Что такое секуляризация кратко

Обновлено: 04.07.2024

В социология, секуляризация (или же секуляризация) [1] это преобразование общество от близкого отождествления с Религиозные ценности и учреждения к нерелигиозным ценностям и светский учреждения. В тезис секуляризации выражает идею о том, что по мере развития общества, особенно через модернизация и рационализациярелигиозный авторитет уменьшается во всех аспектах общественной жизни и управления. [2] [3]

Секуляризация, в основном социологическом значении этого термина, включает в себя исторический процесс, в котором религия теряет социальное и культурное значение. В результате секуляризации роль религии в современных обществах становится ограниченной. В секуляризованных обществах Вера не имеет культурного авторитета, а религиозные организации обладают небольшой социальной властью.

Секуляризация имеет много значений, как теория и как исторический процесс. Социальные теоретики, такие как Карл Маркс (1818–1883), Зигмунд Фрейд (1856–1939), Макс Вебер (1864–1920) и Эмиль Дюркгейм (1858–1917) постулировал, что модернизация общества будет включать снижение уровня религиозность. Изучение этого процесса направлено на определение того, каким образом или в какой степени религиозные вероучения, практики и институты теряют социальную значимость. Некоторые теоретики [ который? ] утверждают, что секуляризация современной цивилизации частично является результатом нашей неспособности адаптировать широкие этические и духовные потребности человечества к все более быстрому развитию физических наук. [5]

Еще одна форма секуляризации связана с актом Князья-епископы или держатели позиции в Монашеский или же Военный орден - обладающие объединенной религиозной и светской властью под властью католической церкви - которые отделились и превратились в полностью светские (как правило, Протестантский) потомственные правители. Например, Готтхард Кеттлер (1517–1587), последний магистр Ливонский орден, конвертировано в Лютеранствосекуляризовал (и забрал себе) земли Семигалия и Курляндия который он держал от имени ордена, что позволило ему жениться и оставить своим потомкам Герцогство Курляндия и Земгалия.

В 1960-е годы наблюдалась тенденция к усилению секуляризации в Западной Европе, Северной Америке, Австралии и Новой Зеландии. Эта трансформация сопровождалась основными социальными факторами: экономическим процветанием, восстанием молодежи против правил и условностей общества, сексуальная революция, освобождение женщин, радикальное богословие и радикальная политика. [9]

Содержание

  • Коллективная совесть как определено Дюркгейм уменьшается;
  • Религия становится вопросом индивидуального выбора, а не соблюдением социальных обязательств.

Важным вопросом в исследовании секуляризации является то, в какой степени определенные тенденции, такие как снижение посещаемости мест отправления культа, указывают на снижение религиозности или просто на приватизацию религиозных убеждений, когда религиозные убеждения больше не играют доминирующей роли в общественной жизни или в общественной жизни. другие аспекты принятия решений.

Определения

  1. При обсуждении макросоциальные структуры, секуляризация может относиться к дифференциация: процесс, в котором различные аспекты общества, экономические, политические, правовые и моральные, становятся все более специализированными и отличными друг от друга.
  2. При обсуждении отдельные учреждениясекуляризация может обозначать преобразование религиозного института в светский. Примерами могут служить эволюция таких институтов, как Гарвардский университет из преимущественно религиозного учреждения в светское (с богословской школой, в которой теперь содержится религиозный элемент, иллюстрирующий дифференциацию).
  3. При обсуждении виды деятельностисекуляризация относится к передаче деятельности религиозных институтов светским, например, в предоставлении социальных услуг от церквей к правительству.
  4. При обсуждении менталитет, секуляризация означает переход от окончательный касается ближайший обеспокоенность. Например, люди на Западе теперь с большей вероятностью будут сдерживать свое поведение в ответ на более непосредственные последствия, а не из-за беспокойства о них. вскрытие последствия. Это личный религиозный упадок или движение к светскому образу жизни.
  5. При обсуждении населениесекуляризация относится к широким моделям снижения уровня религиозности общества в отличие от секуляризации на индивидуальном уровне, описанной выше в (4). Это понимание секуляризации также отличается от (1) выше тем, что оно относится конкретно к религиозному упадку, а не к социальной дифференциации.
  6. При обсуждении религия, секуляризация может использоваться только для однозначного обозначения религии в общем смысле. Например, ссылка на христианство не ясна, если не указано точно, какие христианские деноминации обсуждаются.

Абдель Вахаб Эльмессири (2002) выделили два значения термина секуляризация:

Социологическое использование и дифференциация

Актуальные проблемы секуляризации

Другими словами, вместо того, чтобы использовать долю нерелигиозных отступников в качестве единственной меры светскости, неосекуляризация утверждает, что люди все чаще ищут авторитетные позиции вне религии. Сторонники неосекуляризации утверждают, что авторитет религии в таких вопросах, как контроль рождаемостии утверждают, что авторитет религии снижается и происходит секуляризация, даже если религиозная принадлежность, возможно, не снижается в Соединенных Штатах (дебаты все еще продолжаются). [19]

Наконец, некоторые утверждают, что демографические силы нейтрализуют процесс секуляризации и могут сделать это до такой степени, что люди могут последовательно отходить от религии, даже когда общество становится более религиозным. Это особенно верно в таких обществах, как Израиль (с ультраортодокс и религиозный Сионисты), где у приверженных религиозных групп рождаемость в несколько раз выше, чем у светских. Эффект религиозного плодородия в большей или меньшей степени проявляется во всех странах и усиливается на Западе за счет религиозной иммиграции. Например, даже когда местные белые стали более светскими, Лондон, Англия, стала более религиозной за последние 25 лет, поскольку религиозные иммигранты и их потомки увеличили свою долю в населении. [20] Повсеместно вопрос секуляризации вызывает серьезные (а иногда и жаркие) дискуссии в социальных науках. [21]

Региональные события

Соединенные Штаты

Смит утверждает, что ключом к пониманию секуляризации стало появление элитного интеллектуального класса, скептически относящегося к религиозным ортодоксиям и находящегося под влиянием европейского общества. Просвещение традиция. Они сознательно стремились вытеснить протестантский истеблишмент, который, по их мнению, стоял у них на пути. [23]

Британия

История

В Великобритании секуляризация произошла намного позже, чем в большинстве стран Западной Европы. Он начался в 1960-х годах как часть гораздо большей социальной и культурной революции. До этого в послевоенные годы в Британии возродилась религиозность. [26] Социологи и историки активно обсуждают, когда это началось, как быстро это произошло и чем это вызвано. [27]

Спонсорство со стороны королевской семьи, аристократии и влиятельных местных дворян обеспечило важную систему поддержки организованной религии. Спонсорство сошло на нет в 20-м веке, поскольку местные элиты уже не были так влиятельны и финансово не в состоянии субсидировать свои любимые занятия. В угледобывающих районах местные угольные шахты обычно финансировали местные часовни, но это закончилось [ когда? ] по мере того, как промышленность находилась в затруднительном положении, и горняки, входящие в профсоюзы, отвергали вмешательство элиты в их местные дела. Это позволило секуляризирующим силам набрать силу. [28]

Последние достижения

Индия

Индияпосле обретения независимости стало свидетелем появления напористого светского государства. [31]

Китай

Согласно одному традиционному взгляду на китайскую культуру, учения Конфуцианство - влиятельные на протяжении многих веков - как в основном светские. [33]

Чан Пао Мин резюмирует предполагаемые исторические последствия очень ранней секуляризации в Китае:

Ранняя секуляризация китайского общества, которую следует признать признаком современности, [. ] по иронии судьбы оставила Китай на века без мощного и стабильного источника морали и права. Все это просто означает, что погоня за богатством или властью или просто борьба за выживание могут быть и часто были безжалостными без какого-либо чувства сдержанности. [. ] Наряду с ранней секуляризацией китайского общества, которая была столь же ранней, сопутствующий упадок феодализма и наследственной аристократии, еще одно примечательное событие, преобразовало Китай раньше, чем любая другая страна, в политически унитарную систему с одним единственным центром власти. Это также сделало китайское общество более эгалитарным, чем Западная Европа и Япония. [34]

В этой, возможно, светской обстановке, Коммунистическая партия Китая режим Китайская Народная Республика (находился у власти на материковой части Китая с 1949 года) способствовал сознательной секуляризации. [35]

Арабский мир

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

К обществу, свободному от религии. Процесс С. в условиях социалистич. общества, Сб. ст., М., 1970 ; Угринович Д. М., Введение в теоретич. религиоведение, М., 1973 ; Кpженек Ф., О марксистском понимании процесса С., в сб.: Вопросы науч. атеизма, в. 26, М., 1980 ; Munbу D. L., The idea of a secular society and its significance for Christians, N. Y.— L., 1963 ; Martin D., The religious and the secular; studies in secularization, N. Y.— L., 1969.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ (от лат. saeculum — человеческий век, срок жизни, наибольшая продолжительность которого 100 лет; мирское состояние) — обмирщение в контексте взаимодействия сакрального и профанного (мирского), движение от священного к светскому; в социологии — процесс освобождения всех сфер общественной и личной жизни из-под контроля религии.

8 самом широком смысле слова секуляризация начинается с разграничения сакрального и профанного, т. e. с десакрализации каких-то областей жизни: сакральная трапеза совершается не для насыщения, а для приобщения к святыне, является не произвольным, а ритуальным актом. Действия, явления, вещи становятся профанными, когда в них перестает проявляться святое и они становятся частью повседневной жизни, в которой едят, чтобы насытиться, поют или танцуют просто ради удовольствия; это действия секулярные, т. e. не имеющие магического или религиозного смысла.

В античном мире, в философско-рационалистической критике сакральных институтов и мифологии обосновывалась жизненная позиция “самостоянья” человека в пределах обычной жизни: не следует человеку просить у богов то, чтоон может доставить себе сам. В Европе уже с 11—12 вв. прослеживается тенденция к деклерикализации общественной жизни: благотворительность, образование, здравоохранение, судопроизводство постепенно все больше переходят из ведения церкви, духовенства в руки светских властей. Становится возможной и практика секуляризации церковных земель и имущества (в России Петром I и Екатериной II). Мощный стимул разграничению функций государства и церкви в Западной Европе дала Реформация. Утверждение самодержавия в России было сопряжено с признанием первенства светской власти; “царство” выше “священства”.

В современном понимании секуляризация — процесс сужения сферы воздействия религии и церкви, ослабления их влияния практически на все области жизни общества, на сознание, поведение, быт и стиль жизни большого числа людей. Утверждающийся светский стиль жизни затрагивает также религиозную сферу, влечет за собой обмирщение религии, трансформацию религиозного сознания, активизацию светских форм деятельности (в политике, финансах и пр.) религиозных организаций. Все труднее становится “включать” бога, в его традиционном понимании, “в игру”, в жизнь современных людей, все более излишним представляется для них обращение к богу для решения реальных проблем. Язык религии становится все более чуждым не только языку науки, но и повседневной жизни. Секулярными, т. e. свободными от религиозной детерминации, не интегрированными в религиозно-символическую смысловую структуру, оказываются важнейшие области жизни и институты современного общества: государство и законодательство, экономика с ее рыночными механизмами, естественные науки и техника, социальные и гуманитарные науки, искусство.

Вытесненная в качестве универсальной культурной матрицы, религия превратилась в один из секторов социума, наряду с другими — экономикой, политикой, духовной жизнью. Хотя религия взаимодействует с ними, но уже не определяет их. В экономике и политике она присутствует в лучшем случае в качестве мотивации участников — но не решающей, и притом диапазон выбора ориентации оказывается весьма широким как внутри религиозных влияний (религиозный плюрализм), так и за их пределами. В искусстве религиозная традиция сохраняется преимущественно в качестве составной части культурного наследия прошлого (и даже если художник отдает предпочтение именно ей, то только в силу своих индивидуальных склонностей: он волен не следовать религиозному канону, больше того — это как бы подразумевается, кажется само собойразумеющимся). Что касается полученных с помощью научных методов знаний о мире, то они лишают религиозную картину мира прежнего значения в качестве объяснения действительности. Идеи, которыми руководствуется современное сознание в различных областях духовного творчества, представляют собой автономные, самостоятельные по отношению к религии системы. Описываемое с помощью понятия секуляризации сознание представлено разными вариантами и имеет разные степени интенсивности в зависимости от конкретных обстоятельств и культурно-исторических предпосылок. Об этой дифференциации свидетельствуют данные относительно уровня секуляризации в разных обществах,-социальных слоях и средах.

Секуляризация не является одномерным процессом “преодоления религии”. В противоположность упрощенным оценкам, преимущественно в позитивистском мышлении, секуляризация — сложный, внутренне противоречивый и неоднозначный по своим последствиям процесс. Как показали исследования Э.Дюркгечма, Э. Трёльча, М. Вебера, а позднее П. Сорокина, Бергера, X. Люббе, современная светская европейская культура выросла на основе средневековой христианской культуры и немыслима'вне преемственной связи с ней. Так, Вебер указал на истоки секуляризации в самой иудео-христианской традиции: пророки Израиля отвергли идолопоклонство и тем проложили путь к десакрализации природы и истории. В эпоху Реформации, в протестантизме процесс “раскоддования мира” достигает своего апогея; в учении о “мирском призвании” профессиональная деятельность обретает религиозную ценность. Светское, профанное становится доминирующим, однако не вытесняет полностью сакральное. К. Левит в книге (Meaningin History, 1949) показывает, что на смену библейской эсхатологии приходят политические и социальные утопии, в других областях современной жизни можно также обнаружить аналоги сакральных образцов, светские эквиваленты религии.

Больше того, развитие новых религиозных движений и укрепление позиций ряда традиционных религий в кон. 20 в. (преимущественно в обществах, переживающих период модернизации) дают основание для постановки вопроса о “возрождении религии”, об устойчивом значении этого феномена и его перспективе. Очевидно, он выявляет антиномии процесса секуляризации, отражает потребность выхода за пределы сложившегося секулярного мира. Есть основания полагать, что все же не “поворот к религии” определяет направления движения в будущее: во многих отношениях сознание проявляющей тягу к религии массы остается секулярным (отсюда религиозная эклектика, актуализация мифа и пр.) — все это возможно лишь в рамках мировоззренческого плюрализма секулярного общества, т. е. базовые структуры секулярного сознания даже при наличии симптомов “религиозного возрождения” все же сохраняются, они не выводят за пределы секулярного стиля современной жизни. В пользу такого вывода говорит также широко распространившаяся в современном обществе “функционализация религии”, т. е. ее использование в нерелигиозных по своему существу целях (политических, психотерапевтических и др.).

Оценка секуляризации религиозным сознанием была и остается противоречивой. Она колеблется между признанием ее в качестве легитимного развития импульсов, заложенных в самой религии (Ф. Гогартен, “теология родительном падежа”>, и неприятием секуляризации и в целом современного мира как синонима отпадения от Бога, забвения религиозных заповедей (фундаментализм). Очевидно, ни в одну упрощенно-одностороннюю схему отношение религии к современному миру не укладывается: религия в той или иной степени оказывается вынужденной все же признать автономию секулярного мира, а секулярный мир в поисках ориентиров, в первую очередь нравственных, не может сбрасывать со счетов религию. Секуляризация необратима, но поиск святынь продолжается.

Лит.: КоксХ. Мирской град. Секуляризация и урбанизация в теологическом аспекте, пер. с англ. М., 1995; Kamiah W. Der Mensch in der Profanität. Mannheim, 1949; Olmstedt Th. The Secularity of Secular Institutes. Rom, 1949; Ru U. Säkularisierung als Interpretationskategorie. Rom, 1949; 2 Aufl. Freiburg, 1980; Leeuwen Th. van. Christentum in der Weltgeschichte. Heil und die Secularisation. Kreuz, 1966; LubbeH. Säkularisierung. Freiburg in Br.—Münch., 1975; Schrey H. H. (Hrsg.), Säkularisierung. Darmstadt, 1982.

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

Секуляризация (от позднелат. saecularis - мирской, светский) :

•Секуляризация (история) — в исторической науке изъятие чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому ведению. Обычно употребляется для описания изъятия государством у церкви её земельной и иной собственности. В Западной Европе масштабная секуляризация проводилась в XVI-XVII веках во время Реформации. В России в основном закончилась в XVIII веке.
•Секуляризация (социология) — в социологии процесс снижения роли религии в сознании людей и жизни общества; переход от общества, регулируемого преимущественно религиозной традицией, к светской модели общественного устройства на основе рациональных (внерелигиозных) норм. Политика государства, направленная на уменьшение влияния и роли религии (например, секуляризация образования).

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ, -и; ж. [от лат. saecularis - светский]
1.
Обращение государством церковной собственности в светскую (преимущественно о земле) . С. монастырских земель. С. церковного имущества.
2.
Изъятие чего-л. из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому; освобождение от церковного, духовного влияния. С. школьного преподавания. С. общественной жизни. Людмила Колосова Оракул (57408) 11 лет назад

Секуляризация (история) - в исторической науке изъятие чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому ведению. Обычно употребляется для описания изъятия государством у церкви её земельной и иной собственности.

Значение слова Секуляризация

Всем известно, что исторический процесс не стоит на месте. То, что имело огромное значение для общества несколько веков назад, сегодня воспринимается, как социальный рудимент. Религию и другие формы сознания общества эта тенденция не обошла стороной.

Значение слова секуляризация в научных дисциплинах

Секуляризация (от латинского saecularis – светский, мирской), с точки зрения историков, это обращение собственности церкви в гражданское владение, то есть переход от религиозной собственности к светской.

Значение слова saecularis

В социологической науке секуляризацией называется всеобщее уменьшение значения религии в духовной жизни общества. А также перевод общественной системы, которая регулировалась религиозными традициями, на рациональные распорядки.

Относительно католического права, секуляризация ― это выход из ордена монахов с освобождением от должности и возвращение в простые христиане или переход в христианские священнослужители.

Процесс перехода социума на новую модель общественного строя имеет различные ответвления:

Отделение церковной земли

Конфискация церковного имущества в государственную пользу или во владение коронованного монарха происходила с момента зачина исторической секуляризации.

Карл Мартелл

Правитель Франкии, Карл Мартелл, проводил секуляризацию для награждения своих военно-политических союзников церковными землями. Сугубо политический акт перераспределения собственности со временем приобрёл юридическую упорядоченность и обоснованность.

Позиция религии во внутренней европейской политике

Реформационный период XVI-XVII веков в Европе ознаменовался потерей церковью того влияния, которое было у неё испокон веков.

В Германии крестьянство открыто проявляло недовольство религиозными поборами, в Дании монастыри были обложены налогами, в Швеции монастырское имущество конфисковалось в королевскую пользу. Подобным образом большая часть Европы постепенно отходила от церковного авторитета.

Образование

Открытие светских школ и университетов без влияния религии на образовательный процесс принесло свои плоды. Вместо подготовки доминирующего количества церковнослужителей, ролью образования становится обучение специалистов разных профилей и специальностей.

Образование

В светских учебных заведениях среднего и высшего образования не проводились служения, церемонии и религиозные обряды. Началось привыкание общества к светскому образу мысли.

Контроль над наукой и культурой

Светское образование растёт и продолжает развиваться. Церковь перестаёт иметь первичное значение в научной и культурной сферах. Происходит становление естественных наук.

Судебная система

Задачи, которые решались религиозным судом, были делегированы светскому суду. В основном это были брачные, семейные и наследственные споры.

Как секуляризация влияет на сознание людей

Утрата церковью своих позиций оказала заметное влияние на сознание людей, а также на их моральные ценности и традиционные устои.

Вследствие секуляризации началось становление самостоятельной, независимой культуры.

Максимализм индивидуального достигает своего пика, самоутверждение личности становится во главу угла. Церковный аскетизм, который не позволял людям в полной мере удовлетворять потребности, потерял своё значение.

Человек становится свободной личностью, имеющей свои желания и возможности для их осуществления. Он свободен от божественного авторитета, старательно выставляемого церковью в качестве недостижимого идеала.

Новое общество

Происходит кардинальная смена моральных ценностей. Вместо непоколебимой веры в бога приходит осознание несовершенства социума и человека, необходимости их изменения. Это приводит к дезориентации и утрате жизненного ориентира.

Последствия

Исходом секуляризации стало то, что религия перестала иметь преобладающее влияние на все сферы жизни общества.

Культура, которая стала свободной от влияния главенства церкви, активно развивается в различных направлениях. Естественные и гуманитарные науки, психология, искусство – все эти сферы получают отмашку на развитие и распространение в обществе.

Заключение

Без оглядки на религию появляются литературные, музыкальные, художественные произведения.

Религия ― часть культуры общества. Появление агрессивного атеизма привело к тому, что на религию и верующих начались гонения на почве идеологии.

Из-за этого общество, в котором прошла секуляризация, рискует потерять значительную часть своей внутренней истории, связанной с религией. Также появляются благоприятные условия для развития социальных конфликтов на почве веры.

Читайте также: