Что такое армия история 5 класс кратко

Обновлено: 04.07.2024

В армии Древнего Египта существовало несколько родов войск, которые сражались разным оружием и применяли различную тактику ведения боя. Различали три рода войск: пехота, колесничные и военно-морской флот.

Пехотинцы сражались в строю, их оружием были в основном копья, кинжалы или топорики. Для защиты использовался легкий щит. Из пехоты выделялись отдельные стрелковые подразделения, которые использовали оружие дальнего боя: пращи, аналогичные бумерангам метательные дубинки, метательные копья и дротики, композитные луки со стрелами. Колесничные войска представляли собой мобильные подразделения, состоящие из 10, 50 или 250 колесниц. Войны на колесницах были вооружены луком и метательными копьями. Военно-морские корабли применялись для сражений на воде и перевозке солдат к месту боя.

2. Как были устроены колесницы? Какую роль они играли в сражениях?

Колесница представляла собой огражденную площадку на двух колесах, запряженную парой лошадей. На площадке колесницы стояли возничий, управляющий колесницей, и колесничий — воин, стреляющий из лука или метающий легкие копья и дротики. Колесницы использовались на равнинной местности для разведки, внезапного нападения, пробивания пешего строя противников и преследования бегущего врага. Легкая колесница имела большую маневренность, что позволяло ей осуществлять быстрые развороты и повторные атаки.

3. С какими целями фараоны содержали большое войско?

Сам Древний Египет был не очень богат природными ресурсами. Зато его соседи имели то, что можно было захватить, используя военную силу: Нубия на юге славилась золотыми рудниками, племена ливийцев на западе — большими стадами домашнего скота, на северо-востоке лежал богатый медью Синайский полуостров, а за ним азиатские страны — Палестина, Сирия, Финикия. Фараоны содержали большое войско, чтобы расширять территорию, подчиненную Египту, увеличивая его славу и богатство.

4. Как егип­тяне описывали судьбу простого воина в походе?

Рядовому воину доставались лишь тя­готы походной жизни. Египтяне так опи­сывали его судьбу: бредёт он по горам и пустыням; как осёл, тащит на спине запасы питья и чёрствых лепёшек; терпит голод и жажду; как скот, ест траву и пьёт про­тухшую воду. В сражениях получает раны, а от своих командиров побои. Служит он вдали от жены и детей, домой возвращает­ся больным. Семья его бедствует без кор­мильца: поля пустеют, посевы топчут беге­моты и уничтожают птицы.

5. Были ли результаты военных побед одинаковы для фараона, командиров и рядовых воинов?

Результаты военных побед не были одинаковыми для фараона, командиров и рядовых воинов. Фараон получал всю славу и добычу, которую он делил между командирами и воинами из знатных родов. Рядовые воины не участвовали в дележе добычи, поэтому занимались грабежами завоеванных территорий.

Поработайте с картой (см. с. 47). Найдите территорию Египетского царства при фараоне Тутмосе и соседние страны.

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 9

Территория египетского царства при фараоне Тутмосе (около 1500 г. до н.э.) обозначена зеленым цветом. Завоевательные походы египетская армия осуществляла в близлежащие страны. На карте указаны следующие направления:

  1. Ливийские племена — богаты домашним скотом;
  2. Нубия — богата золотыми рудниками;
  3. Синай — богат медными рудниками;
  4. Палестина (город Мегиддо);
  5. Финикия (город Тир);
  6. Сирия (город Кадеш).

Комментарий: Мы понимаем, что во времена завоеваний фараона Тутмоса не было никакой Палестины, Финикии или Сирии. Город Мегиддо во времена Древнего Египта входил в состав Ханнаанского царства, как и город Тир. Город Кадеш долгое время находился на границе завоеванных территорий Египта и сначала Хеттского царства, а затем Митанни. Контроль над ним означал господство на большой территорией Сиро-Палестины.

Поработайте с датами. Подсчитайте, сколько приблизительно лет про­шло от образования единого государства в Древнем Египте до времени фараона Тутмоса.

Единое государство в Древнем Египте образовалось около 3000 лет до н.э. после завоевания фараонами Верхнего (Южного) Египта территории дельты Нила в Нижнем (Северном) Египте. С тех времен до завоеваний фараона Тутмоса (около 1500 г. до н.э.) прошло около 1,5 тысяч лет.

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 9

На рисунке изображено войско фараона на марше. Мы видим отряды пехотинцев-копьеносцев, вооруженных копьями и топорами, и подразделения лучников. Копьеносцы несут с собой легкие щиты. Все пехотинцы босы и одеты в простые льняные одежды. На одном из пехотинцев мы видим легкую броню и богато украшенный топор на поясе. Вероятно, это командир подразделения. Рядом с колонной пехотинцев передвигаются боевые колесницы, на которых едут возничие и колесничие, вооруженные луками. На колесницах мы также можем разглядеть запас стрел. Колесничий одет в кольчугу. Вероятно, он тоже знатного рода и может позволить себе такую броню. Скорее всего войско движется в какую-нибудь из близлежащих территорий соседних стран для захвата богатств и рабов.


Цель:
Сформировать у учащихся представление о структуре, вооружении и боевой тактике римской армии.

Задачи:
1. Составить план урока;
2. Изучить вопросы основной части урока;
5. Провести этап обобщения новых знаний.

Записывается тема урока:
Армия Древнего Рима.
Составим план нашего занятия. При составлении плана помните, что армия – это особая часть государства со специфическими порядками, образом жизни и целями. Итак, ребята, подумайте, какие именно сведения об армии Древнего Рима нам нужно знать, чтобы иметь о ней как можно более полное представление?

Учащиеся размышляют над вопросом учителя, поднимают руки и по очереди высказывают свои мысли. В результате работы учащихся и корректировки предложенных вариантов учителем должен получиться следующий план, который записывается в тетрадь:

План урока:
1) Набор и подготовка воинов;
2) Структура войска;
3) Вооружение и тактика;
4) Дисциплина.

Этап изучения нового материала
1. Набор и подготовка воинов

- Как вы думаете, ребята, кто мог служить в римской армии?

Учащиеся делятся своими мнениями.

Военнослужащим римской армии мог стать гражданин, достигший 17 лет и имевший собственность достаточную для того, чтоб оплачивать свое оружие и снаряжение. Основным классом для пополнения солдат были крестьяне. Неимущие граждане были освобождены от службы. Срок службы первоначально составлял 6 лет, но в дальнейшем неуклонно повышался и в I веке нашей эры достиг 25 лет.

Подготовка солдат к военной службе была очень тяжелой. Тренировки начинались с дисциплины военного марша: воины учились двигаться с одинаковой скоростью, соблюдать строй и ритм. Новобранцы должны были уметь за 5 часов проходить 35 километров ускоренным шагом с 20-килограммовой поклажей, включавшей в себя инструменты, запас воды и продовольствия и оружие. Обратите внимание, что снаряжение воины переносили на особых шестах: так было легче нести.


Марш-броски заканчивались возведением военного лагеря, окруженного вырытым рвом, земляным валом и частоколом. На слайдах вы видите, как римляне строили лагерь и его схему.



После отработки марш-бросков и строевых команд начинались тренировки с деревянным оружием. В отличие от других армий древности римский солдат имел главным оружием не копье, а меч. На тренировках отрабатывалось умение наносить мечом быстрые колющие удары, а также правильно прикрываться щитом. Кроме этого каждый римский солдат должен был научиться верховой езде, стрельбе из лука и метанию копья.

Запись в тетради:
Римская армия набиралась из граждан-собственников, достигших 17 лет. Срок службы составлял 25 лет.

2) Структура войска
Как и в других армиях древности у римлян главным родом войск была пехота. Основным боевым порядком пехоты была фаланга.

- Вспомните, что такое фаланга? В чем преимущества и недостатки такого построения воинов?

Учащиеся делятся своими мнениями.



Построение фалангой держалось у римлян до тех пор, пока в 387 году до нашей эры галлы под предводительством Бренна не захватили Рим. Победить галлов и восстановить разрушенный ими город смог один из самых известных деятелей римской истории, прославленный своими соотечественниками как отец отечества и второй основатель Рима Марк Фурий Камилл. Именно он осуществил целую серию военных преобразований, важнейшим из которых была введение нового типа организации войска – манипулярного строя. Основным недостатком фаланги были ее неповоротливость, неспособность держать равнение на пересеченной местности. Поэтому первым делом Камилл разделил войско на более подвижные подразделения – манипулы, в каждой их которых было от 60 до 120 воинов. Тридцать манипул по три линии составляли легион, численность которого равнялась 4200 пехотинцам и 300 всадникам.


Основу военной мощи легиона составляла тяжеловооруженная пехота, которая делилась на гастатов (самых молодых воинов 20-30 лет из первой линии), принципов (более опытных воинов 30-40 лет из второй линии) и триариев (самых опытных воинов 40-45 лет из третьей линии). Тяжелую пехоту прикрывала легкая – велиты, а по флангам располагалась конница.

За счет расчлененного трехлинейного строя тяжеловооруженной пехоты легион обладал куда большей мощью в отличие от неуклюжей греческой фаланги: он был значительно подвижнее, мог маневрировать на поле боя и действовать на пересеченной местности.

Запись в тетради:
Главным родом войск у римлян была тяжеловооруженная пехота, которая в составе легиона (4500 человек) делилась на 30 манипул (60-120 человек в каждой) в три линии: новичков, опытных и ветеранов. Тяжелую пехоту прикрывала легкая, а по флангам располагалась конница.

3) Вооружение и тактика

Вооружение и защита римского воина включали следующие элементы:






- Как вы думаете, ребята, в каком боевом порядке действовал римский воин: в рассыпном строю, когда у него было много пространства для движения, или в плотном строю, когда он стоял плечом к плечу с другим легионером? Почему вы так считаете?

Учащиеся делятся своими мнениями.

В ближнем бою римляне всегда держались тактики плотного строя. Взгляните на огромные щиты воинов: с такими щитами очень неудобно сражаться один на один, зато в плотном строю из них можно создать настоящую непроницаемую стену.

Насколько организованно действовали римляне в таком боевом порядке, показывают фотографии с исторических реконструкций римских боевых построений:







В соответствии с манипулярной тактикой первыми начинали бой легкие пехотинцы, которые забрасывали противниками пилумами. Пилум представлял собой дротик с деревянным древком и металлическим наконечником. Попадая в щит противника, такой дротик или пробивал его насквозь или оставался торчать в щите, делая его тяжелым и неуправляемым. Перерубить застрявший пилум не позволял металлический наконечник, а если противник все же пытался воспользоваться щитом, в котором застрял дротик, то его рука все время оттягивалась вниз. Таким образом, успешный обстрел пилумами выводил из строя первые ряды вражеского войска, после чего в дело вступала тяжелая римская пехота.


Первыми из тяжелой пехоты в бой вступали гастаты – самые молодые воины. Столкнувшись с противником, они наносили из-за своих больших щитов колющие удары мечом. В плотной схватке это было самой эффективной тактикой. Колющий удар в живот противнику наносился очень быстро и уверенно приводил к смерти противника. Если же атака гастатов отбивалась, они по приказу отступали в промежутки между манипулами второй линии, воины которой – более опытные принципы – нападали на врага с новой силой. Если же и принципы не добивались успеха, в сражение вводились триарии – самые опытные воины, которые наносили третий, самый мощный удар. Таким образом, при необходимости легион мог наносить три удара с возрастающей мощью. Выдержать такой тройной натиск не могла ни одна вражеская пехота.

Запись в тетради:
Вооружение легионера:
- доспехи и шлем;
- большой щит скутум;
- короткий меч гладиус;
- кинжал пугио;
- дротик пилум.
Боевая тактика римлян: сначала атака дротиками, затем наступление на врага плотным строем со сменой линий в ходе сражения.

Представление о вооруженных силах Древнего Рима будет неполным, если мы не разберем также вопрос о том, без чего не может обходиться ни одна армия вообще – вопрос о воинской дисциплине. О ней, а также о такой интересной теме как права римских воинов, мы поговорим на следующем занятии.

Этап обобщения знаний
Фронтальный опрос.
- Кто мог стать воином римской армии?
- Воином римской армии мог стать гражданин-собственник не моложе 17 лет.
- Из какого класса римского общества набирали больше всего новобранцев?
- Большинство новобранцев было из крестьян.
- Сколько лет служили в римской армии?
- Срок службы в римской армии достигал 25 лет.
- Какой род войск был главным у римлян?
- Главным родом войск у римлян была пехота, причем большая часть пехоты была тяжеловооруженной.
- Чем был вооружен воин тяжелой пехоты?
- Римский пехотинец был вооружен коротким мечом гладиусом, кинжалом пугио и метательным копьем пилумом. От противника его защищали пластинчатые доспехи, шлем с нащечниками и большой щит скутум.
- На какие три линии делилась тяжеловооруженная пехота в бою?
- Тяжеловооруженная пехота состояла из трех линий: новичков, опытных и ветеранов.
- Что такое легион?
- Легион – это часть войска числом 4200 пехотинцев и 300 всадников.
- На какие отряды делился легион?
- Легион делился на 30 манипул числом по 60-120 воинов в каждой.
- В чем состояла боевая тактика римлян?
- В соответствии со своей тактикой римляне начинали бой атакой дротиков, затем переходили в наступление плотным строем, поражая противника мечами. В ходе сражения происходила смена боевых линий.

Этап обобщения знаний завершается предложением учащимся перечислить характерные черты римской армии. Важнейшие из них: специальная система подготовки и обучения воинов, решающая роль тяжелой пехоты, трехлинейное деление легиона, тактика плотного строя, короткий меч как основное оружие.

Узнать, что означает знак, изображенный на слайде и расположенные в нем буквы:

К началу нашей эры Римская империя стала одной из самых могущественных цивилизаций планеты. Во многом это была заслуга прекрасной римской армии, завоевавшей всё побережье Средиземного моря и даже часть Африки.

Численность армии империи росла вместе с её территорией. Новыми воинами Рима становились жители захваченных территорий. Если в VI в. до н.э. римская армия состояла из 3 тысяч воинов, которые составляли один легион, то к началу нашей эры количество легионов увеличилось до 25.

Что такое легион в Древнем Риме? Легион - это основная организационная единица в армии Древнего Рима. 4500 человек входило в каждый легион.

Изначально армия в Риме не была постоянной, а собиралась только для защиты своих территорий или завоевания чужих. Каждая категория римского населения в случае необходимости выделяла в армию определённое количество воинов. Более обеспеченные римляне выставляли полностью экипированного воина в доспехах и с оружием, средние слои обеспечивали солдата шлемом, щитом и оружием, а наименее обеспеченные вовсе не выделяли воинов.

В IV в. до н.э. римская армия стала постоянной и профессиональной. Воинам стали платить жалование, но обеспечивать себя оружием и доспехами они должны были уже сами. Структура армии была следующей: в каждый легион входило 10 манипул, которые делились на центурии (80-100 человек в каждой). В дальнейшем в римской армии появились когорты – отряды, сформированные из жителей покорённых государств.

Секрет успеха римской армии был в том, что перед поступлением на службу будущие воины проходили обучение, поэтому чаще всего были подготовлены лучше своих противников. Срок службы в римской армии после её переведения на постоянную основу составлял 25 лет. По его окончании оставшиеся в живых воины получали пожизненную пенсию и участок земли в одной из завоеванных территорий. Земли и дополнительное денежное вознаграждение могло быть даровано воину и в ходе службы, в случае удачного похода.


Спарта – одно из государств, располагавшихся на древнегреческой территории (Пелопоннес), которое сделало существенный вклад в развитие военного дела. Разработанные там принципы используются современными армиями. О Спарте и пойдет речь в нашей статье.


Государственное устройство

Древняя история Спарты начинается с XI века до н. э. возникновением одноименного города в Лаконии (южная область Пелопоннеса). Территория сначала была освоена ахейцами, а в X веке до н. э. завоевана дорийцами (древнегреческие племена).

Законодателем государственного устройства Спарты считается царь Ликург (9 век до н. э.), превративший ее из военной демократии в рабовладельческую республику. Аристократическое государство устанавливало строгие правила существования жителей, ограничивало развитие частной собственности. Аристократия должна была осваивать только спорт и военное искусство, а простой народ и рабы – земледелие, торговлю, ремесла.

Основной упор делался на армию. Путем успешных военных действий Спарта закрепила свое превосходство в Пелопоннесе.

Возглавляли страну сразу два правителя (архагеты). Высшими органами власти являлись:

которые читают вместе с этой





  • Апелла (народное собрание): состояло из мужчин старше 30 лет с полным гражданством; при помощи голосования принималось или отвергалось какое-то решение;
  • Коллегия эфоров: состояла из 5 аристократов выбранных народным собранием; занималась судопроизводством;
  • Герусия (совет старейшин): состояла из 28 полноправных граждан старше 60 лет и двух царей; решали вопросы внешней и внутренней политики, контролировали госслужащих.

Территория Древней Спарты

Рис. 1. Территория Древней Спарты.

Социальное разделение

Население Древней Спарты делились на:

  • Аристократию (спартанцы или спартиаты): гомеи – полноправные граждане; парфении (низшие гомеи) – дети незамужних спартанок;
  • Простой народ: гипомейоны – граждане частично лишенные прав из-за утраты состояния или здоровья; мофаки – люди низкого происхождения, но получившие спартанское образование; периэки – бесправное, но свободное население;
  • Зависимое население: илоты – государственные рабы, жители захваченных земель; эпейнакты – илоты, освобожденные от рабства за женитьбу на спартанских вдовах; эриктеры – илоты, прислуживающие аристократам в армии.

В Спарте была довольно специфическая система воспитания, направленная на физическое развитие и выносливость (отсюда неподтвержденные сведения о том, что слабых детей сбрасывали в пропасть). С 7 до 20 лет дети свободных граждан обучались в военных школах-интернатах, считаясь собственностью государства. Им прививали бездумную преданность стране.

Армия

Спартанские воины с детства обучались военным дисциплинам и тренировали соответствующие качества (решительность, патриотизм).

Спартанцы были хорошо вооружены. Бойцы в полном обмундировании (копье, короткий меч, щит, шлем, поножи, панцирь) назывались гоплиты. Воины дополнительных отрядов носили лук, дротики или легкие копья.

Всадники (гиппеи) являлись отрядом царской гвардии (300 человек) и воевали вместе со строем пехотинцев.

Всемирно известный сюжет о доблести 300 спартанцев основан на реальных событиях. Отряд под руководством царя Леонида погиб в сражении с персами в ущелье Фермопилы, защищая Родину.

Спартанские воины

Рис. 3. Спартанские воины.

Что мы узнали?

Читайте также: