Что такое содержание образования по предмету физическая культура кратко

Обновлено: 08.07.2024

Отсюда физическая культураинвариантная составляющая со­держания образования глобального характера, независимого от поли­тической ориентации и характера производственных отношений в государствах, расовой, этнической и конфессиональной принадлежно­сти граждан.

По сравнению с учебными дисциплинами, представляющими такие области общего образования, как математика, естествозна­ние, гуманитарные дисциплины, искусство, технология, физи­ческая культура как самостоятельный учебный предмет прошла относительно долгий и трудный путь.

Известно, что еще на ранних стадиях становления человече­ства занятия физическими упражнениями занимали значитель­ное место в передаче социального опыта одних поколений другим. В родовом обществе физическое воспитание было одной из глав­ных общественных функций. Оно оставалось важным фактором формирования личности в детской и молодежной среде и на пос­ледующих этапах общественного развития. Наиболее развитые фор­мы физического воспитания системного характера встречались в рабовладельческих государствах Древней Греции, Древнего Рима, Древнего Китая, Древней Индии, а также средневековых госу­дарствах Европы, Арабского Востока, Центральной и Юго-Вос­точной Азии, Южной Америки.

В Средние века содержание образования определялось господ­ствующими религиозными идеологиями.

Учебные предметы, обеспечивающие физическое воспитание, не преподавались в учреждениях как исламской, так и христиан­ской ориентации. По этим и другим причинам предметы, связан­ные с занятиями физической культурой и спортом, выпали из учебных планов учреждений общего образования государств Ев­ропейского континента. Был прерван процесс становления физи­ческой культуры в качестве самостоятельного элемента структуры содержания общего образования, начатый в античных цивилиза­циях Греции, Рима и других рабовладельческих государствах. Вме­сте с тем в образовательных учреждениях упомянутых государств сохранились учебные предметы естественного, гуманитарного и математического направлений.

Позитивную роль в проникновении физической культуры в учебные планы учреждений общего образования сыграло зарож­дение капиталистической общественной системы, наиболее за­интересованной в физическом развитии человека. Другими важ­ными факторами стали, во-первых, развитие педагогической мысли (физическое воспитание считалось неотъемлемым элемен­том воспитания детей и подростков); во-вторых, формирование в странах Западной и Центральной Европы национальных (не­мецкая, шведская, французская) и индивидуальных гимнасти­ческих систем; в-третьих, возникновение сопутствующих педаго­гических реформаторских тенденций, или движений, — филант­ропизма и так называемого нового воспитания, которые придали идеям физического воспитания системный характер, сделали их реальными.

Сторонники обоих направлений выступали за обновление со­держания образования, усиление внимания к физическому вос­питанию, укрепление связи с природой и окружающей обществен­ной жизнью. Здесь необходимо учесть еще одно важное обстоя­тельство — возникновение системы философских, экономических и социально-политических взглядов, которая впоследствии была названа марксизмом. Данное учение приобрело статус методоло­гической базы теории и практики образования и воспитания в России, странах Восточной Европы и продолжает оставаться та­ковым в некоторых странах Азии, Африки, Южной и Северной Америки.

Потребовался значительный период истории человечества для зарождения, становления и развития национальных систем физи-

ческого воспитания. В них в качестве основной формы организа­ции занятий физическими упражнениями исторически сложился урок по дисциплине физкультурной ориентации (физическая куль­тура, физическое воспитание, физическое образование, спорт, рекреация, гимнастика и т.д.).

Становление теории и методики преподавания учебной дис­циплины, нацеленной на физическое воспитание учащихся, в России происходило в условиях острой конкурентной борьбы меж­ду сторонниками зарубежных, индивидуальных и народно-нацио­нальных систем физического воспитания. Это и стало одной из при­чин, затруднявших внедрение физической культуры в учреждения общего образования и формирование основ методики его препо­давания. Радикальные перемены в положении физической культу­ры в школах и других учебных заведениях связаны с созданием социалистической системы народного образования в стране.

Марксистская концепция всесторонне развитой личности по­лучила дальнейшее развитие и практическое воплощение в тео­рии, практике педагогической мысли в послеоктябрьской России. Основоположники марксизма К. Маркс и Ф. Энгельс изучали за­коны общественного развития. С позиций своего времени они оп­ределяли капиталистические общественные отношения, знали ус­ловия жизни, быта трудящихся масс. Им были знакомы утопиче­ские концепции всестороннего развития личности Т. Кампанеллы и Ш. Фурье, поэтому они понимали сущность и значение физи­ческого воспитания. Разрабатывая основы научного коммунизма, К.Маркс и Ф.Энгельс доказывали несостоятельность гармони­ческого развития личности в условиях классового антагонизма и ориентировали пролетариат на создание бесклассового общества. Обосновывая конечную цель воспитания в будущем, К.Маркс выдвинул формулу гармонического развития личности как единство умственного и физического воспитания и технического обучения.




Принципиально важное значение в обосновании места и роли физической культуры в образовании и воспитании в социалисти­ческом государстве имело отношение В.И.Ленина к вопросам физического воспитания подрастающего поколения. Физическое воспитание превратилось в инвариантный компонент процесса формирования социалистического типа личности: всесторонне развитой, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чи­стоту и физическое совершенство.

Введение в учебные планы школ I и II ступеней предмета под таким названием было сопряжено с необходимостью разработки соответствующей его функциональному назначению педагогиче­ской системы. Одной из наиболее трудных проблем оказалось обо­снование целевой ориентации, содержания образования, форм организации занятий и методов обучения по дисциплине.

Данное обстоятельство двояко отразилось на зарождении школь­ной физической культуры. С одной стороны, обогатились знания специалистов о различных подходах к построению школьного курса физической культуры. С другой — увеличилась разноаспектность в подходах к организации учебного процесса, обозначились тенден­ции к противопоставлению достижений отдельных школ физи­ческого воспитания друг другу.

В результате совместных усилий партийных организаций и го­сударства, поисков специалистов к концу 1920-х гг. в стране заро­дилось школьное звено формировавшейся национальной (совет­ской) системы физического воспитания. В .трудах теоретиков фи-

Наиболее продуктивными в этом плане были 1950— 1980-е гг., когда вышли в свет монографические труды и учебные пособия по проблемам физического воспитания, методики уроков физи­ческой культуры в общеобразовательной школе.

В эти годы была создана сеть учреждений профессионального физкультурного образования — институты и техникумы физичес­кой культуры, отделения и факультеты физического воспитания педагогических училищ. Система научно-педагогического обеспе­чения учебно-воспитательного процесса по физической культуре включала широкую сеть учреждений повышения квалификации учителей и материально-техническую базу школьной физической культуры. Преподавание данной дисциплины осуществлялось по единым программам и научно-методическим установкам. Програм­мы по дисциплине были ориентированы на такие базовые виды спорта, как гимнастика, лыжная подготовка, легкая атлетика, спортивные игры (баскетбол, волейбол, ручной мяч и элементы футбола). В эти годы упрочилась трехчастная структура урока фи­зической культуры.

Была установлена преемственность содержания уроков и вне­урочных форм.

Третий этап (1950—1970). Формирование научно-методологи­ческих основ, на которых могли базироваться теория и методика обучения дисциплины, что обусловило упрочение теоретико-ме­тодических оснований ее преподавания.

Четвертый этап (1980 — 2000). Трансформация научно-методи­ческих основ в педагогическую систему учебного предмета и тех­нологию ее практической реализации.

Вместе с тем директивные установки партии и государства по этим вопросам начали носить декларативный, лозунговый харак­тер. Многие проблемы отражались в них без учета конкретных ус­ловий и возможностей, желаемое выдавалось за реальное, уже достигнутое. Вопросы физического воспитания школьников ото­двинулись на задний план. Особое внимание и забота постепенно стали уделяться большому спорту. Школьная физическая культура оказалась в зоне так называемого остаточного принципа финан­сирования, ухудшились ее материально-техническая база и соци­альная обеспеченность специалистов — учителей физической куль­туры. Это обусловило снижение престижности физического вос­питания и угасание интереса к физкультуре в общеобразователь­ной школе, утрату позитивных достижений в этой области.

По материалам печати, к началу 1990-х гг. физической культу­рой в стране занимались лишь 6 — 8% населения (против 60%,

Объяснить подобную ситуацию можно тем, что методики раз­личных учебных предметов создавались не одновременно, поэто­му они находятся на разных стадиях формирования. Применительно к школьной физической культуре среди комплекса причин, объяс-

Создание методики физической культуры проходило в услови­ях, когда еще не были разработаны основные системообразую­щие компоненты научно-методических основ самой дисциплины. Так, школьная физическая культура никогда не имела и не имеет в настоящем конкретно сформулированной генеральной цели. На разных этапах становления предмета учебно-воспитательный про­цесс ориентировался на разные цели (национальные системы фи­зического воспитания, коммунистического воспитания, форми­рования нового человека, физкультурного комплекса ГТО и т.д.). Отсутствие такой цели лишало школьную физическую культуру стабильного содержания обучения, так как последнее закономер­но обусловливается целью преподавания. По этой причине часто менялась учебная программа. Учителю физической культуры в 1920— 1990-е гг. не удавалось учить детей с первого по выпускной класс по одной неизменной программе.

Выпадение целевого и содержательного компонентов педаго­гической системы дисциплины привело к тому, что учебно-вос­питательный процесс по физической культуре обслуживается в основном дидактическими процессами, не в полной мере отра­жающими особенности самого предмета.

Эти обстоятельства в комплексе с другими существенно за­трудняют выполнение заказа государства и общества в области физического воспитания учащихся общеобразовательных школ — их физическое совершенствование.

Почему так произошло? Почему свертывались процессы, на­целенные на формирование теории и методики физической куль­туры? Из множества причин можно назвать несколько.

1. Расхождение между декларациями о равенстве (или даже пре­валировании) роли и значения данной дисциплины среди других в директивных документах государства и партии и ее фактической недоооценкой теми, кому предстояло на практике реализовать эти установки (руководители органов образования, администрации школ, местная партийно-государственная номенклатура и др.). Такое несоответствие лишало школьную физическую культуру реальной поддержки со стороны государства, а научно-исследо­вательская работа по созданию методики распылялась, не доходя до цели.

2. Перенос акцента общественных интересов с проблем разви­тия массовой культуры на спортивно-подготовительную направ­ленность физического воспитания со всеми вытекающими отсюда последствиями (повышение приоритета научных поисков в обла­сти спортивной тренировки перед исследованиями по методике физической культуры и соответствующее перераспределение фи­нансирования, материального и морального стимулирования на-

учных и практических работников, сравнительная простота вне­дрения, публикации и др.).

3. Создание видимости того, что научно-теоретические и мето­
дические разработки, подготовленные для спортивной трениров­
ки (процессы обучения двигательным действиям, развития двига­
тельных качеств), или их упрощенные варианты (структура уро­
ка, формы организации деятельности занимающихся на уроках,
методы обучения и развития двигательных качеств и др.) можно
перенести в практику преподавания физической культуры в шко­
ле. Это обусловило подмену реальных компонентов, которые в
совокупности и во взаимосвязи составляли бы методику предме­
та, чужеродными, не в полной мере соответствующими особен­
ностям его функционирования в школе.

4. На определенном этапе (1940—1950-е гг.) была разработа­на методика урока физической культуры. Будучи одним из ос­новных компонентов, он впоследствии превратился в домини­рующий, главный процесс. И как следствие в 1960—1980-е гг. методика урока была представлена как целостная методика пре­подавания физической культуры в школе. Это обстоятельство в совокупности с другими приостановило процесс создания мето­дики физической культуры. Вместо методики как научной дис­циплины теория и практика школьной физической культуры приобрели методику как совокупность методических предписа­ний для педагога по подготовке и проведению урока физической культуры.

Подобные научно-теоретические разработки не могли быть созданы без соответствующего развития базовых и смежных наук. (Имеются в виду исследования Н.А. Бернштейна — по физиоло­гии управления движениями; П. К. Анохина — по физиологии функ­циональных систем; П.И.Божович, Л.С.Выготского, П.Я.Галь­перина, В.В.Гальперина, Н.Ф.Талызиной, А.Ц.Пуни — по педа­гогической психологии; Ю.К.Бабанского, В.П.Беспалько, М. А. Да­нилова, В. В. Краевского, В.С.Леднева, И.Я.Лернера, Н.Д.Никан-дрова — по теории образования; В. В. Белиновича, В. К. Бальсевича, М.М.Богена, А.А.Гужаловского, З.И.Кузнецовой, Н.А.Лупан-диной — по теории физического воспитания.)

6. В педагогической науке долгое время действовал негласный
запрет на создание предметных дидактик. Считалось, что как от­
расль педагогики существует лишь общая дидактика. А дидакти­
ческие исследования и их результаты, отражающие специфику
учебно-воспитательного процесса по конкретным дисциплинам,
могут быть представлены лишь как методики преподавания.

лекция №3 методика обучения предмету фк

- одна из категорий педагогики;

- инвариантный элемент педагогической системы области об­разования, учебного предмета, раздела, темы;
- фактор, отражающий потребности общества и запросы лич­ности в сфере образования;
- механизм (инструмент) реализации социального заказа го­сударства в данной области.

социальный заказ государства национальным системам обра­зования и физического воспитания;
состояние физического развития, здоровья и двигательной подготовленности населения;

потребности личности в физическом самосовершенствовании, саморазвитии;
идеал формируемой личности;
потребности экономики и обороны страны;
возможности государства для реализации формируемого со­держания образования и др.

  1. Государственный образовательный стандарт (ГОС) — система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражает идеал в этой сфере, учитывает, возможности реальной личности и системы образования по его достижению.

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ № 55-IHC от 19.06.2015, действующая редакция по состоянию на 29.03.2016

Государственный образовательный стандарт – совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии , специальности и направлению подготовки ,утвержденных органом исполнительной власти ,осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования .

Государственные образовательные стандарты обеспечивают:

  • единство образовательного пространства ;
  • преемственность основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
  • духовно-нравственное развитие и воспитание

Государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

Стандарт является основой для:

  • разработки примерных основных образовательных программ;
  • разработки программ учебных предметов, курсов, учебной литературы, контрольно-измерительных материалов;
  • организации образовательного процесса в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу в соответствии со стандартом, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности;
  • разработки нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности образовательных учреждений, реализующих основную образовательную программу, формирования государственного (муниципального) задания для образовательного учреждения;
  • осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства в области образования;
  • проведения государственной (итоговой) и промежуточной аттестации обучающихся;
  • построения системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении;
  • организации деятельности работы методических служб;
  • аттестации педагогических работников и административно-управленческого персонала государственных и муниципальных образовательных учреждений;
  • организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования.

Реализация ГОС в образовательном процессе

Для реализации каждого ГОС образовательное учреждение должно разработать основную образовательную программу (ООП), включающую учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочные и методические материалы[5]

В ГОСе физическая культура переведена из статуса учебного предмета в статус области образования с зак­реплением за ней позиции инвариантной составляющей базовой части образовательного стандарта. Базовый компонент ГОСа по физической культуре состав­ляет основу для достижения уровня двигательной подготовленности подрастающего поколения, адек­ватного потребностям социального заказа государства.
В социальном плане базовая часть ГОСа по физической культуре позволяет удовлетворить потребности об­щества в достижении оптимального уровня общего образования в сфере физической культуры, физического развития, двигательной подготовленности и состояния здоровья учащихся. Эта часть слу­жит основой для формирования физического и морально-нравствен­ного потенциала общества, предпосылкой непрерывности образо­вания в данной области, обеспечения здорового образа жизни де­тей, подростков, юношей, их личной физической культуры.
В педагогическом плане базовая часть составляет основу для организации развивающего обучения по физической культуре.
Базовая и вариативные части ГОСа по физической культуре соотносятся друг с другом: 70 —80 и 20 —30 % (начальная школа), 60 —70 и 30 —40 % (основная школа), 50 —60 и 40 —50 % (полная средняя школа).
При необходимости учитель физической культуры имеет право использовать объем учебного времени, который предусмотрен для изучения вариативной части ГОСа, на освоение базового компо­нента.
Базовый компонент ГОСа по физической культуре диффе­ренцируется на такие разделы, как основы знаний о физкультурной деятельности, способы физкультурной деятельности различной направленности, требования к уровню подготовки обучающихся, минимальные требования к оснащенности учебного процесса.
Основы знаний делятся на разделы: физическая культура человека и общества; социально-психологические основы физического раз­вития и воспитания личности; основы развития психофизических способностей человека и формирования здорового образа жизни.
Способы физкультурной деятельности подразделяются на обще- развивающие (начальная школа), общеприкладные, спортивно- рекреационные (основная школа) и спортивно-прикладные (полная средняя школа). Здесь выделены подразделы: практические умения, двигательные действия и навыки (по видам физкультурно- спортивной деятельности — гимнастике, акробатике, легкой атле­тике, лыжной подготовке, плаванию, спортивным играм, едино­борствам); физические упражнения (общеразвивающие, специаль­но-развивающие по видам спорта) и двигательные качества.

Требования к уровню подготовки обучающихся предусматривают то, что надо знать, уметь и демонстрировать.
Вариативный компонент ГОСа в данной области образования представляет собой другую часть. Он направлен на удовлетворение индивидуально-дифференцированных потребностей субъектов об­разовательного процесса (педагогов, учащихся, родителей учащихся, общественности). Вариативная часть выражает особенности куль­турно-исторического развития, климато-географического и соци­ально-экономического своеобразия мест функционирования учреж­дений общего образования. Вариативная часть может соответствовать направленности физкультурных и спортивных интересов школьников, этническим традициям конкретных населенных пунктов, способностям и уров­ню профессионально-педагогической подготовленности учителя, сезонным колебаниям осадков, температуры, особенностям релье­фа местности и другим факторам.

Контрольные вопросы и задания

4. Назовите документы, отражающие содержание образования по
физической культуре.
5. Что входит в базовую часть госстандарта по физической культуре?

6. Что входит в вариативную часть госстандарта по физической культуре?

7. Назовите соотношение базовой и вариативной частей ГОСа по физической культуре в системе общего образования (начальная школа, основная школа, полная средняя школа)

I. Значение учебного предмета в системе общего образования

Физическая культура является неотъемлемой частью культуры общества, представляющая собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.

Физическое воспитание в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы (далее – образовательные организации), является универсальным средством формирования разносторонней и гармонично развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

Физическая культура и здоровый образ жизни подрастающего поколения – залог здоровья нации, основа национальной безопасности.

II. Проблемы изучения и преподавания учебного предмета

1. Проблемы мотивационного характера

несоответствие личностных интересов обучающихся и содержания программ учебного предмета, где виды двигательной деятельности, в большинстве случаев, неудовлетворяют современным запросам молодежи;

несовершенство механизмов, позволяющих формировать у обучающихся навыки самостоятельной учебной деятельности с учетом уровня их физического развития, физической подготовленности, индивидуальных особенностей здоровья и интересов;

неэффективность механизмов использования сетевой формы реализации образовательных программ общего образования (в том числе во внеурочной деятельности) и образовательных программ дополнительного образования, ресурсов физкультурно-спортивных и иных организаций для осуществления обучения и воспитания обучающихся.

2. Проблемы содержательного характера

преемственность и взаимосвязь уровней образования – дошкольного, начального общего образования, основного общего и среднего общего образования;

интеграцию и равные возможности для обучающихся в использовании урочных, внеурочных и других форм обучения и средств физической культуры и спорта;

системность вариативного, разноуровневого подхода к процессу обучения предмету (с учетом состояния здоровья, физического развития и интересов обучающихся);

формирование у обучающихся на уровнях дошкольного и начального общего образования навыков здорового и безопасного образа жизни средствами гимнастики;

единые подходы к критериям и методикам оценивания успеваемости обучающихся по учебному предмету;

механизмы педагогического и медицинского контроля за занятиями физической культурой;

возможности использования в содержании программ и учебников модулей по традиционным, национальным и новым видам спорта.

3. Проблемы методического характера

В методическом обеспечении учебного предмета недостаточное внимание уделяется:

созданию современных, научно обоснованных технологий обучения в области физической культуры и спорта;

методикам выявления одаренных детей в области физической культуры;

современным методам и средствам обучения детей, имеющих ограниченные возможности здоровья;

обновлению учебно-методических комплексов и программ мониторинга состояния физической подготовленности обучающихся образовательных организаций с учетом современных технологий;

созданию единой федеральной электронной библиотеки (базы) образовательных проектов, программ и модулей по учебному предмету, внеурочной деятельности лучших отечественных традиций и успешных мировых практик в области физического воспитания;

развитию образовательных информационных ресурсов для учителей физической культуры;

созданию безопасных условий для проведения урочных и внеурочных форм занятий физкультурно-спортивной направленности;

современному оснащению спортивных залов инвентарем и оборудованием в соответствии с запросами участников образовательных отношений.

4. Кадровые проблемы

В кадровом обеспечении недостаточное внимание уделяется:

системе подготовки и дополнительного профессионального образования учителей физической культуры, не отвечающей современным требованиям в части формирования их компетенций в соответствии с запросами участников образовательных отношений;

процедуре аттестации учителей физической культуры, способствующей их профессиональному росту и выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий;

механизмам межведомственного сотрудничества (образование, спорт, здоровье, культура) по созданию скоординированных программ повышения квалификации педагогических работников физкультурно-спортивного профиля.

III. Цель и задачи Концепции

модернизация содержания учебного предмета на основе взаимосвязи учебной и внеурочной деятельности, а также дополнительного образования, с учетом новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий;

совершенствование учебно-методического обеспечения и материально-технического оснащения учебного предмета;

обеспечение условий для приобретения обучающимися базовых умений и навыков, способствующих повышению личных показателей физического развития, физической подготовленности, освоению широкого социального спектра универсальных компетенций, необходимых для выполнения различных видов деятельности, выходящих за рамки физкультурного образования;

расширение базы информационных ресурсов, необходимых для реализации образовательных программ, технологического инструментария деятельности обучающихся и педагогических работников;

развитие кадрового потенциала в сфере физической культуры;

повышение у обучающихся мотивации к регулярным занятиям физической культурой и формирование навыков здорового образа жизни.

IV. Основные направления реализации

Многолетние традиции преподавания физической культуры в образовательных организациях – методические подходы, учебно-методические комплексы, исторически сложившаяся образовательная, научная, спортивная практика, педагогический опыт физического воспитания – представляют собой важнейший потенциал российской системы общего образования.

Основные направления реализации Концепции обеспечивают научно-обоснованный подход в обучении и преподавании учебного предмета, межпредметную интеграцию, единообразие образовательного пространства, преемственность на всех уровнях образования, включая дошкольный, создание системы индексации физического развития и физической подготовленности обучающихся, выявление и поддержку одаренных обучающихся на основе межведомственного взаимодействия, материально-техническое обеспечение и развитие кадрового потенциала.

1. Обновление содержания и технологий преподавания учебного предмета

Обновление содержания и технологий преподавания учебного предмета определяется исходя из ключевых задач на каждом уровне общего образования.

На уровне дошкольного и начального общего образования у обучающихся следует обеспечить формирование познавательных интересов к занятиям физической культурой, навыков здорового образа жизни как основы физического воспитания. Приоритетами в обучении являются: получение знаний и умений выполнения базовых упражнений средствами гимнастики для правильного формирования опорно-двигательного аппарата, развития гибкости, координации, моторики; приобретение двигательного опыта и интеллектуального развития средствами различных видов спорта, не наносящих ущерба здоровью обучающихся; получение эмоционального удовлетворения от выполнения физических упражнений через игровую деятельность.

На уровне основного общего и среднего общего образованиянеобходимо обеспечить формирование у обучающихся компетенций по осознанному ведению здорового образа жизни,привычки к самостоятельным занятиям по развитию основных физических качеств, профилактике и укреплению здоровья через:

реализацию образовательных программ на основе традиционных, прикладных и вновь развивающихся видов спорта, а также современных оздоровительных систем;

преподавание уроков с оздоровительной, общеразвивающей, спортивной и практико-ориентированной направленностью;

участие в деятельности школьных спортивных клубов;

освоение дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта,участие в соревновательной деятельности.

В целяхобновления содержания и технологий преподавания учебного предмета целесообразно:

усовершенствовать контрольные измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации с учетом необходимости тестирования знаний о физической культуре, способах физкультурной деятельности, основных физических качеств в соответствии с уровнем образования;

совершенствовать учебно-методические комплексы по физической культуре, ориентированные на оптимальное сочетание обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений, предполагающей приоритетное развитие самостоятельной творческой работы обучающихся;

совершенствовать технологии проведения и содержание всероссийской олимпиады школьников по физической культуре;

регламентировать деятельность школьных спортивных клубов как одной из форм внеурочной деятельности;

модернизировать формы, средства и технологии преподавания учебного предмета в соответствии с сенситивными периодами развития физических качеств и иными особенностями обучающихся;

обеспечить системный подход в интеграции содержания учебного предмета с программами воспитания и социализации обучающихся с учетом использования ресурсов социальной среды;

совершенствовать формы, средства и технологии педагогического и медицинского контроля за занятиями физической культурой;

использовать ресурсы физкультурно-спортивных и иных организаций различной социальной направленности, в том числе для популяризации здорового образа жизни;

в ходе достижения планируемых результатов освоения общеобразовательных программ учитывать необходимость формирования антидопингового мировоззрения и поведения.

2. Обновление учебно-методического обеспечения и материально-технического оснащения

В целях обновления учебно-методического характера необходимо:

совершенствовать учебно-методические комплексы по физической культуре, в том числе с использованием электронных и мультимедийных технологий, с учетом приоритета самостоятельной работы обучающихся, а также механизмы их экспертной оценки;

совершенствовать процессы разработки, апробации и внедрения новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, использования образовательных ресурсов, реализации инновационных проектов и программ;

использовать методические ресурсы различных видов спорта, удовлетворяющих современным запросам молодежи с учетом здоровьесберегающих технологий, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, или временными ограничениями физической нагрузки;

разработать инструментарий для оценки физических способностей, спортивных интересов обучающихся и образовательного самоопределения в области внеурочной деятельности, включая автоматизированное интерактивное тестирование;

создать электронную научно-методическую ресурсную базу по учебному предмету на основе современных подходов к диагностике результатов обучения, определения уровня здоровья и физической подготовленности обучающихся.

Для методического обеспечения деятельности учителя физической культуры целесообразно:

создание и организация деятельности информационных консультационных центров;

создание единой федеральной электронной библиотеки (базы) образовательных проектов, программ и модулей по учебному предмету, внеурочной деятельности лучших отечественных традиций и успешных мировых практик в области физического воспитания.

Для обновления материально-технического обеспечения и оснащения необходимо:

разработать требования безопасности к спортивному инвентарю и оборудованию, используемому в образовательной деятельности по учебному предмету, к его сертификации, правила безопасности по эксплуатации объектов физкультурно-спортивной инфраструктуры;

обеспечить обновление санитарно-эпидемиологических требований и норм к спортивной инфраструктуре образовательных организаций;

организовать испытательные центры для оценки технического уровня и безопасности объектов школьной спортивной инфраструктуры, оборудования и инвентаря;

обновить примерный перечень и характеристики современного спортивного оборудования и инвентаря для оснащения спортивных залов и сооружений образовательных организаций;

создать единую электронную базу спортивных сооружений, спортивных площадок и зон рекреации образовательных организаций.

3. Развитие информационных ресурсов

Реализация основных общеобразовательных программ в современных условиях предусматривает для обучающихся и педагогических работников необходимость развития образовательных информационных ресурсов, включающих:

форматы организации индивидуальной (совместной) деятельности обучающихся, сетевые модули для самостоятельного углубленного изучения программ по видам спорта, отдельных тем и разделов по физической культуре, спорту, физическому воспитанию;

банки современных средств диагностики результатов обучения, физического развития, определения уровня здоровья, физической подготовленности;

функционирование информационного центра, координирующего процесс развития учебного предмета (урочную и внеурочную деятельность) и его результаты.

4. Повышение кадрового потенциала

В целях укрепления кадрового потенциала необходимо:

обеспечить преемственность между образовательными программами общего, профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования;

совершенствовать механизмы дополнительного профессионального образования педагогических работников физкультурно-спортивного направления с учетом использования модульной системыи электронного обучения; личных запросов в части формирования (совершенствования) новых компетенций и индивидуальных траекторий профессионального развития; привлечения ресурсов профессиональных сообществ учителей физической культуры и спортивных федераций;

совершенствовать систему подготовки и дополнительного профессионального образования руководителей и педагогических работников, осуществляющих образовательную деятельность в школьных спортивных клубах;

разработать механизмы профессиональной поддержки учителей физической культуры, работающих в сельской местности, в отдаленных территориях, реализующих программы по адаптивной физической культуре; молодых специалистов;

совершенствовать систему оценки качества работы учителей физической культуры, в том числе аттестацию, на основе внедрения национальной системы профессионального роста педагогических работников;

уточнить в профессиональном стандарте педагога требования к профессиональным компетенциям, необходимым для выполнения трудовой функции, в том числе по адаптивной физической культуре.

5. Формирование у обучающихся мотивации к регулярным занятиям физической культурой и использованию навыков здорового образа жизни

Для формирования у обучающихся мотивации к регулярным занятиям физической культурой и использованию навыков здорового образа жизни целесообразно:

обеспечить условия для индивидуализации обучения, профессиональной ориентации, выявления и поддержки обучающихся, проявивших выдающиеся способности в области физической культуры;

обеспечить условия для участия обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в различных формах конкурсных мероприятий;

обеспечить в ходе реализации образовательных программ, включая внеурочную и соревновательную деятельность, сетевое взаимодействие с использованием ресурсов иных организаций (научных, медицинских, культурных, физкультурно-спортивных), а также организаций дополнительного образования;

разработать механизмы формирования навыков здорового образа жизни, в том числе антидопингового мировоззрения и поведения через взаимодействие с семьей и родительским сообществом, создание и реализацию индивидуальных образовательно-воспитательных проектов.

V. Реализация Концепции

Железняк Ю.Д., Кулишенко И.В., Крякина Е.В. Методика обучения физической культуре: учебник для студ. высш. проф. образования. М.: Академия, 2013, с. 21-23; 11-12.

Понятия, рассматриваемые в содержании данного курса, воз­никли в ходе формирования данной учебной дисциплины, они будут уточняться и конкретизироваться в процессе совершенство­вания ее теоретико-методологических основ.

Данное определение раскрывает, что:

1. Физическая культура — это учебный предмет, представляю­щий инвариантную и одноименную область содержания базовой части федерального компонента государственного стандарта об­щего образования.

2. Учебный предмет выражает специфическую часть общечело­веческой культуры — физическую культуру.

3. Ориентация учебного предмета на реализацию социально зна­чимой функции в содержании общего среднего образования.

4. Признание в качестве составляющей результатов учебно-вос­питательного процесса — сформированность физической культу­ры личности учащегося.

5. Необходимость отражения в содержании определения (дефи­ниции) связи учебного предмета с отраслями наук, его представ­ляющих, педагогической теорией и методикой физического вос­питания.

Физкультурное образование базируется на соответствующей педагогической технологии.

Физкультурное образованиев зависимости от его направленно­сти и содержания может условно подразделяться на три раз­новидности — общее, дополнительное и профессиональное.

Общее физкультурное образование может подразделяться на ступени в соответствии со структурой учреждения общего образо­вания: начальное, основное, среднее (полное). Оно регламенти­руется государственным образовательным стандартом общего об­разования.

Дополнительное физкультурное образование осуществляется уч­реждениями дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта различной ведомственной принадлежности иформ собственности. Это ДЮСШ (специализированные, олимпийского резерва, школы-интер­наты спортивного профиля и др.). Оно ориентировано на форми­рование спортивных резервов различных уровней подготовленно­сти — от массовых спортивных разрядов до мастеров спорта меж­дународного класса.

Профессиональное физкультурное образование реализуется обра­зовательными учреждениями и дифференцируется на среднее высшее и послевузовское. Оно осуществляется в училищах олим­пийского резерва, педагогических колледжах (отделение физиче­ской культуры), техникумах и колледжах физической культуры, институтах, академиях и университетах физической культуры, факультетах физической культуры, классических и отраслевых (например, педагогических) университетов.

Профессиональное физкультурное образование ориентирова­но на подготовку педагогов и других специалистов в сфере физи­ческой культуры различных уровней и квалификаций.

Функционирование педагогической системы учебного предме­та направляется учителем с учетом условий конкретного учреж­дения общего образования.

Третий этап (1950—1970) - формирование научно-методологи­ческих основ, на которых могли базироваться теория и методика обучения дисциплины, что обусловило упрочение теоретико-ме­тодических оснований ее преподавания.

Четвертый этап (1980 — 2000 г.г. ) – трансформация научно-методических основ в педагогическую систему учебного предмета и технологию ее практической реализации.

Пятый этап (с 200 г. по настоящее время) – совершенствование нормативных документов в области образования.

Литература:

Блок системы знаний состоит из теоретических поло­жений о физической культуре как элементе общей культуры лич­ности:

- значение физической культуры для нормального роста и раз­вития организма;

- виды деятельности, характеризующие физическую культуру школьника;

- место этих видов в двигательном режиме учащегося в учеб­ном году, на каникулах, в выходные и праздничные дни, на ме­стах отдыха детей;

- знания об использовании физических упражнений в оздоро­вительно-реабилитационном, морфофункциональном развитии и закаливании организма, профилактике отрицательного воздействия учебной деятельности, малоподвижного образа жизни на форми­рование и развитие детей, подростков, молодежи.

Блок инструктивных навыков и умений— это совокупность на­выков и умений, обусловливающих способы, формы, правила и физкультурную деятельность школьника. Это навыки и умения са­моорганизации, самоконтроля, саморегуляции, самостоятельные (индивидуальные, парные, групповые) и коллективные занятия физической культурой и спортом, продол­жительность, структура, объем и интенсивность физической на­грузки, умение страховать, оказать помощь на занятиях, первую медицинскую помощь при травмах, судить соревнования.

Блок двигательных качеств- это совокупность средств,

ори­ентированных на обеспечение преимущественного

развития са­мых известных в теории физического воспитания

качеств движе­ния (быстроты, мускульной силы, выносливости,

подвижности суставов, ловкости и т.д.).

Блок волевых качеств формируемых и развиваю­щихся

в процессе занятий физической культурой и спортом,

совокупность социально значимых качеств личности, связанных

преодолением трудностей, развитием выдержки, выносливости, мужества, решительности, воли и самообладания в сочетании с морально-нравственными качествами, принятыми в обществе.

Блок норм и требований – это комплекс научно обоснованных и директивно установленных величин, характери­зующих степень проявления физической подготовленности школь­ника в конкретных двигательных действиях, выступающих в каче­стве контрольных упражнений.

Блок видов деятельности(его состав зависит от условий данной школы):

- утренняя гимнастика в семье (школах-интернатах, детских домах, лагерях труда и отдыха);

- физкультурные минутки и паузы во время самоподготовки дома и в школе;

- самостоятельные занятия общеподготовительного или спор­тивно-подготовительного характера;

- внеклассные формы организации занятий физической куль­турой и спортом в школе и во внешкольных организациях;

- физкультурно-массовые и спортивные мероприятия по месту жительства или во внешкольных организациях и др.

Читайте также: