Что такое шаманизм определение кратко

Обновлено: 03.07.2024

Шаманизм — древнейшая культура, идущая из глубин начала жизни, сложившаяся естественным историческим путем. Это глобальное явление, через которое прошли в своем развитии все народы Земного шара. Шаманизм связывают с магией, анимизмом, фетишизмоми тотемизмом. По данным археологии и этнографии, шаманские ритуалы уже практиковались в эпоху неолита и в бронзовом веке. Особенно развит шаманизм был у народов Сибири, Дальнего Востока, Юго-Восточной Азиии Африки.

В настоящее время различают такие национальные и региональные формы шаманизма как Алтайский, Бурятский, Тувинский, Чукотский, Якутский, а также шаманизм в Корее и Перу.

Шаманизм — это естественная политеистическая религия, где природные явления, такие как Солнце, Луна, звезды, гром и молнии, огонь и прочие, персонифицируются в виде божеств. В шаманском мировоззрении все в мире обладает душой: люди, животные, насекомые, растения и неодушевленные предметы — а все души объединены в Целое. Магия шамана направлена на обнаружение связей между частями, на объединение сознаний. Понимание своей причастности к Вселенной уравновешивает всех и каждого с миром, рассеивает страхи и сомнения, избавляет от чувства несправедливости. Человек, ощущающий связь с миром, чувствует широту и мощь своего потенциала под защитой высших сил.

Являясь частью Целого и осознавая возможность проявлять себя без участия физической оболочки, шаман проникает в другие составляющие Вселенной. Погружаясь в особое изменённое состояние сознания, шаман обретает способность общаться с духами-помощниками и черпать силу из потусторонних источников.

Шаман — избранник духов. Обычно этот дар открывается человеку через "шаманскую болезнь" (серьезное заболевание на грани жизни и смерти или летаргический сон). Преодолев жизненное испытание, неофит возрождаетснеоя в новом качестве, он готов быть проводником в те миры, из которых вернулся.

Шаман одинаково комфортно чувствует себя в обеих реальностях: повседневной и потусторонней. Его проводником и защитником является дух-хранитель (животное силы, дух-опекун, тотем, домовой), который может воплощаться в животное, птицу, рыбу, пресмыкающееся или принимать образ человека. Встреча с ним открывает шаману доступ к могуществу. Шаман призывает духа в свое тело, и тот предохраняет его от болезней и враждебных сил, помогает ему во всём.

Для общения с духами обычно используется ритуал камлания: шаман входит в транс, изменяющийся от легкого забытья до глубокой комы. Для камлания используются ритмы бубна, барабанов, трещоток, определённые танцы и заклинания, в некоторых сообществах, для входа в трансперсональное состояниемогут использоваться галлюциногены.

В шаманском путешествии избранник духов может передать небожителю приношения от своей общины, отыскать душу больного, заблудившуюся вдали от тела или похищенную демонами, доставить душу умершего к её новому пристанищу, почерпнуть знания из общения со сверхъестественными существами.

Быть шаманом это не просто ремесло, это еще и своего рода крест. Истинные шаманы не заинтересованы в сиюминутной славе, они предпочитают оставаться в тени. Каждый шаман знает: хвастая своими умениями и раскрывая тайны обрядов, можно отвернуть от себя духов.

В настоящее время шаманы сочетают функции жреца, предсказателя, народного целителя, наставника, знатока древних обычаев и традиций, устного народного творчества. Зачастую интерес к шаманизму — огромному пласту знаний и представлений людей о способах осознанного и целенаправленного взаимодействия с трансцендентальным (потусторонним) миром — обусловлен лишь его экзотикой. На самом деле шаманизм в основе своей имеет огромные возможности для каждой личности и общества в целом.

Многие исследователи шаманизма уверяют, что мы живем в переходном периоде, и жизнь очень скоро потребует от жителей Земли сверхъестественных по нынешним понятиям способностей (например, всё чаще рождаются дети "индиго"). Шаманизм может стать ключом для данного развития. У целого ряда народов происходит возрождение этой древней религии, многие ее ценности, очищенные от явной архаики и мистицизма, вновь обретают актуальность.

Содержание

Особенности шаманизма

Шаманизм обладает следующими особенностями, которые могут значительно варьироваться от региона к региону:

Шаман предпринимает экстатическое путешествие, чтобы

  • встретиться лицом к лицу с небесным богом и передать ему приношения от своей общины
  • отыскать душу больного, которая, как считается, заблудилась вдали от тела или была похищена демонами;
  • доставить душу умершего к её новому пристанищу;
  • наконец, обогатить свои знания за счет общения со сверхъестественными существами.

Готовясь к экстатическому путешествию, шаман надевает ритуальный костюм и бьёт в бубен (или играет на специальном инструменте). Во время экстаза он может превратиться в дикого зверя и наброситься на других шаманов. Способность шамана путешествовать в иные миры и видеть сверхъестественные существа (богов, демонов, духов умерших и т. п.) послужила решающим фактором познания смерти.

Распространённым представлением в сибирском шаманизме является представление о трёх мирах: верхнем (небесном), среднем (земном) и нижнем (подземном). Шаман — человек, который, благодаря небесному избранию, способен посредством Мирового Дерева перемещаться между мирами для достижения практических целей: исцеления больного, предсказания, вызывание дождя и т. д.

На шаманизм опираются анимистические религии, утверждающие, что все в мире наделено душой. В своих развитых формах анимистические религии содержат политеистические представления, где природные явления, такие, как Солнце, Луна, звезды, гром и молнии, огонь и т. д., уже являются персонифицированными в виде божеств (небожителей).

Шаманизм в истории человечества



Шаманизм у древних греков

Шаманизм был глобальным явлением, затронувшим большинство народов древней Евразии. Историки обнаруживают следы его присутствия даже в античной культуре. Ряд исследователей во главе с Э. Р. Доддсом объясняют распространение шаманской практики и мифологии у древних греков контактами греческих колоний в Геллеспонте и на Чёрном море с иранскими племенами скифов. К. Мойли первым описал шаманскую природу ряда скифских обычаев и указал на их отражение в греческой традиции, а также обнаружил шаманские элементы в греческой эпической поэзии [4] .

Шаманизм в Восточной Азии

Шаманизм и эволюция религиозных взглядов

В разных регионах, у разных народов в ходе накопления и осмысления шаманского опыта примитивные и аморфные системы религиозных взглядов (а также связанные с ними религиозные институты) развивались в более сложные и устойчивые. Примером результата такой эволюции является даосизм — всеобъемлющее мировоззрение, аккумулирующее представления о природе, душе, мире добрых и злых духов и т. д.

Шаманизм в современной науке и массовой культуре

В XX веке шаманские техники стали активно применяться вне традиционного контекста — в школах и религиях Нью-эйдж, и в различных системах психотерапии.





В 2011 году в Иркутской области на базе филиала Бурятского государственного университета был открыт Центр изучения древней бурятской религии с целью изучения шаманизма. [6]

Национальные и региональные формы шаманизма

Примечания

Литература

См. также

Ссылки

  • Шаманизм
  • Анимизм
  • Ранние формы религии

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Шаманизм" в других словарях:

ШАМАНИЗМ — от слова шаман. Религия, повелевающая поклоняться высшему существу, под властью которого находится много духов. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. ШАМАНИЗМ,… … Словарь иностранных слов русского языка

Шаманизм — – қазақша баламасы бақсылық, бақсыға табыну, дәстүрлі ойлаудың ең көне түрлерінің бірі. Шаманизм тотемизмнен кейінгі, монотеистік діндерден бұрыңғы ритуалды – магиялық (сиқыршылық) дүниетаным. Ондағы (шам.) ең басты нәрсе бақсы және ол жүргізетін … Философиялық терминдердің сөздігі

шаманизм — сущ., кол во синонимов: 2 • верование (7) • шаманство (8) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Шаманизм — самая грубая языческая религия, некогда имевшаячрезвычайно широкое распространение. Теперь Ш. придерживаются немногиесибирские инородцы; у других шаманские верования удерживались, какпережитки, в виде различных поверий и суеверий, иногда… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Шаманизм — ранняя форма религии. Основывается на представлении о сверхъестественном общении служителя культа – шамана с духами во время ритуала камлания (сопровождается пением и ударами в бубен). Основная форма шаманизма – лечение больных. Большой толковый… … Энциклопедия культурологии

Шаманизм — (шаманство) ранняя форма религии, возникшая при первобытнообщинном строе, когда основой жизнеобеспечения были охота, рыболовство, собирательство (присваивающее хозяйство). В прошлом, видимо, существовал повсеместно. У аборигенного населения… … Религии народов современной России

Шаманизм — От эвенкийского Саман возбужденный. Одна из ранних форм религии. Основная функция шаманизма лечение больных. Шаманизм основан на представлении об общении шамана с духами во время камлания. Шаман исполнитель культа в шаманизме избирается духами и… … Религиозные термины

Шаманизм — самая грубая языческая религия, некогда имевшая чрезвычайно широкое распространение. Теперь Ш. придерживаются немногие сибирские инородцы; у других шаманские верования удерживались, как пережитки, в виде различных поверий и суеверий, иногда… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Шаманизм — м. Одна из древних форм религии, основанная на культе духов, на вере в общение с ними шаманов в состоянии экстаза [экстаз I] (у некоторых народов Африки, Северной и Восточной Азии, Центральной Америки и Полинезии); шаманство I 1.. Толковый… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Мы приступаем к рассмотрению важного религиозного феномена, появившегося в весьма древнюю эпоху, вероятно в период расселения человечества по всему пространству земного шара, и получившего широкое распространение. Речь пойдет о шаманизме.

Так, до эпохи Великих географических открытий, когда свет Истины Христовой воссиял для самых отдаленных племен и народностей, на бóльшей части Земли именно шаманизм был доминирующей, а в некоторых случаях и единственной религией. Это можно сказать о Сибири и Дальнем Востоке, Средней Азии, значительной части Африки, доколумбовой Америке (как Северной, так и Южной), а также Австралии и Океании.

Даже испытав влияние таких мощных религиозных традиций, как, например, христианство или ислам, шаманизм не прекратил своего существования и по сей день, оставшись частью духовных практик различных человеческих сообществ.

Шаманизм – форма религиозных верований, центральное место в которых занимает шаман, являющийся посредником между миром духов и миром людей.

Центральной фигурой в религиозной жизни архаических человеческих сообществ являлся шаман. Только он был способен переживать специфические экстатические состояния – состояния исступления – и мастерски владел техникой вхождения в это состояние 212 . В связи с этим шаманизм было бы уместно определить как практику примитивной психотехники – архаической техники экстаза.

Собственно шаманизм – явление сибирское, дальневосточное и центральноазиатское. Однако определенные его элементы, в частности экстаз, а также технические способы его достижения имеют более широкий ареал распространения и встречаются в других религиозных системах 213 .

С развитием шаманизма психотехнический элемент в нем все больше усиливался. На начальном этапе его существования вхождение в особое экстатическое состояние преследовало чисто утилитарные цели: прохождение инициации, излечение больного человека, помощь душам умерших людей в путешествии в загробный мир. В дальнейшем оно стало восприниматься как самоцель: для установления контакта с миром духовным, для общения с высшими силами. При этом старые мифы очень скоро перестали удовлетворять переживаемому опыту. Требовалась новая космология, которая объясняла бы существующий порядок вещей в мире. Все это со временем привело к упадку шаманизма и его деформации.

Шаман всегда является исключительной личностью, посредником, осуществляющим связь социума с миром духовным посредством экстаза. Однако, выходя из состояния исступления, достигнув нужного эффекта, шаман становится вполне обычным человеком, и так до следующего сеанса связи с миром духов.

Именно поэтому космологический элемент в таких религиях в немалой степени потерял свое духовное, мистическое и, соответственно, практическое значение, оставшись всего лишь частью доктрины.

Космологические представления

У народов, практикующих шаманизм, нет единого представления относительно происхождения и устройства мира. Однако можно выделить некоторые характерные черты, свойственные представителям подобного мировоззрения.

Показательно, что у истоков мироздания стоят могущественные существа, противоположные в нравственном отношении. Они оба включены в бытие мира и, соответственно, в культ шаманизма.

В обществах, практиковавших шаманизм, бытовали две версии представления о составе мира. Одна версия утверждала двухчастное деление мира, другая – трехчастное.

Двухчастное деление мира – более архаичное. Оно предполагало существование мира людей и мира духовного.

Со временем двухчастный вариант мироустройства уступил место более сложному – трехчастному. В результате этого процесса духовный мир оказался как бы рассеченным, расколотым надвое. Каждая из половин обрела свои нравственные свойства, местоположение и влияние на ход жизни людей. Соответственно, трехчастный мир состоит из подземного мира, мира людей и небесного мира.

Если проанализировать древние мифы различных народов, то можно увидеть, что роль оси мира чаще всего выполняют два вида предметов 218 :

– Мировое Древо

– Мировая Гора

Примечательно, что мир в архаических сообществах мыслится неким общим домом для всего человечества. Люди считали, что устройство мира подобно устройству человеческого жилища. И наоборот, человеческий дом должен по своему устроению копировать, воспроизводить устройство Вселенной.

Подтверждением этому служат космологические парадигмы, отражающие образ Вселенной как жилища. В случае с шаманизмом это чум либо юрта.

При этом именно через осевую линию осуществляется общение различных частей Вселенной. Это не значит, что это место всегда воспринимается как географический пуп Земли, ее геометрический центр. Но это всегда означает, что здесь происходит явление священного: божества (духи) проникают через это место в мир людей, и здесь же специалист (шаман) либо избранный (герой) может совершить проход в мир потусторонний. Иначе говоря, какое-то место или предмет становятся центром мира, потому что здесь произошло соединение двух реальностей: мистическое, таким образом, определяет географическое, а не наоборот 223 .

Шаман: призвание и посвящение

Избрание шамана

Итак, центральной фигурой в шаманизме является шаман. Остановимся подробнее на описании его места и роли в архаичном обществе.

Саму схему становления шамана можно представить следующим образом:

избрание → посвящение духами → ритуал инициации

Избрание шамана может происходить, как правило, одним из следующих способов:

Любое избрание должно получить актуализацию и завершиться через посвящение. Оно имеет две степени. Первая степень связана с осуществляемым духами посвящением. Вторая – обрядовое посвящение прохождения через ритуал инициации 225 .

Главное, принципиальное призвание осуществляют духи, входя в непосредственный контакт с человеком.

Имеется множество свидетельств, указывающих на крайнюю трудность и тернистость пути шамана. Само посвящение, проводимое духами, описывается как акт крайне жестокий, при котором посвящаемому приходится переживать страшные состояния и ощущения.

Мистическое посвящение шамана

Собственно посвящение духами – процедура еще более жестокая. Как правило, описания испытаний, через которые проходит посвящаемый, содержат несколько характерных элементов. Их цель – изменить природу человека, закалить ее и сделать способной к постоянному, систематическому проникновению в мир духов и общению с ними.

Процесс посвящения духами содержит следующие основные его составляющие:

Ритуальная смерть. Представляет собой спуск в Ад или подъем на Небо.

Шаманизм распространен главным образом среди народов, ведущих охотничий (не аграрный) образ жизни. Поэтому в посвящении, осуществляемом духами (демонами, душами предков), всегда присутствуют охотничьи мотивы.

Ритуал шаманской инициации

Следующим этапом шаманского посвящения является ритуал инициации, собственно обрядовое посвящение. Он совершается усилиями других шаманов и имеет, как правило, одну или обе из нижеуказанных целей:

1) продемонстрировать всем участникам ритуала свершившееся призвание кандидата и уже состоявшееся посвящение духами;

Например, новопосвященный шаман должен описать и истолковать сон. В различных традициях ему предлагается без вреда для себя пройти по раскаленным углям или проплыть подо льдом, отделяющим девять прорубей, поочередно выныривая в каждой из них 234 .

Внешний вид шамана: символика шаманского наряда и бубна

Шаманское облачение выражает собой религиозные космологические представления народа. Сам по себе шаманский сеанс есть не что иное, как иерофания – священноявление, божественное присутствие. Шаманский наряд до предела насыщен космическими символами. Подробное рассмотрение и анализ ритуального костюма шамана могут так же хорошо рассказать о содержании шаманских верований, как и экстатические техники и мифы.

Традиционными атрибутами шамана являются ритуальный костюм и бубен.

Ритуальный костюм шамана

Костюм имеет сложный состав и несет не менее сложную символическую нагрузку. Как правило, на нем размещается множество предметов и изображений. Они могут показаться совершенно бессмысленными внешнему наблюдателю, не знакомому с традицией. С точки зрения владельца и совершителя ритуала, каждая даже самая мелкая деталь здесь функционально значима и выполняет свою особую роль. В частности, образы духов-покровителей призваны защитить шамана во время экстатических путешествий. Изображения небесных светил должны будут озарить путь, пролегающий во мраке подземного царства. Символические стрелы станут личным оружием шамана в случае опасности.

Обрядовое одеяние шаманов различается в зависимости от сферы деятельности. Традиционно шаманы, контактирующие с ураническими божествами, используют элементы одежды и головной убор белого цвета, а взаимодействующие с подземными духами – черного.

Бубен шамана

Бубен занимает важное место в шаманских церемониях. Впрочем, следует сказать, что далеко не везде и не во всех народах он используется. В Средней Азии его роль с успехом выполняют другие инструменты (чаще всего варган).

Выбор дерева для будущего бубна также не зависит от человеческой воли. Так, у селькупов шаман берет топор и, закрыв глаза, идет в лес. Там он наугад, по наитию определяет дерево для бубна. У алтайцев шаман получает непосредственно от духов четкие указания, из какого дерева должен быть создан бубен и где точно это дерево растет. У якутов для изготовления шаманского бубна выбирается дерево, в которое ударила молния.

Обычно бубны имеют овальную форму и изготавливаются, как правило, из кожи оленей, лосей или лошадей. В зависимости от традиции на бубне могут быть различные рисунки. Например, у селькупов и ненцев на внешней стороне бубна рисунков нет. А у тунгусов на коже бубнов изображаются птицы, змеи и другие животные. Якутские шаманские бубны имеют на коже нарисованные черной и красной красками изображения животных и людей. Наиболее существенные космологические символы, изображаемые на бубнах, – это Древо Мира, Солнце и Луна, Радуга и др.

Социальная роль шамана и религиозная практика

Социальные функции шамана

Социальная роль шамана обусловлена его медиумическим положением. Иначе говоря, он осуществляет связь двух миров для оказания помощи своим соплеменникам. В соответствии с типами помощи можно выделить следующие функции шамана:

медицинская: исцеление страждущих людей посредством ритуальных действий;

жреческая: совершение жертвоприношений, посредством которых устанавливаются должные взаимоотношения духов и человеческого сообщества;

пророческая: прорицание, возможность разрешения сложных житейских ситуаций при помощи прозрений, мистических озарений шамана.

Религиозная практика шаманизма

Технически вышеуказанные функции осуществляются следующими способами:

Перед камланием готовятся нужные для шамана ритуальные предметы: особая одежда, фигурки духов-помощников, шаманский бубен. Часто совершаются предварительные жертвоприношения.

Широко распространенный среди народов Сибири традиционный способ камлания предполагает энергичную пляску одетого в особый ритуальный костюм шамана. Танец сопровождается, как правило, ритмичными ударами в бубен. Часто для достижения искомого состояния исступления используются вещества, изменяющие сознание и способные вызывать галлюцинации, например, порошок мухомора или большое количество водки, выпитой разом перед сеансом.

Экстатическое состояние завершается обычно потерей сознания. Шамана пытаются привести в чувство: например, брызгают в лицо жертвенной кровью. Когда шаман вновь обретает способность говорить, он начинает произносить фразы не своим голосом, что воспринимается как голос вселившегося в него духа, который и отвечает на вопрошания участников ритуала.

Формы шаманского камлания весьма разнообразны и во многом зависят от региона или народностей, исповедующих шаманские верования. Однако содержание камлания всегда одно и то же. Шаманский сеанс – это всегда символическое отражение мистического путешествия в иной мир, мир богов и демонов. Эти путешествия совершаются с разными целями, зависящими от конкретных нужд людей, как правило, заказчиков обряда. Более того, даже мистические странствования, совершаемые с типовыми целями, не могут быть тождественными. Всегда будет вариативность путей, событий и встреч, происходящих в духовном мире. Все это будет отражено в совершаемом ритуале. Поэтому два совершенно идентичных камлания невозможны.

Иначе говоря, порядок камлания и его сценарий определяются в ином мире последовательностью событий с участием шамана.

Места для совершения камлания также могут быть весьма различными. Обряды совершаются на лоне природы, в шаманской юрте или чуме, а иногда даже в специально возведенном для этого сооружении, своеобразном шаманском святилище.

Жертвоприношение в шаманизме – акт кормления духов и одновременно оплата услуг, оказанных людям. Кроме того, в шаманской среде существует убеждение, что болезнь или, еще шире, любое несчастье, происходящее с человеком, является следствием забвения духов. Проголодавшись, духи начинают вредить своим нерадивым почитателям. Соответственно, для прекращения скорбей и преодоления горестей необходимо совершить жертвоприношение. Кому следует приносить дары и какие именно, знает лишь шаман.

Как правило, приносимый духам дар напрямую соотносится с местом их обитания. Считается, что подземные духи предпочитают кровавые жертвоприношения, а обитатели небесных сфер – бескровные, не связанные со смертью животных.

Литература

Lehtisalo T. Entwurf einer Mythologie der Jurak-Samojeden, Memoires de la Societe Finno-Ougrienne. Vol. 53. Helsinki, 1927.

Shirokogorov S. W. Psychomental Complex of the Tungus. Kegan Paul. L., 1935. Spencer B. et Gillen F. J. e Arunta (Londres, 1926), 1.

Ксенофонтов Г.В. Легенды и рассказы о шаманах у якутов, бурятов и тунгусов, 2-е изд. М., 1930.

Попов А. А. Тавгичи. Материалы по этнографии авамских и ведеевских тавгичев // Труды Института антропологии и этнографии. I, 5. М.; Л., 1936.

Припузов Н.В. Сведения для изучения шаманства у якутов. Иркутск, 1885.

Торчинов Е. А. Даосские практики // Путь золота и киновари в исследованиях и переводах Е.А. Торчинова. СПб.: Азбука-классика – Петербургское востоковедение, 2007.

Торчинов Е. А. Религии мира: опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. СПб.: Азбука-классика – Петербургское востоковедение, 2007.

Штернберг Л. Я. Первобытная религия в свете этнографии. Л., 1936. Элиаде М. Священное и мирское. М.: Изд-во МГУ, 1994.

Элиаде М. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения. М.: Гелиос, 2002. Элиаде М. Шаманизм. Архаические техники экстаза. Киев: София, 2000.

Используемые шаманизмом техники достижения состояния измененного сознания имеют весьма широкое распространение и выходят далеко за пределы самого явления. С деградацией шаманизма свойственное ему стремление к экстатическим переживаниям не утратило актуальности для человечества. Это привело к появлению религий с сильно выраженным психоделическим элементом (подробнее см.: Торчинов Е. А. Религии мира: опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. СПб.: Азбука-классика – Петербургское востоковедение, 2007). В них психотехника была доступна не только харизматическому лидеру, но и всякому адепту религиозной традиции и воспринималась как средство постижения истины, освобождения сознания, спасения души, повышения онтологического статуса человека или самореализации.

В рамках христианской традиции данные явления также получили распространение, например, в харизматических движениях пятидесятников, харизматиков, хлыстов.

Ульгень – творец Вселенной. Обитает на девятом (по другим данным – на пятнадцатом или шестнадцатом) небе на востоке за месяцем и солнцем, где возвышается Золотая Гора (Алтын-туу). Создателем всего сущего Ульгень стал при помощи Священной Белой Матери. Творение продолжалось шесть дней, за которые Ульгень создал первого человека, сотворил собаку и велел ей сторожить первого человека. Перед потопом он приказал Наме построить плот и посадить туда всех зверей и птиц. Ульгень сотворил камов (шаманов); он же награждает людей даром шаманства; определяет, быть человеку шаманом или нет; и назначает будущему шаману духов-помощников; указывает, каким должен быть шаманский бубен.

Ось мира (axis mundi) – стержень Вселенной, который в соответствии с некоторыми мифологическими представлениями связывает небо, землю, а часто и подземный мир.

Развернутое описание символики центра см.: Элиаде М. Шаманизм. Архаические техники экстаза. Киев: София, 2000. Гл. 8.

Подробнее см.: Элиаде М. Шаманизм. Архаические техники экстаза. Киев: София, 2000.

Элиаде М. Шаманизм. Архаические техники экстаза. Киев: София, 2000. Гл. 8.

См.: Shirokogorov S. M. Psychomental Complex of the Tungus. Kegan Paul. L., 1935.

В любом случае шаманом может быть признан лишь тот, кто прошел эти две стадии и получил двойное посвящение:

1) экстатического порядка (сны, видения, транс и т. д.);

2) традиционного порядка (предполагается освоение шаманской техники, познание имен и специализаций духов, мифологии и генеалогии племени, овладение тайным языком и т. д.).

См.: Штернберг Л. Я. Первобытная религия в свете этнографии. Л., 1936.

У некоторых народов, для которых шаманизм составляет основное содержание религиозной жизни, есть представление о том, что в момент избрания духами кандидата на роль шамана ни один человек не желает принимать этого избрания и делает все возможное для того, чтобы избежать уготованного ему пути.

Подробнее см.: Элиаде М. Шаманизм. Архаические техники экстаза. Киев: София, 2000.

Подробнее см.: Элиаде М. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения. М.: Гелиос, 2002. С. 227–228.

Цит. по: Элиаде М. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения. М.: Гелиос, 2002. С. 231–232. Подробнее см.: Ксенофонтов Г. В. Легенды и рассказы о шаманах у якутов, бурятов и тунгусов. М., 1930. С. 44.

Подробнее см.: Элиаде М. Шаманизм. Архаические техники экстаза. Киев: София, 2000.

Попов А. А. Тавгичи. Материалы по этнографии авамских и ведеевских тавгичев // Труды Института антропологии и этнографии. I, 5. М.; Л., 1936. С. 84.

Подробнее: A.P. Elkin. Aboriginal Men of High Degree. Sydney, 1964; Cf. A.W. Howitt.The Native Tribes of South-East Australia.

Элиаде М. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения. М.: Гелиос, 2002. С. 238– 239. М. Элиаде приводит здесь рассказ Г. В. Ксенофонтова (G. V. Ksenofontov, in A. Friedrich und G. Buddruss, Schamanengeschichten. P. 169).

Элиаде М. Шаманизм. Архаические техники экстаза. Киев: София, 2000. С. 48.

Элиаде М. Шаманизм. Архаические техники экстаза. Киев: София, 2000. С. 85.

Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. СПб.: Азбука-классика – Петербургское востоковедение, 2007. С. 136.

Друзья приветствуем вас в саммари клубе портала обучения и саморазвития. Сегодня мы продолжаем одну из наших любимых рубрик, в которой мы всего за 10-15 минут не скучным языком разбираем буквально всё что что нужно знать о каждой из известных мировых религий и философских течений.

Практика Шаманизма,

И сегодня у нас очень крутая серия, мы поговорим, о скорее всего самой древнейшей религии и мистической традиции мира – Шаманизме. Рассмотрим основные идеи, принципы, философию, суть шаманизма и даже дадим несколько практических советов. Ведь даже сегодня шаманизм довольно широко распространен по всему миру: Азия, Африка, Южная Америка, Европа и конечно десятки народностей всего крайнего севера.

В это вам скорее всего будет сложно поверить, но миллионы людей практикуют шаманизм и сейчас, причем иногда умудряясь это делать даже в больших и супер современных городах. Настолько сильны отголоски прошлого, а возможно и те самые, духи, которыми обычные люди побоялись бы пугать своих детей, но с которыми с успехом общаются в своих магических ритуалах современные шаманы. Хотя может это и банальные материальные выгоды которыми сулят договоры с подобными потусторонними силами… Но давайте во всем разбираться по порядку…

(Кстати эту информацию вы также можете узнать и из видео на нашем канале в озвучке хороших дикторов, так что выбирайте, что вам проще читать или смотреть и поехали дальше…)

История возникновения Шаманизма

И так, давайте начнем с начала, справедливо будет предположить, что Шаманизм в тех или иных его формах существовал почти во всех существующих народностях мира и чуть ли не всю историю, начиная со времен появления человека на земле.

И действительно профессиональные историки тоже относят возникновение шаманизма к каменному веку, ведь ещё до того как первый человек смог добыть огонь, его уже интересовали таинственные силы природы и возможность управления ими, поскольку он напрямую от нее зависел.

Также важно, что тогда люди были более открытыми для природы и общения с ней, а сам шаманизм служил методом слияния с природой, а не её подчинения, как сейчас пытаются сделать современные люди. Да сегодня вместо того чтобы жить в гармонии с природой, современный человек выкачивает все ресурсы и максимально загрязняет окружающую среду, а людей прошлого интересовали немного другие вещи.

Из насущного и важного и сейчас, в теории шаманы могут ответить на многие вопросы из мира прошлого и будущего, входя в трансовое состояние и общаясь с духами предков и природы, а возможно они просто могут считывать информацию из окружающего пространства, как медиумы или экстрасенсы.

В любом случае, как известно, почти все люди очень хотят узнать свое будущее, судьбу или пообщаться с любимыми которые уже оставили этот мир. А также шаманы могли поспособствовать хорошей охоте, удаче в делах и даже получению материальных благ, которые тоже вряд ли кому-то помешают.

Краткая Суть Шаманизма

Но чаще всего суть шаманизма сводиться к тому, что с помощью некого действа и преображения, например, одеваясь в шкуры животных и исполняя определенные танцы и звуки на музыкальных инструментах, человек может войти в иное состояние ума, которое в современном мире называют измененным сознанием или трансом.

Основные идеи настоящего Шаманизма

Поскольку люди с самого каменного века живут на природе, конечно, такое существование должно быть гармоничным. И чтобы жить в гармонии с природой, люди как само собой разумеющееся стали обожествлять силы природы. Наделять все её элементы, такие как вода, огонь, ветер, камень, дерево, река и другие, какой-то сущностью или духовностью, а также часто приписывать им и человечески качества.

Так возникли духи воды, земли, камней и другие. Конечно, и страх присутствовал перед силой природы и различными духами. В этом плане шаман становится посредником между духами природы или духами умерших предков, и самим человеком.

Поэтому основная польза и идея возникновения шаманизма заключалась в том, что входя в особое состояние, шаман получает ответы на многие вопросы, например, как сделать так, чтобы погода была благоприятна для урожая, он может поговорить с духами твоих умерших родственников, предсказать судьбу или сказать, как излечить какую-то болезнь.

Принципы Шаманизма

Часто шаманами становятся по родословной и знания передаются из поколения в поколение. И все же одним из принципов шаманизма считается, человек по-настоящему становиться шаманом, когда он способен входить в измененное состояние и общаться как с духами местности, так и с духами предков и даже иных измерений.

Кто такой настоящий шаман?

Настоящий шаман в и тоге может путешествовать по таким измерениям, получая трансцендентный опыт. Поэтому польза шаманизма и в индивидуальном опыте, получаемым конкретным человеком.

Ещё у каждого шамана обычно есть какой-то свой ритуальный предмет (амулет или другой предмет силы) и свои наработки для вхождения в трансовое или измененное состояние.

Считается, что шаман также может помочь умершей душе найти правильный путь, чтобы духи и сам Бог приняли умершего.

Почему и зачем нужны шаманские ритуалы

И так, допустим существует в невидимом мире какой-то дух или какое-то божество. И чтобы с ним пообщаться или даже войти в состояние бога или этого духа, нужна некая имитация или преображение в какой-то образ.

Вот здесь и приходят на помощь различные преобразующие из человека в шамана вещи: это и определенные наряды, танцы, ритуалы и звуки.

Шаман используя эти вещи и настраиваясь входит в измерение духа общается с ним. Кроме того, дух может осуществлять руководство по путешествию в неких параллельных мирах. Считается что существуют также некие низшие и высшие миры, а также разные другие в зависимости от традиции в которой практикует шаман, что похоже астральные, ментальные и другие планы в современной эзотерической терминологии.

Что касается, например, просьбы от общины для своего процветания и благополучия, то считается, что шаман может передать просьбу или подношение небесным богам или духам. Таким образом, в ранние века шаман выполнял важную функцию посредника между человеком и неведомыми обычному человеку силами природы и невидимого мира духов, это и было главное назначение и цель шаманских ритуалов.

Практика Шаманизма

Обычно у шамана, особенно у начинающего, существует набор одежды для выполнения шаманского ритуала. Это может быть и накидка из шкуры животного или маска.

Также используются некоторые ритуальные принадлежности в виде музыкальных инструментов, например, бубен, варган или колотушка. Что интересно иногда этот ритуал шаман пытается выполнить его перед сном, закладывая определенную информацию.

А бывает для предсказания и общения с духами требуется приношение материальной жертвы. Также нередко используются различные галлюциногенные вещества, которые в теории помогают начинающему шаману быстрее попасть в измененное состояние сознания. Самые известные из них кактусы пейотль, аяваска, так называемая лиана мертвых, другие растения с условно наркотическим эффектом, а также различные выделения с кожи ядовитых лягушек, яды змей и тому подобное. Хотя многие опытные шаманы обходяться и без всего этого.

Почему шаманы наряжаются в птиц?

Таким образом, например, в Монголии шаманы общаются с духами природы. Птица – это символ проникновения в иные миры и одежда у шаманов соответственная, украшенная перьями птиц. А сами они во время танцевального ритуала представляют образ птицы и себя также в этом образе.

Так они как бы сливаются с природой или с духами природы. И чем больше восприимчивость шамана, тем глубже он проникает в иные измерения или начинает общаться с какими-то духами иных измерений. В Европе и остальном мире подобное называют медиумизмом, а человека который может общаться с духами медиумом, хотя это и не всегда одно и тоже, но довольно близко.

Ну и конечно практика. Есть одна интересная техника, которая используется как в шаманизме, так и просто в современной психологии, так что вам она точно не повредит и прямого отношения ни к каким духам она не имеет, зато может дать вам новый опыт общения со своим внутренним миром и даже возможно некой душей, если вы в неё верите. Говорят что почти все гении этого мира так или иначе использовали подобные техники для саморазвития, так что на её примере вы можете хорошо понять вчес состоит суть настоящего шаманизма.

Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, закройте глаза. Представьте, как на вдохе в вас проникают золотые спирали энергии и вас наполняет золотой свет. Вы полностью расслаблены.

Почувствуйте сильное желание оказаться перед дверью и увидьте себя там, стоящим перед этой дверью. А теперь зафиксируйте в своей памяти, как выглядит эта дверь, ее цвет и как выглядит ручка двери, и затем неспеша входите в эту дверь. Войдя в комнату, вы видите мягкую мебель, диван, кресло, а также прекрасные картины знаменитых художников, эзотерические книги и конечно цветы.

На столе вы видите самовар, чашки для чая. Также в комнате есть стеклянные двери для выхода в красивый сад. Почувствуйте себя как дома в этой комнате, здесь также вы можете увидеть вещи, который вам нравятся.

Устройтесь удобно в комнате и подумайте о том, что хотели бы узнать. Рассматривайте каждый предмет в этой комнате, останавливаясь на каждом из них. Затем четко сформулируйте свой любой вопрос, на который хотите получить ответ и попросите, чтобы ответ на этот вопрос был вам дан в течение трех последующих дней.

После этого забудьте о вопросе и просто сядьте в мягкое кресло, налейте себе чай, расслабляйтесь и пейте в свое удовольствие. Вы должны быть уверены, что обязательно получите ответы на свои вопросы.

Иначе как можно объяснить, что любой человек в кабинете у опытного гипнотизера может вспомнить себя даже в самом раннем детстве, а возможно и некие свои прошлые жизни, о чем тоже говорит отдельное, правда уже неофициальное ответвление современной психологии, такое как, регрессивная терапия, о которой мы подробно также уже рассказывали.

Вывод:

В общем независимо от того, верите ли вы в некие невидимые миры, духов, божеств или даже просто в существование своего личного подсознания, шаманизм, в любом случае, является важной частью культурного и религиозного наследия земли. И да, возможно, если бы каждый человек стал шаманом, таким как это изначально предполагалось в идеале, то наверное, земля превратилась бы в мистическое место, место знаний, где каждый может читать своё собственное и даже общее мировое подсознание планеты как открытую книгу, а также некую информацию, накапливаемую вещами, камнями и водой.

И не так принципиально даже нередкое использование различных одурманивающих средств многими начинающими шаманами, так как практически все они приходят в итоге к тому, что подобная связь возможна и без всего этого. Ведь все эти ритуалы и внешние формы, только помогают настроиться, а все остальное и самое главное входит в изначальные способности любого человека. Однако, наша цивилизация пошла своим путем, и она такая, какая есть.

В любом случае, это всё не приговор, кто хочет и сейчас может найти свой путь, путь который поможет создать гармонию, возможно пока и не на всей планете, но хотя бы в своей собственной душе посредством саморазвития и духовного поиска. Ну а мы в свою очередь на портале Обучения и Саморазвития будем продолжать рассказывать о религиозных направлениях планеты и их влиянии на обычного человека. Например, рекомендуем ознакомиться с Восточной религией Синтоизм и её философией, в которой также почитаются различные силы природы и духи давно ушедших предков, а также с сутью более традиционных религий таких как Ислам, Христианство и Буддизм.

Пишите комментарии, обсудим с удовольствием если у вас остались вопросы, дополнения и свои мысли по этому поводу! А также смотрите другие видео с десятками религий на ютуб канале саммари клуб. Не забывая и про соцсети, телеграм, тикток и инстаграм, где можно получать более короткие, минутные выводы из наших обзоров и печатные версии на сайте…


Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

шамани́зм

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова пируэт (существительное):

Ассоциации к слову «шаманизм»

Синонимы к слову «шаманизм»

Предложения со словом «шаманизм»

  • Именно эти способности, в связи с верой в духовный мир, и составляют реальную основу шаманизма.

Шаманизм в Сибири — рассматривается как главный пример шаманизма. Он является традиционной формой мировоззрения народов Сибири, видения и познания мира, рассматривающей человека как часть Космоса. Оно нацелено на непосредственное восприятие мира, постижение взаимосвязи природы и человека.

Алта́йский шамани́зм — региональная (и национальная) форма шаманизма. Территория распространения — Алтай. Как и у хакасов, якутов, казахов и других тюркоязычных народов Сибири, у алтайцев шаманизм испытал значительное влияние тенгрианства.

Шамани́зм (корейское название — мусо́к) до недавнего времени являлся одним из нескольких основных религиозных течений, распространённых на Корейском полуострове. Шаманизм в Корее имеет давние корни. С течением времени на него оказывали влияние другие распространённые религии страны — буддизм и даосизм.

Читайте также: