Что такое схоластика покажите связь между схоластикой и медициной кратко

Обновлено: 05.07.2024

В периоды Раннего и Развитого Средневековья идеология западноевропей­ского общества определялась прежде всего церковью.

До середины XI в. христианская церковь была единой. В 1054 г. она расколо­лась на западную, или католическую (от греч. katholikos всеобщий), и вос-

точную, или ортодоксальную (от греч. orthodoxos — правоверный), после чего каждая из церквей обособилась и они стали полностью самостоятельными. В начале XIII в. католическая церковь активизировала борьбу с ересями. В 1232 г. окончательно сформировался церковный суд — инквизиция, который выносил обвиненным в ереси суровые наказания (конфискация имущества, пытки, смерть).

Об отступлении от заданного текста не могло быть и речи. Более того, в 1300 г. буллой папы Бонифация VIII было запрещено рассечение человеческих трупов под страхом смертной казни. Все это заметно повлияло на сложивший­ся к тому времени метод средневекового образования — схоластику.

Схоластика (лат. scholasticium) средневековый научный метод, или тип религиозной философии, основанный на формальной логике, процветавший

1 Григулевич И.Р. Инквизиция. — 2-е изд., исправл. и дополн. — М.: Политиздат, 1976. — С. 113, 133, 365, 421-437.

2 Там же.-С. 144-145.

В начале XIII в., когда в университетах усиливалось влияние богословия, схоластика (т. е. метод обучения), которая до этого времени была относительно свободна от влияния догматов церкви, превратилась в классическую средневе­ковую схоластику. Наука оказалась в жестких рамках религиозной идеологии, основные постулаты которой окончательно сформулировал доминиканский монах Фома Аквинский.

Классическая средневековая схоластика XIII в. основана на трех положени­ях: 1) все знания содержатся в трудах авторитетных авторов, признанных цер­ковью; 2) наука сводится к умению выводить низшие понятия из высших по­средством формальной логики и 3) преподавание — процесс теоретический, абсолютно исключающий опыт.

На исходе классического Средневековья преподавание медицины в универ­ситетах Западной Европы носило догматический характер; однако это не оста­новило ее поступательного развития. Факультеты медицины сумели сохранить открытость новым веяниям и добились права проводить анатомирование.

Как отмечалось, первые официальные анатомические вскрытия (anatomia) в Западной Европе стали проводить в XIII —XIV вв. в наиболее прогрессивных

2 Штрубе В. Пути развития химии: Пер. с нем. В 2 т. Т. 1. — М.: Мир, 1984. — С. 99—100, 200.

17 Сорокина 257


университетах (в гг. Салерно, Монпе-лье, Болонье) с особого разрешения монархов. Так, в 1238 г. император Свя­щенной Римской империи Фридрих II разрешил медицинской школе в Са­лерно вскрывать один (!) труп в пять лет. В 1376 г. Людовик, герцог Анжуйс­кий и правитель Лангедока, приказал своему суду отдавать Университету в Монпелье один труп в год 1 . (В Алексан­дрии в эллинистическом Египте еще в IV в. до н. э. Герофил и Эразистрат про­водили систематические вскрытия умерших и казненных преступников, что положило начало созданию опи­сательной анатомии.)

Рис. 124. Анатомический театр в Падуан-ском университете. XV в. Уменьшенная мо­дель. E.Ashworth Underwood

1 Demaitre L. Theory and practice in medical education at the University of Montpellier in the Thirteenth and Fourteenth centuries // J. of the History of Medicine and allied sciences. — N.Y.; L, 1975. - № 30. - P. 120.

2 Зудгоф К. Медицина Средних веков и эпохи Возрождения. — М.: Вузовская книга, 1999. —


ко в целом представления о строении тела человека у студентов средневеко­вых университетов были весьма повер­хностными.

канонические тексты великих врачей Древности воспринимались как открове­ние Создателя, и потому их штудирование, комментирование и заучивание наи­зусть являлось важнейшей составляющей университетского образования в пери­од классического Средневековья. Господствовал культ цитат:

Из голых слов, ярясь и споря, Возводят здания теорий. Словами вера лишь жива. Как можно отрицать слова?

Словами диспуты ведутся,

Из слов системы создаются,

Словам должны мы доверять,

В словах нельзя ни йоты изменять. 1 .

Известный французский карикатурист Оноре Домье (1808 — 1879 гг.) ве­ликолепно представил яростный спор докторов-схоластов: пока каждый из них, повернувшись спиной к больному, доказывает правильность своей ци­таты, указывая пальцем каждый на свой фолиант, — смерть уносит больного (рис. 126). Средневековая схоластическая медицина во многих отношениях сто­яла спиной к больному.

В то же время в прогрессивных университетах средневековой Европы меди­цинское образование включало обязательную врачебную практику за предела­ми города. Так, в 1240 г. студенты Университета в Монпелье аттестовывались только после работы в больнице в течение шести месяцев, а в 1309 г. требова-

Гёте И. В. Фауст / Пер. с нем. Б. Пастернака. — М.: Гослитиздат, 1957. — С. 118.


Медицинская школа в Монпелье (на юге современной Франции) была основана при доминиканском монастыре в период Ран­него Средневековья (точная дата не извес­тна). В 1137 г. школа отделилась от монас­тыря, а в январе 1180 г. эдиктом графа Вильгельма VIII для нее были созданы благоприятные академические условия. В 1220 г. школа получила право иметь вы­борное самоуправление (во главе с епископом и канцлером). Одним из канцлеров школы был хирург Роджер Салернский. В Монпелье в течение 10 лет (1289— 1299 гг.) работал и преподавал Арнольд из Виллановы. В 1289 г. медицинская школа вошла в состав Университета, созданного в том же году в Монпелье. Медицинская школа в Монпелье испытала заметное влияние переводов арабских рукописей; в ней препо­давали анатомию и хирургию (в отличие от подавляющего большинства других уни­верситетов); однако звания хирурга она не присваивала 1 . Из этой школы вышел Ги де Шолиак (см. с. 262).

Таким образом, подготовка врачей в передовых средневековых университе­тах была двухэтапной — теоретический курс плюс больничная практика. Не­случайно именно в период становления университетов (XII —XIII вв.) появи­лась большая часть средневековых госпиталей Европы.

Фармация в Средние века отличалась обилием ингредиентов, составляю­щих лекарственные средства (их количество в одном рецепте иногда достигало нескольких десятков). Это связано с широким распространением в Западной Европе алхимических знаний.

Алхимию часто называют лженаукой. На самом деле это закономерный исто­рический этап становления современной химии, которая прошла в своем раз­витии несколько периодов (алхимия, ятрохимия, флогистика и др.).

1 Зудгоф К. Медицина Средних веков и эпохи Возрождения. — М.: Вузовская книга, 1999. — С. 65-73.


Несмотря на то что исходная посылка алхимиков была ложной, их практи­ка способствовала развитию фармации — расширению знаний о химических процессах и способах получения лекарственных средств, изучению их свойств и становлению аптек и аптечного дела (рис. 127). В то время алхимия и врачеб­ное искусство тесно соприкасались друг с другом, — замечательные врачи и лекарствоведы были одновременно и великими алхимиками 1 .


Таким образом, видные ученые пе­риода Средневековья стремились под­ходить к алхимии и фармации с натур­философских позиций.

Рис. 128. Братья Косьма и Дамиан — свя­тые покровители хирургов, врачей и апте­карей (III в.). Косьма держит уринарий — сосуд для мочи и ее визуального изучения (уриноскопия); Дамиан держит в руках ступу аптекаря. Гравюра на меди Ван Меккенема

Косьма и Дамиан родились в Киликии (восточной провинции Великой Римской империи) ок. 250 г. Прославились как искусные врачеватели, которые лечили бесплат­но. Среди их чудесных исцелений — удачная операция ампутации пораженной гангре­ной ноги и ее замещение ногой скончавшегося мавра (трансплантация нижней конеч­ности). В период классического Средневековья они причислены к лику святых.

Одним из самых известных хирургов средневековой Западной Европы был Ги де Шолиак (Guy de Chauliac, ок. 1300—1368 гг.), воспитанник университе­тов в Болонье и Монпелье, врач, позднее хирург и священнослужитель (он был врачом пап Климента VI, Иннокентия VI и Урбана V).

В возрасте 68 лет он заболел чумой, выздоровел и дал великолепное описа­ние признаков этой страшной болезни 1 . Ги де Шолиак был сторонником объе-

1 Nymphus Medicus: Альбом с пояснительным текстом. — Будапешт: Мелимпекс, 1962. — С. 66-67.


динения медицины и хирургии, раз­работал собственные способы лечения переломов и ампутации конечностей, был новатором обработки ран обезв­реживающими растворами.

Рис. 129. Иллюстрация из труда Ги де Шо-

Париж. Национальная библиотека

После изобретения книгопечатания он был издан и до XVII столетия яв­лялся наиболее распространенным учебником хирургии в Западной Евро­пе.

Со временем накопление знаний в средневековой Западной Европе привело к вызреванию объективных предпо­сылок для развития опытного метода в науке.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Анатомию преподавали вместе с физиологией и практической медициной. Если лектор не имел возможности иллюстрировать на опыте свои лекции по анатомии и хирургии, он дополнял их анатомическими рисунками собственного изготовления, которые иногда представляли собой изящные миниатюры.

Исторические параллели:

В Болонье преподавать анатомию с использованием вскрытия трупов начали в конце XIII в. Мондино де Луцци в начале XIVв. мог вскрывать трупы примерно раз в год. Заметим для сравнения, что медицинский факультет в Монпелье получил разрешение вскрывать трупы казненных лишь в 1376 г. В присутствии 20— 30 зрителей последовательное вскрытие разных частей тела (живот, грудь, голова и конечности) продолжалось соответственно четыре дня. Для этого воздвигались деревянные павильоны — анатомические театры. На представление публику приглашали афиши, иногда открытие этого зрелища сопровождалось звоном колоколов, закрытие — выступлением музыкантов. Приглашались почетные лица города. В XVI— XVII вв. анатомические театры часто превращались в торжественные демонстрации, которые проводились с разрешения властей в присутствии коллег и учеников. В России учреждение анатомических театров связано с именем Петра I, по указу которого в 1699 г. в Москве началось преподавание анатомии для бояр с демонстрациями на трупах.

Ги де Шолиак был прекрасно образованным человеком и талантливым писателем. Его увлекательные и живые сочинения способствовали тому, что в хирургической практике были восстановлены давно забытые приемы, в частности, наркотические вдыхания при производстве операций.

Началом истории средних веков в Западной Европе (как уже отмечалось выше) условно считается 476 г., когда был низложен последний император Западной Римской империи — Ромул Аугустул.

В то время в Северо-Западной Европе еще не было ни одного государства. Ее земли были покрыты дремучими лесами и болотами, а населявшие ее народы (германцы и славяне) сохраняли родоплеменные отношения.'

Варварские народы, завоевавшие территорию Западной Римской империи, находились на стадии формирования классов и государств — процесс становления цивилизаций у них только начинался. В силу этого они не могли стать полнокровными преемниками и продолжателями позднеантич-ных традиций. Для того чтобы освоить эту культуру, им нужно было время. Вот почему феодальный Запад долгое время отставал от средневекового Востока, где экономический и культурный подъем I тысячелетия нашей эры проходил на прочном фундаменте -восточно-римских и византийских традиций.

Однако было бы несправедливо думать, что средневековье в Западной Европе явилось шагом назад в культурной истории человечества — западно-европейский феодализм был результатом синтеза влиявших друг на друга римских и германских традиций (рабовладельческих, с одной стороны, и общинно-родовых — с другой). Народы Западной Европы прошли сложный путь от родоплеменных отношений до развитого феодализма, становление которого завершилось к XI в. Они создали своеобразную культуру, ставшую фундаментом последующего развития.

В период классического средневековья идеология западно-европейского общества определялась прежде всего церковью. До середины XI в. христианская церковь была единой. В 1054 г. она раскололась на западную (или католическую) и восточную (или православную), после чего каждая из церквей обособилась, и они стали полностью самостоятельными.

На этой основе сформировалась средневековая схоластика (от греч. schole-—школа) —тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением мысли авторитету догмата веры.

Попытки заново осмыслить или. переработать освященные церковью догматы жестоко преследовались. Примером тому может служить судьба Роджера Бэкона (R. Bacon, 1215—1294) — выдающегося мыслителя своего времени, воспитанника Парижского и Оксфордского университетов, обратившегося к первоисточникам и опытному методу исследования: он провел в тюрьме 24 года и вышел оттуда глубоким стариком.




Часто алхимию называют лженаукой. На самом деле это закономерный исторический этап становления современной химии, которая прошла в своем развитии несколько периодов (алхимия, ятрохимия, флогистика и др.).

История

Началом истории средних веков в Западной Европе (как уже отмечалось выше) условно считается 476 г., когда был низложен последний император Западной Римской империи — Ромул Аугустул.

В то время в Северо-Западной Европе еще не было ни одного государства. Ее земли были покрыты дремучими лесами и болотами, а населявшие ее народы (германцы и славяне) сохраняли родоплеменные отношения.'

Варварские народы, завоевавшие территорию Западной Римской империи, находились на стадии формирования классов и государств — процесс становления цивилизаций у них только начинался. В силу этого они не могли стать полнокровными преемниками и продолжателями позднеантич-ных традиций. Для того чтобы освоить эту культуру, им нужно было время. Вот почему феодальный Запад долгое время отставал от средневекового Востока, где экономический и культурный подъем I тысячелетия нашей эры проходил на прочном фундаменте -восточно-римских и византийских традиций.

Однако было бы несправедливо думать, что средневековье в Западной Европе явилось шагом назад в культурной истории человечества — западно-европейский феодализм был результатом синтеза влиявших друг на друга римских и германских традиций (рабовладельческих, с одной стороны, и общинно-родовых — с другой). Народы Западной Европы прошли сложный путь от родоплеменных отношений до развитого феодализма, становление которого завершилось к XI в. Они создали своеобразную культуру, ставшую фундаментом последующего развития.

В период классического средневековья идеология западно-европейского общества определялась прежде всего церковью. До середины XI в. христианская церковь была единой. В 1054 г. она раскололась на западную (или католическую) и восточную (или православную), после чего каждая из церквей обособилась, и они стали полностью самостоятельными.

На этой основе сформировалась средневековая схоластика (от греч. schole-—школа) —тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением мысли авторитету догмата веры.

Попытки заново осмыслить или. переработать освященные церковью догматы жестоко преследовались. Примером тому может служить судьба Роджера Бэкона (R. Bacon, 1215—1294) — выдающегося мыслителя своего времени, воспитанника Парижского и Оксфордского университетов, обратившегося к первоисточникам и опытному методу исследования: он провел в тюрьме 24 года и вышел оттуда глубоким стариком.

Часто алхимию называют лженаукой. На самом деле это закономерный исторический этап становления современной химии, которая прошла в своем развитии несколько периодов (алхимия, ятрохимия, флогистика и др.).

Монах-бенедиктинец Петр Дамиани, философ и богослов Фома Аквинский, католический историк Цезарь Бароний — все они в разное время так или иначе формулировали похожие утверждения.

Схоластика

Из науки, познающей и пытающейся объяснить окружающий мир, философия на целых 10 веков превратилась во вспомогательную дисциплину, призванную трактовать Святое Писание так, как этого требовала церковь.

И именно в этот период (Средние века) сформировалась схоластика.

Схоластика — это .

Схоластика — это сплав философии и богословия, целая эпоха в развитии философских учений, совпадающая с огромным периодом в истории человечества, который мы называем Средними веками.

Начало Средневековья совпало с падением Римской империи в V веке. Это слом эпох, кризис, который определил развитие Европы на много веков вперед. Культура, образование, философия и религия — все круто меняется. На смену языческому многобожию Древнего мира приходит новая религия — христианство.

Среди общего упадка христианские монастыри становятся центрами развития культуры и образования.

Монастырь

*Монастырь Сен-Виктор близ Парижа стал центром схоластики в XII веке

Новую философию называют схоластикой. Это направление, опираясь на лучшие достижения древнегреческих мыслителей (в основном на логику Аристотеля и учение Платона), повернуло философию в христианское русло.

В развитии схоластики можно выделить четыре периода:

  1. VI–IX века. Подготовка почвы.
    Значимые имена: ирландский философ Иоанн Скот Эриугена (около 810–877), римский философ Боэций (480–524).
  2. IX–XII века. Интенсивное формирование.
    Значимые имена: итальянский архиепископ Ансельм Кентерберийский (1033–1109), французский теолог Пьер Абеляр (1079–1142).
  3. XIII век. Расцвет.
    Значимые имена: итальянский философ-богослов Фома Аквинский (1225–1274), немецкий алхимик Альберт Великий (1193–1280), английский монах-естествоиспытатель Роджер Бэкон (1214–1292), генерал францисканского ордена Бонавентура (1221–1274).
  4. XIV-XV века. Упадок.
    Ярчайший представитель — английский монах-францисканец Уильям Оккам (ок. 1285–1349).

Первые университеты — центры схоластического учения

Изначально схоластикой называли школьные предметы в монастырских школах, а схоластами — учителей.

В конце концов сложилась система образования, где для освоения схоластической науки нужно было пройти несколько ступеней.

В XI–XII веках в Болонье и Париже появились первые университеты, и при активной поддержке католической церкви к XV веку в Европе сформировалась сеть университетов.

Университет

*Болонский университет основан в 1088 году

Церкви нужны были ученые, способные трактовать Священное Писание, но чтобы пресечь невежество и самодеятельность, к истолкованию и изучению Библии допускались только студенты, прошедшие все ступени обучения.

Суть средневековой схоластики

Схоласты считали, что Бога можно и нужно постигать через логику и философские рассуждения.

Что нужно для хорошего схоластического диспута?

    Библейские тексты и комментарии к ним непререкаемых авторитетов — патрициев.

Особо почитаются три Великих Святителя:

  1. Василий Великий (Кесарийский) (330–379),
  2. Григорий Богослов (Назианзин) (329–389),
  3. Иоанн Златоуст (около 347–407).

Святители

*Три Великих Святителя

Если патриции — это Отцы церкви, то схоласты — это Учителя церкви.

В схоластике Святое писание и труды патрициев воспринимались как аксиома, не требующая доказательств. Религия принимается верой безо всяких условий.

Но натуральную философию и логику Аристотеля средневековые мыслители тоже не могли скинуть со счетов, поэтому труды древних греков стали методом изучения религии.

Схоласты хотели привести к гармонии веру и разум.

Удивительно, но схожая проблема у церкви возникла в XIX веке, когда научные открытия снова нужно было как-то увязывать с религией.

Баобаб

Автор статьи: Елена Румянцева

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (3)

Елена, спасибо за интересную статью! Дальнейших творческих успехов.

По правде говоря, мало что понимаю в схоластике, хотя философией немного интересуюсь, а схоластика — одно из ее ответвлений, если я не ошибаюсь.

Фома Аквинский

В Средние Века развитие европейской философии было тесно связано с христианством. Именно в эту эпоху происходила разработка и закрепление религиозного понимания всей сути окружающего мира, совместно с ликвидацией любого инакомыслия. К одному из крупнейших направлений философии, связанных с христианским мировоззрением, причисляют схоластику, о которой мы поговорим чуть ниже.

Что такое схоластика?

Основными вопросами, решаемыми схоластикой на начальном этапе ее существования стали вопросы формализации религии и систематизации христианства, поскольку в те времена философская наука считалась инструментом познания Бога. В целом, к основным задачам средневековой философии относили возможность логического осмысления религии, приведение к общей системе работ религиозных мыслителей, доступное и понятное разъяснение сути веры.

Основу решения указанных задач мыслители Средних Веков видели в рациональном соотношении между религией и сознанием. По их мнению, сознание, при его верном использовании, помогало человеку не только приблизиться к Богу, но даже объединиться с ним. Основной вывод сторонников схоластики гласил — разум и религия не способны находится в конфликте друг с другом, а, наоборот, должны взаимно дополняться.

Суть окружающего мира, по мнению схоластов, может познаваться исключительно посредством разума, но сам процесс познания требует точного использования некоторых терминов и определений, а также выделения различий в представляемых теориях. Следовательно, к достижению гармонии можно прийти при помощи логики, соединенной с практическим опытом человека.

При этом, у средневековых схоластов не было единой точки зрения по целому перечню вопросов, например, по вопросу о взаимодействии между отдельными предметами и общими понятиями. Итогом этих различий во взглядах мыслителей стало появление отдельных течений внутри схоластики, ими стали реализм и номинализм.

Два ключевых направления схоластики

Суть разделения схоластики на два течения происходит из спора Платона с Аристотелем, а предмет их спора касается соотношения вещи и идеи вещи. В Средневековье указанный вопрос приобрел новый ракурс, связанный с богословием и касающийся соотношения божественной воли и божественного разума (точнее, вопроса того, что из них первично, а что вторично).

Рассмотрим каждое из направлений более подробно.

Реализм

Реалисты полагали, что идея возникает в реальности еще до создания вещи, подобно мысли в божественном сознании. Божественное сознание они называли первичным в сравнении с божественной волей. Все последователи этого течения делились на крайних (последователей учения Платона об идеях) и умеренных (поддерживавших воззрения и взгляды Аристотеля). Для наглядного понимания разницы между ними назовем ярких представителей обоих ответвлений:

Номинализм

Представители номинализма относили общие понятия исключительно к именам предметов, полагая, что они не способны предшествовать предметам. Также они признавали приоритет и первичность над разумом воли Бога, поскольку только после сотворения определенной вещи ее существование осознается и Богом, и людьми.

К представителям последовательного номинализма относится Иоанн Росцелин, утверждавший, что не существует мудрости вне мудрости души, а общие понятия представляют собой исключительно звуки, к примеру, речевые.

Представители умеренного номинализма, известные еще под именем концептуалистов, тоже не признавали реальности общего в предметах, но считали общими мысли и названия, занимающие ключевое место в познавательной деятельности.

Философия Фомы Аквинского

Фома Аквинский

В своих теологических работах Аквинский соединил воззрения Платона и Аристотеля, называя все окружающее нас единством сущности (эссенцией) и существования (экзистенцией). Божественная сущность идентична существованию, но у всех других вещей и предметов сущность в той либо иной мере не совпадает с существованием. Все единичное представляется случайным, его обуславливает нечто иное, а Бог, наоборот, абсолютен.

В дальнейшем философ развил воззрения Аристотеля, предложив рассматривать Бога в качестве чистой формы, а окружающую реальность — в качестве единства между формой и материей. Оставаясь умеренным реалистом, он высказал суждение о тройственности существования общих понятий. По его мнению, эти понятия существуют как:

  • сущностные формы в единичных предметах;
  • мыслительные абстракции в сознании людей;
  • идеальные прообразы единичных предметов в божественном сознании.

Подобно большинству европейских религиозных мыслителей, Ф. Аквинский признавал приоритет веры над знанием, но как схоласт он придавал немалое значение разуму в процессе познания истины. Основным отличием Аквинского от ранних схоластов называют разделение им христианских догм на сферы познания, чего не встречалось у более ранних представителей этого направления. Таким образом, он делит богословие и науку по объектам познания: представители науки объясняют суть объективного мира, а богословы занимаются трактовкой того, что не поддается объяснению посредством естественного человеческого мышления.

Аквинский отрицал саму возможность существованию противоречий между наукой и теологией, поскольку ставил христианскую истину выше разума, а источником истины называл Бога. По этой причине он определял философию как дисциплину, призванную служить богословию, дабы рационально выражать религиозные идеи и опровергать любые ложные аргументы, высказанные против религии.

История развития схоластики

Периоды развития схоластики почти совпадают с периодизаций Средневековья, подразделяясь на три следующих части:

  • Ранний период развития описываемого направления относится к 9-12 векам, схоласты той эпохи живут и работают в европейских государствах, в частности — на территории Германии, Франции, Англии и Италии. Основой их работ является синтез философии и других наук с богословием, а основами схоластической методики выступают специфические средневековые ценности и результаты независимых умозаключений различных мыслителей. Яркими представителями указанного периода считаются Иоанн Росцелин, Бонавентура, Рабан Мавр.
  • В эпоху среднего периода (13 век) происходит окончательное разделение философии и науки вообще с теологией. В 13 столетии в Западной Европе обретают популярность работы Аристотеля, появляются крупные и влиятельные монашеские ордена, возникают философско-религиозные собрания, начинаются споры между сторонниками Августина и Аверроэса. Крупнейшими представителями схоластики того периода признаются немецкий философ Витело, француз Винсент из Бове, известный английский ученый Роджер Бэкон и испанец Раймунд Луллий.
  • Для позднего периода, относящегося к 14-15 векам, характерно стремление мыслителей к рационализаторской упорядоченности направления, приобретение им все большего научного оттенка, окончательное отделение мистики от богословия. В итоге философия теряет свойственный ей ранее духовный смысл и тесную связь с религией. В дальнейшем появляется новое направление схоластики, названное неосхоластикой, основной задачей которого становится защита христианства.

Заключение

Из всего перечисленного выше можно сделать несколько выводов в пользу схоластики:

Читайте также: