Что такое словотворчество в детском саду

Обновлено: 06.07.2024

ФГОС определяет современные требования к усвоению программы дошкольного образования. Эти требования представлены в виде ориентиров, которые представляют собой социально – нормативные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Одним из основных компонентов структуры содержания дошкольного образования, согласно ФГОС: является познавательно – речевое развитие. К целевым ориентирам данного компонента относятся: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, построения речевого высказывания в ситуации общения, обладает развитой литературной речью, проявляет интерес к словесному искусству.

Дошкольное детство является наиболее важным периодом в развитии всех психических процессов, а особенно речи.

Многие исследователи отмечают, что словотворчество – естественный способ освоить лексическое богатство родного языка, осмыслить разнообразие грамматических форм. Активное словопроизводство способствует развитию речи и воображения, свидетельствует о творческой личности ребенка. В ходе изучения теоретического материала я выяснила, что в нашей стране изучением детской речи занимались следующие ученые: Н. А. Рыбников, А. Н. Гвоздев, К. И. Чуковский, Т. Н. Ушакова. На современном этапе темой словотворчества детей продолжают заниматься российские ученые: В. К. Харченко, Цейтлин и др.

Проводя анализ речевого развития детей на начало старшего дошкольного возраста, мы обратили внимание, что у детей отсутствует интерес к малым формам народного фольклора, не все дети понимают сюжет сказки, смысл пословиц, метафор. Ребята не различают жанры поэзии и прозы, речь недостаточно образна и выразительна. Перед нами встала проблема: используемые нами средства обучения не эффективны, не позволяют решить данную задачу. Проблема продиктовала противоречие между программными требованию к речевому развитию детей старшего дошкольного возраста и средствами обучения, которые не эффективны в развитии детей по данному направлению.

В ходе анализа методической литературы выявили следующие методы и приемы, позволяющие развивать процесс словотворчества детей. Ими стали:

Игры – драматизации, импровизации, инсценировки, кукольный театр, элементы игры и драматизации при рассматривании картин, рисовании, лепке, аппликации. Такие виды игровой активности создают естественные условия для возникновения языковых игр.

Г. А. Тумакова «Ознакомление дошкольника со звучащим словом. Под редакцией Сохина Ф. А. (М. Просвещение, 1991);

Методика использования малых фольклорных форм, автор Г. Клименко.

Дидактические игры, предложенные С. Кудрявцевой. Направлены на развитие у детей навыков описательной и объяснительной речи, а также для обогащения и активизации словаря детей.

Интересна и многогранна методика Л. Б. Фесюковой, развивающая образное ти логическое мышление ребенка, его творческие способности, речь.

Т. А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко предлагают использование методов и приемов ТРИЗ – технология, которая располагает конкретными приемами, методами для развития речевого творчества детей. Методики ТРИЗ – идеальные инструменты для проблемного, развивающего обучения. Они позволяют сделать традиционное обучение развивающим.

Чтобы достигнуть высоких результатов в развитии детей по данному направлению, я решила использовать данные формы работы по развитию речевого творчества детей. Приемы развивающего обучения совершенствуют, модернизируют, дополняют традиционные формы работы.

Принимая во внимание и учитывая специфику отобранных методов и приемов в процессе обучения дошкольников по данному направлению, мы определили следующую цель: создание условий для творческой речевой деятельности дошкольника.

Для реализации намеченной цели были поставлены следующие задачи:

· Организовать развивающую речевую среду в группе (обогатить дидактическими пособиями, подобрать литературные произведения адекватно возрасту детей для обучения и развития словесного творчества).

· Организовать специальное обучение словотворчеству детей не только на специальных занятиях, но и других режимных моментах, с использованием методов и приемов развивающего обучения.

· Организовать консультативную помощь родителям по данному направлению.

На первом этапе работы были созданы условия для речевой деятельности дошкольников. Речевой уголок был пополнен дидактическими играми с речевым содержанием.

С целью привлечения интереса детей к сочинению сказок в речевой уголок были помещены мнемотаблицы к знакомым сказкам.

Большое влияние на развитие связной речи и речевого творчества оказывает правильно оформленный книжный уголок группы, поэтому он был оснащен художественной литературой разного жанра, в соответствии с возрастом детей.

Для развития речевого творчества организовали музыкально – театральную зону, где были представлены: кукольный, настольный, пальчиковый и варежковый театры. Детям предоставлялась возможность проявлять речевое творчество при воспроизведении сказок, стихотворений, как собственного сочинения, так и из литературного опыта.

Так же среда обогатилась тризовскими дидактическими пособиями: схемами – таблицами по составлению сравнений, загадок, метафор, лимериков.

В нашем детском саду под руководством старшего воспитателя работает творческая группа по изучению и внедрению инновационной технологии ТРИЗ в образовательный процесс. Я являюсь членом данной творческой группы.

Согласно плану мероприятий творческой группы, я определила для себя следующе этапы работы по развитию словотворчества детей.

Авторы данной технологии предлагают начать работу по речевому творчеству с умения составлять загадки. Работа в этом направлении имеет следующую цель: развивать способность к анализу, обобщению, формирование умения самостоятельно делать выводы, умозаключения. Умение четко выделять наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умения ярко и лаконично передавать образы предметов.

И строилась по следующему плану:

- Нахождение схожих предметов, по какому – либо признаку в окружающей обстановке;

- С помощью предметных картинок дети учились анализировать и сравнивать разные предметы, искать образные сравнения;

- Введение модели, с помощью которой дети учатся отгадывать загадки;

-Ознакомление с моделью составления загадок, используя методы ТРИЗ. Коллективное составление загадок.

В результате первого этапа у детей развивались наблюдательность, внимание, воображение, формировалось умение рассуждать, анализировать, делать выводы и доказывать свою точку зрения.

На втором этапе шла работа по составлению метафор. По определению философов, метафора – это перенос свойств одного объекта на другой, основанный на скрытом сравнении. Работа с детьми по обучению составления метафор шла по определенным этапам. Предварительным этапом стало знакомство детей с творческими играми и заданиями, которые учили детей выделять характерные и специфические значения признаков объектов, разные значения к одному признаку. Затем прошло знакомство детей с моделью составления метафор. Практическая работа проходила на основе рассматривания сюжетных картин, анализа героев художественных произведений. Загадочные фразы составлялись в НОД по развитию речи, на речевых досугах, в совместной деятельности взрослого и детей в свободное от занятий время.

Он был веселый шалунишкой.

Однажды он в болото попал

И жить комарам помешал.

Раздавил он их целую кучу,

Налетели они на него тучей.

Искусали весь нос, Еле он ноги унес,

Вот какой бедненький Мишка.

Так же в своей практике с детьми использовала обучение детей рассказыванию по серии сюжетных картин, с использованием мнемотехники. Цель данной работы: развитие памяти, мышления, воображения, внимания и мышления и речевой деятельности детей. Продуктивная деятельность детей по данной методике шла под руководством воспитателя по изготовлению мнемотаблиц по знакомым сказкам.

Используемый в практике метод моделирования сказок, знакомил детей с сериационным видом моделирования. Цель данного метода формирование умения отбирать условные заместители для обозначения персонажей сказки, выделять в литературном произведении эпитеты, сравнения и активно их использовать при описании предметов, пересказе сказок сочинении историй. Продуктивная деятельность детей: моделирование сказок.

В результате мы получили продукт творческой деятельности:

Родители как часть образовательного процесса так же были вовлечены в данную деятельность. Через родительские собрания, семейные гостиные, групповые консультации, неделю открытых дверей, совместные досуги, выставки, беседы, наглядно – текстовую информацию мамы и папы узнавали значимость внедрения в работу с детьми методов и приемов ТРИЗ. На практических семинарах вместе с детьми родители сочиняли сказки, истории..

Подводя итог своей работы, могу сказать, что на каждом занятии по развитию речи, в свободное от НОД время нами используется игровой прием или сюрпризный момент (приход игрового персонажа, письма), создающие проблему для детей, мотивацию, дающую толчок к творчеству детей.

В результате постоянного включения методов и приемов инновационных технологий в НОД, свободную деятельность, у детей значительно снижается чувство скованности, преодолевается застенчивость. У дошкольников значительно расширяется кругозор, появляется стремление к новизне, возрастает познавательная активность, а, следовательно, возникает положительное , эмоциональное отношение к занятиям. Постепенно развивается логическое мышление, речевая и общая активность, развиваются все стороны речи дошкольников.

Результаты диагностики показали, что у детей хороший уровень развития. Дети стали активнее использовать в речи антонимы, синонимы, сравнения прилагательные.

На вопросы воспитателя стали отвечать полными, выразительными ответами. Большинство из ребят умеют самостоятельно составлять загадки, сочинять лимерики.

Перспективами на будущее считаю, внедрять в практику работы с детьми данные методы и приемы. Дать детям инициативу, тем самым сделать данную деятельность более мотивированной.

1. Проявление словотворчества в речи детей

Словотворчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребенка. Это явление изучали как у нас в стране (Н. А. Рыбников, А. Н. Гвоздев, К. И. Чуковский, Т. Н. Ушакова и др., так и за границей (К. и В. Штерны, Ч. Болдуин и др.). Факты, собранные многими исследователями - лингвистами и психологами, показывают, что первые годы жизни ребенка являются периодом усиленного словотворчества (Некоторые родители не отмечают словотворчества у своих детей. Это объясняется, скорее всего, тем, что они недостаточно внимательно относятся к речи своих детей). При этом оказывается, что некоторые "новые" слова наблюдаются в речи почти всех детей (например, "всехний", "всамделишний", другие же встречаются у одних детей и не отмечаются у других ("мама, ты моя мояшечка!", "какой ты диктун, папа!" и т. д.).

К. И. Чуковский подчеркивал творческую силу ребенка, его поразительную чуткость к языку, которые выявляются особенно ярко именно в процессе словотворчества. Н. А. Рыбников поражался богатством детских словообразований и их лингвистическим совершенством; он говорил о словотворчестве детей, как о "скрытой детской логике, бессознательно господствующей над умом ребенка".

Многочисленные примеры детского словотворчества на этапе развития и усвоения грамматических навыков родного языка свидетельствуют о том, что ребенок понимает смысл употребляемых грамматических форм, но еще не запомнил, как их нужно употреблять в речи - не усвоил речевой нормы. Словотворчество может проявляться в

а) словообразовании;

б) словоизменении.

а) дети образуют свои слова по аналогии с теми, которые уже усвоили, например:

б) Дети изменяют слова в речи обычно по продуктивному типу склонения или спряжения, продуктивно образуют форму множественного числа. К непродуктивным типам словоизменения относятся, как известно, небольшие группы слов, такие, как есть, ехать, расти (каждый из них составляет особую группу спряжения) разносклоняемые существительные и др. Но эти слова весьма часто встречаются в речи, поэтому словотворчество, связанное с ними, всегда заметно.

2. Словотворчество в словообразовании. Классификация Т. Н. Ушаковой

Очень интересно привести некоторые наблюдения психолога Т. Н. Ушаковой, которая внесла большой вклад для изучения словотворчества детей. Т. Н. Ушакова выделяет три основных принципа, по которым дети образуют новые слова

Как получаются "слова-осколки", понять нетрудно. А. Н. Гвоздев обратил внимание на то, что, начиная говорить, ребенок сначала как бы вырывает из слова ударный слог. Так, вместо слова "молоко" он произносит только "ко", позднее "моко" и, наконец, "молоко". Отсюда "осколки слов" в речи детей раннего возраста. Взять хотя бы слово "лепь" (то, что слеплено). Мы говорим: лепим, слеплено и т. д. - ребенок же выделяет ударный слог "леп".

Второй способ создания ребенком новых слов - присоединение к корню слова "чужого" окончания - также очень распространен. Эти слова звучат особенно своеобразно: пургинки, добрость, умность, пахнючий, радованье и т. д. Мы, взрослые, не говорим таких слов. И все же если присмотреться внимательно, то именно от нас дети получают образцы для создания таких словообразований, поэтому и здесь, в конечном счете, действует механизм подражания. Ведь "пургинку" ребенок создал по образцу слова "снежинка". А разве мало в русском языке слов, похожих на "горькоту" и "буроту"? Достаточно вспомнить "глухоту", "дурноту", "тесноту" и множество аналогичных слов. Ребенок придумал слово "умность" ("Коты первые по умности") - а разве он не слышал слов "глупость", "слабость", "робость" и т. д. ?

Интересно добавить, что новые глаголы дети образуют обычно с помощью присоединения "чужих" приставок. Налить, набрать, накидать - это наши "взрослые", обычные слова, а вот новые детские глаголы : набулькать, напирожить ("Вот набулькаю полную бутылку и уйду", "Спасибо, я уже полный живот напирожила").

В некоторых случаях малыш, услышав какую-то словесную форму, сейчас же подражательно создает новую. "Какое это наказанье, что из-за кашля ты не можешь идти в садик",- говорит мама. "А для меня это не наказанье, а вовсе радованье", - отвечает пятилетняя дочка. В подобных случаях подражательное происхождение нового слова для нас очевидно. В большинстве же случаев образец, по которому создается новое слово, был усвоен ребенком когда-то ранее, и поэтому для окружающих людей "новое" слово ребенка является откровением.

Интересно также посмотреть, как создаются "синтетические слова". В таких словах, как "ворунишка", "бананас", "огромадный", происходит сцепление тех частей слова, которые звучат сходно: вор - врунишка, банан - ананас, огромный - громадный и т. п.

Иначе соединяются те слова, которые звучат различно, но постоянно применяются вместе, например, слова "чай" и "пить" (получается глагол "чайпить", "вынь" и "возьми" ("выньми мне занозу", "все люди", "всех людей" (всехлюдная, "в самом деле" (всамделишный). Эти слова строятся по тому же принципу, что и "синтетические слова" взрослых: колхоз, совхоз, самолет, всеобщее и множество подобных им. В такой форме словотворчества тоже проявляется значение речевых шаблонов, которые ребенок постоянно слышит.

Словотворчество, как и усвоение обычных слов родного языка, имеет в своей основе подражание тем речевым стереотипам, которые дают детям окружающие люди. Ни одно "новое" детское слово нельзя считать абсолютно оригинальным - в словаре ребенка обязательно есть образец, по которому это слово и построено.

Таким образом, усвоение речевых шаблонов и здесь является основой. Использование приставок, суффиксов, окончаний в новых словах детей всегда строго соответствует законам языка и грамматически всегда правильно - только сочетания неожиданны. В этом отношении совершенно правы те, кто подчеркивает тонкое чувство языка у детей.

Но это же тонкое чувство языка отличает весь ход формирования детской речи, оно не проявляется только в словотворчестве. Более того, если рассматривать детское словотворчество не как отдельное явление, а в связи с общим развитием речи ребенка, то напрашивается вывод о том, что в основе его лежат не особые творческие силы ребенка, а, напротив, ярко выраженная стереотипия работы его мозга. Главный механизм здесь - выработка речевых шаблонов (шаблоны наиболее затверженных глагольных форм, склонения имен существительных, изменения имен прилагательных по степеням сравнения и т. д.) и широкое использование этих шаблонов. Образец для "создания" нового слова может быть дан сейчас, а может быть усвоен ранее, но он всегда есть.

Когда дети достигают примерно пятилетнего возраста, их словотворчество начинает угасать. Все реже и реже вы слышите "новые" слова. Почему это происходит? Иссякают творческие способности ребенка? Но ведь мы уже говорили, что речь идет не о творчестве, а об общих принципах развития речи. Просто к пяти годам малыш уже прочно усвоил те обороты речи, которые используют взрослые, теперь он тонко выделил различные грамматические формы и стал свободно ориентироваться в том, какую из них и когда нужно применить. Так исчезают "моя мояшечка", "плохайка" и другие удивительные слова, которые придают такую прелесть речи маленького ребенка.

Итак, словотворчество на определенном этапе развития детской речи представляет собой закономерное явление и выражает недостаточное овладение разнообразием грамматических форм родного языка; в основе его лежат те же принципы работы мозга, что и в основе прямого усвоения того словесного материала, который мы сознательно даем нашим детям.

Список использованной литературы

3. Смирнова, Е. О. Детская психология : учебник для вузов/Е. О. Смирнова - М. :ВЛАДОС, 2003. - 368с.

4. Ушакова, Т. Н. О причинах детского словотворчества/Т. Н. Ушакова// Вопросы психологии. - 2000. - № 6. - С. 114-127.

5. Федоренко, Л. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста/Л. П. Федоренко. - М. : Просвещение, 1984.-240с.

Детское экспериментирование как педагогическая технология В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Детское словотворчество.


Для нас очевидно, что большую часть слов ребенок заучивает путем подражания: "Дай-дай", - обращается к годовалому сынишке мать и берет у него из рук игрушку; "дай-дай" - повторяет малыш. "Киса, это - киса",- показывает на кошку взрослый; "ки-и" - как эхо, отзывается ребенок.
Но если внимательно прислушаться к детской речи, мы заметим множество слов, которые малыши как будто не могли заимствовать у нас, взрослых.

- Я - правдун! - заявляет четырехлетний Алеша.
- Фу, какая капота! - морщится от дождя трехлетний Игорек.
- Посмотри, какая букарашка! - умиляется Стасик 3 лет 5 месяцев, глядя на маленького жучка.

Дима 3 лет 2 месяцев стоит с отцом в зоологическом саду перед вольерой, в которой помещается несколько птиц разных пород, и, показывая то на одну, то на другую, добивается: "Ну, папа, как ее зовут?"
Папа пожимает плечами и молчит. Тогда Дима дергает его за рукав, решительно объясняет: "Та, бошая, называется бабука, а маленькая - кука. Запомнишь?" - и идет дальше, очень довольный, что оставил позади не каких-то неизвестных птиц, а совершенно определенных: куку и бабуку.

Мама похвалила пятилетнюю Марину за то, что она сама додумалась подмести пол и вытереть пыль: "Ты у меня совсем самостоятельная стала". Девочка очень серьезно посмотрела на мать и ответила: "Я не только самостоятельная - я и самолежательная и самосидетельная!"


Появление таких новых слов в речи детей и называют словотворчеством.
Словотворчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребенка. Это явление изучали как у нас в стране (Н. А. Рыбников, А. Н. Гвоздев, К. И. Чуковский, Т. Н. Ушакова и др.), так и за границей (К. и В. Штерны, Ч. Болдуин и др.). Факты, собранные многими исследователями - лингвистами и психологами, показывают, что первые годы жизни ребенка являются периодом усиленного словотворчества (Некоторые родители не отмечают словотворчества у своих детей. Это объясняется, скорее всего, тем, что они недостаточно внимательно относятся к речи своих детей). При этом оказывается, что некоторые "новые" слова наблюдаются в речи почти всех детей (например, "всехний", "всамделишний"), же встречаются у одних детей и не отмечаются у других ("мама, ты моя мояшечка!", "какой ты диктун, папа!" и т. д.).
К. И. Чуковский подчеркивал творческую силу ребенка, его поразительную чуткость к языку, которые выявляются особенно ярко именно в процессе словотворчества. Н. А. Рыбников поражался богатством детских словообразований и их лингвистическим совершенством; он говорил о словотворчестве детей, как о "скрытой детской логике, бессознательно господствующей над умом ребенка".
Что же представляет собой эта удивительная способность ребят создавать новые слова? Почему взрослым словотворчество так трудно, а дети радуют, смешат и удивляют нас множеством новых слов, 7 по всем законам языка, которым ребенок, в сущности, еще только-только начинает овладевать? Наконец, как объяснить словотворчество наряду с той стереотипией усваиваемых ребенком речевых шаблонов, о которых мы уже довольно подробно говорили? Попробуем разобраться в этих вопросах.
Прежде всего посмотрим, как проявляется словотворчество в речи малышей.
Здесь интересно привести некоторые наблюдения психолога Т. Н. Ушаковой, которая много сделала в изучении словотворчества детей.
Т. Н. Ушакова выделяет три основных принципа, по которым дети образуют новые слова: а) часть какого-нибудь слова используется как целое слово ("осколки слов"); б) к корню одного слова прибавляется окончание другого ("чужие" окончания) и в) одно слово составляется из двух ("синтетические слова").
Вот примеры, взятые из работы Т. Н. Ушаковой:
"Слова - о с к о л к и":
1. Лепь (то, что слеплено): "Мы лепили-лепили, и получилась лепь" (3 года б месяцев).
2. Пах (запах): "Бабушка, чем это пахнет, какой здесь пах?" (3 года 6 месяцев).
3. Прыг (прыжок): "Собака прыгнула большим прыгом" (3 года 10 месяцев).
4. Дыб (существительное от наречия "дыбом"): "Твои волосики стоят дыбом".- "Это дыб?" (4 года 11 месяцев).
Прибавление к корню "чужого" окончания:
1. Пургинки (снежинки): "Пурга кончилась, остались только пургинки" (3 года 6 месяцев).
2. Рваность (дырка): "Я не вижу, где на кофточке рва-ность" (3 года 8 месяцев).
3. Светло (свет): "На полу кусочек светла" (3 года 8 месяцев).
4. Помогание (помощь): "Самому одеваться, без помогания?" (3 года 8 месяцев).
5. Правдун (говорящий правду): "Я - правдун!" (4 года).
6. Пахнота (запах): "Зачем меня водите в эту пахноту?" (4 года 7 месяцев).
7. Сухота (сухость): "Вы знаете, что бегемоты могут умереть от сухоты?" (5 лет).
8. Бурота (существительное от прилагательного "бурый"): "Это бурый медведь - смотри, какая бурота" (5 лет 10 месяцев).
9. Иметель (тот, кто имеет): "Я иметель сала" (6 лет).
10. Страшность (страшное): "Не рассказывайте про ваши страшности" (6 лет).
"Синтетические слова":
1. Ворунишка - вор и врунишка (3 года 6 месяцев).
2. Бананас - банан и ананас (3 года 9 месяцев).
3. Вкуски - вкусные куски (4 года).
4. Бабезьяна - бабушка обезьяны (4 года).
В наших наблюдениях отмечено много "синтетических" глаголов и прилагательных: ледоколить ("ледокол, он лед ледоколит"), почайпить ("мы уже почайпили"), "огромадный" (огромный и громадный - "дом такой большой, просто огромадный!"), мапин ("я - мапина дочка", т. е. я мамина и папина), всехлюдная ("это не твоя воспитательница, она всехлюдная!" - т. е. общая).
Как получаются "слова-осколки", понять нетрудно. А. Н. Гвоздев обратил внимание на то, что, начиная говорить, ребенок сначала как бы вырывает из слова ударный слог. Так, вместо слова "молоко" он произносит только "ко", позднее "моко" и, наконец, "молоко". Отсюда "осколки слов" в речи детей раннего возраста. Взять хотя бы слово "лепь" (то, что слеплено). Мы говорим: лепим, слеплено и т. д. - ребенок же выделяет ударный слог "леп".
Второй способ создания ребенком новых слов - присоединение к корню слова "чужого" окончания - также очень распространен. Эти слова звучат особенно своеобразно: пургинки, добрость, умность, пахнючий, радованье и т. д. Мы, взрослые, не говорим таких слов. И все же если присмотреться внимательно, то именно от нас дети получают образцы для создания таких словообразований, по этой причине и здесь, в конечном счете, действует механизм подражания. Ведь "пургинку" ребенок создал по образцу слова "снежинка". А разве мало в русском языке слов, похожих на "горькоту" и "буроту"? Достаточно вспомнить "глухоту", "дурноту", "тесноту" и множество аналогичных слов. Ребенок придумал слово "умность" ("Коты первые по умности") - а разве он не слышал слов "глупость", "слабость", "робость" и т. д.?
Интересно добавить, что новые глаголы дети образуют обычно с помощью присоединения "чужих" приставок. Налить, набрать, накидать - это наши "взрослые", обычные слова, а вот новые детские глаголы: набулькать, напирожить ("Вот набулькаю полную бутылку и уйду", "Спасибо, я уже полный живот напирожила").
В некоторых случаях малыш, услышав какую-то словесную форму, сейчас же подражательно создает новую. "Какое это наказанье, что из-за кашля ты не можешь идти в садик",- говорит мама. "А для меня это не наказанье, а вовсе радованье", - отвечает пятилетняя дочка. В подобных случаях подражательное происхождение нового слова для нас очевидно. В большинстве же случаев образец, по которому создается новое слово, был усвоен ребенком когда-то ранее, и по этой причине для окружающих людей "новое" слово ребенка является откровением.
Интересно также посмотреть, как создаются "синтетические слова". В таких словах, как "ворунишка", "бананас", "огромадный", происходит сцепление тех частей слова, которые звучат сходно: вор - врунишка, банан - ананас, огромный - громадный и т. п.
Иначе соединяются те слова, которые звучат различно, но постоянно применяются вместе, например, слова "чай" и "пить" (получается глагол "чайпить"), "вынь" и "возьми" ("выньми мне занозу"), "все люди", "всех людей" (всехлюдная), "в самом деле" (всамделишный). Эти слова строятся по тому же принципу, что и "синтетические слова" взрослых: колхоз, совхоз, самолет, всеобщее и множество подобных им. В такой форме словотворчества тоже проявляется значение речевых шаблонов, которые ребенок постоянно слышит.
Словотворчество, как и усвоение обычных слов родного языка, имеет в своей основе подражание тем речевым стереотипам, которые дают детям окружающие люди. Ни одно "новое" детское слово нельзя считать абсолютно оригинальным - в словаре ребенка обязательно есть образец, по которому это слово и построено.

Таким образом, усвоение речевых шаблонов и здесь является основой. Использование приставок, суффиксов, окончаний в новых словах детей всегда строго соответствует законам языка и грамматически всегда правильно - только сочетания неожиданны. В этом отношении совершенно правы те, кто подчеркивает тонкое чувство языка у детей.
Но это же тонкое чувство языка отличает весь ход формирования детской речи, оно не проявляется только в словотворчестве. Более того, если рассматривать детское словотворчество не как отдельное явление, а в связи с общим развитием речи ребенка, то напрашивается вывод о том, что в основе его лежат не особые творческие силы ребенка, а, напротив, ярко выраженная стереотипия работы его мозга. Главный механизм здесь - выработка речевых шаблонов (шаблоны наиболее затверженных глагольных форм, склонения имен существительных, изменения имен прилагательных по степеням сравнения и т. д.) и широкое использование этих шаблонов. Образец для "создания" нового слова способен дан сейчас, а способен усвоен ранее, но он всегда есть.
Когда дети достигают примерно пятилетнего возраста, их словотворчество начинает угасать. Все реже и реже вы слышите "новые" слова. Почему это происходит? Иссякают творческие способности ребенка? Но ведь мы уже говорили, что речь идет не о творчестве, а об общих принципах развития речи. Просто к пяти годам малыш уже прочно усвоил те обороты речи, которые используют взрослые, теперь он тонко выделил различные грамматические формы и стал свободно ориентироваться в том, какую из них и когда нужно применить. Так исчезают "моя мояшечка", "плохайка" и удивительные слова, которые придают такую прелесть речи маленького ребенка.
Итак, словотворчество на определенном этапе развития детской речи представляет собой закономерное явление и выражает недостаточное овладение разнообразием грамматических форм родного языка; в основе его лежат те же принципы работы мозга, что и в основе прямого усвоения того словесного материала, который мы сознательно даем нашим детям.
Вероятно, эти выводы звучат более прозаично по сравнению с распространенной точкой зрения на детское словотворчество, но они позволяют ближе подойти к пониманию сущности этого интереснейшего явления.

К.И.Чуковский отмечал поразительную чуткость ребенка к языку и его способность к творчеству проявляющуюся наиболее ярко в процессе словотворчества.

К.И.Чуковский


Как проявляется словотворчество в речи ребенка?

Исследователи детской речи выделяют три основных принципа, лежащих в основе образования новых слов.

Таким образом, новое детское слово образуется на основе тех образцов взрослой речи, которые когда-то слышал ребенок. А это значит, что чем больше малыш слышит разнообразных слов и предложений, тем больше возможностей для развития фантазии по придумыванию слов у него появляется.

Ученые до сих пор решают вопрос о том, что же представляют из себя придуманные малышами слова; почему детское словотворчество возникает в определенном возрасте ребенка, а затем исчезает; и наконец, почему дети различных национальностей создают слова по одним и тем же правилам. Как видите, множество вопросов еще остается нерешенными.

Познание мира детства – увлекательное путешествие, возможное в любом возрасте. Познавая вместе с вашим ребенком окружающий вас мир, казалось бы, уже хорошо вам известный, вы можете открыть для себя много неожиданно важного и нового.

Читайте также: