Что такое шумовые инструменты в детском саду

Обновлено: 19.05.2024

Шумовой оркестр – одна из самых доступных и в то же время развивающих форм музицирования в детском саду.

Содержимое публикации

КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ И

ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ.

Шумовой оркестр – одна из самых доступных и в то же время развивающих форм музицирования в детском саду. Музыка всегда (наряду с движениями, речью и игрушками) являлась необходимым условием общего развития детей. Занятия в шумовом оркестре позволяют приобщать детей к интересной, яркой музыке в качестве слушателей и исполнителей.

Игра на детских шумовых инструментах доставляет ребёнку радость музыкального творчества, эмоционально – эстетическое удовлетворение, развивает мелодический, ритмический и тембровый слух, музыкальную память, познавательную, волевую сферы ребёнка.

Музыкальные способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребёнка в целом. Музыка познаётся ребёнком как источник положительных эмоций, который расширяет его жизненный опыт, стимулирует к активной деятельности.

Использование игры на детских элементарных музыкальных инструментах плодотворно влияет на музыкальное развитие детей дошкольного возраста

Совместное изготовление самодельных инструментов-игрушек не только развивает изобретательность детей, но и позволяет сделать взаимоотношение педагог, родителей с детьми более интересными и плодотворными. Играя на самодельных инструментах, дети изучают и исследуют мир звуков. А самая большая ценность детского творчества, которая рождается в процессе игры и импровизации, в том, что оно сопровождается радостью, удовольствием, проявлением индивидуальности ребенка.

Сказки – шумелки для детей дошкольного возраста с музыкальным шумовым оформлением в исполнении детей можно использовать не только у дошкольных учреждениях, но и дома на развивающих занятиях с детьми дошкольного возраста. С помощью занимательных сказок – шумелок дети познакомятся с детскими музыкальными инструментами, овладеют различными приёмами извлечения звуков, разовьют слуховую память, научатся воспроизводить оттенки звучания. Можно с детьми устраивать замечательные музыкальные спектакли.

Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию творческой фантазии;

Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения;

Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова песен и сказок;

Развивается слух детей,они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы;

Формируются навыки сотрудничества и сотворчества;

Развиваются концентрация внимания и выдержка;

Звукоподражание на шумовых и детских инструментах быстро разовьет мелкую моторику у малышей, они овладеют различными приемами извлечения звуков;

Обогащение пассивного словаря за счёт называния инструментов, приёмов игры, перечисления персонажей сказки-шумелки и активизация речи в процессе звукоподражания, проговаривания текста сказки-шумелки;

Включение в непрерывную образовательную деятельность:

Слушание звучания простейших музыкальных инструментов (бубен, колокольчик, погремушка, ложки, самостоятельная игра на них.

Игры, развивающиевнимание и слуховое восприятие:

Двигательные образные импровизации под музыкальное сопровождение простейших музыкальных и шумовых инструментов:

Младший возраст самоценен тем, что он позволяет ребёнку музицировать по собственному желанию. В этом возрасте музыкальные инструменты только начинают выступать для ребёнка в своём основном значении. Они нужны прежде всего не для игры, а для общения.

«Шумовой оркестр – это игра, где есть место фантазии, возможны различные варианты оркестровки, замены и обмены ролями, а не исполнение раз и навсегда одной-единственной выученной версии.

Развитие музыкальных способностей детей младшего школьного возраста успешно реализуется во всех видах музыкальной деятельности, одним из которых является игра на детских музыкальных инструментах. Выдающиеся музыканты-просветители Б. Асафьев, Б. Яворский, композитор и педагог К. Орф подчеркивали значение детского оркестра как основы развития музыкальности детей. Исполнительство на детских музыкальных инструментах – важный вид детской деятельности в процессе музыкально-эстетического воспитания наряду с пением, восприятием музыки.

Инструменты шумового оркестра

Шумовой оркестр – одна из самых доступных и в тоже время развивающих форм музицирования, которая позволяет довольно быстро приобщить детей к музыке в качестве слушателей и исполнителей. В состав детского шумового оркестра входят разнообразные музыкальные инструменты, а также инструменты с резким тембром звука (свистки), которые создают определенный ритмический и тембровый колорит.

В шумовом оркестре применяются различные музыкальные инструменты и игрушки. Одни из них созданы на основе народных - трещотка, бубен, барабан, деревянные ложки. Другие - по типу инструментов симфонического оркестра: арфа, ксилофон, металлофон. Среди детских музыкальных инструментов и игрушек есть все основные группы: ударные, духовые, струнные, клавишные, клавишно-язычковые.

Ударные инструменты и игрушки, как и инструменты по типу которых они созданы, разделяются на имеющие звукоряд и не имеющие его. К первой группе относятся металлофон и ксилофон.

Чувство ритма – одно из важнейших компонентов музыкального восприятия, связанного с жизнью. Игра на ударных музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Мелодические музыкальные инструменты развивают все три музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.

Обучение игре на детских музыкальных инструментах способствует не только обогащению музыкальных впечатлений, но и развитию музыкальности как целостной системы. Дети, являются деятелями, а не сторонними наблюдателями или слушателями. Одна из задач – развить элементарные вокально-хоровые навыки и навыки игры на музыкальных инструментах. Дети младшего школьного возраста очень любят петь и подыгрывать себе на инструментах. А здесь широкое поле для творчества: выдумки и сочетания тембров разных инструментов, импровизации и аккомпанемент пению.

Ритмические упражнения для детей легче, чем певческие и звуковысотные – многие дети плохо поют, а некоторые дети и вовсе не могут петь (больны связки голоса, нет координации слуха и голоса и другие причины). Такие дети настроены к урокам хорового пения отрицательно, поэтому ритмические упражнения для таких детей крайне необходимы как путь к музицированию, как возможность проявить себя и найти свое место, если не исполнителем в хоре, так в сопровождении хора игрой на шумовых инструментах. Привлекая словесно-ритмические игры, произнесение коротких стишков в ритме (прибауток, потешек, загадок) одновременно с игрой на шумовых инструментах, помогает развивать у обучающихся чувство поэтического ритма, который отражается в музыке песен.

Игра на детских шумовых инструментах стимулирует более быстрое развитие музыкальных способностей: у обучающихся улучшается качество пения (чище интонируют), качество музыкально-ритмических движений (четче воспроизводят ритм); благодаря развитию мелкой моторики, у детей лучше формируется речь, развивается координация. Песни, которые исполняют обучающиеся аккомпанируя себе на шумовых инструментах, должны быть непременно красивыми и интересными – дети должны желать их исполнять.

Игра на детских шумовых инструментах доставляет ребёнку радость музыкального творчества, расширяет сферу музыкальной деятельности, развивает познавательную, волевую сферы ребёнка, такие личностные качества, как общительность, самостоятельность, дисциплинированность, выдержку, настойчивость, целеустремлённость, усидчивость, умение сконцентрировать внимание, повышает ответственность за правильное исполнение своей партии, помогает преодолеть неуверенность, робость, формирует умение действовать в коллективе, сплачивает детский коллектив.

В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности.

Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания хоровых произведений в сопровождении различных шумовых инструментов. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми. Дети, играя на инструментах, удовлетворяют свои индивидуальные запросы, интересы, и привыкают действовать в коллективе согласованно.

Обучение игре в шумовом оркестре

С самого начала надо учить детей играть на инструментах правильно, в первую очередь точно воспроизводить ритм. Вначале разучиваются ритмические прибаутки, различные попевки и несложные песенки, построенные на одном звуке, так детям легче сосредоточить своё внимание на точном выполнении приёмов игры. Их дети легко усваивают и могут играть самостоятельно, а в дальнейшем и петь.

Работа по обучению игре в шумовом оркестре должна быть организована

так, чтобы она удовлетворяла четырём важным условиям:

-быть лёгкой для детей

-быть интересной для них

-быть систематической формой обучения

-быть групповой формой обучения.

При помощи шумовых инструментов ребёнок может выполнять различные игровые задания, которые условно можно разделить на несколько групп:

-игра под фортепиано или фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским песенкам

-импровизация звуковых картин на заданную тему

-звуковая иллюстрация стихов, попевок и песен

В исполнении оркестра детских шумовых и ударных инструментов могут звучать различные по характеру и жанру песни. Лучше звучат те из них, в которых подчеркивается ритм, имеются акценты, паузы, изобразительные элементы: цоканье копыт, барабанная дробь, стук дождя, шум ветра и др.

Музыкальный репертуар для исполнения произведений хором с шумовыми музыкальными инструментами должен отличаться художественным качеством и доступностью. Он составляется из произведений (или из отрывков) классиков, современных композиторов и народной музыки, самых разнообразных по тематике и жанрам.

Различные по тембру детские музыкальные инструменты заинтересовывают детей способами звукоизвлечения и характером звучания, поэтому, при комплектовании оркестра, необходимо придерживаться соотношения всех групп инструментов.

Таким образом, игра на музыкальных шумовых инструментах даёт позитивные результаты всем без исключения детям, независимо от того, насколько быстро ребёнок продвигается в своём музыкальном развитии. Прежде всего, занятия приносят удовлетворение в эмоциональном плане.

Игра в оркестре обогащает музыкальное восприятие детей, развивает музыкальный слух как систему в единстве тембрового, динамического, мелодического и гармонического компонентов, формирует чувство лада, ритма, ансамбля; расширяет сферу музыкальной деятельности обучающихся; раскрывает удивительный мир музыки.

Бесспорна и воспитательная функция шумового оркестра, поскольку коллективное музицирование является также одной из форм общения.

В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы: учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.

1.Бублей С. Детский оркестр. — Л., Музыка, 1985;

2.Ветлугина Н.А. Детский оркестр. — М., Музыка, 1976;

4.Тютюнникова Т.Э., Весёлая шарманка – шумовой оркестр для детей. – Москва, 2007;

6.Тютюнникова Т.Э., Шумовой оркестр снаружи и изнутри — Музыкальная палитра. №6, 2006;

7.Тютюнникова, Т.Э. Нескучные уроки. — М., 2009;

8.Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Сказка в музыке. Музыкальные инструменты. — М., ТЦ Сфера, 2009;

Наиболее доступными, а потому любимыми детьми являются шумовые музыкальные инструменты. Они заставляют ребенка по-новому услышать мир звуков. Звуков вокруг нас много, и они такие разные! Играя на самодельных музыкальных инструментах, дети понимают: все, что окружает нас, звучит, и каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться услышать эту музыку. Привлекают детей звучание, вид инструментов, и то, что они могут самостоятельно, без чьей-либо помощи, извлекать из них звуки. Подобные игры со звуками являются первичной формой импровизации. Особенный интерес у детей вызывают инструменты, которые можно сделать своими руками. Причем, заметим, без особых материальных затрат!

Самый распространенный детский шумовой инструмент – шумелки-погремушки. Вот эти изготовлены из контейнеров от мороженого.


Наполнителем служит различная крупа, бусинки, пуговки, металлические гайки. Начинаю активно использовать еще с яслей.


А вот позволь представить семейство Гремелкиных.



Еще один вариант шумелок-погремушек – яички Курочки-Рябы.



Облагородить цветной самоклейкиой, на треть заполнить фасолью, горохом или другим сыпучим материалом и можно отлично пошуметь!

Так же не требует дополнительных затрат изготовление фисташковых браслетиков.


Нужно просто просверлить дырочку в скорлупе и нанизать скорлупки от фисташек на толстую леску. А если украсить браслетики полосками гофрированной бумаги, то это придаст возможность дополнительного звукоизвлечения - шуршания.


А эти веселые браслетики изготовлены из резинок для волос и небольших бубенцов.



Этот шумовой инструмент изготовлен из ячеек от киндер-сюрпризов и стеклянных шариков.




А вот этот "инструмент" изготовлен из стекляной бутылочки и крупных бусин. Дети ему даже название придумали - "бутбус" (бутылочка+бусы)




Такие необычные, можно сказать, загадочные музыкальные инструменты очень притягивают внимание детей. Дошкольники познают мир через игру, поэтому дайте им в руки музыкальные инструменты, пусть даже самые простые: погремушки, барабаны, бубны, трещотки, колотушки, деревянные ложки, колокольчики.


Мы играем в оркестре! И пусть весь мир подождет!

План коррекционной работы на год (в речевую карту) План (старшая, подготовительная) 1. Развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия. 2. Продолжить работу по отработке длительного.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация предназначена для ознакомления дошкольников с детскими шумовыми инструментами и приемами игры на них.

Детские шумовые инструменты

Содержание Классификация детских шумовых инструментов; Ударные звуковысотные инструменты; Характеристика и приемы игры на них; Ударно-шумовые инструменты; Характеристика и приемы игры на них; Формы работы с шумовыми инструментами; Шумовой оркестр

инструменты

ударно-шумовые

инструменты

звуковысотные

инструменты

колокольчики,

маленькие литавры

барабан,бубен,

бубенцы,румбы,

треугольник, маракас,

трещотка, кастаньеты

 Металлофон, ксилофон Металлофон, ксилофон- ударный, звуковысотный инструмент. Металлофон состоит из набора хроматических настроенных металлических пластинок, а ксилофон - из деревяных брусочков. Звук извлекается путём лёгкого прикосновения палочкой по пластинке и брусочку. Во время игры пластинки инструмента должны находиться на уровне колен, если ребёнок сидит, или на уровне пояса, если стоит. Ребенку должно быть удобно, руки должны двигаться свободно. Основные навыки игры на металлофоне и ксилофоне формируются, следуя таким этапам: • знакомство и работа с буквенными обозначениями звуков на пластинках инструментов; • умение правильно держать палочки; • овладение различными приёмами игры двумя руками (совместное движение, поочередное движение, тремоло, глиссандо).

Металлофон, ксилофон

Металлофон, ксилофон- ударный, звуковысотный инструмент.

Металлофон состоит из набора хроматических настроенных металлических пластинок, а ксилофон - из деревяных брусочков.

Звук извлекается путём лёгкого прикосновения палочкой по пластинке и брусочку. Во время игры пластинки инструмента должны находиться на уровне колен, если ребёнок сидит, или на уровне пояса, если стоит. Ребенку должно быть удобно, руки должны двигаться свободно. Основные навыки игры на металлофоне и ксилофоне формируются, следуя таким этапам: • знакомство и работа с буквенными обозначениями звуков на пластинках инструментов;

• умение правильно держать палочки;

• овладение различными приёмами игры двумя руками (совместное движение, поочередное движение, тремоло, глиссандо).

Металлофон Ксилофон

Металлофон Ксилофон

Маленькие литавры При обучении детей игры на маленьких литаврах или тарелках, нужно держать их за ремни и ударять скользящим движением одну о другую. Чтобы звук сразу прекратился, тарелки нужно прикладывать к коленям. Можно еще и по-другому играть на них. Подвесив их, по ним можно ударять палочкой, конец которой покрывается мягкой материей. Звук тогда получается мягкий и нежный.

Маленькие литавры

При обучении детей игры на маленьких литаврах или тарелках, нужно держать их за ремни и ударять скользящим движением одну о другую. Чтобы звук сразу прекратился, тарелки нужно прикладывать к коленям. Можно еще и по-другому играть на них. Подвесив их, по ним можно ударять палочкой, конец которой покрывается мягкой материей. Звук тогда получается мягкий и нежный.

Маракас Представляет собой круглую или яйцеобразную деревянную погремушку на деревянной ручке, наполненную пластиковыми горошинами. Маракасы нужно держать в обеих руках свободно, руки при этом немного выдвинуть перед собой на уровне плеч. Звук издается легким

Представляет собой круглую или яйцеобразную деревянную погремушку на деревянной ручке, наполненную пластиковыми горошинами.

Маракасы нужно держать в обеих руках свободно, руки при этом немного выдвинуть перед собой на уровне плеч. Звук издается легким "встряхиванием" маракасов, поочередно или вместе.

2. Ударно-шумовые инструменты - инструменты без определенной звуковой высоты: бубны, бубенцы, деревянные ложки, треугольники, маракасы, трещотки, кастаньеты и другие подобные инструменты).

2. Ударно-шумовые инструменты - инструменты без определенной звуковой высоты: бубны, бубенцы, деревянные ложки, треугольники, маракасы, трещотки, кастаньеты и другие подобные инструменты).

Трещотка Состоит из деревянных пластин. Нужно держать правильно крайние пластинки, чтобы они не выскользнули из рук. Звук получается, когда

Состоит из деревянных пластин. Нужно держать правильно крайние пластинки, чтобы они не выскользнули из рук. Звук получается, когда "встряхиваем" ими. Пластинки, четко ударяясь друг о друге правильно передают ритмический рисунок.

Ложки деревянные Черенки ложек должны быть зажаты в обеих руках. Черпаки ложек обращены друг к другу тыльными сторонами, которые при ударе образуют характерный сухой звук, с освоения этого простого приема начинаю обучение детей игре на ложках. На ложках дети могут выполнять самые сложные ритмические рисунки.

Ложки деревянные

Черенки ложек должны быть зажаты в обеих руках. Черпаки ложек обращены друг к другу тыльными сторонами, которые при ударе образуют характерный сухой звук, с освоения этого простого приема начинаю обучение детей игре на ложках. На ложках дети могут выполнять самые сложные ритмические рисунки.

 Кастаньеты Звучат очень звонко, поэтому их нужно брать в правую руку и слегка ударять

Звучат очень звонко, поэтому их нужно брать в правую руку и слегка ударять "лепестками" о ладонь левой. Звук при этом несколько приглушается, а ритмический рисунок слышен очень отчетливо.

 Бубенцы (браслет на руку) Инструмент состоит из тканевого браслета и закрепленных на нем четырех бубенчиках. Надев браслеты на руки, легко потряхивая ими, нужно чередовать быстрые, и медленные движения. Меняя силу звука, можно создать особый колорит, придать разнообразие привычному звучанию различных мелодий песен и танцев.

Бубенцы (браслет на руку)

Инструмент состоит из тканевого браслета и закрепленных на нем четырех бубенчиках. Надев браслеты на руки, легко потряхивая ими, нужно чередовать быстрые, и медленные движения.

Меняя силу звука, можно создать особый колорит, придать разнообразие привычному звучанию различных мелодий песен и танцев.

Треугольник

 Бубен Ударный музыкальный инструмент. Представляет собою обруч в несколько дюймов ширины с натянутой на него натуральной кожей . Для извлечения звука проводят по плоскости пальцем или ударяют по ней кистью руки или палочкой. Бубен может использоваться как сопровождающий инструмент при передаче народных песен, а также в оркестре при исполнении характерных танцев. Развивает слух, чувство ритма.

Ударный музыкальный инструмент. Представляет собою обруч в несколько дюймов ширины с натянутой на него натуральной кожей . Для извлечения звука проводят по плоскости пальцем или ударяют по ней кистью руки или палочкой. Бубен может использоваться как сопровождающий инструмент при передаче народных песен, а также в оркестре при исполнении характерных танцев. Развивает слух, чувство ритма.

Формы работы с шумовыми инструментами

Инструменты шумового оркестра

Литература интернет-ресурсы

  • Бублей С.П. Детский оркестр: Пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений.- Л.: Музыка, 1989.

2. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах- М. :Просвещение, 1990.

3. Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников – М.: Академия, 1999г.

Музицирование на детских шумовых инструментах - одна из самых доступных форм ознакомления ребенка с миром музыки. Музыка всегда (наряду с движением, речью и игрушками) являлась необходимым условием общего развития детей. Игра на детских шумовых инструментах- развивает музыкальный слух, ритм, музыкальную память, формирует навыки вербального и невербального общения, формирует готовность и умение действовать в коллективе, развивает навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию.

Шумовые инструменты делятся на две группы:


Металлофоны, ксилофоны


Ксилофон - ударный, звуковысотный инструмент. Состоит из набора хроматически настроенных деревянных брусочков. Звук извлекается путём лёгкого прикосновения палочкой по брусочку. Во время игры пластинки инструмента должны находиться на уровне колен, если ребёнок сидит, или на уровне пояса, если стоит; ребенку должно быть удобно, руки должны двигаться свободно.

Основные навыки игры на металлофоне и ксилофоне формируются следуя таким этапам:

  • знакомство и работа с буквенными обозначениями звуков на пластинках инструментов
  • умение правильно держать палочки (не зажимать палочки всей ладонью, не класть указательный палец на палочку, не прижимать головку палочки к пластинке во время удара)
  • овладение различными приемами игры двумя руками (совместное движение, поочередное движение, параллельное движение, сходящееся и расходящееся движение, перекрещивание рук, тремоло, глиссандо).


Инструмент состоит из тканевого браслета и закрепленных на нем четырех бубенчиках. Надев браслеты на руки, легко потряхивая ими, чередуйте быстрые и медленные движения. Меняя силу звука, вы сможете создать особый колорит, придать разнообразие привычному звучанию различных мелодий песен и танцев. С помощью браслетов, можно создать музыкальную картину зимнего леса, тройки с бубенцами или перенестись в жаркую Индию и превратиться в исполнителя индийских танцев.

Играть на музыкальных браслетах достаточно легко, для этого предложите ребенку встряхивать кистями рук в медленном или быстром темпе. Музыкальные браслеты можно использовать и при исполнении различных танцев. С ними могут танцевать озорные петрушки, сказочные зайчики, куклы и другие персонажи Новогоднего карнавала, участники сказочного представления и т.д. Игра на инструменте развивает чувство ритма, творчество, моторику. Инструмент позволяет создавать свой ритмический рисунок, стать участником музыкального ансамбля или исполнителем театрализованного действия.

Ударный музыкальный инструмент. Представляет собою обруч в несколько дюймов ширины с натянутой на него натуральной кожей . Для извлечения звука проводят по плоскости пальцем или ударяют по ней кистью руки или палочкой. Бубен может использоваться как сопровождающий инструмент при передаче народных песен, а также в оркестре при исполнении характерных танцев. Развивает слух, чувство ритма.


Музыкальный инструмент вроде погремушки с приятным многоголосым звучанием. Можно использовать как для народных танцев, так и для украшения мелодий и отбивания тактов. Развивает слух, координацию, чувство ритма, фантазию.


Представляет собой круглую или яйцеобразную деревянную погремушку на деревянной ручке, наполненную пластиковыми горошинами. Маракасы очень популярны в оркестрах танцевальной музыки. Простота игры на маракасах, размеры, вес, позволяет использовать их в работе с детьми от 3 до 7 лет.

Правильно держать маракас - одной рукой и только за ручку. От силы встряхивания инструмент меняет силу звука. Движение инструментом может быть вертикальным и горизонтальным. Вертикальное - дает более громкий, сильный звук, горизонтальное движение дает тихое шуршащие звучание. Маракасы парный инструмент, играют на них, потряхивая поочередно каждой рукой, либо выполняя движение одновременно двумя руками, при этом руки находятся на высоте плеч. Для большей выразительности, акцентируя какой-то звук, можно "выбрасывать" руку вперед или совершать вращательные движения в разные стороны. Используя фонограмму, предложите ребенку вместе с вами подыграть песне, равномерно потряхивая маракасом в одном темпе, а в конце спрятать маракас за спину, с началом звучания музыки игру повторить. Или спойте песню "Петушок", передавая ритмический рисунок песенки, а в конце "пошуршите" маракасом, будто горошек рассыпался. Такие игры учат ребенка вслушиваться в музыку, будят его фантазию, учат передавать ритм. Игра на инструменте развивает чувство ритма, творчество, координацию движений рук, моторику руки. Инструмент используется для ритмического сопровождения народных танцев, песен и игр, применяется в оркестрах.





Детский ударный музыкальный инструмент, состоящий из деревянного обруча, на одну сторону которого натянута кожаная мембрана, в прорези обруча вставлены металлические пластинки. Музыкальный инструмент употребляется для ритмического сопровождения танцев, плясок, игр, а так же используется в оркестрах и ансамблях. Игра на инструменте развивает чувство ритма, творчество, моторику руки.

  • участвовать в музыкально-ансамблевой деятельности,
  • сопровождать игрой на инструменте разнообразные игры, песни, пляски,
  • создавать собственные ритмические рисунки, вызвать музыкально-эмоциональный отклик детей.

Знакомя ребенка с инструментом, дайте ему возможность изучить инструмент самостоятельно. Предложите дошкольнику поиграть на тамбурине, ударяя по нему ладонью, перебирая пальцами, чередуя удары основанием ладони и пальцев: впереди себя, позади себя, над головой, ударяя инструментом о ладонь, локоть, колено, плечо, потрясти инструмент. Когда ребенок овладеет различными приемами игры, можно научить его исполнять ритм с использованием различных приёмов. Покажите ребенку, как громко может звенеть тамбурин и каким тихим, как журчание ручейка, может быть его звук. В дальнейшем ребенок сможет самостоятельно сопровождать игрой на тамбурине танец или песню, а смена ритма в разных музыкальных частях сделает исполнение ярким и интересным. Можно устроить соревнование, придумывая различные ритмические рисунки в импровизационно-ансамблевом звучании. Такие игры хорошо усваиваются детьми от 5 - 7 лет.

Русский шумовой музыкальный инструмент. В Курской, Тульской и Калужской областях представляет собой комплект из дубовых, кленовых или ореховых планок, нанизанных на два ремешка или шнурка. Планки соприкасаются неплотно, благодаря вставленным между ними в верхней части деревянным прокладкам. Концы ремешков трещотки берут в обе руки (как гармошку), резким (или плавным) движение ударяют планки свободными концами одну о другую и получают щёлкающие звуки.

На территории северо-западных областей России трещотка-деревянная прямоугольная рамка с зубчатым валом, переходящим в рукоятку. В пазы между зубцами вала, служащего осью вращения, входят 1-4 упругие планки, противоположными концами прикреплённые к рамке. При вращении планки с силой перескакивают с одного ребра на другое, издавая оглушительный звук, напоминающий пулемётную пальбу. В прошлом выполняли ритуально-магические функции.

Ударный музыкальный инструмент, распространённый в Испании, Южной Италии и странах Латинской Америки. Кастаньеты состоят из двух пар деревянных (или пластмассовых пластинок), выдолбленных в форме раковин. Каждая пара соединяется петлёй из шнурка. Большой палец просовывается под шнурок, натягивая его так, что основания кастаньет соединяются, а свободные концы немного расходятся. Звук извлекают постукивая по кастаньетам остальными пальцами.




Самый древний тип ударно-шумовых инструментов индейцев Латинской Америки. Представляет собой небольшой пустотелый сосуд из высушенной тыквы, плода гуиро, из сплетённых ивовых прутьев, наполненный камешками, сухими семенами или другими твёрдыми мелкими предметами. Издаёт при потряхивании характерный шум. Применяется в инструментальных ансамблях, исполняющих народную музыку.


Формы работы с шумовыми инструментами

1. Игра под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским песенкам.

2. Импровизация звуковых картин на заданную тему

3. Звуковая иллюстрация стихов

4. Сказки-шумелки

Выбирая текст сказки, необходимо учитывать насколько он подходит детям по сложности и объёму. Важно заранее определить шумовое оформление для выбранного рассказа или сказочки, смысловые акценты и паузы, сделать соответствующие пометки или условные обозначения в тексте.

Первое время ребёнку лучше предлагать или один более сложный (барабан) или несколько простых – те, где маловероятны варианты звукоизвлечения. Учитывайте, какими приёмами ребёнок уже владеет, какие должен освоить на планируемом занятии.

  • Сказочка или история должны быть выучены так, чтобы можно было рассказывать наизусть.
  • Благодаря использованию инструментов история или сказочка должна стать более интересной и яркой.
  • Проверьте звучание ударных инструментов, найдите необходимый звуковой эффект.
  • Перед занятием раздайте инструменты с учётом возможностей малышей, можно также предложить детям выбрать инструмент и дать время проверить звучание.
  • Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы.
  • Игра на инструменте, должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.
  • Побуждайте детей к игре на инструментах. Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом.
  • Мимикой и жестами можно подсказывать детям громкость и скорость игры.
  • Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу детей, идеи детей.
  • Дети должны постепенно запомнить названия инструментов, узнавать их по слуху, а с 4 лет, с помощью взрослого, научиться сравнивать и характеризовать звучание знакомых инструментов.


МЫШИНАЯ ИСТОРИЯ

Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму.
Побарабанить пальчиками (по БАРАБАНУ) или использовать МАРАКАСЫ

И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки.
МЕТАЛЛОФОН (или ТРЕУГОЛЬНИК)

Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок.
ТРЕУГОЛЬНИК

Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды.
Они грызли орешки,
ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ

Особенно они любили лакомиться сладкими корешками.
царапаем мембрану БАРАБАНА (или корпус)

А снаружи на землю каждый день падал снег
МЕТАЛЛОФОН (или ложечкой по бокалам)


И над мышиными норками намело большой-большой сугроб.
Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках.
КСИЛОФОН (или барабаним пальчиками по пустой коробке)

5. Упражнения на распознавание звучания инструментов

Запишите звучание 5-7 известных ребёнку шумовых инструментов - это могут маракасы, треугольник, бубен, трещотка, колокольчик.

Каждый предмет или инструмент должен звучать не менее 30 секунд, паузы между звуками разных предметов - 10 секунд.

  1. Положите перед малышом два инструмента, звучание которых вы записали на фонограмму. Объясните, что надо будет "играть" на том инструменте, который ребёнок услышит.
  2. Прослушайт запись, поиграйте сами под запись, предложите сыграть малышу.
  3. Прокрутите плёнку назад, прослушайте повторно. Когда ребёнок начнёт сам играть под запись, переходите к воспроизведению записи следующего инструмента. Позже предлагайте выбор из нескольких инструментов.


6. Шумовой ансамбль


Важнейшая особенность работы с детскими элементарными музыкальными инструментами - освоение их не требует специальной подготовки и того времени, которые необходимы при обучении игре на инструменте в специальных музыкальных школах. Благодаря этому ребёнок почти сразу начинает играть на музыкальном инструменте и самостоятельно приобретать опыт в процессе практической работы.
В результае занятий у детей формируется устойчивый интерес к инструментальному музицированию как форме коллективной художественной деятельности и потребность в этой деятельности.
Совместное музицирование способствует формированию чувства коллективизма, сплоченности и умению следовать общей идее; формированию творческого отношения к процессу обучения, и урокам музыки, в частности; развитию общих и музыкальных способностей.
При этом каждый ребенок становится активным участником ансамбля, независимо от уровня его способностей и образования на данный момент, что способствует психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере в группе. Совместное музицирование способствует развитию таких качеств, как внимательность, ответственность, дисциплинированность, целеустремленность. Полученные на уроках знания и навыки должны помогут детям в их дальнейших занятиях музыкой.

В процессе игры в детском шумовом оркестре решаются следующие задачи:
формирование представлений о выразительной сущности элементов музыкальной речи и средств музыкальной выразительности, освоение нотной грамоты;
пробуждение интереса к творческому музицированию и инструментальной деятельности;
развитие музыкальных способностей учащихся (чувства ритма, лада, темпа, звуковысотного, гармонического, полифонического, тембрового, динамического слуха), творческого потенциала, коллективных навыков игры;
формирование художественного вкуса.

7. Игра в ансамбле

Этот раздел работы предполагает совместное музицирование детей с использованием шумовых инструментов, металлофонов, ксилофонов, пения, фортепиано и, по возможности, других инструментов, на которых учатся играть дети – скрипки, виолончели, флейты и т.д. Музыкальной основой для этого может стать ритмическая партитура, песня, пьеса. Ансамблевые партии, заранее продуманные педагогом, разучиваются со всеми детьми, а затем ученики делятся на партии. Педагог должен стремиться активно подвести детей к подготовленному варианту, создавая атмосферу коллективного творчества. Таким ансамблем можно исполнить:

  • ритмический шумовой аккомпанемент к пьесе, исполняемой на фортепиано, к песне, исполняемой учениками
  • аккомпанемент на ксилофонах и металлофонах к пьесе или песне с использованием остинато и более развернутых партий
  • игру канонов
  • исполнение оркестровой партитуры (от 2-голосной до 4-голосной)
  • исполнение оркестровой партитуры с солистом (пение, скрипка, флейта)

Некоторые наиболее сложные, развернутые партии могут быть записаны и рекомендованы ученикам для повторений дома, но основной формой работы остается непосредственная работа в классе, направленная на активное запоминание.

Творческие упражнения, импровизация

Все перечисленные выше формы работы обязательно предполагают активное соучастие учеников в музицировании. Выделим следующие возможные виды творческих упражнений, которые на уроках тесно переплетаются с остальными заданиями:

Читайте также: