Что такое социальное расследование в школе

Обновлено: 02.07.2024

Предлагаем разобраться, что такое СОП в реальности и что поменялось.

Что такое социально опасное положение?

Признание детей, находящихся в социально опасном положении (СОП), – процедура, направленная на выявление детей, находящихся в социально опасном положении, и комплекс мер по ее устранению. Целью СОПа является выявление детей в неблагополучных семьях и защита их прав и интересов.

Каковы критерии СОПа?

Согласно новому Постановлению, их всего три:

1) Родителями не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка.

2) Родителями не обеспечивается надзор за поведением ребенка и его образом жизни, вследствие чего ребенок совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления.

3) Родители ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка, злоупотребляют своими правами и / или жестоко обращаются с ним, в связи с чем имеет место опасность для жизни и/или здоровья ребенка.

Какие государственные органы задействованы в процессе?

  • Местные исполнительные и распорядительные органы.
  • Комиссии по делам несовершеннолетних городских, районных

исполнительных комитетов (местных администраций районов в городах).

  • Отделы образования городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах.
  • Учреждения образования.
  • Организации здравоохранения.
  • Органы по труду, занятости и социальной защите городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах.
  • Территориальные центры социального обслуживания населения.
  • Центры социального обслуживания семьи и детей.
  • Территориальные органы внутренних дел.
  • Органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям.
  • Структурные подразделения городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
  • Организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющие жилищно-коммунальные услуги.
  • Государственные организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения государственного жилищного фонда в общежитиях.
  • Иные организации в пределах своей компетенции.

Вышеперечисленные государственные органы в рамках своей компетенции уполномочены участвовать на всех стадиях процесса постановки в СОП: а) выявлять детей в СОПе, б) организовывать социальное расследование, в) принимать решения о признании ребенка в СОПе, г) участвовать в реализации мероприятий.

Каким образом происходит процедура постановки в СОП?

Второй этап включает в себя социальное расследование, обследование условий жизни и воспитания ребенка и принятие решения о благополучности либо неблагополучности обстановки для ребенка, влекущее за собой постановку в СОП.

Социальное расследование инициируется учреждением образования ребенка. При необходимости к социальному расследованию привлекаются специалисты вышеуказанных государственных органов по месту жительства детей, с письменным уведомлением. При проведении социального расследования осуществляется сбор информации о ребенке и его родителях, имеющей значение для принятия решения о признании ребенка, находящегося в социально опасном положении. По результатам расследования готовятся обобщенная информация и предложения о мероприятиях.

При обследовании условий жизни и воспитания ребенка оценивается возможность участия каждого из родителей, других членов семьи в реализации мероприятий. По результатам обследования составляется акт обследования условий жизни и воспитания ребенка. В нем отражаются сведения о ребенке, родителях ребенка, иных гражданах, проживающих совместно с семьей и участвующих в воспитании ребенка, а также о наличии либо отсутствии критериев и показателей СОПа. Акт подписывается членами комиссии и представляется для ознакомления родителям ребенка. При отказе родителей от ознакомления с актом в нем делается отметка об этом с указанием причин отказа.

Какие сроки СОП?

Отдел образования не позднее одного рабочего дня, следующего за днем поступления информации о неблагоприятной для детей обстановке, направляет информацию в учреждение образования, в котором обучается ребенок, либо в социально-педагогический центр по месту проживания (нахождения) ребенка – в отношении ребенка в возрасте до трех лет либо ребенка, который не зачислен в учреждение образования.

В течение одного рабочего дня, следующего за днем получения информации о неблагоприятной для детей обстановке, руководителем учреждения образования принимается решение о составе комиссии по проведению социального расследования, сроке его проведения, порядке и сроке обследования условий жизни и воспитания ребенка, а также о дате проведения заседания совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

На проведение социального расследования дается не более 15 дней. Обследование проводится не позднее трех рабочих дней, следующих за днем принятия соответствующего решения.

Что дальше?

Совет совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних ознакамливается с актом и результатами социального обследования и выносит одно из двух решений:

1) либо обратиться в координационный совет для принятия решения о признании ребенка находящимся в СОПе;

2) либо рекомендовать родителям в течение трех рабочих дней обратиться за оказанием социальных услуг по устранению трудной жизненной ситуации в соответствии с законодательством.

Справочно: Совет профилактики является органом самоуправления учреждения образования, оказывает содействие в организации деятельности по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также организации контроля за осуществлением воспитательной и профилактической работы в учреждении образования.

В первом случае координационный совет рассматривает материалы в течение 14 дней и в свою очередь назначает заседание, о котором в обязательном порядке уведомляются родители ребенка. На заседании принимается одно из двух решений:

1) признать ребенка находящимся в СОПе и определить мероприятия, обязательные для исполнения родителями и государственными органами;

2) рекомендовать родителям в течение трех рабочих дней обратиться за оказанием социальных услуг по устранению трудной жизненной ситуации в соответствии с законодательством.

Что происходит, если ребенок признан в СОП?

В случае, если ребенок признан в СОП, решение в течение трех рабочих дней направляется родителям и госорганам, ответственным за его реализацию.

Один раз в три месяца координационный совет рассмаривает исполнение решения по ребенку, находящемуся в СОПе, совместно с родителями и госорганами. На заседании совет принимает одно из следующих решений:

1) о внесении изменений и дополнений в решение о признании ребенка находящимся в СОПе. Это включает в себя включение дополнительных мероприятий, изменении сроков их исполнения, ответственных исполнителей;

2) о направлении в комиссию по делам несовершеннолетних ходатайства о необходимости признания ребенка нуждающимся в государственной защите;

3) о прекращении исполнения решения о признании ребенка в СОПе. Решение может быть прекращено по ряду оснований, предусмотренных закрытым перечнем: переезд семьи на новое место жительство; устранение причин, повлекших признание ребенка в СОПе, или достижение ребенком возраста восемнадцати лет; избрание для ребенка меры пресечения в виде заключения под стражу, осуждения его к наказанию в виде ареста или лишения свободы; смерть ребенка, а также объявление его умершим либо признание безвестно отсутствующим.

Справочно: под помещением детей на государственное обеспечение понимается помещение их в детские интернатные учреждения (дома ребенка, социально-педагогические учреждения, школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вспомогательные школы-интернаты, специальные общеобразовательные школы-интернаты, специальные учебно-воспитательные учреждения, специальные лечебно-воспитательные учреждения и иные учреждения, обеспечивающие условия для проживания (содержания) детей), учреждения профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, детские дома семейного типа, опекунские семьи, приемные семьи.

Важно помнить: изъятие ребенка из семьи является исключительной мерой, которая предполагает наличие прямой угрозы жизни либо здоровью ребенка. Комиссия по делам несовершеннолетних уполномочена принимать решение об изъятии ребенка, находящегося на учете в СОП, на основании полученной информации об имеющейся угрозе для жизни и здоровья ребенка, в трехдневный срок. В исключительных случаях при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка решение о немедленном отобрании его вправе принимать орган опеки и попечительства в соответствии с частью второй статьи 85 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье. По истечении шести месяцев Комиссия принимает решение либо о возвращении ребенка родителям, если отпали причины, послужившие основанием для отобрания ребенка, либо об обращении в суд с иском о лишении родителей родительских прав.

Что делать, если считаю признание моего ребенка в СОПе незаконным?

а) в городские, районные исполнительные комитеты, местные администрации районов в городах по месту принятия решения, Министерство образования;

б) в прокуратуру – городскую / районную / района в городе, Минскую городскую/областную, Генеральную прокуратуру;

Обжалование решения о признании ребенка в СОПе не приостанавливает его исполнение, поэтому обращайте пристальное внимание на сроки, указанные в регламентированной процедуре.

При поступлении в учреждение образования информации о неблагоприятной для детей обстановки, руководителем учреждения в течение 1 рабочего дня, следующего за днем получения информации, принимается решение (Приказ),которым определяются:

- персональный состав комиссии по проведению социального расследования (далее – комиссия);

- срок проведения социального расследования, не превышающий 15 рабочих дней;

- порядок и срок обследования условий жизни и воспитания ребенка;

- дата проведения заседания совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

2. К проведению социального расследования учреждение образования при необходимости привлекает специалистов государственных органов, государственных и иных организаций, по месту жительства детей, письменное уведомление.

3. Не позднее 3 рабочих дней со дня, следующего за днем принятия руководителем учреждения образования решения (Приказа), комиссией проводится обследование условий жизни и воспитания ребенка (детей). Составляется акт обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей).

Акт обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей) подписывается членами комиссии и представляется для ознакомления родителям ребенка (детей).

При отказе родителей от ознакомления с актом в нем делается отметка об этом с указанием причин отказа.

При обследовании условий жизни и воспитания ребенка (детей) оценивается возможность участия каждого из родителей, других членов семьи в реализации мероприятий по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки.

4. В соответствии с законодательством при проведении социального расследования осуществляется сбор информации о ребенке (детях) и его родителях, имеющей значение для принятия решения о признании ребенка (детей) находящимися в социально опасном положении.

5. По результатам социального расследования готовятся обобщенная информация и предложения о мероприятиях (в случае выявления критериев и показателей социально опасного положения).

6. Совет профилактики рассматривает акт обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей) и информацию по результатам социального расследования и принимает одно из следующих решений:

Если критерии и показатели социально опасного положения выявлены:

- обратиться в координационный совет для принятия решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении (с указанием критериев и показателей социально опасного положения);

В соответствии с принятым решением секретарю координационного совета не позднее 3 рабочих дней после проведения заседания совета профилактики направляются:

- сопроводительная информация, где указывается причина обращения и перечень документов, которые передает учреждение образования;

- копия акта обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей);

- выписка из решения совета по профилактике, где принято решение обратиться в координационный совет;

- обобщенная информация по результатам социального расследования на имя председателя координационного совета за подписью руководителя;

- предложения о мероприятиях по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для ребенка обстановки от каждого субъекта профилактики за подписью руководителя (копия);

- мероприятия (сводные от всех ведомств) по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для ребенка обстановки, которые никем не подписываются и утверждаются протоколом координационного совета (оригинал).

Если критерии и показатели социально опасного положения не выявлены:

- рекомендовать родителям в течение 3 рабочих дней обратиться за оказанием социальных услуг по устранению трудной жизненной ситуации в соответствии с законодательством.

В государственный орган, государственную и иную организацию, предоставляющие социальные услуги, в течение 1 рабочего дня после проведения заседания совета профилактики направляется выписка из решения совета профилактики.

Социальное расследование должно рассматриваться как целостный процесс, включающий в себя последовательную цепочку этапов работы от проверки информации о семейном неблагополучии до принятия соответствующего решения и разработки индивидуального плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, находящегося в СОП.

После получения информации о семейном неблагополучии руководителем учреждения образования в течение 1 рабочего дня издается приказ о персональном составе комиссии для обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего: член администрации учреждения образования, специалист социально-педагогической и психологической службы, воспитатель (классный руководитель, куратор, мастер производственного обучения), из числа которых назначается лицо, ответственное за подготовку обобщенной информации по итогам социального расследования (далее - комиссия). Приказом также устанавливается срок проведения социального расследования, дата проведения заседания Совета профилактики (педагогического совета). Подчеркиваем, что срок проведения социального расследования не должен превышать 14 дней после получения информации о семейном неблагополучии.

Комиссия с привлечением инспектора по делам несовершеннолетних, представителя учреждения здравоохранения, специалиста органа по труду, занятости и социальной защите, иных заинтересованных не позднее 3 рабочих дней с момента получения информации о семейном неблагополучии осуществляет обследование условий жизни и воспитания несовершеннолетнего. Подчеркиваем, что обследование условий жизни и воспитания несовершеннолетних должно проводиться в присутствии их законных представителей.

В ходе посещения семьи комиссия, руководствуясь критериями и показателями СОП несовершеннолетнего, установленными законодательством, составляет акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего , который подписывают все представители субъектов профилактики семейного неблагополучия, посетившие семью, а впоследствии утверждает руководитель учреждения образования (далее - акт обследования).

Акт обследования заполняется непосредственно в ходе посещения семьи от руки; законные представители знакомятся с выводами комиссии под подпись. В случае отказа законных представителей подписать акт, об этом делается отметка в акте обследования. Акт обследования должен содержать заключение об условиях воспитания и содержания детей (ребенка), в котором объективно отражена ситуация в семье на момент посещения. При наличии в семье нескольких несовершеннолетних составляется один акт, копия которого направляется в каждое из учреждений, в котором они обучаются (воспитываются).

Обращаем внимание, что в случае проведения социального расследования в отношении семьи, в которой дети посещают различные учреждения образования, заседание Совета профилактики (педагогического совета) для принятия решения о признании несовершеннолетнего находящимся в СОП (либо иного решения) должно быть совместным. В целях снижения документооборота руководителям учреждений образования необходимо также взаимодействовать друг с другом, распределять между собой направление запросов в ОВД, учреждения здравоохранения, расчетно-справочные центры, по месту работы законных представителей и иным заинтересованным (например, распределять поручения по подготовке запросов между учреждениями образования с последующим обменом полученной информацией).

При проведении социального расследования могут использоваться следующие формы и методы сбора информации о детях и их законных представителях:

- беседы (с законными представителями детей, иными лицами, проживающими совместно с детьми; с детьми, с братьями и сестрами детей, родственниками, друзьями и соседями семьи, др.);

- психологическая диагностика несовершеннолетних и их законных представителей, направленная на выявление детско-родительских отношений и стилей семейного воспитания;

- анализ информации, поступившей от субъектов профилактики семейного неблагополучия;

- анализ информации, поступившей с места работы законных представителей несовершеннолетних;

- изучение особенностей поведения несовершеннолетнего в учреждении образования (на уроках, во внеучебной деятельности);

- анализ успеваемости несовершеннолетнего, отношения к учебе, анализ результатов контроля за посещением несовершеннолетним учебных занятий;

- анализ информации о взаимодействии воспитателя (классного руководителя, куратора, мастера производственного обучения), иных педагогических работников с законными представителями несовершеннолетнего по вопросам воспитания и обучения ребенка.

По итогам социального расследования готовится обобщенная информация.

ОБОБЩЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ
по результатам социального расследования

Информация, на основании которой начато социальное расследование в отношении несовершеннолетнего, оказавшегося в неблагополучной ситуации

Комиссией в составе_____________________________________________________________

____ (дата)_ посещена семья несовершеннолетнего (несовершеннолетних). В ходе посещения сделаны следующие выводы и мотивированное заключение с указанием целесообразной помощи несовершеннолетнему (несовершеннолетним):__________________

На основании информации, полученной от субъектов профилактики семейного неблагополучия, иных заинтересованных, установлено:______________________________

На основании информации, полученной от ближайшего окружения семьи, установлено:____________________________________________________________________

На основании информации, предоставленной педагогическими работниками учреждений образования, в которых воспитываются (обучаются) несовершеннолетние, установлено:___________________________________________________________________

По результатам психологической диагностики установлено:___________________________________________________________________

Приложение: на л. в 1 экз. (прикладываются все поступившие материалы)

Дата, подпись ответственного за подготовку обобщающей информации (согласно приказу руководителя учреждения образования)

Содержание работы

Введение………………………………………………………..…………3
Цели и принципы социального расследования………………..……….5
План проведения социального расследования……………..…………..7
Функциональные обязанности членов команды социального расследования…………………………………………………. …….…11
Список литературы………………………………………………..…….12

Файлы: 1 файл

реферат для портфолио.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Исполнитель: Миклуш Надежда Сергеевна

Факультет социально-педагогических технологий

Руководитель: старший преподаватель

кафедры социальной педагогики

Куницкая Оксана Сергеевна

Цели и принципы социального расследования………………..……….5

План проведения социального расследования……………..…………..7

Функциональные обязанности членов команды социального расследования…………………………………………… ……. …….…11

Основными задачами социального расследования являются:

сбор максимально полной и достоверной информации о том, имел ли место факт жестокого обращения или неудовлетворения основных жизненных потребностей ребенка, и если имел место, то выявить причины и виновных;

обеспечение мер по защите ребенка;

оценка ресурсов и потребностей семьи и ребенка;

определение программы по реабилитации ребенка и его семьи.

Деятельность, проводимая в рамках социального расследования, включает:

собеседование с ребенком, родителями, братьями, сёстрами и другими лицами, которые могут владеть информацией о ситуации, в которой находится ребенок;

получение информации от других заинтересованных служб, ведомств, организаций по вопросам положения детей и их родителей; комиссионные посещения ребенка на дому;

включение семьи и заинтересованных в постоянную работу по разрешению проблем;

подготовку и реализацию плана помощи несовершеннолетнему, признанному находящимися в социально опасном положении, либо плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, нуждающегося в государственной защите, предусматривающих предоставление комплексных услуг по реабилитации семьи и ребенка.

Вовлечение членов семьи в работу по социальному расследованию:

гарантирует участие родителей в совместной работе - их ожидания были услышаны, поняты и приняты во внимание;

делает участие членов семьи в реализации согласованного плана реабилитации более осмысленным и целенаправленным они тоже его составляли;

побуждает членов семьи к тому, чтобы самостоятельно попытаться изменить модели поведения и условия, содействовавшие возникновение риска для ребенка;

обеспечивает согласованность усилий, направленных на достижение единых целей;

способствует созданию доверительной атмосферы;

помогает преодолеть сопротивление родителей.

Одной из обязанностей специалистов является создание необходимого соотношение между правом ребенка на государственную заботу и защиту, а также правом родителей на попечение и ответственность за собственного ребенка. Вмешательства в дела семьи всегда должны быть обусловлены только необходимостью обеспечения безопасности детей.

Социальное расследование проводится прежде всего специалистами СППС учреждений образования, в том числе социально-педагогических. К расследованию могут быть привлечены специалисты управлений (отделов) образования, других заинтересованных служб в пределах их функций и задач, которые обозначены в их уставах, положениях, должностных инструкциях. Например, участковые педиатры могут изучить вопрос о подозрении на жестокое обращение с ребенком, изучить информацию о состоянии здоровья ребенка и сделать заключение о том, как родители удовлетворяют медицинские нужды и жизненные потребности ребенка. Психологи могут дать рекомендации по стратегиям опроса детей в соответствии с уровнем их развития, провести оценку состояния детей, дать рекомендации по их реабилитации.

Порядок взаимодействия органов, организаций, получивших или располагающих информацией о неблагополучии ребёнка, регулируется положениями Декрета № 18 и Инструкцией.

Первичное рассмотрение поступившей информации может провести педагог социальный учреждения образования, в котором обучается (воспитывается) ребенок, по результатам которого возможно принятие решения о начале социального расследования.

Случаи нарушения прав и законных интересов детей требуют взаимодействия заинтересованных ведомств.

Расследование и мероприятия по защите детей должны согласовываться, чтобы обеспечить необходимую помощь ребенку и семье и правильно использовать ресурсы каждой службы, организации.

Каждый ребёнок имеет право на счастливое, беззаботное детство. До достижения несовершеннолетнего 18 лет родители несут полную ответственность за его жизнь и здоровье.

Ответственность родителей за воспитание и содержание детей закреплена в нормативных правовых актах Республики Беларусь.

Что может послужить поводом для визита в семью педагогов и сотрудников ведомств и организаций?

Изучение особенностей семейного воспитания обучающихся является обязанностью воспитателя или классного руководителя и осуществляется регулярно. Рекомендуемая периодичность посещения несовершеннолетних на дому - 1 раз в год.

Также поводом для посещения семьи могут быть:

Что такое социальное расследование?

Социальное расследование - комплексное изучение положения несовершеннолетнего в семье (оценка безопасности, удовлетворения основных жизненных потребностей, характера детско-родительских отношений; выявление причин, по которым семья не может обеспечить надлежащее воспитание и содержание детей).

Что такое обследование условий жизни и воспитания несовершеннолетнего?

Изучение условий жизни воспитания несовершеннолетнего проходит по месту жительства (пребывания). В ходе посещения семьи комиссия составляет акт обследования условий жизни и воспитания. Акт обследования заполняется непосредственно в ходе посещения семьи от руки; законные представители несовершеннолетнего знакомятся с выводами комиссии под подпись. В случае отказа законных представителей подписать акт, об этом делается отметка в акте обследования.

  • Должны ли предупреждать родителей (законных представителей) о планируемом посещении семьи?

О посещении семьи обязательно заранее предупреждаются родители (законные представители) несовершеннолетних, согласовывается дата и время визита.

В случае подозрения о наличии фактов, свидетельствующих об угрозе здоровью и жизни ребенка, семья посещается без предупреждения.

Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо в возрасте до восемнадцати лет,

Семья, находящаяся в социально опасном положении,- семья, несовершеннолетние члены которой находятся в социально опасном положении.

  • Кто принимает решение о признании несовершеннолетнего в социально опасном положении?

Несовершеннолетний признается в социально опасном положении коллегиально решением педагогического совета или совета по профилактике безнадзорности и правонарушений учреждений образования на основании результатов социального расследования. Родители в обязательном порядке приглашаются на заседание. Детей не разлучают с родителями.

  • Признание несовершеннолетнего в социально опасном положении - не наказание, а помощь семье.

После того как ребенок признается находящимся в социально опасном положении, составляется индивидуальный план защиты прав и интересов ребенка, направленный на устранение причин и условий, создающих социально опасное положение несовершеннолетнего. В него включаются пункты, направленные на помощь семье (коррекция детско- родительских отношений, правовая, медицинская, психологическая, материальная помощь и др.)

Влияет ли признание несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении на карьеру ребенка в будущем? Признание ребенка находящимся в СОП никак не влияет и не накладывает отпечаток на его дальнейшее профессиональное становление, не ограничивает его права и свободы.

В каких случаях дети подлежат государственной защите?

Дети подлежат государственной защите и помещению на государственное обеспечение в случае наличия угрозы их здоровью и жизни.

Каким государственным органом несовершеннолетний признается нуждающимся в государственной защите?

Ребенок, находящийся в социально опасном положении, может быть признан нуждающимся в государственной защите по решению комиссии по делам несовершеннолетних районного (городского) исполнительного комитета, местной администрации района в городе по месту проживания ребенка.

В какие учреждения могут помещаться на государственное обеспечение несовершеннолетние?

Дети могут помещаться в детские интернатные учреждения (дома ребенка, социально-педагогические учреждения, школы-интернаты для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вспомогательные школы- интернаты, специальные общеобразовательные школы-интернаты, специальные учебно-воспитательные учреждения, специальные лечебно-воспитательные учреждения и иные учреждения, обеспечивающие условия для проживания (содержания) детей), учреждения профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, детские дома семейного типа, опекунские семьи, приемные семьи.

На какой срок помещаются на государственное обеспечение несовершеннолетние?

На шесть месяцев.

Могут ли родители (законные представители) родственники навещать детей?

Кто принимает решение о возврате родителям детей?

Комиссии по делам несовершеннолетних районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе по месту нахождения ребенка.

Читайте также: