Что такое син кратко

Обновлено: 05.07.2024

Китай является в своём роде уникальной цивилизаций, в которой, в отличие от других государств древности (Египте, Междуречье, Греции, Риме, Индии), не сложилось такого же развитого, стройного религиозно-мифологического учения. Хотя в Китае и были представления о существовании богов, но они (боги) не персонифицировались в конкретном образе (человека, животного или гибридного существа), а воспринимались абстрактно, чаще всего просто как силы природы.

В этой стране не было и такой религиозной практики, как в других древних государствах, а в связи с этим, в китайском обществе не сформировалось сословие жрецов – исполнителей религиозного культа. Это не значит, что в Китае не было верований вообще, просто на очень раннем этапе существования страны их вытеснил культ Традиций и Государства .

В этой статье расскажу о древнейших верованиях, которые во многом повлияли на мировоззрение и культуру Китайцев в дальнейшем.

Пожалуй, древнейшим верованием в Китае был анимизм – одушевление природы. Однако духи природы не имели конкретной объективной формы - вся природа в сознании китайцев уподоблялась божеству и поэтизировалась.

Верховным божеством в Китае издревле было Небо – купол, накрывающий Землю. Оно было символом Гармонии, Космического Порядка, Справедливости и воплощало представление о существовании некоего Высшего Закона, данного людям самой Природой.

Пожалуй, важнейшим верованием китайцев, появившимся в самую отдалённую эпоху, и не потерявшим для жителей этой страны своё значение до сегодняшнего дня, является культ предков (нередко он сливается с почитанием культурных героев ).

С культом предков связана одна из особенностей мышления и мировоззрения китайцев – их обращённость в прошлое. По мнению китайцев, чтобы обеспечить благополучие в настоящем и будущем себе лично, а, главное, государству в целом, нужно не прерывать связь времён. Поэтому нельзя забывать о духах умерших - о них необходимо заботиться, приносить им жертвы, вовремя поминать, проводить положенные в этом случае ритуалы и др.

Учение о Ян и Инь.

Со временем, вопросы о происхождении вселенной, вылились в учение, которое повлияло на культуру этой страны, и сегодня приобрело множество почитателей и последователей. Это учение о Ян и Инь .

Вселенная, Космос, Природа, в представлении китайцев возникли из первоначального Хаоса, где были смешаны все идеи и формы будущего мира. Постепенно лёгкие и светлые частицы мироздания стали подниматься вверх, отделяясь от тяжёлых и тёмных - в результате появились Небо и Земля .

Весь Мир оказался разделённым на противоположности, которые, однако, могут существовать только в единстве. Эти две неразделимые составляющие мироздания в Китае были названы Ян и Инь .

Этимология происхождения этих понятий связана с обозначением затененного или солнечного берега реки или стороны холма.

Ян олицетворяет всё лёгкое, светлое, правильное, солнечное, возвышенное, неизме́нное, твёрдое, ясное, активное, мужское и т.д.

Инь – это всё тяжелое, тёмное, ложное, лунное, ни́зменное, изменчивое, мягкое, туманное, пассивное, женское и т.д.

Инь и Ян - это две стороны одной медали, они не противоборствуют как Добро и Зло или Хорошее и Плохое, а дополняют друг друга. Всё в мире (вода, горы, растения, животные и, конечно, человек) состоит из смешанных в разных пропорциях этих двух частиц.

Этот принцип сосуществования двух противоположных элементов отражается в, хорошо известном, символе Ян-Инь. Он состоит из двух половин - светлой и тёмной, спаянных в круге, причём форма этих частей - каплевидная, так что создается иллюзия перетекания, вхождение, одного в другое. Это говорит о бесконечности существования этих элементов, их взаимодействии, нераздельности, взаимозависимости, существования их в разных фазах собственной силы и слабости, зарождения и умирания. Кроме того, в каждом из этих двух элементов, присутствует небольшое вкрапление противоположной субстанции - это значит, что в природе не существует Ян и Инь в чистом виде.

Учение об У-син или пяти первоэлементах.

Кроме того, что всё в мире - это комбинации ян и инь , любое явление или предмет имеет ещё и определённую характеристику в связи с преобладанием в его структуре (натуре) одного из пяти основных элементов природы: "вода", "огонь", "металл", "дерево", "почва" .

У-син - пять элементов - (перевод слова "син" - "путь", "движение") - одна из важнейших универсальных систем, родившаяся в древнем Китае, суть которой - попытка объяснить метафизические свойства и взаимодействие всех вещей в природе.

Каждый из элементов имеет только ему присущие характеристики, которые соответствуют его природе, и передаются вещам, различным явлениям, людям и даже социальным отношениям. Например - металл - связывают с холодом, бездвижностью, прочностью, а огонь - с движением, теплом, изменчивостью, агрессией и т.д.

Кроме того, элементы оказывают влияние друг на друга, и способны на "контакты и конфликты". Так каждый из этих элементов последовательно может порождать другой (дерево-огонь-земля-металл-вода-дерево), если рассматривать их по кругу. Если же следовать по стрелкам звезды, образованной пентаграммой, то эти качество взаимоотношений элементов меняется, они начинают побеждать, преодолевать друг друга (дерево-земля-вода-огонь-металл-дерево) . Это отражено на рисунке внизу.

Эти пять элементов в китайской философии стали символами вообще любой структуры и иерархии. Отсюда множество соотнесений, связанных в сознании китайцев с числом 5, и с символикой этих пяти основ мироздания: "пять сторон света", "пять планет", "пять цветов", "пять вкусов", "пять добродетелей", "пять времён года", "пять органов тела" - список можно продолжать почти бесконечно.

И, соответственно, все элементы этих структур соотносятся друг с другом, по принципу характеристики первоэлемента, который лежит в их основе. Вот, например, таблица таких соответствий, конечно, далеко не полная.

Это учение оказалось настолько универсальной концепцией, применимой, буквально ко всему, что завоевало невероятную популярность сначала у китайских учёных и философов, а затем и среди самых широких народных масс. Сейчас учение об У-син успешно распространилось по всему миру. Особенно часто его используют в теории китайской традиционной медицины и в практике создания правильно организованного пространства - фэн-шуй.

Учение об Ян, Инь и У-син повлияло и на формирование других важнейших религиозно-философских систем Китая, в частности на даосизм и конфуцианство. О них читайте в следующих публикациях.

Если вас заинтересовала культура Китая, то могу предложить вашему вниманию и другие мои статьи по этой теме:

СИН
"[[Индивидуальная]] природа" ("качество", "характер", "пол"). Категория традиционной китайской философии и культуры. Этимология иероглифа "син" (знаки "сердце, центр" и "жизнь, рождение") обнаруживает идею витального центра или психосоматической основы живого существа. "Син" обозначает природные качества каждой отд. вещи, в особенности человека (без специального определения - обычно человеческую "природу"). В философских построениях категория син, как правило, фигурировала в соотношении с понятиями "добро" и "зло" (шань, э), "сердце" (синь1), "предопределение" (мин1), "чувства, чувственность" (цин2), "принцип" (ли1). В буддийских текстах соответствовала терминам "svabnava", "prakrti", "pradnana". Конфуций (6-5 вв. до н.э.) постулировал единство человеческой "природы" и ее исходную нейтральность по отношению к морали: "По природе [[люди]] близки друг к другу, а по привычкам далеки друг от друга" (Лунь юй). Его последователи стремились либо универсализировать различие человеческих качеств, превращая его в различие "природы" людей, либо его сгладить. Мэн Кэ (Мэн-цзы, 4-3 вв. до н.э.) определил "природу" человека как изначально "добрую"; ее суть - "соболезнующее и сострадающее сердце"; "исчерпав собственное сердце", можно "познать собственную природу". "Чувства" единосущны с "природой" и потому "добры"; "предопределение" не связано с "природой" непосредственно: предполагается, что оно может быть познано и "утверждено" либо "устранено", т.е. возможно познание самого Неба (тянь) посредством "знания своей природы". Гао-цзы, оппонент Мэн Кэ, утверждал, что "природа человека безразлична к добру и злу"; добрыми или злыми могут быть лишь формы, в которых она реализуется; т.о. подразумевалось, что она потенциально "добра" и "зла". Согласно Сюнь Куану (Сюнь-цзы, 4-3 вв. до н.э.), "человеческая природа - зла; то, что она добра, - искусственное приобретение"; "чувства" вторичны по отношению к природе: "природа - то, что я не способен сотворить, но могу изменить. чувственность - то, чем я не обладаю [[изначально]], но могу сотворить". Дун Чжуншу (2 в. до н.э.) первым отчетливо выделил идею "доброты" син как ее потенциального состояния, подчеркнув невозможность отождествления "добра" и "природы": "[[человеческая]] природа подобна рису на корню, добро - рису в зерне". "Тело/личность" (шэнь2) состоит из одинаково врожденных добротворной "природы" и злотворной "чувственности", которые соотносятся с качествами ян и инь соответственно
(см. ИНЬ-ЯН),
человеческая "природа" в целом может считаться "доброй" по отношению к "природе птиц и зверей", но не "природе совершенномудрых" (шэн1). Лю Сян (1 в. до н.э. - 1 в. н.э.) выделил проблему соотношения "природы" и "чувственности", определив первую как "внутренние" свойства, вторую - как "внешюю" способность "соприкасаться с вещами", то есть контактировать с объективной действительностью. Согласно Ван Чуну (1 в.), Лю Сян в противоположность Дун Чжуншу сопоставлял "природу" с качеством инь, а "чувственность" - с ян, считая открытым вопрос об их соотношении с "добром" или "злом". Ян Сюн акцентировал амбивалентный характер син: "добро" и "зло" в ней перемешаны, оба качества можно развить. Исходя из положения Конфуция о неизменности "высшей мудрости" и "низшей глупости", он определил все высшие по сравнению с низшим уровнем разряды человеческой "природы" как "добрые", а все, стоящие ниже высшего уровня, - как "злые" относительно него. Ван Чун в отличие от Лю Сяна полагал, что "природа", как и "чувственность", "соприкасается с вещами": напр., "[[способность]] отказывать [[себе]] и уступать [[другому]] является проявлением природы". "Природа и чувственность совместно получаются из [[сил]] инь ян", поэтому они могут быть "изобильны и скудны" или, подобно яшме, "чисты либо пестры" и не могут быть исключительно "добрыми". Ван Чун принципиально преодолел идею сущностного единства "природы" людей, заявив, что высказывания Конфуция об их "взаимной близости по природе" относятся к "средним людям", а слова о неизменности "высшей мудрости" и "низшей глупости" - к носителям предельного (цзи2) "добра" и "зла". Понятия "природы" и "предопределения" у Ван Чуна максимально сближены: они рождаются одновременно с человеком, одинаково "наделены природной пневмой" (ци1) и подчиняются естественным закономерностям инь ян. Предтеча неоконфуцианства Хань Юй (8 - начало 9 в.) вернулся к трактовке син Сюнь Куаном: "Природа человека - это то, что дано ему от рождения, а чувственность - то, что порождается соприкосновением с вещами". Он выделил "три категории" (сань пинь) человеческой "природы": высшая (шан пинь) - "добро", средняя (чжун пинь) - "добро" и "зло", низшая (ся пинь) - "зло") и "пять качеств" (у цай), "делающих природу тем, что она есть": "гуманность" (жэнь2), "благопристойность" (ли2), "благонадежность" (синь2), "должная справедливость" (и1), "разумность" (чжи1). У высшей категории "пять качеств" присутствуют полностью, у низшей - отсутствуют, у средней возможно их частичное присутствие или отсутствие. Связанная с категорией "син" проблематика неоконфуцианства была во многом подготовлена философскими построениями буддизма, преимущественно школы Чань (дзэн) (тезис о прозрении в собственном "сердце" сущностной, принадлежащей всем существам "природы будды" - фо син) и школы (дхармической) природы ([[фа]] син цзун), отождествлявшей "природу" и "сердце", а также даосизма, в котором в I тысячелетии активно разрабатывалась проблема соотношения син и мин1 как обусловленного природными силами "[[жизненного]] предопределения", которое предполагалось возможным скорректировать вплоть до "обращения вспять" пути от рождения к могиле. Законченную форму этот тезис приобрел в учении Чжан Бодуаня (9 в.) об "одновременном совершенствовании природы и [[жизненного]] предопределения" (син мин шуан сю). син и мин1 рассматривались даосами в качестве "пневмы" (ци1), причем "природа" соотносилась с "изначальным духом", т.е. разумным и психическим началом, а "[[жизненное]] предопределение" мыслилась как соматические процессы, непосредственно не связанные с мышлением и психикой. В ряде течений даосизма син предполагалось не "совершенствовать", а "преодолевать". Подобные концепции оказали влияние на тезис Чжан Цзая и Чэн И (11 в.) о "преодолении" "природы пневменной материи" (ци чжи чжи син) с целью самосовершенствования и возвращения к "природе Неба и Земли" - "тянь ди чжи син" (Чжан Цзай) или "предельно коренной, совершенно изначеской природы" - "цзи бэнь цюн юань чжи син" (Чэн И). Чэн И и Чжу Си (12 в.) подвергли критике буддийское отождествление "сердца" (сознания) и "природы", подчеркнув онтологическую первичность син. Чжу Си воспринял проведенное Чжан Цзаем и Чэн И различение двух видов син, окончательно сформулировав концепцию изначально общей "доброй природы", обладающей вторичными конкретными модусами. син, по Чжу Си, есть универсальный "принцип" (ли1), "который не может иметь недоброго", но "пневменная материя (ци чжи, т.е. вторичные модусы) не может не различаться". Чжу Си также ввел различение между "добром" и "злом" с онтологической и антропологической точки зрения: "В плане Неба и Земли добро - предшествующее, а природа - последующее. в человеческом плане природа - предшествующее, а добро - последующее" (т.е. проявление син). Лу Цзююань (12 в.) отождествил "сердце", "чувства" и "природу", что дало повод для его обвинений в приверженности чань-буддизму. Ван Янмин (конец 15 - начало 16 в.) принципиально отказался от различения "природы" и "пневмы", доказывая сущностное тождество син с "сердцем" и "принципом", но разграничил абсолютное добро, или "высшее благо" (чжи шань), и добро, соотносительное со злом; "высшее благо" есть "первосущность сердца" (синь чжи бэнь ти) и "небесный принцип" (тянь ли). В 17 в. Ван Чуаньшань и в 18 в. Дай Чжэнь сделали акцент на естественном характере син, определяемом взаимодействием сил инь ян. По Дай Чжэню, син - совокупность телесных и духовных качеств, соотносящихся с "предопределением" как индивидуальная "[[телесная]] оформленность" (син2) с тем, что "рассеяно в дао", т.е. содержится в структуре мироздания - закономерностями инь ян и "пяти элементов" (у син1).
ЛИТЕРАТУРА
Древнекитайская философия, тт. 1-2. М., 1972-1972 Феоктистов В.Ф. Философские и общественно-политические взгляды Сюнь-цзы (Исследование и перевод). М., 1976 Буров В.Г. Мировоззрение китайского мыслителя XVII в. Ван Чуань-шаня. М., 1976 Краснов А.Б. Учение Чжу Си о природе человека. - В кн.: Конфуцианство в Китае. М., 1982 Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983 Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990 Чжу Си. "Син. Жэнь у чжи син" (Природа-син. Природа-син человека и вещей). - В кн.: Человек как философская проблема. Восток - Запад. М., 1991 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994 Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. СПб, 1998

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество . 2000 .

Полезное

Смотреть что такое "СИН" в других словарях:

синё — синё … Словарь употребления буквы Ё

СИН — I. СИН [индивидуальная] природа (кит., буквально качество, характер, пол) категория традиционной китайской философии и культуры. Этимология иероглифа син (знаки “сердце” и “жизнь/рождение”) указывает на его отношение к природному началу,… … Философская энциклопедия

Син — Син: Син, Хайме Лачика Син бог луны в шумеро аккадской мифологии. Син богиня в германо скандинавской мифологии (асы). Син библейская пустыня в окрестностях горы Синай к юго западу от Идумеи (Чис.34:3). Син китайская… … Википедия

Синёв — русская фамилия. Известные носители: Синёв, Виктор Николаевич (род. 1940) украинский учёный в области коррекционной педагогики, юридической и специальной психологии. Синёв, Михаил Юрьевич (род. 1972) российский футболист … Википедия

СИН . — [σιν (син) вместе] приставка в сложных словах, обозначающая совместность, одновременность. Напр., синорогенный, сингенетический и т, д. Геологический словарь: в 2 х томах. М.: Недра. Под редакцией К. Н. Паффенгольца и др.. 1978 … Геологическая энциклопедия

СИН — в аккадской мифологии лунное божество … Большой Энциклопедический словарь

син — сущ., кол во синонимов: 2 • бог (375) • боги луны (11) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

син — [син] на, м. (на) нов і/ н і, кл. си/ну, мн. сиени/, сиен і/ў два си/ние … Орфоепічний словник української мови

Ищешь, что значит слово син? Пытаешься разобраться, что такое син? Вот ответ на твой вопрос:

Син это:

син может означать:

в аккадской мифологии лунное божество. — (Енфес , Евной, Севой) Сузский (Персидский) (ум.
341), священномученик, диакон; ученик Милия Персидского, вместе с которым пострадал в гонение Шапура II. Память в Православной церкви 10 (
23) ноября.

бог Луны в шумеро-аккадской мифологии

глаз, глаза (глазной); око, очи звено, ячейка (оконного переплёта), стекло (напр. в оконной раме) глазок петля, петелька (нитяное колечко, образуемое при вязании)

мера мерка размер, величина размеры уровень (о высоте) уровень (степень развития, качества) норма

Валентин Леонидович Огудин, Золотые правила фэншуй. 10 простых шагов к успеху, благополучию и долголетию

Достаточно взглянуть на изображения человека в китайских трактатах по медицине или живописи, чтобы убедиться в том, что он (человек) служит некоей картиной космоса, где присутствуют все космические элементы, все формы энергии, будь то дао, ци, пять стихий (у син ), или пять постоянств (у чан) человеческой природы (син); по человеку изучали космос.

Правитель прочитал обломок (черепахового панциря – Авт.) и сказал: в день дин пойдёт дождь; в день син не следует заниматься сельским хозяйством.

Огонь, Вода, Дерево, Металл, Земля… Пять первоэлементов. Какой соответствует вам? Что вам это дает? Система взаимодействия 5 первоэлементов весьма интересна, познавательна и понимание ее может принести даже ощутимую пользу в жизни.

Существует западноевропейская система/концепция пяти элементов (воздух, вода, земля, огонь, эфир) и китайская, идущая из даосизма. В этом посте поговорим про китайскую, которая называется У-син.

Концепция У-син широко использовалась и используется в традиционной китайской медицине, в гадательных практиках, в боевых искусствах (есть даже стиль боя, полностью построенный на этой системе – Синъицюань), в нумерологии, в Фэн-шуй и т.д.

Монада Инь-Ян

Монада Инь-Янь

Многим, наверное, известна другая концепция Инь/Ян и знаменитая монада, иллюстрирующая единство и движение противоположностей (день/ночь, мягкое/твердое, мужское/женское и т.д.). На самом деле за кажущейся простотой там много тонкостей и нюансов (начиная с того что их две, вращающаяся по часовой стрелке и против) , мы еще о ней поговорим в дальнейшем.

У-Син. Теория и концепция пяти элементов

Концепция пяти первоэлементов не такая известная, но не менее глубокая и интересная.

Согласно китайской космогонии, мир основывается на взаимопорождения и взаимопреодоления пяти первоэлементов (начал, стихий): земли, металла (неба), воды, огня и дерева.

  1. Природа воды – быть мокрой и течь вниз.
  2. Природа огня – гореть и подниматься вверх.
  3. Природа дерева – поддаваться сгибанию и выпрямлению.
  4. Природа металла – подчиняться внешнему воздействию и изменяться.
  5. Природа земли проявляется в том, что она принимает посев, дает урожай и присутствует во всем.

Графически концепция У-син выглядит так:

Теория и концепция У-Син

Взаимодействие 5 элементов в У-син

Здесь выделяют два процесса (на самом деле их больше, но это основные):

1. Круг порождения (или питания), идет по часовой стрелке: Огонь порождает землю, земля – металл, металл – воду, вода – дерево, дерево – огонь и круг замыкается.

2. Круг разрушения, идет по звезде: Огонь разрушает металл, металл – дерево, дерево – землю, земля – воду, вода – огонь и опять всё замыкается.

Это важно понять для того чтобы пользоваться дальше таблицей.

Какой элемент вам соответствует?

Теперь важно понять, как разные вещи и явления соотносятся с элементами и тем самым связаны между собой. Это легко узнать из нижеприведенной таблицы:

Анализ и применение данных таблицы элементов

  • весна и лето;
  • эмоции и материальное;
  • красный, синий, зеленый цвета;
  • сидеть лицом на восток или на юг;
  • практиковать утром и днем;
  • заботиться о глазах, печени, желчном пузыре;
  • раздражаться и смеяться;
  • есть баранину, мясо птицы, пшеницу, овес, морковь;

Самостоятельное дополнение таблицы элементов У-СИН

Понимая принципы и природу элементов вы сами сможете расширять ее и добавлять новые элементы. Для примера я покажу, как я расписал по элементам типичный бизнес- проект (особенно это относится к стартапам).

Усин в бизнес-проекте

Пример использования У-син в бизнес-проекте:

Одно явление логично порождает другое. Если пропускаем хоть один элемент – начинает действовать круг разрушения.

Удачи вам в применении теории У-Син!


Подробнее эта и другие темы раскрываются в моих книгах серии "Код Феникса. Технологии изменения жизни". ПОСМОТРЕТЬ.

Читайте также: