Чему должна научить школа ребенка

Обновлено: 05.07.2024

Прочла статью Андрея Афанасьева "Цифровизация образования. " от 15.08.2018 года. Полностью разделяю мнение автора и все его опасения относительно будущего школы и наших детей. Я не ностальгирую по поводу советской системы образования, меня беспокоит отсутствие у современных детей и подростков детства. А вы знаете, что такое детство? В мое время детство - это когда по лужам босиком после дождя. И пионерский костер, и поход через горы к морю или хотя бы за город на электричке. Даже прополка грядок на колхозном огороде всем классом - это тоже детство. Это когда вместо платного охранника в школьном коридоре тётя Маша со шваброй и подзатыльником для Васи Пупкина за то, что не переобулся и наследил. И никаких разговоров об ущемлении прав ребенка, потому что ребенок знает, что впереди его прав идут обязанности. Да многим сейчас даже и не снилось детство.

В основу системы образования должна быть заложена система воспитания не личности, а человека. Воспитанный человек - это уже личность независимо от того токарь он или кандидат наук.

Это была преамбула, а теперь о главном.

Ситуацию в системе образования, сложившуюся в настоящее время, можно отнести к категории катастроф. Такое впечатление, что идет целенаправленная работа по уничтожению всего, чем могла гордиться наша страна: всех моральных, духовных, интеллектуальных ценностей.

Наше школьное образование перегружено информацией, совершенно не имеющей связей с повседневной жизнью. Подготовить хорошего специалиста, ученого, гения науки – это задача вуза. Задача школы изначально – воспитать образованного, физически развитого, морально уравновешенного человека. С изменением системы ценностей в обществе изменилась и школа.

Школа сегодняшнего дня представляется мне такой, куда каждое утро дети спешат с воодушевлением. Для общения, для познания мира, для получения знаний и навыков их использования. И это реально, если школа не только дает знания об открытиях, сделанных кем-то и когда-то, но и ставит целью развивать умение мыслить, выражать свое личное отношение к фактам, событиям, героям, произведениям искусства. Позволяет иметь право формулировать свою точку зрения, учит доступно излагать её и аргументировать. Вовлекает родителей в процесс воспитания личности, осознающей разницу между свободой и вседозволенностью, необходимостью и прихотью, умеющей разграничивать различные понятия зла и следовать определенным моральным принципам. Исподволь учит тому, что Бог есть, только он не вовне, а в самом человеке – то самое лучшее, что каждый должен в себе открыть. Только в такой школе будут работать педагоги, достойные, по мнению родителей, их чад. И только в такой школе педагог сможет полностью реализоваться профессионально. Потому, что в настоящее время школа – это не дом, где дают знания. Это прообраз общества, в котором предстоит жить её выпускникам.

А нужны ли такие люди? – не в ответе ли на этот вопрос кроется объяснение катастрофы в образовании?

В обычной школе необходимо увеличить количество уроков физкультуры, а в начальной они должны стать ежедневными, с большим количеством спортивных и народных игр, с постепенным переходом к нормам ГТО. Необходимы уроки домоводства, истории родного края. Вообще историю нужно рассматривать в совершенно другом контексте. Не в свете сухих исторических фактов с огромным количеством дат на форзацах учебников, которые нужно запомнить, а в том, какую роль сыграло то или иное событие в обществе людей, как повлияло на его жизнь и на ход истории. Какие были цели у тех, кто стоял во главе событий, прогнозирование, возможные последствия, результат, их оценка. Как это событие отразилось на людях, на их настроении, как повлияло на жизнь конкретной страны, мирового сообщества. Предполагаемые допущенные ошибки, своя точка зрения на них. Ученики должны знать, что ошибки имеют право на существование, что самое главное не в том, чтобы не допускать их, но вовремя заметить и найти пути к исправлению. Такая тактика обучения касается не только истории, но и всех предметов, за исключением, конечно, точных наук.

Учитель может быть свободен в выборе методов и форм подачи материала, не ограничивая себя в творчестве. Главное, к концу учебного года ученики должны освоить необходимый объем знаний, понятия, правила, способы решения задач, уметь сформулировать ответ на вопрос и изложить свои мысли.

Цивилизованное общество не может существовать без мыслителей, но именно их и не готовит школа. Разве в ней учат размышлять о смысле жизни? Ответ на этот философский вопрос, не так далек от науки. Попытавшись мыслить метапредметно можно прийти к выводу, что смысл жизни всего живого – всей природы, и человека, как её части - в эволюции. Благодаря ней мы имеем все известные шедевры науки и искусства, чудом сохранившиеся после бесчисленных нашествий и войн, сожжения на костре инакомыслящих и противопоставляющих мракобесию учение. Ведь на самом деле выживает не сильнейший, а тот, кто обладает лучшими способностями (бОльшими знаниями). У человека с возникновением способности мыслить и социализироваться эволюция приобретает иные формы. Но почему-то это лежит вне сферы интересов просвещения, вообще вне сферы людского внимания, и именно отсюда вытекают все проблемы.

С тех пор, как человекоподобное существо в результате эволюции достигло уровня homo sapiens, прогресс природы остановился. В истории нет ни одного века, прошедшего без войн. Человек, не извлекая из истории никаких уроков, не развивая в себе здравый смыл и утратив трудолюбие, устремляя весь свой талант и гениальность на то, чтобы плавать как рыбы и летать как птицы так и не научился жить на земле.

А причина в том, что человек, возомнив, что Земля вертится исключительно ради его удовольствия, противопоставил себя природе и стал строить жизнь по своим законам. Есть законы природы и законы общественного развития. Первые – объективны, всеобъемлющи, они существуют и работают независимо от места, времени и чьего-либо желания. Согласно этим законам, природа не приемлет постоянства, следовательно, эволюция человека должна продолжаться и после Дарвина. Либо процесс пойдет в обратном направлении, что собственно, и происходит. И это уже начинает становиться очевидным. А ведь был в России ученый, который указал дальнейший путь эволюции. Его учению отведено всего пару часов в программе по биологии 10 класса – это учение о ноосфере В.И. Вернадского, которое на самом деле должно быть положено в основу не только естествознания, оно должно стать основой образования и воспитания личности: человек разумный должен подняться на следующую ступень и стать человеком духовным. Это – его задача, выполнение которой способно сохранить жизнь на Земле. Это – его экзамен на право существовать. Рассмотрев 12 пунктов теории Вернадского нельзя не отметить, что половина из них, воплощение которых зависит только от воли человека и никак не связано с объективными условиями, остаются не выполненными. Начать реализоваться они могут только в том случае, когда уровень самосознания достигнет достаточно высокой отметки у определенного количества индивидов Homo sapiens.

Дарвинизм, как теория не может быть целостным без учения о ноосфере, так как человек еще не завершил свой эволюционный путь. По достоинству этот труд отечественного ученого должен занимать статус закона природы и лежать в основе построения общественных отношений, а имя его стоять рядом с именем Дарвина в названии эволюционной теории. Это закон, подтверждающий биосоциальную сущность человека. А ему уделяется несколько строк в учебнике!

Всё это может показаться смешным и оторванным от жизни. Но, на самом деле, это все мы настолько оторвались от неё, что совсем не замечаем. В год Экологии похваляемся оружием массового уничтожения, покрываем купола золотом и оставляем умирать больных детей без средств на лечение, закрываем перед Богом двери своих душ и ищем Его там, куда он никогда не придет.

Чему на самом деле стоило бы научить ребенка в школе - слайд

Реальность такова, что в настоящее время школьники перегружены объемом обязательных дисциплин, внеклассными занятиями (репетиторство, языки и т. д.), паникуют из-за груды обязательных экзаменов (ЕГЭ, ОГЭ, экзамены для поступления в вуз). Родители и учителя пытаются впихнуть в детские головы кучу информации, испытывая при этом не меньше стресса, чем сами дети, но свято веря в то, что все это ребенку обязательно пригодится в дальнейшей жизни – на крайний случай расширит его кругозор и научит думать.

Но здесь и кроется самое главное заблуждение взрослых: детей в школе ДУМАТЬ как раз-таки не учат, система такова, что имеют значение лишь оценки и поощряется зубрежка.

Таким образом, по истечении одиннадцати школьных лет на выходе мы получаем застрессованных экзаменами детей, умеющих зубрить или выкручиваться, которые порой не выдерживают давления от необходимости выбирать себе будущее в виде высшего образования и уже забывших все, чему их учили еще вчера. А действительно ли им необходимо это вот все?

После школьного выпускного я испытывала сомнение и не была уверена ни в себе, ни в своих знаниях.

Может ли школа дать хоть какие-то знания, полезные для жизни в целом и для самореализации в частности? Мне видится, есть парочка дисциплин, которые должны быть включены в школьную программу, и которые забывать совершенно необязательно просто потому, что они не забудутся, если их понять, а не зазубрить ради оценок.

Основы психологии

Было бы здорово научить ребенка задавать себе вопросы: кто я? каково мое предназначение? и со временем находить на них ответы. Рассказать про то, что каждый человек важен, нужен, имеет значение. Здесь про границы, про умение говорить нет, про то, что он не должен делать или говорить того, чего ему делать или говорить не хочется.Научить распознавать и называть свои (и других людей) чувства и эмоции, то есть развивать его эмоциональный интеллект. Научить справляться со стрессом и рассказать, к кому помимо родителей он может обратиться за помощью в трудной ситуации.

Управление временем

Финансовая грамотность

Предмет, который, по моему мнению, надо включить в список обязательных в рамках школьной программы.

Рассказать простым языком, что такое деньги (без всех этих нудных теорий Маркса и Энгельса), откуда они берутся у родителей, какие обязательные платежи осуществляют все взрослые, когда начинают работать (Налоги, коммунальные услуги, другие счета). Рассказать про основы инвестирования, о том, что такое сбережения и кредиты.

Многие взрослые люди даже с хорошим доходом могут погрязнуть в кредитах и долгах лишь потому, что не являются финансово грамотными. Не все ведь заканчивали кафедру финансов, читали Кийосаки и, конечно же, мало кого научили финансовой грамотности родители или школьные учителя. Между тем, первые карманные деньги начинают появляться у ребенка еще в школе, и ему стоило бы понимать, как он может ими распоряжаться грамотно, а не только спускать все до копейки на вкусняшки.

Секс-просвет

Очень сложная и неоднозначная тема, поскольку у родителей на этот счет крайне противоречивые мнения.

Однако и в школе ребенку следовало бы получить по этой теме знания не в формате слухов от других детей, а в четком структурированном порядке, желательно от специалиста сексолога или психолога. Опять же закрепить, что никто не может трогать ребенка без его согласия, рассказать про строение половых органов, про инфекции и зппп, про методы контрацепции и развеять некоторые популярные среди подростков мифы вроде тех, что прерванный половой акт не приведет к беременности, а спринцевания хлоргексидином после незащищенного полового акта предотвратят инфекции.

В рамках этого предмета стоит рассказать о типах сексуальной ориентации и однополых браках не как о проявлениях болезни или чего-то аморального, а как о различных вариантах проявления любви.

Основы работы с гаджетами и полезное использование интернета

Здесь можно рассказать про буллинг в сети и что делать, если ребёнок ему подвергся. Про то, как отличить безопасный сайт от небезопасного, показать детям полезные варианты использования интернета и гаджетов (образовательные сайты, приложения с упражнениями на тренировку мозга)

Почему эти знания необходимо получить в школе, а не только от родителей? Потому что не многие родители ими обладают или имеют достаточно времени для того, чтобы все это объяснить и показать ребёнку. Также, если в семье не выстроены доверительные отношения между родителями и ребенком, он будет охотнее прислушиваться к учителям или сверстникам.

На сегодняшний день в России нет школ, обучающих всему вышеперечисленному, но некоторые предметы, к примеру, психология, вводятся в региональных школах в качестве экспериментальных. Есть школы, которые организуют для учеников лекции по секс-просвету, но информация зачастую преподносится в формате запугиваний и запретов.


Накануне учебного года мысленно не раз обращалась к учителям Школы. Получились заметки, в которых нет претензии на новизну. Всё в воздухе. Но, наблюдая то, что происходит в школе с 26-летней историей, хочется поделиться актуальным.

Не секрет, что мир меняется, и те установки, с которыми мы приходили в школу ещё 10-15 лет назад, теперь тоже приходится менять.

Лучшие педагоги, Учителя года, Заслуженные и Народные считали, что образование должно дать ребёнку сумму знаний, теорий и фактов. Наши дети выучат, станут образованней, и к ним непременно придёт успех. А дальше мы определяли (это сегодня встречается тоже) базовый минимум знаний и успешность учеников оценивали по тому, насколько они им овладели.

Сейчас, в XXI веке, мы вынуждены констатировать — идея с минимумом знаний была временной мерой, и теперь она изжила себя. Для современной школы нет смысла даже пытаться сформулировать этот минимум знаний. Почему?

Даже потому, что можно в YouTube послушать профессора Гарвардского университета и специалиста по новым медиа Дэвида Вайнберга (David Weinberg) и понять, что в современном мире изменилась сама природа знания.

Во-первых, мозг человека обрабатывает прежде невиданные объёмы новой информации. Количество данных, которые человечество получает за два дня, превышает все данные, добытые людьми до 2003 года!

Во-вторых, благодаря интернету знание стало публичным и всеобщим. Прежде знание было элитарным, а информация была доступна немногим — тем, у кого есть средства, чтобы оплатить качественное образование, книги и т. д. Теперь любой ребёнок может за несколько секунд узнать практически любой интересующий факт в сети. Этот факт не нужно заучивать, за ним не нужно идти в библиотеку — информация будет доступна и завтра, в любое время и в любом месте.


Школьная система пока только пытается перестроиться под изменившуюся ситуацию, но сделать это необходимо. Потому что школа как место, где дети просто сидят и усваивают теории и факты, больше не нужна — в первую очередь не нужна самим детям. Какой же современная школа должны быть?

В первую очередь, конечно же, актуальной, интересной и полезной. Учителя должны не только передавать учащимся опыт и знания, но реагировать на то, какие вопросы задают их ученики, чем ученики хотят заниматься. То есть учебный план должен выстраиваться исходя из потребностей школьников. Учитель, который не будет этого делать, очень скоро останется без учеников — они уйдут учиться в те школы, где это стало реальностью, прижилось.

Иногда мы замечаем противостояние между учителями и тьюторами, кураторами. Это не личностное противостояние, а противостояние целей. Сегодня хороший учитель должен понимать, что для подростков отношения в среде сверстников порой важнее изучаемых предметов. Нужно в классе об этом говорить, обсуждать важность, ценность общения, и не только кураторам и тьюторам, но и учителям-предметникам.

Всё это не значит, что педагога вынуждают потакать ученикам и говорить с ними только о том, о чём они пожелают. У каждого учителя есть программа. Но если в школе ребёнку будет неинтересно, он толком ничему не научится или перейдёт в другую школу, где учиться будет комфортнее и увлекательнее.

Рекомендую изучить, к примеру, концепцию школы-парка профессора МГУ Милослава Балабана (именно эту стилистику мы выбрали и в первый школьный день, и в первой образовательной выездной программе). Он предложил организовать систему образовательных парков-студий, где каждый ребёнок сможет определиться со своими интересами и глубоко погрузиться в те предметы, которые ему лично нужны.


Поскольку образовательный процесс нужно выстраивать вокруг интереса учащихся, школа также должна принять и использовать те методы, с помощью которых современные дети предпочитают учиться. Кому-то это может показаться забавным, но отнюдь не школы, а именно сами учащиеся первыми научились полноценно использовать интернет в образовательном процессе. Ещё до того, как появились дистанционное обучение и электронные дневники, миллионы современных детей уже пользовались сетевыми ресурсами для самообучения.

Мы не должны бороться с тем, что дети ищут знания в интернете. Совсем наоборот — школа должна развивать у детей навыки самостоятельного поиска информации в сети. Умение искать нужные ресурсы, оценивать качество источника, обрабатывать массивы информации и эффектно их презентовать — всё это понадобится каждому выпускнику школы.


Работая над собственным учебным проектом, ученик использует полученные в школе навыки и самостоятельно усваивает новые знание, а также учится ставить перед собой цели и достигать их, действовать автономно и сообща, анализировать сделанное и демонстрировать результаты своей работы другим.

Наконец, современная школа должна превратиться в единое учебное пространство, где учитываются потребности каждого конкретного ребёнка.

Будучи на встрече в посольстве Финляндии, общаясь с руководителями финских школ, я задала вопрос: в чем особенность, кроме всего прочего, финской школы. Ответ был краток: поддержка!

У этого подхода есть два очень важных аспекта.

Второй аспект — это грамотное формирование общей среды, в которой каждый заинтересован в учении, познании, действии. Но среда не может быть создана отдельным учителем, куратором или руководителем. Только когда мы будем единомышленниками, когда каждый из нас будет думать не только о своём предмете, когда мы внесём свои идеи, настрой, собственный интерес и увлечения в общую школьную жизнь — тогда мы сможем создать такую школу, которая сможет устоять любой конкуренции.

Каждый сотрудник школы должен работать, понимая, что от его действий зависит, какими вырастут наши ученики, какую школу они выберут, на какую дорогу они ступят. Это серьёзный вызов, и школа должна быть к нему готова — иначе никак.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Чему учит современная школа

Каждый взрослый хоть раз в жизни задавал себе вопросы:

«Чему же все-таки меня научили в школе?

Школа – это место, где дети учатся жить, строить взаимоотношения, учатся слушать и слышать друг друга. И, кстати, самого себя понимать – тоже учатся. Ученик ходит в школу не только для того, чтобы расти в образовательном плане, но и для того, чтобы расти как Личность. Личность, живущая в обществе, принимающая законы общества, способствующая его процветанию. По большому счёту, именно в школе должны формироваться такие понятия, как нравственность, гражданственность, патриотизм . В создании необходимых условий для реализации образовательных и социальных потребностей учащихся, в соотнесении этих индивидуальных запросов с потребностями общества и заключается одна из Главных Задач Современной Школы . Учить и учиться ответственному и нравственному отношению к миру очень трудно. Но чем труднее в школе – тем легче в жизни.

САМОЕ ГЛАВНОЕ: школа должна быть родным домом для ученика, чтобы ему было приятно в ней находиться и не хотелось уходить.

В школе, помимо основных уроков, проводятся много дополнительных кружков и секций, чтобы дети могли себя занять во внеурочное время.

А как же досуг? Перегружать детей учебными занятиями нельзя. Есть нормативы, например в младших классах на обучение отводится 20 часов в неделю и 1- 1,5 в день на приготовление домашних заданий. В свободное время – кружки по интересам, спортивные секции.

В летнее время (июнь)школьный лагерь.

В школе должно быть организованно 3-х разовое питание (провести анкетирование среди родителей)

Большая проблема - семья. Дети переживают конфликты между родителями, разводы и чаще всего дети замыкаются в себе, их поведение становится неадекватным.

Есть дети, которые участвуют в районных, городских, всероссийских конференциях, олимпиадах, конкурсах.

– Современная школа – это очень динамично развивающийся организм. За последние годы серьезно изменились функции школы: сейчас она чаще всего решает те задачи, которые должны решать родители. Но нам, педагогам, необходимо принять это как есть и сделать все, что от нас требуется сегодня, а значит, в какой-то мере взять на себя роль воспитателей, не только давать детям знания, но и заниматься их социализацией.

– Сегодня образовательный процесс очень тесно связан с воспитательным. И любой работник образования должен помнить о том, что воспитание ребенка, воспитание гражданина, который достоин, жить в современном обществе, можно и нужно осуществлять через образовательный процесс, а также через всякую деятельность, которая организована в школе. Сегодня школа стоит на пороге больших перемен.

Хочется иметь хорошие учебники. Мы сталкиваемся с тем, что в процессе самостоятельного развития нашего государства, на протяжении многих лет они перерабатываются, переделываются, но с каждым годом качество учебников становится лучше. Другая проблема – финансирование системы образования. Хочется иметь больше средств. Особенно это касается молодых педагогов. Хочется верить, что если эта проблема будет решаться, то и педагоги будут оставаться в школах.

– Сейчас очень важно учитывать интенсивность информатизации общества. В связи с этим необходимо создавать и разрабатывать новые формы обучения, базирующиеся на новейших информационных и электронных технологиях. В первую очередь это касается совершенствования форм дистанционного обучения, заочной и индивидуальных форм. Дети по-разному развиваются и обучаются, у каждого свой тип мышления и психологические особенности. И это важно учесть для того, чтобы к каждому найти свой подход. Кто-то схватывает материал быстрее, кому-то нужно помочь.
Наши ученики постоянно принимают участие во всевозможных олимпиадах, конференциях. Каждый ребенок участвует в каких-то мероприятиях, а это значит, что каждого ребенка нужно было заинтересовать, к чему-то привлечь.

И, конечно же, дети должны с младших классов уметь говорить. Не просто произносить, а уметь объяснить, отстоять, обосновать, аргументировать.

Слово – великий инструмент, который позволяет решить многие проблемы между людьми. Так давайте научимся обращаться с ним правильно, грамотно. Мы – люди, мы – разумные и должны общаться.
А взрослые должны понимать, что своим личным примером мы заменяем 90 процентов от процесса воспитания.

Школьные годы - лучшее время в жизни каждого человека.

Читайте также: