Организация внеурочной деятельности в начальной школе курсовая работа

Обновлено: 02.07.2024

Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно новому Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Разнообразие форм и методов, используемых во внеурочной деятельности, создают благоприятные условия для становления творческой личности, позволяют существенно конкретизировать и расширить их знания как в области науки, производства и общества. Для будущего учителя актуальным является изучение возможностей использования в обучении и воспитании внеурочной деятельности, являющейся, наиболее подвижной формой взаимодействия с учащимися.

Объект исследования – формы внеурочной деятельности.

Предмет исследования – организация форм внеурочной деятельности в начальной школе.

Цель работы – теоретическое и практическое изучение форм внеурочной деятельности в начальной школе.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- дать общую характеристику, изучит принципы и направления внеурочной деятельности;

- рассмотреть модели и методы организации внеурочной деятельности;

- изучить формы организации внеурочной деятельности;

- изучить классификацию результатов внеурочной деятельности учащихся, взаимосвязь результатов и форм внеурочной деятельности;

Решение поставленных задач потребовало привлечения следующих методов исследования: анализ нормативной документации, психолого-педагогической, научно-методической литературы по теме исследования.

Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

1. Теоретические аспекты организации внеурочной деятельности в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

Проблема использования свободного времени младших школьников всегда была насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно осуществлять воспитание в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую, оздоровительную деятельность, высокий уровень самосознания, способность сделать правильный нравственный выбор.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы организации внеурочной деятельности младших
школьников………………………………………………………………………………..5
1.1. Роль внеурочной деятельности в формировании личности ребенка…………………….5
1.2. Возрастные и гендерные особенности младших школьников…………………………..6
1.3. Задачи, содержание и модели реализации внеурочной деятельности младших школьников………………………………………………………………………………….7
1.4. Виды, направления и формы внеурочной деятельности младших школьников в соответствии с ФГОС……………………………………………………………………. 10
Глава 2. Описание опыта учителя по организации внеурочной деятельности младших школьников…………………………………………………. 15
Заключение…………………………………………………………………………………. 19
Список литературы………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

Глава 1. Теоретические основы организации внеурочной деятельности младших

1.1. Роль внеурочной деятельности в формировании личности ребенка…………………….5

1.2. Возрастные и гендерные особенности младших школьников…………………………..6

1.3. Задачи, содержание и модели реализации внеурочной деятельности младших школьников…………………………………………………… …………………………….7

1.4. Виды, направления и формы внеурочной деятельности младших школьников в соответствии с ФГОС…………………………………………………………………… . 10

Глава 2. Описание опыта учителя по организации внеурочной деятельности младших школьников…………………………………………………. . . 15

В в е д е н и е

Проблема использования свободного времени младших школьников всегда была насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно осуществлять воспитание в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую, оздоровительную деятельность, высокий уровень самосознания, способность сделать правильный нравственный выбор.

Сегодня внеурочная деятельность определяется как составная часть учебно- воспитательного процесса и одна из форм организации свободного времени обучающихся, цель которой - создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора. Внеурочная деятельность - это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию. [12,528].

Внеурочная деятельность - это организация педагогом различных видов деятельности обучающихся во внеучебное время, обеспечивающее необходимые условия для социализации личности ребенка.

Существует множество понятий внеурочной деятельности, но в рамках реализации ФГОС внеурочную деятельность следует понимать, как образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Актуальность выбранной нами темой заключается в том, что внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации, это ресурс, позволяющий школе достичь нового качества образования. Именно в новом Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.

Приступая к курсовой работе, мы определили параметры работы:

Объект – воспитательный процесс.

Предмет – внеурочная деятельность младших школьников.

Цель - обосновать необходимость включения младших школьников в разнообразные формы внеурочной деятельности

1.Изучить психолого- педагогическую литературу по теме с целью её теоретического обоснования.

2. Описать опыт учителя начальных классов Е.Б.Новиковой по организации проектной деятельности.

Глава 1. Теоретические основы организации внеурочной деятельности

1.1. Роль внеурочной деятельности в формировании личности ребенка

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Внеурочная деятельность понимается преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. [1].

Организация внеурочной деятельности детей, в том числе досуговой, в любой школе всегда была и останется очень важной сферой деятельности учителей. Занятия с детьми помимо уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют существенное, а нередко и решающее значение для их развития и воспитания. Они важны и для самого учителя, классного руководителя, так как помогают сблизиться с детьми, лучше их узнать и установить хорошие отношения, открывают неожиданные и привлекательные для учеников стороны личности самого учителя, наконец, позволяют пережить счастливые минуты единения, совместных переживаний, что часто делает учителя и учеников друзьями на всю жизнь. [15,30].

Вступая в отношения сотрудничества, учитель ориентируется не на функции ребенка как ученика, а на его личность и перспективы ее развития. Такое взаимодействие выходит за рамки учебного общения и осуществляется в различных видах, стимулируя практические навыки: совместное оформление стендов, участие в школьных проектах и т.д.

Внеурочная деятельность позволяет ребенку выбрать область интересов, развить свои способности.

В это время ребенок делает свои первые шаги в определении своих личностных интересов, ищет себя в социуме. Школа совместно с родителями должна помочь решить ему эту задачу, дать возможность попробовать себя в различных сферах жизнедеятельности.

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников

(кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач

их воспитания и социализации. [13,463].

Несомненно, внеурочная работа тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность. Связующим звеном между внеурочной работой и дополнительным образованием детей выступают различные факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору. В зависимости от целей и задач, решаемых ими, содержания и методов работы их можно отнести и к той, и к другой сфере образовательного процесса. [9,10].

От того, как ученик может применить свои знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. Это не только умение добывать и применять знания, это коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценивания, развитие творческих способностей.

В новых Федеральных государственных образовательных стандартах стандарты содержания дополняются стандартами условий осуществления образования (в том числе и санитарно- гигиенические) и стандартами воспитания, что позволяет не только обеспечить личностное развитие в рамках учебного процесса, но сформировать некие универсальные учебные действия, которые работают не на знания, умения, компетенции, а на развитие личности.

1.2. Возрастные и гендерные особенности младших школьников

Младший школьный возраст - это возраст 6-11-летних детей, обучающихся в 1-4 классах начальной школы. Также это возраст, когда эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности.

Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития. Происходит функциональное совершенствование мозга - развивается аналитико-систематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны. Начало школьного обучения означает переход от игровой деятельности к учебной, как ведущей деятельности младшего школьного возраста, в которой формируются основные психические новообразования. [4,220].

Психофизиологические особенности ребенка седьмого года жизни (сложность произвольной регуляции деятельности, быстрая утомляемость и др.) приводят к тому, что для детей сложны нагрузки, ограничения двигательного режима, быстрое переключение с одного вида деятельности на другой и т.д. Кроме того, для первоклассников еще очень актуальны виды деятельности, которыми они занимались в дошкольном детстве, в первую очередь, игровая деятельность. Поэтому, использование таких форм организации образовательного процесса как целевые прогулки, экскурсии, развивающие игры и т.д. приобретает особое значение для формирования умения учиться, а опора на наглядно-действенное и наглядно-образное мышление будет способствовать формированию логического мышления на первых этапах обучения в школе.

По мнению психологов, физиологов и других специалистов, возраст 6-10 лет является сенситивным периодом для воспитания и обучения. Поэтому в этом возрасте необходимо максимально раскрыть потенциалы ребенка, с высокой степенью вероятности оценить его достижения, а также определить причины неудач и найти способы их преодоления.

Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться целых 11 лет. [7,57].

Поэтому задача педагога – создать необходимые условия для плодотворной совместной работы учителя с учеником, взаимодействия школьника со сверстниками. Реализовать данную задачу лучше всего во внеурочной деятельности.

1.3. Задачи, содержание и модели реализации внеурочной деятельности младших школьников Время, отводимое на внеурочную деятельность, согласно новому стандарту, составляет до 1350 часов за четыре учебных года и также включает в себя внешкольную занятость ребенка в других учреждениях. Согласно рекомендациям недельная нагрузка внеурочными занятиями на ребенка 7- 10 лет должна составлять не менее пяти и не более десяти часов.

В соответствии с ФГОС внеурочная деятельность призвана решить целый ряд очень важных задач: [1].

Содержание внеурочной деятельности представляет собой адаптированный социальный опыт, эмоционально пережитые и реализованные в личном опыте ребенка разнообразные аспекты его жизни: наука, искусство, литература, техника, взаимодействие между людьми, мораль и пр.

Специфика содержания внеурочной деятельности характеризуется:

- во-первых, преобладанием эмоционального аспекта над информативным ( для эффективного воспитательного воздействия требуется обращение к чувствам ребенка, его переживаниям).

- во-вторых, в содержании внеурочной деятельности определяющее значение имеет практическая сторона знаний, т.е. содержание направленно на совершенствование разнообразных умений и навыков. [16,380].

Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации в качестве базовой может быть рассмотрена следующая организационная модель. Внеурочная деятельность может осуществляться через (Приложение 1):

  • учебный план образовательного учреждения, (дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной);
  • дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования);
  • образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;
  • организацию деятельности групп продленного дня;
  • классное руководство (экскурсии, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);
  • деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого);
  • внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности.

Опираясь на базовую модель, могут быть предложены несколько основных типов организационных моделей внеурочной деятельности:

модель дополнительного образования (на основе институциональной и муниципальной системы дополнительного образования детей);

оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения);

Цель исследования - систематизировать теоретический и практический опыт внеучебной деятельности школьников и представить собственные методические разработки и рекомендации в данной области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать методическую литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть задачи школы по организации внеучебной деятельности детей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………. 3
1. Общая характеристика внеучебной деятельности…………………………. 5
2. Роль педагога в организации внеучебной деятельности ……………………7
3. Организация внеучебной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения…………………………………………10
4.Анализ работы начальной школы…………………………………………….18
5.Примерная разработка программы кружка…………………………………..23
Заключение ………………………………………………………………………27
Список использованных источников………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1. Общая характеристика внеучебной деятельности…………………………. 5

2. Роль педагога в организации внеучебной деятельности ……………………7

3. Организация внеучебной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения…………………………………………10

4.Анализ работы начальной школы…………………………………………….18

5.Примерная разработка программы кружка…………………………………..23

Список использованных источников…………………………………………. 29

Актуальность курсового исследования заключается в том, что урок даже самый удачный имеет один недостаток: он спрессован во времени и не допускает отвлечений, даже когда группа остро интересуется каким-либо вопросом. Другое дело - внеучебная деятельность, в котором педагог не связан жесткими временными и плановыми мерками. В обязанности учителя технологии могут быть включены: руководство кружками технического творчества, клубом по интересам, факультативом и т.п. Эта деятельность является продолжением целенаправленной работы на уроках и способностей школьника, формированию его личности.

Будучи органически связанной с учебной деятельностью, внеучебная работа в отличие от нее строится по принципу добровольности, а ее создание должно отвечать личным интересам школьника. Такой подход дает возможность всесторонне учитывать их запросы, индивидуальные наклонности, дифференцировать тематику занятий. Вместе с тем следует учитывать, что, хотя самодеятельность и активность учащихся во внеучебной работе больше, чем на уроках то технологии, нельзя исходить только из их желаний. Учитель должен выполнять свою направляющую роль потому, что лучше знает, что понадобиться детям в самостоятельной жизни.

Педагог, именно во внеучебной работе, можно успешно культивировать у них те качества, без которых творческая личность может не состояться. Трудно переоценивать в этой связи роль таких проверенных многолетней практикой форм внеучебной работы, как кружки, секции, клубы, мастерские и т. д.

Объектом исследования является внеучебная деятельность учащихся в современной школе.

Предмет исследования – внеучебная деятельность младших школьников по математике.

Цель исследования - систематизировать теоретический и практический опыт внеучебной деятельности школьников и представить собственные методические разработки и рекомендации в данной области.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировать методическую литературу по проблеме исследования.

2. Раскрыть задачи школы по организации внеучебной деятельности детей.

3. Раскрыть содержание внеучебной деятельности современных школьников.

4. Разработать примерную программу работы кружка в начальной школе на основе передового педагогического опыта.

Методы: анализ литературы, анализ передового педагогического опыта, наблюдение, опрос.

Общая характеристика внеучебной деятельности

Под внеучебной деятельностью понимается активное взаимодействие педагога с детьми, направленное на достижение определенных воспитательных целей.

В процессе организации внеучебной деятельности у учащихся формируются предусмотренные новообразования или развиваются ранее приобретенные. В процессе их коллективного планирования, подготовки и проведения, создается обстановка сотворчества, продумывание совместного коллективного дела, радостного ожидания и переживания. Это способствует развитию личности, коллектива, развитию внутриколлективных отношений.

В процессе этой деятельности целенаправленно создаются такие воспитательные ситуации в жизнедеятельности коллектива, которые своим содержанием и эмоциональным проявлением, воздействуют на личность учащегося и тем самым способствуют решению воспитательных задач. Роль учителя (классного руководителя, воспитателя) — правильно, научно обоснованно управлять этим процессом, целесообразно создавать и конструировать ситуации, которые выступают как составные клеточки внеучебной деятельности.

При организации внеучебной деятельности педагог решает вполне определенные воспитательные задачи, используя при этом те или иные рычаги развития личности, интересы и потребности школьника, формирует на этой основе те или иные его качества и умения, все они строятся на основе уважения личности школьника, признания его индивидуальности, прав и свобод, опираются на потенциальные личностные возможности, внутреннюю активность школьника в процессе его формирования. Психологическая структура деятельности состоит из следующих основных элементов: цели – результата, на достижение которого направлена эта деятельность; мотива, побуждающего школьника осуществлять эту деятельность; способ – с помощью которого внеучебная деятельность осуществляется; результат.

Формы внеучебной работы условно можно подразделить на такие группы: словесные формы (лекции, читательские конференции, диспуты, встречи, устные журналы и т.п.): практические формы (походы, экскурсии, спартакиады, конкурсы, кружки, трудовые дела и т.п.); наглядные формы (школьные музеи, тематические стенды и выставки и т.п.)

2 Роль педагога в организации внеучебной деятельности

Одним из важнейших качеств педагога является его умение организовывать взаимодействие с детьми, общаться с ними, руководить их деятельность.

Организация внеучебной деятельности протекает в атмосфере непосредственного взаимодействия педагога и детей. Это требует от педагога постоянного управления своими психическими состояниями и творческим самочувствием. Поэтому важную роль играет создание необходимых предпосылок творчества. Педагог должен научиться не только решать теоретические педагогические задачи, но и воплощать это решение в общении с детьми.

Учеными отмечается, что деятельность человека всегда прямо или косвенно опосредована деятельностью другого, выделяются такие типы этого опосредования: деятельность а) совместно с другим (коллективная); б) для другого (обслуживание); в) с помощью другого (управление); г) против другого (игра, конфликт). Любопытно, что в педагогическом сотворчестве педагога и детей проявляются практически все эти формы взаимодействия.

Если, например, педагогическое сотворчество выступает как вид коллективного творческого сотрудничества педагога и детей, оно (это сотворчество) должно соответствовать общим требованиям к коллективной деятельности, т. е. в нем должны осуществляться сотрудничество, взаимовлияние, коллективные сопереживания, взаимонастрой, психологическое заражение, соподчиненность и опосредованность творческого процесса учителя и ученика. Если эти требования нарушаются, то сама коллективность практически не создается.

Сотрудничество, это не просто открытость и настроенность учителя на детей, это еще и способность через, определенную систему принципов и мер организовать совместное творчество. К ним можно отнести увлеченность ребят яркой, интересной, перспективной совместной деятельностью; определение индивидуальных зон творческого развития коллектива в целом и каждого ребенка в отдельности; общие подходы к предстоящей деятельности; поиск вариантов оптимальных решений; совместное обсуждение условий предстоящей деятельности и предложенных вариантов решения задач в ситуации психологического равноправия учителя и учащихся как сотрудников, а не как ведущего и ведомых; уважительное отношение к разнообразным подходам к проблеме, выдвигаемым в ходе совместного творчества, обязательное обсуждение каждого мнения; организация творческого обмена идеями, способами работы, показ перспектив сотрудничества; диалогичность процесса обсуждения результатов совместного творческого процесса; обеспечение возможности самовыражения личности школьника в творчестве; целесообразная организация состязательности коллективного педагогического сотворчества.

Своеобразие педагогического сотворчества педагога и школьников заключается еще и в том, что педагог должен организовать единство деятельностной и эмоциональной основ этого процесса. Сотворчество осуществляется в совместных действиях: учебных, познавательных, поисковых, конструкторских и других, в которых педагог выступает как консультант-наставник, организуя сотрудничество. Но сотворчество имеет выраженный эмоциональный характер, проявляющийся в сопереживании успеха или неуспеха деятельности, предвосхищая ее результатов и т. п. Разумеется, педагог должен стремиться обеспечить успех как важнейший фактор мотивации деятельности. Он должен стремиться к тому, чтобы ученик достигал успеха возможно чаще.

Логика педагогического воздействия на учеников в процессе организации внеучебной деятельности заключается, таким образом, в постановке задачи и процессе ее решения; определении системы методов педагогического воздействия, избранных для решения задачи; выборе системы коммуникативных задач, решение которых необходимо для реализации методики воздействия на детей; достижение педагогического воздействия. Но мало только привлечь детей и включить их в определенную внеучебную деятельность. Необходимо так организовать эту деятельность, чтобы она стимулировала творческие формы общения детей.

Для того чтобы имеющиеся в общении возможности были максимально реализованы детьми, необходимо, чтобы они как можно больше взаимодействовали не только между собой, но и с взрослыми в самых разных делах и ситуациях. Это нужно не для того, чтобы вмешиваться в их дела, а с той целью, чтобы педагогически и психологически умело руководить ими. Дети данного возраста на самом деле очень нуждаются в помощи взрослых, хотя сами могут этого и не осознавать, более того — не стремиться и не искать такой помощи. Дети часто не в состоянии найти правильные ответы на те вопросы, которые их волнуют и которые они между собой активно обсуждают.

3 Организация внеучебной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения

Внеурочная (внеучебная) деятельность учащихся - деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В наши дни, когда неизмеримо возрастают функции школы в формировании гармонично развитой личности, необходимо широко использовать все возможности не только урочной, но и внеклассной работы для повышения эффективности обучения и воспитания.

В условиях модернизации современного образования, когда требуется решить вопрос о повышении эффективности учебно - воспитательного процесса, особенно важно обеспечить тесную взаимосвязь между всеми звеньями процесса воспитания – и на уроке, и во внеурочное время. Перестройка содержания образования по окружающему миру требует и перестройки внеклассной работы.

Согласно требованиям ФГОС (Федерального Государственного Образовательного Стандарта) начального общего образования внеклассная работа наряду с внеурочной деятельностью организуется по направлениям развития личности с целью создания воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных, творческих интересов учащихся во внеурочное время.От того, насколько учитель методически верно организует работу по каждому направлению развития личности, зависит успешность его учебной деятельности.

Учителей начальных классов всегда отличало стремление расширить круг обязательных знаний по предмету за счет большой внеклассной работы. Для учащихся на этапе начального общего образования именно учителя являются организаторами и вдохновителями их исследовательской работы по познанию окружающего мира. Однако, опыт педагогической деятельности еще раз убеждает нас в том, что при организации внеклассной работы не учитываются особенности ее организации.

Следовательно, зачастую особенности внеклассной работы не рассматриваются педагогом как обязательный и необходимый компонент в ее реализации.

Выходом из этой ситуации является организация целенаправленных исследований по особенностям организации внеклассной работы.

Поэтому проблемой нашего исследования стал вопрос: каковы особенности внеклассной работы по окружающему миру в начальной школе?

Соответственно были выделены объект – внеклассная работа по окружающему миру и предмет исследования – особенности внеклассной работы по окружающему миру.

С учетом объекта и предмета психолого-педагогического исследования была сформулирована цель: раскрытие особенностей внеклассной работы по окружающему миру посредством глубокого теоретического анализа информации по данной теме.

Определение цели позволило обозначить задачи исследования:

Охарактеризовать принципы организации внеклассной работы по окружающему миру.

Выявить особенности организации внеклассной работы по окружающему миру.

Рассмотреть формы организации внеклассной работы по окружающему миру.

Разработать внеклассное мероприятие, направленное на организацию деятельности учащихся, согласно принципам и формам организации внеклассной работы.

Была выдвинута следующая гипотеза: мы предположили, что анализ форм, методов и принципов организации внеклассной работы по окружающему миру позволит раскрыть особенности ее осуществления и организации в начальной школе.

Для осуществления исследовательской работы нами были определены

анализ и сравнение;

анализ психолого-педагогической и методической литературы;

изучение и обобщение педагогического опыта;

анализ понятийной терминологии;

теоретический анализ и синтез.

В своей работе мы использовали материалы психолого-педагогических исследований В.М. Минаевой, А.Н. Захлебного, И.Т. Суравегиной, Т.И Тарасовой и других.

Глава 1. Сущность и значение внеклассной работы по окружающему миру в начальной школе

Органическое единство и тесное взаимодействие учебной и внеклассной работы

В сложном и многогранном процессе повышения эффективности обучения и воспитания учащихся важная роль принадлежит органическому единству и тесному взаимодействию учебной и внеклассной работы. Практика работы школ убеждает, что наилучших результатов воспитания всесторонне развитой личности можно достичь при правильном сочетании урочных занятий с внеклассной работой. Уроки и внеклассные занятия должны быть связаны между собой, дополнять, совершенствовать друг друга.

Внеклассная работа – это форма разнообразной организации добровольной работы учащихся вне урока под руководством учителя для возникновения и проявления их познавательных интересов и творческой самодеятельности.

Внеклассная работа в отличие от внеурочной не является обязательной. Она строится по интересам учащихся и на принципах полной добровольности. Вместе с тем, как и обязательная учебная деятельность, внеклассная работа должна учитывать возрастные особенности учащихся. Основная задача внеклассной работы – расширение кругозора школьников, развитие их личностных качеств с учетом индивидуальных интересов. Отсюда вытекает особая значимость внеклассной работы в развитии индивидуальных творческих способностей учащихся.

Велика ее роль в развитии исследовательских умений, в профессиональном становлении школьников. Внеклассная природоведческая работа развивает в детях интерес к естествоведческим наукам, позволяет углублять и применять на практике знания, предусмотренные программой, воспитывать у школьников трудолюбие, настойчивость, формировать бережное отношение к природе. Внеклассное изучение природы способствует выявлению простейших закономерностей ее жизнедеятельности.

Содержание внеклассной работы не направлено на выполнение обязательного стандарта образования и учебной программы, но, как правило, связано с ними. Все это является ее существенным отличием от обязательной учебной деятельности ученика, в которой осуществляется его общее развитие, развитие по всем направлениям.

Внеклассная работа не регламентирована жесткими временными и возрастными рамками. Продолжительность внеклассных занятий определяется в каждом отдельном случае руководителем этого занятия или руководителем учреждения. В группах могут быть объединены как одновозрастные, так и разновозрастные дети. Число детей в группе также определяется в каждом случае индивидуально. При этом учитывается содержание внеклассного занятия, его потребности в оборудовании и т. п.

Внеклассная работа может быть организована в школе. Она является основным видом деятельности внешкольных учреждений таких, как дома детского творчества, станции юных натуралистов, художественные школы. Внеклассные занятия для детей проводятся на базе домов и дворцов культуры взрослых, музеев, и т. д. В каждом из названных учреждений могут быть организованы занятия на естественнонаучные темы.

Особенности организации внеклассной работы по окружающему миру с младшими школьниками

Чтобы сформулировать особенности организации внеклассной работы по окружающему миру, необходимо обратиться к требованиям федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

Изучение окружающего мира на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:

развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих начальную школу. В результате изучения окружающего мира ученик должен:

название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);

государственную символику России;

основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;

общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

правила сохранения и укрепления здоровья; основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);

определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;

различать части растения, отображать их в рисунке (схеме);

приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя изизученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;

показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города);

описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;

ориентирования на местности с помощью компаса;

определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;

установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

ухода за растениями (животными);

выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;

удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.

Следовательно, внеклассная работа по окружающему миру будет включать в себя целый комплекс воспитательно- образовательных направлений:

героико-патриотическое и нравственное воспитание младших школьников;

воспитание толерантного отношения к природе, традициям и обычаям народов нашей страны;

воспитание экологической культуры младших школьников;

мотивация потребности в охране окружающей среды, развитие навыков личной гигиены и приемов выживания в экстремальных условиях.

Ведущим видом деятельности при этом будет выступать экологическое воспитание. Цель экологического воспитания младших школьников — формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.

В широком смысле природа понимается при этом не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя и самого человека. Ответственное отношение к природе или экологическая культура — сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране окружающей среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.

Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком. Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:

образовательных — формирование системы знаний об экологических проблемах современности и путях их разрешения;

воспитательных — формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

развивающих — развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности). Наиболее популярными видами экологической внеклассной работы в настоящее время являются:

исследовательская и частично-экспериментальная деятельность в классе (кабинете), на пришкольных участках, в руслах небольших рек, пойм и т.д.;

сбор и систематизация различных гербариев, проведение бесед, экологических игр и праздников, конкурсов и викторин;

организация посильной общественно значимой деятельности с младшими школьниками (уход за растениями и птицами, высадка кустарников, шефская помощь детям дошкольных образовательных учреждений и т.д.).

Таким образом, при учете всех особенностей организации внеклассной работы по окружающему миру, при целенаправленном руководстве учителя школьники учатся видеть и подмечать, понимать, ценить красоту природы, воспитывается эстетическое отношение к окружающему миру.

Принципы организации внеклассной работы по окружающему миру на этапе начального общего образования

Внеклассная работа в школе имеет большое воспитательное и образовательное значение. Проводимая в тесной связи с урочной, классной работой, внеклассная деятельность, рассматриваемая как одна из фаз процесса обучения, направленного на использование содержания учебного материала в жизненной практике учащихся, углубляет их знания, расширяет способы деятельности, создает условия для реализации индивидуальных способностей школьников, для побуждения у них интереса к самообразованию, к самосовершенствованию. Она призвана удовлетворять постоянно меняющиеся интересы детей и подростков, духовные, социокультурные и образовательные потребности, создавать широкие возможности школьникам для занятий любимым делом.

В основе организации внеклассной работы лежит ряд педагогических принципов (иначе их называют принципами воспитания). Все они тесно взаимосвязаны между собой и представляют целый комплекс. Принципы придают внеклассной работе определенную устойчивость, одновременно открывая динамические возможности.

Рассмотрим наиболее используемые принципы для организации внеклассной работы по окружающему миру в условиях современного воспитательного процесса.

Важным принципом организации внеклассной воспитательной деятельности является принцип целенаправленности. Суть его требований состоит в том, что содержание внеклассной деятельности должно быть подчинено решению общей цели воспитания – формированию всесторонне развитой личности, поэтому педагоги должны подчинить этой цели всю свою работу.

Не менее важным при организации внеклассной работы является принцип общественной направленности, который предполагает, что содержание работы студий, клубов, объединений, кружков и др. будет носить общественно-значимый характер, отвечать актуальными задачами социально – экономического развития страны, будет связано с достижениями современной науки, техники, культуры, искусства и пр.

Важным требованием к организации внеклассной работы является ориентация на ценности и ценностные отношения. Необходимо постоянное профессиональное внимание педагога на отношения воспитанника к социально-культурным ценностям: человеку, природе, обществу, труду, познанию… и ценностным основам жизни, достойной человека, - добру, истине, красоте.

Одним из фундаментальных принципов организации внеклассной деятельности является принцип воспитания личности в коллективе, через коллектив. Он предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации воспитательной работы. Индивид становится личностью благодаря общению и связанному с ним обособлению.

Одним из принципов организации внеклассной работы является принцип преемственности, последовательности и систематичности, который направлен на закрепление ранее усвоенных умений, навыков, личностных качеств, их последовательное развитие и совершенствование.

Практическая реализация принципа уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью тесно связана с принципом опоры на положительное в человеке. Выявляя в ребенке положительное и опираясь на него, делая ставку на доверие, педагог как бы предвосхищает процесс становления и возвышения личности. Принцип опоры на положительное и принцип единства требований и уважения к личности ребенка тесно связаны с единством педагогических воздействий на них. Принцип единства воспитательных воздействий является необходимым условием при организации внеклассной воспитательной деятельности с учащимися. Практика неопровержимо доказала необходимость единства педагогических воздействий на учащихся. Отсутствие этого единства разрушает воспитательную работу отдельных лиц и организаций, приучает детей рассматривать нормы и правила поведения как нечто необязательное, устанавливаемое каждым человеком по своему разумению.

Важным требованием к внеклассной работе является учет возрастных, половых и индивидуальных особенностей участников этой деятельности. Реализация этого принципа в воспитании предполагает прежде всего отбор содержания деятельности в соответствии с возрастом, силами и возможностями учащихся с целью предупреждения интеллектуальных, физических и нервно-эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье.

Принцип стимулирования и активизации деятельности учащихся. У большинства детей серьезную трудность вызывает овладение жизненным опытом. Становление ребенка социально ценной личностью происходит только в условиях преодоления внешних и внутренних препятствий, волевого стимулирования, самоопределения и самоограничения.

К числу принципов организации внеклассной воспитательной работы следует отнести принцип оптимизации, постоянного приведения методов и приемов интеллектуальной, трудовой, любой другой деятельности в соответствие с целями внеклассной воспитательной работы, содержанием и реальной психологической ситуацией.

Принципы имеют практико-ориентированную направленность, не даром ряд исследователей педагогического принципа считают его своеобразным мостиком из теории в практику. Ими могут и должны руководствоваться, прежде всего, педагоги при решении конкретных педагогических задач, а также обязательно учитывать их при организации внеклассной воспитательной работы, что поможет способствовать высокому уровню образовательного, воспитательного и развивающего влияния на учащихся.

Читайте также: