Что такое содержание образования по предмету физическая культура кратко
Обновлено: 08.07.2024
Отсюда физическая культура — инвариантная составляющая содержания образования глобального характера, независимого от политической ориентации и характера производственных отношений в государствах, расовой, этнической и конфессиональной принадлежности граждан.
По сравнению с учебными дисциплинами, представляющими такие области общего образования, как математика, естествознание, гуманитарные дисциплины, искусство, технология, физическая культура как самостоятельный учебный предмет прошла относительно долгий и трудный путь.
Известно, что еще на ранних стадиях становления человечества занятия физическими упражнениями занимали значительное место в передаче социального опыта одних поколений другим. В родовом обществе физическое воспитание было одной из главных общественных функций. Оно оставалось важным фактором формирования личности в детской и молодежной среде и на последующих этапах общественного развития. Наиболее развитые формы физического воспитания системного характера встречались в рабовладельческих государствах Древней Греции, Древнего Рима, Древнего Китая, Древней Индии, а также средневековых государствах Европы, Арабского Востока, Центральной и Юго-Восточной Азии, Южной Америки.
В Средние века содержание образования определялось господствующими религиозными идеологиями.
Учебные предметы, обеспечивающие физическое воспитание, не преподавались в учреждениях как исламской, так и христианской ориентации. По этим и другим причинам предметы, связанные с занятиями физической культурой и спортом, выпали из учебных планов учреждений общего образования государств Европейского континента. Был прерван процесс становления физической культуры в качестве самостоятельного элемента структуры содержания общего образования, начатый в античных цивилизациях Греции, Рима и других рабовладельческих государствах. Вместе с тем в образовательных учреждениях упомянутых государств сохранились учебные предметы естественного, гуманитарного и математического направлений.
Позитивную роль в проникновении физической культуры в учебные планы учреждений общего образования сыграло зарождение капиталистической общественной системы, наиболее заинтересованной в физическом развитии человека. Другими важными факторами стали, во-первых, развитие педагогической мысли (физическое воспитание считалось неотъемлемым элементом воспитания детей и подростков); во-вторых, формирование в странах Западной и Центральной Европы национальных (немецкая, шведская, французская) и индивидуальных гимнастических систем; в-третьих, возникновение сопутствующих педагогических реформаторских тенденций, или движений, — филантропизма и так называемого нового воспитания, которые придали идеям физического воспитания системный характер, сделали их реальными.
Сторонники обоих направлений выступали за обновление содержания образования, усиление внимания к физическому воспитанию, укрепление связи с природой и окружающей общественной жизнью. Здесь необходимо учесть еще одно важное обстоятельство — возникновение системы философских, экономических и социально-политических взглядов, которая впоследствии была названа марксизмом. Данное учение приобрело статус методологической базы теории и практики образования и воспитания в России, странах Восточной Европы и продолжает оставаться таковым в некоторых странах Азии, Африки, Южной и Северной Америки.
Потребовался значительный период истории человечества для зарождения, становления и развития национальных систем физи-
ческого воспитания. В них в качестве основной формы организации занятий физическими упражнениями исторически сложился урок по дисциплине физкультурной ориентации (физическая культура, физическое воспитание, физическое образование, спорт, рекреация, гимнастика и т.д.).
Становление теории и методики преподавания учебной дисциплины, нацеленной на физическое воспитание учащихся, в России происходило в условиях острой конкурентной борьбы между сторонниками зарубежных, индивидуальных и народно-национальных систем физического воспитания. Это и стало одной из причин, затруднявших внедрение физической культуры в учреждения общего образования и формирование основ методики его преподавания. Радикальные перемены в положении физической культуры в школах и других учебных заведениях связаны с созданием социалистической системы народного образования в стране.
Марксистская концепция всесторонне развитой личности получила дальнейшее развитие и практическое воплощение в теории, практике педагогической мысли в послеоктябрьской России. Основоположники марксизма К. Маркс и Ф. Энгельс изучали законы общественного развития. С позиций своего времени они определяли капиталистические общественные отношения, знали условия жизни, быта трудящихся масс. Им были знакомы утопические концепции всестороннего развития личности Т. Кампанеллы и Ш. Фурье, поэтому они понимали сущность и значение физического воспитания. Разрабатывая основы научного коммунизма, К.Маркс и Ф.Энгельс доказывали несостоятельность гармонического развития личности в условиях классового антагонизма и ориентировали пролетариат на создание бесклассового общества. Обосновывая конечную цель воспитания в будущем, К.Маркс выдвинул формулу гармонического развития личности как единство умственного и физического воспитания и технического обучения.
Принципиально важное значение в обосновании места и роли физической культуры в образовании и воспитании в социалистическом государстве имело отношение В.И.Ленина к вопросам физического воспитания подрастающего поколения. Физическое воспитание превратилось в инвариантный компонент процесса формирования социалистического типа личности: всесторонне развитой, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Введение в учебные планы школ I и II ступеней предмета под таким названием было сопряжено с необходимостью разработки соответствующей его функциональному назначению педагогической системы. Одной из наиболее трудных проблем оказалось обоснование целевой ориентации, содержания образования, форм организации занятий и методов обучения по дисциплине.
Данное обстоятельство двояко отразилось на зарождении школьной физической культуры. С одной стороны, обогатились знания специалистов о различных подходах к построению школьного курса физической культуры. С другой — увеличилась разноаспектность в подходах к организации учебного процесса, обозначились тенденции к противопоставлению достижений отдельных школ физического воспитания друг другу.
В результате совместных усилий партийных организаций и государства, поисков специалистов к концу 1920-х гг. в стране зародилось школьное звено формировавшейся национальной (советской) системы физического воспитания. В .трудах теоретиков фи-
Наиболее продуктивными в этом плане были 1950— 1980-е гг., когда вышли в свет монографические труды и учебные пособия по проблемам физического воспитания, методики уроков физической культуры в общеобразовательной школе.
В эти годы была создана сеть учреждений профессионального физкультурного образования — институты и техникумы физической культуры, отделения и факультеты физического воспитания педагогических училищ. Система научно-педагогического обеспечения учебно-воспитательного процесса по физической культуре включала широкую сеть учреждений повышения квалификации учителей и материально-техническую базу школьной физической культуры. Преподавание данной дисциплины осуществлялось по единым программам и научно-методическим установкам. Программы по дисциплине были ориентированы на такие базовые виды спорта, как гимнастика, лыжная подготовка, легкая атлетика, спортивные игры (баскетбол, волейбол, ручной мяч и элементы футбола). В эти годы упрочилась трехчастная структура урока физической культуры.
Была установлена преемственность содержания уроков и внеурочных форм.
Третий этап (1950—1970). Формирование научно-методологических основ, на которых могли базироваться теория и методика обучения дисциплины, что обусловило упрочение теоретико-методических оснований ее преподавания.
Четвертый этап (1980 — 2000). Трансформация научно-методических основ в педагогическую систему учебного предмета и технологию ее практической реализации.
Вместе с тем директивные установки партии и государства по этим вопросам начали носить декларативный, лозунговый характер. Многие проблемы отражались в них без учета конкретных условий и возможностей, желаемое выдавалось за реальное, уже достигнутое. Вопросы физического воспитания школьников отодвинулись на задний план. Особое внимание и забота постепенно стали уделяться большому спорту. Школьная физическая культура оказалась в зоне так называемого остаточного принципа финансирования, ухудшились ее материально-техническая база и социальная обеспеченность специалистов — учителей физической культуры. Это обусловило снижение престижности физического воспитания и угасание интереса к физкультуре в общеобразовательной школе, утрату позитивных достижений в этой области.
По материалам печати, к началу 1990-х гг. физической культурой в стране занимались лишь 6 — 8% населения (против 60%,
Объяснить подобную ситуацию можно тем, что методики различных учебных предметов создавались не одновременно, поэтому они находятся на разных стадиях формирования. Применительно к школьной физической культуре среди комплекса причин, объяс-
Создание методики физической культуры проходило в условиях, когда еще не были разработаны основные системообразующие компоненты научно-методических основ самой дисциплины. Так, школьная физическая культура никогда не имела и не имеет в настоящем конкретно сформулированной генеральной цели. На разных этапах становления предмета учебно-воспитательный процесс ориентировался на разные цели (национальные системы физического воспитания, коммунистического воспитания, формирования нового человека, физкультурного комплекса ГТО и т.д.). Отсутствие такой цели лишало школьную физическую культуру стабильного содержания обучения, так как последнее закономерно обусловливается целью преподавания. По этой причине часто менялась учебная программа. Учителю физической культуры в 1920— 1990-е гг. не удавалось учить детей с первого по выпускной класс по одной неизменной программе.
Выпадение целевого и содержательного компонентов педагогической системы дисциплины привело к тому, что учебно-воспитательный процесс по физической культуре обслуживается в основном дидактическими процессами, не в полной мере отражающими особенности самого предмета.
Эти обстоятельства в комплексе с другими существенно затрудняют выполнение заказа государства и общества в области физического воспитания учащихся общеобразовательных школ — их физическое совершенствование.
Почему так произошло? Почему свертывались процессы, нацеленные на формирование теории и методики физической культуры? Из множества причин можно назвать несколько.
1. Расхождение между декларациями о равенстве (или даже превалировании) роли и значения данной дисциплины среди других в директивных документах государства и партии и ее фактической недоооценкой теми, кому предстояло на практике реализовать эти установки (руководители органов образования, администрации школ, местная партийно-государственная номенклатура и др.). Такое несоответствие лишало школьную физическую культуру реальной поддержки со стороны государства, а научно-исследовательская работа по созданию методики распылялась, не доходя до цели.
2. Перенос акцента общественных интересов с проблем развития массовой культуры на спортивно-подготовительную направленность физического воспитания со всеми вытекающими отсюда последствиями (повышение приоритета научных поисков в области спортивной тренировки перед исследованиями по методике физической культуры и соответствующее перераспределение финансирования, материального и морального стимулирования на-
учных и практических работников, сравнительная простота внедрения, публикации и др.).
3. Создание видимости того, что научно-теоретические и мето
дические разработки, подготовленные для спортивной трениров
ки (процессы обучения двигательным действиям, развития двига
тельных качеств), или их упрощенные варианты (структура уро
ка, формы организации деятельности занимающихся на уроках,
методы обучения и развития двигательных качеств и др.) можно
перенести в практику преподавания физической культуры в шко
ле. Это обусловило подмену реальных компонентов, которые в
совокупности и во взаимосвязи составляли бы методику предме
та, чужеродными, не в полной мере соответствующими особен
ностям его функционирования в школе.
4. На определенном этапе (1940—1950-е гг.) была разработана методика урока физической культуры. Будучи одним из основных компонентов, он впоследствии превратился в доминирующий, главный процесс. И как следствие в 1960—1980-е гг. методика урока была представлена как целостная методика преподавания физической культуры в школе. Это обстоятельство в совокупности с другими приостановило процесс создания методики физической культуры. Вместо методики как научной дисциплины теория и практика школьной физической культуры приобрели методику как совокупность методических предписаний для педагога по подготовке и проведению урока физической культуры.
Подобные научно-теоретические разработки не могли быть созданы без соответствующего развития базовых и смежных наук. (Имеются в виду исследования Н.А. Бернштейна — по физиологии управления движениями; П. К. Анохина — по физиологии функциональных систем; П.И.Божович, Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, В.В.Гальперина, Н.Ф.Талызиной, А.Ц.Пуни — по педагогической психологии; Ю.К.Бабанского, В.П.Беспалько, М. А. Данилова, В. В. Краевского, В.С.Леднева, И.Я.Лернера, Н.Д.Никан-дрова — по теории образования; В. В. Белиновича, В. К. Бальсевича, М.М.Богена, А.А.Гужаловского, З.И.Кузнецовой, Н.А.Лупан-диной — по теории физического воспитания.)
6. В педагогической науке долгое время действовал негласный
запрет на создание предметных дидактик. Считалось, что как от
расль педагогики существует лишь общая дидактика. А дидакти
ческие исследования и их результаты, отражающие специфику
учебно-воспитательного процесса по конкретным дисциплинам,
могут быть представлены лишь как методики преподавания.
лекция №3 методика обучения предмету фк
- одна из категорий педагогики;
- инвариантный элемент педагогической системы области образования, учебного предмета, раздела, темы;
- фактор, отражающий потребности общества и запросы личности в сфере образования;
- механизм (инструмент) реализации социального заказа государства в данной области.
социальный заказ государства национальным системам образования и физического воспитания;
состояние физического развития, здоровья и двигательной подготовленности населения;
потребности личности в физическом самосовершенствовании, саморазвитии;
идеал формируемой личности;
потребности экономики и обороны страны;
возможности государства для реализации формируемого содержания образования и др.
- Государственный образовательный стандарт (ГОС) — система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражает идеал в этой сфере, учитывает, возможности реальной личности и системы образования по его достижению.
ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ № 55-IHC от 19.06.2015, действующая редакция по состоянию на 29.03.2016
Государственный образовательный стандарт – совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии , специальности и направлению подготовки ,утвержденных органом исполнительной власти ,осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования .
Государственные образовательные стандарты обеспечивают:
- единство образовательного пространства ;
- преемственность основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
- духовно-нравственное развитие и воспитание
Государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.
Стандарт является основой для:
- разработки примерных основных образовательных программ;
- разработки программ учебных предметов, курсов, учебной литературы, контрольно-измерительных материалов;
- организации образовательного процесса в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу в соответствии со стандартом, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности;
- разработки нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности образовательных учреждений, реализующих основную образовательную программу, формирования государственного (муниципального) задания для образовательного учреждения;
- осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства в области образования;
- проведения государственной (итоговой) и промежуточной аттестации обучающихся;
- построения системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении;
- организации деятельности работы методических служб;
- аттестации педагогических работников и административно-управленческого персонала государственных и муниципальных образовательных учреждений;
- организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования.
Реализация ГОС в образовательном процессе
Для реализации каждого ГОС образовательное учреждение должно разработать основную образовательную программу (ООП), включающую учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочные и методические материалы[5]
В ГОСе физическая культура переведена из статуса учебного предмета в статус области образования с закреплением за ней позиции инвариантной составляющей базовой части образовательного стандарта. Базовый компонент ГОСа по физической культуре составляет основу для достижения уровня двигательной подготовленности подрастающего поколения, адекватного потребностям социального заказа государства.
В социальном плане базовая часть ГОСа по физической культуре позволяет удовлетворить потребности общества в достижении оптимального уровня общего образования в сфере физической культуры, физического развития, двигательной подготовленности и состояния здоровья учащихся. Эта часть служит основой для формирования физического и морально-нравственного потенциала общества, предпосылкой непрерывности образования в данной области, обеспечения здорового образа жизни детей, подростков, юношей, их личной физической культуры.
В педагогическом плане базовая часть составляет основу для организации развивающего обучения по физической культуре.
Базовая и вариативные части ГОСа по физической культуре соотносятся друг с другом: 70 —80 и 20 —30 % (начальная школа), 60 —70 и 30 —40 % (основная школа), 50 —60 и 40 —50 % (полная средняя школа).
При необходимости учитель физической культуры имеет право использовать объем учебного времени, который предусмотрен для изучения вариативной части ГОСа, на освоение базового компонента.
Базовый компонент ГОСа по физической культуре дифференцируется на такие разделы, как основы знаний о физкультурной деятельности, способы физкультурной деятельности различной направленности, требования к уровню подготовки обучающихся, минимальные требования к оснащенности учебного процесса.
Основы знаний делятся на разделы: физическая культура человека и общества; социально-психологические основы физического развития и воспитания личности; основы развития психофизических способностей человека и формирования здорового образа жизни.
Способы физкультурной деятельности подразделяются на обще- развивающие (начальная школа), общеприкладные, спортивно- рекреационные (основная школа) и спортивно-прикладные (полная средняя школа). Здесь выделены подразделы: практические умения, двигательные действия и навыки (по видам физкультурно- спортивной деятельности — гимнастике, акробатике, легкой атлетике, лыжной подготовке, плаванию, спортивным играм, единоборствам); физические упражнения (общеразвивающие, специально-развивающие по видам спорта) и двигательные качества.
Требования к уровню подготовки обучающихся предусматривают то, что надо знать, уметь и демонстрировать.
Вариативный компонент ГОСа в данной области образования представляет собой другую часть. Он направлен на удовлетворение индивидуально-дифференцированных потребностей субъектов образовательного процесса (педагогов, учащихся, родителей учащихся, общественности). Вариативная часть выражает особенности культурно-исторического развития, климато-географического и социально-экономического своеобразия мест функционирования учреждений общего образования. Вариативная часть может соответствовать направленности физкультурных и спортивных интересов школьников, этническим традициям конкретных населенных пунктов, способностям и уровню профессионально-педагогической подготовленности учителя, сезонным колебаниям осадков, температуры, особенностям рельефа местности и другим факторам.
Контрольные вопросы и задания
4. Назовите документы, отражающие содержание образования по
физической культуре.
5. Что входит в базовую часть госстандарта по физической культуре?
6. Что входит в вариативную часть госстандарта по физической культуре?
7. Назовите соотношение базовой и вариативной частей ГОСа по физической культуре в системе общего образования (начальная школа, основная школа, полная средняя школа)
I. Значение учебного предмета в системе общего образования
Физическая культура является неотъемлемой частью культуры общества, представляющая собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.
Физическое воспитание в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы (далее – образовательные организации), является универсальным средством формирования разносторонней и гармонично развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Физическая культура и здоровый образ жизни подрастающего поколения – залог здоровья нации, основа национальной безопасности.
II. Проблемы изучения и преподавания учебного предмета
1. Проблемы мотивационного характера
несоответствие личностных интересов обучающихся и содержания программ учебного предмета, где виды двигательной деятельности, в большинстве случаев, неудовлетворяют современным запросам молодежи;
несовершенство механизмов, позволяющих формировать у обучающихся навыки самостоятельной учебной деятельности с учетом уровня их физического развития, физической подготовленности, индивидуальных особенностей здоровья и интересов;
неэффективность механизмов использования сетевой формы реализации образовательных программ общего образования (в том числе во внеурочной деятельности) и образовательных программ дополнительного образования, ресурсов физкультурно-спортивных и иных организаций для осуществления обучения и воспитания обучающихся.
2. Проблемы содержательного характера
преемственность и взаимосвязь уровней образования – дошкольного, начального общего образования, основного общего и среднего общего образования;
интеграцию и равные возможности для обучающихся в использовании урочных, внеурочных и других форм обучения и средств физической культуры и спорта;
системность вариативного, разноуровневого подхода к процессу обучения предмету (с учетом состояния здоровья, физического развития и интересов обучающихся);
формирование у обучающихся на уровнях дошкольного и начального общего образования навыков здорового и безопасного образа жизни средствами гимнастики;
единые подходы к критериям и методикам оценивания успеваемости обучающихся по учебному предмету;
механизмы педагогического и медицинского контроля за занятиями физической культурой;
возможности использования в содержании программ и учебников модулей по традиционным, национальным и новым видам спорта.
3. Проблемы методического характера
В методическом обеспечении учебного предмета недостаточное внимание уделяется:
созданию современных, научно обоснованных технологий обучения в области физической культуры и спорта;
методикам выявления одаренных детей в области физической культуры;
современным методам и средствам обучения детей, имеющих ограниченные возможности здоровья;
обновлению учебно-методических комплексов и программ мониторинга состояния физической подготовленности обучающихся образовательных организаций с учетом современных технологий;
созданию единой федеральной электронной библиотеки (базы) образовательных проектов, программ и модулей по учебному предмету, внеурочной деятельности лучших отечественных традиций и успешных мировых практик в области физического воспитания;
развитию образовательных информационных ресурсов для учителей физической культуры;
созданию безопасных условий для проведения урочных и внеурочных форм занятий физкультурно-спортивной направленности;
современному оснащению спортивных залов инвентарем и оборудованием в соответствии с запросами участников образовательных отношений.
4. Кадровые проблемы
В кадровом обеспечении недостаточное внимание уделяется:
системе подготовки и дополнительного профессионального образования учителей физической культуры, не отвечающей современным требованиям в части формирования их компетенций в соответствии с запросами участников образовательных отношений;
процедуре аттестации учителей физической культуры, способствующей их профессиональному росту и выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий;
механизмам межведомственного сотрудничества (образование, спорт, здоровье, культура) по созданию скоординированных программ повышения квалификации педагогических работников физкультурно-спортивного профиля.
III. Цель и задачи Концепции
модернизация содержания учебного предмета на основе взаимосвязи учебной и внеурочной деятельности, а также дополнительного образования, с учетом новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий;
совершенствование учебно-методического обеспечения и материально-технического оснащения учебного предмета;
обеспечение условий для приобретения обучающимися базовых умений и навыков, способствующих повышению личных показателей физического развития, физической подготовленности, освоению широкого социального спектра универсальных компетенций, необходимых для выполнения различных видов деятельности, выходящих за рамки физкультурного образования;
расширение базы информационных ресурсов, необходимых для реализации образовательных программ, технологического инструментария деятельности обучающихся и педагогических работников;
развитие кадрового потенциала в сфере физической культуры;
повышение у обучающихся мотивации к регулярным занятиям физической культурой и формирование навыков здорового образа жизни.
IV. Основные направления реализации
Многолетние традиции преподавания физической культуры в образовательных организациях – методические подходы, учебно-методические комплексы, исторически сложившаяся образовательная, научная, спортивная практика, педагогический опыт физического воспитания – представляют собой важнейший потенциал российской системы общего образования.
Основные направления реализации Концепции обеспечивают научно-обоснованный подход в обучении и преподавании учебного предмета, межпредметную интеграцию, единообразие образовательного пространства, преемственность на всех уровнях образования, включая дошкольный, создание системы индексации физического развития и физической подготовленности обучающихся, выявление и поддержку одаренных обучающихся на основе межведомственного взаимодействия, материально-техническое обеспечение и развитие кадрового потенциала.
1. Обновление содержания и технологий преподавания учебного предмета
Обновление содержания и технологий преподавания учебного предмета определяется исходя из ключевых задач на каждом уровне общего образования.
На уровне дошкольного и начального общего образования у обучающихся следует обеспечить формирование познавательных интересов к занятиям физической культурой, навыков здорового образа жизни как основы физического воспитания. Приоритетами в обучении являются: получение знаний и умений выполнения базовых упражнений средствами гимнастики для правильного формирования опорно-двигательного аппарата, развития гибкости, координации, моторики; приобретение двигательного опыта и интеллектуального развития средствами различных видов спорта, не наносящих ущерба здоровью обучающихся; получение эмоционального удовлетворения от выполнения физических упражнений через игровую деятельность.
На уровне основного общего и среднего общего образованиянеобходимо обеспечить формирование у обучающихся компетенций по осознанному ведению здорового образа жизни,привычки к самостоятельным занятиям по развитию основных физических качеств, профилактике и укреплению здоровья через:
реализацию образовательных программ на основе традиционных, прикладных и вновь развивающихся видов спорта, а также современных оздоровительных систем;
преподавание уроков с оздоровительной, общеразвивающей, спортивной и практико-ориентированной направленностью;
участие в деятельности школьных спортивных клубов;
освоение дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта,участие в соревновательной деятельности.
В целяхобновления содержания и технологий преподавания учебного предмета целесообразно:
усовершенствовать контрольные измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации с учетом необходимости тестирования знаний о физической культуре, способах физкультурной деятельности, основных физических качеств в соответствии с уровнем образования;
совершенствовать учебно-методические комплексы по физической культуре, ориентированные на оптимальное сочетание обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений, предполагающей приоритетное развитие самостоятельной творческой работы обучающихся;
совершенствовать технологии проведения и содержание всероссийской олимпиады школьников по физической культуре;
регламентировать деятельность школьных спортивных клубов как одной из форм внеурочной деятельности;
модернизировать формы, средства и технологии преподавания учебного предмета в соответствии с сенситивными периодами развития физических качеств и иными особенностями обучающихся;
обеспечить системный подход в интеграции содержания учебного предмета с программами воспитания и социализации обучающихся с учетом использования ресурсов социальной среды;
совершенствовать формы, средства и технологии педагогического и медицинского контроля за занятиями физической культурой;
использовать ресурсы физкультурно-спортивных и иных организаций различной социальной направленности, в том числе для популяризации здорового образа жизни;
в ходе достижения планируемых результатов освоения общеобразовательных программ учитывать необходимость формирования антидопингового мировоззрения и поведения.
2. Обновление учебно-методического обеспечения и материально-технического оснащения
В целях обновления учебно-методического характера необходимо:
совершенствовать учебно-методические комплексы по физической культуре, в том числе с использованием электронных и мультимедийных технологий, с учетом приоритета самостоятельной работы обучающихся, а также механизмы их экспертной оценки;
совершенствовать процессы разработки, апробации и внедрения новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, использования образовательных ресурсов, реализации инновационных проектов и программ;
использовать методические ресурсы различных видов спорта, удовлетворяющих современным запросам молодежи с учетом здоровьесберегающих технологий, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, или временными ограничениями физической нагрузки;
разработать инструментарий для оценки физических способностей, спортивных интересов обучающихся и образовательного самоопределения в области внеурочной деятельности, включая автоматизированное интерактивное тестирование;
создать электронную научно-методическую ресурсную базу по учебному предмету на основе современных подходов к диагностике результатов обучения, определения уровня здоровья и физической подготовленности обучающихся.
Для методического обеспечения деятельности учителя физической культуры целесообразно:
создание и организация деятельности информационных консультационных центров;
создание единой федеральной электронной библиотеки (базы) образовательных проектов, программ и модулей по учебному предмету, внеурочной деятельности лучших отечественных традиций и успешных мировых практик в области физического воспитания.
Для обновления материально-технического обеспечения и оснащения необходимо:
разработать требования безопасности к спортивному инвентарю и оборудованию, используемому в образовательной деятельности по учебному предмету, к его сертификации, правила безопасности по эксплуатации объектов физкультурно-спортивной инфраструктуры;
обеспечить обновление санитарно-эпидемиологических требований и норм к спортивной инфраструктуре образовательных организаций;
организовать испытательные центры для оценки технического уровня и безопасности объектов школьной спортивной инфраструктуры, оборудования и инвентаря;
обновить примерный перечень и характеристики современного спортивного оборудования и инвентаря для оснащения спортивных залов и сооружений образовательных организаций;
создать единую электронную базу спортивных сооружений, спортивных площадок и зон рекреации образовательных организаций.
3. Развитие информационных ресурсов
Реализация основных общеобразовательных программ в современных условиях предусматривает для обучающихся и педагогических работников необходимость развития образовательных информационных ресурсов, включающих:
форматы организации индивидуальной (совместной) деятельности обучающихся, сетевые модули для самостоятельного углубленного изучения программ по видам спорта, отдельных тем и разделов по физической культуре, спорту, физическому воспитанию;
банки современных средств диагностики результатов обучения, физического развития, определения уровня здоровья, физической подготовленности;
функционирование информационного центра, координирующего процесс развития учебного предмета (урочную и внеурочную деятельность) и его результаты.
4. Повышение кадрового потенциала
В целях укрепления кадрового потенциала необходимо:
обеспечить преемственность между образовательными программами общего, профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования;
совершенствовать механизмы дополнительного профессионального образования педагогических работников физкультурно-спортивного направления с учетом использования модульной системыи электронного обучения; личных запросов в части формирования (совершенствования) новых компетенций и индивидуальных траекторий профессионального развития; привлечения ресурсов профессиональных сообществ учителей физической культуры и спортивных федераций;
совершенствовать систему подготовки и дополнительного профессионального образования руководителей и педагогических работников, осуществляющих образовательную деятельность в школьных спортивных клубах;
разработать механизмы профессиональной поддержки учителей физической культуры, работающих в сельской местности, в отдаленных территориях, реализующих программы по адаптивной физической культуре; молодых специалистов;
совершенствовать систему оценки качества работы учителей физической культуры, в том числе аттестацию, на основе внедрения национальной системы профессионального роста педагогических работников;
уточнить в профессиональном стандарте педагога требования к профессиональным компетенциям, необходимым для выполнения трудовой функции, в том числе по адаптивной физической культуре.
5. Формирование у обучающихся мотивации к регулярным занятиям физической культурой и использованию навыков здорового образа жизни
Для формирования у обучающихся мотивации к регулярным занятиям физической культурой и использованию навыков здорового образа жизни целесообразно:
обеспечить условия для индивидуализации обучения, профессиональной ориентации, выявления и поддержки обучающихся, проявивших выдающиеся способности в области физической культуры;
обеспечить условия для участия обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в различных формах конкурсных мероприятий;
обеспечить в ходе реализации образовательных программ, включая внеурочную и соревновательную деятельность, сетевое взаимодействие с использованием ресурсов иных организаций (научных, медицинских, культурных, физкультурно-спортивных), а также организаций дополнительного образования;
разработать механизмы формирования навыков здорового образа жизни, в том числе антидопингового мировоззрения и поведения через взаимодействие с семьей и родительским сообществом, создание и реализацию индивидуальных образовательно-воспитательных проектов.
V. Реализация Концепции
Железняк Ю.Д., Кулишенко И.В., Крякина Е.В. Методика обучения физической культуре: учебник для студ. высш. проф. образования. М.: Академия, 2013, с. 21-23; 11-12.
Понятия, рассматриваемые в содержании данного курса, возникли в ходе формирования данной учебной дисциплины, они будут уточняться и конкретизироваться в процессе совершенствования ее теоретико-методологических основ.
Данное определение раскрывает, что:
1. Физическая культура — это учебный предмет, представляющий инвариантную и одноименную область содержания базовой части федерального компонента государственного стандарта общего образования.
2. Учебный предмет выражает специфическую часть общечеловеческой культуры — физическую культуру.
3. Ориентация учебного предмета на реализацию социально значимой функции в содержании общего среднего образования.
4. Признание в качестве составляющей результатов учебно-воспитательного процесса — сформированность физической культуры личности учащегося.
5. Необходимость отражения в содержании определения (дефиниции) связи учебного предмета с отраслями наук, его представляющих, педагогической теорией и методикой физического воспитания.
Физкультурное образование базируется на соответствующей педагогической технологии.
Физкультурное образованиев зависимости от его направленности и содержания может условно подразделяться на три разновидности — общее, дополнительное и профессиональное.
Общее физкультурное образование может подразделяться на ступени в соответствии со структурой учреждения общего образования: начальное, основное, среднее (полное). Оно регламентируется государственным образовательным стандартом общего образования.
Дополнительное физкультурное образование осуществляется учреждениями дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта различной ведомственной принадлежности иформ собственности. Это ДЮСШ (специализированные, олимпийского резерва, школы-интернаты спортивного профиля и др.). Оно ориентировано на формирование спортивных резервов различных уровней подготовленности — от массовых спортивных разрядов до мастеров спорта международного класса.
Профессиональное физкультурное образование реализуется образовательными учреждениями и дифференцируется на среднее высшее и послевузовское. Оно осуществляется в училищах олимпийского резерва, педагогических колледжах (отделение физической культуры), техникумах и колледжах физической культуры, институтах, академиях и университетах физической культуры, факультетах физической культуры, классических и отраслевых (например, педагогических) университетов.
Профессиональное физкультурное образование ориентировано на подготовку педагогов и других специалистов в сфере физической культуры различных уровней и квалификаций.
Функционирование педагогической системы учебного предмета направляется учителем с учетом условий конкретного учреждения общего образования.
Третий этап (1950—1970) - формирование научно-методологических основ, на которых могли базироваться теория и методика обучения дисциплины, что обусловило упрочение теоретико-методических оснований ее преподавания.
Четвертый этап (1980 — 2000 г.г. ) – трансформация научно-методических основ в педагогическую систему учебного предмета и технологию ее практической реализации.
Пятый этап (с 200 г. по настоящее время) – совершенствование нормативных документов в области образования.
Литература:
Блок системы знаний состоит из теоретических положений о физической культуре как элементе общей культуры личности:
- значение физической культуры для нормального роста и развития организма;
- виды деятельности, характеризующие физическую культуру школьника;
- место этих видов в двигательном режиме учащегося в учебном году, на каникулах, в выходные и праздничные дни, на местах отдыха детей;
- знания об использовании физических упражнений в оздоровительно-реабилитационном, морфофункциональном развитии и закаливании организма, профилактике отрицательного воздействия учебной деятельности, малоподвижного образа жизни на формирование и развитие детей, подростков, молодежи.
Блок инструктивных навыков и умений— это совокупность навыков и умений, обусловливающих способы, формы, правила и физкультурную деятельность школьника. Это навыки и умения самоорганизации, самоконтроля, саморегуляции, самостоятельные (индивидуальные, парные, групповые) и коллективные занятия физической культурой и спортом, продолжительность, структура, объем и интенсивность физической нагрузки, умение страховать, оказать помощь на занятиях, первую медицинскую помощь при травмах, судить соревнования.
Блок двигательных качеств- это совокупность средств,
ориентированных на обеспечение преимущественного
развития самых известных в теории физического воспитания
качеств движения (быстроты, мускульной силы, выносливости,
подвижности суставов, ловкости и т.д.).
Блок волевых качеств формируемых и развивающихся
в процессе занятий физической культурой и спортом,
совокупность социально значимых качеств личности, связанных
преодолением трудностей, развитием выдержки, выносливости, мужества, решительности, воли и самообладания в сочетании с морально-нравственными качествами, принятыми в обществе.
Блок норм и требований – это комплекс научно обоснованных и директивно установленных величин, характеризующих степень проявления физической подготовленности школьника в конкретных двигательных действиях, выступающих в качестве контрольных упражнений.
Блок видов деятельности(его состав зависит от условий данной школы):
- утренняя гимнастика в семье (школах-интернатах, детских домах, лагерях труда и отдыха);
- физкультурные минутки и паузы во время самоподготовки дома и в школе;
- самостоятельные занятия общеподготовительного или спортивно-подготовительного характера;
- внеклассные формы организации занятий физической культурой и спортом в школе и во внешкольных организациях;
- физкультурно-массовые и спортивные мероприятия по месту жительства или во внешкольных организациях и др.
Читайте также:
- Чем различаются поведение животных и человека кратко
- Культура как ценностно нормативная система кратко
- Что такое знак приведите примеры знаков используемых в общении людей информатика 7 класс кратко
- Познаваем ли мир обществознание кратко
- Какое впечатление произвела на вас история рассказанная а и куприным чудесный доктор 6 класс кратко