Что такое технологическая карта нод в доу

Обновлено: 05.07.2024

Технологическая карта НОД – это описание образовательного процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий с указанием средств, задач и предполагаемых результатов.

Технологическую карту можно разработать педагогу при участии в профессиональных конкурсах, а также при представлении открытого занятия.

Технологическая карта помогает воспитателю осмысливать собственную педагогическую деятельность, ее результативность, активно использовать профессиональную терминологию, оценивать определенные моменты в новом ракурсе – все это имеет большое значение для профессионального роста педагога.

Отличия технологической карты и конспекта

Технологическая карта НОД Конспект НОД Оформляется в виде таблицы и описывает деятельность воспитателя и детей на каждом этапе занятия.

Оформляется как сценарий и описывает слова, действия воспитателя и предполагаемые ответы детей. Характеризует деятельность детей Указывает и описывает формы и методы,

используемые на занятии. Помогает планировать результаты по каждому виду деятельности и контролировать процесс их достижения.

Только указывает цели занятия.

Технологическая карта, составленная педагогом должна предусматривать все элементы образовательной деятельности и подготовки к ней. Примерный алгоритм составления технологической карты:

Определение этапов ООД, их целей и промежуточных результатов

Примерный хронометраж этапов

Наполнение содержанием, подбор материала

Выбор методов и приемов

Оборудование и материалы

Запись, которая создаётся перед технологической картой:

1 лист. Титульный.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по Формированию элементарных математических представлений у детей. (Вставляется нужное). Тема занятия: Возрастная группа: Форма НОД: игровое занятие. Форма организации: (подгрупповая, групповая, индивидуальная) Фамилия Имя Отчество. Воспитатель . квалификационной категории Населённый пункт год

2 лист: Образовательная область. Интеграция образовательных областей: . Интеграция видов деятельности: . Лексическая тема: . (указывается, если это нужно, или указывается место темы в учебном плане) Цель: (должна быть прогнозируемой, достижимой) формирование временных представлений, расширение представления детей о неделе, сутках, часе, минуте, секунде их характерных особенностях.

Программные задачи: (решение задач должно привести к достижению поставленной цели! Задачи формулируются точно, конкретно)

-Образовательные: создавать, учить, формировать . -Развивающие: развивать. -Воспитательные: помогать, воспитывать

Можно задачи оформить в таблице, например:

ЗАДАЧИ образовательной программы

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы

Развивающие: - развивать . Воспитательные: - воспитывать .

- научить различать . Развивающие: - развивать умение Воспитательные: - воспитывать

Методы и приёмы: (расписываются подробно )

Например: 1.Наглядные методы. -метод наблюдение: распознающего характера, репродуктивного характера, за изменением и преобразованием предметов и явлений. Метод демонстрации включает в себя следующие приёмы работы с детьми: - приём показа предметов; - приём показа образца; - приём показа способов действий (художественно-эстетическое развитие) - приём использования ТСО. 2. Словесный метод включает в себя следующие приёмы работы с детьми: - рассказ; - беседа; - искусствоведческий рассказ; - использование образцов педагога; - художественное слово; - сочинение. 3. Практический метод включает в себя следующие приёмы: - планирование выполнений заданий; - постановка задания; - анализ результатов; - оперативное стимулирование; - контроль и регулирование, - определение причин недостатков. 4. Информативно - рецептивный метод - воспитатель даёт информацию, а воспитанники её воспринимают, осмысливают. Включает в себя следующие приёмы: - рассматривание; - наблюдение; - экскурсия; - образец воспитателя. 5. Репродуктивный метод - направлен на закрепление ЗУН, включает в себя следующие приёмы работы с детьми: - приём повтора; - приём работы в тетрадях;

- приём выполнения формообразующих движений рукой (муз., театр и пр.) 6. Эвристический метод - направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии. 7. Исследовательский метод - направлен на проявление не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. 8. Метод имитации - обучающий и обучаемый говорят одно и тоже, но говорят по разному (ласково, много и т. п.). Включает в себя следующие приёмы: - наблюдение за реальным предметом; - приём игры; - опора на словесный образец.

9. Метод упражнений.

10. Метод лабораторных работ.

11. Метод практических работ.

Словарная работа: -обогащение словаря, т. е. усвоение новых, ранее неизвестных детям слов; -уточнение словаря или закрепление, т. е. словарно-стилистическая работа, овладение точностью и выразительностью языка (наполнение содержанием слов, известных детям, усвоение многозначности, синонимики); - активизация словаря, т. е. перенесение как можно большего числа из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания; - устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные

Планируемый или ожидаемый результат (можно оформить в таблице, например):

Ожидаемые результаты Предполагаемые риски Дети активны, каждый ребенок включен в работу

Дети не активны, малоинициативные

Дети охотно включаются в ролевую игру, разыгрывают роли эмоционально, выразительно

Дети комплексуют при проведении ролевой игры, говорят тихо, невыразительно У детей проявляется устойчивый интерес к содержанию занятия

Дети отвлекаются, шумят, внимание не устойчиво Дети активно вступают в диалог с воспитателем

Речь воспитателя монологична

Речь, вопросы воспитателя к детям соответствуют литературной норме, не содержат фактических и методических ошибок

Ошибки в речи воспитателя

Оборудование, наглядные материалы соответствуют возрасту детей и санитарным правилам

Материалы не наглядны: картинки малы, невыразительны, устарели, не актуальны и т. д.

Воспитатель работает в зоне ближайшего развития ребенка, осуществляя индивидуальный подход с учетом уровня его особенностей (темп речи, внимание)

Воспитатель придерживается своего темпа ведения занятия: торопит детей, индивидуальный подход отсутствует

Эмоциональный уровень занятия удовлетворителен

Эмоциональный уровень занятия неудовлетворителен

Подготовительная работа. Цель подготовительной работы заключается в выяснении знаний, умений, навыков детей по выбранной тематике, в систематизации, уточнении знаний всех или некоторых детей и пр. Как правило, это беседы, прослушивание различных произведений, их заучивание, рассматривание картин, экскурсии, наблюдения.

Материалы и оборудование которые потребуется для проведения занятия: выбранных игр, упражнений, заданий и достижения ранее определенных задач. Весь материал необходимо указать, перечислить. Необходимо разделить материал на демонстрационный и раздаточным.

Схема-образец технологической карты

Этап занятия Структурные компоненты деятельности

Введение в ситуацию

Мотивация (процесс вовлечения в деятельность): 1. заинтересовать детей, что-то внести; 2. Что-то убрать, оставив пустое место, чтобы дети обратили внимание; 3. Приходит кто-то в гости или вносится игрушка; 4. Эффект неожиданности (шум, треск, стук. ); 5. Интрига (подождите, после зарядки скажу; не смотрите, после завтрака покажу( Для детей старшего возраста создается проблемная ситуация: Создать ситуацию, которая вызывает затруднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи (мы это не знаем, мы это еще не умеем. ).

Выдвижение различных вариантов, что сделать, чтобы разрешить проблему. Ответы детей педагог не должен оценивать, он принимает любые, не предлагать что-то делать или не делать, а предлагать что-то сделать на выбор.

В результате ребятами делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации

Если этого нет, то воспитатель осуществляет постановку и принятие детьми цели занятия.

Дети в группе на ковре играют игрушками.

Дети встают в круг, держась за руки. Улыбаются друг другу.

В результате ребятами делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительн ой ситуации.

Дети сами добывают знания, путём исследований, поиска, открытий.

 Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам НОД Воспитатель, используя подводящий диалог, организует построение нового знания, которое четко фиксируется им вместе детьми в речи.

Деятельность педагога заключается в организации практической деятельности, оказание необходимой помощи, организации взаимодействия в достижении результата;  Включение нового знания в систему знаний ребенка и повторение. На этом этапе воспитатель предлагает игры, в которых новое знание используется совместно с изученными ранее. Возможно также включение дополнительных заданий на тренировку мыслительных операций и деятельностных способностей, а также заданий развивающего типа, направленных на опережающую подготовку детей к последующим занятиям.

Владение способами действия, применение полученных (уже имеющихся) умений, представлений.

II этап Основной

Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия Задачи этого этапа:  Актуализация имеющихся знаний, представлений.  Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений. Педагог с помощью наводящих, проблемных вопросов, рассказывания, объяснения, организации поисковой деятельности, подводит детей к воспроизведению информации, необходимой для успешного разрешению проблемной ситуации, либо усвоению нового.  Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность.

3. Включение нового знания в систему знаний Использование нового знания в работе

Самостоятельное применение нового на практике, либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений (выполнение работы)

III этап Заключительн ый -

Итог занятия. Осмысление (итог) Создание ситуации успеха

Выход из игровой ситуации

Формирование элементарных навыков самоконтроля, самооценки (для младшего возраста – рефлексия настроения и эмоционального состояния, для старшего – рефлексия деятельности, или содержания учебного материала).

ВложениеРазмер
statya_tehnologicheskaya_karta_kak_forma_napisaniya_nod.docx 34.11 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ предоставил педагогическим коллективам возможность выбора (разработки) образовательных программ. Но какую бы программу не выбрал детский сад, содержание дошкольного образования должно быть направлено на решение следующих задач:

• сохранение здоровья ребенка;

• развитие базовых качеств личности;

• построение образовательного процесса на основе игры как основного вида деятельности дошкольника.

В основе результативности работы ДОУ лежит постоянное совершенствование воспитательно-образовательного процесса, которое воздействует на результаты работы ДОУ.

Главная особенность организации НОД в ДОУ на современном этапе:

• уход от учебной деятельности (занятий),

•повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста;

• включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно - обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

Актуальность. Сегодня перед педагогами дошкольных учреждений стоит вопрос: как правильно спроектировать непосредственно образовательную деятельность в соответствии с ФГОС?

В процессе НОД, как правило, используется сценарий (конспект), однако в нем не всегда прослеживается структура и взаимосвязь компонентов. Элементы, этапы планируются по наитию, без четкой целевой установки и видение перспективы, подчас это лишь набор предлагаемых детям заданий, в лучшем случае объединенных внешней интригой, сюжетом. При таком подходе вряд ли можно рассчитывать на высокие результаты образовательной деятельности – бессистемность и нелогичность всегда негативно отражаются на результате.

Современный педагог должен четко представлять цель и результат образовательной деятельности, в том числе каждого ее этапа.

Предлагаем педагогам использовать в работе технологическую карту НОД. Она дает представление об идее и логике образовательной деятельности, отражает последовательность действий и диалога с детьми, но не ограничивает воспитателя и детей в импровизации, идеях, свободном выборе и общении.

Технологическая карта - своего рода современная форма планирования педагогического взаимодействия педагога и воспитанников на занятии. Это описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий с указанием примерных средств, задач и предполагаемых результатов. Конструирование технологической карты полезно педагогам, осваивающим новые методики и технологии, так как её использование поможет определить структуру образовательной деятельности, выбрать оптимальную форму, наиболее эффективные методы, рационально распределить время.

Технологическая карта позволит администрации образовательной организации контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.

НОД как основная форма образовательной деятельности

НОД - это ведущая форма организации совместной деятельности взрослого и детей, которая определяется уровнем освоения общеобразовательной программы дошкольного образования, текущей темой; решает конкретные образовательные задачи через совместную деятельность взрослого (педагога), детей конкретного возраста, непосредственного окружения ОУ

Как же проводится подготовка к НОД и что следует учитывать?

Подготовка к НОД включает следующие компоненты :

• Целевая составляющая (формулирование цели и постановка задач)

• Интеграция пяти образовательных областей (соединение знаний из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя и обогащая друг друга при решении дидактических задач особенностей темы дня, недели, места данного вопроса в теме, уровня подготовленности детей на данном этапе от простого к сложному;

• Подготовка материала и оборудование; ПРС к НОД (соответствие возрасту, эстетичность, безопасность, рациональное размещение и т. п.).

• соответствие и продуманность структуры НОД задачам и сюжетная линия НОД (цепочка логической последовательности и взаимосвязь этапов перехода от одной части к другой) целесообразность распределения времени; чередование интеллектуальной и физической деятельности, дифференцированный подход и вариативность задания.

Структура НОД в соответствии с ФГОС ДО основана на совместной деятельности и строится: на субъектной (партнёрской, равноправной) позиции взрослого и ребёнка; на диалогическом (а не монологическом) общении взрослого с детьми; на продуктивном взаимодействии ребёнка со взрослыми и сверстниками; на партнёрской форме организации образовательной деятельности (возможностью свободного размещения, перемещения, общения детей и др.) .

Как определяется структура НОД? Структура НОД направлена на решение определенных педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приемов. Структура НОД в соответствии с ФГОС ДО основана на совместной деятельности и строится: на субъектной (партнёрской, равноправной) позиции взрослого и ребёнка; на диалогическом (а не монологическом) общении взрослого с детьми; на продуктивном взаимодействии ребёнка со взрослыми и сверстниками; на партнёрской форме организации образовательной деятельности (возможностью свободного размещения, перемещения, общения детей и др.) .

Каковы этапы НОД (структура НОД)?

1.1. Постановка цели

1.2. Формулирование задач для достижения цели

II. Этапы реализации НОД

2.1. Мотивационный этап

2 .2. Актуализация знаний

2.3. Восприятие и усвоение Содержательный

нового материала этап

1. Цель НОД – это образ желаемого результата (намерение, желание, устремление, мечты, социальный заказ и др., который ориентирует деятельность педагога на выбор средств и создание условий необходимых и достаточных для их достижения.

2. Формулирование задач для достижения цели (триединство - четкое определение образовательных, воспитательных и развивающих задач) с учетом интеграции ОО.

II.Этапы реализации НОД

1. Мотивационный этап (вводно-организационный момент) предполагает организацию детей, переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность .

2.Актуализация знаний - создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений и умений.

3.Восприятие и усвоение нового материала – этап, на котором выполняется умственная и практическая деятельность, реализуются все поставленные задачи; осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение, создание условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата).

4.Рефлексия - подведение итогов и оценка результатов образовательной деятельности.

Понятие "технологическая карта" пришло в образование из промышленности. Технологическая карта – это технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определенного вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций.

Технологическая карта в дидактическом контексте представляет собой проект учебного процесса, в котором дано описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.

Многие педагоги в своей работе используют различные технологии. Для того чтобы освоить эти технологии, необходимо найти способ их детального описания, конструирование НОД в соответствии с выбранной технологией, либо методикой. Одним из таких способов описания, является технологическая карта.

Технологическая карта своего рода современная форма планирования педагогического взаимодействия педагога и воспитанников на занятии. Это описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий с указанием примерных средств, задач и предполагаемых результатов. Конструирование технологической карты полезно педагогам, осваивающим новые методики и технологии, так как её использование поможет определить структуру образовательной деятельности, выбрать оптимальную форму, наиболее эффективные методы, рационально распределить время.

Подготавливая НОД, как правило, мы составляем конспект, однако в нём не всегда прослеживается структура и взаимосвязь компонентов. Чаще всего нет практического осмысления своей деятельности с точки зрения постановки целей и их достижения наиболее рациональными средствами, не видно четкого результата всей деятельности и каждого ее этапа.
Моделирование и проведение занятия с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный образовательный процесс, обеспечить реализацию личностных умений в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку педагога к занятию.

Технологическая карта занятия – это способ графического проектирования занятия, таблица, позволяющая структурировать его по выбранным педагогом параметрам.

Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:

- образовательный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;

- используются эффективные методы работы с информацией;

- организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность детей;

- обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

Технологическая карта позволит администрации образовательной организации контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.

Параметры технологической карты

Такими параметрами могут быть этапы занятия, его цель, задачи, предварительная работа, оборудование и материалы, содержание учебного материала, методы и приемы организации образовательной деятельности воспитанников, деятельность педагога и деятельность детей.

Форма записи занятия в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов образовательной деятельности на каждом этапе занятия. Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности.

Технологическая карта должна предусматривать все элементы образовательной деятельности и подготовки к ней. Конспект как таковой может входить в технологическую карту, но это не обязательно.

Технологическая карта позволит педагогу

- реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;

- системно формировать у воспитанников целевые ориентиры;

- проектировать свою деятельность на определённый период;

- выполнять диагностику достижения планируемых результатов воспитанниками на каждом этапе освоения темы.

Материалы и оборудование

Этапы реализации НОД

Восприятие и усвоение нового материала

На каждом этапе занятия педагог отслеживает свою деятельность и ожидаемые действия детей.

Технологическую карту занятия можно рассматривать как продукт мозгового штурма педагога. И для него важен визуальный образ занятия.

Алгоритм составления технологической карты

Технологическая карта может иметь рамочный характер, поэтому может описывать только основные элементы НОД:

Элементы технологической карты.

Дата, тема недели, тема НОД фиксируется согласно колендарно-тематическому планированию

Целеполагание. Здесь мы имеем в виду цель, которую воспитатель ставит перед собой, т. е. это цель образовательной деятельности. Технологическая карта НОД также включает этап постановки цели для детей.

Цель НОД должна быть актуальной. Например, воспитатель организует исследовательскую деятельность с целью расширения представлений детей об объекте или явлении. Но у дошкольников не получается работать совместно: они конфликтуют, не могут договориться. Какой вывод можно сделать? На данном этапе актуальнее в этой конкретной группе сформировать навыки бесконфликтного общения. То есть цель НОД – организовать ситуацию, в которой у детей формируются навыки бесконфликтного общения.

Современный образовательный процесс в ДОО должен быть вариативным и гибким. Воспитатель может выстраивать его с учетом особенностей группы и конкретных детей.

Цель должна быть конкретной. Желательно, чтобы цель была одна. Частая ошибка воспитателей – стремление объять необъятное. Они ставят перед собой столько целей, что достичь их в отведенный на образовательную деятельность отрезок времени невозможно. Ведь необходимо не только реализовывать поставленную цель, но и отслеживать, насколько успешно это получается сделать. Это не значит, что в процессе НОД воспитанники развиваются только в одном направлении. Интеграция глубоко проникла в образовательный процесс, и дети развиваются разнонаправленно. Но педагогическая деятельность в ходе НОД станет более эффективной, если воспитатель сосредоточится на одной конкретной цели.

Цель должна быть достижимой и соотноситься с определенным сроком. Когда воспитатель планирует образовательную деятельность, не нужно ставить стратегические цели. Например, нельзя за 20 минут развить в детях познавательный интерес, но можно создать для этого условия, организовать образовательную ситуацию для развития познавательного интереса. В последующем анализе воспитатель сможет перечислить эти условия и подтвердить, что цель НОД достигнута.

Цель НОД должна соотноситься с целью более высокого порядка. Главный принцип системы планирования – следовать от стратегических целей (целевых ориентиров) к тактическим, от годовых целей к целям на месяц, неделю, конкретным целям и задачам каждой образовательной деятельности. Цели и задачи должны быть взаимосвязаны.

Задачи НОД должны отражать те шаги, которые планирует предпринять педагог, чтобы достичь поставленной цели. Часто у педагогов задачи – это те же цели, иногда даже шире самой цели, что нелогично. Также неверно цели и задачи менять на программное содержание. Педагогическая деятельность не может быть бесцельной.

Задачи НОД представляют собой триединство - четкое определение образовательных, воспитательных и развивающих задач) с учетом интеграции ОО:

образовательная : повышать уровень развития ребёнка; воспитательная : формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения; развивающая : при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.

Примечание. При формулировании задач используются глаголы: учить, формировать, развивать, воспитывать и пр.

Цели и задачи, обозначенные правильно, могут дать общее представление о планируемой НОД, определить материалы и оборудование, спланировать предварительную работу.

Мотивационный этап (вводно-организационный момент) предполагает организацию детей, переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность.

Актуализация знаний - создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений и умений.

Восприятие и усвоение нового материала – этап, на котором выполняется умственная и практическая деятельность, реализуются все поставленные задачи; осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение, создание условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата).

Рефлексия – последний и обязательный этап НОД. Формировать рефлексивные навыки как показатели личностного роста детей – важная задача воспитателя. В конце образовательной деятельности можно и нужно обсуждать:

результат – соответствует ли он цели, ожиданиям в начале НОД (он может быть коллективный (У нас получилось?) и индивидуальный (У тебя получилось?);

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает педагога дошкольного учреждения на организацию образовательной деятельности в рамках деятельностного подхода.

В соответствии с этим, перед каждым педагогом стоят следующие задачи: разобраться, в чем разница объяснительно-иллюстративного и деятельностного подходов, освоить современные образовательные технологии, научиться планировать образовательную деятельность в рамках определенных образовательных технологий.

Для решения этих актуальных задач разумно использовать один из эффективных приемов, а именно — прием разработки шаблонных документов, содержащих методические подсказки. Это могут быть шаблоны планов организации образовательной деятельности,

Для того чтобы освоить эти технологии, необходимо найти способ их детального описания, конструирование НОД в соответствии с выбранной образовательной технологией, либо методикой. Одним из таких способов описания, является технологическая карта.

Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное образование в ДОО и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Использование технологической карты :

помогает установить внутреннее единство всех компонентов образовательной деятельности

позволяет достаточно успешно планировать образовательную деятель-ность, так как в арсенале у педагога появляется определенный алгоритм действий;

дает педагогу определенную психологическую защищенность, уверен-ность в правильности своих действий.

Особенно успешно можно использовать данный прием при освоении новых образовательных технологий.

Проанализировав (на основе открытых электронных источников информации) достаточно большое количество технологических карт НОД, разработанных педагогами–практиками, мы пришли к выводу, что унифицированной, устоявшейся формы подобной карты пока не существует.

Автором четко прописаны, не только этапы проведения мероприятия в рамках данной технологии : Мотивационный деятельностный, в который входят организация познавательной деятельности закрепление и включение в систему знаний и рефлексивный, но и обозначены акцентные позиции каждого этапа, что значительно облегчает процесс освоения новой технологии.

Технологическая карта (таблица)

Я хочу вам предложить примерный шаблон технологической карты непрерывной образовательной деятельности.

Этот шаблон можно использовать при разработке технологических карт. В зависимости от вида образовательной деятельности, реализуемой технологии, методики выбираются этапы, формулируются задачи, определяются оптимальные формы организации совместной деятельности.

При необходимости технологическую карту можно дополнить, например, указать в ней коррекционную работу или оборудование и дидактический материал, используемый на определённом этапе. В зависимости от целей и вида образовательной деятельности, от реализуемой технологии, методики структура карты (этапы, их чередование) может различаться.

В технологической карте, как правило, отражается следующая информация : тема, цель, задачи, материалы и оборудование.

1. Тема НОД формулируется в соответствии с примерным планом непрерывной образовательной деятельности ДОУ.

Цель НОД формулируется в зависимости от темы и пишется отглагольного существительного

На слайде представлены примеры формулирования целей

Развитие самостоятельности воспитанников при работе с.

Воспитание уважения к историческому прошлому страны на примере …

Формирование речевой культуры детей старшего дошкольного возраста через…

Осознание воспитанниками важности или роли (экологической культуры, празднования Дня Победы и т. п.)

В технологической карте отражены виды задач, которые необходимо реализовать

Отражены культурные практики (виды детской деятельности, форма проведения и обязательно, должен быть обозначен

Оборудование и раздаточный материал

В соответствии с рекомендациями института развития образования мы включили в него следующие структурные компоненты:

Этапы педагогического мероприятия

деятельность педагога, приемы работы;

деятельность детей (воспитанников);

В технологической карте обозначены авторские названия этапов НОД

В карте обозначены ключевые вопросы, акцентные позиции каждого этапа занятия (педагогического мероприятия, выделенные автором и позволяющие облегчить освоение данной технологии педагогом.

Акценты: вопросы и задания проблемного характера.

Планируемые результаты: сформулировать не менее одного условия, которое позволило достичь цели.

В итоге, хотелось бы отметить, что составление технологических карт при ежедневной работе весьма трудоёмкая работа для воспитателя, но при участии в профессиональных конкурсах умение конструировать технологическую карту играет немаловажную роль.

Польза этого умения очевидна, так как педагогу приходится осмысливать собственную педагогическую деятельность, ее результативность, активно использовать профессиональную терминологию, оценивать определенные моменты в новом ракурсе – все это имеет большое значение для профессионального роста педагога.

Я предлагаю вам, объединиться в подгруппы и поработать с технологическими картами, определить неверно составленную карту, изменить в соответствии с рекомендациями

Учебно-методический комплект:

Демонстрационный материал.

наглядные–резиновые игрушки (заяц, лиса, медведь, колобок), теневой театр

1. Обучающие задачи:

Развивать речевое общение со взрослыми и со сверстниками с использованием мимики, жестов, действий;

Побуждать детей участвовать в инсценировке сказки.

2. Развивающие задачи:

Развивать у детей сенсорное восприятие: различать предметы по цвету, называть цвет.

3. Воспитательные задачи:

Способствовать установлению доброжелательных отношений между детьми.

Воспитывать у детей нравственные качества: доброту,заботу.

Этап деятельности

Содержание совместной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

Здравствуйте, ладошки – хлоп, хлоп, хлоп!

Здравствуйте, ножки – топ, топ, топ!

Здравствуйте щечки – плюх, плюх, плюх!

Здравствуйте зубки – щелк, щелк, щелк!

Здравствуй мой носик – бип, бип, бип!

- Ситуативный разговор

Дети, вы любите сказки?

Вы догадались, в какую сказку мы попадем?

Приветствует детей задаёт положительный эмоциональный настрой

Предлагает и корректирует выбор детей

Создаёт проблемную ситуацию, показывает и свою заинтересованность

Приветствуют друг друга и гостей

Решают проблемную ситуацию

Дети настроены на общение

Умение делать вывод и его аргументировать

Беседа о персонажах сказки

- Игровая мотивация

Ребята, колобок предлагает прогуляться в весенний лес, встретиться с его друзьями и пригласить их в театр на сказку.

Отправляемся в путешествие?

Предлагает и корректирует ответы детей

Отвечают на поставленные вопросы.

Умение делать вывод и его аргументировать.

Актуализирует и обогащает знаниевый опыт

Смотрите, зайка, что-то грустит, давайте спросим, что случилось.

Зайчик: Я прыгал по полянке и собирал цветы красного, желтого, зеленого, синего цветов, но подул сильный ветер и все лепесточки перепутались, помоги мне пожалуйста собрать цветы по цвету.

Дети собирают цветок по цвету и выкладывают их на столе.

Восп: Все цветы собраны, и мы приглашаем тебя в театр. Пойдешь с нами?

Заяц: Да, с радостью, я люблю смотреть и слушать сказки.

Дети берут зайчика с собой в театр.

Приглашает детей к совместной деятельности, старается держать обсуждение в рамках темы.

Помогают собрать цветок по цвету

Получение в процессе игры положительных эмоций. Обеспечена потребность детей в движении.

Умение слушать, выполнять выбранные правила. Реализована потребность детей в общении

Ой, ребята, а где же наш колобок? А колобок наш катится дальше, пойдемте за ним…..

Колобок наш катится, катится по дорожке и прикатился…. К кому он прикатился? (к медведю)

- Мишка, мы с ребятами и колобком приглашаем тебя в театр.

М: Помогите мне найти моих друзей, они все спрятались, а одному скучно играть.

Восп: Ребята, поможем мишке?

Дети берут медведя с собой в театр.

Вовлекает детей в познавательную деятельность, предлагает детям помочь герою сказки.

Помогает разделиться ребятам на подгруппы. Напоминает, включает детей в самостоятельную деятельность. Предоставляет время для познавательной деятельности; предоставляет выбор воформлениирезультатов, наблюдает за детьми во время выполнения задания

Ребёнок выбирает способ взаимодействия при выполнении своей работы: в подгруппе, по желанию. Выбирает героя сказки, который больше всего понравился. Если возникла трудность, дети обращаются за помощью к воспитателю и друг другу.

Проявляет познавательную активность в процессе деятельности. Умение подбирать необходимые материалы для работы.

Пойдемте по нашей тропинке, может еще встретим друзей колобка.

Дети идут по тропе здоровья и встречают лисичку.

Лисичка приглашает ребят в театр.

Как называлась сказка?

От кого ушел колобок?

Кого он встретил по пути?

Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу); обеспечивает открытость на ориентированную самостоятельную или совместную со взрослым деятельность.

Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе; планируют самостоятельную (совместную) деятельность;

Читайте также: