождений и избавляющего от страданий. Но тхеравардины, в отличие от других буддийских школ, считают Будду исключительно земным существом, поэтому их духовная практика направлена на максимально буквальное следование образу жизни Будды, чтобы как и он достичь просветления.

Другое коренное отличие техравады от другой основной школы буддизма — махаяны, заключается в том, что целью тхеравады является достижение личного спасения (нирваны), а цель махаяны — переход в состояние бодхисаттвы, т.е. отказ от личного спасения ради освобождения других живых существ.

Одной из ключевых особенностей тхеравады является значительная роль монашеской общины — сангха. Тхеравадины в сангхе существуют на средства мирян (сбор подаяний), но при этом их община является замкнутой монашеской организацией. Последователи тхеравады считают, что полный отказ от мирской жизни и вступление в монашескую общину являются обязательным условием движения по духовному пути.

Вступающий в монашеский орден должен дать присягу на верность трем прибежищам — "Я ищу прибежища в Будде", "Я ищу прибежища в дхамме", "Я ищу прибежища в сангхе". Сначала тхеравардин проходит период послушничества в монастыре, после которого его посвящают в монахи (бхикху). По прошествии десяти лет монах становится старейшиной (тхера), а через двадцать лет — великим старейшиной (махатхера). Строгость обычаев отличается в разных странах. Например, в Шли-Ланке — монах должен всю жизнь провести в общине. В Мьянме, Таиланде и Камбодже — человек может быть монахом несколько месяцев или лет, а потом вернуться к мирской жизни.

Среди запретов, накладываемых на монаха — отказ от потребления спиртного и табака, прием пищи только в период с утра до полудня, чистота в помыслах и поступках. Монахи активно контактируют с мирянами — обеспечивают общее религиозное воспитание, совершают обряды и церемонии, готовят к послушанию и т.д.

Миряне тхеравады практикуют сугубо этическую часть учения. Им предписано соблюдать пять основных запретов: на убиение живого, на воровство, на незаконные половые связи, на ложь, на употребление спиртного и наркотиков.

Важную роль в учении тхеравады играет почитание архатов (в переводе с пали — "достойный"). Архаты — это праведники, прошедшие путь духовного совершенствования, состоящий из четырех ступеней:

  • "вставший в поток",
  • "возвращающийся один раз",
  • "не возвращающийся",
  • архат.

Постулаты тхеравады изложены в каноне Типитака (переводится с языка пали как "три корзины"). Согласно преданию, тексты этого канона были написаны на пальмовых листьях и хранились в больших корзинах. Типитака включает:

  • Виная-питака ("корзина устава"),
  • Сутта-питака ("корзина поучений"),
  • Абхидхамма-питака ("корзина толкования учения", или "корзина чистого знания").

Первые тексты Типитаки были записаны в первом веке до н.э. на Цейлоне, а окончательный унифицированный текст Типитаки был сформирован в 1871 годы на пятом сангити.

Существуют несколько направлений тхеравады, которые обозначились на третье сангити:

  • ватсипутрия,
  • сарвастивада,
  • вибхаджаявада.

Именно в последнее направление вошли наиболее ортодоксальные последователи тхеравады. Учение вибхаджаявады утвердилось на Шли-Ланке, в результате чего этот остров до сего дня является признанным оплотом тхеравады. Буддизм тхеравады получил также широкое распространение в странах Юго-Восточной Азии: Бирме, Таиланде, Лаосе, Камбодже, Бангладеше, Вьетнаме. Есть последователи данной школы в Индии и Непале.

Учение тхеравады придерживается нравственного принципа, согласно которому, благие дела являются причиной благих результатов, а дурные дела ведут к дурным результатам. Избавиться от страданий можно, двигаясь по "восьмеричному пути", конечной целью которого является достижение нирваны — высшего освобождения. Восьмеричный путь включает в себя следование принципам:

  1. Правильный взгляд — понимание "четырех благородных истин", т.е. страдания, его причины, его прекращения и пути, ведущего к прекращению страданий;
  2. Правильная мысль — освобождение от похоти, злой воли, жестокости и неправедности;
  3. Правильная речь — избегание лжи, распространения сплетен, грубостей и пустой болтовни;
  4. Правильное действие — воздержание от убийства, воровства и половой распущенности;
  5. Правильный образ жизни — выбор тех занятий, которые не причиняют вреда ничему живому;
  6. Правильное старание — избегание и преодоление дурных склонностей, воспитание и укрепление добрых и здоровых склонностей;
  7. Правильное внимание — наблюдение за состоянием тела, ощущений, ума и объектами, на которых сосредоточивается ум, чтобы их понимать и контролировать;
  8. Правильное сосредоточение — сосредоточение ума в медитации для вызывания известных экстатических состояний сознания, ведущих к прозрениям.

Существует цепочка 12 причинных факторов, которые ведут к страданию человека — "невежество", "произвольные действия", "сознание", "ум и тело", "чувства", "впечатления", "ощущения", "желания", "привязанность", "становление", "перерождение", "старость и смерть".

Нирвана — это исчезновение всех желаний и корыстных устремлений. В переводе с санскрита "нирвана" означает "затухание", здесь можно привести образ затухания огня, после выгорания всего топлива.

Учение тхеравады утверждает, что только сам человек ответственен за своё спасение и не зависит при этом от воли высших существ. Тхеравардины признают существование богов, но при этом считают, что те, как и люди, подчинены постоянно процессу перерождений по закону кармы.

Буддийские монахи на церемонии

Через некоторое время после своего появления буддизм разделился на три основные ветви. Они, имея в своей основе единое сходство – учение Будды – тем не менее различаются своими взглядами.

Сегодня мы с вами поговорим про самую древнюю ветвь учения — буддизм Тхеравады. Статья расскажет вам о его истории, отличительных от прочих направлений чертах, и немного – о его жизни в России.

Что это за направление

проповедь

Выдержки из истории

При царствовании известного императора Ашоки, в пятом столетии до нашей эры, Тхеравада бурно распространяется и разделяется на три главных течения:

  • ватсипутрия;
  • сарвастивада;
  • вибхаджаявада.

послушники Шри-Ланки

Сегодня школа не теряет могущества, находя последователей во многих странах.

Особенности

Для этого нужно преодолеть несколько шагов:

После пройденных ступеней можно считаться архатом и достичь нирваны.

Первое отличие от остальных течений заключается в отношении к личности Шакьямуни. Тхеравадины считают его обыкновенным человеком, который отличался лишь добродетельностью и великодушием. Он перерождался сотни раз, и своим поведением совершенствовался, приближаясь к святости.

Воплощенный в образе Сиддхартхи, он наконец пробудился, что рассматривается не иначе как становление архатом, а вовсе не божеством или высшим существом. А значит, следуя путем Шакьямуни, монахи могут тоже достичь нирваны, уподобившись Будде.

Приближенность к философии только монахов, а не мирян, а также личное спасение, нирвана как высшая цель, а не просто пробуждение – вот второе и третье различия Тхеравады и Махаяны, к примеру.

Тхеравадины не используют замысловатые обряды и многочисленные ритуалы. Ритуальная сторона укладывается в выражение почитания по отношению к буддам прошлого. Монахи зачастую не используют каких-либо молитв, мантр, подношений, просьб, а лишь преклоняются перед Учителями в особой позе.

Выражая уважение, служители монастыря чаще всего не используют даже специальные обрядовые предметы, например четки. В этом заключается еще одно различие тхеравадинской философии.

География

Тхераваду величают южным буддизмом по одной простой причине – она в силу исторических событий сложилась на юге Азии. Двадцать пять веков она всецело управляет духовной жизнью в Мьянме, Тайланде, Лаосе, Камбодже и на Шри-Ланке. Частично она царит во Вьетнаме, Малайзии, Бангладеш.

храм в Бирме

В конце прошлого века это направление буддизма начало экспансию на запад, в Европу и Америку, причем довольно успешно. В ряде стран построены монастыри, созданы специальные организации, объединяющие мирян и дающие им возможность прикоснуться к основам учения.

К сегодняшнему дню по всему миру насчитывается порядка ста миллионов буддистов-тхеравадинов.

Тхеравада в российских реалиях

Тхеравадинское направление в России можно назвать новичком. Общины, в которые объединились приверженцы этой школы, находятся пока в двух столицах: в Москве и в Санкт-Петербурге. Наиболее многочисленная из них – Московская община буддистов Тхеравады.

В этом году община будет праздновать юбилей – она основана десять лет назад, в 2008 году. Все это время она открыта как для москвичей, так и для гостей города.

Помещение, в котором они проводят занятия и ретриты, находится в специальном буддийском центре. Все подробности о деятельности общины можно узнать на их сайте, а также через группы в социальных сетях.

Заключение

Тхеравада

Тхеравада

Тхеравада Буддизм | Коротко о тхераваде | Типитака

Тхеравада — старейшая сохранившаяся школа буддизма. Эта школа достаточно консервативна, и в целом ближе к раннему буддизму, чем другие существующие буддийские традиции. Многие века именно эта школа являлась доминирующей религиозной традицией в Шри-Ланке и большей части Юго-Восточной Азии (Камбоджа, Лаос, Мьянма, Таиланд). На сегодняшний день насчитывается около 100 миллионов буддистов тхеравады.

Считается, что Тхеравада сложилась во время Третьего буддийского собора, ок. 250 г. до н. э, в Индии, в правление императора Ашоки. Тхеравада —самое раннее направление буддизма, созданное учениками Будды сразу после его смерти. Данная школа является одной из самых ортодоксальных в буддизме. Ее последователи с самого начала уделяли большое внимание точности передачи каждого слова и каждого эпизода жизни Будды.

Существуют несколько направлений тхеравады, которые обозначились на третье сангити: ватсипутрия, сарвастивада, вибхаджаявада.

Монах-тхеравадин, медитирующий в позе полулотоса близ Сирикит Дам (англ.) (рус. (Таиланд)

История Тхеравады до времён Буддхагхоши (V век н. э.) неясна [3] . Тхеравада сохранила свою версию учения Будды Гаутамы в виде cвоей редакции буддийского Палийского Канона [4] .

Палийский Канон является единственным дошедшим до нашего времени полным буддийским каноном на классическом индийском языке пали, который служит как священным языком [4] , так и языком лингва франка буддизма Тхеравады [5] : в данном случае речь об использовании этого языка как литургического в этих странах, а также о том, что на нём были написаны важные работы по буддийской доктрине в Бирме, на Шри Ланке, Таиланде и т. д. Язык Палийского Канона, нормативный пали, окончательно сформировался в III — IV веках [6] .

Эта школа достаточно консервативна и в целом ближе к раннему буддизму, чем другие существующие буддийские традиции [7] .

На протяжении тысячелетий Тхеравада фокусировалась на сохранении Учения Будды (пали: Дхамма) в виде текстов [8] и имеет тенденцию быть очень консервативной в отношении вопросов доктрины и монашеской дисциплины [9] .

С XIX века среди мирян как в традиционных странах Тхеравады, так и в странах Европы и США и др. была возобновлена и стала распространяться практика медитации [8] .

Традиция берёт начало на Шри-Ланке и является одной из ветвей школы Вибхаджьявады. Несмотря на историческую самоидентификацию буддизма Шри-Ланки с изначальной Стхавира Никаей, образовавшейся после Второго буддийского собора, их не следует отождествлять, поскольку, помимо Вибхаджьявады, Стхавира Никая дала начало школам направлений Сарвастивада и Пудгалавада [10] .

Со временем ланкийская Тхеравада распространилась и стала доминирующей религией не только на Шри-Ланке, но и на большей части Юго-Восточной Азии (Камбоджа, Лаос, Мьянма, Таиланд). Тхераваду также практикуют меньшинства в Китае (дайцы, хани, ва, ачаны, буланы), Вьетнаме (кхмер-кром), Бангладеш (народы баруа, чакма, магх, танчангья), Малайзии и Индонезии.

По разным оценкам, насчитывается от 100 до 150 миллионов буддистов Тхеравады [11] (синоним: буддисты тхеравадины) и в последние несколько десятилетий Тхеравада стала укореняться на Западе, в том числе в США [12] и в Индии.

Читайте также: