Внеурочная деятельность в начальной школе работа с текстом

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Горак Юлия Викторовна

Организация: МБОУ СОШ №8 им. В.И.Матвеева

Населенный пункт: Московская область, г. Химки

Автор: Шарова Татьяна Валерьевна

Организация: МБОУ СОШ №8 им. В.И.Матвеева

Населенный пункт: Московская область, г. Химки

Цель: формирование у учащихся умений работать с информацией, используя несплошной текст, тем самым, готовя их, к международному исследованию PISA.

Задачи: научить находить информацию в тексте, преобразовывать её в нужную форму, преобразовывать информацию из одного вида в другой, сжимать её, работать с информацией из разных текстов.

Методы: словесный метод, наглядный метод, практический метод.

Формы работы: фронтальная, работа в паре, индивидуальная.

Педагогические технологии: педагогика сотрудничество, критическое мышление исследовательская технология, здоровьесберегающие технологии.

Ход урока.

I .Организационный момент.

Я рада видеть и приветствовать вас в этом классе.

Девчонок, мальчишек и мудрых гостей.

Пусть сегодня будет нам в этом классе светло, уютно

И нам всем очень легко.

- Здравствуйте, ребята. Давайте повернемся и поприветствуем друг друга улыбками. Садитесь. Сегодня мы выполним необычную и очень важную работу. Настройтесь на то, что навыки, приобретенные на этом занятии, пригодятся вам в жизни.

II . Актуализация знаний.

- Ребята, начнем мы наше занятие загадку. Постарайтесь её отгадать.

Там по сцене ходят, скачут,

То смеются, а то плачут,

Хоть кого изобразят, -

III . Самоопределение к деятельности.

- Кто догадался, что это? (Театр).

- Да, ребята - это театр.

- Кто из вас любит ходить в театр? (Ответы).

- А кто был в театре? (Ответы).

- Вы знаете, я тоже люблю ходить в театр. Но однажды, подходя к театру, я поняла, что забыла взять то, без чего меня туда не пустят. Скажите, пожалуйста, без чего мы не сможем зайти в театр? (Без билета).

- О чем нам может рассказать билет в театр? (Билет в театр нам может рассказать о названии спектакля, времени и месте проведения. Мы можем узнать стоимость билета, его номер).

- Как вы думаете, что будет являться предметом нашего исследования на занятии? (Предметом нашего исследования будет являться билет в театр).

- Да верно, нам сегодня предстоит поработать с информацией, которая находится в билете. На ваших партах лежат файлы в них билет в театр (приложение 1), лист с заданиями (приложение 2) и сигнальные карточки (приложение 3), которые мы будем использовать для проверки некоторых заданий (зелёный кружок – согласен, красный – не согласен).

Нас сегодня ждёт дорога,

И узнать нам надо много,

Так возьмёмся, ребята,

Скорей за работу! (Приложение 5)

- Достаньте из файла содержимое.

- Положите перед собой билет и внимательно его рассмотрите. Давайте прочитаем информацию, которая в нем находится. (Учащиеся читают вслух информацию из билета, по ходу учитель задает уточняющие вопросы).

- А теперь, положите перед собой лист с заданиями. Итак, перед вами таблица. Сколько в ней заданий? (Ответы). Верно. Мы их будем выполнять по порядку.

Задание №1. (В данном задании обучающиеся находят информацию в явном виде, что является базовым умением формирования читательской грамотности в начальной школе.)

- В перовом задании вам предстоит ответить на вопросы, используя текст билета.

- Ребята, познакомьтесь самостоятельно с вопросами. (Пауза 1 минута). Давайте прочитаем вопросы и ответим на них.

1.Какой адрес у театра? (Адрес театра улица Калинина дом 2)

2.Сколько стоит билет на спектакль? (Билет на спектакль стоит 400 рублей)

3.Назовите дату спектакля. (Дата спектакля 09 ноября 2020 года)

4.Назовите время начала спектакля. (Время начала спектакля 19.00)

6.В каком случае можно обменять билет на спектакль? (Билет на спектакль можно обменять в случае отмены мероприятия).

После каждого вопроса, проверка правильности ответа, используя сигнальные карточки.

- Ребята, прежде чем пойти в театр, мы с вами должны знать правила поведения.

Задание №2. (При выполнении данного задания обучающиеся находят явную информацию в тексте, сжимают её и преобразовывают в нужную форму).

  1. После третьего звонка вход запрещен.
  2. В зале запрещена видеосъёмка и фотосъёмка со вспышкой.
  3. Далее учащиеся добавляют свои 2-3 правила.

Физкультминутка.

Все умеют танцевать

Прыгать, бегать, рисовать,

(Нога на пятку, руки на пояс, повторить с другой ноги.)

Но не все пока умеют

(Четыре прыжка на двух ногах.)

(Восемь шагов на месте.)

Есть у нас игра такая,

Очень легкая, простая:

(Руки расслабленно вниз — выдох.)

(Четыре шага на месте.)

И становится понятно —

(Повороты, туловища, направо - налево, руки расслабленно вниз, затем потрясти кистями.)

Мы готовимся к рекорду,

Будем заниматься спортом.

(Руки в стороны — вдох, руки вниз — выдох.)

Штангу с пола поднимаем,

(Встать, руки вверх, руки вниз.)

Наши мышцы не устали

И еще послушней стали.

(Расслабить руки, потрясти кистями, пальцы расслаблены.)

Нам становится понятно —

Задание №3. (При выполнении данного задания обучающиеся находят явную информацию в тексте, преобразовывают ее в нужную форму).

- Уходя на работу, мама оставила вам записку – напоминание. Это задание №3. Внимательно посмотрите в это задание. Вам необходимо заполнить пропуски, сделанные в записке, опираясь на содержание билета.

Наш ряд 3, твоё место ________.

Учащиеся самостоятельно выполняют данное задание, после ученик читает записку, остальные проверяют.

- Ребята, а у вас места разные.

У учащихся билеты с разными местами в зрительном зале, каждый по очереди называет своё место, указанное в нём.

- А теперь предлагаю вам поработать в паре с соседом по парте. Обращаемся к листу с заданиями.

Задание №4. (Данное задание повышенного уровня сложности. В тексте билета содержится противоречивая информация).

- Подумайте, посмотрите ли вы спектакль, если доберётесь до здания театра в 19.05? Свой ответ вы должны подтвердить словами из текста.

Ответ на задание.

Нет, мы не посмотрите спектакль, если доберётесь до здания театра в 19.05, так как после третьего звонка вход воспрещен.

Далее работа в паре, после проверка задания, используя сигнальные карточки.

- Вы вовремя приехали в театр. Перед антрактом ведущая объявили, что по серии и номеру билета будет розыгрыш лотереи. Она предупредила, что в случае выигрыша, нужно обратиться к организаторам мероприятия.

- Ребята, давайте обратим внимание на задание №5, в котором находятся серия и номер выигрышного билета. Найдите эту информацию.

- А теперь сравните, серию и номер своего билета с серией и номером выигрышного билета.

- Выиграл ли ваш билет? Обведите верный ответ в задании №5.

- У кого оказался выигрышный билет? (Ответы).

- К кому ты должен обратиться для получения выигрыша? (Ответы).

- Я являюсь организатором сегодняшней лотереи. Проходи для получения приза.

- Ребята, давайте поаплодируем нашему победителю.

Задание №6. (Обучающиеся преобразовывают один формат несплошного текста в другой. Возможна групповая форма работы.)

- Ребята, в завершении нашего увлекательного занятия, давайте обратимся к заданию №6. Я предлагаю вам выступить в роли дизайнеров – оформителей. Нарисуйте, пожалуйста, афишу, максимально, используя информацию из билета.

(Учащиеся выполняют работу на листах бумаги формата А3, после выполнения задания работы вывешиваются на доску, с целью выявления наиболее интересной афиши.)

V. Рефлексия.

- Что нового и интересного вы сегодня узнали на нашем занятии? (На сегодняшнем занятии мы исследовали билет. Узнали, где в билете располагается информация. Познакомились с правилами поведения в театре.)

- Где в жизни вы сможете применить знания, которые получили на нашем занятии? (Данные знания мы сможем применить, когда пойдем в театр. Мы сможем легко определить адрес театра, название спектакля, ряд и номер места.)

- Ребята, на доске висят две картины (приложение 4). В моей корзинке цветы и листья клёна. Выберите ту картину, которая соответствует вашему настроению, с которым вы уйдете с нашего занятия. (Учащиеся выбирают картину, которая соответствует их настроению).

- Возьмите их и прикрепите к той картине, которую вы выбрали. (Учащиеся выходят к доске, выбирают и прикрепляют к той картине, которую они выбрали).

- Спасибо, ребята. Я вижу, что вы уйдете с нашего занятия в хорошем настроении. Я тоже прикреплю на доску цветок – хорошего настроения.

VI. Итог.

- Мне очень понравилось наше общение, большое вам спасибо за работу. Вы молодцы!

Список используемой литературы:

  1. Ирина Андржеевская: Физкультминутки: 50 упражнений для начальной школы, Вита-Пресс, 2012 г.
  2. Ольга Панкова: Литературное чтение. 3 класс. Диагностика читательской грамотности. Экзамен, 2020 г.
  3. Лебедева О.В./ Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе. 2013 г.
  4. Галина Сычева: Загадки, скороговорки и считалки в начальной школе. Феникс, 2018 г.
  5. Кицан И.Г. Достижение планируемых метапредметных результатов в процессе обучения смысловому чтению//Достижение планируемых результатов младшими школьниками (3 класс): учебно-методическое пособие/ под ред. Г.В. Раицкой. – Красноярск, 2015.132с.

Логвина И. Формирование навыков функционального чтения. Книга для учителя/ И. Логвина, Л. Рождественская.- Тарту, TARTU/ULICOOL/ NARVA KOLLEDZ, 2012, - 58с.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Рабочая программа

по курсу внеурочной деятельности.

Разработали: Петухова Л.А.

Турукина Е.В

Пояснительная записка

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Современное начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.

Известно, что начальная школа специально не обучает ребенка приемам анализа информационных текстов, но их понимание во многом отражает готовность ученика к продолжению образования, самостоятельному получению знаний, поскольку текст является основным источником информации и одним из базовых средств обучения. С переходом в основную школу ребенок переносится в новую для себя ситуацию целенаправленного чтения для обучения. В виду того, что в конце каждого года обучения проводятся итоговые работы в тестовой форме, возникает необходимость обучения детей этому виду деятельности и обучению работе с различными источниками информации.

Цель данного курса – формирование информационно – коммуникативной компетентности школьника – блока умений, направленных на самостоятельное приобретение знаний с использование различных по характеру и знаковым системам источников информации.

Планируемым результатом обучения могут стать как успешность работы в информационном поле, так и способность включиться в предметную и общекультурную коммуникацию.

Общая характеристика учебного курса

Работа с текстом – это интересный и полезный вид работы, позволяющий не только проверить уровень понимания текста, но и умение его анализировать. При работе с текстом прослеживается слияние обучения языку и речи: ученик учится видеть и понимать отдельные языковые явления и определять их место в системе языка в целом, учится интерпретировать текст.

К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учетом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия. В систему вопросов для работы с текстом включены вопросы по орфографии, фонетике, лексике и пунктуации. Определяя тип, стиль текста в соответствии с целью высказывания, различая текст и составляющие его части как единицы речи, определяя общую тему текста, составляя план, различая абзацы, подбирая антонимы и синонимы к словам, определяя сравнение и олицетворение, вставляя пропущенные орфограммы и доказывая свой выбор, ученик использует ранее полученные знания на уроках русского языка и литературного чтения.

Работа с текстом способствует обучению учащихся извлекать из текста требуемую информацию, фргмент, поясняющий некоторую информацию, обрабатывать ее. В ходе работы развивается внимание к языковой стороне текста, к деталям.

Работая с отдельными словами и словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, ученик тренирует свою зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.

С целью развития познавательной активности внесены такие виды работы, как заполнение таблицы на основании содержания прочитанного текста, работа с иллюстративным материалом, работа с фразеологизмами.

При работе с текстом осуществляется системный подход к изучению языка, а также прослеживаются межпредметные связи.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережное отношение к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само -познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

- формирование представлений о Родине, ее людях, окружающем мире, культуре, понятий о добре и зле, дружбе и честности,;

- достижение необходимого уровня речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приемами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

- использование различных видов чтения (выборочное, поисковое), умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать нравственную оценку поступков героев;

- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

- умение использовать простейшие виды анализа различных текстов, устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

- умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений, уметь написать отзыв на прочитанное произведение;

- умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.

Предметные результаты:

Ученик научится:

- определять тип, стиль текста в соответствии с целью высказывания, определять главную мысль текста,

- озаглавливать текст, определять последовательность пунктов плана, различать абзацы,

Ученик получит возможность научиться:

- соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);

- находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова (по словарю учебника) обращаясь за помощью к учителю, родителям и др.

- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

- подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

- различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Регулятивные УУД:

- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

- Проговаривать последовательность действий на уроке.

- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

- Учиться работать по предложенному учителем плану.

- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД:

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.


Программа составлена Скворцовой Анжелой Викторовной, учителем начальных классов. Июнь 2021г.

Программа данного курса предназначена для учащихся 1-4 классов и рассчитана на четыре года обучения (135 часов, 33 часа в 1 классе и по 34 часа во 2-4 классе на каждый учебный год). Занятия проводятся один раз в неделю. Программа первого класса может быть реализована через содержание учебных предметов или в рамках кружка.

Основные задачи:

Учить работать с текстом литературного произведения;

Расширять читательский кругозор.

Укреплять в сознании и деятельности детей нормы морали и нравственности;

Способствовать раскрытию творческого потенциала ребёнка.

Формировать у детей внимательное отношение к слову автора, к осознанию смысла прочитанного.

овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ;

формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир;

воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств.

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

формирование представлений о Родине, ее людях, окружающем мире, культуре, понятий о

добре и зле, дружбе и честности;

достижение необходимого уровня речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приемами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

использование различных видов чтения (выборочное, поисковое), умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать нравственную оценку поступков героев;

умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;

умение использовать простейшие виды анализа различных текстов, устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности;

умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений;

умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции.

- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве.

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества делать выбор при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Предметные результаты:

Ученик 1 класса научится:

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;

различать и называть произведения фольклора и литературы, находить в них отражение нравственных ценностей (доброта, любовь к семье, уважение к близким, забота о старших и младших), факты традиций, быта, культуры разных народов;

владеть техникой (навыком) слогового плавного (с переходом на чтение целыми словами) осознанного и правильного чтения вслух с учётом индивидуальных возможностей;

воспринимать фактическое содержание текста, осмысливать, излагать фактический материал; устно отвечать на вопросы, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к фактическому содержанию произведения; участвовать в беседе по прочитанному. Определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного произведения под руководством учителя;

определять в произведении хронологическую последовательность событий, восстанавливать последовательность событий в произведении. Воспроизводить содержание текста по плану под руководством взрослого;

характеризовать героя произведения, давать элементарную оценку (положительная/отрицательная и почему) его поступкам;

объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст;

составлять устное высказывание (5-6 предложений) на заданную тему по образцу (на основе прочитанного или прослушанного произведения);

применять читательский опыт в элементарных видах речевой творческой деятельности: выразительное чтение, чтение по ролям, создание собственных произведений по аналогии с прочитанным;

ориентироваться в книге/учебнике с опорой на название, автора, содержание, заголовки, иллюстрации;

выбирать книгу для самостоятельного чтения по совету взрослого;

рассказывать о прочитанной книге (автор, название, тема).

Ученик получит возможность научиться:

самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;

самостоятельно находить ключевые слова;

Ученик 2 класса научится:

определять тип, стиль текста в соответствии с целью высказывания,

озаглавливать текст, определять последовательность пунктов плана, различать абзацы,

различать и называть произведения фольклора и литературы, находить в них отражение нравственных ценностей (справедливость, верность, любовь к родному краю, его людям, природе) и факты традиций, быта, культуры разных народов;

соотносить прочитанные художественные тексты с произведениями других видов искусства. Различать художественные произведения и научно-популярные тексты;

владеть техникой (навыком) осознанного и правильного чтения вслух целыми словами с учётом индивидуальных возможностей, элементарно интонировать при чтении, уметь переходить от чтения вслух к чтению про себя; в зависимости от особенностей текста и намеченных целей использовать различные виды чтения (изучающее, выборочное);

воспринимать содержание художественного, научно-популярного, учебного текстов, осмысливать, излагать фактический материал; отвечать на вопросы в устной форме, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к фактическому содержанию произведений; участвовать в беседе по прочитанному. Самостоятельно определять тему и под руководством взрослого главную мысль прочитанного или прослушанного произведения;

определять в произведении хронологическую последовательность событий, находить портретные характеристики персонажей. Пересказывать повествовательный текст (подробно, выборочно), под руководством учителя составлять план повествования (вопросный, номинативный);

характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам. Сравнивать героев одного произведения по заданным критериям;

находить в тексте средства художественной выразительности (звукоподражание, сравнение), понимать их роль в произведении, использовать выразительные средства языка в собственном высказывании;

объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словарей;

составлять устное высказывание на заданную тему по образцу (на основе прочитанного или прослушанного произведения);

применять читательский опыт в элементарных видах речевой творческой деятельности: выразительное чтение, чтение по ролям, драматизация, словесное иллюстрирование, рассказ с изменением лица рассказчика, с вымышленным продолжением, создание собственных произведений по аналогии с прочитанными;

ориентироваться в книге/учебнике, опираясь на её аппарат (обложку, оглавление, аннотацию, предисловие, иллюстрации);

выбирать книгу для самостоятельного чтения по совету взрослого, уметь пользоваться систематическим каталогом;

рассказать о прочитанной книге (автор, название, тема);

под руководством взрослого обращаться к справочной литературе для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.

определять главную мысль текста

соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);

находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова (по словарю учебника) обращаясь за помощью к учителю, родителям и др.

подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи).

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Требования к результатам на конец 1 года

Ученик научится:

- определять тип, стиль текста в соответствии с целью высказывания, определять главную мысль текста,

- озаглавливать текст, определять последовательность пунктов плана, различать абзацы

Требования к результатам на конец 2-3 года

Ученик научится:

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;

делить текст на части, составлять простой план;

самостоятельно формулировать главную мысль текста; тип текста;

находить в тексте материал для характеристики героя;

высказывать и аргументировать своѐ отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определѐнным признакам;

видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения

Требования к результатам на конец 4 года

Ученик научится:

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;

самостоятельно находить ключевые слова;

формулировать основную мысль текста; тему текста, стиль, тип текста;

составлять простой план текста;

аргументировано высказывать своѐ отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;

иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;

самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою)

определять стиль текста;

Рабочая программа по литературному чтению (4 класс) по теме: Рабочие учебные программы

Оценить 5409 0

Рассмотрено на заседании

методической кафедры учителей

Протокол № ____ от ________

Заместитель директора по УР

Заместитель директора по МР

Протокол заседания методического

совета школы № _____ от _______

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

"Работа с текстом"

для 1- 4 класса

на 2016-2017 учебный год

Содержание рабочей программы

Сведения о примерной учебной программе, на основе которой разработана рабочая программа, или сведения об авторской программе с указанием наименования, автора и года издания.

Общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета.--------------------------------

Общая характеристика учебного предмета---------------------

Описание места учебного предмета в учебном плане-------

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета---------------------------------------

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся--------------------

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса----------------------------------------

1. Пояснительная записка

овладение осознанным, правильным, беглым и вырази­тельным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными ви­дами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формиро­вание читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художе­ственных произведений; формирование эстетического отноше­ния к слову и умения понимать художественное произведение;

обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нрав­ственных представлений о добре, дружбе, правде и ответствен­ности; воспитание интереса и уважения к отечественной куль­туре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Задачи курса:

Важнейшим аспектом курса является фор­мирование навыка чтения и других видов речевой деятельно­сти учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окру­жающем мире. В процессе освоения курса у младших школьников повыша­ется уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различ­ными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, спра­вочниках и энциклопедиях.

На уроках формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами рабо­ты с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Изучение предмета решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.

2. Общая характеристика курса

В результате обучения на ступени начального общего образования обучающиеся :

приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных текстов.

Выпускник научится:

использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

соблюдать орфоэпические и интонационные нормы чтения;

осознавать смысл текста при чтении вслух и про себя.

Выпускник получит возможность научиться:

осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;

высказывать собственное суждение о прочитанном тексте, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;

составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Выпускник научится:

находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

определять тему и главную мысль текста;

делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2-3 существенных признака;

понимать информацию, представленную в неявном виде;

понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;

использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения.

Выпускник получит возможность научиться:

использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

работать с несколькими источниками информации;

сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;

соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;

формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Выпускник получит возможность научиться:

делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;

составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

Работа с текстом: оценка информации

Выпускник научится:

высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

сопоставлять различные точки зрения;

соотносить позицию автора с собственной точкой зрения.

3.Описание места курса в учебном плане

4.Описание ценностных ориентиров содержания курса

Чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно- эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

На уроках продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т. д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно- нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Реализация программы обеспечивает достижение выпускни­ками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её исто­рию, российский народ, становление гуманистических и де­мократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетиче­ских потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слу­шания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов, выработка умения тер­пимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверст­никами в разных социальных ситуациях, умения избегать кон­фликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения срав­нивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формиро­вание установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и по­искового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представ­ления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной ин­формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интер­претации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соот­ветствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и со­ставления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым призна­кам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, при­знавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения иоценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совмест­ной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совмест­ной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмыс­ливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посред­ством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и ми­ровой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; фор­мирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, по­нятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потреб­ности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого разви­тия, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературо­ведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысло­вое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, уча­ствовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литера­туру, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самосто­ятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и опре­делять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить ха­рактерные особенности научно-познавательных, учебных и ху­дожественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — созда­ние текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного про­изведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

6. Содержание курса

Чтение вслух.

Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя. Использование различных видов чтения: ознакомительного, изучающего, поискового, выбор нужного вида чтения в соответствии с целью чтения.

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Самостоятельное нахождение в тексте конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде, определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание; составление плана текста. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Вычленение содержащихся в тексте основных событий и установление их последовательности; упорядочение информации по заданному основанию. Сравнение между собой объектов, описанных в тексте с выделением 2-3 признаков. Нахождение в тексте сведений, заданных в неявном виде. Использование формальных элементов текста для поиска нужной информации. Работа с несколькими текстами.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ подробный и сжатый, устный и письменный. Освоение разных видов пересказа художественного, учебного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление простых связей, не показанных в тексте напрямую. Формулирование несложных выводов на основе текста, нахождение в тексте доказательств, подтверждающих вывод. Сопоставление содержащейся в разных частях текста информации, обобщение информации. Создание на основе текста небольшого монологического высказывания, ответа на поставленный вопрос. Выписки из текстов с определенной целью. Составление небольших письменных аннотаций к тексту. Написание отзыва о прочитанном. Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).

Работа с текстом: оценка информации

Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Высказывание своей точки зрения о прочитанном тексте, оценочных суждений о содержании, языковых особенностях, структуре текста. Определение места и роли иллюстративного ряда в тексте. Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст. Сопоставление разных точек зрения. Соотнесение позиции автора с собственной точкой зрения.

7. Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся.

Читайте также: