Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение определение кратко
Обновлено: 02.07.2024
Рассказ — это небольшое прозаическое произведение (обычно несколько страниц), сюжет которого однолинеен, в произведении описывается одно событие или происшествие, в котором участвует небольшое количество героев. Стихотворение, в отличие от рассказа, не имеет сюжета, так как это лирическое произведение, в нём есть рифма, ритм и стихотворный размер. От сказки рассказ отличается тем, что он основан на реальных событиях (пусть даже переосмысленных автором) или на событиях, которые могли бы происходить в реальности, изложение в рассказе правдивое и последовательное. Сказка — это выдумка, в ней присутствует волшебство.
Большинство детей учит стихи наизусть, а некоторые, повзрослев, начинают писать сами.
Чтобы усовершенствовать свои поэтические, да и просто читательские навыки, неплохо проверить, правильно ли мы понимаем этот термин.
Стихотворение — это.
Стихотворение – это небольшое литературное произведение, написанное по законам стихосложения, жанр поэтической речи.
Его главные отличительные особенности – ритм и рифма, но существуют и нерифмованные стихи (такой стих называют белым).
Что же касается ритма, то и он может отсчитываться по-разному, в зависимости от того, какая выбрана система стихосложения:
- тоническая;
- силлабическая;
- силлабо-тоническая.
Тоническое стихосложение основано на количестве ударений (тонов). Оно было особенно распространено в античной Греции и Риме.
Силлабическая система, основанная на чередовании строк с одинаковым количеством слогов, зародилась в средневековой Европе, обрела популярность в Польше и других восточно-славянских литературах, а затем перекочевала в Россию через переводные сочинения Симеона Полоцкого.
Современная система стихосложения – это силлабо-тоника, то есть подсчёт и ударений, и слогов, а проще говоря, ударных слогов.
Виды стихотворений
Являясь одним из жанров лирики, тематически стихотворение может быть:
По наличию или отсутствию рифмы стихи бывают:
По адресации также выделяют:
- стихи для детей;
- стихи-поздравления;
- стихи, написанные по случаю (датские).
Отдельно можно упомянуть ироническую поэзию, самыми популярными жанрами которой считаются пародия, каламбур, иронический памфлет.
Признаки стихотворения
Помимо двух основных признаков, названных выше (наличия ритма и рифмы) стихотворение можно отличить от других литературных жанров по следующим приметам:
-
Наличие лирического сюжета. Лирический сюжет необязательно сводится к цепи событий, действий: это может быть анализ ощущений и вывод, либо метафора, которые за этим следуют.
Что нужно помнить при анализе стихов
Прежде всего, важно понять, для чего написано стихотворение, что нового оно привносит в поэзию и культуру. Затем хорошо бы прочувствовать авторскую интонацию и сопровождающий её посыл.
Как правило, по типу мировоззрения поэты делятся на отрицателей и созидателей. При этом призыв к разрушению не всегда означает прямое отрицание.
Сумейте почувствовать, что скрыто в ядре стихотворения: жалоба, упрёк, славословие, призыв на битву, признание, исповедь или молитва.
Анализируйте форму только в привязке к содержанию. Бессмысленно определять, ямбом или хореем написан текст, если мы не чувствуем, для чего автору понадобилась именно эта ритмика.
Не забывайте о времени и условиях написания стихотворения. Где оно создавалось, что ему предшествовало, что было рождено на свет потом.
Стихи – это часть огромной творческой жизни автора, зеркало его души, развёрнутое к нам, чтобы каждый заглянувший в него, мог узнать в нём себя.
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (9)
А цитата последняя откуда взята? Хорошо сказано, образно и точно! Но почему не указано, кто автор? Такое чувство, человек, который писал статью, решил присвоить себе эти слова, чтобы все подумали, какой он умный!
Что-то поэтов совсем не стало, если и есть такие, то только тексты для песен пишут, да и те слишком примитивные.
Есть такое дело. Видимо сейчас все заняты гаджетами и соцсетями. Печалька.
очень понравилось спасибо
Для меня главное, чтобы соблюдался ритм в стихотворении. Иначе оно просто раздражает.
Стихи — это очень красивая форма выражения мыслей и чувств. Однако, лучше не писать никак, чем создавать плохие и посредственные произведения.
Самое сложное литературное направление! Вот лично у меня ни разу не получилось написать что-либо в стихотворной форме, сколько ни пробовал. Рассказ в художественной, либо в научно-популярной форме я запросто пишу, а вот стихотворение — нет, ересь какая-то получается.
Сколько в мире поэтов всяких, а читают только нескольких. И это называется классика! Талант от Бога даётся.
Писала стихи в юности, до сих пор храню в отдельной тетрадке, а сейчас вдохновения нет.
Стихотворение - это одна из форм литературного произведения. Как правило, оно отличается сравнительно небольшим объемом и наличием рифмы. В каждом стихотворении заключен особый смысл, передаваемый автором. Хорошее стихотворение - это произведение, в котором выдержан ритм. Его можно пропеть, потому стихи накладывают на музыку. Также в нем все структурированно. От первой до последней строчки выдержана идея автора.
Стихотворение как способ мышления
Для поэта стихотворение - это способ творческого самовыражения. Через стихи он доносит до читателя свои чувства, эмоции и душевные порывы. Для людей творческих стихотворение - это способ красиво и органично рассказать миру о том, что у них на душе. Стихи пишутся о главном - о любви, дружбе, родине, людях, детях. Стихотворение - это маленькое послание миру от великого поэта или малоизвестного автора.
Виды стихотворений
Стихотворения бывают разными по объему, содержанию и структуре. Основная единица, составляющая стихотворение - слово. Оно может быть использовано любым способом. Это зависит главным образом от самого автора, благодаря чему каждое отдельное произведение приобретает свою индивидуальность.
Стандартными считаются стихотворения, написанные четверостишьями и в рифму. В то же время всем наверняка известны японские стихи хокку. Они состоят из трех строк, в которых не всегда присутствует рифма. Виды поэтических произведений различны. Помимо классических стихотворений существуют:
- белые;
- вольные;
- экспериментальные;
- алфавитные;
- прозаические;
- ропалистические.
В любом случае автор стихотворения оставляет за собой право на то, как будет выглядеть его творение.
Белые стихотворения написаны без использования рифмованных слов. Тем не менее читаются они плавно и гармонично. Все слова созвучны друг с другом и стилистически выдержаны.
Вольные стихотворения представляют собой поэтические произведения с различными по длине строками. Такой тип используется в баснях, элегиях.
Экспериментальные стихотворения отражают в себе творческое свободолюбие автора, могут обладать различной структурой с произвольным чередованием рифм. Такие стихи были актуальны в Средневековье. Однако они популярны и сегодня среди креативных авторов. К ним относятся фигурные и бесконечные стихотворения.
Фигурными стихотворениями называют поэтические произведения, строки которых образуют какие-либо фигуры. Данный тип стихотворения рассчитан на эстетическое и визуальное восприятие читателями.
Бесконечные стихотворения начинаются и заканчиваются одной и той же строчкой. По сути, они не имеют конца, ведь последняя строка начинает историю автора заново.
В алфавитных стихотворениях каждая строка или двустишие начинается с последующей буквы алфавита. Этот вид использовал В. Маяковский в своих поэтических трудах о буржуазном строе.
Прозаические стихотворения написаны в прозе, но отличается напевностью, мелодичностью, выдержанностью формы произведения.
Ропалистические стихотворения отличаются постепенным увеличением слогов в строках. Впервые их использовал в своем творчестве Гомер.
Смысловая нагрузка стихотворения
В современном поэтическом мире существует огромное разнообразие стихотворений как известных, так и малоизвестных авторов. Но не все из них способны тронуть душу, обратить внимание читателя на важные моральные и духовные ценности, вызвать интерес, заставить прочитать стихотворение вновь, задуматься.
Достоинства стихотворений
Достойные стихи подобны картинам или даже художественному кино. Они обладают таинственной магией и способны переносить читателя в мир автора посредством лишь черных строгих букв на белом фоне. Хорошие стихи хочется читать вновь и вновь, оживляя в сознании образы, которые видел автор. Стоит ли говорить, что стихотворения являются творческим достояниям каждой страны? Они развивают память, мышление, воображение. По этой причине с детьми рекомендуется заучивать стихи, потешки, басни. Стихи великих поэтов включены в школьную программу и подлежат литературному анализу.
Автобиография — это литературно — прозаический жанр, описание автором собственной жизни. Литературная автобиография — попытка вернуться в собственное детство, юность, воскресить и осмыслить наиболее значительные отрезки жизни и жизнь как единое целое.
Рассказ — небольшое произведение, повествующее о каком — либо эпизоде из жизни героя. Рассказу свойственны кратковременность изображаемых событий, малое число действующих лиц.
- повествовательность;
- небольшой объём;
- небольшое число героев;
- описание одного эпизода.
Стихотворение - это небольшое произведение, изображающее переживания, чувства человека, вызванные каким — либо событием и имеющие стихотворную форму, т. е. деление на строки, ритм и рифму.
- небольшие размеры произведения;
- изображения переживания или чувства;
- стихотворная форма.
Басня — это краткий рассказ, чаще всего в стихах, носящий поучительный характер, где в иносказательной форме высмеиваются человеческие пороки и недостатки в общественной жизни. Персонажами басен чаще всего являются животные и растения.
- небольшие размеры;
- иносказательность;
- высмеивание недостатков;
- поучительность.
Былина — это сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси. Для былин характерно неторопливое повествование, сочетание реальных картин и персонажей с фантастическим вымыслом.
- сказание о богатырях и исторических событиях;
- сочетание реальных картин и персонажей с фантастическим вымыслом;
- неторопливое повествование.
Баллада — это стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым напряжённым сюжетом.
Дразнилка — это короткие рифмованные фразы, содержащие обидные указания на недостатки внешности, поведения,характера человека. Дразнилки потому так и называются, что имеют цель поддразнить.
- короткие рифмованные фразы;
- цель — поддразнить;
- обидные указания на недостатки внешности, поведения, характера человека.
Драма — это произведение, предназначенное для постановки на сцене.
Загадка — это краткое, часто стихотворное произведение, в котором загадывающий сознательно скрывает понятие об известном предмете или явлении, при этом подчёркивая их важные признаки.
- известный загадывающему предмет или явление не названы, специально скрыты;
- названы важные признаки скрытого предмета или явления.
- краткость;
- образность;
- незаконченность предложения.
- краткость;
- меткость и точность мысли;
- законченность предложения.
Прибаутка — это забавное сочетание слов, повествующее о каком — либо очень коротком эпизоде, как правило, в форме диалога.
- очень короткий эпизод;
- форма диалога;
- забавное сочетание слов.
- Я медведя поймал!
- Так веди сюда!
- Не идёт!
- Так сам иди!
- Да он меня не пускает!
Сказка — это вид занимательного устного повествования с фантастическим вымыслом, с необычным, но вполне законченным сюжетом, в котором добро обязательно побеждает зло.
- наличие законченного сюжета;
- занимательность;
- необычность;
- наличие вымысла;
- воспитательная направленность.
1.Сказки о животных .(Их героями являются в основном животные, сочетающие в себе черты как человека, так и животных. Это малоэпизодные произведения, с обилием глаголов и широким использованием диалогической речи.)
2.Бытовые сказки. (Их героями являются в основном цари, попы, купцы, черти. Для них характерна житейская тематика. В рамках обычных человеческих отношений происходят необыкновенные происшествия. В бытовых сказках нет чудес, волшебных помощников.)
3.Волшебные сказки. (Для них характерно наличие чудес, какой — либо волшебной силы, волшебных персонажей и предметов. Они многоэпизодны. Охватывают довольно продолжительный период из жизни героя. В волшебных сказках есть свои постоянные герои: Баба — Яга, падчерица, царевич, дурак и т.д.)
Считалка — это небольшой стишок со строгим соблюдением ритма, может состоять из выдуманных слов. Его цель — определить водящих в игре.
- краткость;
- стихотворная форма;
- цель — упорядочить игру.
Вышел месяц из тумана,
Вынул ножик из кармана.
Буду резать, буду бить,
Всё равно тебе водить!
Повесть — это один из видов эпического произведения. Повесть больше по объёму и охвату жизненных явлений, чем рассказ, и меньше, чем роман.
Роман — это литературный жанр, эпическое произведение большой формы, в котором повествование сосредоточено на судьбах отдельной личности в ее отношении к окружающему миру, на становлении, развитии ее характера и самосознания
Миф — это представления людей, живших в глубокой древности, о мире и правилах поведения в нём. Мифы передавались от поколения к поколению в виде обрядов, ритуалов и священных преданий. Мифы — это не рассказы и не сказки, а древний взгляд на мир и способ жизни в нём. Удивительно похожи мифы разных народов. Какими бы разными мы ни были, у нас одни корни.
Легенда — это произведение, созданное нородной фантазией, где сочетается реальное и фантастическое.
Летопись — это памятники исторической прозы Древней
Руси, один из основных жанров древнерусской литературы.
Отзыв — это оценочное устное или письменное высказывание о прочитанном произведении, о чьей — то работе, о фильмах и т.д.
План отзыва о прочитанной книге:
1.Автор и название произведения. Литературный жанр
( сказка, повесть, роман, стихотворение и т. д.) Что ты знаешь об этом авторе? Какие его произведения читал?
- О чём говорится в книге?
- Герои произведения.
- Какие эпизоды произведения произвели на вас
наиболее сильное впечатление?
- Как читается книга (увлекательно, скучно, трудно и т. д.)
- Чем обогатила вас книга? Над какими вопросами заставила вас задуматься?
- Если в книге есть предисловие или история написания этой книги, то обязательно скажи об этом.
Эссе — это прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу.
Притча — это небольшой рассказ, иносказание, в котором заключено религиозное или моральное поучение.
Эпиграмма — это короткое сатирическое стихотворение, зло высмеивающее какое — либо лицо или общественное явление.
Элегия — это стихотворение средней длины, обычно печального содержания, проникнутое грустью.
Ода — это торжественное стихотворение, посвящённое какому — то историческому событию или герою.
Поэма — это один из видов лиро — эпических произведений, для которых характерны сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств.
Автор - это писатель, создавший одно или ряд произведений.
Амфибрахий — это трёхсложный размер стиха с ударением на втором слоге.
Анапест — это трёхсложный размер стиха с ударением на третьем слоге.
Аннотация — это краткое изложение книги, рукописи, статьи.
Антитеза — это художественное противопоставление характеров, образов, понятий и проч., создающее эффект резкого контраста.
Архаизмы — это слова и обороты, которые употреблялись в прошлом для обозначения каких — либо предметов, явлений или понятий, но вытеснены другими словами и оборотами, которые используются в современной речи.
Афоризм — это обобщённая глубокая мысль, выраженная в лаконичной, краткой, художественно заострённой форме. Афоризм сродни, но в отличие от неё принадлежит определённому лиц пословице у (писателю, учёному и т. д.)
Беллетристика — это в широком смысле слова — художественная литература, в более узком — художественная проза, в отличие от поэзии, драматургии.
Бестселлер — книга, имеющая особый коммерческий успех, пользующийся читательским спросом.
Библия — это собрание древних текстов религиозного содержания, считающихся священными для иудеев и христиан.
Белый стих — это стихотворное произведение без рифмы.
Гипербола — это художественное преувеличение, усиление качеств или результатов поступков.
Гротеск — это предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании фантастического и реального.
Дактиль — трёхсложный размер стиха с ударением на первом слоге.
Деталь — это выразительная подробность в произведении. Деталь помогает острее и глубже представить читателю, зрителю время, место действия, внешний облик персонажа, характер его мыслей, почувствовать и понять авторское отношение к изображаемому.
Диалог — это разговор двух или более лиц.
Жанр — это вих художественного произведения, напрмер басня, лирическое стихотворение, повесть.
Завязка — это начальный момент развития событий, изображённых в художественном произведении.
Звукопись в стихосложении — это система звуковых повторов, подобранных с расчётом на усиление звуковой выразительности речи.
Идея — это основная, главная мысль, замысел, определяющий содержание произведения. Идея может быть сформулирована автором в тексте в виде ясного вывода (например, мораль в басне), а может логически вытекать из всего произведения.
Инверсия — это необычный порядок слов. Инверсия придаёт фразе особую выразительность.
Интервью — это предназначенная для печати беседа (журналист и писатель, учёный и студент, …).
Интерпретация - это истолкование литературного произведения, постижение его смысла, идеи.
Интонация — это выразительное средство звучащей речи. Интонация даёт возможность передать отношение говорящего к тому, что он говорит.
Ирония — это скрытая насмешка.
Композиция — это расположение, т. е. построение произведения.
Конфликтная ситуация — в литературе — создание с помощью художественных средств такого положения в художественном мире произведения, которое требует от персонажей активных действий, ставит их перед необходимостью вступить в борьбу с противоборствующими силами.
Кульминация — это высшая точка напряжения в развитии действия художественного произведения.
Лирика — это род литературных произведений, изображающих духовный мир человека, его чувства, настроения, переживания.
Метафора — это перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства. Метафора позволяет в краткой форме создать ёмкий образ. (И золотеющая осень листвою плачет на песок. С. Есенин).
Монолог — это развёрнутое высказывание одного действующего лица или автора произведения.
Олицетворение — это наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека. Ещё чаще неодушевлённым предметам приписываются действия, которые доступны лишь людям. (Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами. А. Фет).
Параллелизм — это расположение рядом сходных элементов речи, тем, образов для создания единого поэтического образа; например: Едут по полю добры молодцы, летят по небу ясны соколы.
Повтор — это повторение одной фразы, слова или словосочетания на протяжении некоторого отрезка текста; используется для ритмичности, а также для выделения особо значимых мыслей, чувств, образов.
Пролог — это элемент композиции, который предшествует завязке.
Развитие действия — это ряд эпизодов литературного произведения между завязкой и кульминацией, в которых происходит движение основного конфликта, его обострение или смягчение.
Развязка — это заключительный момент в развитии действия художественного произведения.
Сравнение — это сопоставление одного предмета с другим, придающее описанию особую наглядность, изобразительность. Часто сравнение присоединяется союзами как, словно, будто, точно, и другими. (Передо мною белый гриб стоял, как вежливый ребёнок. Л. Тимофеев). Сравнение должно быть основано на реальном сходстве предметов, явлений.
Сюжет — это цепь событий, которые развиваются в произведении.
Тема — это круг проблем, жизненных явлений, на которых сосредоточил своё внимание автор литературного произведения.
Фрагмент — это отрывок, часть произведения.
Эпиграф — это краткое изречение, которое помещается перед произведением, выражая его главную мысль или отношение автора к событиям.
Эпизод — это относительно самостоятельная единица действия произведения, отрывок (фрагмент), в котором говорится о законченном событии, происшествии.
Эпитет — это образное определение предмета или действия, выраженное преимущественно прилагательным.
Слова, которые называют характерные признаки предметов, явлений, называются эпитетами.
Эпитеты чаще всего употребляются в художественном стиле. Они помогают автору нарисовать, а читателю представить какую — либо картину. Эпитеты обычно используются как цветопись для передачи чувств, настроения. Цветовые эпитеты розовый, голубой, синий, золотой и пр. обозначают радостные, светлые чувства. (Заметался пожар голубой. С.Есенин). Эпитеты чёрный, серый и подобные передают мрачные, тягостные переживания. (Вечер чёрные брови насупил. С. Есенин).
Эпитет помогает автору сделать предмет непохожим на другие, выделить его.
Цели: познакомить с произведением Б. Заходера; учить формулировать тему урока на основе ключевых слов, составлять план урока, проводить рефлексию на основе данного плана, анализировать лирическое произведение; создавать собственный текст на основе ключевых слов и выражений, работать в паре, группе.
Планируемые результаты: предметные: составлять план урока (определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока, оценка выполненных действий, дальнейшая корректировка), осмыслять настроение лирического текста Б. Заходера; метапредметные: взаимодействовать в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях); личностные: видеть и понимать прекрасное.
Оборудование: портрет и выставка книг Б. Заходера; карточки с текстом речевой разминки и заданиями, магнитная азбука.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте самостоятельно чистоговорку.
Подарил черники гроздь.
Чернее не стала.
— Понравилась вам чистоговорка?
— Какой звук повторяется?
— Прочитайте медленно (начиная читать медленно, постепенно ускоряйте темп; начиная читать быстро, постепенно замедляйте темп; скороговоркой; выразительно).
— На прошлом уроке вы составляли свои тексты. Кто желает их прочитать? Какие иллюстрации вы приготовили?
— Вспомните, что мы узнали из диалога Ани и Вани на прошлом уроке. (Аня сказала, что стихотворения звучат сказочно, мелодично, в них много красивых слов. А Ваня сказал, что он сам пробовал сочинять стихи. В них была и рифма, и ритм, но не хватало творчества. Зато ему понравилось читать стихи.)
— Прочитайте слова профессора Самоварова на с. 138 учебника.
— Прочитайте тему урока, определите его задачи.
— Что такое творчество? Может ли оно объединять писателя и читателя? Приведите примеры.
— Можно ли созданные вами книгу, иллюстрацию, написанное сочинение назвать творчеством?
IV. Физкультминутка
V. Работа по теме урока
— Прочитайте на с. 139 учебника название стихотворения. Как вы думаете, о чем в нем может говориться?
(Учащиеся читают самостоятельно.)
— Сейчас перечитайте стихотворение еще раз и найдите слова, которыми автор отвечает на свой вопрос.
— В какой форме он рассуждает об этом в начале стихотворения? (Сначала он использует вопросительную форму.)
— Кто отвечает автору? (Автору отвечает Стихотворение.)
— Прочитайте эти строчки.
(Учащиеся читают последние 8 строчек.)
— Прочитайте стихотворение друг другу выразительно. Один — за автора, другой — за его произведение.
— Прочитайте выразительно. Как нужно его читать?
— От чьего имени написано стихотворение? (Оно написано от имени автора и Стихотворения.)
— Как вы поняли, что же такое стихотворение?
— Все ли слова были вам понятны?
— Когда мы слышим музыку сердца?
— Когда поет разум? Может ли разум петь?
— Что такое вдохновение? Когда нас посещает вдохновение?
— Что такое творчество читателя и поэта?
— Отвечает ли автор стихотворения на вопрос, который вынесен в заголовок?
— Как бы вы озаглавили это стихотворение? Почему?
— Приготовьтесь читать выразительно. Не забудьте: чтобы прочитать выразительно, надо читать. (. так, как читаешь для себя.)
VI. Рефлексия
— Выберите и продолжите любое предложение.
• На сегодняшнем уроке я узнал.
• На этом уроке я похвалил бы себя за.
• После урока мне захотелось.
• Сегодня я сумел.
VII. Подведение итогов урока
— Чьи стихи мы сегодня читали?
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение стихотворения (по желанию — выучить наизусть).
Читайте также: