Изучение воспитательной системы современной школы план воспитательной работы

Обновлено: 02.07.2024

Воспитательная работа в образовательных учреждениях на современном этапе не является чем-то обособленным. Обособленным от учебы, от всей той жизни, которая постоянно соприкасается с каждым человеком, не исключая ребенка. Не секрет, что воспитывая будущего строителя коммунизма мы всячески оберегали его от превратностей и невзгод “взрослой” жизни. Теперь же, жизнь как бы наверстывает упущенное и наши дети постоянно соприкасаются с жестоким миром сегодняшней действительности со всей неизбежностью, на которую мы совсем недавно не могли рассчитывать. С одной стороны это плохо, так как заставляет уделять много времени социализации с раннего возраста, а с другой — позволяет сразу вступить в тот мир, в котором и предстоит жить в дальнейшем. Опираясь на мнение В.А. Караковского о том, что ценностями в современном обществе являются такие непреходящие понятия, как Культура, Труд, Знания, Мир, Отечество, Семья, Человек, при осмыслении основных приоритетов в воспитательной деятельности, тем не менее, не забыты и такие общечеловеческие ценности, как Красота, Добро, Истина. В свете этого стоит обозначить основную цель на сегодняшнем этапе развития общества, а потом поэтапно расшифровывать ее составляющие.

Итак, основная цель: обучение и воспитание здоровой психически и физически личности в системе дошкольно-школьного воспитания и обучения.

Оговорю сразу, что этап дошкольного воспитания мы будем обсуждать исключительно конспективно, так сказать, чтобы обрисовать общую картину и — для полноты понимания концепции.

Основная цель на этом этапе: воспитание полноценной, гармоничной, здоровой во всех отношениях личности.

  • формирование полноценной, ценностно-ориентированной личности;
  • развитие адекватных мотивационных установок в системе существующих социальных норм и правил;
  • освоение основных социокультурных ценностей, норм и правил;
  • развитие интеллекта, психики соответственно индивидуальным и возрастным особенностям детей;
  • всестороннее сенсорное и физическое развитие;
  • формирование полноценного гражданина, члена общества.

Это, так сказать, один из основных, базовых моментов в формировании личности будущего гражданина, члена общества. Грамотно заложив прочный фундамент, в расчете на мощную надстройку, можно не опасаться, что здание в будущем рухнет или даст трещину.

Следующий этап — период обучения в школе. Если сюда придет не подготовленный к обучению индивидуум, трудно предсказать какие-либо оптимистичные образовательные эффекты. Ведь период жизни — 11 лет — отнюдь немалый, а для большинства — главенствующий. Именно в связи с этим ему и придается основное значение. Поэтому уделяется немалое значение и той основе, которая заложена на момент вступления в школу. Достаточно будет обрисовать хотя бы некоторые основные моменты, этапы образовательной деятельности, работы в школе, чтобы стала понятна конечная цель наших действий.

Сразу оговорю значение термина образовательная деятельность. Под этим подразумевается совместная деятельность по обучению и воспитанию в школе. Ибо воспитывать где-то отдельно, не на уроке, вне его — значит двурушничать или попросту самоустраняться от воспитания. Воспитание и обучение поэтому, на наш взгляд — единый, взаимобусловленный процесс.

В современном обществе отсутствует в значительной мере толерантность и психологическая лабильность, конфликтоустойчивость и конфликтная компетентность. И это отнюдь не наше личное мнение. Именно поэтому огромное значение должно придаваться психологизации образовательного процесса, высокой психологической компетентности самих педагогов. Естественно, немалое значение имеет четко скоординированный план образовательной деятельности, основанный на принципах дифференциального, личностного подхода с одной стороны, и также четко интегрированный — с другой.

Каждый — и ребенок и педагог — должен пройти несколько основных этапов в формировании собственной личности: познания определения мотивации реализации.

В своей деятельности как педагогу, управленцу мне, как и многим другим, пришлось пройти эти этапы и выйти на новый в качественном отношении уровень саморазвития.

На современном этапе — этапе технократизации общества — большое значение придается гуманитаризации процесса обучения. В связи с этим наряду с широкой образованностью ставится не менее важная задача — профильности обучения. Наряду с гуманизацией образовательного процесса это — основные задачи по его осуществлению. Впоследствии, не менее важными считается воспитание полноценного гражданина, сочетающего широкую образованность с высокой культурой воспитания и самосознания.

Рассматривая развитие ребенка, личности в неразрывной связи с социумом — семьей, классом, школой, а впоследствии — производственным коллективом, обществом — невозможно осуществлять образовательную деятельность, не ориентируя личность на трудовую деятельность, творческое отношение к любому делу, на систему общечеловеческих ценностей, на освоение и передачу системы общекультурных, общенациональных ценностей. Ценностей, при освоении которых каждый человек, личность осознает свою этническую, социальную принадлежность. Принадлежность, которая позволяет отождествлять себя полноправной и полноценной единицей в существующей общественной системе.

В дальнейшем будут представлены материалы, которые конспективно, схематично описывают общую структуру управленческой деятельности. Материалы, которые накопились, сформировались в процессе продвижения от одного направления в образовательной деятельности к другому. Представляя их отнюдь не в хронологической последовательности их появления, тем не менее считаем, что рассматривать их изолированно не представляется возможным. Поскольку на современном этапе модернизации системы образования особое внимание уделяется профилактике безнадзорности, правонарушений наряду с профилактикой и борьбой с такими пагубными зависимостями как: табакокурение, токсикомания, алкоголизация, наркомания возникает насущная потребность в поиске оптимальных приемов, эффективных мер, предпринимаемых для осуществления борьбы или профилактики с ними.

Понятно, что с уходом из нашей общественной жизни таких общественных организаций, как партия и комсомол, ушли и те формы воспитательной работы, которые являлись принадлежностью того времени. Вакуум, образовавшийся в результате их потери, заполнить очень трудно, так как до сих пор не сформировалась та система общественных ценностей, та новая нравственная конституция, которая бы определяла своеобразный социальный заказ. В связи с этим, в сложных экономических условиях в своеобразную “эпоху перемен”, когда еще свежи, но уже отринуты старые нормы и ценности и не приняты новые, трудно сориентироваться и выбрать тот оптимальный вариант, который позволит комфортно и без особых опасений осуществлять собственную образовательную деятельность. С вопросом “Что делать?” мы определились просто.

Сначала проанализировали собственную подготовленность, потом собственные ресурсы, далее — ресурсы своего района, города и региона. В результате определились сначала каждый с той воспитательной системой, которую избрало то или иное образовательное учреждение. Для построения воспитательной системы района были использованы воспитательные концепции Караковского, Газмана, Иванова, Щурковой и создана некая синтетическая усредненная модель.

  • Системный подход, предполагающий неразрывную взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности;
  • Деятельностный подход, предполагающий воспитание личности в системе коллективных творческих дел и мероприятий;
  • Организация системы внеурочной, досуговой деятельности, сориентированной на всестороннее развитие личности;
  • Создание системы управления школой на основе самоуправления, с привлечением воспитательной системы, системы ученического самоуправления;
  • Система работы классных руководителей (классных, часов, мероприятий) — как основное организующее звено образовательной системы.

На самом деле, проанализировав потенциальные возможности для реализации воспитательной работы, мы обнаружили, что они практически самые оптимальные, по сравнению с другими районами города. Поэтому и работа может строиться так-же оптимально. С другой стороны, мы обнаружили ряд факторов, отрицательно воздействующих на воспитание подрастающего поколения в нашем районе. Это, в первую очередь, приток в район большого числа жителей, молодежи из других районов, среди которых немало правонарушителей. В связи с этим наблюдается приток большого числа распространителей не только табака, алкоголя, но и наркотиков. В районе немало увеселительных учреждений типа ресторанов и игорных заведений, что также не является положительным воспитывающим фактором.

В то же время, многочисленные гости района должны видеть в лице учащихся наших ОУ положительный пример.

Необходимо сразу внести ясность по поводу аббревиатур, употребляемых в ходе изложения, и расшифровать их: ДО — дополнительное образование; ИДН — инспекция по делам несовершеннолетних; ОУ — образовательное учреждение; РОВД — районный отдел внутренних дел; УСЗ — управление социальной защиты; ЦТРиГО — Центр творческого развития и гуманитарного образования.

  • познавательных;
  • досуговых, творческих;
  • игровых, спортивных;
  • общественно-организаторских;
  • совершенствования коммуникации, общения;
  • профильного допрофессионального обучения;
  • участия в мероприятиях, акциях.

(*при составлении этого и следующего материала (памятки для зам директоров по ВР) использованы материалы “Классный руководитель”№ 2, 2000)

Каждый педагог, занимающийся воспитательной работой, свою деятельность строит, планирует, исходя из анализа прошедшей работы и анализа ситуации, средств, с помощью которых он сможет осуществить свои планы. Поэтому анализ рассматривается как главное звено в осуществлении деятельности по воспитанию детей.

Анализ работы за прошедший год:

Какие воспитательные цели и задачи ставились в прошедшем учебном году?;

Если какие-либо из них не выполнены — указываются причины;

Каковы были приоритетные направления воспитательной работы?;

Какие исследования проводились в школе, их цели, итоги, результаты?

Радел I. Воспитательные цели и задачи

  • конкретность, детальность, определенность;
  • правильность и грамотность формулировки;
  • реальность, прогнозируемость результатов;
  • понимание и принятие целей всеми участниками и субъектами;
  • принятие целей деятельности школы, класса личными целями всех участников педагогического процесса;
  • осознание мотивов, побуждающих к активной деятельности;
  • уход от стихийности, формализма;
  • рациональность, практичность, четкий расчет;
  • научный подход.
  • модель личности как основная перспективная цель воспитания;
  • задачи школы в целом на год;
  • цели и задачи воспитательных комплексов:
    • детских объединений,
    • ученического самоуправления,
    • кружков, секций,
    • музея, библиотеки,
    • внеклассных мероприятий, уроков,
    • спортивных соревнований и прочих.
    • воспитательные цели и задачи класса в работе классного руководителя.

    Раздел II. Содержание воспитания

    1. Какие формировались привычки, способы мышления, знания, умения, навыки, пр.?

    2. Использованные формы воспитательной работы — коллективные творческие дела; классные часы, собрания; экскурсии; соревнования, выставки, смотры.

    3. Применяемые методы: постановка перспективы, соревнования, игры, убеждение, требование, личный пример, стимулирование, разъяснение, упражнение и приучение.

    4. Средства и методы: организация внутришкольной среды; воспитание через урок; окружающая социокультурная среда; детский воспитательный коллектив и его влияние; развитие ученического самоуправления. Система взаимоотношений: ученик-учитель; учитель-ученик; ученик-ученик; учитель-родители; учитель-администрация. Кадры.

    5. Работа с педагогическим коллективом: предъявление единых педагогических требований; уровень реализации воспитательной функции уроков учебном процессе всеми учителями; участие педагогов во внеурочной и внеклассной деятельности; взаимодействие с руководителями кружков, секций; взаимосвязь с ЦТРиГО. Результативность работы с педагогическим коллективом: инструктивно-методической; индивидуальной; организации обмена опытом и посещения открытых мероприятий; педагогами дополнительного образования; развития инновационных процессов.

    6. Работа с родителями и общественностью: степень налаженности взаимодействия с семьей; единство требований и позиций семьи и школы; участие родителей в воспитательной работе класса и школы; результативность родительских собраний, правильно выбранная тематика.

    • С педагогически запущенными детьми: количество состоящих на учете в школе, ОДН; причины постановки на учет; снятых с учета; характеристика методов и приемов, используемых в работы.
    • С детьми, не проявляющими заинтересованности в учебе.
    • С одаренными учащимися.
    • Индивидуальная педагогическая поддержка: поддержать стремление к самостоятельности, к самодвижению; подкрепить положительные качества; помочь обрести уверенность; помочь в преодолении того или иного препятствия, трудности; удержать от того, что мешает развитию, является грузом, преградой в развитии; подстраховать и удержать от того, чтобы не скатился вниз.
    • Условия, обеспечивающие успешность педагогической поддержки: приоритет в решении собственных проблем принадлежит самому ребенку; согласие ребенка на помощь и поддержку; совместность, сотрудничество, содействие; соблюдение принципа конфиденциальности; защита прав и интересов ребенка на всем пространстве его жизни; доброжелательность и безоценочность.

    8. Условия воспитания: санитарно-бытовые; гигиенические (внутришкольные); эстетические; социально-культурные ценности(внешние); природная среда.

    Раздел III. Результат воспитательной работы

    • по уровню обученности учащихся;
    • по уровню воспитанности учащихся;
    • по уровню развитости интеллекта;
    • по уровню сохранности здоровья детей.

    2. Расхождение целей и реальных результатов, их причины.

    3. Динамика изменения уровня воспитанности по годам обучения.

    Не менее важно при построении плана деятельности, проектирования воспитательной модели учитывать все необходимые компоненты. Для этого мной была разработана соответствующая памятка.

    Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

    Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

    Воспитательная система школьников

    1. Пояснительная записка

    2. Цели и задачи воспитательной работы педагогического коллектива

    3. Принципы воспитания

    4. Важнейшие принципы целевых программ

    5. Цели и задачи воспитательной системы классного руководителя

    6. План воспитательной работы в классе

    7. Формирование классного коллектива

    8. Индивидуальная работа с обучающимися

    9. План работы с проблемными учащимися

    10. Основные направления в работе с родителями

    11. План работы с родителями по внедрению ФГОС в начальной школе

    12. План работы родительского комитета

    13. Протоколы родительских собраний

    14. Анализ воспитательной работы в классе

    1.Изучение уровня воспитанности учащихся.

    2. Социальный паспорт класса

    3. Сведения об учащихся

    4. Самоуправление в классе, актив класса

    5. Состав родительского комитета

    6. Протоколы родительских собраний

    Пояснительная записка

    Стандарты второго поколения ставят перед российским образованием новую цель – воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России.

    Программа открывает широкие возможности для разностороннего совершенствования учащихся, так как в ней в единстве решаются разнообразные оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Работа по ней оказывает большое влияние на развитие личности, на процесс обучения и воспитания учащихся, формирование их социальной активности, привитие бережного отношения к природе, чувства любви к Родине. У школьников, занимающихся по данной программе, формируются новые навыки получения знаний, возрастает интерес к общественно-полезной работе, заметно растет их познавательная активность.

    Цели и задачи воспитательной работы педагогического коллектива

    Нормативно-правовая база программы

    1. Конституция РФ.

    2. Конвенция о правах ребёнка.

    3. Закон РФ "Об образовании".

    4. Закон РФ "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации".

    5. Закон РФ "Об утверждении Федеральной программы развития образования".

    Целью воспитательной работы как управление, развитие и сотрудничество, является процесс включения подрастающего поколения в жизнь общества, формирования образа жизни достойного ЧЕЛОВЕКА.

    Задачи воспитательной работы:

    ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ

    Личностный. Признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью.

    Природосообразный. Учет в работе с детьми половозрастных, психофизиологических особенностей учащихся.

    Культуросообразный. Опора в воспитании на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, а также на достижения мировой культуры.

    Деятельностный. Организация деятельности с детьми на основе ведущей для данного возраста: для младших школьников – учении, учащихся основной школы – общении, для старшеклассников – учебно-профессиональной деятельности.

    Дифференцированный. Отбор содержания, форм, методов с учетом особенностей групп и каждого ученика в отдельности.

    Средовый. Учет, использование в процессе воспитания среды (семьи как главного воспитателя, ответственного за экологию детей, учреждений дополнительного образования, общественных организаций и другого окружения ученика).

    Эмоциональный. Опора не только на сознание и поведение ребенка, но и на его чувства.

    Отношенческий. Разумное сочетание в воспитательной работе антиподов: объекта – субъекта, коллективности – индивидуальности, традиции – новации, общения – обособления, поощрения – наказания, управления – самоуправления, воспитания – самовоспитания.

    Диалогический. Выход на определенном этапе совместной деятельности на субъект – субъектные отношения.

    Воспитательная работа включает в себя:

    Цели и задачи программы:Первым и самым главным направлением является защита, сохранение и развитие здоровья ученика. Имеется в виду его физическое и психическое здоровье.

    Цель этого направления состоит в том, чтобы показать ребенку, его семье значимость его физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития его нравственных качеств и душевных сил, для профессионального становления.

    - формирование стремления к здоровому образу жизни, профилактические мероприятия

    - осознание здоровья, как одной из главных ценностей

    - психическое, физическое, нравственное здоровье

    - создание комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся

    - охрана жизни детей

    Цель: Совершенствование системы организации школьного питания обеспечивающей качественное и сбалансированное питание учащихся

    - обеспечение доступности школьного питания.

    - повышение качества питания учащихся , обеспечение соответствия школьного питания детей установленным нормам и стандартам.

    - внедрение новых технологий.

    - совершенствование профессионально-кадрового состава работников, задействованных в системе школьного питания.

    - пропаганда и обучение в области здорового питания.

    Цели и задачи программы:

    - формирование гуманистических, толерантных отношений к окружающему миру

    - приобщение к общечеловеческим ценностям: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знание, Здоровье, Культура, Мир - освоение, усвоение, присвоение этих ценностей

    - формирование чувства патриотизма, сознание активного гражданина обладающего политической культурой, критическим мышлением, способностью самостоятельно делать выбор в любой ситуации

    Целью образования в школе является выявление и развитие способностей каждого

    ученика на основе личностно – ориентированного подхода в обучении, формирование

    духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности,

    обладающей прочными базовыми знаниями средней школы, способной

    адаптироваться к условиям новой жизни. Однако данный процесс не должен быть

    стихийным. Обеспечить планомерность и систематичность данного процесса и

    Задачи:

    1 - Создать систему целенаправленного выявления способностей каждогоребенка;

    2 - Создать максимально благоприятные условия для интеллектуального,морально-физического развития детей;

    3 - Стимулировать творческую деятельность детей и педагогов;

    4 - Разработать и поэтапно внедрять новое содержание образования,прогрессивные технологии в работе с детьми;

    5 - Обеспечить фундаментальную гуманитарно-образовательную подготовкудетей;

    6 - Создать условия детям для реализации их личных творческих способностейвпроцессе научно-исследовательской и поисковой деятельности;

    Цель программы - формирование системы организации праздничных форм досуговой деятельности для создания благоприятной социально-педагогической и творческой среды развития личности ребенка современного общества.

    Задачи программы:

    совершенствовать качества и эффективности досуговой деятельности;

    разработать современную стратегию организации и проведения детских мероприятий как наиболее доступной формы досуговой деятельности; осуществлять личностно-ориентированный подход в формировании ценностных ориентаций в выборе детьми позитивных творческих форм организации досуга; воспитать гражданственность и патриотизм у детей и подростков в процессе проведения митингов, акций и тематических праздников; развивать празднично-игровую культуру детей и взрослых в современных социальных условиях; искать новые художественно-педагогические формы, методы и технологии проведения праздничных программ для детей и подростков; определить художественный уровень детских праздников, проводимых учреждениями образования и выработать методические рекомендации по организации и проведению празднично-массовых мероприятий для детей.

    Цели и задачи программы:

    Развитие сотруднических отношений между педагогами и родителями, формирование гуманных отношений между детьми и родителями.

    Формирование нравственно ориентированной личности ребенка, обладающего коммуникативной культурой и стремящегося к реализации своих способностей, раскрытию и развитию индивидуальности.

    Изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи;

    Психолого-педагогическое и правовое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед;

    Организация совместного проведения свободного времени детей и родителей;

    Обеспечить охрану жизни и здоровья детей. Социально-педагогическую поддержку трудных подростков путем вовлечения их в различные формы детского творчества и спортивные занятия.

    Защита интересов и прав ребенка в семьях, особенно в неблагополучных.

    Психолого-педагогическая работа по предупреждению правонарушений совместно с КДН, ПДН.

    Важнейшие принципы целевых программ:

    - Гуманизация обучения и воспитания;

    - Гуманизация и дифференциация учебно-воспитательного процесса;

    - Системно-деятельный и личностно-ориентированный подход к воспитанию

    Гуманистический характер воспитания и обучения предполагает реализацию воспитательных задач на каждом учебном, внеклассном занятии, создание воспитательной среды во внеурочное время, построение работы, нацеленной на развитие личности каждого ребенка.

    Системный подход к воспитанию реализуется через:

    - воспитание в процессе обучения;

    - воспитание межличностных отношений на всех уровнях;

    - работа с семьей.

    Эти формы осуществляются в виде творческих дел, воспитательных мероприятий через систему целевых программ.

    Основу функционирования и развития воспитательной работы составляет совместная деятельность и общение детей, педагогов, родителей, направленные на развитие потребности в формировании здорового образа жизни.

    Основные виды деятельности:

    1 ступень – игровая;

    2 ступень – коллективная творческая деятельность (КТД);

    3 ступень – трудовая, спортивная и деятельность по самоуправлению.

    Немаловажную роль в реализации целевых программ воспитательной работы играют традиции школы: День Знаний, Праздник Золотой Осени, День Туризма, день Учителя, День пожилых людей, День Матери, День здоровья, Предметные недели, Новогодний Карнавал, праздник Сагаалган, Школьный смотр – строя и песни, Женский День, День Защиты Детей, Последний звонок, выпускной вечер.

    В основу воспитательной работы положены педагогические идеи:

    1. Личностная направленность воспитания :в центре всей воспитательной работы стоит ребенок, подросток, раскрытие потенциалов личности, как в учебной, так и во внеурочной работе, предоставление каждому обучающемуся возможности для самореализации.

    2. Опора на совместную деятельность детей и взрослых :поиск совместно с детьми образцов нравственности, лучших образцов духовной культуры, культуры деятельности, выработка на этой основе собственных ценностей, норм и законов жизни.

    4. Создание среды возможного успеха: суть воспитания успехом заключается в том, что педагог в процессе совместной деятельности, стремится как можно глубже понять детей, осмыслить особенности и выделить достоинства, позитивные стремления, мечты, конструктивные цели и задачи деятельности, развивать любые ростки успеха.

    5. Детское самоуправление и самодеятельное творчество - реальная возможность оказывать влияние на прини­ маемые решения и обеспечивает причастность школьника к формиро­ ванию уклада жизни школы вне уроков.

    6. Гражданская грамотность и ответственность — совокупность способно­ стей, дающих возможность строить взаимоотноше­ ния в демократическом сообществе: критически мыс­ лить; действовать обдуманно в условиях плюрализ­ ма; эмпатия, позволяющая слышать и тем самым помогать другим.

    7. Доступность и свободный выбор в сфере внеурочной занятости - широкая сеть структурных подразделений дополнительного образования детей, организация семейного досуга.

    8. Компетентностный подход предполагает:

    · усвоение школьниками четырех главных социальных ролей: человек, семьянин, работник, гражданин.

    · умение строить конструктивное взаимодействие на следующих уровнях:

    - В сфере самообразования и саморазвития.

    - В сфере гражданско–общественной деятельности.

    - В сфере социально - трудовой деятельности.

    - В бытовой сфере.

    - В сфере культурно - досуговой деятельности

    9. Устремленность воспитывающей деятельности в жизнь: открытость воспитательной системы, её связь с реальной жизнью.

    ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ ЛИЧНОСТИ ВЫПУСКНИКА начальной школы

    Свободная личность. Высокий уровень самосознания, гражданственности, самоуважения, самодисциплины, самостоятельности в принятии решений и ответственности.

    Гуманная личность. Милосердие, доброта, способность к состраданию, сопереживанию, терпимость, доброжелательность, готовность оказать помощь.

    Духовная личность. Потребность в познании и самопознании, в красоте, в рефлексии, общении.

    Творческая личность. Развитие способности, потребности в преобразующей деятельности.

    Практическая личность. Трудолюбие, хозяйственность, здоровый образ жизни, физическая закалка, эстетический вкус.

    Цель и задачи воспитательной системы классного руководителя

    Характеристика классного коллектива

    Начали проявляться лидерские качества у 3 учащихся. Все дети легко и радостно идут на контакт. В результате наблюдений за детьми характеристика будет составляться.

    Один учащийся проживает и воспитывается в неполной семье, а у остальных ребят семьи полные. Трое детей из многодетной семьи.

    Необходимо продолжать изучение особенностей детей, их семей и условий жизни для правильного построения воспитательного процесса.

    Социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества, как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

    На конец года планируется выявить положительную тенденцию в воспитании следующих интегративных качеств: ответственность, дисциплина, умение приходить на помощь и помогать. Исходя из поставленной цели, считаю нужным поставить следующие

    Задачи на первый год обучения реализации воспитательной работы:

    2. Формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим оценкам.

    Ожидаемые результаты.

    Приобретение учащимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащихся со своими учителями (в основном и дополнительном образовании как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

    Задачи на второй год обучения.

    · Формирование основ морали – осознанной необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у учащегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма.

    Ожидаемые результаты.

    Получение учащимися опыта освоения базовых ценностей общества и позитивного отношения к ним, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т.е. в защищённой, дружеской просоциальной среде, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает)

    Задачи на третий год обучения.

    · Формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственную оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам.

    · Формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты.

    Задачи на четвертый год обучения.

    · Пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество.

    · Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

    · Развитие трудолюбия, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.

    · Осознание учащимися ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни.

    · Формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважение к языку, культурным религиозным традициям, истории, образу жизни представителей народов России.

    Ожидаемые результаты за третий и четвёртый год обучения.

    Получение учащимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у них социально-приемлемых моделей поведения с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

    Получение учащимися элементарных представлений об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении. О правах и обязанностях гражданина России. Представления о влиянии нравственности на здоровье человека.

    совершенствование воспитательной деятельности, способствующей развитию нравственной, физически здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению.

    Задачи воспитательной работы:

    Продолжить создавать условий для успешного перехода на ФГОС второго поколения;

    Совершенствование системы воспитательной работы в классных коллективах;

    Приобщение школьников к ведущим духовным ценностям своего народа, к его национальной культуре, языку, традициям и обычаям;

    Продолжить работу, направленную на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, привитие им навыков здорового образа жизни, на профилактику правонарушений, преступлений несовершеннолетними;

    Создать условия для выстраивания системы воспитания в школе на основе гуманизации и личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании школьников.

    Продолжить работу по поддержке социальной инициативы, творчества, самостоятельности у школьников через развитие детских общественных движений и органов ученического самоуправления.

    Дальнейшее развитие и совершенствование системы дополнительного образования в школе.

    РЕАЛИЗАЦИЯ ЭТИХ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ПРЕДПОЛАГАЕТ:

    • Создание благоприятных условий и возможностей для полноценного развития личности, для охраны

    здоровья и жизни детей;

    • Создание условий проявления и мотивации творческой активности воспитанников в различных сферах

    социально значимой деятельности;

    • Развитие системы непрерывного образования; преемственность уровней и ступеней образования; поддержка

    исследовательской и проектной деятельности;

    • Освоение и использование в практической деятельности новых педагогических технологий и методик

    • Развитие различных форм ученического самоуправления;

    • Дальнейшее развитие и совершенствование системы дополнительного образования в школе;

    • Координация деятельности и взаимодействие всех звеньев воспитательной системы: базового и

    дополнительного образования; школы и социума; школы и семьи;

    Образ выпускника начальной школы:

    Соблюдение режима дня и правил личной гигиены. Стремление стать сильным, быстрым, ловким и закаленным, желание попробовать свои силы в занятиях физической культурой и спортом.

    2.Общекультурная компетенция - Наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию. Сформированность основных черт индивидуального стиля учебной деятельности, готовности к обучению в основной школе. Эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционально

    окрашенного отношения к произведениям искусства.

    3.Коммуникативная компетенция - Овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками:

    умение говорить и слушать; способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе.

    Основные направления воспитания и социализации:

    Воспитание гражданственности, патриотизма, социальной ответственности и компетентности,

    уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

    Воспитание нравственных чувств, убеждений и этического сознания.

    Воспитание трудолюбия, творческого отношения к образованию, труду, жизни, подготовка к

    сознательному выбору профессии.

    Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.

    Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

    Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об

    эстетических идеалах и ценностях, основ эстетической культуры (эстетическое воспитание).

    Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

    Планируемые результаты:

    • У учащихся сформированы представления о базовых национальных ценностях российского общества;

    • Учащиеся активно включены в коллективную творческую деятельность ученического

    самоуправления, ориентированную на общечеловеческие и национальные ценности;

    • Максимальное количество учащихся включено в систему дополнительного образования.

    Организация занятий в кружках направлена на развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

    • Повышено профессиональное мастерство классных руководителей и мотивация к самообразованию, благодаря чему увеличилась эффективность воспитательной работы в классах.

    • Система мониторинга эффективности воспитательного процесса позволяет своевременное выявление и анализ изменений, происходящих в воспитательном процессе, и факторов, вызывающих их

    • Повышена педагогическая культура родителей, система работы способствует раскрытию

    творческого потенциала родителей, совершенствованию семейного воспитания на примерах традиций семьи, усилению роли семьи в воспитании детей.

    Система дополнительного образования

    Вся внеурочная деятельность в школе направлена на формирование социальной компетентности учащихся, развитие их творческого потенциала.

    Цель воспитания — это личность, свободная, талантливая, физически здоровая, обогащенная научными знаниями, способная самостоятельно строить свою жизнь.

    Однако потребности личности в достижениях связываются не только с учебной деятельностью. В соответствии с этим направленность внеурочной воспитательной работы можно охарактеризовать следующим образом:

    направленность на сотрудничество с людьми, оказание помощи и поддержки окружающим, ответственности за общее дело;

    направленность на формирование коммуникативной компетентности, способности к эффективному межличностному взаимодействию, совместной работе в коллективе и группе;

    направленность на формирование высокой и устойчивой самооценки, чувства собственного достоинства

    Новая программа воспитания: в чем суть

    Владимир Круглов внес ощутимый вклад в разработку примерной программы воспитания для школ Института стратегии развития образования РАО. Эксперт рассказал, какие идеи и традиции легли в основу программы, и почему пора выбирать новые модели и практики воспитания.

    Программа опирается на несколько позиций. Во-первых, это деятельный подход к воспитанию. Ведь качество результата зависит от прямого взаимодействия учителя с ребенком, когда они объединены процессом какой-то совместной деятельности, интересной и одному, и другому. Такое выстраивание отношений ведет к тому, что педагог становится для своего ученика значимой личностью.

    Во-вторых, программа выстраивает позитивные взаимоотношения преподавателя и воспитанника. Смысл в том, чтобы педагог смог отказаться от авторитарности и категоричных методов воспитания. Субъект-объектный подход, поощрение или наказание — это, конечно, уже традиция. Но от нее стоит отказаться в пользу деятельностного метода — когда ученик и учитель объединены общим процессом.

    Вообще, в проекте заложено большее количество методов, уже доказавших свою результативность на практике. Экспертная команда разработала не только примерную программу воспитания, но и ряд методических рекомендаций по написанию таких программ и по организации воспитательного процесса в школе в целом.

    Крупным планом: переоценка воспитания по всей стране

    К сожалению, даже в наше время качество воспитания все еще пытаются оценивать количественными показателями. Владимир Круглов прокомментировал:

    Тут, по логике, возникает вопрос: а существуют ли какие-нибудь концепты воспитания, которые могут стать более продуктивными? Ответ: да. Если речь идет о деятельности, то определяющим становится не только вовлеченность ребят в процесс, но и их удовлетворенность.

    Важно мониторить, насколько педагоги значимы в глазах ребят, является ли классный руководитель личностью, которой ребенок может доверять, приходя к нему со своими проблемами, нерешенными вопросами, или он, наоборот, старается минимизировать общение с преподавателем.

    Советники по воспитанию: как организовано обучение

    Объем этой комплексной и хорошо продуманной программы составляет 106 часов, форма обучения — очно-заочная. На очных занятиях слушателям предлагают познакомиться с основами организации коллективных творческих проектов. В качестве итоговой аттестации студенты предоставляют и впоследствии защищают план воспитательной работы в общеобразовательном учреждении.

    Работа над проектом шла сразу в нескольких направлениях:

    1. Приоритеты развития воспитания, а также его нормативно-правовое регулирование.
    2. Создание условий для позитивного и безопасного пребывания в информационной и интернет-среде для детей.
    3. Деятельность детских общественных объединений.
    4. Методы формирования воспитывающей атмосферы и обеспечение полноценного взаимодействия детей.

    Программу завершили уже 2190 человек — представители 10 пилотных регионов страны от 18 до 63 лет (средний возраст — 34 года). Среди них 80% составили специалисты, задействованные именно в педагогической сфере, то есть — преподаватели, воспитатели, вожатые, методисты.

    Кроме того, с первого дня занятий от каждого участника организаторы получают обратную связь, что позволяет вносить необходимые коррективы в образовательный процесс и повышать качество получаемых результатов.
    Альбина Мурашова рассказала:

    Сегодня, рассказывает Роман Романов, из Ленинградской области от детей поступило 3 прекрасных идеи, нацеленные на будущее. Ребята не только вовлечены в мероприятия, но и сами предлагают план грядущей работы.

    Новый цифровой сервис: двойная польза педагогам

    При необходимости туда можно вносить изменения, отражать уникальность воспитательной среды учебного заведения, но структура документа уже будет выстроена так, как это предусмотрено примерной программой воспитания и другими нормативно-правовыми актами. А календарный план тематической работы позволит, с одной стороны, легко его построить, а с другой, — проконтролировать эффективность проводимых мероприятий. Фактически это инструмент для организации и управления процесса воспитательной деятельности.

    Следующий шаг в развитии сервиса — наполнение информацией, которую добавят преподаватели, желающие поделиться своим опытом. Еще у каждого учителя появится возможность дополнить ресурс сценариями для актуальных школьных мероприятий, которые тоже внесут ощутимый вклад в воспитательную работу.

    Юлия Захир пригласила педагогов протестировать новый цифровой сервис и поделиться своим мнением:

    Читайте также: