Что такое символ кратко

Обновлено: 02.07.2024

Символ (с греческого symbolon — знак, примета). Это слово, которое, помимо основного значения, имеет и переносное.

Например, символ утра имеет значение начала жизни, юности.

Виды символов

Символы бывают различных форм: звуковые, графические, в виде жестов. Главная задача символов — перевести реальность в тот формат, в котором человек их лучше воспринимает.

Звуковые символы

Это может быть прозвучавшее слово, нота. К звуковым символам прибегали, когда письменная форма могла быть опасна.

Графические символы

Отличаются тем, что не требует посредника для воспроизведения.

Различают следующие виды графических символов:

Петроглифы

Петрограммы

Это рисунки на скалах.

Пиктограммы

Это изображение, используемое в качестве символа для обозначения нужного слова. Так, волной изображали воду.

Иероглиф

Это знак, обозначавший определенное понятие, слог или звук речи.

Алфавит

Совокупность букв, расположенных в определенном порядке.

Конкретные символы

К ним относятся символы, переданные за счет фигур, чертежей и рисунков

Конкретные символы делятся на:

Символы-понятия

Это числа или геометрические фигуры, отражающие определенный смысл.

Символы-образы

Вещи или графические изображения, выражающие сущность предмета или существа. Например, лев — символ храбрости.

Абстрактные символы

Отличаются тем, что существуют не в физической форме. К ним относятся:

Невидимые символы

Самым популярным является философский камень. В реальности он не существует. Однако он оказал влияние на философию и в целом на науку.

Ритуальный обряд, таинственное действо

Это символы основанные на чем-то невообразимом. Например, на звуковых ассоциациях.

Также различают простые и сложные символы

Простые символы

К ним относятся: треугольники, квадраты, точки, линии.

Сложные символы

Представляют собой сложные композиции, где каждый элемент имеет свое значение.

Магические символы

К ним можно отнести изображения змея Уробороса. Это змей, пожирающий свой хвост.

Также различают символы осознанные и неосознанные.

Осознанные символы

К ним люди привыкали на протяжении тысячелетий. Так, тьма в нашем сознании ассоциируется со злом. А связано это с тем, что у древних людей ночь была связана с опасностью. Потому что ночью племена подвергались нападению хищников.

Неосознанные символы

Их очень много, и люди их обычно не замечают. Это в первую очередь слова. Мы не замечаем символики букв. Зато сразу вдумываемся в смысл всего слова.

Признаки символа

Символы имеют неограниченное количество значений. Понять, о чем речь, можно, только исходя из контекста.

Чтобы считать смысл символа, нужно обладать большими знаниями и опытом.

Важное отличие символа от шифра — его универсальность. Шифр же может прочесть только человек, его создавший.

Символы уходят корнями в мифы и обряды. Определенные слова отложились в памяти народа именно как символы.

Знать все значения символов невозможно. Так как это может быть только частью правды.

История появления символа

Первобытно-общинный строй

Первые вещественные символы относятся к эпохе среднего палеолита. Это было время неандертальцев. Они не были ещё людьми в полном смысле этого слова.

Неандертальцы использовали красную охру в процессе погребения. Скорее всего, она ассоциировалась с кровью.

Ещё они возлагали цветы на места захоронений.

Важным этапом также было появление у неандертальцев речевых способностей. А охота и собирательство выработало у первобытных людей навыки накопления опыта.

Постепенно люди эволюционировали.

В эпоху верхнего палеолита они уже носили одежду. Орудия труда усовершенствовались.

Также стоит отметить, что у людей появилось и время на творчество. Мы можем это видеть по наскальным рисункам.

Появляются и магические символы, служившие заклинанием для успешной охоты.

К ним относились фигурки женщин с гипертрофированной грудью и ягодицами. Они служили символом плодородия.

Но древнейшими были ритуальные символы. Со временем они перешли в мифологию, искусство и религию.

Первобытные люди также предупреждали соплеменников об опасности зарубками на деревьях.

Основную опасность представляли природные бедствия. Самые опасные — это наводнения, землетрясения и прочее. Их проявления сопровождались страхом. Отсюда стали появляться верования, связанные с природными силами.

В основе всех символов лежат мифологические корни.

Люди обожествляли природные явления. Потому вскоре появились боги как выражение природных стихий.

Наиболее ярко выраженными были представления о Матери-Земле и Отце-Небе.

Тотемизм

Также люди стали наделять сверхъестественными качествами животных и растений.

Так появился тотемизм. Вначале символы флоры и фауны оказывали практическую помощь. А затем они превратились в божков-идолов.

Активное наблюдение за небесными телами привело к появлению культа Луны. Она была символом женского начала. Ей особенно поклонялись в период матриархата.

Луна как символ стала очень популярна. Она имела положительную символику. Чаще всего ее изображали в виде растущего полумесяца. Это был символ Восточной Римской империи.

Луна стала популярна по всему миру.

Полнолуние у буддистов — это символ красоты и изобилия. А в Китае — символ большой семьи, любви и брака.

Также было поверье, что полная Луна усиливает безумие. Это пошло из римских легенд о лунатизме.

После появления патриархата характерно, что женское начало так и осталось темным. А мужское, солнечное — светлым.

Стоит обратить внимание, что до появления письменности все знания передавались устно. Это говорит об очень хорошей памяти у древних людей.

Далее функция передачи знаний перешла к жрецам. Они уже записывали все знания.

Письменность возникла в Древнем Египте в IV тысячелетии до н.э.

В Китае и Японии развивалась каллиграфия. Причем у европейцев она вызывает только эстетические чувства. Но для китайцев и японцев иероглиф несет и смысловую нагрузку. Он является духовным символом.

Зарождение христианства

Развивалась и религиозная символика. Появлялись христианские храмы. Сначала они располагались в пещерах. Усложнялась не только церковная иерархия, но и символика.

Также символы стали влиять и на искусство, особенно живопись. Так, художники часто изображали обнаженные тела. Но не все знают, что это символ молодости и вечной жизни.

На развитие символики повлияло и возникновение государственности. У народов появились флаги, гербы.

Влияние символов на литературу

В литературе символы часто являются декорациями , образами , которые служат для выражения идей .

Авторы часто используют символы , чтобы придать своей работе больше смысла и глубины.

Это один из самых основных и распространенных литературных приемов .

И главное удовольствие для читателя — расшифровать смысл написанного.

Символ и аллегория

Аллегория — это сложная форма символизма, в которой вся история является символом чего-то другого.

Каждый из персонажей символичен, например, под Наполеоном подразумевается Сталин, а Боксер — русский рабочий класс.

Роман в целом описывает оруэлловскую интерпретацию событий в России и предупреждает об опасности коммунизма.

| Художественный образ, в котором условно выражены идеи и переживания, преим. мистические (лит., иск.).

• символ веры - 1) краткое изложение основных догматов религии (церк.); 2) перен. то же, что кредо (книж. устар.).

Этимологический Словарь Русского Языка

Производные: символичный, символический, символика, символизировать.

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

(от греч. symbolon ) — условный знак какого-нибудь понятия, какой-либо величины, принятых в той или иной науке; убеждение, взгляды, образ, воплощающий какую-либо идею; видимое, реже слышимое образование, которому придается особый смысл, понятный иногда только посвященным.

Культурология. Словарь-справочник

( simbol ) - социально-культурный знак, содержание которого представляет собой идею, постигаемую интуитивно и не способную быть выраженной адекватно-вербальным способом.

(греч. symbolon – знак, примета) – универсальная категория в культуре, раскрывающаяся через сопоставления предметного образа и глубинного смысла.

1) предмет, действие и т.п., служащее условным обозначением какого-либо образа, понятия, идеи;

2) художественный образ, воплощающий какую-либо идею;

3) условный вещественный опознавательный знак для членов определенной социальной группы.

- в искусственных формализованных языках — понятие, тождественное Знаку;

- в эстетике и философии искусства — универсальная категория, отражающая специфику образного освоения жизни искусством — содержат. элемент худож. произведения, рассматриваемый в своем знаковом выражении; 3) в социокультурных науках — материальный или идеациональный культурный объект, выступающий в коммуникативном или трансляционном процессе как знак, значение к-рого является конвенциональным аналогом значения иного объекта.

Сложный, дихотомичный характер понятия С. в культуре раскрывается в его отношении к знаку. Принципиальное отличие С. от знака заключается в том, что смысл С. не подразумевает прямого указания на денотат (означаемый объект). Знак становится символом тогда, когда его употребление предполагает общезначимую реакцию не на сам символизируемый объект (экстенсиональное или интенсиональное значение этого знака), а на отвлеченное значение (или чаще целый спектр значений), конвенционально в той или иной степени связываемых с этим объектом.

Но при этом предметная, знаковая форма С. может иметь и даже стремиться к сохранению внешнего подобия с символизируемым объектом (вплоть до максимальной приближенности), или быть намеренно стилизованной под него, или иметь в качестве денотата специфическую черту, свойство, примету этого объекта. Т. о., применительно к С. можно говорить об опр. стремлении и приближении к тождеству означаемого и означающего, но это есть объектное (знаковое) тождество, за к-рым стоит смысловая отвлеченность. Само это приближение (особенно заметное в искусстве) может говорить о смысловой отвлеченности, свидетельствовать о стремлении сохранить, удержать указание на объект хотя бы на формальном уровне, или же, наоборот, осознанно разделить формальное сходство и содержат. отвлеченность, глубину, к-рую следует за этим сходством увидеть.

Причина этих сложных, кажущихся пародоксальными, отношений — в характере семантич. деятельности в самой культуре. Многообразие генерируемых культурой смыслов никогда не бывает адекватным конечному числу существующих общепринятых знаковых форм. Это несоответствие, с одной стороны, приводит к искажению, метафоризации смысла при означении (см. Означение), а с др. стороны, — к возрастающей по мере существования в пространственно-временном измерении многозначности (полисемантизму) языка. Накапливающийся у знака объем доп. отвлеченных смыслов (коннотаций) в силу их большей актуальности для конкр. коммуникации вытесняет его исходное (парадигмальное) значение и становится общественно разделяемым; знак превращается в С.; при этом он может продолжать функционировать и как знак (системный или единичный) в коммуникативных ситуациях иного типа. На стадиях развития культуры, предполагающих наличие отвлеченных, абстрактных смыслов, символизация культурного объекта осуществляется значительно быстрее, зачастую он уже создается как символ.

Сам характер символизации предполагает, с одной стороны, многозначность С. (С. может иметь информ., эмоц., экспрессионную смысловую нагрузку) и сложный характер его восприятия (рац. познание, интуитивное понимание, ассоциативное сопряжение, эстетич. вчувствование, традиц. соотнесение) — в этом отличие С. от аллегории или метафоры (см. Метафора); с др., — динамич. характер существования С.: его существование целиком зависит от коммуникативной актуальности того или иного смысла.

Важное (но не необходимое) свойство С. — его репрезентативность, эстетич. привлекательность, к-рая подчеркивает важность и общезначимость С., но вместе с тем часто сочетается с формальной простотой, актуальной для употребления С. в коммуникативной ситуации. Нередко следствием коммуникативной актуальности С. оказывается формирование его повседневного аналога, выраженного языковыми средствами, наиболее употребительными в обыденной коммуникации (вербальными, жестовыми).

С. может функционировать как общекультурный, в рамках субкультуры (этнич., языковой, проф. и т.д.), быть специфичным для того или иного уровня или формы культуры. С. значительно чаще, чем знак, является несистемным; это вытекает из самой природы его смысла — существование системы символов (символич. языка), как правило, связано с опр. типами коммуникативных ситуаций (Ритуал, специфич. деятельность институциональных форм культуры и т.д.).

Филос. осмысление понятия С. восходит к античности; именно с античной культурой нередко принято связывать само появление отвлеченных смыслов, абстр. мышления. Платон дал целостную трактовку С. как интуитивно постигаемого указания на высшую идеальную форму объекта. Эта идеалистич., интуитивистская трактовка С. (отделяемого от рассудочных форм познания), развитая неоплатониками, стала основой христ. символизма, в к-ром все сущее мыслилось как С. высшей непознаваемой сущности — Бога. Мистич., интуитивистское, сверхъестеств. понимание С., перенесенное в сферу эстетического, характерно для романтизма и лит. Символизма (С. как указание на невыразимое, мистич., потустороннее содержание). Однако уже у Гёте можно найти зерно иного понимания С. — как универсальной формы человеч. творчества. Этот подход получил развитие в философии Гегеля, в к-рой С. — прежде всего средство человеч. коммуникации, условный знак. Рационалистич. подход к С. был развит в позитивистской научной традиции (Д. С. Милль, Спенсер) на материале эволюционной человеч. цивилизации. В "философии жизни" (Дильтей, Ницше, отчасти Зиммель) символизация выступает как гл. средство культуры и, одновременно, как инструмент ее критики, средство нормирования, искажения проявлений жизни, ограничения человеч. воли. Кассирер делает С. универсальной категорией: все формы культуры рассматриваются им как иерархия "символич. форм", адекватная духовному миру человека (к-рый определяется как "символич. животное"). Для Шпенглера символизация — осн. критерий выделения локальных культур (теория "прасимволов"). Психоанализ рассматривал С. как порождение индивидуального (Фрейд) или коллективного (Юнг) бессознательного, как "архетипич. образ", возникающий вследствие опосредствования человеч. сознанием глубинных императивов родового прошлого. У Лосева, опиравшегося на анализ античной и раннеср-век. эстетики, получили развитие вопросы внешнего подобия означающего и означаемого в С. в связи с проблемой реализма в искусстве. Специфич. черты символич. деятельности человека исследуются также Лангер, Тодоровым, Рикёром, Гадамером.

Социально-коммуникативный подход к С. получил научное развитие в символич. интеракционизме (см. Символический интеракционизм) (Кули, Томас, Д. Г. Ленд), этнометодологии (см. Этнометодология) (Гарфинкель), культурной антропологии (Боас, Крёбер, амер. этнология), работах представителей структурно-функционалистского направления (Малиновский, Радклифф-Браун, Мёртон). Однако в своей коммуникативной функции С. в работах представителей этих направлений нередко смешивался или отождествлялся со знаком.

Структурализм поставил вопрос о культуре как совокупности символич. систем и культурных текстов, позволил выявить базовые механизмы и структурные основания символич. деятельности применительно к локальным группам культурных текстов. Этот подход к С. Постструктурализм реализовал не в структурном, а в контекстуальном анализе. На сегодняшний день проблематика С. разрабатывается в эстетике и теории искусства — как проблематика выразит. средств худож. образа; в социокультурной антропологии — применительно к локальным аспектам коммуникации и массовой культуры (см. Массовая культура).

Лит.: Свасьян К.А. Проблема символа в совр. философии. Ер., 1980; Лосев А.Ф. Знак, символ, миф. М., 1982; Он же. Философия имени М., 1990; Он же. Проблема символа и реалистич. искусство. М., 1995; Символ в системе культуры. Тарту, 1987; Эмблемы и символы. М., 1995; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1995; Бидерманн Г. Энциклопедия символов. М., 1996; Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991; Bollnow O.F. Die Lebensphilosophie. В.; Gott., 1958; Burke К. Language and Symbolic Action. Berk.; L. Ang., 1966; Blumer H. Symbolic Interactionism. Englewood. N.Y., 1969; Cassirer E. Philosophic der symbolischen Formen. Bd. 1-3. Darm., 1980-1985.

Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

1) условный вещественный опознавательный знак для членов определенной социальной группы;

2) предмет, действие, служащие условными обозначениями какого-либо образа, понятия, идеи;

3) художественный образ, воплощающий какую-либо идею.

Словарь лингвистических терминов

(др.-греч. σιμβολον знак, примета). Вещественный, графический или звуковой знак, служащий условным обозначением какого-л. понятия.

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

(от греч. symbolon — условный знак) — образ, максимально обобщенно и экспрессивно выражающий идею, суть какого-либо события или явления. Смысл символа многозначен и неотделим от его образной структуры.

Рб: художественный образ

Эст: условность в искусстве

Пример: Образ бури как символ революции в "Песне о Буревестнике" М. Горького

* "Наряду с общепринятой символикой (буря — революция, меч — символ войны и т.д.) литература богата индивидуальными символами. Смысл их раскрывается, если вникнуть в поэтический мир автора и литературного направления, к которому он принадлежит. Так, индивидуальный характер имеет символ в творчестве символистов. Например, символ Прекрасной Дамы у Блока" (С. Небольсин).

"Мифологические имена, персонажи и предметы, развернутые в аллегорические картины и символы, подчеркивают структуру стиля и жанра" (М.Я. Поляков). *

Термины Киносемиотики

(от греч. symbolon — условный знак) — образ, являющийся представителем других (как правило, весьма многообразных) образов, содержаний, отношений. С. родствен понятию "знак", однако. Их следует различать. Для знака (особенно в формально-логических системах) многозначность — явление негативное: чем однозначнее расшифровывается знак, тем конструктивнее он может быть использован. С., напротив, чем более многозначен, тем более содержателен. С. — одна из важнейших категорий искусства, философии и психологии (Словарь "Психология").

Грамматологический словарь

Стрижка волос детей индейцев осэдж и омаха в соответствии с кланом

1. Голова и хвост оленя. 2. Голова и рога бизона. 2а. Рога бизона. 3. Профиль хребта бизона. 4b. Голова медведя. 4с. Голова, хвост и туловище маленьких птиц. 4d. Панцирь черепахи с головой, лапами и хвостом. 4е. Голова, крыло, хвост орла. 5. Стороны света. 6. Мохнатый бок волка. 7. Рога и хвост бизона. 8. Голова и хвост оленя. 9. Голова, хвост, растущие рога молодого бизона. 10. Зубы рептилии.

абстрактно нарисованных предметов (в более широком смысле этого слова символом может считаться, так же как и знак, любое воздействие на органы чувства) слово, цвет, звук или действие, подразумевающие многосложный, условный или тайный смысл. Например, красный цвет – символ революции, рукопожатие – символ приветствия, полумесяц – символ ислама. Изучением и интерпретацией символов и символических фигур занимается симбология.

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Иногда синоним знака, даже (в результате англо-американского влияния, в частности после работ Пирса) условного знака. Например, математическими символами мы называем именно условные знаки.

Но язык сопротивляется этому влиянию. Красный свет – не символ, и слово – не символ. А вот голубка – действительно символ мира, как весы – символ справедливости. Что касается математических знаков, то здесь все зависит от конкретного знака. Скажем, знаки + или – символами не являются, тогда как знаки суть символы, хотя это бедные и частичные символы.

Так что же такое символ? Это не произвольный и не исключительно условный знак, в котором обозначающее (например, образ голубки или весов) и обозначаемое (например, идея мира или справедливости) связаны отношением сходства или аналогии. Ястреб никак не годится на роль символа мира, зато может символизировать нечто совсем иное. Почему? Потому что в том, как выглядит голубка и как она себя ведет, действительно присутствует что-то очень мирное (вернее, это нам так кажется). То же с весами – они должны быть правильными, верными, то есть их чаши должны быть уравновешены либо приведены к определенной пропорции. Символы довольно часто вызывают у нас определенные мысли и чувства. Это происходит потому, что они объединяют чувственное и умственное начала, будят воображение и мысль. Поэтому в философии лучше обходиться без символов. Никакой, даже самый лучший символ не способен заменить собой аргумент.

Дизайн. Словарь терминов

СИМВОЛ (пришел в латинский из древнегреческого sumbolon, который, в свою очередь, восходит к более древней форме sumballein, буквально переводимой как "бросать вместе") – первоначально это слово обозначало часть предмета, например разломленное пополам кольцо, две половинки которого при встрече могли идентифицировать соединение целого. В настоящеее время слово "символ" имеет два значения: первое – это изображение, которое как бы выступает от имени какого-то предмета, который может иметь совершенно иную форму (к примеру, треугольник может быть символом предмета, который не имеет ничего треугольного), или же абстрактное понятие (например, изображение совы является символом мудрости). Вторым значением слова "символ" является письменный знак, который описывает какое-либо качество, величину или процесс.

Толковый переводоведческий словарь

1. В последовательном переводе: (1) экономное и наглядное обозначение группы объединенных по признакам понятий. Символ отвечает своему назначению, если он характеризует экономичность, наглядность и универсальность.

Символы являются носителями лексического значения независимо от языка-источника. Для передачи некоторой необходимой грамматической информации в записях предусматриваются закрепленный порядок слов или условные знаки; (2) для символов используются знакомые знаки, буквы или сокращения, которые подразделяются по способу обозначения понятий на буквенные, ассоциативные и производные символы; (3) по своему главному назначению символы подразделяются на предикативные символы, символы времени, модальные символы, символы качества; все остальные символы составляют обширную группу предметных символов общего назначения.

2. Условное обозначение, знак, используемые в переводческой скорописи для обозначения группы предметов, явлений.

3. Знак, связь которого с данным референтом является мотивированной. Как правило, символ обозначает признак, общий для группы понятий. Кроме наглядности символ характеризуется экономичностью и универсальностью. Наглядность символов выражается не только в том, что он проще для зрительного восприятия, чем буквенное выражение слова, но и в том, что выбранный для символа признак способен вызывать ассоциации, связанные с обозначаемыми понятиями.

4. Условное обозначение информации, используемое в записях при последовательном переводе; по способу обозначения символы подразделяются в переводе на ассоциативные, буквенные и производные.

Вестминстерский словарь теологических терминов

♦ ( ENG symbol)

(греч. symbolon -знак, опознавательная примета)

то, что представляет или замещает что-то другое. Считается, что С. выражает символизируемую им реальность, однако не является ее буквальным эквивалентом. Термин относится также к символам веры как представлениям христианской веры.

Тезаурус русской деловой лексики

1. Syn: обозначение, изображение, отображение (в электронной почте), (условный графический) символ, пиктограмма, эмблема

2. Syn: буква, знак

Энциклопедический словарь

(от греч. symbolon - знак, опознавательная примета),

  1. в науке (логике, математике и др.) то же, что знак.
  2. В искусстве характеристика художественного образа с точки зрения его осмысленности, выражения им некой художественной идеи. В отличие от аллегории смысл символа неотделим от его образной структуры и отличается неисчерпаемой многозначностью своего содержания (ср. Аллегория).

Словарь Ожегова

СИМВОЛ, а, м.

1. То, что служит условным знаком какогон. понятия, явления, идеи. Голубь с. мира. Якорь с. надежды. Этот подарок с. верности.

2. Принятое в науке условное обозначение какойн. единицы, величины.

Символы государства государственный герб, флаг, гимн.

| прил. символический, ая, ое и символьный, ая, ое (ко 2 знач.; спец.). Символическое изображение. Символьная информация.

Словарь Ефремовой

  1. м.
    1. То, что служит условным обозначением какого-л. понятия, идеи.
    2. Художественный образ, условно передающий какую-л. мысль, идею, переживание.
    3. Условное обозначение какой-л. величины, какого-л. понятия, принятое той или иной наукой.

    Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

    м. греч. сокращенье, перечень, полная картина, сущность в немногих словах или знаках. Символ веры, исповеданье всей сущности или основ ее, в перечне.

    Изображенье картинное, и вообще чертами, резами, знаками, с переносным, символическнм, иносказательным значеньем. Держава символ власти. Весы символ правосудия. Кулак символ самовластия. Треугольник символ св. Троицы.

    Большая Советская Энциклопедия

    (от греч. sýmbolon ≈ знак, опознавательная примета),

    Марксистско-ленинская эстетика подходит к анализу проблем С. и аллегории как частных разновидностей художественного образа, исходя из учения об искусстве как специфической форме отражения действительности. См. Художественный образ .


    1. Предмет, действие и т. п., служащие условным обозначением какого-л. понятия, идеи. Белый голубь — символ мира.Великая русская река! Она — символ нашей вольности, нашего раздолья и нашего богатства. Новиков-Прибой, Волга. На подзеркальнике стояли полукругом семь слонов — традиционный символ счастья. С. Никитин, Семь слонов.

    2. Лит. Художественный образ, условно передающий какую-л. мысль, переживание. [Символисты] стали жертвовать внешней правдой и даже правдоподобностью ради выявления в символе избранной ими идеи. Брюсов, Смысл современной поэзии.

    3. Спец. Условное обозначение какой-л. величины, принятое той или иной наукой. Символы химических элементов. Кристаллографические символы.

    [От греч. σύμβολον — условный знак, примета]

    Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

    СИ'МВОЛ, (симво́л устар.), а, м. [греч. symbolon — знак, первонач. условный опознавательный знак для членов какой-н. организации, тайного общества]. Предмет или действие, служащее условным знаком чего-н., выражающее, означающее какое-н. понятие, идею. Все грани в природе условны, относительны, подвижны, выражают приближение нашего ума к познанию материи, — но это нисколько не доказывает, чтобы природа, материя сама была символом, условным знаком, т. е. продуктом нашего ума. Ленин. Круг — с. вечности. Пальмовая ветвь — с. мира. || Художественный образ, в к-ром условно выражены идеи и переживания, преимущ. мистические (лит., искус.). ◊

    си́мвол

    Ценностный характер значения символов отличает его от всех других видов знаков – от условных знаков, знаков-указателей, эмблематических знаков (или эмблем), от изобразительных (иконических) знаков, или изображений, от аллегорических знаковых структур и др. Все эти знаки, функционируя в своем прямом назначении, несут информацию понятийного, смыслового, но не ценностного характера. В тех же случаях, когда они используются для выражения ценности, они приобретают символическое значение. Прямое назначение изображения чайки на занавесе во МХАТе – быть эмблемой, то есть передать информацию о том, что данный театр именно МХАТ и ничего другого. Когда же воспринимающий осмысливает это изображение и переживает его как знак славной истории этого театра, оно для него выступает в качестве символа.

    В отличие от символа все остальные виды знаков допускают вполне рациональное и определенное, иногда однозначное истолкование их значения. В условных знаках это определенное (согласно соглашению) понятие. Например, в математике такие знаки как интеграл или дифференциал имеют однозначное определение. Эмблема в виде чаши и змеи определенно говорит о том, что речь идет об аптеке. Изобразительный знак, например, фотокопия однозначно указывает на то, что изображено и не на что другое.

    Символ часто путают с аллегорией, ибо она содержит оценочный момент, обобщенность и некоторую неоднозначность. Но оценка в ней и обобщение носят рассудочный характер, а не эмоциональный, а поэтому допускают близкое к однозначности словесное формулирование заключенной в ней идеи, например, моральной заповеди в басне. Баснописец часто формулирует ее отдельно от образа и вполне в отвлеченном виде. Например, басня С.Михалкова Слон-живописец содержит идею, о том, что всем не угодишь, Лиса и бобер – что нельзя оставлять старых жен и связываться с молодыми женщинами, Заяц во хмелю – против подхалимажа, Иван Иваныч заболел – против зазнайства. Другое дело, когда басня, как у Крылова, вырастает до уровня высокохудожественного образа, тогда она приобретает черты совершенного художественного символа.

    В зависимости от характера ценностного значения выделяют различные виды символов. Это могут быть исторические символы (например, Бородинское поле как символ боевой славы русского оружия, гробница Наполеона как символ величия Франции и др.), религиозные (крест, иконы, мощи святых и др.), мифологические (миф о Прометее как символ самоутверждения человека в борьбе с чуждыми внешними силами и др.), идеологические и пропагандистские (программы, лозунги, воззвания, конституции и др.), нравственные (белый цвет как символ нравственной чистоты и др.), художественные (произведения искусства, в особенности монументального).

    Особенностью произведения искусства как художественного символа является то, что важнейшей и неотъемлемой составляющей его ценностного значения выступает эстетическое качество. Каково ни было содержание произведения искусства, оно всегда, если это подлинное искусство, одновременно выступает как символ прекрасного, красоты, гармонии.

    Любой символ в силу своих особенностей функционирует в обществе не просто как знак, несущий информацию. Это есть знак, который выступает как конструктивный принцип человеческих действий и волевой устремленности.

    Читайте также: