Что такое страсти в музыке кратко

Обновлено: 07.07.2024

(лат. passio, нем. Passion) - муз. произведение на евангельский текст о предательстве Иуды, пленении и распятии Иисуса. "С." введены в церковный (католич.) обиход в 4 в., приурочивались к предпасхальной, т. н. страстной неделе. На первых порах это было полупение-получтение на лат. яз. в манере псалмодии с определёнными каденционными оборотами, причём в смысловом отношении наиболее важные моменты подчёркивались мелизмами. Псалмодич. тип "С." примерно с 14 в. сменился респонсорным, основанным на принципе диалога (сопоставления) строф в исполнении солиста (дьякона) и хора (turbae - реплики толпы); со временем индивидуализировались и партии участников драмы (Иисуса, Петра, Иуды, Пилата и др.). Параллельно, отъединившись от церкви, развивались нар.театрализованные инсценировки "С", проникнутые не ортодоксальным, а человечным, гуманным духом. Респонсорные "С." - исторически устойчивый тип, к-рый более всего соответствовал нуждам литургии. Однако в связи с дальнейшей общемуз. эволюцией с 16 в. усиливается значение полифонич. начала: возникает исторически третий, мотетный тип "С.", где весь канонич. текст давался в хор. изложении. В том же 16 в. в результате реформы Лютера возникают протестантские "С.". Введение нем. языка, протестантского хорала, а затем и допущение инстр. сопровождения видоизменяют характер "С.", их муз. трактовку. В 17 в. постепенно подготавливался, а в 18 в. утвердился тип ораториальных "С.". В конечном итоге произв. этого типа выходят за рамки литургии и начинают исполняться либо в концертном, либо в театрализованном виде. Так, к кон. 18 в. окончательно преодолевается древняя литургич. традиция. Классич. образцами респонсорного типа с участием хора (без инстр. сопровождения), но в протестантском преломлении могут служить "С." Г. Шюца (1665-66), мотетного - Я. Обрехта, отчасти Орландо Лассо (16 в.); высшее достижение, представляющее собой синтез разных типов, - две партитуры "С." И. С. Баха (1724-29; были последующие редакции); характерный образец позднейших "С." - популярная в свое время оратория "Смерть Иисуса" К. Грауна (1755). В 20 в., преим. под воздействием католицизма, возрождается интерес к созданию "С." в ином, более свободном толковании. Известность приобрели "Страсти по Луке" К. Пендерецкого (1966).

Литература : Друскин М., Пассионы И. С. Баха, Л., 1972, доп. под загл.: Пассионы и мессы И. С. Баха, Л., 1976, Terry Ch. S., Bach: the passions, L., 1926, 1933, Сhai11ey J., Les passions de J.-S. Bach, R., 1963.

M. С. Друскин.

Смотреть что такое "СТРАСТИ" в других словарях:

"СТРАСТИ"

"СТРАСТИ" , храмовое действо, содержание которого основано на евангельской истории страданий и смерти Христа. Вошли в церковный обиход в 4 в., первоначально в виде псалмодии. С 13 в. текст "Страстей" исполнялся в диалогической манере, с нач. 16 в. озвучивался в формах полифонического многоголосия (мотетные "Страсти"). В 17-18 вв. распространился ораториальный тип "Страстей" (использовались речитатив, ария, вокальные ансамбли, ритурнели и др.). Расцвет жанра связан с немецкой культурой 18 в. ("Страсти по Иоанну", "Страсти по Матфею" И. С. Баха). смотреть

"СТРАСТИ"

"СТРАСТИ", храмовое действо, содержание которого основано на евангельской истории страданий и смерти Христа. Вошли в церковный обиход в 4 в., первоначально в виде псалмодии. С 13 в. текст "Страстей" исполнялся в диалогической манере, с нач. 16 в. озвучивался в формах полифонического многоголосия (мотетные "Страсти"). В 17-18 вв. распространился ораториальный тип "Страстей" (использовались речитатив, ария, вокальные ансамбли, ритурнели и др.). Расцвет жанра связан с немецкой культурой 18 в. ("Страсти по Иоанну", "Страсти по Матфею" И. С. Баха). смотреть

"СТРАСТИ"

" (пассионы) (от латинского passio - страдание), храмовое действо, основанное на евангельском тексте о страданиях и смерти Иисуса Христа (страстях Христовых). В церковном обиходе с 4 в. В 17 - 18 вв. распространился тип "страданий", близкий оратории ("Страсти по Иоанну", "Страсти по Матфею" И.С. Баха), встречающийся также в музыке 19 - 20 вв. (сочинения Л. Бетховена, Ф. Листа; "Страсти по Луке" К. Пендерецкого). смотреть

Содержание

История

Страсти возникли на основе католической церковной службы и исполнялись как народные представления (храмовое действо) в течение или, позже, в канун Страстной недели: евангельский текст зачитывался или разыгрывался в лицах, с музыкальным сопровождением.

В церковный обиход Страсти вошли ещё в IV веке, первоначально в виде псалмодии — мелодической декламации. С XIII века текст Страстей исполнялся в диалогической манере — в форме диалога солиста (дьякона) и хора; постепенно происходило обособление партий отдельных участников драмы [1] .

На протяжении многих веков при исполнении Страстей, как и в богослужении, инструментальное сопровождение не допускалось; оно постепенно входило в обиход начиная с XVII века — от отдельных инструментов до оркестра в веке XVIII [3] .

После Реформации появились и протестантские Страсти — с текстом на немецком языке, с использованием протестантского хорала [3] . Таковы, в частности, Страсти Генриха Шютца, ещё без инструментального сопровождения, но уже с характерным для более поздних ораторий сочетанием черт как хоральных, так и мотетных Страстей [2] .

От Баха до наших дней

В этой форме написаны Страсти Г. Ф. Генделя и Г. Ф. Телемана (автора 44 пассионов) и целого ряда более поздних композиторов; однако вершинными достижениями считаются Страсти И. С. Баха [3] .

Пассионы были введены в церковный обиход в 4 в. и приурочивались к страстной неделе. На первых порах это было полупение-получтение на латинском языке в манере псалмодии. Псалмодический тип пассионов примерно с 14 в. сменился респоносорным, основанным на принципе диалога строф в исполнении солиста и хора. В процессе общемузыкальной эволюции с 16 в. усиливается значение полифонического начала. В 18 в. утвердился тип ораториальных пассион. К концу 18 в. преодолевается древняя литургическая традиция. Высшее достижение, представляющее собой синтез разных типов – две партитуры пассион И.С.Баха (1724–1729). В 20 в., преимущественно под воздействием католицизма, возрождается интерес к созданию пассион в более свободном толковании. Наиболее известное произведение – Страсти по Луке (1966) К.Пендерецкого.


В Христианская музыка, а Страсть это установка из Страсти Христовы. Литургически, большинство Страстей предназначалось для совершения в рамках церковных служб в Страстная неделя.

Настройки страсти разработаны из Средневековый нараспев чтения евангельских текстов о страстях Христовых, к которым позже полифонический добавлены настройки. Страсть играетЕще одна традиция, зародившаяся в средние века, может быть дополнена музыкой, такой как гимны, способствуя развитию страсти как музыкального жанра.

Пока страстная музыка в Католик странам пришлось соревноваться с другими религиозными организациями, такими как Станции Креста, то Improperia и Тенебра, в Протестантский Евангелие в Германии стало центром внимания Страсть услуги, с Кантаты страсти (а позже Страсти в оратория формат) исполняется на Страстное воскресенье, Вербное воскресенье и Хорошая пятница. Его самые известные примеры, Страсти по Баху, датируются первой половиной 18 века.

Более поздние музыкальные установки Страстей Христовых, такие как Иисус Христос Суперзвезда Рок-опера, или Арво Пяртс Passio относятся к этим более ранним христианским традициям в той или иной степени.

Содержание

История

Чтение Страстей из одного из Евангелий во время Страстная неделя восходит как минимум к 4 веку [1] и описывается Эгерия. В 5 веке Папа Лев Великий уточнил, что Евангелие от Матфея будет использовано на Вербное воскресенье и в следующую среду, и в среду Иоанна в Хорошая пятница; к 10 веку Лука заменил Матфея в среду, а Марк был добавлен во вторник.


В конце 15 века начал появляться ряд новых стилей:

  • Ответственные страсти в котором поется повествование, но части турбы, а иногда и слова Христа, установлены полифонически.
  • Сквозные страсти, также называется мотет страсти, в котором весь текст задан полифонически. Самый ранний из сохранившихся примеров этого типа иногда приписывают Якоб Обрехт .
  • Summa Passionis настройки, опираясь на все четыре Евангелия. Они никогда не использовались в церковной литургии, но, тем не менее, широко распространялись. В Семь последних слов (текст позже установлен Гайдн и Теодор Дюбуа) включены в эту категорию.

Римско-католическая музыка

В XVI веке многие декорации, в основном респонсорные, были написаны Уильям Берд (Св. Иоанна, 3вв), Якобус Галл, Франсиско Герреро (пять включая второго Святого Иоанна, в основном 5вв), Орландо ди Лассо (все четыре, 4вв), Киприано де Роре (Святой Иоанн) и Виктория.

Позднее развитие католической страсти было отражающей страстной ораторией, такой как Метастазиоитальянское либретто La Passione di Gesù Cristo установить с помощью Caldara, Сальери и многие другие композиторы между 1730 и 1812 годами.

Латинские страсти продолжались параллельно со стилем Метастазио, часто задаваемым второстепенными композиторами, такими как малоизвестные Карло Стурла, музыкальный мастер монастыря Санта-Бриджида, который также увлекся латинскими мотивами в оперном стиле 18 века, Пассио ди Венерди Санто, для Ораторского искусства Святой Филип Нери в Генуя в 1736 г.

Протестантская музыка

Томас Струц написал страсть (1664) с ариями для самого Иисуса, указывая на стандарт оратория традиция Schütz и Кариссими. Практика использования речитатив для евангелиста (а не простой песни) было разработкой придворных композиторов Северной Германии, таких как Иоганн Медер и Schütz, а в церковные композиции закрались только в конце 17 века. В речитатив использовался для драматического выражения. [3]

В 17 веке пришло развитие «оратория"Страсти, которые привели к J.S. БахСтрасти, сопровождаемые инструментами, с интерполированными инструментальными интермедиями (часто называемые "симфонии" или "сонаты") или с интерполированными текстами (тогда называемыми движениями" мадригал "), такими как другие отрывки из Священного Писания, мотеты, хоральные арии и многое другое. Такие настройки были созданы Варфоломей Гезиус и Генрих Шютц.

Самые известные протестантские музыкальные постановки Страстей созданы Иоганн Себастьян Бах, который, по его словам некрологза свою жизнь написал пять страстей. Два из них сохранились до наших дней: один основан на Евангелие от Иоанна (в Страсти по Иоанну), другой на Евангелие от Матфея (в Страсти по Матфею). Кроме того, либретто для St Mark Passion выживает. Хотя сегодня настройки Баха являются одними из самых популярных страстей, они редко исполнялись при его жизни.

Страсти продолжали быть очень популярными в протестантской Германии в 18 веке, со вторым сыном Баха. Карл Филипп Эмануэль составление более двадцати настроек. Включены крупнейшие композиторы страстей Graun, Telemann, Кейзер, Stölzel, Маттесон и Гендель - эти последние пять также составляют Brockes-Passions после текста Бартольд Генрих Брокес.

Романтическая и современная музыка

В 19 веке сеттинг Passion был менее популярен. Некоторые примеры таких работ - Оратория Christus (Op.97, 1847) автора Феликс Мендельсон, Das Suhnopfer des neuen Bundes (1847) и Kleine Passionsmusik (?) из Карл Лоу, Les sept paroles du Christ (?) из Сезар Франк, Джон Стейнерс Распятие (1887), Умереть страсть (Соч.93, 1896 г.) Генрих фон Херцогенберг, и Кристус. Мистериум в прелюдии и трех ораториях (Opp. 70–73, 1899) автора Феликс Дресеке. Однако в 20 веке они снова вошли в моду. Две примечательные настройки: Страсти по Луке (1965) автор Польский композитор Кшиштоф Пендерецки и Passio (1982) автор эстонский композитор Арво Пярт. Другой - это Passionsmusik nach dem Lukasevangelium из Рудольф Мауэрсбергер.

Примеры

Родственником музыкальной страсти является обычай ставить текст Stabat Mater Музыка. [ нужна цитата ]

английский

в английский репертуар, две классики Распятие (1887) по Сэр Джон Стейнер и Оливия на Голгофу (1904) автор Джон Генри Маундер. Другие работы включают Сэр Артур Сомервеллс Страсти Христовы (1914), Чарльз Вудс St Mark Passion (1921) и Эрик Тиманс Тайная вечеря (1930) и.

Более свежие примеры включают Джеймс Макмилланс Семь последних слов с креста (1993), Страсть по Матфею (1997), автор Марк Албургер, Страсти по словам четырех евангелистов от Скотт Кинг, и Страсти и воскресение по святому марку (2015/2017) по Кристиан Асплунд.

Эндрю Ллойд Уэбберс Иисус Христос Суперзвезда (книга и слова Тим Райс), и Стивен Шварцс Годспелл оба содержат элементы традиционных описаний страстей. Еще одна современная версия принадлежит Адриан Снелл (1980). Питер Габриэльнабрал Мартин Скорсезефильм 1988 г. Последнее искушение Христа был выпущен как альбом под названием Страсть: Музыка для последнего искушения Христа.

Немецкий

Станцы средневекового гимна Salve mundi salutare [4] - также известный как Rhythmica oratio -, стихотворение, ранее приписываемое Санкт-Бонавентура или Бернар Клервоский, но теперь считается, что более вероятно, что он был написан средневековым поэтом Арнульфом Лёвенским (умер в 1250 г.), был организован как цикл из семи кантат в 1680 г. Дитрих Букстехуде.

Другие настройки German Passion включают Der Tod Jesu (1755), с текстом Карл Вильгельм Рамлер и музыка Георг Филипп Телеманн, Карл Филипп Эмануэль Бах, и по Карл Генрих Грауни кантаты страсти Die letzten Leiden des Erlösers (1770), с текстами разных людей и музыкой Карла Филиппа Эмануэля Баха (взяты в основном из его Страсти по Матфею 1769 г.) и Готфрид Август Гомилиускантата Ein Lämmlein geht und trägt die Schuld HoWV 12 (1775 г.). Более поздний пример Das Sühnopfer des neuen Bundes от Карл Лоу (1847). В датском языке есть также кантаты страсти на музыку критика Баха. Иоганн Адольф Шайбе к тексту,Vor Harpe er bleven til Sorrig от Йоханнес Эвальд, и Sørge-Cantata ved Christi Grav Херренс Сальведе, сом вар фор Насес Аанд того же либреттиста и композитора.

латинский

Станцы средневекового гимна Salve mundi salutare [4] - также известный как Rhythmica oratio -, стихотворение, ранее приписываемое Санкт-Бонавентура или Бернар Клервоский, но теперь считается, что более вероятно, что он был написан средневековым поэтом Арнульфом Лёвенским (умер в 1250 г.), был организован как цикл из семи кантат в 1680 г. Дитрих Букстехуде. Одновременное развитие дополнительных строф сверх пяти популярных религиозных практик может быть отнесено к неопределенной композиции, с творческими нарастаниями, происходящими с течением времени. Membra Jesu Nostri делится на семь частей, каждая из которых адресована разным членам распятого тела Христа: Ad pedes, Ad genua, Ad manus, Ad latus, Ad pectus, Ad cor, Ad faciem (ступни, колени, руки, бок, грудь, сердце и голова, то есть Христова Святое лицо) в обрамлении избранных стихов Ветхого Завета, содержащих прообразы. Кантата дошла до нас, более известная как гимн. О Священная голова в окружении назван в честь заключительной строфы стихотворения, обращенного к главе Христа, которое начинается Salve caput cruentatum. Собственно, гимн не имеет ничего общего с кантатой Букстехуде. Он проистекает из (и является последним из) Пауль ГерхардтСборник гимнов по мотивам стихотворения (которое он также приписал Бернарду). Ференц Лист включил аранжировку этого гимна на шестой станции, Святая Вероника вытирает Святой Лик, в его Via crucis (Станции Креста).

Одна заметная работа в латинский является Арво Пяртс Passio Domini Nostri Jesu Christi secundum Joannem (Страдания Господа нашего Иисуса Христа по Иоанну) 1982 г.


Страстей по Иоанну в мире всего три: это произведения , эстонского композитора Арво Пярта и Софии Губайдулиной.

Там, где мальчики поют более 800 лет

Теперь это всемирно известный храм — Церковь Святого Фомы, или Томаскирхе. Начало постройки этой церкви относится к 1212 году. Там жил в монашестве менестрель Генрих фон Морунген, в ней как-то провел службу сам Мартин Лютер.

А еще там поет хор мальчиков. Поет непрерывно с 1212 года, то есть более 800 лет. 1723 по 1750 год этим хором руководил .

Обязанности кантора Томаскирхе включали в себя не только руководство хором. Вот часть из списка обязанностей Баха:

2. Привести музыку обеих главных церквей города, в меру моих наилучших сил, в хорошее состояние.
6. Во избежание излишних расходов прилежно обучать мальчиков не только вокальной музыке, но и инструментальной.
12. Не выезжать из города без разрешения г. бургомистра.

Единственное, чего не стал делать Бах — это преподавать латынь. Он сам оплачивал другого преподавателя, подобное допускалось правилами. Бах творит, и эти годы созидания несколько омрачаются мелкими столкновениями с муниципальными и церковными властями.

У Баха — только кантат около 300, большая часть из них написана в Лейпциге. К пятнице можно было сочинить новую кантату. Бах даже переписывать их набело не успевал, тогда помогала жена. Со временем почерки Иоганна Себастьяна и Марии Магдалены стали так похожи, что исследователи до сих пор путаются. Дом был полон музыки и детских голосов (родилось еще 13 детей).

Родилось от второй жены Баха шесть сыновей и семь дочерей, так что если бы все дети его оставались в живых, то их было бы двадцать: девять дочерей и одиннадцать сыновей.
Риман

Но пережили отца только пять сыновей и четыре дочери. Сыновья в Лейпциге уже начали сочинять свою музыку.

О последних годах жизни Баха и других шедеврах можно будет прочитать в следующий раз.

Читайте также: