Рассмотрение мнения ю а конаржевского рассматривавшего управление школой как педагогический процесс

Обновлено: 01.07.2024

Основное назначение педагогического анализа как функции управления школой, по мнению Ю.А.Конаржевского, состоит в изучении состояния и тенденций развития педагогического процесса, в объективной оценке его результатов с последующей выработкой на этой основе рекомендаций по упорядочению управляемой системы.* Эта функция — одна из наиболее трудоемких в структуре управленческого цикла, так как анализ предполагает выделение в изучаемом объекте частей, оценку роли и места каждой части, сведение частей в единое целое, установление связей системообразующих факторов.

В отличие от других функций, например планирования или организации, педагогический анализ внешне менее эффективен, он как бы в тени, носит латентный характер, в то время как в действительности он требует максимума интеллектуального напряжения личности, сформированного аналитического мышления, проявляющегося в умении обобщать, сравнивать, систематизировать, синтезировать педагогические факты и явления.

Смотрите также:

И педагогика, и психология первоначально существовали в лоне философии, от которой вначале отпочковалась педагогика, а затем и психология.

Итак, доктор Спок, подчеркивалось в печати прошлых лет, с именем которого связана гуманистическая педагогика, выступил со статьей.

Повышению педагогической культуры родителей служит семейная педагогика, которая является важнейшим разделом педагогической науки.

Семья как фактор воспитания личности ребёнка. Семейная педагогика является составной частью теории коммунистического воспитания — целеустремлённого.

Настоящее издание составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом дисциплины "Психология и педагогика".

Фрейд А. Психология и защитные механизмы: Пер. с англ. — М.: Педагогика, 1993. К разделу II. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения.

Изучение психологии и педагогики имеет практическую значимость для будущих специалистов: полученные в процессе обучения знания необходимы в работе с персоналом и социальными.

Кантор И.М. Помоигишо-терминологическая система педагогики: Логико-методологические проблемы. — М.: Педагогика, 1980

Педагогика гуманизма, реализуемая им и его многочисленными последователями с помощью методики опорных сигналов, — это подлинное творческое сотрудничество с учащимися.

Основное назначение педагогического анализа как функции управления школой, по мнению Ю.А. Конаржевского, состоит в изучении состояния и тенденций развития педагогического процесса, объективной оценке его результатов с последующей выработкой на этой основе рекомендаций по упорядочению управляемой системы [1]. Эта функция одна из наиболее трудоемких в структуре управленческого цикла, так как анализ предполагает выделение в изучаемом объекте частей, оценки роли и места каждой части, сведение частей в единое целое, установление связей системообразующих факторов.

1 См.: Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ как основа управления школой. - Челябинск, 1978. - С. 23.

В отличие от других функций, например планирования или организации, педагогический анализ внешне менее эффектен, он как бы в тени, носит латентный характер, в то время как в действительности он требует максимума интеллектуального напряжения, сформированного аналитического мышления, проявляющегося в умении обобщать, сравнивать, систематизировать, синтезировать педагогические факты и явления.

Виды и содержание педагогического анализа. В теории и практике внутришкольного управления (Ю.А. Конаржевский, Т.И. Шамова и др.) определены основные виды педагогического анализа. Существуют различные его классификации в зависимости от субъекта анализа (что анализируется), от цели анализа (для чего анализируется) и т.д. Мы обратимся в дальнейшем к выделению и характеристике видов педагогического анализа в зависимости от его содержания, т.е. от того, каков характер анализа во временном, пространственном, фактологическом отношениях. В принятой классификации выделяется три вида анализа: параметрический, тематический и итоговый.

Параметрический анализ направлен на изучение ежедневной информации о ходе и результатах образовательного процесса, выявление причин, нарушающих его. Как правило, по итогам параметрического анализа вносятся поправки и изменения в ходе регулирования целостного педагогического процесса. Предметом параметрического анализа является изучение текущей успеваемости, состояния дисциплины в классах и в школе за день и за неделю, анализ посещаемости уроков и внеклассных занятий, санитарного состояния школы, соблюдения расписания занятий и др.

Альянс создавался чтобы противостоять СССР, Союз распался. Нам говорят, что теперь НАТО должен противостоять России, но воевать с ней члены НАТО категорически не хотят. Не согласились даже закрыть небо над Украиной, о чем мы просили.

Делаем вывод, что каждая страна тщательно взвешивает риски для собственной экономики и стремится если и не извлечь выгоду из происходящего, то уж точно минимизировать свои потери.

Кардинальное отличие релятивистской гравитермодинамики от общей теории относительности заключается в использовании в тензоре энергии-импульса внеядерных термодинамических характеристик вещества для описания лишь его квазиравновесного движения.

Кардинальна відмінність релятивістської гравітермодинаміки від загальної теорії відносності полягає у використанні в тензорі енергії-імпульсу термодинамічних характеристик речовини для опису лише її квазірівноважного руху.

Актуальные публикации:

Последние СТАТЬИ:

Зарегистрируйтесь и создавайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Это удобно и бесплатно. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора. Делитесь с миром Вашими работами!

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ Ю. А. КОНАРЖЕВСКОГО В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Педагогическое наследие Ю.А. КонаржевскогоВыполнила магистрант 2 курса, групп.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Педагогическое наследие Ю.А. КонаржевскогоВыполнила магистрант 2 курса, групп.

Педагогическое наследие Ю.А. Конаржевского
Выполнила магистрант 2 курса, группы МПО
Шлепотина Л.А

Юрий Анатольевич КонаржевскийПедагог, организатор в системе образования, докт.

Юрий Анатольевич Конаржевский
Педагог,
организатор в системе образования,
доктор педагогических наук, профессор,
участник Великой Отечественной войны, первый ученик-соискатель Т.И. Шамовой и по словам самой Татьяны Ивановны, именно этот её первенец превзошёл своего учителя.

Главное предназначение руководителя – в создании систем и управления ими, а.

Главное предназначение руководителя – в создании систем и управления ими, а для этого нужно научиться и системно мыслить: современно, исторично, широко, изобретательно, точно и однообразно одновременно, видеть необычайное в обычном, соединять не соединяемое, уметь видеть перспективу, смело заглядывать вперёд и при этом пристально всматриваться в прошлое……

В 1981г. в МГПИ им. В.И.Ленина защитил докторскую диссертацию «Педагогическ.

Выдающийся учёный, он внёс огромный вклад в теорию и практику системного рассмотрения процесса управления образованием.

Юрий Анатольевич разработал концепцию внутришкольного управления, обосновал управленческий цикл и роль каждой его функции, такие методологические подходы к управлению школой, как системный, человекоцентристский, проблемно – функциональный, программно – целевой.

Лозунг Юрия Анатольевича «Вперёд и только вперёд! В науке промедление и заст.

Особого внимания заслуживают научные труды: «Педагогический анализ урок.


Особого внимания заслуживают научные труды:

Юрий Анатольевич – автор свыше 100 научных работ, в том числе 8 монографий.

Юрий Анатольевич – автор свыше 100 научных работ, в том числе 8 монографий, ставших педагогической классикой.

Он один из первых в нашей стране осознал необходимость и значимость теории управления для такой специфической области деятельности, какой является сфера образования со всеми его многочисленными учреждениями, управленческими органами и разнообразными структурами.
Именно анализу различных сторон школьной жизни посвящены работы Юрия Анатольевича.

Что же такое педагогический анализ? Конаржевский дал ему следующее определен.

Целью оперативного анализа является ежедневный анализ основных показателей у.

Целью оперативного анализа является ежедневный анализ основных показателей учебно-воспитательного процесса, который помогает выявить причины нарушения его хода и рациональной организации и одновременно выработать рекомендации по устранению этих причин.

Тематический анализ позволяет более глубоко изучить те или иные положительные или отрицательные явления педагогического процесса и вскрыть причины их жизнедеятельности.

И, наконец, итоговый анализ – наиболее сложный, производимый после завершения какого – либо отчётного периода учебного года и направленный на изучение всего комплекса основных факторов, влиявших на результаты функционирования школы за отчётный период, а также изучение причин, породивших эти факторы.

Это ли не готовые модели анализа школьной жизнедеятельности для сегодняшних руководителей ОУ?

Освоение системного подхода в практике управления школой позволило Конарже.

Освоение системного подхода в практике управления школой позволило Конаржевскому рассматривать школу как многоцелевую, многоуровневую социально-педагогическую систему, требующую системного управленческого воздействия.

Именно ему принадлежит приоритет в применении системного подхода к практике и теории управления образованием.

Что же такое системный подход, по мнению Конаржевского, и что даёт овладение.

Что же такое системный подход, по мнению Конаржевского, и что даёт овладение им руководителю школы?

Системный подход в управлении школой - это прежде всего видение объекта и процесса управления как системы, т.е. осознанное, мысленно – конкретное представление школы и процесса управления ею как сложных, целостных, динамических систем.

Овладение системным подходом руководителем школы лежит в основе формировани.

Овладение системным подходом руководителем школы лежит в основе формирования его профессионального управленческого мышления.

Каждый руководитель школы – это в первую очередь создатель и конструктор систем: системы организационных отношений в педагогическом и ученических коллективах, системы управления формированием качества знаний, системы обобщения и распространения передового педагогического опыта, системы работы с родителями, системы воспитательной системы и т.д. – эти и многие другие должны не просто называться системами, а создаваться, формироваться, развиваться руководителем школы.

Юрий Анатольевич дал подробное описание двух течений в теории педагогическо.

Юрий Анатольевич особо акцентировал внимание на умении учителя вести самоана.

Вопросы миссии школы, её цели, общая педагогическая политика школы, кодекс.

Конаржевский первым пытался представить управленческую деятельность руководи.

Были определены пять закономерностей, которые необходимо заложить в основу п.

Были определены пять закономерностей, которые необходимо заложить в основу поведенческого аспекта концепции внутришкольного управления:

2. Демократичность управления, в основе которого лежит активное и инициативное включение в процесс управления учителей и учащихся при максимальном расширении горизонтальных и сокращении вертикальных связей.

Аналитичность управления. Целенаправленность управления. 5. Вооружённость.

5. Вооружённость аппарата управления умением осуществлять разнообразные виды управленческой деятельности. Уровень знаний, управленческого опыта, специальной управленческой подготовки менеджеров аппарата управления не может быть ниже, чем объём и сложность процессов, с которыми им приходится сталкиваться в процессе управления школой.

Опираясь на потребности школы, а также на опыт менеджмента в работе с персон.

Опираясь на потребности школы, а также на опыт менеджмента в работе с персоналом, Конаржевский выделил пятнадцать руководящих положений, следуя которым менеджер должен работать с педагогическим коллективом: это принципы сотрудничества, личного стимулирования, коллективного принятия решений, перманентного повышения квалификации, постоянного обновления и т.д.
Тема педагогического коллектива постоянно была в поле внимания учёного.

Юрий Анатольевич подчёркивал: «Времена талантливых учителей - одиночек давно.


Процесс управления всегда имеет место там, где осуществляется общая деятельность людей для достижения определенных результатов.

Управление — сложный процесс, слагаемыми которого являются правильный выбор целей и задач, изучение и глубокий анализ достигнутого уровня образовательной деятельности, система рационального планирования, организация деятельности ученического и педагогического коллективов, выбор оптимальных путей для повышения уровня обучения и воспитания, эффективный контроль [2].

Большой вклад в изучение проблемы управления образовательной организацией внесли С. И. Архангельский, И. Ф. Исаев, Ю. А. Конаржевский, А. Н. Орлов, П. И. Третьяков, И. К. Шалаев, Т. И. Шамова и другие исследователи.

И. Ф. Исаев выделяет такие принципы управления педагогической системой, как демократизация и гуманизация, системность и целостность, рациональное сочетание централизации и децентрализации, единство единоначалия и коллегиальности в управлении, объективность и полнота информации [3].

Система принципов управления разработана Ю. А. Конаржевским. В нее входят принцип уважения и доверия к человеку; принцип целостного взгляда на человека; принцип сотрудничества; принцип социальной справедливости; принцип индивидуального подхода; принцип обогащения работы учителя; принцип личного стимулирования; принцип единого статуса; принцип перманентного повышения квалификации; принцип консенсуса; принцип коллективного принятия решений; принцип участия в управлении учителей и делегирования полномочий; принцип целевой гармонизации; принцип горизонтальных связей; принцип автономизации управления; принцип постоянного обновления.

Кроме того, выделяют принципы управления развивающейся системы, к которым относит: демократизацию; гуманизацию; гуманитаризацию; дифференциацию, мобильность и развитие; открытость образования; многоукладность системы; стандартизацию.

Формирование информационных банков данных, технологий их оперативного использования повышает научную организацию управленческого труда [4].

  1. Деятельность. В качестве признаков деятельности применяется в управлении образовательной организацией следующие:

а) функциональный состав;

б) целевое назначение;

Целью этого управления является получение конкретного результата.

Как отмечает Пидкасистый П. И., управление — процесс воздействия на систему в целях перевода ее в новое состояние на основе использования присущих этой системе объективных законов [7].

Розанов В. А. отмечает, что управление — это система скоординированных мероприятий (мер), направленных на достижение значимых целей [1].

Итак, под управлением образовательной организацией мы понимаем систематическое, планомерное, сознательное и целенаправленное взаимодействие субъектов управления различного уровня в целях повышения качества деятельности образовательной организации.

Главная цель управленческой деятельности в системе образования — использование потенциала образовательной системы, а также повышение его качества. Сущность управления качеством образования заключается в поддержании целенаправленности и организованности учебно-воспитательных процессов в системе образования.

Любая управленческая деятельность состоит из последовательности взаимосвязанных действий (функций управления).

А. Файоль обозначил совокупность выделенных им функций (предвидение, планирование, организация, координация, контроль) административной функцией.

Лазарев В. С. выделяет среди функций планирование, организацию, руководство и контроль [23]. К этим основным функциям Сластенин В. А. добавляет педагогический анализ, целеполагание, регулирование [9].

  1. Функции управления поддержания стабильного функционирования образовательным учреждением;
  2. Функции управления развитием школы и инновационными процессами;
  3. Функции управления функционированием и саморазвитием внутришкольного управления включают в себя действия по отношению к самой системе управления образовательным учреждением [6].

П. И. Третьяков в качестве самостоятельных, но взаимосвязанных функций управления выделяет: информационно-аналитическую, мотивационно-целевую, планово-прогностическую, организационно-исполнительскую, контрольно-диагностическую, регулятивно-коррекционную.

Информационно-аналитическая функция составляет информационную основу, анализ направленный на изучение состояния тенденций развития объекта, оценку собственной деятельности, фактических результатов и выработки предложений по ее содержанию в заданном состоянии.

Мотивационно-целевая выступает как процесс проектирования результата целей обеспечивающие всеми видами ресурсов по развитию образовательной организации на основе социального заказа.

Планово-прогностическая заключается в определении зоны ближнего и перспективного развития образовательной организации.

Организационно-исполнительская — связана с реализацией планов, программ, управленческих решений через координирование и коммуникации в управлении образовательной организацией.

Контрольно-диагностическая отвечает за сбор информации, анализ и оценку управленческой деятельности, фактических результатов в разное время.

Регулятивно-коррекционная — поддерживает системы образовательной организации на заданном уровне, перевод ее в новое качественное образование и устранение отклонений образовательной организации.

Н. В. Кузьмина выделяет следующие функции: гностическая, проектировочная, конструктивная, организаторская, коммуникативная.

Гностическая — получение информации о всех аспектах функционирования педагогической системы.

Проектировочная — предполагает формирование целей и задач, изменение планов и прогнозов.

Организаторская — реализует исполнительную деятельность.

Коммуникативная — построение необходимых взаимоотношений и связей между субъектами отношений.

Классификация Ю. А. Конаржевского: педагогический анализ, целеполагание, планирование, организация, контроль, регулирование.

Системообразующей, по его мнению, является функция педагогического анализа.

Обобщая взгляды этих ученых, раскроем организационно-педагогическую функцию управления образовательным учреждением.

Организационная функция управления образовательной организацией направлена на обеспечение выбора лучших путей выполнения плановых и творческих заданий, определение совокупности действий, ведущих к образованию взаимосвязей между частями целого: инструктаж, координация, объединение людей, совместно реализующих программу или цель. Главным для организационной деятельности является вопрос о том, как реально, с помощью каких действий воплощаются в жизнь цели организации. Именно поэтому организационная деятельность рассматривается как деятельность исполнительская, как реализационная стадия управления [4].

Основные термины (генерируются автоматически): образовательная организация, управление, образовательное учреждение, педагогический анализ, система, управленческая деятельность, функция управления, организационная деятельность, педагогическая система, принцип управления.

Похожие статьи

Сущностные особенности управления современной.

Эффективное управление образовательной организацией.

Организационно-педагогические условия управления организацией социального партнёрства дошкольной

Система контроля как условие управления образовательной организацией.

Специфика деятельности руководителя в системе управления.

Система управления современной образовательной организацией - это

Рис. 1. Функции управления. Говоря о современной системе управления, следует отметить

Современная управленческая деятельность строится на основе принципов гуманизации, демократизации.

Заведующий в системе управления дошкольным учреждением

Функции и феноменология управления в системе педагогического знания. Управление образовательным учреждением в условиях изменения законодательства Российской Федерации в сфере образования.

Педагогический менеджмент в организации профессионального.

Основа педагогического менеджмента -это система управления учебно — воспитательным процессом в профессиональном образовании. Под управлением в образовании понимается целенаправленная деятельность субъектов управления различного уровня.

Система контроля как условие управления образовательной.

образовательная организация, контроль управления, функция систем контроля, система образования, система контроля, самый процесс управления, учебное учреждение, образовательная деятельность, необходимое.

Роль контрольно-диагностической деятельности в обеспечении.

Организационно-педагогические условия управления организацией социального партнёрства дошкольной образовательной организации. Управление дошкольной образовательной организацией как ведущий фактор обеспечения эффективности её деятельности.

Педагогический акт как организационно-управленческая.

Педагогический акт как организационно-управленческая деятельность. Автор: Айсханова Екатерина Султановна.

Педагогическая деятельность является сложно организованной системой ряда деятельностей: самая первая из них — деятельность преподавателя.

Система управления развитием образовательного учреждения.

Управление развитием образовательного учреждения понимается как часть осуществляемой управленческой деятельности, в которой посредством планирования, организации.

Условия повышения эффективности управления.

общеобразовательная организация, управление, субъект управления, управленческая деятельность, эффективность управления, повышение эффективности управления, организационная структура.

Читайте также: